Как снять редуктор шуруповерта
Домашняя мастерская: как отремонтировать редуктор шуруповерта?
Любой инструмент, независимо от модели и бренда, рано или поздно подвергается поломкам. Шуруповерт – не исключение: отдельные детали и узлы изнашиваются со временем, и без должного ухода или при форс-мажорных обстоятельствах могут отказать.
Основная функциональная нагрузка при эксплуатации инструмента распределяется через редуктор между двигателем и патроном, поэтому если с редуктором что-то случится – работа станет. Чтобы не тратиться на услуги ремонтного сервиса, достаточно воспользоваться советами мастеров, чтобы восстановить работу узла самостоятельно.
Устройство и принцип работы
Редуктор представляет собой комплексный передаточный механический узел, через который ось двигательно-силового блока передает крутящий момент на патрон.
В редуктор устанавливаются две или три передаточные ступени.
В конструкцию узла «бытового» двухрежимного шуруповерта входят:
- Пластиковый корпус – небольшой барабан, который крепится на патрон. Сам корпус фиксируется неподвижно, а вал патрона вставляется в зажим на одной из передаточных пластин;
- 2 или 3 передаточные пластины (водило) – круглая пластина из металла, с одной стороны каждой расположены 3 выступа под малые шестерни. С другой стороны одной из них зажим под вал патрона, а у другой (или 2-х других) еще одна т.н. «планетарная» шестеренка, которая вращает три малых зубчатых колеса;
- 6 или 9 малых зубчатых колес (по три: они могут быть одной или разной толщины) – это так называемые «сателлитные» шестеренки, которые устанавливаются и свободно вращаются на выступах передаточных пластин. Своими зубьями они взаимодействуют с солнечной шестерней, расположенной между ними и с кольцевой шестерней, которую располагают на внутренней поверхности корпуса;
- кольцевая шестерня – металлическое кольцо с зубьями на внутренней части и небольшими выступами на одном из колец внешней. На эти выступы и шарики-подшипники она укладывается на внутреннюю поверхность корпуса.
Детали смазываются, собираются последовательно и устанавливаются внутрь кольцевой шестерни, которая лежит внутри барабана корпуса (в нем есть уплотнение с углублениями под шариковые подшипники и выступы шестерни). После этого поверхность открытых сателлитов закрывается металлической шайбой, в центре которой расположено отверстие, в которое входит вал движка с еще одной, закрепленной на нем шестеренкой.
Во время работы шуруповерта зубчатое колесо на валу двигателя вращает верхние сателлиты, а они, крутясь вокруг своей оси и, по кольцевой шестерне, соответственно, передают движение на следующее водило. В зависимости от количества пластин и малых шестерней – скорость вращения будет пропорционально уменьшаться.
Как видно из устройства редукторного узла – они подразделяются в зависимости от количества передаточных пластин на:
- двухступенчатые.
- трехступенчатые. В этом случае в конструкцию добавляется еще одна пластина с «планетарной» шестерней и 3 сателлита.
Справка. От наличия ступеней зависит такой показатель как количество скоростных режимов прибора, а это, в свою очередь, скажется на его стоимости.
Еще один показатель, по которому подразделяются редукторы – это материал, из которого изготавливаются его части.
В производстве сателлитных шестерней используется:
- пластик. Такие конструкции относительно более легкие, но при этом их надежность ниже, чем у металлического аналога;
- металл. Они долговечны и при должном уходе и смазке будут работать «как часы».
Важно. Недостатки металлических деталей – продолжение их достоинств – они тяжелее пластиковых и стоят дороже. При этом, если шуруповерт используется без нарушения правил эксплуатации 2-3 раза в год, мастер, скорее всего, не почувствует разницы от того, из какого материала сделаны детали редуктора.
Причины поломки
Как любой механический узел, при работе редуктора на детали оказывает влияние сила трения, от чего они постепенно истачивают или изнашиваются и теряют «сцепку». Для того чтобы этого избежать, все детали узла должны быть качественно смазаны.
Поэтому первая причина поломки редукторного узла – недостаток смазки (но может быть и ее избыток).
