Присоединение сибири. План-конспект литературного чтения Отряд Ермака отправился завоевывать Сибирь для царя

Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО - 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».

Цель урока: дать представление о легенде как жанре фольклора.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Планируемые результаты:

Предметные : Формирование читательских умений: осознанно читать информацию, ориентироваться в тексте произведения, находить в нём ответы на прямой вопрос, приводить доказательства цитатами из текста; оперировать литературоведческими понятиями; знание жанров устного народного творчества, определение жанра произведения по косвенным признакам; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).

Личностные результаты: эмоционально воспринимать легенду

Метапредметные результаты :

Познавательные УУД:

строить рассуждения, подводить под понятие.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу, формулировать цель урока под руководством учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, полно и точно выражать свои мысли.

Оборудование

1. мультимедийный проектор, физическая карта России,

2. презентация в формате MS.ppt.,

3. раздаточный материал «Жанры литературы»

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Действия учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

  1. Организационный момент

Приветствует учащихся

Доброе утро. Я приветствую вас и желаю вам на уроке плодотворной работы и интересных открытий.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

Индивидуальная

  1. Актуализация знаний, целеполагание

Предметные результаты:

знание жанров устного народного творчества, определение жанра произведения по косвенным признакам.

Регулятивные УУД: формулируют цель урока под руководством учителя

Коммуникативные УУД:

полно и точно выражают свои мысли.

Познавательные УУД:

строят рассуждения.

Выберите жанры устного народного творчества: загадка, пословица, рассказ, скороговорка, стихотворение, потешка, легенда.

Попробуйте дать определение каждому жанру.

Предположите, относится ли «легенда» к жанрам устного народного творчества.

Выясним определение жанра «легенда»

(Легенда-произведение фольклора. В легенде повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки).

Сегодня мы познакомимся с произведением

«Легенда о покорении Сибири Ермаком».

Поставьте цель урока.

Анализируют

Дают определения

Высказывают предположения.

Дают определение жанра легенда

Формулируют учебную цель совместно с учителем и определяют задачи:

Определить жанр нового произведения;

Узнать о походе Ермака в Сибирь;

Установить подлинность описываемых событий.

Работа в парах

Индивидуальная работа со словарями «Книгочей»

Л.А.Ефросининой

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Предметные результаты:

осознанно выразительно читают, используя разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)

Личностные результаты: эмоционально воспринимают легенду

Познавательные УУД: строят рассуждения.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме

Предлагает прослушать «Легенду о покорении Сибири Ермаком», ответить на вопросы по содержанию:

Что беспокоило царя?

Кто помог найти Ермака?

С какой просьбой обратился царь?

Прочитайте монолог Ивана- царя.

Предлагает рассмотреть репродукцию картины В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» - учебник, с. 37. Выполнить задание:

Найдите Ермака. Каким его изобразил художник? А каким он изображен в тексте?

Читают текст легенды, находят ответы на вопросы.

Знакомятся с понятием монолог. Находят монолог в тексте. Выразительно читают.

Рассматривают репродукцию, сопоставляют произведение изобразительного искусства и литературное произведение.

Индивидуальная

  1. Применений знаний и способов действий

Предметные результаты: относят произведение к легенде, описывают героев и события, работают с географической картой

Познавательные УУД: подводят под понятие

Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других

Предлагает провести исследование, составить кластер (см. Приложение).

Исследовательская работа

Исходя из понятия легенды, мы должны доказать, что произведение является/не является легендой.

Проводят исследование, представляют доказательства, составляют кластер.

Работа в группах

(наблюдение, практическая работа, работа с картой)

  1. Итог урока

Предметные:

умение ориентироваться в тексте произведения, доказывать свою точку зрения цитатами из текста, составлять план прочитанного.

Регулятивные УУД:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

оценивать результаты своей деятельности

Предлагает восстановить план легенды (названия частей перепутаны), доказать цитатами из текста

Организует оценочные высказывания обучающихся

Восстанавливают правильное расположение частей плана, доказывают правильность с опорой на текст произведения

Оценивают результаты учебно-познавательной деятельности

Индивидуальная

  1. Домашнее задание

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.

Комментирует д.з. (по выбору)

Пересказ по плану

Составление кроссворда

Записывают задание в дневник

Индивидуальная

Приложение

Исследование легенды

Этапы исследования

I этап исследования (1 группа учащихся)

Историческая личность: доказать или опровергнуть существование исторической личности

Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории Ермака, Ивана Грозного.

Ученики работают с информацией о данных личностях в детской энциклопедии «Я познаю мир» на страницах 242, 248 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство.

