Наша речь важнейшая часть не только. Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна

Речь общения людей посредством языковых восприятие языковых конструкций и их понимание

мышления человека. Высшее, абстрактное мышление

устную (подразумевающую

Итак, мы наблюдаем, как герои этого произведения общаются между собой, как они любят друг друга, как стремятся воспитать человека прекрасного, который будет правильно себя вести, потому что уже сейчас видно, как умен мальчик, как он щедр душой. Все это показала нам речь, с помощью которой писатель нарисовал замечательную картину жизни.

Предварительный просмотр:

Передо мной высказывание известного английского писателя Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Верно ли его суждение? Попробуем разобраться.

Итак, что такое общество? Общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Общество - это совокупность людей. Однако это не простая сумма входящих в нeгo индивидов, которых иногда называют «социальными атомами», а форма, скрепленная мнoгoчисленными связями и отношениями. Первоосновой этих связей является человеческая деятельность. В процессе совместной деятельности возникает взаимодействие между ее участниками. Следовательно, если я выражаюсь на русском языке, то меня можно отнести к русскому обществу, потому что я вхожу в большую социальную группу с общей географической территорией.

Если характеризовать общество с признаков культуры, то можем увидеть, как язык подчеркивает принадлежность человека к тому или иному слою. Язык подсказывает, где живет индивидуум, в какой среде вращается. Попробуем понять, как в данном тексте автор использует язык героини для того, чтобы читатель понял и характер Оксаны, и круг ее общения. В 11 предложении мы видим, как нейтральное словосочетание « в длинной новой кофте в стиле «ретро» превращается в одно слово разговорной лексики: «ретруха», и понимаем, что это молодежный сленг, который использован для того, чтобы подчеркнуть пропасть между двумя поколениями. Диалог, который следует далее, показывает, насколько шестнадцатилетняя девочка неуважительно относится к своей маме.

– (12)Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13)Чего она мне нервы мотает?

– (14)Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.

– (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…

– (19)Что значит «ляпнет»?

– (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…

– (24)Довольно-таки противно тебя слушать, – объявил Корольков. – (25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.

Благодаря этому диалогу отец понимает, что «в шестнадцать лет … закладывается фундамент всей дальнейшей жизни», потому что « осложнения, как он понимал, грядут».

Итак, язык, на котором общается главная героиня, полностью рассказывает о ее характере, о круге ее общения.

Писатель Л.С. Сухоруков сказал: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» . Попытаемся понять правильность этого суждения. Что такое речь? Почему она так тесно связана с поведением? Почему она показывает душу и ум?

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание . Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Являясь средством выражения мыслей, речь становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности. Только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание ) и письменную (письмо и чтение ).

Следовательно, если я умею формировать и правильно формулировать свои мысли, то, являясь человеком воспитанным, я знаю, какую лексику когда использовать в общении с другими людьми. Если я дурно воспитанный человек, то я не всегда понимаю, что можно говорить, а чего говорить не следует. Если я позволяю себе в речи употребление слов ненормативной лексики, то зачастую я и веду себя не всегда подобающим образом. Человека острого ума характеризует умение прекрасно говорить, человек недалекий зачастую не умеет выразить самые примитивные мысли, то есть не может двух слов связать. Человек с чистой душой и чистыми помыслами не позволит себе нецензурных выражений, ибо знает, что таковые не делают ему чести. С помощью речи я, как человек разумный, должен (должна) познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Что можно сказать о тексте, который дан для анализа? Во-первых, это речь письменная, так как это отрывок из художественного произведения. Во-вторых, здесь есть диалогическая речь, грамматически верно оформленная, которую можно отнести к речи устной. Вот этот отрывок.

«(32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.

– (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! – воскликнул отец.

– (36)3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – (37)Мы очень рады».

Мы видим, как с помощью правильно подобранной лексики автор рисует замечательное отношение родителей к сыну, который считает, что « (2)ужасно быть поздним ребёнком». Следующие предложения раскрывают содержание предыдущего: «(3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света».

Итак, мы видим, как герои этого произведения общаются между собой, как они любят друг друга, как стремятся воспитать человека прекрасного, который будет правильно себя вести, потому что уже сейчас видно, как умен мальчик, как он щедр душой. Все это показала нам речь, с помощью которой писатель нарисовал эту замечательную картину жизни.



