Александр цыбульский опроверг слухи об объединении ненецкого округа с архангельской областью. Губернатор нао игорь кошин ушел в отставку из-за новой работы

В 2001 г. окончил Военный университет Министерства обороны РФ, в 2006 – Московский институт международного бизнеса при ВАВТ Минэкономразвития Российской Федерации.

В 2014 г. – Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (МВА).

1996–2005 гг. служил в Вооруженных Силах Российской Федерации.

2005 –2008 гг. работал в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации.

2008–2011 гг. замещал различные должности в Министерстве регионального развития Российской Федерации.

2011–2013 гг. работал в Министерстве регионального развития Российской Федерации на должностях директора Департамента международных связей и развития приграничного сотрудничества, директора Департамента координации государственных отраслевых программ.

2013–2014 гг. – помощник Министра экономического развития Российской Федерации, директор Департамента взаимодействия с органами Таможенного союза и экономического сотрудничества СНГ.

2014–2017 гг. – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

С 29 сентября 2017 г. временно исполняющий обязанности губернатора Ненецкого автономного округа.

Вчера, как и анонсировал “Ъ”, ушел в отставку глава Ненецкого автономного округа (НАО) Игорь Кошин, который стал уже третьим уволенным на этой неделе губернатором. Сам он объяснил это решение «переходом на новую работу». Врио главы НАО назначен замглавы Минэкономики Александр Цыбульский. Источник в администрации президента (АП) пояснил “Ъ”, что при выборе регионов для замены губернаторов во внимание принимались ряд факторов, в частности социально-экономическая ситуация в регионе. В очереди на отставки еще ряд губернаторов.


Четвертый день губернаторских отставок прошел, в отличие от предыдущего дня (см. “Ъ” от 28 сентября), без неожиданностей. В середине дня, по устоявшейся уже практике, появился указ президента об отставке главы НАО Игоря Кошина. Только после этого, а не до указа, как глава Красноярского края Виктор Толоконский, господин Кошин выступил перед коллективом администрации округа и местными депутатами. Свою отставку он объяснил «переходом на новое место работы», которое, впрочем, не назвал. Господин Кошин признал, что многие его реформы были «болезненны из-за того, что наложились на экономический кризис, когда доходы бюджета упали на треть». «Когда я стал губернатором, нефтяной рынок уже начало лихорадить, и я стоял на распутье: продолжать бюджетные раздачи, которые скоро закончатся, или изменить систему, сделав если не независимой от нефти, то хотя бы устойчивой к колебаниям ее стоимости. Я выбрал второй путь и ни о чем не жалею»,- подчеркнул он.

Игорь Кошин был назначен врио главы в 2014 году, после чего на выборах получил 76,7% голосов. До этого его карьера также была связана с НАО. Он неоднократно избирался депутатом окружного парламента, был его спикером, представлял регион в Совете федерации.

Сопредседатель регионального штаба ОНФ в НАО Валерий Чупров пояснил “Ъ”, что Игорь Кошин «осуществлял необходимые преобразования, но недостаточно четко просчитал социальные последствия». По мнению главы окружного комитета КПРФ Александра Саблина, при Игоре Кошине «часть полномочий была передана с уровня муниципалитетов на окружной уровень, кроме того, сокращались меры социальной поддержки». «В итоге на муниципальных выборах была низкая явка. Но за 25 лет в округе сменилось уже семь губернаторов, значит, дело не в персоналиях, а в системе власти»,- заключил коммунист.

Назначенного президентом врио главы Александра Цыбульского в округе встретили сдержанно. Господин Саблин сказал “Ъ”, что «не знает этого человека, и не очень понятно, что побудило президента принять такое решение». Депутат Госдумы от НАО Сергей Коткин выразил надежду, что «врио продолжит проекты предшественника». Бывший высокопоставленный чиновник, работавший в Ненецком округе, отметил, что «после "своего" Кошина, округ получил записного москвича». Сам господин Цыбульский заявил вчера, что в «ближайшее время» отправится в НАО и его «первая задача - познакомиться с регионом».