Заносят в кластер: Историческая личность

Учитель дополняет рассказ учащихся.

Вывод: Ермак и Иван Грозный являются историческими личностями.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

II этап исследования (2 группа)

Временные рамки: необходимо найти соответствие дат событий, описанных в легендах, и дат, представленных в энциклопедии «Кто такой?»

Гипотеза: временные рамки в легенде совпадают/не совпадают с историческими событиями.

Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды. Ученики работают со статьями энциклопедии «Кто такой», находят даты жизни Ивана Грозного (1530-1584), его правление и завоевание Ермаком Сибири (1581 год)

Заносят в кластер: Временные рамки

Вывод: временные рамки легенды совпадают с историческими событиями, следовательно, соответствуют действительности.

Методы исследования: наблюдение.

III этап исследования (3 группа)

Географическое место: найти на физической карте России географические названия, встречающиеся в легенде

Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современной географической карте России).

Ученики находят/не находят на карте России карте географические названия, которые встречаются в легенде: Уральские горы, Дон, Сибирь, реку Иртыш.

Заносят в кластер: Географическое место

Вывод: наше предположение подтвердилось.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы.

Методы исследования: практическая работа.

IV этап исследования (4 группа)

Художественный стиль произведения: доказать стиль «сказочного» языка произведений

Гипотеза: В легенде повествуется о каком-либо событии в форме сказки. Вспомните и назовите, что характерно для стиля «сказочного» языка.

Учащиеся доказывают/опровергают условия сказочного стиля произведения, отмечая свои результаты в кластере: Сказочный стиль

Достаточно доказать два условия сказочного стиля.

Развитие умения осуществлять умозаключение на основе раннее приобретённых знаний

Таблица доказательств литературного стиля произведения

Повторяющиеся определения.

Думал-думал, царь-батюшка…

Определения перед определяемым словом.

Смерти не боится…, заболел царь.

Краткие формы прилагательных и глаголов.

Слег, слыхал,…повидали…

Нравственные ценности народа:

Отдать жизнь за родину (службу верную для Руси святой сослужу)

Вывод: произведение написано в форме сказки

Развитие способностей к практическому применению изученного материала

Осмысление новых знаний, умений, качеств, критический анализ полученной информации

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни.

Легенда о покорении Сибири Ермаком.

Легенда - это жанр народных и литературных (авторских) произведений, в основе которых лежат случаи из жизни или исторические события.
Будем изучать легенды, в основе которых также лежат действительные события, происходившие с людьми, или исторические факты.

Введение

http://mypresentation.ru/documents/7ac31004cdcd60935a9db0cf5b7e20f3/img13.jpg

Картина В.И. Сурикова "Покорение Сибири Ермаком" показывает нам решающую битву, произошедшую в 1581 году между отрядами Ермака и Кучума. На данном полотне мы видим, как казаки во главе с Ермаком теснят татар. Сам Ермак изображен среди остальных воинов ничем неприметный, только подняв руку, указывая направление для наступления.

http://v.900igr.net:10/datas/istorija/Pokorenie-sibiri-Ermakom/0021-021-Pokorenie-sibiri-Ermakom.jpg

Легена начинается с того, что Царю Ивану не давали покой земли находящиеся за Уралом, которые были насыщены большими богатствами. Знал он, что те земли Сибирью называют и обладают они всяким добром, да вот только далеко эти богатства от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, все думал, как этими землями овладеть.

http://ybobra.ru/uploads/url/4949.jpg/Vasnetsov_Ioann_4.jpg

Царю помог его бедный слуга, обыкновенный мужик из крестьянского рода. Подходит к Царю, слуга из крестьян и спрашивает: "Может, чем помогу я тебе?". И пошел после мужик за Ермаком. Вскоре он находит семью Ермака и передает ему просьбу Царскую от батюшки Ивана. Сослужи-ка ты царю службу верную та добрую. За Уралом богатые земли лежат, ты пойди на ту землю, та разведай, поймай хана Кучума, а людей его подчини и к царской службе приучи.

О покорении Сибири Ермаком нам говорится с гордостью, с уважением к великому Ермаку и его делам. Ермак представляется нам как крепкого телосложения мужик с сильным духом победителя. К его личным качествам относятся такие черты как доблесть, доброта, упорство и благородство. В основном он представлен нам в булатных латах в шлеме и с богатырским мечем. Именно так мы и видим Ермака во время покорения Сибири. Также мы видим в нем патриотизм, так как он называет Русь "святой", а главная его награда это благословение отчизны. Кроме патриотизма героя мы еще видим смысл в его жизни, это подтверждается такими строками "а мы - не праздно в мире жили!".

