Завершение объединения русских земель при Иване III и Василии III. Образование Российского государства в конце XV — начале XVI в Объединение русских земель василии 3

Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (гг.) и Василии III (гг.) Иван III присоединил к Москве весь Северо - Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода. Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (гг.) и Василии III (гг.) Иван III присоединил к Москве весь Северо - Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода. Завершение образования Русского централизованного государства (конец ХV - начало ХVI вв.).


При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено монголо- татарское иго. В 1476 г. Русь отказалась платить дань. Тогда хан Ахмат решил наказать Русь. Он заключил союз с польско-литовским королем Казимиром и с большим войском выступил в поход против Москвы. При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено монголо- татарское иго. В 1476 г. Русь отказалась платить дань. Тогда хан Ахмат решил наказать Русь. Он заключил союз с польско-литовским королем Казимиром и с большим войском выступил в поход против Москвы.


В 1480 г. войска Ивана III и хана Ахмата встретились на берегах реки Угры (приток Оки). Переправиться на другой берег Ахмат не решился. Иван III занял выжидательную позицию. Помощь татарам от Казимира не пришла. Обе стороны понимали, что сражение бессмысленно. Могущество татар иссякло, и Русь уже была иной. Хан Ахмат увел свои войска назад в степь. Монголо-татарское иго закончилось. После свержения монголо-татарского ига объединение русских земель продолжалось ускоренными темпами. В 1485 г. была ликвидирована самостоятельность Тверского княжества. В правление Василия III были присоединены Псков (1510 г.) и Рязанское княжество (1521 г.). Объединение русских земель в основном завершилось. Монголо-татарское иго закончилось. После свержения монголо-татарского ига объединение русских земель продолжалось ускоренными темпами. В 1485 г. была ликвидирована самостоятельность Тверского княжества. В правление Василия III были присоединены Псков (1510 г.) и Рязанское княжество (1521 г.). Объединение русских земель в основном завершилось.


Специфика становления единого Русского государства в XV - нач. XVI вв.: государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях бывшей Киевской Руси; ее южные и юго-западные земли находились в составе Польши, Литвы, Венгрии. Иван III сразу же выдвинул задачу возвращения всех русских земель, ранее входивших в состав Киевской Руси; образование государства проходило в очень короткие сроки, что было связано с наличием внешней опасности со стороны Золотой Орды; внутренняя структура государства была "сырой"; государство в любой момент могло распасться на отдельные княжества; создание государства проходило на феодальной основе; в России начало формироваться феодальное общество: крепостное право, сословность и т.д.; в Западной Европе образование государств проходило на капиталистической основе, и там начало формироваться буржуазное общество. государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях бывшей Киевской Руси; ее южные и юго-западные земли находились в составе Польши, Литвы, Венгрии. Иван III сразу же выдвинул задачу возвращения всех русских земель, ранее входивших в состав Киевской Руси; образование государства проходило в очень короткие сроки, что было связано с наличием внешней опасности со стороны Золотой Орды; внутренняя структура государства была "сырой"; государство в любой момент могло распасться на отдельные княжества; создание государства проходило на феодальной основе; в России начало формироваться феодальное общество: крепостное право, сословность и т.д.; в Западной Европе образование государств проходило на капиталистической основе, и там начало формироваться буржуазное общество.


Победы Ивана III укрепили Русское государство и способствовали росту его международного авторитета. С новым государством пытаются заключить союз западноевропейские страны, и в первую очередь римская курия и германский император. Расширяются связи Русского государства с Венецией, Неаполем, Генуей, активизируются отношения с Данией. Усиливаются связи Руси и со странами Востока. Все это свидетельствует о том, что Русское государство становится сильнейшим и играет значительную роль в международных делах. укрепили Русское государство и способствовали росту его международного авторитета. С новым государством пытаются заключить союз западноевропейские страны, и в первую очередь римская курия и германский император. Расширяются связи Русского государства с Венецией, Неаполем, Генуей, активизируются отношения с Данией. Усиливаются связи Руси и со странами Востока. Все это свидетельствует о том, что Русское государство становится сильнейшим и играет значительную роль в международных делах.


Объединение русских земель и окончательное освобождение от татарского ига и общие социально-экономические сдвиги, происходящие в стране, привели к установлению самодержавия и создали предпосылки для превращения великого московского княжения в сословно- представительную монархию. Объединение русских земель и окончательное освобождение от татарского ига и общие социально-экономические сдвиги, происходящие в стране, привели к установлению самодержавия и создали предпосылки для превращения великого московского княжения в сословно- представительную монархию.


Верховный правитель московский князь верховным собственником земли всей полнотой судебной и исполнительной власти. Боярская дума знатные феодалы, духовные лица. Боярская дума знатные феодалы, духовные лица. митрополит и Освященный собор - собрание высшего духовенства Дворец и Казна. Дворецкие ведали личными землями великого князя, paзбирали поземельные споры, судили население. Казна ведала государственными финансами приказы. Дворцовый приказ -собственными владениями великого князя, посольский - внешними связями, разрядный - военными делами и т.д. Делопроизводством занимались дьяки и подьячие. приказы. Дворцовый приказ -собственными владениями великого князя, посольский - внешними связями, разрядный - военными делами и т.д. Делопроизводством занимались дьяки и подьячие.


При Иване III местное управление оставалось консервативным. в основе его лежала система кормлений - один из источников обогащения верхов за счет населения. "Кормленщики", т.е. наместники и волостели (управители волостей) содержались местным населением - кормились в буквальном смысле. Полномочия их были разнообразны: правители, судьи, сборщики княжеских налогов. Право на получение кормлений имели князья, бояре, бывшие "вольные слуги" великого князя. местное управление оставалось консервативным. в основе его лежала система кормлений - один из источников обогащения верхов за счет населения. "Кормленщики", т.е. наместники и волостели (управители волостей) содержались местным населением - кормились в буквальном смысле. Полномочия их были разнообразны: правители, судьи, сборщики княжеских налогов. Право на получение кормлений имели князья, бояре, бывшие "вольные слуги" великого князя.


Местничество Важное значение по системе которого все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы, и все их назначения (военные и гражданские) должны были соответствовать родовитости. Важное значение по системе которого все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы, и все их назначения (военные и гражданские) должны были соответствовать родовитости.