Культура речи является основой общей культуры личности. В современном мире требуются специалисты высокообразованные, владеющие литературно грамотной и красивой речью на государственном языке Российской Федерации. Формирование культуры речи является одной из основных задач учителя русского языка и литературы в школе. В последние годы наряду со снижением уровня речевой культуры в обществе вызывает беспокойство состояние речевой культуры школьников.


Повышение речевой культуры учащихся означает: -освоение языка на уровне правильности (соблюдение норм русского литературного языка: лексических, орфографических, морфологических, синтаксических); -овладение качеством речи (богатством, точностью, выразительностью, чистотой, уместностью и логичностью).




С правильной постановкой ударения в словах связано наибольшее количество ошибок, так как в русском языке ударение разноместное, а в алтайском языке оно неподвижное, падает всегда на последний слог. Решать эту проблему помогает выполнение заданий по ЕГЭ (А1-А6, А28), система упражнений, позволяющая увидеть литературные нормы в действии и практически их освоить. Орфоэпические упражнения необходимо регулярно включать в урок не только в старших классах, но и в среднем звене. Я провожу «Орфоэпические минутки», «Орфоэпические списывания» с обязательным проговариванием, самопроверкой и взаимопроверкой по «Орфоэпическому словарю».




Прочитайте текст вслух. Обращайте внимание на произношение выделенных слов. Он начал думать, что нужны, во-первых, дополнительные средства. Во-вторых, они с друзьями собрались купить каталог и продумать свой досуг. Он хочет ободрить своих друзей и ходатайствовать за них. Он звонит отцу и просит положить денег на счет. Отец все понял и принял решение о деньгах. Он занял денег и положил часть из них на счет, а другую часть отложил на покупки жалюзи и тортов для сирот. Эти жалюзи красивее остальных. Он имел намерение об обеспечении сирот. Жалюзи он вручит им без всякой корысти. Это облегчит их жизнь, тем более что там есть новорожденный.


Литература, используемая при работе над орфоэпическими нормами русского языка: 1. «Русский язык классы», Н.Г.Гольцова и И.В.Шамшин,2007 г.; 2. «Справочник-практикум по культуре русской речи» для студентов и школьников РА. Камынина Н.Г., 2011 г. РИО Горно-Алтайского госуниверситета. 3. «Тесты по культуре речи», Е.Д. Бердникова, 2000 г. Флинта, г. Москва.


Изучение морфологических норм языка вызывает не меньше трудностей у обучающихся. Следовательно, они часто допускают ошибки. Например, многие определили как правильную неверную форму превосходной степени «более выше», «более лучше»; употребление ошибочных форм Р.п. мн.ч. существительных «апельсинов», «грузинов», «кадетов» и др. Наиболее распространенной ошибкой является неверное употребление в устной и письменной речи падежных форм имен числительных. При подготовке к экзамену по ЕГЭ я использую следующие тренировочные упражнения:


Отметьте словосочетания, в которых имя существительное в Р.п. может иметь только окончание –у. выпить ча__ история народ… стакан ча__ много народ… производство__ ложка сахар… выпить чайк__ подсыпать сахарк… -От данных имен существительных образуйте Р.п. мн.ч.: апельсины, башни, осетины, туфли, чулки, грабли, сумерки, ботинки, валенки, блюдца, полотенца и др.; -отметьте имена существительные, у которых в форме И.п. мн.ч. наблюдается только окончание –ы, -и: бухгалтер, шофер, джемпер, ректор, снайпер, диспетчер и др.


Третья проблема Третья проблема, которая вызывает у меня особое беспокойство – это проблема сквернословия. Проитерей Борис Пивоваров, магистр богословия, писал: «Человек переступает границу добра и зла чаще всего через слово – чере неправильное, неподобающее, противоестественное употребление слов, через ненормативную лексику, то есть через скверные слова! От этого и само такое пере- ступление (или проще преступление) норм общественной морали называется сквернословием». Известна нетерпимость Д.С.Лихачева к ненормативной лексике. В одном из своих интервью он сказал: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело».


