Конспект урока на тему «Цветы в нашей жизни.  Ребусы, кроссворды и не только Ребусы на тему растения и деревья

1. Кроссворд "Названия деревьев"

Вписать названия деревьев.

2. Кроссворд "Названия кустарников"

Вписать названия кустарников.


3. Кроссворд "Названия хвойных растений"

Вписать названия хвойных растений.

    Дерево с вечнозеленой хвоей.

    Дерево с твердой древесиной.

    Дерево семейства сосновых, распространенное в Сибири.

    Распространенное хвойное дерево.

    Крупное дерево семейства сосновых, распространенное в тайге.

    Дерево с густой пирамидальной кроной.

    Исполин растительного мира, сохранился только в Калифорнии. Высота некоторых деревьев достигает 150 м

    Дерево семейства араукариевых.

    Род древесных растений семейства кипарисовых.

    Кустарник семейства кипарисовых.

4. Кроссворд "Семенные растения"

Написать ответы так, чтобы в выделенной строке по горизон тали получилось название группы семенных растений.

По вертикали:

    Название растений, которые на зиму не сбрасывают листья.

    Представитель светолюбивых голосеменных.

    Видоизмененные листочки шишки.

По горизонтали:

    Видоизмененный лист хвойных растений.

    Группа семенных растений.

5. Кроссворд "Деревья и кустарники"

    Вписать названия пяти деревьев и кустарников. Многолетний кустарник с черными плодами.

    Дерево с плодами-орешками.

    Растение семейства ивовых, из прутьев которого плетут кор­ зины.

    Плодовое растение с красными плодами.

    Небольшое деревце или кустарник семейства розоцветных,
    родиной которого является Кавказ.

6. Кроссворд "Буква "Р"

Вписать названия растений так, чтобы буква «Р» была общей.

    Ветвистый кустарник семейства барбарисовых.

    Дерево семейства розовых, родиной которого является Тянь- Шань.

    Кустарник семейства маслиновых, плод - черная овальная ягода.

    Распространенное дерево, цветки которого собраны в сережки.

    Небольшое дерево или кустарник из семейства гранатовых,
    плоды красноватые, с кожистыми околоплодниками.

    Долговечное дерево Китая и Японии, иначе называется ябло­ ком Востока.

    Дерево с черными сильновяжущими плодами.

    Мелкий кустарничек семейства брусничных, с черными пло­ дами.

    Однолетнее растение семейства бобовых, с округло-цилинд­ рическими плодами.

    Дерево семейства розоцветных, с плодами грушевидной или
    шаровидной формы.

    Дерево семейства розоцветных, с плодами оранжево-крас­ ной окраски.

    Дерево высотой до 35 м из семейства сосновых, с крупными
    шишками.

    Дерево из семейства розоцветных, родиной которого счита­ ют Китай.

По горизонтали: 4. Декоративное хвойное дерево семейства таксодиевых, известное под названием «японский кедр». 5. Крепкий алкогольный напиток, получаемый перегонкой спиртового настоя сочных шишек можжевельника. 8. Один из родов саговников, выращиваемый как декоративное растение в оранжереях. 9. Не- большой кустарник, принадлежащий к классу оболочкосеменных, по внешнему виду напоминающий хвощ. 10. Род голосеменных растений, представленный единственным видом, произрастающим в пустынях Юго-Западной Африки, имеет два ремневидных листа длиной 2-3 м, живет до 100 лет. 13. Крупное красивое дерево из Китая и Японии высотой до 70 м, имеющее вееровидные лопастные листья с вильчатым жилкованием и семена с сочным покровом. 16. Хвойное дерево с прямостоячими шишками на побегах и одиночными мягкими плоскими хвоинками, образует темнохвойные леса на обширной территории северо-востока европейской части нашей ленная группа современных голосеменных растений.

По вертикали: 1. Декоративное хвойное растение, похожее на небольшую елочку, произрастающее в Южном полушарии, а у нас выращиваемое в оранжереях. 2. Хвойный кустарник, реже дерево, с игловидной хвоей и сочными женскими шишками, образующими темно-синие «ягоды». 3. Светолюбивое хвойное дерево, на укороченных побегах которого пучки мягкой хвои, сбрасываемой ежегодно на зиму. 6. Декоративное растение семейства кипарисовых с характерными побегами, очки которых расположены в одной плоскости. 7.Представитель саговников, небольшое карликовое растение, произрастающее в песчаных редколесьях во Флориде (США). 11. Видоизмененный укороченный спороносный побег у хвойных. 12. Древние, вымершие в триасовом периоде хвойные деревья, предками которых были семенные папоротники. 14. Широко распространенное в Средиземноморье, на Кавказе и в Крыму хвойное дерево с плоской широкой хвоей и семенами, окруженными ярко-красной сочной чашей - ариллусом. 15. Красивейшее декоративное хвойное дерево, изображение которого встречается на флаге Ливана.

8. Кроссворд "Названия соцветий"

Вписать по горизонтали названия соцветий.


9. Кроссворд "Части побега"

Вписать названия частей побега.


10. Кроссворд "Органы растений"

Вписать названия различных органов растений.

11. Ребус "Хвойные растения"

Какое значение имеют хвойные растения в природе?