Также на редуктор оказывает влияние такой «бич» механики как пыль. Она оседает на деталях и при эксплуатации нагревается вместе с ними. Особенно это опасно для пластиковых шестеренок, так как под воздействием нагревания от пыли они подвергаются деформации – что и ведет к поломке.
Наконец, еще одна неприятность для редуктора – попадание в него посторонних частиц. Забиваясь между зубцами, они заклинивают их. Из-за этого при вращении вала двигателя создается избыточная нагрузка на другие элементы конструкции, которая ведет к их разрушению.
Справка. Если одна из причин или форс-мажор привели к повреждению элемента редукторного узла (шестерни, подшипники или валы), часто приходится ставить новый редуктор целиком, так как не у всех производителей имеются в продаже отдельные детали редуктора, чтобы сделать замену.
Ремонт своими руками
В условиях домашней мастерской отремонтировать редуктор не так то и сложно. Ремонт сводится к разбору узла на отдельные детали, проверку целостности их конструкции, продувку и смазку, с последующей обратной сборкой. Процесс подразделяют на следующие стадии:
- Отделение редуктора от двигателя и извлечение (обычно вместе с патроном) из кожуха шуруповерта.
- Раскручивание корпуса и извлечение фиксирующей шайбы.
- Последовательное снятие сателлитных шестерней и передаточных пластин (2 или 3-х, в зависимости от конструкции).
- Извлечение кольцевой шестерни и проверка шариков-подшипников (они могут кататься по всему уплотнению, но не должны выкатываться за его пределы).
После извлечения всех деталей их необходимо прочистить от «старой смазки», протереть насухо и убедиться, что они не повреждены.
Затем мастера рекомендуют сложить их в обратном порядке «на сухо» и убедиться, что при вращении сателлитов также вращается и шпиндель патрона. Если вращение осуществляется без прокручиваний, то его можно собрать обратно.
Сначала в углубления в корпусе укладывают подшипники, на которые устанавливают кольцевую шестерню. Затем, по одной, ставят передаточные пластины, с установленными на них сателлитами и укладывают поверх фиксирующую шайбу.
Чем и как смазать?
Во время сборки каждую деталь смазывают синтетической (полусинтетической) или минеральной смазочной пастой (смазкой). Эти вещества отличаются по вязкости и стойкости. Чем она меньше, тем чаще детали приходится покрывать вновь. После того как редукторный узел разобран, каждый элемент рекомендуют покрыть смазкой отдельно, постепенно собирая узел воедино. Смазку наносят с помощью кисточки и распределяют по всей поверхности каждой детали.
Другой способ – использовать специализированное редукторное масло. Масла обладают жидкой консистенцией. Они используются так же как и смазка, или иногда заливаются в редуктор, не разбирая его, если для этого в конструкции шуруповерта предусмотрено специальное отверстие.
Таким образом, разобравшись в устройстве редукторного узла электрического шуруповерта, извлечь его из инструмента, проверить все детали и, при необходимости, поменять на них смазку не составит труда даже для начинающего мастера. Если проводить эту операцию регулярно 1-2 раза в год – риск поломки шуруповерта будет минимальным.
Как снять и отремонтировать патрон для шуруповерта своими руками
На сегодняшний день таким инструментом, как шуруповерт, пользуются многие, поэтому неудивителен высокий спрос на них. Очень часто устройство выходит из строя, и покупатель спешит в ремонтную мастерскую, отдавая за ремонт деньги. Не всегда хочется это делать, конечно, поэтому в нашей статье мы поможем вам подробнее ознакомиться с устройством шуруповерта. С некоторыми проблемами можно справиться самостоятельно.
Мы рассмотрим различные случаи поломок шуруповерта, а именно: разберемся с наиболее частыми поломками такой важной детали инструмента, как патрон.
