Бог бахус в греческой мифологии. Дионис, Вакх, Бахус

    См. Вакх … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Бахус (бог вина)

    Бахус (бог вина) - Видеть его будешь чем то огорчен; … Сонник

    Или Либер (Bacchus, Liber). Римское божество, соответствовавшее греческому Дионису (см. Дионис). Праздники в честь этого бога назывались Либералиями. С женским божеством Либерой римляне отождествляли Ариадну. Кроме того, в Риме существовал и… … Энциклопедия мифологии

    Бахус - бог, у якога мала вернікаў, але шмат паклоннікаў … Слоўнік Скептыка

    Быть под Бахусом. Разг. Шутл. Быть навеселе, пьяным. БМС 1998, 43. /i> Бахус бог вина и веселья у древних греков, римлян … Большой словарь русских поговорок

    - (лат. Bacchos, от греч. Bakchos). Бог вина у древних греков и римлян, сын Юпитера и Семеллы; первый познакомил людей с виноделием. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАХУС лат. Bacchus, от греч.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Возлияния Бахусу.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. Бахус Дионис, Вакх Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

Римский бог вина Вакх (в другом произношении – Бахус, у греков – Дионис) олицетворял собой виноделие и виноград. Культ его пришёл в Элладу и Рим из Азии и распространился гораздо позже культа остальных богов. Он получал значение по мере того, как распространялась культура виноградной лозы. Его очень часто соединяли с Церерой или Кибелой и устраивали этим двум представителям земледелия общие праздники.

Мифы древней Греции. Дионис (Вакх). Чужой в родном городе

В Древней Греции примитивное искусство ограничивалось только изображением головы Бахуса или его маски. Но эти изображения были вскоре заменены прекрасным и величавым образом старого Вакха в роскошном, почти женском платье, с открытым и умным лицом, держащим в руках рог и виноградную ветку. Только со времен Праксителя , первым изобразившего Вакха молодым, является в искусстве тип юноши с мягкими, почти лишенными мускулатуры формами, что-то среднее между мужской и женской фигурой. Выражение лица его представляет какую-то смесь вакхического экстаза и нежной мечтательности, длинные, густые волосы распущены по плечам в причудливых завитках, тело лишено всякой одежды, небрежно наброшена только козья шкура, ноги обуты в роскошные котурны (древняя обувь), в руках у него легкая палка, обвитая виноградными ветками, напоминающая скипетр.

В позднейшие времена Вакх довольно часто является на памятниках искусства одетым в роскошное женское одеяние. На группах и на отдельных статуях бог этот обыкновенно изображен в удобной позе – полулежа или сидящим на троне, и только на камеях и гравированных камнях он изображается идущим нетвердой походкой пьяного человека или же верхом на каком-нибудь любимом животном. Самое красивое изображение Вакха с бородой есть статуя, которая долгое время была известна под названием «Сарданапал», благодаря сделанной позднейшей надписи, но которую все знатоки истории искусства признали за статую бога. Эта статуя – настоящий тип восточного Вакха.

В искусстве чаще всего встречается изображение этого бога, известное под названием фиванского Вакха, безбородого и стройного юноши. Греческий живописец Аристид написал прекрасного Вакха, картина эта была увезена в Рим после завоевания Коринфа . Плиний рассказывает, что консул Муммий первый познакомил римлян с эллинскими произведениями искусства. Во время дележа военной добычи Аттал, царь Пергама , предложил заплатить за Вакха, написанного Аристидом, шестьсот тысяч денариев. Пораженный такой цифрой консул, заподозрив, что картина обладает какой-нибудь неизвестной ему чудесной силой, изъял картину из продажи, несмотря на просьбы и жалобы царя, и поместил ее в храме Цереры. Это была первая иноземная картина, публично выставленная в Риме.

На всех статуях фиванского типа Вакх изображен безбородым юношей во всем блеске молодости и красоты. Выражение его лица мечтательное и томное, тело его покрыто шкурой молодого оленя; он также очень часто изображается верхом на пантере или же на колеснице, везомой двумя тиграми. Виноградная лоза, плющ, тирс (жезл), чаши и вакхические маски – его обычные атрибуты. Всё это – эмблемы изготовления вина и того действия, которое оно производит. В древние века предполагали, что плющ обладает свойством не допускать до опьянения. Вот почему пирующие часто украшали свои головы плющом. Он так же, как и виноградная лоза, на многих статуях Вакха обвивает тирс, на конце которого находилась сосновая шишка. Во многих местностях Греции сосновые шишки употреблялись при приготовлении вина, которое должно было сильно отличаться от нынешнего. Уже судя по тому, как легко удалось Одиссею усыпить циклопа , дав ему немного вина, можно наверное сказать, что вино в те времена было гораздо крепче, чем теперешнее. Древние греки примешивали к нему мед или воду, и только в виде весьма редкого исключения пили чистое вино.