12. Ребус «Воздух в хвойном лесу»

Почему воздух в хвойных лесах практически не содержит болезнетворных бактерий – микробов?

13. Ребус «Древесина хвойных растений»

Какие особенности есть у древесины хвойных растений?

14. Головоломка-пословица 1

Найдите начало и ключ к головоломке-пословице. Прочитайте пословицу и объясните ее смысл.

15. Головоломка-пословица 2

По ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое число слогов, прочтите пословицу, объясните ее смысл.


16. Головоломка «Дата Рождения»

Расшифруйте головоломку и вы узнаете, когда появились голосеменные

17. Головоломка «Отличительная черта»

Эта головоломка подскажет вам, какой отличительной особенностью отличаются голосеменные растения.


18. Головоломка «Секрет русских лесов»

Разгадайте эту головоломку, и вы узнаете, какое хвойное дерево широко распространено в нашей стране.

19. Плетенка «Хвойные»

По горизонтали и по вертикали здесь переплетены названия 9 голосеменных растений и одного продукта, получаемого в виде крупы из тропического голосеменного растения, похожего на пальму. Часть букв в плетенке скрыто.

20. Лабиринт "Симбиоз"

На почвах, богатых органическими веществами и сырым гумусом, возникает симбиоз деревьев и грибов. Пройдя по лабиринту, найдите пары симбиоза.

21. Чайнворд «Ботаника»

    Гигантское дерево африканских саванн, живущее более 5000 лет.

    Лиственное дерево с твердой древесиной.

    Соцветие подорожника.

    Хвойное дерево.

    Сочное соплодие одноименного южного растения.

    Генеративный орган высших растений.

    Лиственное дерево рода клен.

    Королева цветов.

    Фруктовое дерево, образующее плод - крупную, сладкую, сочную костянку желтого цвета.

    Кустарник и его вкусные ягоды.

    Декоративное растение семейства астровых.

    Комнатное и садовое, красиво цветущее растение.

    Самое распространенное в средней полосе России фруктовое дерево.

    Плод груши.

    Кустарник с плодами орехами.

    Травянистое растение со сростнолепестным венчиком фиолетового цвета.

    Южное растение с видоизмененными листьями-колючками.

22. Символы

Из первых букв названий астрономических, топографических и химических знаков и символов образовано слово. Отгадайте его.

(ответы даны только на вопросы, помеченные звёздочками)

1. Какие растения идут на производство высококачественной бумаги. Что вы об этом знаете?

2* . Во время проведения Всемирного лесного конгресса в 1960 г. в Сиэтле (США) лесоводы 96 стран решили заложить парк Дружбы народов, где представитель каждой страны должен был посадить свое национальное дерево. Какое дерево было выбрано нашей делегацией?

3*. Какое растение называют «живым памятником» древних голосеменных?

4*. До сих пор в художественной и научно-популярной литературе можно встретить такие выражения: «корабельный лес», «корабельная роща». Какое растение при этом имеется в виду?

5. Хорошо известно, что во время бури ветер выкорчевывает ели, тогда как сосны ломает. Чем объясняется этот факт?

6. Ученые знают, что корневая система сосны бывает разной - в зависимости от условий: на песчаной почве мощный стержневой корень глубоко уходит в землю, на болоте главный корень развит слабо, а за счет боковых корней образуется поверхностная корневая система. Назовите причины, вызывающие такой рост корневой системы.

7. Лесничие давно обратили внимание на то, что у сосны, растущей в лесу, нижние ветки очень быстро отмирают, тогда как у ели в таких же условиях почти полностью сохраняются в течение жизни. Объясните: почему?

8. Это произошло в 1596 г. Знаменитый путешественник Жак Картье отправился в экспедицию к берегам Канады. Через некоторое время все на корабле заболели цингой. Когда корабль подошел к реке Святого Лаврентия, 26 матросов умерли. Высадившись на берег, путешественники не нашли в окрестных лесах ни лимонов, ни овощей. Индейцы, живущие в этих местах, дали путешественникам несколько советов, которые помогли им вылечиться от страшной болезни. Что же посоветовали индейцы?

9. Ботаникам известно много случаев совместного проживания двух и более цветковых растений. Не являются исключением и голосеменные. Например, можжевельник является частым спутником сосны. Почему же он погибает, если рядом растет много елей?

10. «Янтарь есть произведение царства растений», - говорил М. В. Ломоносов. Что позволило великому ученому сделать такой вывод? Что вы знаете о янтаре?

11. В некоторых сосновых лесах проводят сбор живицы - сосновой смолы. На стволах делают косые насечки, сходящиеся в нижней их части, и подвешивают банки, в которые собирают смолу. Почему новые насечки на стволах сосны делают выше старых? Чем объясняется происхождение названия сосновой смолы - живица?

12. Вам хорошо известно, что высшие растения делятся на листопадные и вечнозеленые. Ко второй группе относятся почти все хвойные деревья. Каким образом пихта, ель, сосна и другие хвойные растения переносят зимнюю «засуху»?

24. Игра-викторина «Хвойные растения»

Прочитайте описание десяти хвойных растений. Попробуйте выяснить, какому растению соответствует данное описание. Найдите эти растения на рисунках.