Иван III В 1497 г. вышел новый сборник законов - Судебник. Новый сборник законов устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности. Важное место в Судебнике заняли законы о землепользовании, особенно Закон о Юрьеве дне. На Руси имелся старинный обычай: осенью после уборки урожая крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. К началу ХVI в. этот обычай принял характер бедствия: крестьяне уходили от своего хозяина до уборки урожая и зачастую поля оставались неубранными. Судебник Ивана III ограничивал право перехода крестьян от одного хозяина к другому двумя неделями в году - до и после Юрьева дня (26 ноября). В 1497 г. вышел новый сборник законов - Судебник. Новый сборник законов устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности. Важное место в Судебнике заняли законы о землепользовании, особенно Закон о Юрьеве дне. На Руси имелся старинный обычай: осенью после уборки урожая крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. К началу ХVI в. этот обычай принял характер бедствия: крестьяне уходили от своего хозяина до уборки урожая и зачастую поля оставались неубранными. Судебник Ивана III ограничивал право перехода крестьян от одного хозяина к другому двумя неделями в году - до и после Юрьева дня (26 ноября).


На Руси началось складывание крепостного права Крепостное право - это зависимость крестьянина от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях, основанное на прикреплении их к земле. Это был еще тот период, когда управляли по-старому, собравшись все вместе в согласии, - соборно: к решению важнейших вопросов страны привлекались все авторитетные силы - сам Великий князь, Боярская дума, духовенство. Великий князь был сильной и уважаемой фигурой, но отношение к нему было "простое", в глазах русских он был только старший среди равных. Крепостное право - это зависимость крестьянина от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях, основанное на прикреплении их к земле. Это был еще тот период, когда управляли по-старому, собравшись все вместе в согласии, - соборно: к решению важнейших вопросов страны привлекались все авторитетные силы - сам Великий князь, Боярская дума, духовенство. Великий князь был сильной и уважаемой фигурой, но отношение к нему было "простое", в глазах русских он был только старший среди равных.




Причины складывания неограниченной монархии - монгольское и византийское влияние. Монгольское влияние. К этому времени более 200 лет на Руси длилось монголо-татарское иго. Русские князья стали перенимать стиль поведения монгольских ханов, модель политического устройства Орды. В Орде хан был неограниченным правителем. Византийское влияние. Вторым браком Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог.


Иван III Первым из русских князей стал проводить политику возвышения власти Великого князя. До этого удельные князья и бояре были вольными слугами. По своему желанию они могли служить Московскому Великому князю, отъезжать на службу в Литву, Польшу. Теперь они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты. Отныне переход боярина или князя на службу к другому государю стал рассматриваться как измена, государственное преступление. Первым из русских князей стал проводить политику возвышения власти Великого князя. До этого удельные князья и бояре были вольными слугами. По своему желанию они могли служить Московскому Великому князю, отъезжать на службу в Литву, Польшу. Теперь они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты. Отныне переход боярина или князя на службу к другому государю стал рассматриваться как измена, государственное преступление.


Иван III первым принял титул "Государь всея Руси". В 1497 г. впервые в качестве герба Московского государства принимает неофициальный герб Византии - двуглавого орла - священный религиозный символ. (К этому времени двуглавый орел в Византии символизировал единство духовной и светской власти.) первым принял титул "Государь всея Руси". В 1497 г. впервые в качестве герба Московского государства принимает неофициальный герб Византии - двуглавого орла - священный религиозный символ. (К этому времени двуглавый орел в Византии символизировал единство духовной и светской власти.)


При Иване III были приняты знаки великокняжеского достоинства: "шапка Мономаха", ставшая символом самодержавия, драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Под влиянием Софьи при дворе Ивана III вводится пышный придворный церемониал по византийскому образцу были приняты знаки великокняжеского достоинства: "шапка Мономаха", ставшая символом самодержавия, драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Под влиянием Софьи при дворе Ивана III вводится пышный придворный церемониал по византийскому образцу


Идеология времен Ивана III и Василия III. В конце ХV в. в русской государственности произошел целый ряд важнейших событий: в основном завершилось объединение русских земель; в 1480 г. русские земли освободились от монголо-татарского ига; Иван III на византийский манер стал называть себя титулом "царь". В конце ХV в. в русской государственности произошел целый ряд важнейших событий: в основном завершилось объединение русских земель; в 1480 г. русские земли освободились от монголо-татарского ига; Иван III на византийский манер стал называть себя титулом "царь".


Исторический процесс на Руси возглавили московские князья. По древнему праву наследования они не имели права на первый престол на Руси. "По правде" первым престолом должны были владеть тверские князья. Московские князья, используя целый набор политических средств, "вырвали" право на общерусское первенство у тверских князей. нужно было всем доказать, по какому праву они владеют Русской землей. Кроме того, Ивану III нужно было утвердиться среди западноевропейских монархов. Русское государство появилось в начале ХVI в. внезапно для Западной Европы. Крупные западноевропейские государства уже сложились, система взаимоотношений между ними также сформировалась, важнейшие торговые пути были уже заняты. По древнему праву наследования они не имели права на первый престол на Руси. "По правде" первым престолом должны были владеть тверские князья. Московские князья, используя целый набор политических средств, "вырвали" право на общерусское первенство у тверских князей. нужно было всем доказать, по какому праву они владеют Русской землей. Кроме того, Ивану III нужно было утвердиться среди западноевропейских монархов. Русское государство появилось в начале ХVI в. внезапно для Западной Европы. Крупные западноевропейские государства уже сложились, система взаимоотношений между ними также сформировалась, важнейшие торговые пути были уже заняты.


Идеология Чтобы выжить в этих условиях, огромному Московскому государству нужны были идеи, идеология, в которой нашли бы отражение господствующее положение на Руси московских князей, древность государства, истинность православной веры, важность, нужность существования Московии среди других государств. Такие идеи и появились в конце ХV - начале ХVI в. Чтобы выжить в этих условиях, огромному Московскому государству нужны были идеи, идеология, в которой нашли бы отражение господствующее положение на Руси московских князей, древность государства, истинность православной веры, важность, нужность существования Московии среди других государств. Такие идеи и появились в конце ХV - начале ХVI в.


1. Идея о преемственности власти московских князей от князей владимирских и киевских. Появились летописи, в которых утверждалось, что московские князья получили власть над Русской землей от своих прародителей - владимирских и киевских князей. Ведь жил же глава Русской Церкви - митрополит - сначала в Киеве, потом во Владимире (гг.) и Москве (с 1328 г.). Поэтому и Русской землей владели киевские, владимирские, потом московские князья. В этой идее подчеркивалась также мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа. Великий князь является наместником Господа Бога на земле. Господь Бог вручил Великому князю Русскую землю в управление. Поэтому русский государь нес личную ответственность перед Господом Богом за то, как он управлял Русской землей. Так как власть над Русской землей вручена Великому князю самим Господом Богом, то православный государь ни с кем не должен ею делиться. Любой отказ от власти православного государя отныне рассматривался как святотатство. Появились летописи, в которых утверждалось, что московские князья получили власть над Русской землей от своих прародителей - владимирских и киевских князей. Ведь жил же глава Русской Церкви - митрополит - сначала в Киеве, потом во Владимире (гг.) и Москве (с 1328 г.). Поэтому и Русской землей владели киевские, владимирские, потом московские князья. В этой идее подчеркивалась также мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа. Великий князь является наместником Господа Бога на земле. Господь Бог вручил Великому князю Русскую землю в управление. Поэтому русский государь нес личную ответственность перед Господом Богом за то, как он управлял Русской землей. Так как власть над Русской землей вручена Великому князю самим Господом Богом, то православный государь ни с кем не должен ею делиться. Любой отказ от власти православного государя отныне рассматривался как святотатство.