Вакх и Ариадна. Картина Тициана, 1520-1522

На многих монетах и медалях, выбитых в честь Вакха, видна систа, или мифическая корзинка, в которой хранились предметы, употребляемые при торжественных служениях, а также изображена змея, посвященная Эскулапу , как бы намекая этим на целебные свойства, которые греки приписывали вину.

Тигр, пантера и рысь являются обычными спутниками Вакха на всех памятниках искусства, изображающих его триумф, и указывают на восточное происхождение всего мифа об этом боге. Присутствие осла Силена объясняется тем, что демон Силен был приемным отцом или воспитателем Вакха; этот осел прославился, кроме того, своим участием в битве богов с великанами: при виде выстроившихся в боевом порядке великанов осел принялся так реветь, что те, напуганные этим криком, обратились в бегство. Появление зайца на некоторых вакхических группах объясняется тем, что это животное считалось у древних символом плодовитости. Кроме того, на камеях, гравированных камнях и барельефах, изображающих торжественные шествия в честь Вакха, встречаются еще следующие животные: баран, козел и бык – символ земледелия. Поэтому Вакх иногда изображается в виде быка, олицетворяя тогда плодородие земли.

Легкое опьянение, действуя возбуждающе на человеческий ум, вызывает вдохновение, а поэтому Вакху приписывают некоторые качества Аполлона , этого бога вдохновения по преимуществу. Иногда Вакха изображают в сопровождении Мельпомены, музы трагедии, потому что он считался изобретателем театра, т. е. театрального зрелища. На праздниках в честь Вакха стали впервые разыгрываться пьесы; эти праздники устраивались во время виноградного сбора: сборщики винограда, сидя на повозках и окрасив себе лицо виноградным соком, произносили веселые и остроумные монологи или диалоги. Мало-помалу повозки заменились театральным зданием, а сборщики винограда – актерами. Многочисленные маски, которые древние часто украшали надгробные памятники, были необходимыми принадлежностями мистерий в честь Вакха как изобретателя античной трагедии и комедии . На саркофагах же они указывали на то, что жизнь человеческая, подобно театральным пьесам, есть смесь удовольствий и горести, и что каждый смертный является только исполнителем какой-нибудь роли.

Таким образом, божество, олицетворявшее вначале только вино, стало символом человеческой жизни. Чаша – один из атрибутов Вакха – имела мистическое значение: «Душа, – объясняет ученый, исследователь мифов Кейзер, – выпивая эту чашу, пьянеет, она забывает свое высокое, божественное происхождение, желает только воплотиться в тело посредством рождения и идти по тому пути, который приведет ее к земному жилищу, но там, к счастью, находит она вторую чашу, чашу разума; выпив ее, душа может излечиться или отрезвиться от первого опьянения, и к ней тогда возвращается воспоминание о ее божественном происхождении, а вместе с ним и желание возвратиться в небесную обитель».

Сохранилось много барельефов, а также и живописных изображений праздников в честь Вакха. Обряды, исполняемые на этих праздниках, были весьма разнообразны. Так, например, в некоторых местностях дети, увенчанные плющом и виноградными ветками, окружали шумною толпою колесницу бога, украшенную тирсами и комическими масками, чашами, венками, барабанами, тамбуринами и бубнами. За колесницей шли писатели, поэты, певцы, музыканты, танцоры – одним словом, представители тех профессий, для занятий которыми требуется вдохновение, так как древние считали, что вино есть источник всякого вдохновения. Как только оканчивалось торжественное шествие, начинались театральные представления и музыкально-литературные состязания, продолжавшиеся несколько дней подряд. В Риме эти праздники подали повод к таким сценам распущенности и безнравственности, доходившим даже до преступлений, что сенат принужден был их запретить. В Греции же в начале установления культа Вакха его праздник носил характер скромного, чисто сельского праздника, и только впоследствии превратился он в роскошную оргию, с эксцессами менад .