1*. Основная лесообразующая порода России. Растет на разнообразных почвах, но предпочитает пески. Нередко ее высаживают, чтобы задержать наступление песков. На укороченных побегах по две хвоинки. Шишки небольшого размера. Светолюбивое растение. Дает хорошую строевую и поделочную древесину; из смолы получают скипидар, канифоль.

2*. Самое высокое дерево из распространенных в России хвойных растений - достигает 70 м. Укороченных побегов нет. Хвоя одиночная, плоская. Шишки прямостоячие, при созревании рассыпающиеся. Образует темнохвойные леса на обширной территории Сибири. Древесина используется в производстве бумаги, из коры добывают ценный бальзам.

3*. Крупное дерево высотой до 50 м с характерной пирамидальной формой кроны. Укороченных побегов нет. Одиночные хвоинки обычно четырехгранные. Шишки кожистые, висячие, крупных размеров. Дерево теневыносливо. Дает ценную строевую древесину.

4*. Светолюбивое дерево, образующее светлые леса. Древесина твердая, смолистая, долговечная. На укороченных побегах - пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой. Шишки мелкие, созревают в течение года, но держатся на ветвях несколько лет. Широко распространена на Урале, в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

5*. Высокое дерево, образующее леса на обширной территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. На укороченных побегах - пучки из 5 хвоинок. Дает ценную древесину и крупные съедобные семена, называемые орешками, из которых добывают ценное масло.

6*. Единственный вид этого рода. деревьев произрастает на тихоокеанском побережье США в Калифорнии. Это огромные деревья высотой 100 м и более. Возраст некоторых достигает 2-3 тысяч лет. Хвоя голубовато-зеленая, плоская. Имеет ценную древесину красноватого цвета.

7*. Наиболее богатый видами род хвойных деревьев и кустарников. Листья игловидные или чешуевидные, расположенные скученно на побегах. Женские шишки имеют сочные чешуйки, образующие своеобразные «ягоды» с семенами. Их используют для приготовления крепкого напитка.

8*. Очень долговечные деревья с плотной красивой древесиной и колоновидной формой кроны. Листья чешуйчатые. Женские шишки некрупные, деревянистые. Выращивается как культурное растение в Крыму и на, Черноморском побережье Кавказа. В странах Средиземноморья считается символом скорби, траурным деревом.

9*. Широко распространенное в Средиземноморье, на Кавказе и в Крыму большое хвойное дерево высотой 35 м и свыше 1 м в диаметре. Древесина тяжелее воды, очень прочная и красивая, без смоляных ходов. Хвоя плоская и широкая. Семена окружены ярко-красным мясистым образованием - ариллусом. Древесина, кора и хвоя ядовиты. Растение теневыносливое.

10*. Красивейшее декоративное дерево, изображенное на флаге Ливана. Имеет крону конусовидной формы. На укороченных побегах - пучки хвоинок. Шишки очень плотные, распадающиеся при созревании семян. В диком состоянии произрастает в Гималаях, на Средиземноморье. В России культивируется по Черноморскому побережью Кавказа.

25. Викторина «Растения»

1. Сколько кубических метров воздуха очистит лес площадью 40 гектаров за 5 лет, если известно, что 1 гектар лесного массива за год очищает от углекислого газа и пыли 18 млн куб м воздуха?

2. Какие изменения в окружающей среде указывают растениям наших широт время начала распускания почек, цветения, плодоношения и листопада?

3. В жаркую летнюю погоду в городском парке температура воздуха на 2,2С ниже, чем на городской улице, и выше на 1,5С, чем в лесу. Определите температуру воздуха в лесу, если на оживленной городской улице она составляет 31С?

4. Почему одни растения зацветают на первый год жизни, а другие - через год или несколько лет. Приведите примеры растений, различающихся сроками начала цветения.

5. В 1 м городского воздуха содержится около 5000 микробов. Сколько микробов в 1 куб м лесного массива, если известно, что их содержание в лесу ниже в 9 раз?

6. Лиственные деревья средних широт, перемещенные в оранжереи, где им созданы все оптимальные для жизни условия (достаточное количество света, тепла и влаги), тем не менее, сбрасывают листья. С чем это связано?

7. Ученым давно известно, что зеленые насаждения значительно уменьшают количество пыли в атмосферном воздухе. Ими было подсчитано, что над 50 кв. км леса в воздухе находится около 50 т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства - в 11 раз больше. Сколько тонн пыли может находиться над 100 кв. км безлесного пространства.

8. Если в январе - феврале срезать в лесу березовую ветку, принести ее в комнату и поставить в воду, то почки вскоре лопнут и появятся листочки. Но если такую ветку срезать в октябре - ноябре, то она не распустится и засохнет. Почему?

9. Известно, что плохо переносят морозы те растения, которые осенью интенсивно росли, например вследствие длительной теплой погоды или в результате обильной подкормки удобрениями. С чем это связано?

10. Ботаники уже давно заметили, что у заборов чаще всего растут те кустарники и деревья, семена которых распространяются ветром. Как можно объяснить такую закономерность?