2. Идея о родстве русских князей с римскими императорами. В это время появляется "Сказание о князьях владимирских". В основе "Сказания" две легенды. В одной содержалось утверждение, что род русских князей связан с царем "всеа вселенныа" Августом. В Риме с 27 г. до н. э. правил Октавиан. Он сумел объединить под своей властью все территории обитаемого мира. После этого Римское государство стало именоваться империей, а Октавиану был присвоен титул Августа, т.е. божественного. В "Сказании" говорилось, что у Августа был младший брат по имени Прус. Пруса Август послал правителем на берега Вислы и Немана (так возникла Пруссия). А у Пруса был потомок Рюрик. Этого-то Рюрика новгородцы и призвали на княжение в Новгород. (Следует отметить, что почти все западноевропейские монархи пытались связать свою родословную с римскими императорами.) В другой легенде рассказывалось о том, что в ХII в. наследник римских императоров византийский император Константин Мономах передал своему внуку - киевскому князю Владимиру Мономаху - символы императорской власти: крест, корону (на Руси ее стали называть шапка Мономаха), чашу императора Августа и другие предметы. Отсюда следовало, что русские правители (Мономашичи) имели законное право на титул "цезарь" (на Руси царь). В это время появляется "Сказание о князьях владимирских". В основе "Сказания" две легенды. В одной содержалось утверждение, что род русских князей связан с царем "всеа вселенныа" Августом. В Риме с 27 г. до н. э. правил Октавиан. Он сумел объединить под своей властью все территории обитаемого мира. После этого Римское государство стало именоваться империей, а Октавиану был присвоен титул Августа, т.е. божественного. В "Сказании" говорилось, что у Августа был младший брат по имени Прус. Пруса Август послал правителем на берега Вислы и Немана (так возникла Пруссия). А у Пруса был потомок Рюрик. Этого-то Рюрика новгородцы и призвали на княжение в Новгород. (Следует отметить, что почти все западноевропейские монархи пытались связать свою родословную с римскими императорами.) В другой легенде рассказывалось о том, что в ХII в. наследник римских императоров византийский император Константин Мономах передал своему внуку - киевскому князю Владимиру Мономаху - символы императорской власти: крест, корону (на Руси ее стали называть шапка Мономаха), чашу императора Августа и другие предметы. Отсюда следовало, что русские правители (Мономашичи) имели законное право на титул "цезарь" (на Руси царь).


3. Идея о Москве как хранительнице истинной христианской веры. Эта идея больше известна под названием "Москва - третий Рим". Эта идея была сформулирована монахом псковского Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в гг. Монах Филофей был уверен, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Вначале чистоту христианской веры хранил Рим. Но вероотступники замутили чистый источник, и в наказание за это в 476 г. Рим под ударами варваров пал. На смену Риму пришел Константинополь, но и там от истинной веры отступились, согласившись на унию (объединение) с католической церковью. К середине ХV в. Византийская империя погибала под ударами турок-османов. Эта идея больше известна под названием "Москва - третий Рим". Эта идея была сформулирована монахом псковского Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в гг. Монах Филофей был уверен, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Вначале чистоту христианской веры хранил Рим. Но вероотступники замутили чистый источник, и в наказание за это в 476 г. Рим под ударами варваров пал. На смену Риму пришел Константинополь, но и там от истинной веры отступились, согласившись на унию (объединение) с католической церковью. К середине ХV в. Византийская империя погибала под ударами турок-османов.


3. Идея о Москве как хранительнице истинной христианской веры. Надеясь на помощь западноевропейских держав, константинопольский патриарх в 1439 г. во Флоренции подписал с римским папой унию. По условиям унии православные признавали главенство над собой папы римского, а не православного патриарха, переходили на католические догматы при богослужении, но православные обряды сохранялись. До этого власть константинопольского патриарха имела вселенское значение. Она распространялась на Византию, Русь, Сербию, Грузию, Болгарию. Заключение унии с римским папой означало отказ греков от вселенской миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Русская Православная Церковь унии не признала и разорвала отношения с константинопольским патриархом. Филофей писал, что за отступление от православия - истинной христианской веры - древний Константинополь был захвачен турками. С тех пор центром мирового православия, "третьим Римом", стала Москва - столица самого крупного православного государства. "Блюди и внемли, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быти", - писал Филофей. Поэтому роль Руси в мировой истории - быть покровительницей всех православных народов. Надеясь на помощь западноевропейских держав, константинопольский патриарх в 1439 г. во Флоренции подписал с римским папой унию. По условиям унии православные признавали главенство над собой папы римского, а не православного патриарха, переходили на католические догматы при богослужении, но православные обряды сохранялись. До этого власть константинопольского патриарха имела вселенское значение. Она распространялась на Византию, Русь, Сербию, Грузию, Болгарию. Заключение унии с римским папой означало отказ греков от вселенской миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Русская Православная Церковь унии не признала и разорвала отношения с константинопольским патриархом. Филофей писал, что за отступление от православия - истинной христианской веры - древний Константинополь был захвачен турками. С тех пор центром мирового православия, "третьим Римом", стала Москва - столица самого крупного православного государства. "Блюди и внемли, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быти", - писал Филофей. Поэтому роль Руси в мировой истории - быть покровительницей всех православных народов.

Главной целью Ивана III во внутренней политике было распространение великокняжеской власти на всю Великороссию, а в конечном итоге на всю Русь. В сферу его политической деятельности, таким образом, вовлекалось не только Великое княжество Московское, но также и многие другие части Руси. Его цели можно охарактеризовать как национально русские, а не специфически московские. Старая формулировка в титуле московских великих князей, Всея Руси, теперь приобретала дополнительное значение.

Задача, стоявшая перед Иваном III при проведении его национальной политики, имела две стороны: во‑первых, он должен был присоединить к Москве до сих пор независимые русские государства, а во‑вторых, ограничить власть своих братьев и других удельных князей. Как нам известно, он при любой возможности избегал скоропалительных решений, предпочитая продвигаться постепенно и концентрировать внимание в каждый отдельный момент на одной конкретной проблеме. Поэтому процесс объединения Великороссии продолжался весь период правления Ивана III, а некоторые менее значительные задачи были даже оставлены для решения его сыну и преемнику Василию III.