Триумф Вакха и Ариадны. Художник Карраччи, 1597-1602

Особенно роскошно и великолепно устраивались шествия Вакха в Александрии. Чтобы дать хотя бы слабое понятие об этой процессии, довольно упомянуть, что в ней, кроме богато одетых представителей всех народностей Греции и Римской империи , принимали участие представители чужеземных стран и, кроме целой толпы переодетых сатиров и силенов верхами на ослах в процессии участвовали сотни слонов, быков, баранов, много медведей, леопардов, жирафов, рысей и даже гиппопотамов. Несколько сот человек несли клетки, наполненные всякими птицами. Богато украшенные колесницы со всеми атрибутами Бахуса чередовались с колесницами, изображающими всю культуру винограда и выделку вина – до громадного, наполненного вином пресса включительно.

Древние греки поклонялись множеству богам, их религия как отражение характера: чувственного, необузданного как сама природа с ее стихиями. Дионис – один из любимых богов эллинов прямое доказательство тому, что удовольствие в их жизни занимало исключительное и первостепенное место.

Кто такой Дионис?

Дионис, бог виноделия, ворвался в размеренную жизнь греков со свойственным ему весельем, неистовством и безумием. Младший олимпиец имеет фракийское происхождение. Известен и под другими именами:

  • Бахус;
  • Вакх;
  • Старший Дионис;
  • Загрей;
  • Либер;
  • Дифирамб;
  • Ортос;
  • Хорей.

Дионис обладал следующими функциями и полномочиями:

  • отвечал за возрождение растительности весной;
  • покровительствовал земледельцам;
  • обучил людей ремеслу выращивания винограда и виноделию;
  • насылал безумие на тех, кто не хотел примкнуть к нему;
  • считается «отцом» театрального жанра трагедии.

Родителями бога вина и виноградной лозы считаются Зевс и Семела. Миф о рождении Диониса окутан страстями. Ревнивая жена громовержца Гера узнав, что Семела беременна, приняв вид ее кормилицы, подговорила упросить Зевса явиться в божественном обличьи. Семела при встрече с богом спросила готов ли он выполнить одно ее желание, и тот поклялся выполнить любой ее каприз. Услышав просьбу, Зевс вырвал еще недозревший плод из чрева возлюбленной и зашил в своем бедре, а когда пришел срок Зевс родил сына Диониса.

Культ Диониса в Древней Греции прозвали Дионисиями. Праздники сбора винограда величали малыми Дионисиями, сопровождавшиеся яркими представлениями с переодеванием, пением, питьем вина. Главные Дионисии проводились в марте – в честь возродившегося бога. Ранние версии празднества вакханалии проводились под покровом темноты и представляли собой дикие пляски менад в трансовом состоянии, ритуальные совокупления. Разыгрывалась Смерть Диониса бога в образе быка и жертвенное животное разрывали на части, ели теплое мясо.

Атрибут Диониса

В античных произведениях искусства Дионис изображался как молодой безбородый юноша с женственными чертами лица. Самым важным атрибутом бога является посох Диониса или тирс из стебля фенхеля, увенчанного сосновой шишкой – фаллический символ созидающего начала. Другие атрибуты и символы Вакха:

  1. Виноградная лоза. Обвитая вокруг жезла – признак плодородия и ремесла виноделия;
  2. Плющ – по поверьям против сильного опьянения.
  3. Чаша – выпивая ее, душа забывала о своем божественном происхождении, и чтобы излечиться надо было выпить другую - чашу разума, тогда возвращается воспоминание о божественности и желание возвратиться на небо.

Спутники Диониса не менее символичны:

  • Мельпомена – муза трагедии;
  • Менады – верные последовательницы или жрицы культа Диониса;
  • пантера, тигр и рысь – животные семейства кошачьих обозначают его восхождение и триумф и напоминают, что культ пришел с Востока;
  • бык – символ плодородия и земледелия. Дионис часто изображался в виде быка.

Дионис - мифология

Эллины почитали природу во всех ее проявлениях. Плодородие – важная часть составляющей жизни сельских жителей. Богатый урожай – это всегда хороший знак того, что боги благосклонны и благодушны. Греческий бог Дионис в мифах предстает веселым, но в тоже время своенравным и насылающим проклятья и погибель тем, кто не признает его. Мифы о Бахусе наполнены разнообразными чувствами: радостью, печалью, гневом и безумием.

Дионис и Аполлон

Конфликт между Аполлоном и Дионисом разные философы и историки интерпретируют по-своему. Аполлон – лучезарный и златокудрый бог солнечного света покровительствовал искусствам, морали и религии. Поощрял людей соблюдать меру во всем. И греки до прихода культа Диониса старались следовать законам. Но Дионис «ворвался» в души и осветил все неприглядное, те бездонные пропасти которые есть в каждом человеке и размеренные эллины начали предаваться разгулу, пьянству и оргиям, чтя великого Бахуса.