Александр Цыбульский до назначения в НАО занимал пост замглавы Минэкономики (в ведомстве он работал с 2006 года). В реальности его карьера началась в ныне упраздненном Минрегионе, где он продвинулся до директора департаментов международного сотрудничества и отраслевых программ. В 2013 году новый министр Игорь Слюняев не нашел общего языка с командой министерства, и ключевые сотрудники начали покидать ведомство. Господин Цыбульский вернулся в Минэкономики на должность помощника министра, позже возглавил в ведомстве департамент взаимодействия с органами Таможенного союза и экономического сотрудничества со странами СНГ. Он участвовал в переговорах с Брюсселем и Киевом, результатом которых стала отсрочка вступления в силу экономической части соглашения об ассоциации Украины с ЕС (напомним, именно решение об отсрочке стало причиной массовых протестов в Киеве, по итогам которых из страны бежал президент Виктор Янукович). Через год Александр Цыбульский стал заместителем министра и начал курировать, в частности, управление особыми экономическими зонами, моногорода, подготовку госпрограммы развития Арктики, вопросы социально-экономического развития регионов. В 2015 году чиновник возглавил рабочую группу Минэкономики по интеграции Крыма и Севастополя.

Собеседник “Ъ” отметил, что Александр Цыбульский в качестве замминистра отвечал за те же вопросы, что курирует вице-премьер Дмитрий Козак, входил в состав комиссий под его руководством, участвовал в написании стратегии регионального развития. «Цыбульского можно назвать "учеником" Козака»,- сказал собеседник “Ъ”. После ареста Алексея Улюкаева кандидатуру господина Цыбульского даже обсуждали в качестве возможного претендента на освободившееся кресло.

Источники “Ъ” полагают, что перед новым руководителем НАО могла быть поставлена задача объединения округа с Архангельской областью (это так называемые матрешечные субъекты). Тема объединения, по словам Валерия Чупрова, в округе всегда воспринималась остро и «очень негативно». Архангельский политолог Андрей Чураков отметил, что господин Цыбульский «с поста федерального замминистра стал фактически главой сельского района, поэтому если у него есть амбиции, то он может продвигать тему объединения». Замглавы фракции ЛДПР в архангельском облсобрании Сергей Пивков отметил, что для слияния «определяющим фактором станет мнение населения». Собеседник “Ъ” уверен, что в случае попыток объединения НАО с Архангельской областью у федеральной власти возникнут проблемы. «Тем более аргументы для объединения не найдет москвич, "островное" мышление понятно только людям, которые жили на "острове" (добраться в заполярный НАО можно только на самолете.- “Ъ” )»,- заявил он.

Собеседник в правительстве и источник, близкий к АП, говорят, что практически все назначения идут из кадрового резерва президента. Действительно, в последней версии списка кадрового резерва, опубликованного на сайте Кремля, значатся фамилии и Александра Цыбульского, и Глеба Никитина, назначенного 26 сентября врио главы Нижегородской области (Дмитрия Азарова, возглавившего 25 сентября Самарскую область, в этом списке нет). Подбор кандидатур шел через кадровое управление Кремля с участием РАНХиГС. В академии “Ъ” подтвердили, что господин Цыбульский прошел у них программу дополнительного образования.

Ранее источники “Ъ” называли довольно длинный список регионов, в которых может смениться власть. Источник в АП сказал “Ъ”, что при выборе регионов для замены губернаторов во внимание принимались динамика социально-экономического развития (например, в НАО увеличился дефицит бюджета), электоральная поддержка, наличие межэлитных конфликтов.