Еще он писал: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Тексты Д.С.Лихачева о культуре, о языке включены в материалы ГИА и ЕГЭ. Школьники читают, анализируют эти тексты, пишут по ним сочинения-рассуждения. Несомненно, в мыслях и душах детей что-то остается от этих слов. Также важно читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности! « Русская литература очень богата словесными сокровищами. Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком»


И напротив, если слух детей будет постоянно воспринимать только косноязычные фразы, жаргон, блатной язык и ненормативную лексику, то о какой культуре речи может идти речь? Поэтому миссия учителя состоит в том, чтобы вселять в детские души радость, свет, добро и любовь с помощью красоты русского слова. Мне кажется, что учитель сегодня, как никогда, должен «стоять на страже» и охранять чистоту языка. «Мы сохраним тебя, русская речь!» (А.Ахматова). ььььььььььь

О Р Е Ч И

Сочинение для ГИА по цитате из Открытого банка заданий (1.2)

Писатель Л.С. Сухоруков говорил, что «наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».

Эту фразу я понимаю так. Благодаря языку человек может передать, что он думает, о чем он думает, как относится к тому, о чем думает. Путем передачи речи человек характеризует себя с разных сторон. Приведу примеры из текста А.Г.Алексина.

Во-первых, предложения №24-27 представляют собой риторические вопросы, вопросы, не требующие ответа. Это синтаксическое средство выразительности употребляется здесь для того, чтобы передать сомнения героя.

Во-вторых, отец мальчика часто употребляет в своей речи восклицательные предложения (№13, №15), что свидетельствует о его эмоциональности и огромной любви к сыну.

Исходя из сказанного, могу сделать вывод, что речь - важная часть "нашей личности, нашей души, ума". Следовательно, высказывание Л.С. Сухорукова справедливо.

Виолетта

не только нашего поведения, но и нашей личности, души, ума". Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Действительно, наша речь - неотъемлемая часть как нашего поведения, так и всей личности в целом. Чтобы доказать сказанное, обратимся к тексту Остромира, который рассказывает историю из своей жизни.
Во-первых, 5 предложением автор описывает себя как взрослого, гр[ЦЕНЗУРА]о человека, который стал байкером с "большой бородой и татухами".Для этого Остромир использует разговорные слова "дядькой" и "татухами".
Во-вторых, 21, 22, 23 предложениями автор показывает, что он добрый и заботливый. У него добрая душа, несмотря на то, что внешне он выглядит грубо. Для этого гон использует глаголы "отвез", "починил", "постирал", "набил", "зашил", "приделал".
Таким образом, предложенное высказывание Л. Сухорукова о том, что речь-главный показатель не только поведения, но и других личностных качеств человека, справедливо.

Лингвист С. И. Ожегов утверждал, что «высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное(то есть самое подходящее для данного случая)».

Эту фразу я понимаю так. Культура речи является одним из показателей общей культуры человека и заключается во владении литературным языком, его нормами и правилами. К отличительным свойствам культурной речи относятся точность, выразительность, уместность используемых языковых средств. Приведу примеры из текста А. Алексина.

Во-первых, в предложении №19 ("Люся высоко чтила этого мастера".) автор использует книжное слово "чтила", употребление которого мотивировано: оно, придавая всей фразе особую выразительность, показывает глубокое уважение Люси к художнику.

Во-вторых, в предложении №32 ("Ну и мерси, дорогая Люси́! – в рифму пошутила Оленька".) использование французского слова «мерси» очень уместно: оно не только способствует рифмовке слов, но и придает фразе девочки ироничный оттенок.

Таким образом, могу сделать вывод, что высказывание С.И. Ожегова справедливо.

Высказывание Л.А. Новикова я понимаю так. Понятие в слове всегда одно, а значений может быть несколько. Также к значению может добавляться субъективная оценка или экспрессивно-эмоциональная окраска. Докажу это на примерах из текста А.Алексина.

В предложении №17 слово "смычок" в устах бабушки - это не просто принадлежность струнного инструмента, для неё это символ будущей музыкальной карьеры внука.

В предложении №3 нахожу слово "решила". В данном контексте оно означает, что бабушка сделала для себя вывод о замечательных способностях Олега,а не решила, например, уравнение или задачу.