В те далекие времена, татарские войска считались очень хорошими и непобедимыми. На протяжении большого времени татарские воины не знали поражений и покорить их было практически невозможно. Вопреки всем слухам о непобедимом хане и его войске, Ермак разбил последнего.

Это легенда своей манерой повествования очень похожа на сказку, а само завоевание Сибири проходит как по волшебству. Да и само поведение царя Ивана описано как у сказочного персонажа (сказочного царя). Хотя это легенда основывается на реальных событиях, нам она преподносится как сказка. Сам герой действительно существовал и возможно обладал теми чертами, которые мы увидели в строках легенды.

Чтение легенды с комментариями

1. Что беспокоило Ивана-царя? Прочитайте.

«Услышал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче его... всё думу думал, как это царство хана покорить».

2. Кто помог царю найти Ермака Тимофеевича? Найдите ответ в тексте.

Царю помог один его бедный слуга из крестьян, обыкно-венный мужик.

с. 23: « Подходит к царю один его бедный слуга из кре-стьян и спрашивает: «Может, помогу я тебе?» с. 24: «Отправил царь Иван мужика в добрый путь... Ис-ходил мужик все реки и горы Урала. Вскоре он нашёл семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана».

3. С какой просьбой обратился царь к Ермаку? Прочитайте.

с. 25: «Сослужи мне службу добрую. За Уралом богатые земли лежат, ты пройди ту землю, поймав хана Кучума, а людей его под власть Руси приведи».

4. Как в легенде описано покорение Ермаком Сибири?

Покорение Ермаком Сибири описано с гордостью, с ува-жением к самому Ермаку и к его делам.

5. Каким представляете Ермака Тимофеевича? Расскажите.

Ермак представляется сильным духом и крепким по те-лосложению донским казаком. Суровый взгляд, тяжёлая рука, острый ум. Одет з латы булатные, на голове — шлем, в руках — меч. Так выглядел Ермак во время за-воевания Сибири. А как выглядел Ермак в мирной жизни, можно посмотреть на иллюстрации с. 24.

6. Почему о подвиге Ермака Тимофеевича люди сложили легенду? Чем это произведение напоминает сказку?

Татарские ханы и татарское войско в то время считались непобедимыми. Выносливые, жестокие воины-татары не знали поражений. Победить их, тем более, покорить та-тар было невозможно. Однако Ермаку это удалось. По-этому, люди сложили об этом казаке-герое легенду.

Это произведение напоминает сказку, потому что стиль повествования похож на сказочный; завоевание Сибири происходит как по велению волшебной палочки (без кро-ви, без описания сражений);сам царь Иван ведёт себя так, как сказочные цари (занемог, не пьёт — не ест).

Итоги

Познакомились с легендой о покорении Сибири Ермаком. Учились делить текст на смысловые части, составлять план; пересказывать подробно и кратко отдельные эпизоды; выражать свою точку зрения о прочитанном произведении; рассказывать о герое и его поступках, понимать позицию автора;

ИСТОЧНИК

http://www.lang-lit.ru/2014/10/legenda-oermake.html

http://vsedz.ru/content/legenda-o-pokorenii-sibiri-ermakom

http://etosibir.ru/statii/pokorenie-sibiri-ermakom/

http://antiquehistory.ru/ermak-kratko-o-zavoevatele-sibiri/

Литературное чтение. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока : Народные легенды. Легенда о граде Китеже. Легенда о покорении Сибири Ермаком.

Тип урока: объяснение нового материала с элементами исследовательской деятельности.

Виды и формы организации учебного процесса: личностно-ориентированный урок с использованием фронтальной, индивидуальной, групповой работы.

Методы обучения: проблемно-поисковый (создание проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению); словесный (беседа, диалог); практический (работа с таблицей); наглядный (наблюдение, презентация);

исследовательский.

Педагогические технологии : технология АМО, ИКТ, игровые технологии, технология обучения как учебного исследования, технология критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, карта России,

презентация в формате MS.ppt., раздаточный материал научно-популярная литература:

Н. М. Карамзин «История государства Российского» том 3 глава 8 стр. 107, М.:Моск.рабочий; Слог, 1993;

Н. М. Карамзин «История государства Российского» том 9 глава 6 стр. 18, М.:Моск.рабочий; Слог, 1993;

А.А. Семенюк, М.А. Матюшина «Школьный толковый словарь русского языка», М., «Просвещение», 2001;

Н.В.Чудакова, А.В.Громов «Я познаю мир», стр. 209, стр. 248, М., АСТ, 2002;

Учебник «Литературное чтение», 4 класс, I часть, раздел «Героическая песня, легенда, библейское предание» Авторы-составители: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. - М. «Вента-Граф», 2004

Цель урока: дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы.