26. Викторина "Растения-символы"

Многие растения еще с древности человек стал считать символами, олицетворяющими долголетие, могущество, дружбу, любовь, благородство. Изображение некоторых растений можно встретить на государственных флагах, гербах и монетах, где они являются олицетворением национальных традиций и государственности. В национальной символике используются разные по значению растения: одни священные - они запечатлены в народных сказаниях и легендах, другие окружают человека, гармонично вошли в его жизнь и потому связаны с народными традициями.

Иногда всеобщее внимание привлекают редкие растения - достопримечательность страны, тогда их изображения украшают ее флаг и герб.

Ответьте на вопросы викторины. Для этого вам придется порыться в справочниках и энциклопедиях.

На вопросы, номера которых помечены снежинками в конце каждой главы даны ответы. Как вы понимаете, это наиболее сложные вопросы.

1*. Знак, обозначающий это растение, встречается в древних письменах египтян, датируемых 3-4 тысячелетием до нашей эры. На Крите найден глиняный диск, которому 11 тысяч лет, с оттиском этого растения, Исключительно красивые цветки, раскрывающиеся за 4 дня, " достигают в диаметре 30 см и всегда повернуты к солнцу. У египтян они считались символом солнца и плодородия. Древнеегипетский иероглиф с изображением этого растения означает радость. На египетских монетах, колоннах древних храмов и дворцов можно встретить изображение этого цветка.

2*. Вечнозеленое дерево или кустарник с жесткими ароматными листьями, растет в Средиземноморье. С ним связан античный миф о прекрасной нимфе Дафне, которую ее отец, речной бог Пеней, превратил в это дерево, спасая от преследования полюбившего ее Аполлона. С тех пор это растение считалось деревом Аполлона. Eгo высаживали у храмов, ему посвященных, венком из листьев этого дерева награждали победителей в творческих состязаниях - поэтов, музыкантов, художников. Ветвь этого дерева изображена на гербах многих государств как символ победы народа, его величия и славы.

3*. Дерево это любимо в народе, почитается как символ весны, молодости и чистоты. Чудесным его плодам в мифах и сказках разных народов приписывается волшебная сила, а неповторимая красота этого цветущего дерева весной радует душу и воспевается поэтами, художниками и музыкантами.

4*. Это кустарник или небольшое деревце, растущее по долинам рек в лесной и степной зонах. Один из важнейших православных праздников сопровождается церковным обрядом с ветками этого растения. Освященные в церкви пучки веток, по поверью, обретают очистительную силу. С их помощью приводили в порядок жилища, выметая мусор, накопившийся за зиму. Мусор сжигали, а затем парились в бане, стегая себя этими ветками и приговаривая: «Здоровье - в хату, хворь - в лес!»

5*. Стилизованное изображение соцветия этого растения стало эмблемой Японии. Его можно видеть на гербе, орденах и монетах этой страны. В Японии и Китае в октябре отмечают праздник этого растения. Им украшают дома, улицы, одежду и даже устраивают карнавалы с пейзажем, фигурками людей и животных, сделанными из соцветий этого растения.

6*. Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе, которую люди надеялись перенести на поля. Поэтому оно стало символом праздника Колосяницы, а после принятия на Руси христианства - Троицы.

Дерево это украшали лентами, вокруг водили хороводы, плели из его ветвей венки.

7*. Это дерево вечнозеленое, красивое, крупное, с душистой плотной древесиной. Распространено в Средиземноморье; Китае, Гималаях и Северной Америке. Считается траурным деревом.

Своей формой оно напоминает устремленный в небо факел - символ бессмертия.

8*. Желтые цветки этого растения появляются ранней весной. После цветения наземная часть его отмирает. Название этого растения связано с древнегреческим мифом. «Прекрасный юноша, влюбленный в богиню Афродиту, был однажды смертельно ранен на охоте. Найдя его уже мертвым, Афродита превратила его в Цветок и просила богов вернуть ей любимого. Зевс решил, что юноша будет проводить полгода в царстве смерти - зимой, когда растения умирают или засыпают, а весной будет возвращаться к богине любви и красоты на землю». В Афинах и Александрии в древности в начале весны проводился специальный праздник, посвященный этому цветку.

В Греции до сих пор сохранилось много песен и гимнов, прославляющих этот цветок.

9*. Согласно поэтическому сказанию в этот цветок превратился прекрасный юноша, которому при рождении было предсказано жить до тех пор, пока он не увидит самого себя. Юноша вырос нелюдимым и застенчивым, любил охоту и много времени проводил в лесу. Однажды он увидел свое отражение в лесном озере и влюбился в него. Тщетно юноша молил отражение выйти из воды и, не дождавшись, от отчаяния умер.

На этом месте на берегу озера вырос прекрасный белый цветок.

10*. Высокое и могучее дерево это идет в дело целиком, без остатка - от корня до вершины - как ценное сырье. У многих народов мира оно считается волшебным, приносящим счастье и отводящим беду.

Западные и восточные славяне хранили в избах от одного новогоднего праздника до другого ветку этого дерева, отгоняющую злые силы от дома и оберегающую мир и благополучие его обитателей.