Вероятность отставки высока еще для 12 глав регионов, следует из рейтинга устойчивости губернаторов («Госсовет 2.0»), подготовленного холдингом «Минченко консалтинг». Среди потенциальных отставников из этого списка есть те, чей уход уже анонсировал “Ъ” (например, глав Мурманской области Марины Ковтун, Омской, Новосибирской и Ивановской областей Виктора Назарова, Владимира Городецкого и Павла Конькова). Прочит отставку Евгений Минченко и главам Калмыкии, Приморского края, Санкт-Петербурга, Республики Алтай и Алтайского края. Компанию им составляют объявившие 27 сентября о своей отставке главы Красноярского края и Дагестана Виктор Толоконский и Рамазан Абдулатипов. Сразу два источника “Ъ”, близких к АП, говорят, что они «психанули», не дождавшись указов президента. Вчера, выступая перед местными депутатами, господин Абдулатипов свой уход с должности объяснил тем, что «есть люди в Москве, которые на ходу бреют зайцев (собеседник “Ъ”, знающий аварский язык, утверждает, что это аварская поговорка)»: «От них страдали мы уже в 90-е годы. И плохо, что они порой навязывают президенту не очень популярные решения. Но решение президента для нас закон». Кандидатуры на снятие и на назначение для представления президенту, напоминает источник “Ъ”, готовит политический блок АП. Очевидно, глава Дагестана имел в виду его куратора - первого замглавы АП Сергея Кириенко. Напомним, что господин Абдулатипов был вице-премьером в правительстве господина Кириенко в 1998 году, однако ушел в отставку за два с половиной месяца до увольнения всего кабинета.

Отдельным сюжетом вчерашнего вечера стала история вокруг возможной смены главы Красноярского края. Стартом для волны слухом стало сообщение источника «РИА Новости» в АП, что «ни глава ФАНО Михаил Котюков, ни руководитель Оборонпрома Сергей Сокол не рассматриваются на пост главы Красноярского края». Ранее эти фамилии назывались как вполне вероятные кандидатуры. Режим ожидания тут же подогрел слух о том, что в Москву вылетел спикер законодательного собрания края Александр Усс, проигравший в 2002 году выборы главы края Александру Хлопонину. Появление этой кандидатуры Евгений Минченко назвал «логичным»: «Фактически в крае при Толоконском правил тандем губернатора и спикера». В то же время эксперт отметил, что его кандидатура «не совсем укладывается в логику омоложения губернаторского корпуса»: господину Уссу 62 года.

“Ъ” следит за развитием событий.

Мария-Луиза Тирмастэ, Андрей Перцев, Софья Самохина, Ирина Нагорных, Олег Сапожков

04.10.2017 14:04

Об этом исполняющий обязанности губернатора НАО сообщил в интервью телеканалу Россиия24. Кроме Александр Цыбульский рассказал о перспективах развития региона, кадровой политике и многом другом.

Александр Витальевич, какие предметы Вы первыми принесли в свой новый кабинет? Что у Вас всегда должно быть под рукой во время работы?

– Первое, что я принёс, – это компьютер и телефон. И документы, которые я заранее подготовил по актуальным вопросам экономического развития и жизни Ненецкого автономного округа. Я их положил [рядом] в качестве справочных, чтобы в перерывах между совещаниями со своей новой командой активно их изучать

После назначения Вы уже сказали, что не будет скоропалительных и эмоциональных кадровых решений. Вы планируете команду в большей степени набирать из местных кадров или кого-то позовёте из Москвы?

– Я считаю, что нельзя принимать резких решений, когда ты приходишь на такую ответственную должность. Здесь действительно работает профессиональная команда, которая многое за последнее время сделала для того, чтобы и диверсифицировать экономику региона, и в целом наладить системный процесс управления экономикой. Я не сторонник принятия кадровых решений, которые не связаны с оценкой профессионализма людей. Поэтому я бы исходил из того, что надо максимально костяк сохранить из тех людей, которые работают сегодня на своих местах, если они готовы продолжать работу, если наше видение целей, ради которых мы это делаем, совпадёт. Но если будет необходимость усилить нашу команду из других регионов или из Москвы людьми, имеющими опыт работы в федеральном правительстве или по каким-то другим направлениям, мы обязательно это сделаем. Но будем всегда всей командой принимать решения взвешенно и посоветовавшись

Вы и многие Ваши коллеги окончили Высшую школу управления при Академии народного хозяйства. Каково там учиться? Есть ли особые предметы и задания?

– Я в Академии народного хозяйства прошёл несколько курсов. Защитил там диплом мастера делового администрирования и потом регулярно проходил там курсы повышения квалификации. Учиться там – так же, как, наверное, в любом другом вузе. Никаких специфических предметов у нас не было. Были только те предметы, которые необходимы для повышения собственного образовательного уровня

К нам на интервью приходил проректор академии. Говорил, что учатся там с 8 утра до 11 вечера. Очень напряжённый график и всесторонняя «диагностика», начиная от личных качеств и заканчивая профессиональными.