Задачи:

1. Образовательные:

систематизация знаний о жанровом разнообразии фольклора;

создание условий для полноценного восприятия литературных произведений через единство содержания и формы работы;

сравнение персонажей разных произведений, выявление отношений к ним собственной оценки и подтверждение собственных суждений текстом произведений.

2. Развивающие:

развитие мыслительной деятельности учащихся с использованием активных методов обучения;

формирование умений исследовательской работы;

овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

развитие познавательной активности.

3. Воспитательные:

обогащение нравственного опыта обучающихся;

формирование навыков работы в группах (понимать и принимать учебную задачу, аргументировать свою точку зрения в устно-речевом общении);

формирование интеллекта и общей культуры.

Ход урока

Формы, методы, приёмы

Цель применения

I этап урока. Инициация

Цель этапа: создание настроя на совместную коллективную деятельность в группах.

1. Выбор команд АМО «Найди свою половинку»

Ученики собирают группу, найдя свою половину пословицы.

Пословицы: «Ученье свет, а неученье тьма», «Делу время, а потехе час». Приложение 1

Теперь вы члены двух команд. Команды, прошу занять свои места.

2. Приветствие. Игра «Дразнилки»

Приложение 1

Приветствие команд будет необычным. Каждая команда поочереди выкрикивает дразнилки, которые приготовили дома.

У кого запас дразнилок закончится, тот и проиграл.

Предлагаю пожелать друг другу удачи (приветствие ладошкой).

Формирование групп, чувства команды

Создание

психологического климата

II этап урока. Вхождение в тему

Цель этапа: систематизация знаний о жанрах фольклора.

1. Актуализация знаний

Сегодня у нас необычный урок, его тему вы определите, составив слово из букв (карточки с буквами у каждой команды лежат на столе).

Какое слово у вас получилось? (фольклор)

Что такое фольклор? (ответы детей)

Фольклор – это устное народное творчество.

Слайд 2

К какому жанру фольклора относятся следующиепроизведения?

(подготовленные дети читают произведения)

Слайд 3

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок... (колыбельная песня)

От топота копыт, пыль по полю летит (скороговорка)

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький…

(сказка)

Четверо братцев под одной крышей стоят (загадка)

Та-ра-ра! Та-ра-ра!

На лугу стоит гора,

На горе растет дубок,

А на дубе воронок (потешка)

Матушка Добрынюшке говаривала,

Матушка Никитичу наказывала:

«Ах ты, душенька Добрыня сын Никитинич! (былина)

Как в старом-то было городе,

В славном и богатом Нижнем,

Как уж жил тут, поживал богатый мещанин,

Богатый мещанин Кузьма Минин-сын (героическая песня)

Было у человека два сына. Старший-спокойный да хозяйственный, работает в поле, отцу помогает. А младшему все не сидится дома, хочется дальние страны посмотреть…

(предание)

Приложение 2

Создание условий для определения учащимися цели урока и постановки учебных задач

Актуализация опыта учащихся, необходимого для «открытия новых знаний»

III этап урока. Погружение в тему

Цель этапа: дать понятие легенды как жанра фольклора.

1. Целеполагание

В четвёртом классе мы познакомились с новыми жанрами фольклора: былиной, преданием, героической песней. Сегодня мы дополним наши знания еще одним видом жанрафольклора - легендой.

Знакомо ли вам это понятие?

АМО «Вершина успеха»

Отметьте на вершине успеха уровень своих знаний о легенде (учащи е ся при помощи цветных магнитов определяют уровень своих знаний о легенде).

Приложение 3

2. Интерактивная лекция

Введение понятия «легенда»

Что такое легенда?

Где мы можем найти определение легенды? (найти в толковом словаре, Интернете)

Задание по группам:

1- найти определение понятия «легенда» по толковому словарю приёмом «Сжатие текста»

2- найти определение понятия «легенда» по научно-популярной статье из Интернета приёмом «Сжатие текста»

Каждая команда даёт своё определение.

Познакомимся с этим понятием на 17 странице нашего учебника

Вывод: легенда-произведение фольклора. В легенде повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.

Слайд 4

Сегодня у нас будет необычный урок, а урок-исследование. Мы станем учёными-исследователями. А предметом исследования будут легенды «О граде Китеже, «О покорении Сибири Ермаком». В ходе нашего исследования мы должны доказать, что эти произведения являются легендами.