11*. Часто это дерево называют проклятым - по преданию, на нем удавился Иуда. Построенные из него строения рушатся, придавливая хозяев, только колом из этого дерева можно убить вампира... Но дурная слава им не заслужена. Из древесины этого дерева в старину клали срубы колодцев, делали дранку для покрытия куполов храмов и крыш домов, а в наше время делают спички и фанеру.

Листья, кора и сок используются в народной медицине.

12*. В старину это травянистое растение называли плакун-травой. По преданию оно выросло на том месте, где плакала и роняла слезы Богородица. Считается, что оно обладает силой, позволяющей повелевать духами. Растение это имеет крупные пурпурные соцветия и листья, по форме напоминающие ивовые.

В сырую погоду на концах листьев выделяются капельки влаги.

13*. Ни одно растение не играло в истории культуры человечества такой роли, как это. Его первым стали выращивать ради красоты. В древности его посвящали богам: греки - богине любви Афродите, римляне - богу молчания Гарпократу. Присутствие цветка означало обещание хранить все сказанное в тайне. Стилизованное изображение этого цветка - розетка - является архитектурным украшением многих зданий.

Этот цветок можно встретить на гербах таких знаменитых английских аристократов, как Йорки или Ланкастеры.

14*. В соцветиях этого растения уже много веков пытаются найти счастье - цветки с пятью отогнутыми лопастями вместо четырех. Если найдешь такой цветочек, то его надо съесть.

А трехлопастные цветки, наоборот, сулят несчастье и беды.

15*. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. Их изображение есть на гербах, медалях и монетах многих стран. Дерево это является одной из лесообразующих пород Северного полушария.

Древние славяне верили, что это дерево священное, приписывали ему чудодейственную силу и посвящали его богу грома и молнии Перуну. Изображение Перуна вырезали только из древесины этого дерева.

16*. Под сенью раскидистой кроны этого дерева зарождалась античная культура. Из его цепной ароматической древесины был построен знаменитый храм царя.

Соломона в Иерусалиме, был отделан храм Дианы в Эфесе, известный как одно из семи чудес света.

Изображение" этого священного дерева появилось на государственном флаге Ливана в 1951 г., когда страна обрела независимость.

17*. У древних римлян плод этого дерева служит атрибутом богини Геры - покровительницы брака и семьи. Как геральдический символ он был внесен в герб испанской монархии в XV в. Изображения ветвей с плодами этого дерева встречаются на тканях и коврах стран Древнего Востока. 1

18*. Впервые эти растения и их цветки были воспеты персидскими поэтами. 3 тысячи лет назад они украшали сады Персии (нынешний Иран). И называли их тогда тюрбанами, поскольку они напоминали этот головной убор мусульман. Изображением этого растения украшали ковры, ткани, кружева. В наше время центром разведения этого растения является Голландия.

19*. «Королевская лилия» украшала национальные флаги и гербы многих стран Европы. Она являлась эмблемой королевской династии, и впервые ее изображение, появилось во Франции в Х в., а на гербе и флаге французских королей - в ХII в. Этот цветок встречался на королевских печатях и монетах.

20*. Деревом жизни называют люди это растение. Оно сыграло важную роль в развитии многих культур и цивилизаций.

Ветвь этого дерева является символом мира, изображена на гербах многих стран и на флаге Организации Объединенных Наций (ООН).

21*. С глубокой древности ветвь этого дерева является символом достатка и благополучия. Это дерево уже более 4500 лет выращивают во всех субтропических странах ради плодов, содержащих до 50- 70% масла.

Упоминания об этом дереве встречаются в папирусах Древнего, Египта, оно изображено на монетах, древних вазах и амфорах.

22*. Сок этого дерева был основным источником сахара для индейцев Северной Америки. И теперь весной сбор этого сока превращается в настоящий национальный праздник, привлекающий много туристов.

Собранный сок выпаривают до получения душистой патоки. Лист этого дерева изображен на государственном флаге одного из государств североамериканского континента.

23*. В Греции это луковичное растение называют цветком дождя - за способность распускаться ранней весной на полях после обильных дождей. Его научное название связано с легендой, согласно которой один прекрасный юноша был смертельно ранен Аполлоном при метании диска на спортивных состязаниях. На месте гибели юноши вырос прекрасный цветок.

24*. Растение это особо почитается в Китае, где его разводят уже более 1500 лет. В средние века многие сорта здесь ценились на вес золота. Происхождение названия этого растения тоже связано с древнегреческой легендой. В ней рассказывается, что у врача Эскулапа был ученик - Пионий. Он мог исцелять самые страшные раны. И вот однажды бог Плутон, желая спасти Пиония от верной смерти, превратил его в цветок.

25*. На Руси это дерево почиталось как музыкальное. Из его красивой древесины с волнистым рисунком, обладающей высокими резонансными качествами, делали гусли «яровчатые».

А в наше время из его древесины делают жалейки для ансамблей народных инструментов и классные; ракетки для тенниса.

26*. «Одолень-трава». «Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные...» - с такими словами обращался в древности витязь к корневищу этого растения. Отправляясь в путь-дорогу, он прятал его в ладанку на груди.

Называли это растение еще русалочьим цветком, так как он всплывал по утрам, а к вечеру таинственно исчезал под водой.

Чтобы научиться составлять и понимать ребусы, стоит разобраться, что они из себя представляют.

