Повседневная жизнь еврейской семьи. Семья с пейсами Счастье семейной жизни евреев

Кто богат? "...Тот, чья жена ласкова и добра"

В Брит Хадаша (Новом Завете) сказано: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.» (Еф. 5:28)
В еврейской традиции любовь и уважение к жене играет большую роль. В Талмуде сказано, что муж должен любить свою жену, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя (Йевамот, 62б, Сангедрин, 76б).

"" "Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства" (Хулин, 846). Это значит, что человек должен прилагать все силы (даже в ущерб своим собственным потребностям), чтобы его жена и дети получали все необходимое.
"В делах домашних... мужчина должен следовать совету жены..." (Бава мециа, 59а). "Мужчина должен быть добр и непривередлив в доме своем" (Бемидбар раба, 89). "Кто богат?" <...> Раби Акива сказал: "Тот, чья жена ласкова и добра" (Шабат, 25б).
" (Хаим Донин. Быть евреем. Глава 7. Семейная жизнь: ключ к счастью http://www.istok.ru/jews-n-world/Donin/Donin_7.shtml)

Роль брака

В еврейской традиции брак играет важную роль. "Согласно еврейскому представлению, взаимоотношениями, похожими на взаимоотношения между человеком и Б-гом, является брачный союз между мужчиной и женщиной. "Если муж и жена этого заслуживают, Божье Присутствие пребывает с ними" (Сота 17а). "Человек не может жить без жены, женщина не может жить без мужа, и двое не могут жить без присутствия Б-га" (Брахот 9:1)" (http://members.aol.com/Agunah/marriage.htm)
Когда в семье существуют хорошие взаимоотношения, существует баланс между собственными интересами и интересами супруга(и). Отличный пример мы видим в еврейской традиции. Хорошо известны три вопроса

Гиллеля:
"Если не я за себя, кто за меня?
И если я только за себя, то кто же я?
И если не сейчас, то когда?" (William Berkson. Jewish Family Values Today http://mentsh.com/PDFwebfiles/Jewish_Family_Values_Today.pdf)
Рамбам говорил: "Знайте, что акт соединения (брачный союз - прим. В.Н.) чист и священен, если осуществлен должным образом, в должное время и с должными намерениями." ((Рамбам, Игерет ха-Кодеш). Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с.24)

Молитва о детях
Хана Сара Редклиф в статье "Быть еврейскими родителями - что это значит?" приводит молитву о детях, которую составил Хазон Иш:
"Да будет Твоя воля, Ашем, наш Б-г, сжалиться над моим ребенком (имя), склонить его сердце к любви к Тебе, и к страху перед Тобой, и к желанию усердно трудиться над Твоей Торой. Устрани с его пути все препятствия, которые могут сломить это желание, и сделай так, чтобы все и вся на этом пути приближало его к Твоей Святой Торе." (Хазон Иш, Ковец игрот N 74. Цит. по: Хана Сара Редклиф "Быть еврейскими родителями - что это значит?" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1084)

О воспитании
Ниже помещены несколько важных советов о воспитании из Танаха (Ветхого Завета), Брит Хадаша (Нового Завета) и других источников.
«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.» (Прит. 22:6) «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.» (Еф. 6:4)
"То, что ребенок говорит на улице, — он слышит у себя дома". (Сукка 65б. Цит. по: Хана Сара Редклиф. "Любовь и власть в еврейском воспитании. Чистота речи." http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1046)
"Рабби Иегуда говорил: Кто не учит сына ремеслу или профессии - учит его воровству. (Киддушин 29а. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. "Еврейская мудрость", Ростов-на-Дону, 2001, с.143).
"Нельзя обещать что-то ребенку, а потом не дать ему этого, ибо в результате ребенок научится лгать. (Сукка 46б. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. "Еврейская мудрость", Ростов-на-Дону, 2001, с.145).
"Иегуда бен Тейма говорил: «Будь дерзок как тигр, и стремителен как орел, быстр как олень, и могуч как лев, исполняя волю Отца твоего небесного». (Пиркей авот, 5:20 http://www.chassidus.ru/library/avot/5.htm)

Раби Шимшону Рефаэлю Гиршу принадлежат такие слова: "Ты, кому доверено пестование юных умов, прежде всего позаботься о том, чтобы дети с уважением и бережно относились и к самому малому, и к самому большому живому созданию. Пусть дети помнят, что все живые существа, как и человек, созданы для того, чтобы радоваться жизни. Им тоже дано чувствовать боль и страдание. Не забывай — мальчик, который увлеченно, с жестоким равнодушием наблюдает за раненым жучком или мечущимся в агонии животным, будет глух и к человеческой боли." (Раби Шимшон Рефаэль Гирш, Хорев с. 293. Цит. по: Хана Сара Редклиф. Любовь и власть в еврейском воспитании. Воспитанность и любовь ко всем созданиям Всевышнего. http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1034)

""Основополагающий принцип в воспитании детей — "левая рука (т.е. дисциплина) отталкивает, а правая рука (т.е. любовь и доброта) приближает". Но, несмотря на то, что слова о "левой руке" идут первыми, "правая рука" важнее левой, потому что дает ребенку необходимое чувство, что его любят. Ребенок подчинится дисциплине, только если она основана на любви, потому что тогда он понимает, что строгость — для его же блага, оттого что родители любят его и стараются помочь ему улучшить свое поведение."" (Раби Йоэль Шварц, Вечность еврейского дома. Иерусалим, Джерузалем Академи Пабликейшнз, 1982. Цит. по: Хана Сара Редклиф. "Любовь и власть в еврейском воспитании. Завоевать авторитет." http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=789)

