Летние творческие работы учащихся по биологии. Система летних заданий по биологии Летние задания для учащихся по биологии

Изучая ботанику и зоологию, вы многое узнали о растениях и животных, их многообразии, значении в природе и жизни человека. Но все эти знания вы получали, в основном, на уроках, а также из книг, кинофильмов и телепередач. При этом непосредственных наблюдений в природе было мало. Летом вы можете компенсировать этот недостаток в изучении растений и животных. Лето - это период их активной жизнедеятельности. Войдите в этот удивительный мир растений и животных! Наблюдайте его жизнь и многообразие форм, изучайте организмы в их естественном окружении! Но обязательно помните: растения и животные - это царства живых существ, а с ними надо обращаться бережно, заботиться о благополучии каждого растения и животного и природы в целом.

Что следует изучать в природе? Выберите любую интересную для вас тему о любых растениях (декоративных, дикорастущих, комнатных; об одном растении или группе растений) или любых животных (домашних или диких, больших или маленьких: звери, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, черви и др.). Наблюдайте за выбранным растением или животным! Далее оформите свои наблюдения в виде исследовательской работы, реферата, компьютерной презентации. Рекомендуется использовать свои фотографии растений и животных. Можно использовать рекомендации к заданиям на лето из учебников. Вместо наблюдений можно выполнить любую творческую работу, тема которой связана с природой, растениями или животными. Работы сдаются в сентябре.
Проводя наблюдения в природе, вы увидите, как много в ней интересного, в природе рядом с вами. И для этого совсем не надо ехать куда-то далеко!


Желаю удачи!

Тематика на выбор: Наблюдения, исследования в природе, проектная деятельность.

Анализ качества воды, взятой в реке в учебно-исследовательских целях

Арифметическая и геометрическая прогрессии в окружающей нас жизни
Биоиндикационные исследования районов с разной степенью загрязненности атмосферы
Биоиндикация газодымовых загрязнений по состоянию хвои сосны
Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной
Биоиндикация загрязнения окружающей среды по комплексу признаков ели обыкновенной
Биоиндикация почв

Бактерицидное действие фитонцидов

Воздействие выбросов загрязняющих веществ на атмосферу и здоровье человека
Воздействие различных видов транспорта на окружающую среду.

Влияние мобильных телефонов на организм человека
Влияние моющих средств на организм человека
Влияние противогололедных реагентов на растительность
Влияние сотовых телефонов на семена и всхожесть растения овёс
Вред газировки: миф или реальность?
Вред и польза жевательной резинки
Все ли йогурты полезны?

Добавки, красители и консерванты в пищевых продуктах
Домашняя пыль и ее влияние на организм человека
Изучение природной и питьевой воды в городе
Изучение проблемы загрязнения микрорайона бытовым мусором и оценка токсичности почвенного покрова

Изучение влияния различных факторов на рост и развитие растений.
Изучение состояния деревьев и кустарников в районе проживания.
Изучение приспособлений растений к перекрестному опылению.
Изучение растительного сообщества стоячего водоема.
Комплексное обследование экологического состояния улицы
Лес просит о помощи!

Лихеноиндикация состояния воздуха в районе проживания.

Многообразие лишайников.

Наличие вредных и запрещенных пищевых добавок в некоторых продуктах питания
Нанотехнологии. Экологическое будущее
Несанкционированный выброс бытовых отходов
Нефтяное загрязнение Мирового океана
Отходы — источник загрязнения и место жительства живых организмов
Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов
Использование лишайников для определения уровня загрязнения воздушной среды
Исследование влияния токсичности бытовых веществ на живые организмы

Исследование влияния шума и музыки на память и внимание человека
Продукты, которые вас убивают
Тайное становится явным, или Яды вокруг нас
Так ли безопасна химия на кухне
Твердые бытовые отходы: экологические проблемы и возможные пути их решения
Токсины в быту
Тяжелые металлы вокруг нас — миф или реальность?
Утилизация отходов - проблема XXI века
Фитоиндикация как метод экологической оценки среды
Чипсы: лакомство или яд?
Чипсы: хрустеть или не хрустеть?
Что нужно знать о пищевых добавках
Что полезнее: фрукты или соки?
Экологическое состояние пруда
Экологическое исследования парка
Экомаршрут по родному краю
Экономические выгоды вторичной переработки отходов

Тематика летних заданий по курсу «Человек и его здоровье»

1. Изучение факторов, влияющих на рост и физическое развитие организма:

1) анкетирование по темам:

Состояние своего здоровья,
- степень тревожности,
- характер питания,
- двигательная активность,
- режим дня;

2) самоконтроль показателей своего физического развития в течение летнего периода (учебного года);
3) прогнозирование своего роста с помощью различных методик;
4) определение гармоничности физического облика своих родителей;
5) анализ факторов, влияющих на физическое состояние организма, и определение путей самосовершенствования.