Слово "ребус" латинского происхождения (лат. rebus, при помощи вещей, "Non verbis sed rebus" - "Не словами, а при помощи вещей"). Зародился ребус во Франции в XV веке, а первый печатный сборник ребусов, изданный в этой стране в 1582 году, был составлен Этьеном Табуро. За время, прошедшее с тех пор, техника составления ребусных задач обогатилась множеством разнообразных приёмов.

Итак, ребус – это один из видов головоломок, загадка на расшифровку слов. Зашифрованным по определённым правилам в ребусе может быть не только отдельное слово, но и пословица, поговорка, цитата, загадка и даже целый небольшой рассказ. Слова и фразы в ребусе изображены в виде картинок, букв, цифр, нот и других всевозможных знаков, количество которых не ограничивается. Разгадывание ребуса - это целая наука. Решая ребус, необходимо все знаки записать в виде осмысленного слова или предложения. Хотя различают несколько видов ребусов (литературные, математические, музыкальные, звуковые и т.п.), существуют некоторые общие правила их составления и разгадывания.

пример ребуса


ОБЩИЕ ПРАВИЛА РЕШЕНИЯ РЕБУСОВ

Слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка или любого знака. Ребус читается слева направо, реже сверху вниз. Знаки препинания и пробелы в ребусе не учитываются. Если в ребусе загадывается одно слово, то оно должно быть, как правило, именем существительным, причём в единственном числе и в именительном падеже. Отклонение от этого правила должно быть обязательно оговорено в условиях ребуса. Если загадывается предложение (пословица, афоризм и т. п.), то в нём, естественно, могут быть не только имена существительные, но и глаголы, и другие части речи. В этом случае, условия ребуса должны содержать соответствующую фразу (например: “Отгадай загадку”). Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например: “Найди два решения этого ребуса». Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний не ограничивается.

РЕБУСЫ В КАРТИНКАХ

Простейший вариант, когда ребус состоит из двух картинок , которые помогут составить новое слово. Названия предметов, изображённых в ребусе, следует читать в именительном падеже единственного числа или множественного, если изображено несколько предметов.


ребус 1


ВОЛ + ОКНО = ВОЛОКНО

ребус 2


СЛЕД + ОПЫТ = СЛЕДОПЫТ

ребус 3


ОКО + ЛИЦА = ОКОЛИЦА


Из последнего примера видно, что картинка в ребусе может иметь не одно название (глаз и око, пчёлы и рой и т.п.); или изображение может иметь общее или частное название (птица - общее название; стриж, ласточка, курица - частное название). Если изображённый предмет имеет два значения, то логически нужно определить подходящее. Это самое трудное в ребусах.

Если картинка перевернута вверх ногами , это значит, что слово читается «задом наперёд».


ребус 4


Перевёрнутый НОС = СОН


Если справа или слева от картинки стоит одна или несколько букв - это значит, что эти буквы просто следует добавить. Бывает, перед ними ставится знак «+». Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.


ребус 5



КОЛБА + СА = КОЛБАСА

ребус 6



Буква Х + ЛЕВ = ХЛЕВ

РЕБУСЫ С ЗАПЯТЫМИ

Запятые справа или слева от картинки означают, что в загаданном, с помощью картинки, слове нужно удалить столько букв, сколько стоит запятых. При этом запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Иногда запятые слева от изображения рисуют вверх тормашками, хотя принципиальной роли это не играет.


ребус 7


ВОЛ К - К = ВОЛ

ребус 8


ГА МАК - ГА = МАК

ребус 9


БА РАБ АН - БА - АН = РАБ


Стрелка, остриём влево, изображённая над картинкой, указывает, что после того как слово расшифровано его нужно прочитать задом наперёд.


ребус 10


КО МОД - КО, читаем справа налево = ДОМ

РЕБУСЫ С БУКВАМИ И ЦИФРАМИ

Если над картинкой стоит зачёркнутая буква , а рядом стоит другая, то эту букву в слове нужно изменить на указанную. Если же одна или несколько букв просто зачеркнуты, то их нужно удалить из данного слова. Знак "=" тоже служит для замены одной из букв на другую.


ребус 11


О Р ЁЛ = ОСЁЛ

ребус 12


БА БОЧКА - БА = БОЧКА

ребус 13


КОРО В А = КОРОНА

Если зачеркнутая буква(ы) стоит как независимая фигура, то ее необходимо читать с прибавлением частицы «не».


ребус 14


НЕ УЧ

Вместо картинки могут использоваться цифры. Если часть слова в ребусе изображена числом, то число произноситься как числительное.


ребус 15


Цифра СЕМЬ + буква Я = СЕМЬЯ

ребус 16



Цифра СТО + буква Л = СТОЛ

Имеем в виду, что и у цифры может быть не одно название.


ребус 17


РАЗ + ВИЛКА = РАЗВИЛКА

ребус 18


Буква Ш + КОЛ + буква А = ШКОЛА

ребус 19



Буква Р + ОДИН + АР КА = РОДИНКА

ребус 20



ПО ВАР + цифра ДВА + Л ЕС = ПОДВАЛ

Несколько одинаковых букв или других изображений подряд означают, что их нужно попытаться сосчитать.