"Пусть честь других людей будет так же важна для тебя, как и твоя собственная", - сказано в Пиркей Авот ("Поучениях отцов"). В иудаизме важны поступки, и родители могут показывать это на практике. Две халы на столе в шабат могут послужить хорошим примером для нас. Почему мы покрываем эти халы салфеткой, произнося киддуш? "Хлеб - символ пропитания, и с благословения над хлебом начинается обычная, будничная трапеза. В Шаббат первое благословение полагается произносить не над хлебом, а над вином. Поэтому установлен обычай: перед киддушем накрывать субботние халы салфеткой, чтобы "не обидеть хлеб". (ШАБАТ: остров покоя. Иерусалим, 1993, с.30)
Если у нас есть такая жалость к хлебу, то тем более нам нужно иметь подобные чувства по отношению к людям! (HELEN MINTZ BELITSKY. Beginning at Home: Raising Menshes http://www.socialaction.com/families/Beginning_at_Home.shtml)

"Никто не порезался?"
Хана Сара Редклиф пишет:
"... я приведу пример терпения и выдержки, проявленных Сарой Шнирер, основательницей движения "Бейт Яаков". Многие рассказы о ней свидетельствуют, что она воплощала в себе идеал личности, живущей по Торе. Классы и жилые комнаты в семинаре Сары Шнирер были переполнены до предела. Их разделяла стеклянная дверь. Однажды в беспечной спешке девочка двинула кровать на дверь и разбила стекло. Все стали нервничать: что скажет учительница? Ведь стекло дорогое, а школа постоянно нуждалась в деньгах! Сара Шнирер вошла и тихо спросила: "Никто не порезался?" Убедившись, что все целы и невредимы, она спокойно вымела осколки". И никаких упреков, огорченных восклицаний! А ведь ремонт стоил больших денег и его можно было бы с легкостью избежать." (Хана Сара Редклиф. "Эмоциональный тренинг для родителей" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=806)

"У нас болит нога"
Рабби Моше Пантелят приводит такой интересный случай: "Об иерусалимском праведнике раби Арье Левине рассказывают, что как-то он привел свою жену к врачу. На вопрос, что ее беспокоит, он ответил: "У нас болит нога". То была не поза, то была самая обыкновенная фраза, выражавшая действительное положение дел: боль жены он ощущал как свою собственную, потому что за десятки лет совместной жизни сумел соединиться с ней в одно целое. На таком уровне заповедь "Возлюби своего ближнего, как самого себя" выполняется буквально, потому что нет стены между человеком и тем, кто к нему ближе всех." (р. Моше Пантелят. "Еврейский брак" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1082)
Соблюдение ритуальной чистоты
Как замечательно рабби Элазар рассказывает о том, как обновляется женщина после миквы: "Каждый месяц женщина обновляется, окунаясь в микву, и возвращается к мужу столь же желанной, как и в день свадьбы. Так же как луна обновляется каждый Рош Ходеш (новомесячье), и все ждут ее появления, так и женщина обновляется каждый месяц, и муж ждет ее. И она любима, как новобрачная." (Пиркей де рабби Элазар. Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с.107)

Секрет шалом-байт (семейного мира)
"Шалом-байт" (мир в доме) является идеальным стандартом для еврейской семьи. Вот почему традиционный еврейский брак характеризуется миром, уважением, заботой друг о друге. В еврейской традиции брак создан на небесах. Церемония бракосочетания назвается киддушин ("освящение" или "посвящение"). Муж и жена понимают, что они - Б-жьи творенья и следует относиться друк к другу как святым, строить семью на основе любви, уважения и справедливости. (http://members.aol.com/Agunah/marriage.htm)
"В одном из замечательных поучений наших мудрецов кратко сформулирован секрет шалом байт (семейного мира): “Мудрая мать говорила своей дочери: мой ребенок, если ты будешь служанкой своего мужа, он будет тебе слугой и будет почитать тебя как свою госпожу. Но если ты будешь заноситься перед ним, тогда он будет властвовать над тобой как господин и воспринимать тебя как прислугу”. (Эстер Гринберг. "Супружеская гармония" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=236)
"Сказал рабби Йоси: “...Я называл свою жену “мой дом”, и мой дом я называл — “моя жена” (Гитин 52а). " (Цит. по: http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=228)
Владислав НАГИРНЕР.