Создание условий для определения учащимися ожиданий

Раскрытие сущности обсуждаемого понятия, построение логического умозаключения

IV этап урока Проработка содержания темы

Цель этапа: формирование умений исследовательской работы

1. Знакомство с содержанием произведения

Задание: каждая команда знакомится с содержанием легенд и даёт краткий пересказ содержания текста по опорным словам (карточки с опорными словами лежат на столах).

Приложение 4

1- читает про себя легенду о граде Китеже, стр. 14 - 15

2 - легенду о покорении Сибири Ермаком, стр. 15 – 17

Представители от команд дают краткий пересказ, сопровождаемый показом иллюстраций на слайдах.

Слайды 5-10; 11-17

2. Исследовательская работа

Исходя из понятия легенды, мы должны доказать, что произведение является/не является легендой.

В каждом исследовании есть: предмет исследования, гипотеза, методы исследования и выводы.

Предметом исследования у каждой команды будет легенда.

Гипотеза: в процессе исследования нужно доказать, что легенда основана на историческом событии, написана в форме сказки.

Метод исследования: наблюдение, практическая работа (работа с картой)

Выводы. У каждой команды есть маршрутные листы-таблицы, в которые заносятся результаты исследования.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации.

Формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль; учить анализировать и обобщать полученные знания

Этапы исследования

I этап исследования

Историческая личность: доказать или опровергнуть существование исторической личности

Команда 1

Легенда о граде Китеже

Команда 2

Легенда о покорении Сибири Ермаком

Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории хана Батыя.

Ученики работают с информацией о данной личности в детской энциклопедии «Я познаю мир» на странице 209 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Учитель дополняет рассказ учащихся.

Слайд 18

Вывод: Хан Батый является исторической личностью.

Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории Ермака, Ивана Грозного.

Ученики работают с информацией о данных личностях в детской энциклопедии «Я познаю мир» на страницах 242, 248 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Учитель дополняет рассказ учащихся. Слайды 19-20

Методы исследования: наблюдение.

Вывод: Ермак и Иван Грозный являются историческими личностями.

Игра «Цветик-семицветик»

На карточках (лепестках) напечатаны характеристики личности героев (в соответствии с легендами). Ученикам нужно распределить карточки к портретам Батыя и Ермака. Составить рассказ о характерных чертах соответствующей исторической личности.

Приложение 6

Слайды 21-22

Организация смены видов деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости обучающихся

II этап исследования

Временные рамки: необходимо найти соответствие дат событий, описанных в легендах, и дат, приводимых в научно-популярных статьях в книге Н. М. Карамзина «История государства Российского».

Гипотеза: временные рамки в легендах совпадают/не совпадают с историческими событиями.

Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды.

Ученики работают со статьёй из книги Н. М. Карамзина «История государства Российского» том 3 глава 8 страница 107. Дата прихода на реку Волгу Батыева войска и дата из легенды появления Батыева войска в ветлужских лесах (XIII век) совпадают. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Методы исследования: наблюдение.

Гипотеза: временные рамки в легендах совпадают/не совпадают с историческими событиями

Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды. Ученики работают со статьёй из книги Н. М. Карамзина «История государства Российского» том 9 глава 6 страница 18. Даты жизни Ивана Грозного (1530-1584) и завоевание Ермаком Сибири (1581год) совпадают.

Методы исследования: наблюдение. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Вывод: временные рамки легенды совпадают с историческими событиями, следовательно, соответствуют действительности.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

III этап исследования

Географическое место: найти на физической карте России географические названия, встречающиеся в легенде

Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современных географических картах).

Открыть в Интернете географическую карту Нижегородской области (по закладке учителя).

Приложение 7

Ученики находят/ не находят на карте географические названия, которые встречаются в легенде: реку Волгу, ее приток реку Ветлугу, озеро Светлояр. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современной географической карте России).

Ученики находят/не находят на карте России карте географические названия, которые встречаются в легенде: Уральские горы, Дон, Сибирь, реку Иртыш. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Методы исследования: практическая работа.

Вывод: наше предположение подтвердилось.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

Общий вывод: Вы доказали, что произведения основываются на исторических событиях, выполнено одно условие из понятия легенды.

IV этап исследования

Художественный стиль произведения: доказать стиль «сказочного» языка произведений

В легенде повествуется о каком-либо событии в форме сказки. Это второе условие определения понятия легенды. Нам надо доказать/ опровергнуть вторую часть определения легенды. Вспомните и назовите, что характерно для стиля «сказочного» языка.