Патрон шуруповерта: описание, функция
Патрон представляет собой металлический цилиндр с полостью внутри, оснащенный кольцом и регулирующей гильзой. Закреплен он на валу. С его помощью сверло или шлифовальная насадка оказываются надежно зафиксированными в нем для дальнейшей работы. Фиксацию рабочего органа инструмента (сверла) обеспечивает резьба. Сверло в нем затягивается двумя способами. Первый способ заключается в затягивании его специальным ключом, во втором способе затяжка сверла происходит при вращении патрона в направлении, противоположном оси вращения сверла.
Как разобрать патрон шуруповерта
Несмотря на то что на сегодняшний день на рынке представлено множество моделей шуруповертов, общий подход к съему такого элемента, как патрон, у них один. Сейчас мы кратко его опишем.
Для того чтобы его раскрутить, вам необходимо снять винт, крепящий его на валу. Он находится внутри патрона, вращение винта следует производить по часовой стрелке. После того как вы выкрутили винт, следует рывком дернуть патрон в обратную сторону.
Внимание! При попытке выкрутить его вручную необходимо поставить дрель на вторую скорость, если она двухскоростная. При покупке инструмента желательно смазать винт машинным маслом. В отдельных случаях, когда этот элемент не хочет поддаваться, тогда следует поставить инструмент на первую скорость, зажать его в ладони, включить реверс влево. Патрон должен легко сойти с резьбы.
Как заменить патрон шуруповерта
Заменить его неподготовленному пользователю будет нелегко, так как без помощи специального инструмента голыми руками у вас не получится это сделать. Способов, которыми его можно снять, два, мы и рассмотрим их в нашей статье дальше. Для того чтобы его поменять, следует обратить внимание на те действия, которые мы описали в статье выше. Демонтаж выполняется следующими инструментами:
- Шестигранный ключ – обычно это 10 мм Г-образный металлический стержень. Следует зафиксировать его короткую часть в патроне, длинную необходимо упереть во что-либо, например, в стол. Проворачиваем патрон, после чего снимаем его поворотами ключа.
Мы рассмотрели способ демонтажа с помощью ключа. Способ снять элемент вручную описан выше.
Ремонт патрона шуруповерта своими руками
Это подвижный элемент инструмента, который состоит из многих трущихся деталей. В процессе работы он подвергается износу, возникающему в результате действия на него сил трения, ударных сил и других факторов. Биение патрона, его чрезмерный люфт могут испугать неопытного мастера. В некоторых случаях не всегда удается выделить время или финансы для обращения в ремонтную мастерскую. Поэтому мы рассмотрим, как можно обойтись своими силами при ремонте различных неисправностей инструмента.
Ремонт шуруповерта своими руками при люфте патрона
Небольшой люфт в пределах 1 мм обычно не создает видимых проблем при работе. При большей величине следует обратить внимание на состояние редуктора. Итак, порядок действий следующий:
- Откручиваем болты крепления верхней крышки инструмента. Снимаем ее.
- Откручиваем электродвигатель от редуктора. Осматриваем крепления.
- Разбираем редуктор. Зачастую причиной поломки является неисправность втулки, находящейся внутри. Вынуть втулку возможно с помощью действий, описанных в начале статьи (смотрим, как снять патрон вручную). Втулка легко выпрессовывается вручную.
- Производим замену втулки. Затем собираем все в следующей последовательности: втулка, вал, подшипники втулки, стопорное кольцо. Смазываем трущиеся детали.
- После этого в обратной последовательности собираем редуктор. Крепим его к электродвигателю.
- Собираем корпус шуруповерта.
Ремонт шуруповерта своими руками при биении патрона
Главным виновником этой проблемы является редуктор шуруповерта. Чтобы удостовериться в этом, вам необходимо снять его, демонтировав вышеуказанным способом. Конкретно эта поломка может указывать на несколько проблем в редукторе, которые мы укажем ниже. Причина может заключаться в:
- нарушении геометрии вала редуктора;
- выработке шестерен;
- неисправности опорного подшипника вала;
- износе штифтов, фиксирующих сателлиты планетарной шестерни.
Вышеперечисленные детали производятся только на заводах, поэтому самому их изготовить у вас не получится. Вам остается только приобрести их и заменить вышедшие из строя.