Согласие и благословение родителей на брак своих детей
Вот пример из Писания, когда дети просили согласие родителей на их брак:
«И пошел Самсон в Фимнафу и увидел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских. Он пошел и объявил отцу своему и матери своей и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену.» (Суд. 14:1-2)

Как поступали, если родители не соглашались?
«Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено [и возьмет ее] себе в жену; а если отец не согласится выдать ее за него, пусть заплатит [столько] серебра, сколько [полагается] на вено девицам.» (Исх. 22:16-17)
"Согласие и благословение родителей считалось предпосылкой счастливого брака (сравните слова "были в тягость" в Быт.26:35, где говорится о том, что выбор невесты был сделан без согласия родителей)."" (Библейская Энциклопедия Брокгауза, Германия, 1999, с.107).
«И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке.» (Быт. 26:34-35)

Еще о родительском благословении:
«И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку.» (Быт. 24:2-4)
«И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей;» (Быт. 28:1-2)
«И сказал Халев: кто поразит Кириаф - Сефер и возьмет его, тому отдам Ахсу, дочь мою, в жену. И взял его Гофониил, сын Кеназа, брата Халевова, и отдал он в жену ему Ахсу, дочь свою. Когда надлежало ей идти, ее научили просить у отца ее поле, и она сошла с осла. Халев сказал ей: что тебе? Она сказала: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод. И дал он ей источники верхние и источники нижние.» (Иис. 15:16-19)

«Еще не прошли назначенные дни, как Давид встал и пошел сам и люди его с ним, и убил двести человек Филистимлян, и принес Давид краеобрезания их, и представил их в полном количестве царю, чтобы сделаться зятем царя. И выдал Саул за него Мелхолу, дочь свою, в замужество.» (1 Цар. 18:27)

Т етя Еся сидела напротив молодой пары. Вечерело. На столе остывал ужин. Наступил 1946 год. Напротив Еси сидел мой дядя Миша и его избранница Надюша – так ласково он будет называть ее всю свою жизнь.

Закончилась война. Миша вернулся живым, и это было большим счастьем. Еся разглядывала сына, к которому все никак не могла привыкнуть, и девушку, которая сидела рядом с сыном. Все хорошо, и горе позади, и война закончилась, и новая жизнь налаживается, и Миша собирался жениться. Именно поэтому и проходили все эти смотрины в тот вечер. Одно Есю не устраивало: Надюша была нееврейкой. Это не то, чтобы трагедия, но все-таки и не праздник. Именно эти эмоции и передавало лицо Еси.

В наших еврейских семьях негласно присутствует правило: евреи вступают в брак только с евреями. Тому есть много причин, а именно: чтобы не смешиваться с другими народами, чтобы сохранить нацию, чтобы родителей не расстроить, чтобы род свой продлить и т.д. и т.п. Но к слову сказать, и сегодня это факт, что более 55% еврейских браков – это так называемые «смешанные браки». Я тут не собираюсь читать мораль, кому на ком женится или с кем жить. Единственная цель – это рассказать, как жить и как жить с тем человеком, которого ты все-таки полюбил, выйдя за него замуж или женившись на нем.

Кстати о Надюше. Она оказалась замечательной девушкой с добрым сердцем, любящей женой и стала как дочь для Еси. Все они были нашими родственниками, которые жили недалеко от Одессы. Замечательные люди, которые оставили мне большой пример любви и отношения друг ко другу. Их трепетные супружеские отношения до сих пор всплывают у меня перед глазами. Вспоминая о них, я думаю, насколько же я еще несовершенный муж и насколько мне еще есть к чему стремиться в отношениях с моей собственной женой.

Наверное, каждый из нас мечтает построить семью и семейный быт, чтобы жена любила, чтобы муж не имел бóльшего счастья, как вернуться после работы домой, совместный ужин, топот детишек в квартире, прогулки, походы в кинотеатр, да хоть и на базар, и многое другое, что так необходимо каждому из нас.

Говоря о смешанных браках, я говорю о явлении, которое существует сегодня, и мы никуда не можем от этого деться.

Каждая семья – это целый отдельный мир, маленькая вселенная, где существуют свои законы и постановления. Часто мы влазим в эту вселенную, чтобы объяснить, как должна работать любовь, как строят уважение супруги друг ко другу, как должны слушаться дети. Но после таких «курсов ученичества» становится только хуже. И себе и близким людям одно расстройство доставили.

Знаете, как бывает, когда родители все покоя себе не найдут, учат и учат своих сорокалетних детей, как им жить, любить, воспитывать детей… Все мы знаем такие примеры, а иногда и сами ведем себя подобным образом.

Люди, живущие в смешанных браках между евреями и неевреями, не дадут соврать, что в начале совместной жизни, а иногда и пройдя со своей половиной какой-то отрезок жизненного пути, надо привыкать жить заново.

У евреев специфический юмор, отношение к жизни, а еврейские родители – это вообще «что-то с чем-то». Иногда их забота бывает чрезмерной. У евреев своя кухня, которую они хотят видеть и кушать по праздникам. И когда муж или жена – неевреи, то некоторым вещам нужно учиться, чтобы понять их так, как понимает твоя половина, а еврею в этой паре – наоборот. Каждой культуре присущи свои характерные черты.

Давайте поговорим о некоторых жизненных головоломках в смешанных браках.

Что у нас сегодня в меню?

Я помню, как попал в один дом, где один из супругов был русский из средней полосы России. За обедом они меня убедили, что мне обязательно надо попробовать щи.

– Что, – переспросил я, – вы предлагаете мне попробовать?

– Щи, – повторили они мне.

Я родился и вырос в Одессе, я знаю, что такое куриный бульон, я знаю, что такое зеленый борщ с мясом и мелко порезанным яйцом. Но, что такое «щи», я понятия не имел.

Меня усадили за стол, и я вкусил это произведение искусства. В тот день я для себя решил, что щи – это явно не моя еда.