– Мне очень приятно, что сейчас такой профессиональный подход к отбору кадров. Курс там действительно достаточно интенсивный. Но если ты хочешь учиться, то в любом месте делаешь это с полной самоотдачей и это занимает всё твоё время. А что касается психологического или, как Вы сказали, личностного изучения, то очень приятно, что это происходит. Это крайне важный фактор. Я человек, вышедший из военной среды. И когда мы проходили приём на учёбу или на работу, также проходили большое число психологических тестов и тестов на профпригодность, потому что крайне важно, кто в каких условиях способен комфортно работать. Потому что мы иногда до конца не понимаем, на что мы способны, а где нам окажется крайне некомфортно и мы не сможем себя реализовать

Приехав в регион, Вы сказали, что привыкли работать много. Можно сказать, это напутствие коллегам?

– Абсолютно. У меня высокий темп работы, и я надеюсь, что все мои коллеги смогут его разделить

Вы обладаете степенью MBA и владеете тремя иностранными языками. И курировали международные связи сначала в Министерстве регионального развития, а затем в Министерстве экономического развития. Применим ли в этом регионе Ваш международный опыт? Например, для привлечения иностранных инвесторов, для решения ещё каких-то задач?

– По крайней мере, я ставлю перед собой такую задачу. Мне кажется, что Ненецкий автономный округ недостаточно представлен на международных рынках. Несомненно, у округа есть что показать. И не только иностранным инвесторам, которые пришли в отрасль нефте- или газодобычи. Ненецкий автономный округ уникален во многих отношениях, в том числе и потому что здесь живёт большое количество коренного населения. Ненцы – это 7 тыс. человек, или 20% населения. Ни в коем случае нельзя забывать, что это люди, обладающие особыми компетенциями, что они традиционно вели кочевой образ жизни и хозяйственной деятельности. Поэтому у них есть большое количество предметов промысла, которые можно было бы продвигать на внешних рынках. Что такое сегодня традиционные виды хозяйственной деятельности коренных народов Севера? Это в основном оленеводство, рыболовство – это те виды деятельности, которые на выходе дают высококачественную экологически чистую продукцию. Я как человек, много лет проживший в Москве, в последние годы видел, что спрос на такую продукцию сильно растёт. И люди готовы за это платить деньги. Более того, они не только готовы платить деньги, но и искать эту качественную продукцию. И, учитывая эту нишу, вполне можно было бы продвигать продукты, которые производит «коренная» часть населения округа. Эта же продукция может быть востребована и на внешних рынках. Конечно, 7 тыс. человек не могут производить объёмы, достаточные для того, чтобы перекрыть потребности, к примеру, Китая. Но выходить узко сегментированно на эти рынки можно. Ну и, конечно, надо привлекать иностранных инвесторов. Мне кажется, здесь, в округе, им есть что предложить

Есть ли в округе проблемы и задачи, которые требуют немедленного вмешательства?