Напомним, что в 1462 г. – году восшествия Ивана III на престол – Великороссия была еще далека от политического единства. Кроме Великого княжества Московского существовало еще два великих княжения (тверское и рязанское), два княжества (Ярославль и Ростов) и три города‑республики (Новгород, Псков и Вятка).

Само Великое княжество Московское тоже не было полностью единым. Хотя отец Ивана III, Василий II, конфисковал уделы Дмитрия Юрьевича Шемяки (Галич в Костромской земле), Ивана Андреевича Можайского и Василия Ярославовича Боровского, он согласился оставить князя Михаила Андреевича в Верее и Белоозере править там в качестве великокняжеского вассала («младшего брата»). Михаил обращался к Василию II как к своему господину и «старшему брату».

На первом или втором году своего правления Иван III, в свою очередь, заключил с Михаилом договор примерно на тех же условиях, что и Договор от 1450 года. Политическая зависимость Михаила от великого князя отражалась в той же терминологии: в Договоре 1472 г. Иван называл себя «старшим братом» Михаила и его «господином». Сходные термины использовались и в Договоре от 1482 г. В Договоре 1483 г. Михаил должен был признать своим «старшим братом» также сына Ивана III, Ивана Молодого. Видно, как Иван III последовательно укреплял власть великого князя, что отражалось в изменении «терминологии подчинения». Примерно в 1483 г. Михаил Андреевич написал завещание, в котором он называл Ивана III не только своим господином, но и своим государем; более того, он добавил к титулу Ивана выражение «Всея Руси». И что было еще важнее для Ивана III, он завещал ему княжества Верейское и Белоозерское. Михаил умер в 1486 г., и оба его княжества тогда официально отошли к Московии.

Все братья Василия II умерли в младенчестве (кроме одного, умершего в возрасте 21 года) и не оставили потомства. Таким образом, в правление Василия II вопрос об уделах внутри великокняжеской семьи не вставал. Василий оставил 5 сыновей, включая Ивана III. Древнерусское представление, согласно которому каждый сын получал долю отцовского владения, было столь сильно, что Василию II пришлось принять его во внимание. В последнем завещании и распоряжении Василий «благословил» старшего сына Ивана III великим княжеством и отдал в его непосредственное управление около половины территории: четырнадцать городов против двенадцати, поделенных между остальными четырьмя сыновьями.

Из братьев Ивана III Юрий стал князем дмитровским; Андрей Большой – князем углицким; Борис – князем волоцким; Андрей Меньшой – князем вологодским.

Хотя Иван III чтил волю отца и признавал удельные права своих братьев, у него не было намерения расширять их владения. Когда Юрий Дмитровский, не оставив потомства, в 1472 г. умер, Иван III повелел возвратить его удел великому князю как выморочный. Это противоречило древней традиции, по которой каждый из оставшихся братьев имел право на долю имущества покойного брата. Затем в 1478 г., Иван Васильевич отказался выделить братьям долю земель, полученных от Новгорода. Политика Ивана III возмутила Андрея Большого и Бориса, и, как мы видели, они фактически восстали против него в следующем году. Непосредственной причиной этого выступления послужил конфликт с Иваном III по делу князя Ивана Владимировича Оболенского‑Лыко. Князь Оболенский являлся наместником великого князя в городе Великие Луки. Горожан возмутили злоупотребления Оболенского, и они пожаловались великому князю. Иван III сместил Оболенского и приказал отдать под суд. Тогда оскорбленный Оболенский ушел от Ивана III и поступил на службу к князю Борису Волоцкому, пользуясь старой боярской привилегией свободы службы. Иван III, однако, больше не признавал этого принципа и послал своих людей захватить Оболенского и силой доставить в Москву на суд. Поступок великого князя, естественно, вызвал возмущение князей Бориса и Андрея Большого. Однако в 1480 г., во время нашествия хана Ахмата, Борис и Андрей, под нажимом матери и ростовского епископа Вассиана, согласились на мир с Иваном. Иван III пошел на некоторые уступки. Он пожаловал Андрею Большому важный город Можайск, добавив его к углицкому уделу, а Борису небольшой городок Вышгород с несколькими деревнями в Дмитровской земле в придачу к Волоку. И Можайск и Вышгород входили в удел покойного князя Юрия. Но, несмотря на это соглашение, отношения между Иваном III и двумя братьями оставались натянутыми.

В 1481 г. бездетным умер князь Андрей Меньшой Вологодский. Его удел, как прежде удел Юрия, перешел к великому князю, что не могло улучшить отношений Ивана III с Андреем Большим и Борисом. В 1491 г. Андрей Большой не смог принять участие в походе против Золотой Орды. Тогда его и Бориса обвинили в измене. Бориса Иван III простил, Андрея же взяли под стражу, а его удел конфисковали, он умер в тюрьме в 1493 г. В следующем году скончался князь Борис Волоцкий, оставив двух сыновей. Один из них не был женат и умер в 1504 году; второй – женатый, но не имевший сыновей – умер в 1513 г. Это произошло в правление Василия III, который присвоил Волок как выморочное имущество, что явилось одним из тех случаев, когда Василий III завершал труд отца.

Что касается внешних правителей, то ярославские князья уступили свои права одиннадцать лет спустя. В 1456 г. скончался великий князь Иван Рязанский, оставив девятилетнего сына Василия, которого он поручил заботам великого князя московского Василия II. В 1464 г. Иван III выдал свою сестру Анну за молодого Василия Рязанского. После чего Рязань, пусть формально и независимая, стала подчинена Москве. Василий умер в 1483 г., оставив двух сыновей, Ивана и Федора. Последний завещал свою половину рязанского княжества Ивану III Московскому (1503 г.), но Ивану (V), скончавшемуся в 1500 г., наследовал его сын Иван (VI).

Самым большим достижением Ивана III в деле объединения Великороссии явилось присоединение Новгорода (1478 г.). Новгород был подчинен только после продолжительной борьбы и серии принудительных мер, применявшихся к горожанам в течение нескольких лет после 1478 г. Однако дело было сделано, хотя и ценой разрушения новгородских традиций.

Покорение Твери оказалось куда более легким. Следует отметить, что Михаил, великий князь тверской (брат первой жены Ивана III), помогал Ивану III в его походах против Новгорода. В качестве награды за свою помощь он рассчитывал получить часть новгородских территорий, но получил отказ. Примерно в 1483 г. Михаил заключил союз против Москвы с Казимиром Литовским. Как только известие о соглашении дошло до Ивана III, он выслал на Тверь войска (1484 г.). Не получив поддержки от Казимира, Михаил пошел на мирные переговоры.