Но эти замечательные и без сомнения искренние люди, которые угостили меня, уплетали это блюдо за обе щеки. Моя бабушка говорила, что если еда не вкусная или не нравится, то ешь больше хлеба, этим ты перебьешь свое кислое выражения лица, и все подумают, что ты доволен. В тот день все так и произошло. Я ел щи, хлеб и был доволен. Поймите правильно, не потому, что щи плохие. Нет и еще раз нет! Просто культура, в которой я вырос, не подразумевала появление щей в моем рационе питания. Так иногда происходит в наших семьях – евреи кушают бульон, а русские обожают щи.

Время в браке научит наш желудок переваривать и бульон, и щи, и другие блюда с наших многонациональных столов.

О чем это я? О том, что даже в такой мелочи, как наш ежедневный рацион питания, мы должны быть гибкими, выясняя, что по вкусу нашей половинке. Потому что сказать: «На! Жри, что приготовила!» или же «Свиней нет! Доедай, что есть!» – для этого большого ума не надо.

Я южный человек, люблю рыбу, но моя супруга никак не могла приготовить такое же настоящее еврейское рыбное блюдо, которое я ел в детстве и в юношестве, которое готовили у нас дома. И что вы думаете, она разочаровалась? Нет. Она пробовала и пробовала – и как-то наткнулась на один армянский рецепт приготовления рыбы. Это блюдо превзошло все мои ожидания! Рыба была по-армянски, но сколько счастья она принесла моему еврейскому желудку, передать это невозможно!

Юмор и отношение к жизни

Так сложилось, что евреи научились относиться к жизни и ее вызовам с юмором, шутя и иронизируя над той или иной ситуацией. Вспомните массу шуток, которые евреи рассказывают сами о себе, о том, например, как Фима считал, что женился неудачно, потому что окна выходили во двор. А майса [«байка»] про Карла Маркса, когда маленький Боря спросил у папы, кем он был? На что папа ответил:

– Он экономист, сынок.

– А! Как наша мама?

– Нет, Боренька. Наша мама – старший экономист.

Всем этим шуткам нет конца.

С таким складом мышления мы и приходим в семейную жизнь. Иногда наши нееврейские половинки переспрашивают нас: «А что ты имел ввиду, когда сказал ту или иную шутку?» И надо объяснять все сначала, стараясь не выйти из себя, потому что, когда в пятый раз объясняешь в чем смысл твоего афоризма, тебя самого это начинает, если так можно выразиться, крутить изнутри.

Один мой знакомый, который женат на нееврейке, начинал свое посещение кухни с громких слов:

– Милая Любаша! А что у нас сегодня здесь сдохло?

Жена первое время обижалась.

– Валера, у нас ничего не сдохло. Нет никакого запаха. Ты что, любимый? – оправдывалась жена.

И начинала отчитываться, что рыба свежая в холодильнике, что фарш уже в голубцах и так далее. Валера, любящий муж, глядя на свою супругу, улыбался, совершенно не раздражаясь от ее недоумения. Со временем они стали чудесной парой и стали понимать друг друга с полуслова. Валера практически перестал спрашивать, что у нас тут сдохло, потому что Любочка, его жена, научилась достойно отвечать Валере.

– Валера, не начинай! Курица новая, сутки как умерла, а рыба – всего трое суток. Если выпустить в речку, сойдет как за живую.

Согласитесь, что в семейной жизни, в наших повседневных отношениях, юмор занимает не последнее место. Он помогает нам реагировать на совершенно разных людей, не огорчаясь и не раздражаясь.

Вера в Бога и наши религиозные представления

Ох! Это не простой вопрос. Бог. Религиозные представления. Как поступить правильно в том или ином случае?

Большинство из нас не задумывается над этими вопросами. Но время от времени они начинают нас беспокоить.

Мы все с вами взрослые люди и прекрасно понимаем, что жизнь – она сложнее всех формул, которые мы сами для себя вывели. Иногда бывают такие моменты, когда без Бога или без решения каких-либо важных религиозных вопросов – как без кислорода.

Рая всю свою жизнь прожила, не веруя в Бога. Самое дорогое, самое ценное, что у нее было – это ее муж и мама.

К сожалению, так бывает со всеми, нам приходится отпускать самое любимое и дорогое из нашей жизни. В один мрачный день мамы не стало. Мама умерла. Рая, еврейка, совершенно не знающая, что делать в таких ситуациях, обратилась ко мне.

– Как поступить? К раввину не пойду. Я даже не знаю с чего начать? К священнику тоже не пойду. Хотя Вася мой и украинец, но в церковь мы не никогда ходили. Хочется похоронить маму, отдать ей последний долг, проводить в последний путь. Как мне поступить?

И мы составили план похорон мамы по еврейской традиции, но так, чтобы она была понятна всем присутствующим неевреям. И люди, пришедшие на похороны, остались благодарны.

Часто наши религиозные представления в наших смешанных браках натыкаются друг на друга. Пейсах или Пасха? Кулич или маца? Ну, не разводиться же из-за квасного или неквасного хлеба? И не отгораживаться же друг от друга? Конечно нет и еще раз нет.

Любите своих еврейских или нееврейских мужей и жен! Есть более важные моменты в религиозных вопросах, чем еда, похороны любимых людей или названия праздников на русский или еврейский лад. Вот о них нам и стоит задумываться.