Таким образом, прав Л.А. Новиков, утверждая, что «слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое».

Марина (Сочинение с форума)

Фразу писателя Л. Сухорукова я понимаю так: в речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего или пишущего. Приведу примеры из текста Остромира.

Так, в речи говорящего встречаю такие слова и выражения, как «косуха», «татухами», «вилка мотоцикла», «девятка» подрезала меня», которые свидетельствуют не столько о грубости и невоспитанности героя, сколько о его увлечении. Употребление таких слов и выражений – часть культуры байкеров, которые хотят даже через речь казаться очень мужественными и суровыми.

Но в то же время герой, рассказывая о своей любимой в детстве мягкой игрушке, неоднократно называет её ласково «медвежонок», что свидетельствует о ранимой душе грозного байкера. Так всего одно слово подсказывает нам, что ]герой], оказывается, совсем не такой, каким хочет казаться.

Таким образом, прав был Л.В. Сухоруков, когда говорил, что «наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».

Высказывание В.В.Виноградова я понимаю так. Словами в языке обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, описываются действия, выражаются эмоции. Но вне языкового окружения слово в своём значении определимо приблизительно. Именно контекст даёт возможность точно установить значение отдельно входящего в него слова или выражения. Докажу это на примерах из текста А. Лиханова

В предложении №26 нахожу фразеологический оборот «глаза поехали на лоб». Исходя из контекста, осознаю, что данная фраза означает крайнюю степень удивления.

В предложении №18 именно контекст подсказывает значение слова «отчеканился», которое надо понимать так: мальчик составил для себя четкий план действий.

Таким образом, прав был В.В.Виноградов, утверждая, что «слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе».

Марина (Сочинение с форума)

Высказывание И.Г. Милославского я понимаю так. Слова могут иметь экспрессивную окраску, если в них выражается отношение говорящего к предмету речи. Палитра эмоционально-оценочных оттенков разнообразна: презрение, пренебрежение, неодобрение, ирония; слова могут содержать шутливую или ласкательную оценку. Приведу примеры из текста Ю.Я. Яковлева.

Так, в предложении №34 («Этот голос полностью захватил власть надо мной!») нахожу многозначное слово «захватил», которое используется в переносном значении:"Сильно заинтересовать, поглотить все внимание, увлечь". Герой-рассказчик использует его не случайно. Сколько нежности, любви, восторга слышится в этом восклицании!

А вот в предложении №25 («Какой ты невнимательный, – сказала она») в ответе девочки Наили слышится неодобрение. Слово «невнимательный» получает негативную экспрессивную окраску благодаря тому, что помогает говорящему передать своё недовольство по поводу того, что мальчик не обратил на неё внимания.

Таким образом, утверждение И.Г. Милославского о том, что «основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, – это выбор слов, содержащих оценочный элемент», справедливо.

Высказывание из Литературной энциклопедии я понимаю так. Во время диалога происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Тема общения характеризует литературный персонаж с той или иной стороны. При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих: подбор особых для каждого действующего лица слов и выражений, ясность или запутанность построения фраз, характер произнесения – всё это также является средством характеристики персонажей. Докажу эту мысль на примерах из текста П.С. Романова.

В предложениях №7,10 находим реплики Поликарповны. Обращаясь к Трифону Петровичу, бабушка использует слова «родимый», «милый». Старушка добра к своему постояльцу, создается впечатление, будто и не чужие они люди. Поликарповна искренне верит в людей, что характеризует её как душевную, доброжелательную женщину.

А в предложениях №23-25, 29-32 встречаю резкую речь соседки, реплики которой полны грубых разговорных слов («бабка», «спятила», «выставишь»). Эту женщину мы сразу же представляем как склочную и крикливую.

Таким образом, можно сделать вывод: справедливо высказывание из Литературной энциклопедии о том, что «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».

Катя (Сочинение с форума)

53Писатель И. А. Гончаров утверждал: "Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

Я понимаю эту фразу так. В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего или пишущего. Попробую доказать это, используя текст Ю. Яковлева.