Две противоположные силы «светлая» аполлонистическая и «темная» дионисическая сошлись в поединке. Разум столкнулся с чувствами, так описывают борьбу двух культов историки. Свет, мера, жизнерадостность и наука против культа земли, заключающей в себе тьму мистерий с безмерным употреблением вина, принесением жертв, неистовых плясок и оргий. Но как нет света без тьмы, так и в этом конфликте родилось что-то новое и необычное – появился новый жанр искусства греческие трагедии о соблазнах и бездне человеческой души.

Дионис и Персефона

Дионис бог Древней Греции и Персефона – богиня плодородия, супруга Аида и вместе с ним властительница подземного царства в древнегреческой мифологии связаны между собой в нескольких сказаниях:

  1. Один из мифов о рождении Диониса упоминает Персефону как мать его мать. Зевс воспылал страстью к собственной дочери, обратившись в змея, вступает с ней в связь, от которой рождается Дионис. В другой версии, Дионис спускается в подземное царство и дарит миртовое дерево Персефоне, чтобы та отпустила его мать Семелу. Дионис дает матери новое имя Тиона и возносится с ней на небо.
  2. Персефона прогуливалась по лугу острова Перг в Сицилии и была похищена Аидом (Гадесом), в некоторых источниках Загреем (одно из имен Диониса) в царство мертвых. Безутешная мать Деметра долго искала юную дочь по всему свету, земля стала бесплодной и серой. Узнав, наконец, где ее дочь, Деметра потребовала у вернуть ее. Аид отпустил супругу, но перед этим дал ей съесть семь зерен граната, которые возникли из крови Диониса. В царстве мертвых нельзя ничего есть, но Персефона, на радостях, что ей предстоит вернуться, съела зерна. С этого времени, проводит весну, лето и осень наверху, а зимние месяцы в подземном мире.

Дионис и Афродита

Миф о Дионисе и богине красоты Афродите известен тем, что от их мимолетной связи родился безобразный ребенок. Сын Диониса и Афродиты был необычен и настолько уродлив, что красавица-богиня отказалась от младенца. Огромный фаллос Приапа постоянно находился в состоянии эрекции. Повзрослев, Приап пытался соблазнить своего отца Диониса. В Древней Греции сын бога виноделия и Афродиты почитался в некоторых провинциях как бог плодородия.

Дионис и Ариадна

Жена и спутница Диониса Ариадна вначале была брошена ее возлюбленным Тесеем на о. Наксос. Ариадна долго плакала, затем заснула. Все это время Дионис, прибывший на остров, наблюдал за ней. Эрот выпустил свою стрелу любви и сердце Ариадны воспылало новой любовью. Во время мистического бракосочетания голову Ариадны венчал венец, подаренный ей самой Афродитой и горами острова. В конце церемонии Дионис вознес венец на небо в виде созвездия. Зевс в качестве подарка сыну наделил Ариадну бессмертием, что возвело ее в ранг богинь.

Дионис и Артемида

В другом мифе о любви Диониса и Ариадны, бог Дионис просит Артемиду, вечно юную и целомудренную богиню охоты убить приглянувшуюся ему Ариадну, за то, что та сочеталась браком с Тесеем в священной роще, только так Ариадна могла стать его женой, через инициацию смерти. Артемида пускает стрелу в Ариадну, которая затем воскресает и становится женой бога веселья и плодородия Диониса.

Культ Диониса и христианство

С проникновением христианства в Грецию культ Диониса долго не изживал себя, народом продолжались почитаться празднества, посвященные богу, и греческая церковь вынуждена была бороться своими методами, на смену Дионису пришел святой Георгий. Старые святилища, посвященные Вакху разрушались, а на их месте строились христианские храмы. Но даже сейчас, во время сбора урожая винограда, в праздниках можно разглядеть восхваление Бахуса.

На вопрос Что это за древнеримский бог? Torsetto di Dioniso (Bacco).В чем он помогал людям? заданный автором Александр Бурбела лучший ответ это Дионис (рим. - Вакх, Бахус) - сын Зевса и смертной женщины Семелы, бог растительности, вина и виноделия.