– Первое – это проблема долгостроев. Есть порядка 15 объектов, в которые были вложены приличные государственные деньги, но они до сих пор не завершены. Нужно принимать решение – либо их достраивать, либо пересматривать их функциональное назначение. В основном это объекты социальной инфраструктуры. В округе очевидна нехватка таких объектов, поэтому сейчас, мне кажется, надо проанализировать, что с ними происходит и принять решение либо по их достройке, либо по перепрофилированию. Есть и вопрос, связанный с развитием транспортной инфраструктуры. Это единственный регион в европейской части России, который не имеет связи с «материковой» частью [страны]. Мы должны сосредоточиться на том, чтобы строить дорогу в Усинск. Сейчас этот проект идёт. Первая очередь уже построена. И нужно максимально сосредоточиться, чтобы построить и ввести в эксплуатацию три остальные очереди. Это я тоже вижу своей основной задачей. Тогда мы по сути решим проблему транспортной изолированности региона. И есть проект реконструкции взлётно-посадочной полосы нарьян-марского аэропорта. Тоже надо этим заниматься. Есть вопросы, связанные с развитием санитарной авиации, аэропортового комплекса в целом и [Нарьян-Марского объединённого] авиаотряда, который там работает. Ведь расстояния в округе, несмотря на его незначительное население, очень большие. И, конечно, основным и зачастую единственным видом [транспортной] связи является вертолёт. И наша задача, с одной стороны, «донаполнить» авиаотряд новой авиационной техникой, а, с другой, не сделать это бременем для регионального бюджета. Это задача, что называется, win-win (двойной выигрыш – прим. nao24.ru). Если мы её решаем, то, с одной стороны, обеспечиваем выполнение социальных обязательств перед гражданами, с другой стороны, даём возможность авиаотряду участвовать в конкурсах нефтяных компаний по доставке их работников на промыслы. Через такие контракты мы можем делать авиапредприятие приносящим прибыль, в том числе в региональный бюджет. Что мне бросилось в глаза за сутки пребывания в городе? Конечно, городская среда Нарьян-Мара оставляет желать лучшего. Дороги – не самого хорошего качества. Газоны, честно говоря, в плачевном состоянии. Это не [чья-то] вина, просто надо этим сейчас заниматься. И я тоже для себя вижу это очень важной задачей

Вы рассматриваете перспективу объединения Ненецкого округа и Архангельской области?

– Этот вопрос в Ненецком автономном округе очень волнует всех жителей. Могу честно официально сказать: когда президент назначал меня исполняющим обязанности [губернатора], такая задача не ставилась. И никто из моих [других] руководителей в Москве такую задачу передо мной не ставил

Хотелось бы затронуть тему освоения арктического шельфа. Вы и раньше этой темой занимались. Здесь она важна для всего региона. Что Вы думаете об этом, какими могут быть ключевые проекты?

– Развитие шельфа – это очень перспективное направление. В Министерстве экономического развития мы разработали дорожную карту по снятию административных и иных барьеров для того, чтобы сделать работу компаний и на шельфе, и в Арктической зоне в целом более комфортной. Сейчас у меня есть возможность инициативы, которые мы вместе с компаниями и регионами тогда «погрузили» в эту дорожную карту, постараться реализовать на месте. Конечно, здесь проекты находятся в разной степени готовности. Это и платформа Варандей, и «Приразломная». Это и перспективный проект «Печора СПГ». По нему ещё нет окончательного решения, но он тоже мог бы реализоваться. Это и проект по строительству глубоководного незамерзающего порта Индига, который мог бы стать частью Северного морского пути и взять на себя функцию отправки добытых [в НАО ] углеводородов и иных полезных ископаемых и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и в европейскую часть страны. Проектов на шельфе много, и они крайне важны. Вообще регион имеет очень специфическую структуру экономики. Причём не только экономики, но и занятости. Если брать экономику, то больше 90% – это доходы, связанные непосредственно с добычей нефти. И просто жизненно необходимо заниматься диверсификацией экономики. В бытность заместителем министра экономического развития я занимался проектом развития моногородов. Так вот здесь в определённой степени монорегион. И «монозависимость» всегда очень опасна. Потому что в хорошие конъюнктурные времена это твоё конкурентное преимущество […] А если вдруг меняются внешние макроэкономические условия, это становится катастрофой, потому что тебе нечем заместить [выпадающие] доходы. Любые колебания цен на нефть крайне чувствительны для региона. […] Да ещё и курс доллара… Потому что часть доходов исчисляется по [Харьягинскому] соглашению о разделе продукции именно в долларах. Поэтому крайне важно диверсифицировать [экономику] и привносить в экономику новые отрасли и сектора. Но тут очень специфичная структура и занятости тоже. На 2/3 регион состоит из работников бюджетной сферы, и по сути государство тут является основным работодателем. Поэтому надо очень аккуратно относиться к вопросам, связанным в том числе с сокращением людей. Если мы принимаем решение по оптимизации того или иного направления, мы сразу должны думать, какие другие отрасли смогут «абсорбировать» тех людей, которые окажутся на улице. А оставшаяся треть – это по сути работники нефтяных компаний и совсем немножко – представители малого и среднего предпринимательства. Поэтому надо нацелиться на развитие малого и среднего бизнеса, что здесь тоже будет не очень просто, поскольку нет достаточного внутреннего рынка [для сбыта]. Тем не менее будем смотреть и стараться нащупать те направления, которые могли бы быть оптимальны для развития такого непростого и специфического региона

Как будет строиться, например, Ваш завтрашний рабочий день, пока Вы входите в курс дела?