Во-первых, Назаров использует в своей речи слова "здравствуйте" и "спасибо" (предложения №32 и №40), что говорит о его вежливости и воспитанности. А эти качества являются непременными спутниками нравственного человека.

Во-вторых, многоточие, поставленное в конце предложения №36, свидетельствует о незавершённости высказывания. Парень спас актрису Сергееву, вытащив её из ледяной воды, однако он не стал при всех напоминать ей об этом... Но мы понимаем, что Назаров - человек скромный.

Таким образом, могу сделать вывод, что по речи можно многое узнать о человеке. Следовательно, прав был И. А. Гончаров.

Оля (Сочинение с форума)


Похожая информация.


Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания современного филолога Л. Сухорукова: «Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Аргументируя свой от­вет, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вариант 1

Речь человека характеризует его лучше всяких отзывов о нем.

В произведении Б. Екимова рассказчик согрел свою ду­шу и сердце, услышав рассказ одной из пассажирок о но­вогодних подарках, которые она приготовила родным. О том, с какой нежностью девушка их готовила, свидетельст­вуют пояснительные отношения в бессоюзном сложном предложении 35: «...пришлось облагородить [тапочки]: я обшила их голубенькой каймой, а тесьмой сделала цвето­чек». Уменьшительно-ласкательные суффиксы («мамОЧКа», «бабУШКа», «дедУШКа», «папОЧКа») передают любовное от­ношение девушки к родным. Она очень чуткая и вниматель­ная: «у мамочки ноги болят от резины» (предл. 33), «ба­бушка болеет, а ей... хочется вкусненького» (предл, 46), дед «любит читать детективы, и я ему купила» (предл. 41). Речь характеризует ее как человека большой души и сердца.

Прав был лингвист Л. Сухорукое, говоря, что «наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и личности, души, ума».

Вариант 2

По мнению филолога Л. Сухорукова, «наша речь - важ­нейшая часть не только нашего поведения, но и нашей лич­ности, нашей души, ума».

В самом деле, одной из главнейших характеристик чело­века является его речь. Она отражает его внутренний облик, нравственные устои, интеллект.

В рассказе Б. Екимова речь девушки - яркое тому под­тверждение. Восклицательные предложения передают ее счастье от того, что она подарит радость близким: «Ой, как мама обрадуется!»; «Он будет такой довольный!» - говорит о дедушке, которому куплен желанный подарок; «Она так будет рада!» - счастливо смеется девушка, проявляя заботу о бабушке. «У нас такой папа хороший, работящий», - радостно сообщает она подруге. И эти восклицательные предложения и определения, как лакмусовая бумага, высве­тили ее богатый внутренний мир, одухотворенный добротой, заботой, любовью.

Именно речь сделала образ героини запоминающимся, выделила его на фоне других персонажей рассказа.

Вариант 3

В повседневной жизни, слыша речь окружающих нас людей, мы невольно даем им характеристику. И это не слу­чайно: ведь по тому, как человек говорит, можно судить и о его характере, и об интеллекте, и о душевном состоянии.

Давайте проверим это утверждение, проанализировав речь героини рассказа Б. Екимова. Девушка эта - заботли­вая, любящая дочь: об этом свидетельствует уменьшительно- ласкательный суффикс («мамОЧКа», «папОЧКа»).

Она прекрасная внучка, внимательная и чуткая. Ее от­ношение к дедушке передано в сложном предложении 41 с сочинительной связью: союз и соединяет его части и выра­жает значение последовательности событий («Он любит чи­тать детективы, и я ему купила целых два тома»). Все ду­шевные качества и чувства девушки - это ее повседневное состояние, неотъемлемая ее часть.

Даже совершенно незнакомая женщина, став невольным слушателем монолога героини, благодарит ее за подаренные радость и тепло.

В самом деле, прав был лингвист Л. Сухоруков, утвер­ждавший, что «наша речь - это важная часть нашего пове­дения, личности, души и ума».

Текст для работы

(1)Нынешняя зима словно подарок: снегопады, метели, легкий мороз. (2)В середине ноября, когда уезжал я из Вол­гограда на поезде, было тепло, а утром в купе проснулся - за окном зима, белое Подмосковье: поля, перелески, люд­ские селенья - все в снегу. (З)Живи и радуйся.