Все эти трепетные моменты касаются напрямую нас и нашего отношения с Господом Богом.

Пару слов о себе

В юношестве я впервые задумался о том, какой Он – Бог. Нужен ли Он мне? Что со мной будет после смерти? Для чего я живу, в чем смысл?

Спустя некоторое время я открыл Библию. Эта книга меня дико раздражала, особенно раздражал меня Новый Завет, потому что, читая его, я приходил в ярость. Как можно поверить в эти слова и, если даже поверить, то что значит «изменить свою жизнь»? А затем через долгий внутренний поиск я пришел к вере в то, что еврейские Писания (Библия) – это истина и что Новый Завет, который рассказывает о Йешуа (Иисусе) – это не просто рядовое событие, а исполнение предсказаний древних пророков Израиля.

Первое, что я услышал от своей семьи:

– Чтоооооо? Иисус? Да ты выжил из ума! Это же Бог гоев?

– Почему Он Бог гоев? – спрашивал я.

В моем доме мне ответить не могли. Продолжая читать еврейские Писания, я все больше и больше убеждался в том, что Он – наш еврейский Спаситель и Он – не случайная личность для еврейского народа; Он умер за грехи народа Израиля и на третий день воскрес из мертвых.

Но в доме начались разногласия, а это было ох как неприятно. Споры о том, кто такой Иисус, достигали временами температуры, как в сталепрокатном цеху. Мне казалось, что мы говорим на одном языке, но совершенно с разных сторон. «Если он не Мессия и не Спаситель, то о ком все эти слова древних пророков Израиля?» спрашивал я.

«И ты, Вифлеем‐Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных » (книга пророка Михея 5:2)

Вифлеем – это небольшое село в Израиле, и Евангелие от Матфея повествует, что именно там родился Йешуа (Иисус). Дальше говорится, Он станет Владыкой Израиля и что Его происхождение будет таинственным.

Получается, что пророчество исполнилось? В маленьком селе родился мальчик по имени Йешуа, личность Которого вызывает интерес, споры и раздражения тысячи лет! Если бы Он был простым евреем, совершенно рядовым и незаурядным, тогда тысячи и сотни тысяч евреев, начиная с первого века и до наших дней, не признавали бы Его владычества, Его имя просто стерлось бы в веках. А сегодня в одном только Израиле существует уже более 300 общин, исповедующих мессианство Йешуа. Более того, миллионы неевреев по всему миру признают факт Его владычества над своей жизнью.

«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (книга пророка Исайи 53:4-5)

– Кто Он, который взял наши болезни, грехи, был мучим за нас? Если все эти предсказания ложь и исполнения их случайны, то почему сотни и тысячи евреев и неевреев принимают их всем сердцем? – спрашивал я.

В истории еврейского народа и всего мира был лишь Один, который взял на себе грехи мира и понес наказания за нас. Мы неспособны сами искупить свою вину и свой грех. Это сделал Йешуа, умерев, согласно древним пророчествам, на кресте за нас и воскреснув из мертвых на третий день.

В моей семье эта весть вызывала большие споры. Наши мнения разделялись. Наши обсуждения достигали точки кипения. Но шаг за шагом все мои родственники признали Йешуа, как своего Спасителя.

А что думаете вы, дорогие читатели? Кем является Йешуа (Иисус) лично для вас?

Иудаизм затрагивает все сферы семейных отношений. Миква является фактором, который позволяет преодолеть семейную рутину.

Еврейский народ, как мы уже отмечали выше, представляет собой, в сущности, одну семью — разросшуюся семью праотца Авраама. Поэтому неудивительно то внимание, которое уделяется евреями семейным отношениям. Пока в семье крепки традиционные устои, пока она здорова и прочна, жизнь всей общины с ее религиозными, социальными и прочими институтами полнокровна и динамична. Но если семья морально и духовно ослабла, это не замедлит сказаться на всем прочем.

Законы семейной жизни составляют важную часть еврейского религиозного кодекса и затрагивают все ее аспекты — вплоть до самых интимных отношений. Эти законы основаны на следующих фундаментальных принципах:

Уважение к индивидуальности и чувствам каждого члена семьи;

Мирные и гармоничные отношения (шлом байит);

Признание определенных прав за каждым членом семьи и уважение этих прав;

Сохранение душевной чистоты и цельности чувств в интимной сфере.

Довольно часто неполадки в семейной жизни вызваны пренебрежением к декларированным выше принципам. Евреи в современном мире знакомы как с аскетическим христианским идеалом отношений между мужчиной и женщиной, так и с гедонистическим принципом современного секуляризма с его вседозволенностью в области секса. Но, к сожалению, слишком многие наши современники почти ничего не знают о традиционном еврейском подходе к вопросам пола. Иудаизм весьма далек от обеих крайностей, и для верующих евреев равно чужды как эти полярные концепции, так и вытекающие из них нормы поведения.

Еврейская религия возвышает и утончает чувства и мысли человека, благословляет его на счастливую и осмысленную жизнь, но отнюдь не считает, что необходимо немедленно удовлетворять любые сиюминутные желания. Эгоизм и неразборчивость в отношениях между полами всегда рассматривались иудаизмом как нечто низменное и вульгарное, как уступка человеческой слабости. Там, где люди преступают данные Всевышним заповеди, найденное ими «счастье» впоследствии неизменно оборачивается горечью и разочарованием.