2. Проведение эксперимента по формированию и торможению условного рефлекса, наблюдение за рефлекторным поведением человека и животных.

3. Работа по профессиональной самоориентации «Выбор профессии».

4. Сочинение-реферат на тему «Красота как биологическая целесообразность».

Коллективный исследовательский проект «Мы и наш город»

. «Проблема чистой воды».
. «Воздух, которым мы дышим».
. «Город и бытовые отходы».
. «Производство и потребление энергии в городе».
. «Промышленность города. Экологические проблемы, поиски решения».
. «Автомобиль в городе. Проблемы, поиски решения».
. «Зеленые зоны города».
. «Дачный участок как экосистема».
. «Жилье человека в городе».
. «Экологическое состояние школьных помещений».
. «Мои потребности и экология».
. «Здоровье горожанина».
. «Город будущего - будущее города».

Коллективный исследовательский проект «Мастерская природы»

. «Бионика - наука величайших возможностей».
. «Мир ощущений».
. «Живые барометры, гигрометры, сейсмографы».
. «Биомеханика».
. «Гармония красоты и целесообразности».
. «Биологическая связь».

Реферативные работы.

. «Близнецовый метод в генетике человека».
. «Величие и трагедия отечественной генетики».
. «Лысенко против Вавилова - истина не посередине».
. «Жизнь и деятельность Чарльза Дарвина».
. «Теория естественного отбора - сторонники и противники».
. «Гипотезы происхождения жизни на Земле».
. «Гипотезы происхождения человека».
. «Ритмы жизни».
. «Разнообразие жизни на планете как уникальная ценность

Инструктивные карточки к летним заданиям

1. Изучение приспособлений растений к перекрестному опылению

1. Определите способы опыления у различных видов растений с помощью простых визуальных наблюдений.

2. Установите вблизи цветка предметные стекла, смазанные вазелином. Рассмотрите под микроскопом прилипшую к стеклу пыльцу исследуемых видов растений, опишите и зарисуйте ее.

3. Внимательно рассмотрите строение цветков разных растений. Выясните, как они приспособлены к определенному типу опыления. Опишите и зарисуйте цветки и имеющиеся у них приспособления.

4. Проведите наблюдения за «поведением» цветков. Выясните время их раскрывания, опишите и зарисуйте последовательность отгибания, раскручивания лепестков, вытягивания тычинок, изменения положения цветка и т.д. Определите продолжительность жизни цветка.

5. Проследите за «поведением» соцветий, расположением в них цветков. Выясните, одинаковы ли цветки в соцветии, одновременно ли они раскрываются.

6. Пронаблюдайте за поведением насекомых на исследуемых растениях: какие насекомые посещают цветки, как насекомое садится на цветок, как долго на нем находится. Проследите за движениями ног и ротового аппарата насекомого. Подсчитайте частоту посещения насекомыми цветка за один час в разное время суток.

7. Можно проследить за особенностями опыления одного вида растений в разных условиях (в лесу, на лугу, на опушке…).

8. Установите связь строения и «поведения» цветков и соцветий растений, насекомых.

9. Составьте отчет о проделанной работе, используя описания, рисунки, фотографии.

Выступите с сообщением на уроке, школьной экологической конференции.

Изучение строения, поведения и почвообразовательной деятельности дождевых червей.

2. Изучение строения, поведения и почвообразовательной деятельности дождевых червей

Семейство настоящих дождевых червей, или люмбрицид, (Lumbricidae ) включает около 300 видов. Наиболее обычен в средней полосе Европейской части России вид дождевой червь обыкновенный, или большой красный выползок, (Lumbricus terrestris ), отличающийся крупными размерами, уплощенным и расширенным хвостовым концом и интенсивной окраской спинной стороны передней трети тела. Этот вид удобен для наблюдений и экспериментов.

1. Отловите несколько экземпляров червя дождевого обыкновенного, поместите одного из них на ровную поверхность и изучите его внешнее строение.

Какова форма тела дождевого червя?
- Почему дождевого червя называют кольчатым?
- Найдите передний (более утолщенный и темный) и задний концы тела червя, опишите их окраску.
- Найдите на теле червя утолщение - поясок. Подсчитайте, сколько члеников тела его образуют.

Поверните червя брюшной стороной вверх, проведите смоченным водой пальцем по брюшной стороне от заднего конца тела к головному. Что чувствуете? Пустите червя ползать по бумаге. Что слышите?

При помощи лупы отыщите щетинки, опишите их расположение и значение.

Определите, с какой скоростью передвигается червь по стеклу и по шероховатой бумаге, как при этом меняется форма, длина и толщина тела. Объясните наблюдаемые явления.

2. Пронаблюдайте, как реагирует червь на действие раздражителей. Прикоснитесь к нему иглой. Поднесите к переднему концу тела кусочек лука, не дотрагиваясь до червя. Осветите фонариком. Что вы наблюдаете? Объясните, что происходит.