По Договору от 1485 г. Михаил признал Ивана III «Всея Руси» своим господином и старшим братом, а Ивана Молодого старшим братом. Михаил вынужден был дать клятву никогда не заключать никаких соглашений с Казимиром Литовским. Хотя Михаил и подписал этот договор, он не собирался выполнять его и продолжал секретные переговоры с Казимиром. Вскоре московские агенты перехватили одно из писем Михаила к Казимиру, после чего Иван III лично повел армию на Тверь (24 августа 1485 г.). Город сдался на третий день осады, а Михаил бежал в Литву. Чтобы облегчить горожанам переход к новой власти, Иван III назначил в Тверь нового князя – своего сына, Ивана Молодого.

Покорив Тверь, Иван III обратил свое внимание на небольшую северную республику Вятка. Первоначально колония Новгорода, Вятка получила независимость в конце XII века. Город Хлынов стал ее столицей. Новгородцев раздражала потеря ценного региона, и вятичи постоянно находились в готовности отразить их попытки восстановить здесь свое господство. Вятичи были людьми вольными и весьма заносчивыми. Им удалось поссориться практически со всеми своими соседями, включая двинцев (которые подчинялись Новгороду) и жителей города Устюг, присоединенного к Москве в правление Василия I. Вятичи постепенно распространили свою власть на юг, вниз по течению реки Вятки, притоку Камы. Некоторые финские роды из племен вотяков и черемисов стали их подданными. После образования Казанского ханства казанские татары, продвигаясь на север, проникли в район нижней Вятки, в результате чего между ними и вятичами произошло несколько столкновений.

Ища компромисса то с Новгородом, то с Казанью, вятичи часто обращались за помощью к Москве. Когда они поняли, что подобная помощь может угрожать их независимости, они вместо этого постарались установить дружеские отношения с Казанским ханством. Во время гражданской войны в Московии, в 1451‑52 гг., вятичи поддерживали Дмитрия Шемяку против Василия II. После победы над Шемякой Василий II выслал в Вятку отряд. Этот первый поход московитов на Вятку провалился. Во втором же походе московиты нанесли вятичам поражение, и те дали Василию II. клятву верности (1460 г.) , но вскоре после ухода московских войск восстановили свою независимость.

Когда Иван III, в 1468 г., попросил вятичей поддержать войсками московский поход на Казань, они отказались и объявили нейтралитет в московско‑казанском конфликте. Три года спустя, однако, они согласились принять участие в московском походе на Новгород. Это, конечно, было ошибкой, поскольку, несмотря на всю нелюбовь к Новгороду, само его существование служило определенным ограничением московской политики объединения. В 1486 г. вятичи совершили набег на Устюг, владение Московии. Годом позже они опять отказались участвовать в войне с Казанью. Тогда Иван III обратился с просьбой к митрополиту Геронтию направить вятичам послание. Митрополит убеждал вятичей не помогать мусульманам против христиан и угрожал им отлучением от церкви. Не получив ответа, Иван III отправил в Вятку сильную армию под командованием князя Данилы Щени и боярина Григория Морозова. Тверские, устюжские и двинские соединения участвовали в походе вместе с московской армией, в которую входила конница. Вассал Ивана хан Мухаммед‑Эмин выставил 700 конников. Напомним, что и устюжане и двинцы имели к Вятке собственные претензии и поэтому горели желанием наказать вятичей.

16 августа 1486 г. объединенная московская армия появилась перед Хлыновым. Московские военачальники потребовали, чтобы вятичи поклялись в покорности Ивану III и выдали трех своих предводителей. Через три дня те подчинились. Трех руководителей передали под охрану устюжанам. Это, однако, было не все. 1 сентября всем гражданам Вятки с семьями (их было, по‑видимому, несколько тысяч) приказали покинуть свои дома и повезли в Москву через Устюг. В Москве трех лидеров казнили. Все другие вятичи должны были поступить на великокняжескую службу. Нескольким пожаловали поместья. Таким был конец Вятки.

В результате этих событий к концу правления Ивана III лишь часть рязанского княжества и город Псков оставались в Великороссии самостоятельными государствами. Ни Рязань, ни Псков не составляли никакой угрозы Москве. Псков нуждался в поддержке Москвы против ливонских рыцарей, и поэтому можно было рассчитывать на его приверженность великим князьям Московии.

Заключительными этапами «собирания» русских земель Москвой стали присоединения Ярославской, Ростовской, Тверской и Новгородской земель, а также западнорусских, входивших в состав Великого княжества Литовского. Паде­ние независимости Ярославля пришлось на 60-е годы XV в, а Ростов присоединяется в 1474г.

Наиболее сложной задачей было присоединение Новго­рода, где традиции независимости оставались очень сильны­ми, несмотря на то что в 1456 г. по Яжелбицкому соглаше­нию в Новгороде усиливалась судебная власть великого (мо­сковского) князя, а новгородцы лишались права самостоя­тельности в международных делах. События осложнялись тем, что в городе сложились две политические группировки, пер­вая из которых ориентировалась на Литву, а вторая на Мо­скву. В 1471 г. пролитовская «партия», возглавлявшаяся Мар­фой Борецкой, «посадницей» (вдовой посадника), и ее сы­новьями, заключила договор с великим князем Литовским и Польским королем Казимиром IV, который, присылая сво­его наместника, тем не менее обещал сохранить новгород­ские вольности и «оборонять» Новгород от Москвы.

В ответ на это Иван III двинулся в поход, в который вы­ступили также подчиненные ему князья. На р. Шелони в ию­ле 1471 г. новгородцы, бившиеся неохотно (полк архиепи­скопа вообще не принял участия в сражении), потерпели поражение. Новгород заплатил 15 тыс. рублей, но пока оставался независимым, хотя обязался не вступать впредь в от­ношения с Литвой. В последующие годы в Новгороде ожила пролитовская «партия», но укреплял спои полиции и Иван III. А в конце 1477 г. он предпринимает новый поход. Город был окружен плотным кольцом московских войск. Великий князь предъявил вечевым властям жесткий ультиматум, означавший ликвидацию Новгорода.

В январе 1478 г. Новгород капитулировал, вече отменялось, вечевой колокол увезли в Москву, а вместо посадников и тысяцких стали править московские наместники. Земли наи­более враждебных Ивану III бояр (в том числе Марфы Борецкой) были конфискованы. А в 1484 - 1499 гг. происходи­ло массовое выселение остальных новгородских бояр. Их земли отдали московским служилым людям.