(4)А вот радости как раз было мало: я приехал в Москву лечиться. (5)Рано утром впотьмах поднимался я и брел к электричке, ехал в битком набитом вагоне. (б)Потом - сля­котный перрон, под ногами - жижа. (7)Городские зимние угрюмые сумерки. (8)Молчаливый людской поток несет тебя ко входу в метро. (9)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах...

(Ю)Потом - больничные коридоры, очереди, долгое время ожидания... (11)К вечеру наглядишься, наслушаешь­ся, устанешь, еле бредешь.

(12)Снова - метро, его подземелья. (13)Выберешься от­туда, вздохнешь и спешишь к электричке, в ее вечернюю толкотню.

(14)Так и текла моя московская жизнь: за днем - день, за неделей - другая. (15)Затемно встанешь, затемно к дому прибьешься. (Іб)Ничему не рад, даже зиме и снегу.

(17)Однажды вечером мне повезло: вагон оказался не больно набитым. (18)Уселся, газету развернул для порядка. (19)Хотя чего там вычитывать: убили, взорвали, ограби­ли...

(20)Вечерний поезд, усталые люди. (21)3има, теснота, кто-то ворчит, а кто-то уже ругается.

(22)Но тут заговорили рядом молоденькие девушки. (23)Обычная девичья болтовня: лекции, практика, зачеты - словом, учеба. (24)Потом Новый год вспомнили.

(25)- Подарки пора покупать... - сказала одна из них. (26)- А чего дарить? (27)И все дорого.

(28)- Ты еще подарки не приготовила?! - ужаснулась другая девчушка. (29)- Когда же ты успеешь?!

(30) - А ты?..

(31) - Ой, у меня почти все готово... - восхищенно за­стрекотала девчушка. (32)- Маме я еще осенью купила до­машние тапочки на войлоке. (33)У мамочки ноги болят от резины... (34)А там - войлок. (35)Они, конечно, немножко грубоватые, пришлось облагородить: я обшила их голубень­кой каймой, а тесьмой сделала цветочек. (Зб)Получилось - картинка. (37)Ой, как мама обрадуется! - голос ее прозве­нел такой радостью, словно ей самой подарили что-то очень хорошее.

(38)Я голову поднял, взглянул: обычная молоденькая де­вушка. (39)Лицо живое, милое.

(40)- А дедушке я прямо в этой электричке подарок ку­пила, - продолжался рассказ. (41)- Он любит читать де­тективы, и я ему купила целых два тома. (42)Он будет та­кой довольный! - прозвенел в вагоне счастливый девичий голос и смех. (43)- А бабушке... (44)Мы завтра будем на практике, там рядом хороший магазин для диабетиков. (45)Я уже все разглядела. (46)Бабушка болеет, а ей тоже хочется вкусненького. (47)Я ей клюквенных конфет возьму и печенья для диабетиков. (48)Она так будет рада!

(49)И снова - счастливый смех. (50)Лицо девушки све­тилось радостью, глаза сияли.

(51)- А папочке... (52)У нас такой папа хороший, рабо­тящий. (53)И я ему подарю...

(54)Не только я и соседи, но, кажется, уже весь вагон слушал радостную повесть девушки о новогодних подарках. (55)Опустились на колени раскрытые книги, развернутые листы газет. (56)Наверное, у всех, как и у меня, отступило, забылось дневное, несладкое, а просыпалось иное, доброе, чистое: ведь и вправду Новый год близок...

(57)А тем временем электричка уже спешила к моей станции. (58)3десь выходит много народу. (59)Собирались, прятали так и не прочитанные книги, газеты, торопились к выходу, проходя с улыбкой мимо девушек, глядели, угады­вая, какая из них? (60)А молодая женщина, что сидела на­против, на прощанье сказала:

(61) - Спасибо тебе, милая.

(62) Девушка не поняла, о чем речь, улыбнулась недо­уменно: за что, мол...

;(63)И в самом деле - за что?

(64)Я вышел из вагона. (65)Дорога славная: березы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе, на сердце и вовсе тепло. (бб)Спасибо той девочке, которая по­дарила надежду и заставила задуматься о добром.

(По Б. Екимову)