3. Сделайте узкостенный садок из двух одинаковых стекол (12×18 см) и прокладки между ними (резиновая трубка, деревянные бруски). Скрепите между собой стекла при помощи скобок, вырезанных из тонкой жести. Можно воспользоваться и двумя стеклянными банками (пол-литровой и майонезной), поставив меньшую из них в большую.

4. Насыпьте в садок небольшой (около 4 см) слой увлажненной перегнойной земли, затем слой песка и снова перегной. Поместите на поверхность садка 2-3 небольших дождевых червей. Пронаблюдайте, как черви будут закапываться в верхний слой почвы. Попробуйте ухватить полузарывшегося червя за конец тела, чтобы вытащить его обратно. Легко ли это сделать? Почему?

5. Подробно описывайте, зарисовывайте или фотографируйте изменения в состоянии грунта в садке каждые 3-5 дней. Исследуйте внутреннюю поверхность ходов дождевого червя. Каково значение слизи для жизни червя в почве?

6. Поместите 3-4 червей в стеклянную банку и насыпьте до половины банки чистый песок. Поддерживайте песок сырым, выкладывайте на поверхность песка опавшие листья, ботву различных растений, кусочки вареного картофеля. Проследите, что с ними происходит. По истечении месяца измерьте толщину образовавшегося перегноя, сделайте вывод о влиянии дождевых червей на состав и структуру почвы, ее плодородие.

7. Составьте подробный отчет о выполнении экспериментов и своих наблюдениях, сопроводив описание рисунками, фотографиями. Оцените значение деятельности дождевых червей в природе и для человека.

3. Наблюдение за домашними животными

1. История одомашнивания данного вида животного.
2. Биологические и хозяйственно ценные особенности данной породы.
3. История появления данного животного в вашем доме.
4. Внешний вид животного (размеры, вес тела, окраска покровов).
5. Условия содержания:

Помещение и его характеристика (площадь, объем, температура, освещенность, вентиляция);
- выгул - устройство, его значение;
- уборка помещения: частота и средства.

6. Кормление:

Корма, их подготовка к скармливанию;
- биологическое обоснование кормового рациона;
- режим кормления;
- кормушки, поилки, их устройство.

7. Поведение животного, его характер, привычки. Значение условных рефлексов для ухода за животным. (Какие условные рефлексы, как и с какой целью вы выработали у своего животного?)
8. Получение потомства и особенности ухода за ним. Взаимоотношения между полами и поколениями.
9. Меры профилактики наиболее распространенных заболеваний и лечение больных животных.
10. Ваши взаимоотношения с животным. Их значимость для вас и для него.
11. Составьте отчет о проделанной работе, используя описания, зарисовки, фотографии, литературные материалы.

4. Городские свалки и полигон твердых бытовых отходов (ТБО).

1. Проблема мусора в городе и перспективы ее решения.
2. Полигон ТБО в районе д. Кочнево:

Выбор места, оборудование,
- эксплуатация полигона,
- рекультивация земель.

3. Экономические проблемы, связанные с эксплуатацией полигона ТБО.

5. Водные и прибрежные растения реки, озера.

1. Характеристика водной среды обитания.
2. Видовой состав водных и прибрежных растений.
3. Приспособительные морфолого-анатомические и биологические особенности водных и прибрежных растений.
4. Роль водных и прибрежных растений в природном сообществе.
5. Растения - биоиндикаторы качества воды.
6. Практическое использование водных и прибрежных растений.

6. Муравейник как модель экологических связей.

1. Местоположение, размеры, форма муравейника, его конструкция, строительный материал.
2. Характеристика почвы: структура, плотность, влажность, температура, механический состав, рН.
3. Внутривидовые отношения: связь внешнего строения и поведения муравьев с характером их деятельности.
4. Направление и протяженность муравьиных троп, рацион муравьев.
5. Выводы.

7. Изучение видового состава древесных и кустарниковых насаждений в городских или других поселениях. Выясните, какие деревья и кустарники растут вблизи вашего дома, чем различаются между собой растения каждой из этих жизненных форм, какие из них хорошо растут, а какие находятся в угнетенном состоянии, какой период жизни (цветения, плодоношения и т.д.) они проходят в летнее время, какие из них наиболее декоративны.

Соберите по одному листу (или побегу с двумя тремя листьями) с каждого вида дерева и кустарника, расправьте и засушите их между листами газетной бумаги, а после прикрепите их на листы плотной белой бумаги и напишите названия растений, к которым они относятся.

8. Изучение видового состава травянистых растений, произрастающих в городских или других поселениях. Установите, к каким видам (или родам) относятся травы, растущие вблизи вашего дома, какие приспособления развились у них к выживанию в условиях вытаптывания и других воздействий человека, какие из них преобладают по численности, а какие встречаются довольно редко, в каком состоянии (цветение, плодоношение) они находятся в летнее время.