Празднества в честь Диониса послужили началом театральных представлений. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н. э. , распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. до н. э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии.
В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа. Дионис снимает с людей груз земных забот, бытовых обязанностей, умеряет горе, и за это они чтят бога, устраивают праздники в его честь: Великие или городские Дионисии, Леней, Малые или сельские Дионисии. На этих празднествах происходили торжественные-шествия одетых в козлиные шкуры людей, пелись гимны-дифирамбы Дионису.
Из этих дифирамбов родились впоследствии греческая трагедия (буквально «песнь о козле») и другие театральные представления в Афинах. Дионис был очень популярен в этом городе, его постоянно сравнивали с Аполлоном и воздавали почести наряду с ним. Во времена праздников не взыскивали долги, отпускали на поруки узников, никого не арестовывали, чтобы все могли в равной мере отпраздновать рождение славного бога Диониса.
В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса) .
В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.
h ttp://
ссылка

Ответ от Inik [гуру]
бог виноделия и веселья
дионис (или вакх)


Ответ от Semeli [гуру]
Если более точно, то Бахус - древнеримское название Диониса. Бог виноделия, веселья, "пития"))


Ответ от Анастасия Атаманчук [гуру]

информации указанной ниже))
Дионис бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н. э. , распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. до н. э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.
Существуют мифы о разных древних воплощениях Диониса, как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Диониса: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис - сын Зевса и Деметры (Diod. III 62, 2 - 28). Согласно основному мифу, Дионис - сын Зевса и дочери фиванcкого царя Кадма Семелы.
По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре (Неs. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297), а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (Eur. Bacch. 556-569) или сестре Семелы Ино (Apollod. III 4, 3).
Дионис нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Дионис через Фракию отправился в Индию (Apollod. III 5, 1). Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники - тирренцы (Apollod. III 5, 3). Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов (Hymn. Ноm. VII). В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. (Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608). Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке (618 920-923) и Дионисе-козле. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос.

Тот факт, что бог Вакх-Бахус – это ещё одно отражение Андроника-Христа, нам уже известен, поскольку, согласно мифологии, Вакх и Дионис – лишь два разных имени одного и того же бога. Тем не менее, мы проанализировали многочисленные сказания о Вакхе. Оказалось, в них есть много такого, что усиливает обнаруженное нами соответствие с Иисусом.

Вот что говорит Энциклопедия Брокгауза и Ефрона: «Вакх или Бахус. – ВАКХ, НАЗЫВАЕМЫЙ ИНОГДА ГРЕКАМИ ДИОНИСОМ, а римлянами Либером, был первоначально фракийский или фригийский бог… Вследствие распространённого в Греции виноделия этот культ укоренился прочно, особенно между сельским населением. По предположению некоторых исследователей. Вакх – бог греческий, в мифы о котором и в обряды почитания вкрались с течением времени чужеземные элементы, преимущественно фригийской и фракийской религии» , «Вакх».

Итак, в «античной» традиции культ Бахуса связывается в первую очередь с виноделием, распространением употребления вина. Всё правильно. Согласно нашим результатам, именно император Андроник-Христос изобрёл водку, после чего употребление водки и вина вошло в обычай многих народов. См. нашу книгу «Царь Славян».

Но сначала обратимся к младенчеству и юности Бахуса-Диониса. Мы уже видели, что легенды о рождении Диониса достаточно чётко указывают на кесарево сечение, благодаря которому он появился на свет. Ясное дело, что тот же мотив должен звучать и в рассказах о рождении Бахуса. Так что вроде бы мы ничего нового тут мы не узнаем. Однако, как выясняется, мифографы сохранили здесь интересные для нас детали, на которых стоит остановиться. Мы цитируем.

«Семела стала возлюбленной Юпитера (Зевса – Авт.) и матерью Бахуса. Но Юнона (Гера – Авт.) узнала о страсти царя богов и задумала отомстить Семеле до рождения ребёнка. Беспощадная богиня… явилась к Семеле… и коварно посоветовала девушке, чтобы та добилась от Зевса обещания предстать перед ней во всём божественном обличии… Обманутая этими речами, Семела попросила Зевса исполнить любую её просьбу, и владыка мира поклялся Стиксом, что исполнит её желание… Сверкая молниями и потрясая ударами грома, Юпитер предстал перед Семелой… Огонь испепелил дочь Кадма, и Юпитер едва успел спасти не родившегося ещё ребёнка, которого зашил себе в бедро и доносил до дня его рождения. Этот ребёнок – Дионис, которого римляне называют Бахусом или Либером и который родился во второй раз…

Достав из сгоревшего чрева Семелы сформировавшегося только наполовину Бахуса, он зашил его себе в бедро и стал ждать лунного цикла созревания. Вскоре округлость бедра смягчилась под родовыми схватками. Сын Сатурна распустил швы и извлёк ребёнка на свет… голова ребёнка была украшена цветами, и были видны маленькие бычьи рожки. Меркурий… поднялся высоко в небеса с ребёнком на руках и дал ему имя Диониса… Ещё он получил имя Эрафриота, «зашитого бога», потому что он был зашит в бедре своего собственного отца» , с. 487 – 489.