Слайд 23

Команда доказывает/опровергает условия сказочного стиля произведения, отмечая свои результаты в таблице. Достаточно доказать два условия сказочного стиля.

Приложение 5

Развитие умения осуществлять умозаключение на основе раннее приобретённых знаний

Таблица доказательств литературного стиля произведения

Повторяющиеся определения.

Давным-давно…., все бежала и бежала..

Расположено оно……глав церквей

Придя, завоевав, стих(затих)…

победа силы духовной над силой физической.

Вывод: произведение написано в форме сказки.

Повторяющиеся определения.

Думал-думал, царь-батюшка…

Определения перед определяемым словом.

Смерти не боится…, заболел царь.

Краткие формы прилагательных и глаголов.

Слег, слыхал,…повидали…

Нравственные ценности народа:

Отдать жизнь за родину (службу верную для Руси святой сослужу)

Вывод: произведение написано в форме сказки

Развитие способностей к практическому применению изученного материала

Ученики работают с текстом легенды. Команда по пунктам самостоятельно доказывает/опровергает стиль сказочного языка, отмечая свои результаты в таблице. Каждая команда доказывает на примерах свою гипотезу.

Общий вывод: произведение написано в стиле сказочного языка.

В ходе исследовательской работы доказали, что в этих произведениях выполнены два условия, значит, эти произведения являются легендами.

Актуализация полученных знаний

V этап урока Подведение итогов

Цель этапа: осмысление новых знаний, умений, критический анализ полученной информации

1.Составление кластера по теме «Что такое легенда?»

Слайд 24

Кластер

Осмысление новых знаний, умений, качеств, критический анализ полученной информации

2. Рефлексия: оценивание учащимися уровня собственных знаний на вершине успеха.

3. Подведение итогов.

Какой этап нашей исследовательской работы вам показался наиболее интересным? Сложным?

Кто из вас почувствовал интерес к исследовательской деятельности?

Корректировка своей деятельности на основе этой оценки, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы.


Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока литературного чтения

в классе

12.09.2016

дата

Консультация учителя__________________

Тема урока : Легенда о покорении Сибири Ермаком.

УМК «Начальная школа XXI века»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: создать благоприятные условия для знакомства учеников 4 классас легендой «О покорении Сибири Ермаком»

Задачи:

Образовательные:

    Познакомить учеников с легендой о покорении Сибири Ермаком;

    Формирование представлений персонажей разных произведений, выявление отношений к ним собственной оценки и подтверждение собственных суждений текстом произведений.

Развивающие:

    Развитие мыслительной деятельности учащихся с использованием активных методов обучения;

    Развитие познавательной активности.

Воспитательные:

    Обогащение нравственного опыта обучающихся;

    Формирование навыков работы в группах (понимать и принимать учебную задачу, аргументировать свою точку зрения в устно-речевом общении);

    Формирование интеллекта и общей культуры.

Личностные УУД:

    Ценностно-смысловая ориентация (умение соотносить поступки и события при анализе легенды о покорении Сибири Ермаком)

Познавательные УУД:

    Формирование желания узнавать новое о жанре фольклора

Коммуникативные УУД:

1.Формирование умения слушать мнение собеседника/соседа/товарища.

    Умение вести диалог с учителем;

    Умение слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним;

    Умение эмоционально отвечать на вопросы.

Оборудование: презентация, экран, ноутбук

Ход урока:

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У: Здравствуйте ребята, меня зовут Алина Николаевна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. У нас будет познавательный и интересный урок, сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой.

2. Проверка готовности:

Давайте проверим все ли у нас готово к уроку и порядок ли на рабочих столах.

3. Мотивация к учебной деятельности:

Новый урок – значит новые знания и новые открытия и, что важно, это интересно.

II. Актуализация знаний

1. Собирала Маргарита маргаритки на горе, Скороговорка

Растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

2. Семь братьев: годами равные, Загадка

Именами разные. (Дни недели)

3. Без труда не вытащищь Пословица

И рыбку из пруда.

4. Что ты, Вася-Василек хмуришься, не весел? Дразнилка

Ясны очи опустил, голову повесил!

5. И жили они долго и счастливо, Сказка

И умерли в один день.

6. Спи моя радость усни, Колыбельная песня

В доме погасли огни..

7. Широка река, Потешки

Высоки берега.

III. Открытие новых знаний.

1. Введение в тему:

У: В четвёртом классе вы знакомитесь с новыми жанрами фольклора: былиной, преданием, героической песней. Сегодня мы дополним наши знания еще одним жанром фольклора. И узнаем новую тему урока, но для начала давайте разберем что такое “легенда”

Легенда - (от ср. -лат. legenda «собрание литургических отрывков для ежедневной службы» еще в половине ХIХ века) - одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающий восхищение событиям прошлого.