Сравните их между собой и выясните, чем они различаются по форме побегов, листьев, строению цветков или плодов.

Выкопайте по одному растению каждого вида, промойте их в воде, немного подсушите на свежем воздухе, расправьте и высушите между листами газетной бумаги, а затем изготовьте гербарные листы с подписями названий размещенных на них растений.

9. Выяснение влияния на внешний вид деревьев условий его жизни. Выберите для наблюдений деревья одного вида и примерно одного возраста, растущие на открытом месте, на опушке леса и в его глубине. Установите, чем они различаются по расположению ветвей на их стволах, форме крон, по высоте и толщине стволов.

Решите, какие условия произрастания оказывают влияние на внешний облик деревьев. Сделайте схематический рисунок наблюдаемых деревьев с подписями их мест произрастания.

10. Изучение видового состава растений, растущих на пустырях. Выберите какой либо неиспользованный участок между постройками, вдоль заборов или на других местах, называемых пустырями. Выясните, какие из растений — репейник, бодяк, чертополох, крапива, полынь, дурман, белена — произрастают на выбранном участке, какие признаки характерны для этой группы травянистых растений и почему человек и животные обычно обходят места их произрастания, какие из них имеют колючки, жгучие волоски или другие приспособления к защите от поедания животными, какие из них являются сложноцветными, а какие — пасленовыми.

Соберите и засушите боковые побеги пустырных растений и сделайте затем гербарные листы с названиями группы растений и ее представителей.

11. Изучение состава придорожного сообщества растений. Выберите какой-либо участок прохожей дороги и установите, какие из растений — подорожники, одуванчик лекарственный, клевер ползучий, ромашка пахучая, гусиная лапка, спорыш (птичья гречиха, трава мурава), гусиная лапка — произрастают по ее сторонам.

Выясните, какие из придорожный растений имеют укороченный стебель, а какие — ползучий или невысоко приподнимающийся, у каких растений листья с сильно развитыми упругими жилками, а у каких они — небольшие или сильно рассеченные. Решите, какое значение в жизни придорожных растений имеют такие особенности строения.

Установите, в каком состоянии (цветения или плодоношения) находятся летом те или иные придорожные растения, какие из них преобладают по численности, а какие встречаются довольно редко.

Соберите материал для монтировки гербарных листов по видовому составу растений придорожного сообщества.

12. Наблюдения за состоянием растений барометров. Проведите наблюдения состоянием цветков желтой акации, мальвы, вьюнка полевого, мокрицы и соцветий одуванчика, ноготков (календулы). Выясните, что происходит с их цветками или соцветиями в ненастную погоду перед наступлением дождя. Подумайте, в связи с чем возникли у них такие приспособления.

Выясните, какие другие растения и каким образом могут предсказать приближение дождя. Соберите по одному растению барометру, засушите их между листьями газетной бумаги и смонтируйте гербарные листы с подписями названий растений.

13. Наблюдения над растениями цветочными часами. Проведите наблюдения за временем раскрытия и закрытия цветков или соцветий некоторых дикорастущих и садовых цветковых растений, например, одуванчика, ноготков, садового вьюнка ипомеи. Выясните, в какое время раскрываются и закрываются цветки каких либо других наиболее известных вам цветковых растений.

Установите, с чем связаны наблюдаемые явления в жизни растений. Соберите для засушивания и изготовления гербарных листов несколько растений, открывающих цветки или соцветия в строго определенное время суток.

14. Изучение приспособлений сорняков к условиям жизни. Найдите на полях культурных злаковых растений сходные с ними по внешнему строению сорняки: у ржи, пшеницы и ячменя, овса — костер ржаной, костер полевой, овсюг; у проса — ежовник, куриное просо.

Установите, чем названные сорняки сходны с культурными злаками. Решите, каково значение для сорных злаков имеет сходство с культурными растениями, которым они сопутствуют.

Соберите и изготовьте гербарий культурных злаковых растений и сопутствующих им сорняков.

15. Изучение способов распространения растениями плодов и семян. Выявите время образования плодов и семян у некоторых растений, например, у осота, бодяка, череды, репейника, бальзамина, одуванчика. Соберите их плоды и семена и установите, у каких из них развились приспособления к распространению ветром или животными, саморазбрасыванием и в чем проявляется та или иная приспособленность.

Сделайте коллекцию плодов и семян, распространяемых растениями с помощью ветра, животных и саморазбрасыванием.

16. Изучение состава растений смешанного леса. Выявите, какие деревья наиболее обычны в смешанном лесу, какие из них образуют первый (верхний), а какие — второй ярусы, чем различаются между собой деревья, образующие первый и второй ярусы. Какие растения образуют третий и четвертый ярусы смешанного леса? Чем условия жизни растений этих ярусов отличаются от условий жизни растений первого и второго ярусов?