Нет никаких сомнений в том, что соблюдение еврейских законов семейной жизни значительно способствует укреплению брака. Это, конечно, не может предотвратить личные драмы и неурядицы, однако создает прочный фундамент для спокойных, гармоничных и доставляющих удовлетворение отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Чистая и вместе с тем полнокровная жизнь сохраняет остроту любовных переживаний и наполняет их высоким духовным смыслом, поднимает до уровня, достойного «народа святых».

Необходимо подробно остановиться на некоторых еврейких традициях, касающихся брака, поскольку они, вероятно, менее понятны современному человеку, чем законы о взаимоотношениях родителей и детей. Разлад и отчужденность, царящие во многих еврейских семьях, свидетельствуют о том, что именно эти традиции, к несчастью, забыты.

Главной целью супружества иудаизм считает произведение на свет потомства. Рожать детей — значит исполнять заповедь Торы «Плодитесь и размножайтесь». Это способствует осуществлению Б-жественного замысла, приближает человека ко Всевышнему в вечном акте творения. Вопрос о том, сколько детей нужно иметь для выполнения заповеди, до сих пор является предметом споров между раввинами, но в любом случае ясно, что вообще отказаться от воспроизведения потомства — значит нарушить повеление Всевышнего.

Однако брак имеет и самостоятельную ценность. Еще до того, как Всевышний сказал: «Плодитесь и размножайтесь», Он сотворил жену для Адама, ибо «нехорошо человеку быть одному». Так были выдвинуты на первый план в браке взаимная поддержка, любовь и добрая воля. Наши мудрецы говорили: «Всевышний с нетерпением ожидает, когда человек возьмет себе жену» (Кидушин, 296); «Человек, отказывающийся от брака, лишен благословения, святости… мира и покоя» (Йевамот, 626); «Отказывающийся от брака пребывает в постоянном грехе» (Псахим, 11 За). По мнению мудрецов Талмуда, тот, у кого нет жены, еще не может считаться полноценным человеком. «Мужчина не должен быть без жены, женщина без мужа, и оба они без Б-га», — написано в мидраше (Брейшит раба, 8:9). Такова еврейская концепция брака, таков наш идеал, одинаковый для мудреца и простого еврея.

Подчеркивание духовного в браке ни в коей мере не означает предпочтение чисто платонических отношений между мужчиной и женщиной, равно как и не предполагает противоестественного подавления дарованных Всевышним физических и эмоциональных потребностей. Еврею запрещается лишать свою жену права на близость, независимо от соображений о продлении рода. Тора рассматривает любовный акт как одну из важнейших обязанностей супруга. Муж в равной степени должен обеспечить жену пищей, одеждой, кровом и любовным отношением, он «…не должен лишать ее супружеской близости» (Шмот, 21:10). Эти права признаются за женщиной и в том случае, когда она не может рожать (из-за возраста или по состоянию здоровья).

В рамках освященного законами Торы супружеского союза секс никогда не трактовался как нечто греховное, низменное, постыдное.

Иудаизм резко осуждает похоть, разврат, распущенность, супружескую неверность, а также любые формы кровосмешения, проституции и гомосексуализма, считая все это мерзостью, противной воле Всевышнего и ведущей как к духовному падению отдельного человека, так и к моральному и физическому вырождению нации и всего человечества. Но он горячо ратует за любовь между мужчиной и женщиной, заключившими брак. Внешний облик, характер и даже здоровье потомства рассматриваются нашими мудрецами как прямое следствие характера интимных отношений между супругами.

Еврейский Закон подчеркивает важность правильного поведения супругов перед супружеской близостью. Он предостерегает от любого принуждения женщины, от близости в состоянии опьянения или после ссоры. Рамбам делает такой вывод из всех еврейских законов о браке: «Близость должна порождаться лишь истинным желанием и быть следствием радостного взаимного влечения мужа и жены».

Подобно тому, как еда и питье возвышены Торой до уровня служения Всевышнему, освящено все, что относится к области секса. Вкушать пищу необходимо и приятно, однако законы кашрута говорят нам, что не всякая еда приносит пользу. То же и в интимной сфере. Еврей должен осознавать разницу между чистым и нечистым, святым и низменным.

В семейной жизни существуют и другие ситуации, когда Закон запрещает близость между супругами. Речь прежде всего идет о периоде менструации у женщины с прибавлением семи «очистительных» дней после ее окончания. В среднем перерыв составляет около двенадцати дней. В это время мужчине запрещено даже касаться супруги; спать они должны в разных кроватях.

Каков смысл этой заповеди? Было высказано несколько предположений:

Воспитание умения владеть своими желаниями даже в тех случаях, где чувство торжествует над разумом. Сила человека, учат наши мудрецы, измеряется его способностью управлять своими страстями и не позволять им управлять собой;

Соображения эмоционального и физиологического порядка, учитывающие чувства женщины, для которой близость в этот период может быть нежелательна;

Уменьшение вероятности пресыщения в браке, которое появляется со временем; стремление сохранить очарование и свежесть отношений, характерные для первых месяцев супружества;

Возможность отдыха для одного или обоих супругов, не сопровождаемого чувством вины, если он или она испытывает равнодушие или страдает от холодности другого; в этом случае супруги не ощущают психологической

ответственности за воздержание.