К Москве отходили и северные новгородские земли. Та­ким образом, Тверские земли оказались окруженными поч­ти со всех сторон. Тверской князь Михаил Борисович выну­жден был заключить союз с Каземиром IV. Этого только и ждал Иван 111. В сентябре 1485г. московские войска подо­шли к Твери, Михаил бежал в Литву. ТВЕРСКИМ наместником стал сын Ивана Ш Иван Иванович. Присоединение Твери означало в основном окончание процесса территориального объединения русских земель. Полностью это было осуществлено при Василии Ш Ивановиче (1505 - 1533), при кото­ром к Москве отошли Псков (1510) и Рязань (1521). «Чего не успел довсршить, Иван 11, то доканчивал Василий»,- писал русский историк С- Ф. Платонов.


Несколько ранее, в результате двух русско-литовских войн (1487- 1494 и 1500- 1503), к Руси отошли Чернигово-Северская земля и восточная часть Смоленской земли, а в 1514г. и сам Смоленск.

В XV в. происходит распад некогда могущественной Зо­лотой Орды. В 30-е годы от нее отделяются Крым (здесь ут­вердилась династия ханов Гиреев), Астрахань, а в Среднее Поволжье переходят кочевники бывшего хана Золотой Орды Улуг-Мухаммеда, которые образуют Казанское ханство. Пре­емницей Золотой Орды стала Большая Орда, ханам которой должны были платить дань русские князья.

Это «традиция» была нарушена Иваном III в 1476 г. Тогда, воспользовавшись неблагоприятными условиями для мос­ковского князя (конфликт с братьями из-за уделов, напря­женность на западных границах), хан Большой Орды Ахмат, собрав почти 100-тысячное войско и заключив договор с литовским князем Казимиром, выступил в поход.

Иван III, находясь в сложной ситуации, не решался на круп­ные военные действия, хотя его войска стояли в ожидании на Оке. В начале октября обе рати оказались друг против друга на берегах притока Оки - Угры. Дважды пытался Ах­мат форсировать небольшую, но бурную речку, и оба раза был отброшен. Не дали результата и переговоры.

Не пришел на помощь и Казимир IV, на владения которо­го совершил набег союзник Ивана III и враг Ахмата крым­ский хан Менгли-Гирей. Выпавший в начале ноября 1480г. снег как бы похоронил последние надежды ордынцев. 11 но­ября Ахмат увел свои войска в степи, где вскоре погиб. Так закончилось «стояние на Угре», приведшее к неизмеримо большим результатам, чем сражения: данническая зависи­мость была уничтожена,

Видимо, не являясь крупным военным стратегом, Иван III обладал талантом дипломата. Именно это привело к той ситуации на политической карте Европы, которую лако­нично сформулировал не чуждый занятиям русской истори­ей Карл Маркс: «Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, стис­нутой между Литвой и татарами, - была ошеломлена вне­запным появлением огромного государства на ее восточных границах». В 1462 г. Иван Ш наследовал территорию, размеры которой не превышали 430 тыс. кв. км. при вступлении на пре­стол его внука - Ивана IV в 1533 г. территория единой Руси увеличилась в шесть раз, достигнув 28ОО тыс. кв. км.

Политика Ивана III (1462-1505). В его правление сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось складывание центрального государственного аппарата. Присоединил Ярославль (1463), Новгород (1478), Тверь (1485), Вятку, Пермь и пр. При нем было свернуто Монголо-татарское иго (Стояние на Угре, 1480). Составлен Судебник 1497, (18 вопрос) развернулось большое строительство в Москве, вырос международный авторитет Российского государства, произошло оформление титула – Великий Князь Всея Руси.

Основой Судебника стали нормы права, которые бытовали на Руси в XV в. и известны нам по наместничьим уставным грамотам, Псковской Судной грамоте.

Политика Василия III (1505-1533) Энергично боролся за централизацию русского государства: при нем были присоединены к России последние полу самостоятельные русские земли – Псков (1510), Волоцкий удел (1513), Смоленск (1514), Рязань (1521).

При Иване III деятельно продолжалось присоединение к Москве удельных земель . Те из мелких ярославских и ростовских князей, которые до Ивана III сохраняли еще свою независимость, при Иване все передали свои земли Москве и били челом великому князю, чтобы он принял их к себе в службу. Становясь московскими слугами и обращаясь в бояр Московского князя, эти князья сохраняли за собою свои родовые земли, но уже не в качестве уделов, а как простые вотчины. Они были их частными собственниками, а «государем» их земель почитался уже Московский великий князь. Таким образом, все мелкие уделы были собраны Москвою, оставались только Тверь и Рязань. Эти «великие княжения», когда-то боровшиеся с Москвою, теперь были слабы и сохраняли только тень своей независимости. Последние рязанские князья, два брата, Иван и Федор, были родными племянниками Ивана III (сыновьями его родной сестры Анны). Как мать их, так и они сами не выходили из воли Ивана, и великий князь, можно сказать, сам правил за них Рязанью. Один из братьев (князь Федор) скончался бездетным и завещал свой удел дяде великому князю, отдав, таким образом, добровольно половину Рязани Москве. Другой брат (Иван) умер также молодым, оставив малютку сына, по имени Иван, за которого правила его бабушка и брат ее Иван III. Рязань оказалась в полной власти Москвы. Повиновался Ивану III и Тверской князь Михаил Борисович. Тверская рать ходила даже с москвичами покорять Новгород. Но позднее, в 1484-1485 гг., отношения испортились. Тверской князь завел дружбу с Литвою, думая от Литовского великого князя получить помощь против Москвы. Иван III, узнав об этом, начал войну с Тверью и, конечно, победил. Михаил Борисович убежал в Литву, а Тверь была присоединена к Москве (1485). Так совершилось окончательное объединение северной Руси.

Объединение Северо-Восточной Руси Москвой 1300-1462

Мало того, объединительная национальная политика Москвы влекла к московскому государю и таких служилых князей, которые принадлежали не северной Руси, а Литовско-Русскому княжеству. Князья Вяземские, Одоевские, Новосильские, Воротынские и мн. др., сидевшие на восточных окраинах Литовского государства , бросали своего великого князя и переходили на службу московскую, подчиняя Московскому князю и свои земли. Именно этот переход старых русских князей от католического государя Литвы к православному князю северной Руси и давал повод московским князьям считать себя государями всей Русской земли, даже и той, которая находилась под литовским владычеством и хотя еще не соединилась с Москвою, но должна была, по их мнению, соединиться по единству веры, народности и старой династии св. Владимира.