Теперь поговорим о Ермаке.

Ерма́к Тимофе́евич (1532 - 1585, Сибирское ханство) - казачий атаман, исторический завоеватель Сибиридля Русского государства. Один из исторических героев России.

Происхождение Ермака в точности неизвестно, существует несколько версий. «Родом неизвестный, душой знаменитый», он, по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовая. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовойи даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока его не забрали служить-казачить (Черепановская летопись). Согласно другой версии, являлся уроженцем Качалинской станицы на Дону.

А что вы можете рассказать мне о Сибири?

У:Происхождение слова «Сибирь» до конца не установлено. «Сибирь» дословно можно перевести с тюркского, как мети, подметай, то есть метет ветер, пурга и т. д.

Начиная с XIII века Сибирью начинают называть не только народность, но и местность, где она проживала. Название впервые упоминается у иранских авторов XIII века, на карте впервые обозначено как «Sebur» в Каталонском атласе в 1375. В русских летописях XV века Сибирской землёй назывался район в низовьях р. Тобол.

Сибирь - обширный географический регион в северо-восточной части Евразии, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока водораздельными хребтами у Тихого океана, с севера Северным Ледовитым океаном, с юга границей сопредельных государств России, Казахстана, Монголии, Китая

У: Кто готов сформулировать тему?

Д: Легенда о покорении Сибири Ермаком.

У: Правильно, молодец.

А сейчас поставте перед собой цель, что вы хотите узнать на этом уроке.

2. Изучение темы:

Разминка:

Сели прямо, спины прямые, руки положили на коленке, по-моему жесту набираем воздух, и тянем буквы протяжно (отрывисто)

Теперь со слогом "жа" придумываем предложение "жа-жа-жа, мы везем с собой ужа"

"Жу-жу-жу, молоко дадим ежу"

"Ши-ши-ши, как же все мы хороши"

А сейчас Представьте, что у вашей бабушки юбилей, ей исполняется 50 лет. Перед вами стоит торт, а в нем 50 свечей, и вам надо задуть все эти свечи. Набирает воздух и дуем так чтобы все свечи задулись сразу.

2. Сейчас открываем учебник на странице 26 и начинаем читать по цепочке.

3. В тексте были выделены слова, обратимся к словарю и узнаем что они обозначают.

Царь Иван Иоанн IV - это

Кучум - это

А теперь ответьте мне на вопросы ребята.

1. Кто главный герой? Каким был Ермак?

2. Подумайте, может кто-то из класса похож характером на главного героя, данной легенды?

3. Какой подвиг совершил Ермак?

4. Понравился ли вам сюжет нашей сегодняшней легенды? Почему?

VI. Физминутка:

У: Встаем из-за парт и сделаем физминутку для наших глаз

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

У: Присаживайтесь

VII. Обобщение:

Ребята, а сейчас мы с вами берем в руки простые карандаши, открываем учебник на стр. 26 и делим текст на части и озаглавим каждую часть.

1. Дума царя

2. Совет слуги

3. Поиски Ермака

4. Завоевание Сибири

VIII. Закрепление:

Сейчас мы с вами закрепим материал, поработав в парах, открываем раб.тетрадь на стр. 14(4*), вам 3 минуты на кроссворд

2. Грозный

7. Крестьянин

IX. Рефлексия:

1. Так, ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

2. Как называется тема нашего урока?

3. А чем был обеспокоен Иван-царь?

Итог:

Мне очень понравился как вы работали сегодня на уроке. Вы были активны и внимательны.

А сейчас поставим оценки за урок(пояснить за что)

А теперь вы поставьте мне оценку за урок.

Домашнее задание:

Открываем дневники, записываем домашнее задание уч.стр.30 в.5, написать рассказ в тетрадки

Используемая литература:

1. Интернет ресурсы : «Яндекс, Википедия»;

2. УМК «Начальная школа XXI века»: учебник, рабочая тетрадь: Л. А. Ефросинина

3. Приложение:

1. План-конспекта урока литературного чтения;

Освоение Сибири – одна из самых значимых страниц в истории нашей страны. Огромные территории, в настоящее время составляющие большую часть современной России, в начале XVI века были, фактически, «белым пятном» на географической карте. И подвиг атамана Ермака, завоевавшего для России Сибирь, стал одним из самых значимых событий в формировании государства.