Напомним, что практически тот же рассказ о кесаревом сечении дошёл до нас в иудейских раввинских текстах, рассказывающих, как Иешуа (Иисус Христос) разрезал себе бедро, зашил туда «пергамент с тайными письменами», а потом извлёк его на свет. См. подробности в книге «Царь Славян». Иудейская традиция негативно относилась к Иисусу, весьма скептически описывала Непорочное Зачатье и объявляла Христа незаконнорождённым .

Любопытно, что такая же скептическая точка зрения присутствует и в некоторых «древне»-греческих сказаниях, относящихся к Бахусу-Дионису. Отсюда следует, что эти «античнейшие» сказания о Христе были созданы в недрах царского христианства ХIII – XIV веков, дошедшего до нашего времени, в частности, в форме иудейской традиции. Приведём яркий пример.

«Необычайное рождение Бахуса вдохновило Лукиана на создание одного из комических диалогов двух богов.

Н е п т у н. Может, навестим Юпитера, Меркурий?

М е р к у р и й. Нет, Нептун! …Юпитер болен.

Н е п т у н. И чем же он болен? Твои слова меня удивляют.

М е р к у р и й. Я стыжусь от этом говорить.

Н е п т у н. Не смущайся меня, ведь я твой дядя.

М е р к у р и й. Ну, хорошо! Нептун, он недавно разродился.

Н е п т у н. Родить? Он! Не может быть! Он скрыл от нас, что он двуполый! Но его живот, он ведь не увеличился.

М е р к у р и й. Ты прав, он совсем не там носил своего ребёнка.

Н е п т у н. Я понимаю, у него плодовитая голова!

М е р к у р и й. Вовсе нет, он носил дитя Семелы в своём бедре… Семела погибла в огне. Тогда он приказал мне ВСПОРОТЬ ЖИВОТ ЭТОЙ ЖЕНЩИНЫ И ДОСТАТЬ СЕМИМЕСЯЧНЫЙ ЭМБРИОН. Я послушался, он вскрыл бедро и вложил в него ребёнка, чтобы тот родился в положенный срок. Ребёнок увидел мир три месяца спустя… Я отнёс его к нисейским нимфам на воспитание (рис. 2.108 – Авт.). А имя ему дали Дионис» , с. 490 – 491.

Рис. 2108. Меркурий, отдающий новорождённого Бахуса нимфе. Старинный рисунок. Взято из , с. 493, илл. 530.

Здесь абсолютно чётко описано кесарево сечение при рождении Иисуса: женщине Семеле, то есть Деве Марии, вспороли живот. Врач, делавший это, назван здесь Меркурием.

Обратите также внимание на реплику Нептуна, что у Зевса – «плодовитая голова». Поэтому Нептун сначала и предположил, что Зевс выносил ребёнка в голове. Здесь мы сталкиваемся с отголоском ещё одной версии того же самого сказания, согласно которому Зевс действительно поместил ребёнка в свою голову, а когда наступил момент родов, «голову раскололи» и оттуда появилась богиня Афина Партенос. См. подробности в нашей книге «Царь Славян», гл. 2:52.

В то же время, рассказ Лукиана откровенно скептичен. Автор старается представить весь сюжет в комическом ключе. Как мы уже сказали, это вполне вписывается в позднейшую иудейскую версию.

Кстати, рассказы о «дважды рождённом» Бахусе-Дионисе могли появиться как отражение Воскресения Христа. Иисус родился, потом умер, а затем воскрес, то есть «родился во второй раз».

«После сверхъестественных родов Меркурий уносит ребёнка, ПОДОБНОГО ЛУНЕ, С КРАСИВЫМИ РОГАМИ, который ни разу не заплакал… Маленький бог смотрел в небо, НАБЛЮДАЛ ЗА ЗВЁЗДАМИ своей родины и улыбался» , с. 491. Вероятно, здесь звучит мотив полумесяца (красивые рога) со звездой. Это был символ Царь-Града, где правил Андроник-Христос. Полумесяц и звезда, по-видимому, символизировали Вифлеемскую звезду и солнечное затмение, связываемое с распятием Христа. На рис. 2.109 видна колыбель, где лежит Бахус. Как мы показали в книге «Христос родился в Крыму», эта Золотая Колыбель Иисуса породила потом легенды о Чаше Святого Грааля.