– У меня есть план слетать, если не завтра, то послезавтра в один из отдалённых районов. Там строится ферма. Вообще сельское хозяйство тоже развивается в округе довольно активно, поэтому я хотел бы посмотреть на ферму крупного рогатого скота, которая предполагается к строительству и открытию. Но это, наверное, послезавтра. А завтра всё-таки я бы весь день хотел провести в разговорах со своей командой. Для того, чтобы по каждому направлению понять более детально и глубоко, что было сделано, в какой точке мы находимся сейчас и какие перспективы они видят в направлениях, за которые отвечают

Видимо, это будет происходить в достаточно аскетичном кабинете с компьютером, телефоном и бумагами к совещаниям?

– Я вообще сторонник того, чтобы в кабинете не было ничего лишнего. Так же, как и на столе. Очень некомфортно работать, когда стол завален ненужными вещами. Поэтому, как правило, у меня на столе лежат только те документы, с которыми я работаю. Это одновременно и дисциплинирует, потому что это показывает, сколько тебе ещё надо доделать, чтобы уйти домой. И домой я стараюсь уходить тогда, когда стол становится чистым

Получается, что за нерасторопность управленческой команды мы наказываем весь регион, у которого сократится финансирование

Заместитель министра экономического развития Александр Цыбульский рассказал "Ведомостям " о будущем особых экономических зон в России и упомянул "Байкальскую гавань"

Российские особые экономические зоны пока «в ясельном возрасте», два года назад говорил в интервью «Ведомостям» предыдущий куратор ОЭЗ в Минэкономразвития - Олег Савельев. Сейчас Савельев, возглавивший Министерство Крыма, работает над созданием зоны с особыми условиями, которая покроет весь полуостров. А классические ОЭЗ, которые по-прежнему на детской стадии развития, с ноября прошлого года взращивает Александр Цыбульский.

Интерес к ОЭЗ не угасает, радуется он: новые инвесторы регистрируются, несмотря на кризис и санкции, регионы шлют заявки, а правительство с конца прошлого года согласилось создать две новые зоны.

Темпы роста у зон неравномерные, признает он: портовые «пока не особенно двигаются», многие туристические строились на слишком оптимистичных прогнозах, зато в производственных и технико-внедренческих уже есть свои истории успеха. Теперь надо, чтобы остальные губернаторы брали с них пример, говорит он, а если стимулов не хватит – придется штрафовать местные бюджеты.

– Во многом успех зон зависит от эффективности работы региональной команды. Насколько губернатор лично вместе со своей командой заинтересован в развитии этой зоны – настолько успешен будет этот проект. Мы можем сделать сколько угодно инфраструктурных вложений, но не получим отдачи. Или мы можем взять все полномочия на себя и полностью развивать самостоятельно, но это неверно. Сейчас мы, наоборот, хотим внести изменения в закон и максимально передать на региональный уровень полномочия по управлению ОЭЗ. Заявляя о создании зоны, они должны, во-первых, четко определить, каких показателей хотят достичь. Особенно если проект предполагает использование федеральных денег. Во-вторых, они должны активно участвовать в развитии зоны, подготовке площадки. И если это у них не получается, то они должны нести ощутимую финансовую ответственность.

– Как именно?

– Мы говорим региону: «Вы развиваете зону, мы вам даем, например, миллиард, а если у вас это не получится, то мы из вашего бюджета 30–50% заберем обратно – пропорционально тому, насколько вы не достигли целевых показателей». Правда, получается, что за нерасторопность управленческой команды мы наказываем весь регион, у которого сократится финансирование. Поэтому помимо такой ответственности должна быть и дисциплинарная, и административная ответственность профессиональной команды. Они должны понимать, что если они не выполнят целевые показатели, то будут уволены, причем не по собственному желанию, а по соответствующей статье.

– Насколько себя оправдали туристические зоны? Есть ли там жизнь?