Уклонение от близости в запретный период не исчерпывает всех законов чистоты семейной жизни. По окончании отсчета семи «чистых» дней жену и мужа соединяет особая процедура: женщина должна погрузиться в воды специального бассейна для ритуальных омовений — миквы . С начала менструации и до этого момента она остается запретной для мужа и называется нида — «отделенная».

Омовение в микве всегда было основной частью еврейского обряда очищения. Во времена Храма коушшл и левиим , прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей, совершали омовение. Принимающие еврейство, будь то мужчины или женщины, также окунаются в воды миквы , что символизирует их духовное очищение. Еврейская женщина обязана посещать микву ежемесячно, вплоть до наступления климакса.

Специалисты приводят убедительные доказательства гигиенической и медицинской пользы омовения в микве , но главная цель этого ритуала, конечно, иная — духовная. Погружение в воды миквы отнюдь не равнозначно обычному купанию из элементарных гигиенических соображений. Это ясно хотя бы из того, что перед совершением ритуала требуется тщательно вымыться.

Еврейская семейная жизнь невозможна без миквы . Куда бы судьба ни забросила евреев, они прежде всего, даже раньше синагоги, строят микву . Закон предписывает продать свиток Торы, если общине не хватает денег на сооружение миквы .

Современная сверкающая кафелем миква с автоматическим контролем температуры и салоном красоты, конечно, как небо от земли отличается от миквы в крепости Мецада, что на вершине горы у Мертвого моря, и даже от миквы в восточно-европейском местечке в начале века, но назначение их одинаково. Так сохраняется духовная связь поколении.

В наше время многие евреи нарушают, к сожалению, законы чистоты семейной жизни еще чаще, чем субботу и кашрут , но делают это скорее в силу полного незнания, чем по злому умыслу. Изучение этого раздела иудаизма не входит, разумеется, в программу элементарной шестиклассной еврейской школы в США или в странах Западной Европы. Его можно было бы преподать юношам и девушкам старших классов, но, к сожалению, слишком мало детей получают нормальное еврейское образование. О важнейших заповедях, на которых зиждется весь еврейский образ жизни, молодые люди узнают лишь урывками на лекциях, прочитанных в узком кругу, или от немногих счастливчиков, которые получили традиционное еврейское образование. Большинство же остается в полном неведении или, что еще хуже, получает превратное представление об этих простых и мудрых законах, смысл которых в том, чтобы обеспечить еврейской семье счастье, мир и покой.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Семья в иудаизме , как и в других ведущих мировых религиях, играет одну из ключевых ролей. Согласно истинам иудаизма, когда Всевышний сотворил наш мир, но заложил в человека стремление семейного единства. Это подтверждает изречение Торы: "И сотворил Бог человека в его образе, в образе Божьем сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил он их".

Сущность Всевышнего - абсолютная целостность. Создав единую сущность по Своему подобию, а затем разбив её на две половинки, он поставил необыкновенную цель перед людьми: вернуть единство на землю, проявив на ней цельность Творца.

Таким образом, Бог заложил в человеке стремление к балансу через . Уделом мужчины становится борьба, он доминирует на территории зла. А - поддерживать всё доброе и хорошее, что есть на свете.

Довольно странно, но семья в иудаизме и само иудейское общество, в целом, много внимания уделяет негативным моментам, которые присутствуют в жизни. Акцент делается на различных проблемах. Возможно, их было бы меньше, если бы мир заимствовал больше женских качеств?

Заповедь: "Плодитесь и умножайтесь" в иудаизме относится, главным образом, . Потому что для него есть чёткий наказ властвовать над всем, что он встретит на земле.

Книга Зоар говорит, что во время встречи молодых людей, юноше больше по душе завоевание и защита во всех смыслах и проявлениях этих понятий. Девушка, которую воспитали в традиционной иудейской семье, скромна. Её внутренний взгляд обращён, главным образом, на .

Но, когда начинается семейная жизнь, в какой-то степени происходит взаимный обмен качествами. Женщина в семье перенимает некоторые мужские качества, пускай не в полной мере. В свою очередь, мужчина получает от своей женщины некоторую мягкость и гибкость в отношениях. Подобные качества муж и жена стремятся воспитать в своих детях.

Подобный баланс в семье поддерживает её и не позволяет какой-нибудь стороне взять верх над другой стороной. В конечном итоге, получается такое единство двух разных людей, о котором мы говорили вначале статьи. Вполне естественно, что чем больше будет подобных сбалансированных семей, тем более крепким и сбалансированным будет и общество, из них состоящее. И тем больше путей у него для развития.

Отдельному человеку, которому не удалось , намного сложнее привнести какие-либо изменения в этот мир. Потому что одинокий человек, как бы не был он талантлив и целеустремлён в своих намерениях, намерен скорее брать, а не отдавать.

"Мужчина не жить один без женщины, а женщина не должна жить без мужа, и вдвоём они не могут быть без Бога", - так гласит мидраш. При этом, духовная составляющая в браке отнюдь не исключает . В Торе нет ни одного указания на то, что это нечто постыдное и греховное.

Крепкие, защищённые, сокровенные отношения всегда начинаются от сердца и заканчиваются интимной близостью. В них чувствуется присутствие божественности, которая способна создать новые и новые души, независимо от того, проходят ли эти души воплощения в тела или нет.