Соберите по одному травянистому растению смешанного леса, засушите их и изготовьте гербарные листы с подписями названий включенных в них объектов.

17. План выполнения летнего задания по зоологии беспозвоночных.

1. Найдите литературу о выбранном вами объекте природы (насекомом).

2. Внимательно прочитайте литературу, отметьте интересные факты в своем дневнике наблюдений

3. В дневнике исследования (он может быть в электронном виде), отметьте:

a) Опишите образ жизни.

b) Внешнее строение животного, и приспособления для жизни в данной среде

c) Питание (чем питается, особенности питания, приспособления)

d) Движение животного

4. Сфотографируйте животное (его внешний вид, во время кормления, во время движения).

  • Не менее сложно сделать хорошую фото-коллекцию насекомых, особенно, если ставить перед собой задачу определить из видовую принадлежность, изучить образ жизни и прочее.
  • Но в общем, достаточно интересно просто фотографировать насекомых и других животных. А потом просто при случае что-то узнавать о них…

18. План выполнения летнего задания по зоологии позвоночных.


1. Какие птицы к нам прилетают летом? (По литературе найдите видовое название). Сфотографируйте и запишите в дневнике наблюдений.
2. Вспомни (или спроси у родных и знакомых) приметы, предвестники погоды, связанные с поведение животных, запиши в дневник и по-возможности проведи наблюдения за животными. Правдивы ли прогнозы? (запиши дату и результат).

Работа считается выполненной на оценку отлично, если представлены натуральный материал (фотографии) и запись наблюдений.

учитель биологии МБОУ СОШ №8

Система летних заданий по биологии

(из опыта работы).

Город Ессентуки расположен в особо - охраняемом эколого-курортном регионе Кавказских Минеральных Вод. Это накладывает определённые ограничения на сбор дикорастущих растений, посещения отдельных участков обитания растений и животных. Но летом во время каникул школьники разъезжаются в разные районы Ставропольского края , регионы России и за рубеж, и появляется возможность создания необходимых учебно-наглядных пособий , тем более, что при нашей школе нет учебно-опытного участка. В настоящее время мы имеем возможность приобрести многие пособия в готовом виде, но, во-первых, они достаточно дорогие, во - вторых, не всегда отвечают всем необходимым требованиям. Так сложилась система подготовки летних заданий. Сдача и защита выполненных работ происходит на первых уроках в начале учебного года, что даёт возможность учащимся получить хорошие оценки, едва приступив к учёбе. Часть летних заданий выполняется в виде проектов теми учащимися, которые посещают летний пришкольный экологический лагерь. Надо отметить, что не все учащиеся серьёзно подходят к выполнению летних заданий, некоторые и вовсе забывают о них. Но большая часть ребят, как правило, добросовестно относятся к выполнению летнего задания, и мы долгие годы используем эти работы на уроках в качестве демонстрационного материала, пособий для проведения лабораторных и практических работ . Из лучших работ обычно организуется выставка, которая вызывает огромный интерес всех учащихся и стимулирует выполнение работ в дальнейшем.


Организуя летние задания, мы ставим определённые цели и задачи:

· знакомство с флорой и фауной родного края;

· выработка умений и навыков по сбору и гербаризации растений;

· выработка умений по изготовлению различных учебно-наглядных пособий, необходимых для пополнения школьного кабинета биологии;

· практическое применение знаний, полученных в учебном году;

· проведение наблюдений за жизнью растений и животных, подтверждающих факты и закономерности, изученные на уроках.

При успешном выполнении этих задач возникает и развивается интерес к учебному предмету, что способствует сознательному и прочному усвоению основ биологии.

Летние задания могут выполняться индивидуально или в группе. Они корректируются по степени сложности, учитывая индивидуальность учащегося, его способности и возможности, добровольность. Учителю необходимо помочь школьнику правильно выбрать тему задания, дать соответствующий инструктаж, показать лучшие работы, выполненные в прошлые годы. Летние задания могут классифицироваться по возрасту ребят, по темам, по месту пребывания учащихся летом. Некоторые задания распределяются в течение учебного года, так как наблюдаемые процессы происходят в осенний, зимний или весенний период. Принимаются задания, в зависимости от содержания, в виде правильно оформленных гербариев, коллекций , фотографий, электронных презентаций и т. д. Обязательно оговариваются правила пребывания на природе, сбора материала, необходимость изучения охраняемых видов, исключающая их случайное уничтожение, а также невозможность нанесения вреда или боли ни одному живому объекту.

Трудно перечислить в одной статье все возможные летние задания, которые распределяются учащимся. Но в сентябре выясняется, что ребята нашли даже то, что не поручалось. Это фотографии насекомых во время сбора нектара, ископаемые раковины в береговом разрезе реки, фотография пересохшей реки, которую может перешагнуть ребенок летом, или вид сверху на родную землю с высоты канатной дороги, дары моря, привозимые с черноморского побережья , поделки из природного материала, сделанные своими руками.