– Жизнь есть. Но оценить их сложно. Сначала мне тоже казалось, что они абсолютно неэффективны и вообще-то их тоже надо бы закрыть. С другой стороны, в том же Алтайском крае инфраструктура построена и проходная мощность этой зоны – 2,5 млн человек в год. По-моему, это много для этого региона, да и по сравнению с зонами в той же Бурятии. Я пересмотрел свое мнение и не уверен, что она неэффективна.

Но и с байкальскими зонами все не так однозначно. Место уникальное, но очень труднодоступное, даже из Москвы добраться туда непросто. Так что это узкосегментированный туризм. Но я считаю, что потенциал колоссальный – он должен быть рассчитан на китайских туристов, они готовы туда приезжать. Если обеспечить нормальное сообщение Забайкальск – Иркутск, то 5,5–6 млн туристов в год обеспечит Китай. А китайские туристы – это платежеспособный спрос, т. е. это и торговля, и культура, можно будет говорить о зонах дьюти-фри. Проект хороший сам по себе, но, может быть, стоило более аккуратно просчитывать потенциал заполняемости.

– Есть ли новые запросы на создание ОЭЗ?

– Множатся как грибы после дождя! У нас сегодня на столе запросы от 17 регионов на 24 зоны, и еще два-три губернатора мне говорили, что тоже готовят такое обращение. Это, разумеется, не означает, что все эти ОЭЗ будут созданы, – мы будем смотреть, какие из них перспективны. Есть серьезно настроенные регионы, а есть декларации «Хочу здесь и сейчас».

Временно исполняющий обязанности Губернатора Ненецкого автономного округа.

Александр Цыбульский родился 15 июля 1979 года в городе Москва. С 1996 года по 2005 год проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. В 2001 году окончил Военный университет Министерства обороны Российской Федерации. В 2006 году - Московский институт международного бизнеса. Свободно владеет английским, греческим и французским языками.

В органах государственной власти Александр Витальевич работает с 2006 года. До 2008 года занимал различные должности в Департаменте внешнеэкономических отношений Министерства экономического развития и торговли РФ. С февраля по август 2008 года занимал различные должности в Департаменте международного сотрудничества Аппарата Правительства РФ.

Следующие два года Цыбульский был помощником Министра регионального развития Российской Федерации. В 2010 году занял должность заместителя директора Департамента международных связей и развития приграничного сотрудничества Министерства регионального развития Российской Федерации, а в 2011 году возглавил этот департамент.

С января по март 2013 года Цыбульский занимал должность директора Департамента координации государственных отраслевых программ Министерства регионального развития Российской Федерации. В марте был назначен помощником Министра экономического развития.

В том же году с сентября по декабрь возглавлял Департамент обеспечения деятельности Министра Министерства экономического развития Российской Федерации. В конце 2013 года стал директором Департамента взаимодействия с органами Таможенного союза и экономического сотрудничества со странами СНГ Министерства экономического развития РФ.

С 19 ноября 2014 года Цыбульский Александр Витальевич был назначен заместителем Министра экономического развития РФ. Курирует вопросы стратегического и территориального планирования, приграничного и международного межрегионального сотрудничества, социально- экономического развития арктических территорий, вопросы развития особых экономических зон, моногородов, закрытых административных территорий, программы территориального развития.

В 2016 году, 19 октября Президент России Владимир Путин подписал распоряжение о назначении Александра Цыбульского своим официальным представителем при рассмотрении палатами Федерального Собрания РФ вопроса о ратификации Протокола №3 к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных обществ и властей, касающегося европейских региональных объединений сотрудничества.

Указом президента РФ Владимира Путина, 28 сентября 2017 года Александр Витальевич назначен временно исполняющим обязанНости губернатора Ненецкого автономного округа.

Является членом совета директоров акционерного общества «Курорты Северного Кавказа». Входит в попечительский совет Северного Арктического федерального университета имени Михаила Ломоносова. Член наблюдательного совета НО «Фонд развития моногородов».

За всю свою трудовую деятельность был награжден медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и медалью «За вклад в создание Евразийского экономического союза» II степени. Имеет благодарность Министерства регионального развития Российской Федерации.