На основе работ молодой матери шестерых детей,
жены раввина, консультанта в области семейной
жизни и воспитании детей, Мириам Рэйбин.

Как живет ортодоксальная еврейская семья, зачем нужен парик и чем опасны косые взгляды

Жизнь ортодоксального, то есть строго следующего религиозным правилам еврея чрезвычайно регламентирована. В Торе есть совет буквально на все — начиная с того, что есть, и заканчивая тем, на ком и как жениться. Романтические отношения между двумя религиозными ребятами начинаются со знакомства через сваху, которое называется шидух. Свахи — опасные и уважаемые люди. Именно они оценивают потенциального брачующегося, его семью, окружение, расспрашивают о нем соседей, знакомых и друзей и по результату собранной информации подбирают подходящую пару. Важно подобрать молодых людей, которые подходят друг другу во всех отношениях — степени соблюдения религиозных обычаев, характеру, происхождению. Например, в Израиле чаще всего люди, переехавшие из Европы, то есть ашкенази, сочетаются браком с ашкенази, причем желательно по происхождению из одного и того же района, и, соответственно, переехавшие из Ирака, Ирана, Йемена, то есть мизрахи, сочетаются браком с мизрахи.

Брак для религиозного человека — прежде всего соблюдение мицвы, то есть священной обязанности, завета. «Плодитесь и размножайтесь» — так было сказано когда-то, и никто пока что этого не отменял.

Шидух, то есть первая встреча будущей пары, проходит в каком-нибудь публичном месте, например в парке. Молодые люди сидят друг от друга на почетном расстоянии и обсуждают не погоду, не любовь и даже не политику, а то, каким же образом будет строиться их будущий брак, быт. В ходе беседы выясняется, сколько они хотят детей (а в религиозных семьях очень много детей), чем планируют зарабатывать на жизнь, где жить — с мамой или как? И многие другие детали, которые помогают выяснить, подходит ли кандидат на роль спутника жизни. Важно именно отношение к браку, а не внешность. Как говорят, в процессе полюбится.

Шидух прошел успешно, планы и взгляды молодых на жизнь совпадают, что дальше? Дальше знакомство родителей, брачный договор и свадьба через месяц. Молодые подписывают документ, в котором перечисляются обязанности каждого из супругов и указывается сумма, которую нарушившая договор сторона будет платить стороне пострадавшей.

Что же обязаны делать идеальные еврейские муж и жена? Как говорится в Торе, первоначальный человек был создан не мужчиной и не женщиной, а существом объединенным, только после произошло разделение на мужчину и женщину. И цель любого брака — вернуться в первоначальное объединенное состояние, слиться воедино, объединить души и стать единым совершенным существом. Ну и плодиться и размножаться, конечно.

Главная заповедь


Основная семейная заповедь, помимо сохранения мира в доме, — это, конечно, дети. Как можно больше детей. В религиозных семьях, как правило, количество детей может доходить до 13-14, ну как минимум человек семь и больше. Сложно ли это?

Отцы семейства проводят свои дни в заботах и работах. Ведут ли они свой бизнес, учатся в религиозной школе — иешиве или сочетают первое, второе и порой даже какое-нибудь третье, они заняты. Что касается женщины — она занимается домом и детьми. Жена посвящает себя дому и старшим детям, старшие дети посвящают себя средним детям, а средние дети посвящают себя младшим, так и получается, что уследить за дюжиной маленьких сорванцов становится не так уж и сложно.

Прикрыть голову


Конечно, в любом предмете, даже настолько мирном, спокойном и благополучном, как еврейская семья, есть свои шокирующие моменты. Например, еврейские женщины из очень ортодоксальных общин бреют головы и носят парики. И сразу миллион вопросов возникает. Ну прежде всего почему? Есть две причины. Первая - религиозная, замужняя женщина должна всем своим видом показывать, что она уже занята, недоступна. Поэтому ее голова всегда должна быть чем-то прикрыта. Вторая причина в том, что волосы — это сексуально. Если женщина будет уделять чрезмерное внимание своей сексуальности, то это может отвлечь ее мужа от самого главного занятия жизни — изучения Торы. Именно из-за этого факта в Израиле очень развита индустрия изготовления париков.

Любовь сквозь преграды


У еврейского мужа есть прямо прописанная религиозная обязанность исполнять свой супружеский долг. Как минимум два раза в неделю. Однако есть и обратная сторона медали — так как все поступки должны быть направлены на исполнение божественной воли, а одно из правил — соблюдение скромности, то порой выполнение супружеской обязанности происходит при наличии третьего лишнего — простыни, прикрывающей наготу.

Чтоб глаза мои не видели!


Физический контакт между посторонними мужчиной и женщиной запрещен. Они не жмут друг другу руки, не прижимаются в автобусе, подталкивая к двери, не передают, соприкасаясь пальцами, солонку. Но не только это. Зрительный контакт также запрещен, ведь лишние взоры порождают лишние мысли, которые могут отнюдь не отличаться скромностью. Поэтому порой можно увидеть молодого (или не очень) еврея в автобусе, который сидит, прикрыв глаза руками, чтобы не видеть всю ту красоту, которая его окружает.

путешествует и организует путешествия по Израилю,
ее страница во «ВКонтакте
»