Мы с радостью и благодарностью принимаем весь материал, который собирают ребята, помогаем его определить и систематизировать.

Конечно, организация и проверка летних заданий требует от учителя большого труда, времени, терпения, тем более, что приходится на такое напряженное время, как конец и начало года. Но результат, польза от которого несомненна, стоит этого потраченного времени и усилий.

Среди наших выпускников есть те, кто определился в выборе профессии, благодаря выполнению летних заданий.

“Природа возбуждает и приковывает к себе пытливые умы то красотой и разнообразием своих форм, то величием их, то чрезвычайною силою, таинственностью и строгой законченностью своих явлений. Это – чудесная, полная смысла книга, которая открыта перед нами и в которой мы все можем читать, но вместе с этим это и темный рудник, скрывающий в своих недрах богатейшие сокровища”.

Профессор В.О. Ковалевский

В современной концепции биологического образования указывается на необходимость обновления его содержания, что требует совершенствования всей системы обучения: использования современных педагогических технологий, форм, методов и средств повышения познавательной активности учащихся, их самостоятельности в приобретении знаний, возрастания роли экспериментальных методов.

К перспективным средствам повышения познавательной активности учащихся следует отнести летние домашние работы по заданиям, являющиеся обязательными для выполнения.

Почему мы считаем, что летние домашние работы необходимы? В учебные дни проводятся мало экскурсий, в связи с уменьшением часов на преподавание биологии сокращается и количество практических работ, поэтому, наглядного знакомства с условиями жизни растений и животных в природе учащиеся получают недостаточно. Огорчает то, что учащиеся не могут определить систематическую принадлежность того или иного живого организма, не умеют ориентироваться в природе, понимать явления ее жизни, она остается чуждой им. Учащиеся приносят гербарные коллекции с неправильно определенными названиями хорошо знакомых древесных форм (березы, липы, клена), это заставляет задуматься.

Во время летних каникул, когда все вокруг оживает, ребята предоставлены сами себе. Задача учителя - помочь учащимся использовать летние каникулы для непосредственного знакомства с жизнью растений и животных, с различными формами живых сообществ в природе. Соприкасаясь с живыми организмами, дети проверяют и закрепляют знания, полученные в школе. Несомненным становится образовательное и воспитательное значение летних работ, демонстрирующих самостоятельную, исследовательскую деятельность школьников.

Каким могут быть летние домашние задания? На практике часто сталкиваешься с ситуацией, когда в качестве летних работ учителем дается задание собрать 10 каких-нибудь растений или насекомых. На наш взгляд, летние работы не должны заключаться в механическом собирании растений и насекомых, монтировке коллекций. Не вызовет интереса у учащихся шестого класса задание собрать коллекцию лишайников и провести определение состояния атмосферного воздуха по лишайникам, т.к. это незнакомый материал.

Задания на лето должны быть исследовательского характера, требующие подробного инструктажа и самостоятельной подготовки учащихся к постановке опытов. Для этого учащимся рекомендуем прочесть о растении или животном, составить план исследования. Например, после изучения темы насекомые учащимся предлагается следующее задание: Поймайте гладыша и водяного скорпиона и поместите в аквариум. Рассмотрите особенности внешнего строения. Сделайте зарисовки. Определите, какие особенности образа жизни обуславливают различия в строении. Выясните, могут ли клопы летать и как они вылетают из воды. Выясните, чем питаются гладыш и водяной скорпион. Конкурируют ли они за добычу. В чем особенности их питания под водой. Проследите, нужен ли для клопов атмосферный воздух для дыхания или они дышат как рыбы.

Летние задания должны быть четко сформулированы и ориентированы на разрешение или подтверждение определенного биологического вопроса, развитие представления о живых объектах, жизненных процессах в организме, о связи растений и животных со средой. Кроме этого, необходимо разработать систему заданий по всему курсу биологии.

Распределение летних заданий в течение года по мере прохождения программы оправданно, если они стали системой работы, и ученики знают, что учитель обязательно спросит о выполнении этих заданий. Если же Вы только начинаете вводить летние задание, уместнее распределить их между учащимися (учитывая их желания) к концу учебного года и список вывесить в кабинете биологии, что позволит родителям ребят ознакомиться с содержанием заданий и оказывать помощь в их выполнении.

Каждый учащийся выполняет два задания: одно – по проведению опыта, другое – по составлению коллекции. Например: Проанализируйте суточную активность бабочек капустной белянки. Проследите в начале лета за временем наибольшей активности и окончание лета бабочек. Задание выполняйте в течение 7 дней, результаты по каждому дню занесите в дневник наблюдений, определите средние сроки суточной активности капустницы.