Ермак Тимофеевич Аленин – одна из самых малоизученных личностей подобного масштаба в российской истории. До сих пор достоверно неизвестно, где и когда родился прославленный атаман. По одной из версий, Ермак был родом с берегов Дона, по другой – с окрестностей реки Чусовая, по третьей – местом его рождения была Архангельская область. Неизвестной остается и дата рождения – в исторических хрониках указывается период с 1530 по 1542 гг.

Воссоздать биографию Ермака Тимофеевича до начала его Сибирского похода практически невозможно. Достоверно неизвестно даже, является ли имя Ермак его собственным или это все-таки прозвище казачьего атамана. Однако с 1581-82 гг., то есть непосредственно с начала Сибирского похода, хронология событий восстановлена достаточно подробно.

Сибирский поход

Сибирское ханство, как часть распавшейся Золотой Орды, долгое время сосуществовало в мире с Русским государством. Татары выплачивали ежегодную дань московским князьям, однако с приходом к власти хана Кучума выплаты прекратились, а отряды татар начали совершать нападения на русские поселения на Западном Урале.

Доподлинно неизвестно, кто являлся инициатором Сибирского похода. По одной из версий, Иван Грозный поручил купцам Строгановым профинансировать выступление казачьего отряда на неизведанные сибирские территории, чтобы прекратить татарские набеги. По другой версии событий, Строгановы сами решили нанят казаков для охраны собственности. Однако существует и еще один вариант развития событий: Ермак с товарищами разграбили строгановские склады и вторглись на территорию ханства с целью поживы.

В 1581 году, поднявшись на стругах вверх по реке Чусовая, казаки перетащили лодки волоком в реку Жеравля Обского бассейна и устроились там на зимовку. Здесь произошли первые стычки с отрядами татар. Как только сошел лед, то есть весной 1582 года, отряд казаков добрался до реки Тура, где вновь разбили высланным им навстречу войска. Наконец Ермак дошел до реки Иртыш, где отряд казаков захватил главный город ханства – Сибирь (ныне Кашлык). Оставшись в городе, ермак начинает принимать делегации от коренных народов – хантов, татар, с обещаниями мира. У всех прибывших атаман принимал присягу, объявляя их подданными Ивана IV Грозного, и обязывал платить ясак – дань – в пользу русского государства.

Покорение Сибири продолжилось летом 1583 года. Пройдя по течению Иртыша и Оби, Ермак захватывал поселения – улусы — народов Сибири, принуждая жителей городков принимать присягу русскому царю. Вплоть до 1585 года Ермак с казаками воевал с отрядами хана Кучума, развязывая многочисленные стычки по берегам сибирских рек.

После взятия Сибири Ермак отправил посла к Ивану Грозному с рапортом об успешном присоединении земель. В благодарность за радостную весть царь одарил не только посла, но и всех казаков, участвовавших в походе, а самому Ермаку передал в дар две кольчуги превосходной работы, одна из которых, по словам придворного летописца, принадлежала ранее знаменитому воеводе Шуйскому.

Гибель Ермака

Дата 6 августа 1585 года в летописях отмечена как день гибели Ермака Тимофеевича. Небольшая группа казаков — около 50 человек – под предводительством Ермака остановилась на ночевку на Иртыше, близ устья реки Вагай. Несколько отрядов сибирского хана Кучума напали на казаков, перебив почти всех сподвижников Ермака, а сам атаман, по данным летописца, утонул в Иртыше, пытаясь вплавь добраться до стругов. По данным летописца, утонул Ермак из-за царского подарка – двух кольчуг, которые своей тяжестью и утянули его на дно.

У официальной версии гибели казачьего атамана есть и продолжение, однако эти факты не имеют какого-либо исторического подтверждения, а потому считаются легендой. Народные сказания гласят, что спустя день тело Ермака выловил из реки рыбак-татарин, и доложил о своей находке Кучуму. Собственноручно удостовериться в гибели атамана съехалась вся татарская знать. Смерть Ермака стала причиной большого праздника, который продолжался несколько дней. Татары развлекались, стреляя в тело казака, в течение недели, затем, забрав подаренные кольчуги, ставшие причиной его гибели, Ермака похоронили. На данный момент историки и археологи рассматривают несколько районов как предположительные места захоронения атамана, однако официального подтверждения подлинности погребения нет до сих пор.

Ермак Тимофеевич – не просто исторический деятель, это одна из ключевых фигур в русском народном творчестве. О деяниях атамана создано множество легенд и сказов, и в каждом из них Ермак описывается как человек исключительной отваги и мужества. При этом о личности и деятельности покорителя Сибири достоверно известно очень немногое, и столь явное противоречие заставляет исследователей вновь и вновь обращать свое внимание на национального героя России.