Резьба патрона шуруповерта
Конструктивно в корпусе инструмента этот подвижный элемент закрепляется тремя способами:
- Крепление при помощи конуса Морзе.
- Нанесение резьбы.
- Закрепление установочного винта.
Крепление с помощью конуса Морзе известно издавна и заключается в следующем. Вал имеет форму конуса, повторяющую очертания поверхности внутри патрона – такого же конуса. Совмещая их определенным образом, получают надежное соединение.
Стыковка вала с патроном при помощи резьбового соединения заключается в наличии на конце вала резьбы, на которую свободно может накручиваться патрон, имеющий такую же резьбу.
Фиксирующий винт чаще всего используется как дополнительное крепление. Его головка имеет насечки под крестовую отвертку, а также левую резьбу. Этот винт вы сможете увидеть, раскрутив закрывающие его кулачки.
Чтобы узнать, какое у вашего инструмента крепление, необходимо внимательно осмотреть корпус инструмента. Обозначение для каждого вида крепления свое. Например, такое: 1–6 В 10 будет означать, что патрон закреплен посредством конуса Морзе размером В10, и к нему можно использовать насадки с диаметром хвостовика от 1 до 6 мм. При наличии же такой записи: 1,0–11 М 12 х 1,25 – вам будет известно, что на него следует использовать насадки с хвостовиками от 1 до 11 мм, метрическая резьба имеет сечение 12 х 1,5 мм. Зарубежные производители используют показатели в дюймах, например, 1,0–11 ½ – 20 UNF.
В этой статье мы рассмотрели основные проблемы, возникающие в процессе эксплуатации инструмента, уделили внимание такому ответственному узлу в конструкции шуруповерта, как патрон. Вместе с этим разобрались, как он крепится в конструкции шуруповерта, дали несколько советов по его ремонту своими руками, а также постарались в общих чертах осветить пути решения проблем ремонта.
Как снять патрон с шуруповерта
У владельцев шуруповёртов иногда возникает необходимость снять патрон с электроинструмента. Это может быт вызвано различными обстоятельствами:
- Ремонт, смазка и чистка этого узла.
- Желание заменить данный патрон другой моделью (иной конструкции, размера).
Данная операция не требует каких-то особых инструментов, умений и навыков. Но, выполняя её, необходимо помнить некоторые особенности, усложняющие действия по разборке. Большинство трёхкулачковых самоцентрирующихся патронов, устанавливаемых на шуруповёрты, быстрозажимные. То есть, имеют несколько отличий от обычных (ключевых типов):
- Узел имеет пластмассовую поверхность, способную разрушаться даже при минимальных механических воздействий на неё металлическими инструментами.
- Очень близкое расположение патрона к корпусу дрели, с маленьким зазором, который не позволит зафиксировать шпиндель трубным ключом или тисками.
Ещё один фактор, который может усложнить разборку самым лёгким способом, это относительная маломощность шуруповёрта (если сравнивать с дрелями).
Первый обязательный этап! Вывинчивание фиксирующего винта
Первым, обязательным, этапом при снятии патрона с большинства бытовых шуруповёртов является вывинчивание фиксирующего винта, расположенного с торца шпинделя между кулачками. Это крепёжное изделие предназначено для предохранения быстрозажимного узла от самостоятельного «свинчивания» при работе с нагрузкой в режиме реверса (против часовой стрелки).
Например, при вывинчивании старых крепёжных изделий, когда необходимо увеличивать крутящий момент. При этом патрон может оставаться неподвижным, зафиксированным битой в обрабатываемой поверхности, а шпиндель будет совершать вращения «влево» (против часовой стрелки) и самостоятельно выкрутится из крепёжного узла шуруповёрта.
Чтобы не возникало таких ситуаций, производители применяют контрольный винт с «левой» резьбой. Именно его необходимо в первую очередь снять, выполняя следующие действия:
- Развести кулачки, чтобы между ними свободно проходил наконечник отвёртки.
- Выкрутить винт, выполняя вращения в правую сторону, так как он имеет «левую» резьбу.