Что помогает ученику в выполнении работы? Помощь учителя заключается в определении направленности наблюдений и инструктировании по выбору методики.

Предварительно у учащихся должны быть сформированы умения по:

  1. записи наблюдений;
  2. обработке опытов;
  3. монтировке коллекций;
  4. гербаризации растений;
  5. изготовлению зоологических и экологических коллекций.

Этой составляющей уделяю большое внимание на уроках и во внеурочной работе.

Как проводится учет и где используются результаты летних домашних работ? Успешности выполнения летних работ способствует не только их интересное содержание в форме задачи-исследования по известному, не требующему подробной инструкции материалу, но и организация учета, использование этих работ. Работа считается выполненной на оценку отлично, если представлены натуральный материал и запись наблюдений. Летние задания показывают, насколько учащиеся усвоили пройденную программу и какие приобрели навыки по распознаванию живых объектов в природе. После приема работ организуется выставка, на которой отмечаются особенно удачные работы, что стимулирует еще лучшее выполнение летних работ.

В МОУ Гимназия №4 действует постоянная экспозиция на первом этаже по материалам летних заданий, оформляются стенды, например, фотовыставка “Летние встречи” (наблюдение за насекомыми ученицы 7 “А” класса Климентьевой А.).

Правильно выполненные работы являются не только богатым раздаточным материалом, но и ценными пособиями для демонстрации на уроках, что оживляет занятие, вызывает несомненный интерес учащихся, и носит воспитательный характер.

Таким образом, правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока.

Летние работы – это дверца, через которую учащиеся проникают в удивительный мир природы, совершая каждый раз маленькие открытия.

Список использованной литературы:

  1. Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
  2. Верзилин Н.М. Основы методики преподавания ботаники. М.: Изд-во академии Педагогических Наук РСФСР, 1955 г.
  3. Зайцева Е.Ю., Скворцов П.М. Школьный парктикум. Биология. Животные. 7-8 кл. – М.: Дрофа, 1998.
  4. Никишов А.И. Биология: Животные: 7 кл.: Школьный практикум. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Летние задания по биологии беспозвоночных (7 класс)