ребус 21



СЕМЬ букв Я = СЕМЬЯ

ребус 22



ТРИ КОТА + буква Ж = ТРИКОТАЖ

ребус 23


ПАРА букв Д = ПАРАД

Цифры рядом с картинкой служат для нумерации букв в слове. Цифра обозначает место буквы в данном слове, а порядок, в котором написаны цифры – определяет новое место этой буквы.


ребус 24


СОСНА = НАСОС

ребус 25


МАЛЯР = МАРЛЯ

Если цифр указывается меньше, чем букв в загаданном слове, это значит что из загаданного слова надо отобрать только указанное количество букв.


ребус 26


А ЛЛ ИГАТ О Р = ГИТАРА

Употребление зачёркнутых цифр означает, что в загаданном слове надо убрать соответствующие буквы.


ребус 27



ПАЛ АТ КА = ПАЛКА

Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками, направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами.


ребус 28


З А М ОК = МАЗОК

Могут также использоваться и римские цифры.


ребус 29



Сорок А = СОРОКА

Не исключается использование дробей. Когда в ребусе используется дробь, это разгадывается как "НА" (разделить НА). Если же в ребусе используется дробь со знаменателем 2, то это разгадывается как "ПОЛ" (половина).


ребус 30


З делим на К = ЗНАК

ребус 31


Пол буквы Е = ПОЛЕ

Перечёркнутый знак "=" между картинками следует читать как "НЕ" .


ребус 32



И не Й = ИНЕЙ

РЕБУСЫ ПО ТИПУ «БУКВЫ В БУКВЕ», «БУКВЫ НА ИЛИ ПОД БУКВОЙ»

Часто в ребусах рисуют буквы, размещенные в необычном ракурсе относительно друг друга (одна внутри другой, одна под или над другой, одна бежит к другой, одна выходит из другой и т.п.). Это означает, что описать рисунок или буквосочетания необходимо с помощью предлогов, союзов: «И», «В», «К», «У», «С», «ЗА», «ИЗ», «НА», «ПО», «ПЕРЕД» и других.

Если предметы, цифры или буквы изображены одни в других, то их названия читаются с добавлением предлога "В" перед или между названиями.


ребус 33


В букве О буква З = ВОЗ

ребус 34



Буква З в букве О + буква Н = ЗВОН

Если один объект изображен за другим, то их названия читаются с добавлением предлога "ПЕРЕД" или "ЗА" .


ребус 35



За буквой Л буква П = ЗАЛП

Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами или цифрами означает использование предлогов "НА" , "НАД" , "ПОД" .


ребус 36


На букве С буква Т = НАСТ

ребус 37


Под буквой С кок = ПОДСКОК

ребус 38


С буквы Н буква Е + буква Г = СНЕГ

Тема : «Цветы в нашей жизни».

Цель : Дать представление о разнообразии и красоте

цветов нашей Родины; рассказать о цветах в

народном творчестве; научить детей создавать

красоту; воспитывать эстетический вкус,

уважение к труду других, учить работать в

коллективе.

Оборудование : красочные изображения цветов, стихотворения,

загадки, ребусы о цветах, наборы для творческих работ,

музыкальное сопровождение урока, репродукции к

сказкам. Заранее оформлен стенд «Цветы наших садов и

квартир. Откуда они родом?», компьютер для показа

фотографий комнатных цветов

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.

Богат и разнообразен растительный мир нашей Родины. Множество удивительных растений можно увидеть на её территории. Сегодняшнее мероприятие посвящено необычайно красивому, сказочному творению природы – цветам. Вспомните сказки, в которых говорится о цветах.

«Аленький цветочек» С.Аксаков

«Цветик-семицветик» В.Катаев

«Каменный цветок» П.Бажов

ПО СТРАНИЦАМ ЭНЦИКЛОПЕДИИ.

Самая большая группа растений нашей планеты – цветковые растения. Они встречаются везде, на всех континентах – от заснеженной Антарктиды до жаркой Африки. Все плодовые, ягодные и зерновые растения относятся к цветковым растениям. Все лиственные породы деревьев так же относятся к цветковым растениям!

А какие цветковые растения знаете Вы?

(Просмотр рисунков цветов + названия).

А какие чувства вызывают у вас увиденные цветы? (Использование слов-подсказок: радость, восхищение. удивление…).

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ О ЦВЕТАХ .(дети и учитель)

Ромашка. Незабудка.

Я девочка-ромашка Их видимо-невидимо,

Полевой цветок. Не сосчитаешь их!

Белый, как бумажка, И кто их только выдумал-

Каждый лепесток, Весёлых, голубых?

Солнце в серединке Должно быть, оторвали

Жёлтеньким глазком, От неба лоскуток,

И горят росинки Чуть-чуть поколдовали

Золотым огнём. И сделали цветок!

***** Гвоздика.

Цветы, как люди, на добро щедры, Погляди-ка, погляди-ка

И, щедро нежность людям отдавая, Что за красный огонёк?

Они цветут, сердца отогревая, Это дикая гвоздика

Как маленькие тёплые костры. Новый празднует денёк.

А когда настанет вечер,

Лепестки свернёт цветок.

До утра! До новой встречи!