Внимание! Канавки на головках винтов могут быть различного размера и формы (прямой или крестообразной). Поэтому необходимо иметь отвёртки с разными наконечниками.
Свинчивание быстрозажимного патрона со шпинделя шуруповёрта
После того, как из торца шпинделя был вывинчен фиксирующий винт с «левой резьбой», можно снимать быстрозажимной патрон с шуруповёрта.
В связи с тем, что зазор между муфтой и корпусом составляет несколько миллиметров, то зафиксировать шпиндель при помощи тисков или трубного ключа не представляется возможным. Поэтому существует несколько других способов для снятия патрона.
Удерживая патрон рукой
Самый простой способ – это удерживать патрон рукой. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- Надеть спецовочную перчатку на ту руку, которая будет держать патрон.
- Установить регулятор крутящего момента на максимальный показатель или перевести шуруповёрт в режим сверления.
- Убедиться, что из торца шпинделя вывинчен фиксирующий винт.
- Свести кулачки патрона до минимального зазора.
- Удерживая патрон одной рукой, защищённой перчаткой, запустить вращение шуруповёрта в реверсном направлении (против часовой стрелки). Пока будут расходиться кулачки, электродвигатель наберёт обороты, и в момент их полного раскрытия получится своеобразный удар, который должен сдвинуть резьбовое соединение. Теперь свинтить патрон не составит особого труда.
Внимание! Это способ небезопасный! Запрещается им пользоваться при подтверждении хотя бы одного пункта:
- Отсутствие спецовочной перчатки.
- Мощность шуруповёрта превышает 500 Ватт.
- Неуверенность в собственных силах.
- Отсутствие хорошей физической подготовки (подростки, женщины, люди преклонного возраста).
Если данный способ не подходит по указанным выше запрещающим причинам или оказался безрезультатным, то необходимо применить следующие.
При помощи Г-образного инструмента
Данный способ вполне простой и безопасный, поэтому является приоритетным. Выполнять действия необходимо в следующей последовательности:
- Убедиться, что из торца шпинделя вывинчен фиксирующий винт.
- Закрепить в кулачках Г-образный инструмент. Лучше всего шестигранный ключ.
- Установить регулятор крутящего момента на максимальное значение или перевести его в режим сверления.
- Переключить направление вращения шпинделя в реверсный режим (против часовой стрелки).
- Запустить двигатель и дать ему возможность набрать максимальные обороты.
- Подвести вращающийся, закреплённый между кулачками, Г-образный инструмент к жёсткому упору. Например, слесарным тискам, гимнастической гире.
- В момент удара закреплённого Г-образного инструмента произойдёт быстрое свинчивание патрона со шпинделя.
Внимание! Патрон откручивается очень быстро, в течении менее одной секунды. Поэтому необходимо предусмотреть, чтобы он падал с минимальной высоты, то есть упор, о который будет происходить ударение Г-образным инструментом, должен находиться как можно ближе к полу.
Возможен и второй вариант этого способа:
- После вывинчивания винта и закрепления огранённого ключа (трёх-, четырёх-, пяти-, шестигранного) между кулачками, удерживаем шуруповёрт в одной руке, а с помощью другой наносим удар молотком (киянкой) по плечу торчащего инструмента, чтобы вращение происходило против часовой стрелки.
- «Сорвав», таким образом, патрон с места, откручивать можно продолжать рукой.
Этот подвид откручивания особенно эффективен в тех случаях, когда нет напряжения в сети (сетевой шуруповёрт), разряжен аккумулятор или электроинструмент находится в нерабочем состоянии.
Снятие патрона с разобранного шуруповёрта
Все вышеперечисленные способы предполагают снятие патрона с целого шуруповёрта. Но может возникнуть ситуация, когда электроинструмент окажется разобранным. Патрон будет снят с шуруповёрта вместе с редуктором.
Тогда снять кулачковый узел можно двумя способами:
- Закрепить редуктор между губок тисков, используя мягкие прокладки (например, деревянные), чтобы не повредить корпус. Закрепить Г-образный инструмент в кулачках, и попробовать «сорвать» патрон при помощи молотка.