Конец XV и начало XVI века - грань между Средневековьем и Новым временем, именуемая Эпохой Возрождения, стала периодом окончательного формирования большинства европейских государств. На этом же этапе происходит и завершение процесса объединения русских земель вокруг Московского княжества. В памяти народной живы имена его инициаторов и исполнителей. Это были великие князья Иван III, правивший с 1462 по 1505 год и его сын Василий III, находившийся у власти с 1505 по 1533 год.

Особенности централизации стран Западной Европы и Руси

Следует сразу отметить, что в России и в ведущих европейских странах объединение ранее раздробленных земель происходило в различных исторических реалиях. На Западе создание централизованных государств стимулировалось ростом материального производства, которое, в свою очередь, повышалось за счёт совершенствования товарно-денежных отношений и выхода экономики из тесных рамок натурального хозяйства.

В России всё обстояло иначе. Два века ордынского ига замедлили развитие её экономики и культуры, и в результате объединение Руси происходило на фоне феодальной организации хозяйства, что, несомненно, служило препятствием этому процессу. Кроме того, само создание было возможным лишь на северо-западе и северо-востоке страны, так как большая часть южных земель, входивших прежде в состав Киевской Руси, оказалась присоединена к Венгрии, Польше и Литве.

Раздробленность - причина захвата российских земель

Несомненно, основной причиной завоевания Удельной Руси Золотой Ордой была её раздробленность, чему примером может служить Владимирское княжество, разделённое после кончины его правителя между наследниками, и ставшее после этого лёгкой добычей завоевателей. И подобные явления в истории Руси того периода прослеживаются повсеместно. Многие великие княжества, после их разделения на мелкие уделы, лишились былой мощи и потеряли способность противостоять врагу. Отечественная история полна такими примерами.

Однако, как считают исследователи, наличие постоянной угрозы со стороны Золотой Орды, а впоследствии отдельных ханств, на которые она распалась, и агрессивная политика западных соседей значительно ускорили завершение объединения русских земель вокруг Москвы, сделав его жизненно необходимым. Большая заслуга в его реализации принадлежит восшедшему на великокняжеский престол в 1462 году Ивану III.

Создатель единого государства

Став впоследствии поистине ключевой фигурой в русской истории, этот правитель, получил в свои руки высшую, по тем временам, власть, когда ему исполнилось лишь двадцать два года. Зарекомендовав себя удачливым и дальновидным политиком, он первым в отечественной истории стал именоваться «Государем всея Руси». Именно в период его княжения нашим гербом стал двуглавый орёл, и в Москве был возведён, существующий доныне каменный Кремль.

Иван III, женившись на племяннице византийского императора, ввёл в придворный обиход пышные церемонии, не уступавшие тем, что были приняты при европейских дворах. Именно при его правлении прежнее слово Русь стало вытесняться нынешним - Россия. Он осуществил кардинальную административную реформу и стал одним из авторов знаменитого Судебника - свода гражданских и уголовных законов.

Свод законов Ивана III

Согласно этому, весьма прогрессивному для своего времени документу, при великом князе была учреждена Боярская дума. Её представители получали полномочия управления отдельными областями государственной жизни, а также становились воеводами в полках и княжескими наместниками в городах.

Появилось и такое новшество, как приказы - органы которыми заведовали специально назначенные бояре или приказные дьяки. В сельских местностях, или иначе - волостях, руководство осуществлялось так называемыми волостелями - руководящими структурами, состоявшими из вольных людей.

Судебник устанавливал жёсткий контроль центра за руководством местных бояр и оговаривал возможные меры наказания в случае несоблюдения ими княжеских приказов. Ряд его статей касался организации войска. Вместо прежних разрозненных дружин удельных князей создавалась единая армия. Местные дворяне-помещики были обязаны в случае необходимости являться в распоряжение великого князя и за свой счёт вооружать определённое число приведённых с собой пеших и конных холопов. Их количество зависело от размеров принадлежавшего хозяину поместья.

Присоединение к Москве ранее независимых удельных княжеств

Мудрый, а подчас и весьма коварный политик, Иван сумел, избежав открытых столкновений, осуществить присоединение к Москве всего северо-востока Руси. Начало этому было положено в 1468 году, когда удельные ярославские князья, признав верховную власть Ивана, вошли в его подчинение.

Спустя четыре года в состав его княжества вошла Пермь Великая. Ростовское княжество к тому времени оставалось независимым лишь наполовину - вторую её часть ещё прежде купил (именно так!) отец Ивана III, Московский князь Василий Тёмный. В 1474 году сделка была продолжена и в результате вся оставшаяся территория отошла к России.

Некоторые сложности возникли с присоединением Твери, ещё прежде окружённой кольцом московских земель. Её бояре до последнего пытались спорить с Иваном, отстаивая свою независимость, но вид его многочисленной дружины, подступившей к стенам города, был настолько убедительным аргументом, что и они поспешили принести присягу верности.

Последующий процесс включил в себя присоединение в 1489 году , являвшихся важным промысловым районом. Именно они пополняли казну важнейшей валютой, ценившейся на международном рынке - пушниной.

В результате политики централизации России, которую последовательно проводил Иван III, кроме неуклонного роста её экономики и военной мощи, повышался и престиж государства. Это способствовало тому, что в первые годы, наступившего XVI века значительное число российских князей, происходивших из западных областей страны, но в силу различных причин, перешедших на службу литовским правителям, вернулись на родину.

Трагедия Новгорода

Однако не на всех своих этапах завершение объединения русских земель вокруг Москвы происходило столь гладко. Примером тому могут служить драматические события, развернувшиеся вокруг Новгорода, остававшегося до той поры независимой боярской республикой. В нём в результате реформы управления, осуществлённой в 1410 году, была усилена власть олигархического боярства, а указом Василия Тёмного от 1456 года, придана местному князю высшая судебная власть.

Опасения (и небезосновательные) потерять значительную часть привилегий после подчинения Новгорода Москве, побудили бояр, возглавляемых посадской вдовой искать помощи у Литовского князя Казимира, соглашаясь на вассальную зависимость в случае его поддержки в борьбе с Иваном III. В ответ на это московским князем были предприняты самые решительные меры в результате которых в 1471 году к мятежному городу двинулось объединённое войско, составленное из дружин всех подвластных Москве княжеств.

Существенным аргументом, позволившим Ивану III в короткий срок собрать столь внушительное войско, было стремление новгородцев перейти под власть католического правителя, дав тем самым повод обвинить их в желании променять православную веру на «латинскую». В противовес московским дружинам, мятежники собрали весьма многочисленное, но необученное и плохо вооружённое ополчение. В ходе решающей битвы, состоявшейся на реке Шелонь, они были разбиты и обращены в бегство.