И погаснет огонёк.

О цветах написаны не только стихотворения, но придуманы загадки, ребусы, шуточные вопросы.

Начнём с загадок . Ответы можно найти и на наших картинках.

1. Видел я такой цветок – золотистый ободок.

Долго он в траве сидел, стал седым и улетел. (одуванчик)

2. Первым вылез из землицы на проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник).

3. РОМА + МАШКА (ромашка)

4. КОЛОКОЛ + МАЛЬЧИКИ (колокольчики)

5. Жемчужный колокольчик пришёл в леса весной.

По лесу он разносит, чудесный запах свой. (Ландыш).

Какие вы молодцы! Вы очень хорошо знаете цветы.

Многие цветы исчезают с нашей Земли. Исчезающие виды занесены в специальную книгу. Зачем?

Лесной цветок ландыш занесён в Красную книгу. Этот цветок постепенно исчезает из наших лесов из-за невежественного отношения к нему людей. Собирать букеты из ландышей и продавать их запрещено законом. (Показ иллюстрации).

Люди рвут ландыши не задумываясь. А ведь чтобы ландыш зацвёл, с того дня, как семечко упадёт в землю, должно пройти 10 лет. Подумайте об этом!

Есть цветы, которые люди вывели упорным и долголетним трудом, сделали их разнообразными по форме и цвету. Это декоративные цветы.

Какие декоративные цветы знаете вы?

Эти цветы создал человек, для того чтобы украсить сады, парки, квартиры. Они приносят людям особую радость и поднимают настроение. К любому празднику принято дарить цветы. Дарят цветы женщине, тем самым подчёркивая её красоту и нежность, равную красоте и нежности цветка.

Попробуйте разгадать ребусы.

1. Гвоздика.

2. Роза.

3.Мимоза.

4. Пион. ПИТОН

5. Лилии. ЛилиИ

6. Какие девочки имеют цветочные имена? (лилия, Роза, Маргарита)

У всех людей разные вкусы: кому-то нравятся колючие розы, кто-то наслаждается ароматом лилий. Но все цветы по-своему очень привлекательны и красивы.

(Показ слайдов декоративных цветов).

Со страниц энциклопедии.

Не только у отдельных людей, но и у целых народов есть свои любимые цветы. Цветком богов у древних греков считалась гвоздика. Самым почитаемым цветком в древнем Риме была фиалка. В Болгарии наибольшей любовью пользуются розы. На королевском гербе Франции изображены три лилии, хотя кроме лилий французы очень любят ландыши и красные гвоздики.

Легенда о происхождении цветов.

В греческой мифологии есть герой по имени Нарцисс. Однажды он увидел своё отражение в воде и так влюбился в него, что не мог оторваться от своего созерцания ни на минуту. Так и умер он от любви к себе. А на его месте вырос цветок, названный нарциссом.

(Показ цветка).

Загадки и ребусы о декоративных цветах.

1. Все знакомы с нами: яркие, как пламя.

Мы однофамильцы с мелкими гвоздями.

Садовые и дикие алые…. (Гвоздики).

2. Ох, и строга красавица, когда к ней прикасаются. (роза).

3. Лист с горбочком, желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час. (Алоэ).

4. Журавлиный нос, нам духи принёс. (герань).

5.. Есть у нас зелёный ёж, на окне его найдёшь.

На моём окошке, поселился в плошке. (кактус)

Зимой, когда земля покрыта снегом. А деревья гнутся от порывов холодного ветра, радуют глаз нежная зелёная веточка или цветок, распустившийся в комнате.

Но есть цветы, особенно чувствительные к непогоде. Их выращивают дома. Это комнатные растения.

Какие комнатные растения знаете вы?

Показ иллюстраций комнатных цветов

Игра «Доскажи словечко».

    На краю овражка расцвела ромашка.

    Под кустом не очень жарко, здесь цветёт краса……фиалка.

    Цветок с лепестками различной окраски, с красивым названьем….анютины глазки.

    Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, скромный полевой цветок, синеглазый…..василёк.

    Не страшится мороза весенняя… мимоза.

Люди издавна рисовали цветы, украшали ими одежду, посуду, игрушки. На Руси женщины украшали себя замечательными цветастыми платками. Поэты и художники воспевают красоту цветов. Композиторы пишут музыку, посвящая её цветам.

Слушание музыки.

Послушайте «Вальс цветов» из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик».

Цветочный кроссворд.

Найдите в таблице названия цветов:

К

Т

У

С

Р

О

А

К

Л

И

Л

З

Ф

И

А

Я

И

А

А

К

Л

А

Ь

П

В

О

И

К

Л

А

Г

З

Д

Т

Ю

Н

Обратите внимание на удивительные вещи с прекрасными орнаментами из цветов.

Показ платков, подносов, игрушек с нарисованными цветами.

Как много нового и интересного мы сегодня узнали о цветах. Мы не только говорили о цветах, но и увидели, как они прекрасны.

А сейчас вы сами попробуете « создать свою красоту».

Я объявляю конкурс на лучший букет.

КОНКУРС.

За 10 минут ребята наполняют корзинки цветами, вырезая их из заранее заготовленных наборов.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА, МЕРОПРИЯТИЯ.