- Подобрать торцевой гаечный ключ таким образом, чтобы он плотно садился на три шпильки редуктора (можно начать с размера №19).
Удерживая патрон одной рукой, второй проворачиваем ключ против часовой стрелки.
Конструкции большинства производителей современных бытовых шуруповёртов с быстрозажимными трёхкулачковыми патронами очень похожи, поэтому методы разборки применимы к большинству моделей.
Самым простым и безопасным способом является использование Г-образного огранённого инструмента, зажимаемого между кулачками патрона.
Как разобрать редуктор шуруповерта?
Чаще всего редуктор выходит из строя при длительной работе под большой нагрузкой. Самая частая поломка – это искривление основного вала с патроном. При такой неисправности прибор начинает сильно вибрировать руках.
Ещё одна поломка – это износ подшипника вала с патроном или опорной втулки. Если деформирован только подшипник или втулка, а вал остался в прежнем состоянии, то ремонт редуктора шуруповерта своими руками заключается только в замене изношенного элемента.
Если при включении шуруповерта мотор запускается на секунду, а затем резко останавливается, значит проблема кроется в редукторе. В такой ситуации чаще всего из строя выходит штифт, из-за которого сателлит не может передать обороты на основной вал. В таком случае поможет установка нового водила. Если водило тоже повреждено, то нужно менять целый редуктор.
Зубцы шестерней тоже влияют на работу редуктора. Если прибор будет долгое время работать с изношенным шестернями, то это может привести в негодность большинство деталей, которые относятся к устройству редуктора шуруповерта.
Схема редуктора шуруповерта
Принцип работы двухступенчатого редуктора шуруповерта
- Солнечная шестерня мотора вращает сателлиты. Вращение происходит по круговой траектории кольцевой шестерни. Отсюда становится понятно, что водило вращается медленнее, чем сам мотор.
- Далее первое водило отдает крутящий момент на вторую троицу сателлитов. Передача происходит через солнечную шестерню. Вторая троица тоже вращается по круговой траектории, как результат – второе водило получает ещё меньше оборотов. Оно соединяется с основным валом патрона.
Это схема двухступенчатого редуктора. Устройство редуктора шуруповерта одинаково, отличается лишь количество сателлитов. К примеру, для 3-ступенчатого редуктора добавляется ещё один механизм.
Как отремонтировать редуктор самостоятельно?
Редуктор – это такой механизм, который практически не подлежит починке. Речь идет о ремонте редуктора шуруповерта своими руками. К примеру, провода можно спаять, а кнопку прикрепить. Здесь же выход из ситуации – это замена неисправных частей.
Также, если переключение оборотов происходит с опозданием или в некоторых случаях не переключается, можно попробовать смазать шестерни в редукторе. При разборе можно наткнуться и на мусор, который мешает нормальной работе планетарного механизма.
Смазать шестерни можно и таким подручным материалом, как тосол. Ну лучше делать это «оригинальной» смазкой. Её можно найти в магазине или сервисном центре фирмы, к которой принадлежит устройство. Цена на тюбик обычно не большая, а его должно ходить на несколько ТО шуруповерта или другой техники.
Схема редуктора шуруповерта
Разборка редуктора шуруповерта:
- Необходимо вытащить патрон. Делать это удобнее всего шестигранным ключом на 10 миллиметров.
- В патрон необходимо зажать короткий конец ключа, а затем выполнить кратковременный запуск инструментом с такой целью, чтобы ключ на полной скорости электромотора ударился о поверхность стола.
- Но такой метод подойдет для шуруповерта, где редуктор хоть как-то запускается. При неисправном механизме нужно зажать шпиндель в тисках. В таком положении можно разобрать редуктор.
Теперь можно выполнять запланированные операции – смазывать детали или выполнять замену, при условии, что в наличии есть новые элементы для шуруповерта.
Не рекомендуется брать шестерни или муфты от других моделей, так как скорее всего будет несоответствие, хотя визуально оно может быть и не видно. Не рекомендуется работать с шуруповертом длительно на высоких оборотах, так как это скорее всего приведет к поломке.