Однако, несмотря на полное поражение, новгородцам удалось договориться с князем, и, уплатив изрядную контрибуцию, на некоторое время сохранить остатки былой независимости. Окончательно же Новгород был присоединён к Москве в 1478 году. Символическим жестом лишения права на самоопределение стало изъятие у новгородцев их вечевого колокола, испокон века созывавшего их для решения важных насущных вопросов.

После подчинения Новгорода московскому князю предстояло завоевание Тверского княжества, сохранявшего до той поры самостоятельность. Здесь определённым образом повторилась та же история, что и в Новгороде. Тверской князь, справедливо полагая, что не сможет противостоять превосходящим силам Москвы, обратился за помощью к тому же литовскому правителю, что и новгородцы, и в результате претерпел их же участь.

В течение всех сорока трёх лет своего правления Иван III преследовал единую цель - объединение разрозненных российских земель. За это он и вошёл в отечественную историю как «Собиратель земель русских». Он подчинил себе многие прежде независимые великие княжества.

Конец ордынского ига

Но, кроме всего прочего, его правление отмечено и таким важным событием, как окончание периода ордынского ига, которым ознаменовалась победа войск московского князя над полчищем Ахмед-хана на в 1480 году. Она была достигнута не столько военным превосходством, сколько умелой дипломатией, в результате которой Ивану III удалось сделать своим союзником крымского хана, являвшегося злейшим врагом его нынешнего противника, и в то же время нейтрализовать действия союзника Ахмед-хана, литовского короля. В результате, осознав всю безнадёжность сражения, татары оставили свои позиции и отступили.

Продолжатель дела отца

В 1505 году на московский великокняжеский престол вступил сын Ивана III Василий III, с первых дней правления показавший себя продолжателем дела отца. Как истинный самодержец, он вёл жёсткую политику, целью которой было уничтожить прежнюю систему уделов и присоединить к Москве ещё остававшиеся на тот момент самостоятельные княжества Руси.

Справедливо заметить, что молодой князь не уступал своему отцу ни в решительности своих действий, ни в умении выбрать для них наиболее благоприятный момент. В этом отношении весьма характерно присоединение к Московскому княжеству Пскова, находившегося до той поры под контролем Литвы. Для этого Василий воспользовался её ослаблением, вызванным вторжением крымских татар.

Не был он лишён и коварства, присущего его отцу. Так, например, в 1509 году Василий 3 приказал прибыть для встречи с ним в Новгород представителям псковского посада, а также всем, кто был недоволен его стремлением подвести Псков под московскую юрисдикцию. Всех прибывших по его приказу он обвинил в недоверии к нему и большинство из них казнил.

Правление Василия 3 положило конец былой независимости города. После казни посадских представителей в Пскове состоялось последнее в его истории вече, на котором было принято решение о безоговорочном выполнении всех требований князя. Псковский вечевой колокол, как некогда его новгородский собрат, был снят и навсегда вывезен из города.

Чтобы в будущем обезопасить себя от возможной оппозиции, присоединив город к своим владениям, молодой князь выселил из него триста самых богатых семей и на их место поселил равное количество заведомо лояльных ему жителей из других районов. Впрочем, эта идея принадлежит не ему, а его отцу Ивану III, точно так же поступившему в своё время с богатыми жителями покорённого Новгорода. Упразднив в Пскове прежний вечевой строй, Василий 3 поручил управление своим наместникам.

Дальнейший процесс объединения земель

Четырьмя годами позже, продолжая, проводимое им объединение Руси, Василий III присоединил к своему княжеству Смоленск, отвоёванный им в 1514 году у литовцев. Память об этом событии была увековечена созданием в Москве Новодевичьего монастыря. В него была торжественно перенесена Смоленская икона Божьей Матери, признанная чудотворной, и почитаемая, как исконная защитница рубежей России.

Окончательное завершение объединения русских земель вокруг Москвы было достигнуто после того, как в 1521 году в состав государства вошло Рязанское княжество. Оно и прежде находилось в определённой зависимости от московских князей, но при этом сохраняло некоторую самостоятельность. Однако, настал черёд и жителей Рязани стать подданными Москвы.

Основные органы управления государством

На этом было завершено в единое государство, ставшее крупнейшим в Европе, и именуемое с тех пор Россией. Но этот процесс коснулся лишь территорий, находившихся на северо-востоке и северо-западе России. Приведение же под московский скипетр княжеств, находившихся в юго-западных землях и продолжавших оставаться под юрисдикцией Венгрии, Польши и Литвы, было делом будущего.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы потребовало создания аппарата, способного обеспечить централизованное управление вновь созданным государством. Им стала боярская дума. В неё и прежде входили представители двух высших по тем временам сословий бояр и окольничих, но с середины XV века её состав пополнился князьями присоединённых к Москве земель, лояльных верховному правителю. Боярская дума была лишена законодательной власти и носила характер лишь совещательного органа.

В правление Василия 3 были учреждены два государственных ведомства, положившие основу образовавшейся впоследствии приказной системы. Это были так называемые Дворец и Казна. Первое осуществляло управление землями, принадлежащими великому князю, а в ведении второго находились финансы, архив и государственная печать.

По мнению большинства исследователей, завершение объединения русских земель вокруг Москвы было во многом достигнуто благодаря той роли, которую в этом процессе сыграла Русская православная церковь. Усилению её значения в решении насущных государственных вопросов способствовало возведение в 1448 году на митрополичий престол рязанского митрополита Иона. С этого времени церковь в России получила статус автокефальной, то есть самостоятельной и независимой от других и могла активно влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства.

Дипломатия нового уровня

Московское княжество 16 века, сформировавшееся в результате объединения прежде разрозненных земель, приобрело совершенно иной статус и в вопросах международной политики. Если прежде она состояла лишь из сношений с ордынскими ханами и ограниченным кругом удельных князей, то после того, как страна стала представлять собой объединение великорусской народности, а её правитель именоваться государем, она заняла подобающее ей место в Европе.

Российская дипломатия вышла на совершенно иной уровень. После того как было завершено объединение земель Северо-Восточной Руси, в Москву стали прибывать иностранные посольства в прежние времена не рисковавшие углубляться в российские просторы дальше Новгорода. Разумеется, это внесло определённую сложность, так как ранее приходилось иметь дело лишь с удельными князьями, исповедовавшими ту же веру и говорившими на том же языке. Теперь во время переговоров приходилось учитывать особенности иных религий и пользоваться услугами переводчиков, а впоследствии и самим учить языки.

Заслуги двух московских князей Ивана III, а также его сына и продолжателя дел Василия III неоспоримы. Благодаря их трудам, грамоты, посылаемые за рубеж, с тех пор подписывались титулом «князь Московский и всея Руси». Это значило, что вся Русь сомкнулась в монолит, способный впредь противостоять любым испытаниям.