Рис. 2.109. Колыбель Бахуса. «Античная» терракота. Взято из , с. 498, илл. 537.

Согласно Евангелиям, вскоре после рождения Христа, Святое Семейство подвергается смертельной опасности со стороны злобного царя Ирода, стремящегося убить Иисуса (Царя Иудейского) как своего конкурента по престолу. Естественно ожидать, что этот сюжет всплывёт и в истории юного Бахуса. Это действительно так. Причём здесь царь Ирод описан как «злобная Гера (Юнона)», всеми силами стремящаяся погубить младенца Бахуса. Между прочим, может быть, имя «Гера» появилось в данном эпизоде как искажение имени ИРОД или HEROD в западно-европейском произношении. Мы цитируем.

Нимфы воспитывали Бахуса и любили его. «Но вскоре жена Юпитера (Гера = Юнона – Авт.) узнала о божественном младенце, разгневалась и высекла их кнутом. Разъярённые нимфы преследовали путешественников, перерезали им горло. Они испускали дикие крики, а глаза вылазили из орбит. Они в ярости метались из стороны в сторону… Не владея собой, ОНИ РАСТЕРЗАЛИ БЫ ЮНОГО БАХУСА, если бы Меркурий не отнёс его в дом Ино, которая недавно сама родила (рис. 2.110 – Авт.)… Ино повиновалась и окружила Бахуса заботой, и кормила грудью и его, и своего сына… От сына Юпитера исходил необычайный свет; самые тёмные уголки замка озарялись, а блеск невидимого Бахуса рассеивал сгустившиеся тени…

Рис. 2.110. Меркурий приносит Бахуса к Ино. «Античный» барельеф. Взято из , с. 494, илл. 531.

Но сотни засовов и охрана Мистис не смогли скрыть Бахуса от проницательного взгляда Юноны. Она поклялась Стиксом наслать несчастья на дом Ино; и, без сомнения, погубила бы сына Юпитера, если бы Меркурий не перенёс его в лес Кибелы. Тогда Юнона бросилась туда, но Меркурий опередил её и отдал ребёнка Кибеле (рис. 2.111 – Авт:)» , с. 492 – 493.

Рис. 2.111. Кибела принимает Бахуса. Барельеф. Лувр. Взято из , с. 497, илл. 536.

Как мы теперь начинаем понимать, тут описано бегство Святого Семейства в Египет. Дева Мария и Иосиф спасают младенца Иисуса от козней Ирода.

Пойдём дальше. Согласно Евангелиям, Ирод отдал приказ своим солдатам перебить детей в Вифлееме, дабы уничтожить Иисуса. Приказ был исполнен. Это – известное избиение вифлеемских младенцев. Следует ожидать, что отражение этого события сейчас появится и в жизнеописании юного Бахуса. Действительно, появляется, причём под многозначительным названием «трагедия». Сказано вот что.

«Юнона, разгневанная тем, что не смогли поймать Бахуса, направила свой гнев против тех, кто ему помогал.

Смерти Семелы, матери Бахуса, ей было недостаточно: она задумала уничтожить кормилицу Бахуса Ино, сестру Семелы… Юнона спустилась в ад, чтобы найти Тисифону, одну из фурий и приказала ей наслать на Афаманта и Ино безумие… Афамант, охваченный безумием, носился по дворцу с дикими возгласами… Он погнался за женой, приняв её за разъярённое животное и вырвал из её рук Леарха, своего сына, который, улыбаясь отцу, тянул к нему свои ручонки, и, подбросив его 2 или 3 раза, убил, с силой ударив о стену. Потом он поджёг дворец. Ино, обезумевшая от боли по погибшему сыну… издавала дикие крики, держа маленького сына Меликерта на руках (рис. 2.112 – Авт.), дико выкрикивала: «Эвое, Бахус!», Юнона улыбнулась, услышав имя бога. «Пусть твой Бахус поможет тебе избавиться от охватившего тебя безумства»…

Рис. 2.112. Ино и её сын. Монета Коринфа. Взято из , с. 495, илл. 533.

Ино, которой ярость придала новые силы, взобралась на скалу и бросилась с сыном Меликертом в море, и пенные волны поглотили их…

Как только известие о случившемся с Ино и её мужем распространилось в городе, фиванские женщины побежали на морской берег в надежде найти свою царицу. Идя по её следам, они дошли до скалы, с которой бросилась Ино, и, осознав всю трагедию случившегося, стали рвать на себе волосы и одежду, оплакивая горе, постигшее семью Кадма, и проклинать несправедливость Юноны.

Услышав это, Юнона произнесла: «Вы сами станете примером моей жестокости за то, что упрекали меня». Угроза не заставила себя ждать. Приближённая Ино, готовая прыгнуть со скалы в море, стала неподвижной и окаменела. У другой девушки отнялись руки, а у третьей, рвавшей на себе волосы, окаменели руки и волосы. Многие девушки из свиты Ино превратились в птиц, и с тех пор кружат над местом трагедии» , с. 495 – 496.

Здесь в преломлённом виде описано избиение Иродом (богиней Герой) Вифлеемских младенцев. Погибла Ино, оба её маленьких сына, много девушек из свиты Ино. Трагедия сопровождалась воплями, люди метались от ужаса, но спастись не удалось. Именно так обычно изображалось избиение младенцев Вифлеема в христианской живописи. Солдаты Ирода безжалостно убивают детей, вокруг мечутся жёны и мужья, звучат крики и плач.

По Евангелиям, юный Христос спасается из Иудеи в Египет, где проводит значительное время. Там его воспитывают, и лишь по прошествии длительного времени он вновь появляется в Иудее. Согласно нашим результатам, библейский Египет – это Русь-Орда. Андроник-Христос действительно много лет провёл на Руси, где был известен и правил как великий князь Андрей Боголюбский. Затем он отправился в Царь-Град (Иудею). Следовательно, эти события должны отразиться в «биографии» Бахуса. И действительно, сообщается, что после бегства от разгневанной Геры-Юноны, Бахус оказывается у Кибелы, где начинается его воспитание, длящееся довольно долго. «Античный» миф сообщает многочисленные подробности из этого периода жизни Бахуса-Диониса , с. 497 – 501. Например, Бахус много ездит по Востоку, посещает ЕГИПЕТ, «в Сирии сражается против дамасков, которые сопротивляются введению культа винограда» , с. 501. Мы уже знаем, что Сирия отождествляется с Русью, а Дамаск – с Московией, Мосохом. Выходит, как нам сообщают, что московиты сопротивлялись внедрению виноградного культа.

Мы не будем пока останавливаться подробнее на деталях этого периода жизни Бахуса.

Далее греческие сказания много говорят о военных походах Бахуса, во время которых он распространял культ винограда. Как справедливо отмечает Рене Менар, «героическая легенда Бахуса похожа на обычную посадку винограда и рассказ о том, какое опьяняющее воздействие оказывает вино. Страх перед такими воздействиями объясняет сопротивление, которое встречает бог повсюду, где пытается распространить свой культ» , с. 501. Как мы уже отмечали, московиты, оказывается, упорно выступали против введения «винной практики». Мы опустим детали этих событий, поскольку они лежат в стороне от главной темы настоящей книги.

Во время войны с титанами Бахус был убит врагами богов. Его тело изрубили на куски. Однако он воскрес: богиня Церера вернула ему жизнь. Бахус спускался в Аид, откуда вывел свою мать Семелу. «На этрусском зеркале Бахус склоняет голову на грудь Семелы, которую он вывел из ада» , с. 519. см. рис. 2.113.

Рис. 2.113. Бахус и Семела (справа). Этрусское зеркало. Взято из , с. 520, илл. 565.

Как мы уже неоднократно говорили, всё это – отражения соответствующих эпизодов из жизнеописания Андроника-Христа, На рис. 2.114 показан древний идол Бахуса.

Рис. 2.114. Древний идол Бахуса. Рисунок на вазе. Неаполитанский музей. Взято из , с. 6, илл. 1.

Очень интересно, что здесь мы вновь наталкиваемся на отождествление Бахуса с Гераклом, то есть с Христом. Оказывается, «В «Лягушках» Аристофана Бахус решает спуститься в царство теней, но, опасаясь Кербера и других чудовищ… ОН НАРЯЖАЕТСЯ ГЕРАКЛОМ, чтобы напугать их» , с. 91. Аристофан преподносит этот факт в комическом ключе, поскольку он, как поздний автор XVI – XVII веков уже забыл суть дела.