  1. Собрать сведения по распространенности пиявок в водоемах Оренбургской области. Отметить водоемы наиболее заселенные пиявками. Проследить в водоеме за размножением пиявок, заботой о потомстве. Понаблюдать за появлением молодых пиявок, их поведением
  2. Соберите на водных растениях прибрежной части водоема несколько разных моллюском. Определите их названия. Поместите собранных улиток в аквариум. Понаблюдайте, как они передвигаются. Сравните строение их щупалец. Проследите, какие моллюски поднимаются к поверхности воды, а какие держатся у дна. Выясните, как собранные вами улитки реагируют на различные раздражители: прикосновение, свет. Если на стенках аквариума будут отложена икра, то проследите за развитием улиток.
  3. Наблюдение за перловицами и беззубками. Возьмите несколько живых моллюском и пустых раковин. Определите, какие из них перловицы, а какие – беззубки. Прикоснитесь прутиком к одному из сифонов или ноге перловицы. Понаблюдайте, как животное реагирует на действие того раздражителя. Опустите одну из перловиц в подогретую воду, а затем выньте и рассмотрите тело моллюска, жабры и другие органы. Поместите 3-4-х крупных перловиц или беззубок в аквариум с водными растениями и двумя-тремя небольшими карасиками. Проследите, не появятся ли на их плавниках, жабрах, поверхности тела мелкие буроватые крапинки. Это личинки перловиц – глохидии. Обратите внимание, много ли их. Установите, на какой день после начала наблюдения вы их заметили. Ведите наблюдения за поведением зараженных рыбок и развитием глохидий.
  4. Обследуйте местные водоемы. Установите, в каких местах встречаются дафнии, циклопы. Проследите, как меняется численность этих животных в течение лета. Научитесь искусственному разведению дафний.
  5. Проведите наблюдения за речными раками. Для этого выясните, живут ли в местных водоемах речные раки. Определите, какие раки водятся в ваших водоемах. Перенесите пойманных раков в водоемы, где они теперь отсутствуют, но раньше жили. В течение лета понаблюдайте, прижились ли раки в водоеме
  6. Поймайте паука-серебрянку и посадите его в небольшую банку с несколькими веточками элодеи. Посмотрите, как он плавает, какие конечности пи этом работают. Обратите внимание на брюшка паука при погружении в воду. Объясните, что с ним происходит и какое это имеет значение, почему паука называют серебрянкой. Проследите по часам, долго ли может оставаться паук под водой без атмосферного воздуха. Отсадите несколько пауков в небольшой аквариум и пустите туда личинок насекомых, понаблюдайте, как паук охотится и что он делает, когда помает добычу.
  7. Поймайте гладыша и водяного скорпиона и поместите в аквариум. Рассмотрите особенности внешнего строения. Сделайте зарисовки. Определите, какие особенности образа жизни обуславливают различия в строении. Выясните, могут ли клопы летать и как они вылетают из воды. Выясните, чем питаются гладыш и водяной скорпион. Конкурируют ли они за добычу. В чем особенности их питания под водой. Проследите, нужен ли для клопов атмосферный воздух для дыхания или они дышат как рыбы.
  8. Обследуйте водоемы в вашей местности на содержание личинок стрекоз. Опишите характер водоемов и отметьте сроки массового вылета стрекоз различных семейств. Вблизи водоемов поймайте воздушным сачком взрослых стрекоз, отметьте место и время сбора.
  9. Опишите водоемы в вашей местности, отметьте особенности дна, водной растительности, проточности. Соберите в различных водоемах чехлики ручейников, установите различия видового состава в зависимости от среды обитания.
  10. Поместите виноградных улиток в стеклянные сосуды с 5-сантиметровым слоем увлажненной почвы. Давайте в качестве питания различные растения. Установите, листьями, каких растений она предпочитает питаться. Составьте гербарий этих растений. Понаблюдайте, как будет вести себя улитка в сухом местообитании, если вы пересадите ее, например, в банку без земли. Сделайте вывод о требованиях улитки к условиям окружающей среды. Какие факторы среды будут для нее жизненно необходимыми, какие второстепенными
  11. Под корой старых пней найдите быстро бегающую многоножку коричневого цвета. Посадите ее в стеклянную банку. Внимательно рассмотрите детали ее строения, зарисуйте. Понаблюдайте за работой ее конечностей во время передвижения. Определите строение конечностей. Кормите ее пауками, жуками, мелкими насекомыми. Корм надо давать вечером. Для наблюдения за особенностями питания многоножек днем надо дать им поголодать сутки и тогда можно определить, какой род добычи они предпочитают, как они ее умерщвляют.
  12. Понаблюдайте за жизнью муравейника и размножением муравьев.
  13. Изучите суточную активность насекомых-обитателей луга. Для этого надо начинать работу на восходе солнца и продолжать до 24 ч. Отмечайте время появления первых насекомых, их массового появления, уменьшения численности и прекращение активности. Конкретно определите объект наблюдения. Проведите наблюдения в солнечную и пасмурную погоду.
  14. Проведите сезонные наблюдения за насекомыми – обитателями травянистого покрова. Необходимо определить время первого появления, массового развития и исчезновения наиболее заметных насекомых. Результаты отмечайте в дневнике
  15. Изучите фауну насекомых-обитателей луга. В течение лета проведите наблюдения за видовым составом насекомых суходольного и заливного луга. Опишите характер травянистой растительности лугов, где проводите наблюдения. Сравните видовое разнообразие насекомых. Выделите из них полезных и вредных насекомых. Полученные результаты заносите в дневник.
  16. Майский жук – серьезный вредитель лесных питомников. Проведите следующие исследования: а) отметьте начало лета майских жуков (месяц, число, время суток); б) определите пол первых летающих жуков; отметьте время начало лета жуков другого пола; в) определите время массового лета майских жуков; г) проследите, чем питаются жуки, в какие часы суток. Определите характер повреждения листьев жуками, соберите гербарные образцы поврежденных листьев; д) определите степень повреждения листьев разных видов растений по пятибалльной шкале; е) выясните, где, в какие часы суток и как долго жуки находятся в состоянии покоя; ж) установите, когда самки жуков начнут зарываться в землю для кладки яиц, в какую почву они зарываются; з) определите, на какой глубине жука откладывают яйца, в каком количестве.
  17. Наловите под камнями и досками жужелиц. Поместите пойманных животных в банку. Понаблюдайте за их суточной активностью. Кормите различной пищей. Выясните, какой вид пищи предпочтителен. Понаблюдайте за личинками; чем они питаются, как передвигаются, когда превращаются в куколок.
  18. Наблюдения проводятся в природе или садке. Подсчитайте, сколько тлей уничтожает личинка божьей коровки или жук за 10-15 минут. Собрав несколько взрослых личинок и подкормив их тлями, можно наблюдать появление пестро окрашенных куколок. Позднее в садке происходит выход жуков. Составьте отчет о работе.
  19. Соберите жуков с яркой предостерегающей окраской, представьте акварельные рисунки насекомых или фотографии.
  20. Наметьте конкретные меры борьбы с мухами. Установите, какие липучки – сладкие или простые – больше привлекают мух. Учитывая каждый вечер, количество прилипших мух, можно определить, в каких местах они держаться в большем количестве, где борьба с ними будет более эффективна и необходима.
  21. Изучите суточную активность насекомых-опылителей. Работу начинайте на восходе солнца и заканчивайте в 24 часа. На цветущем лугу проведите наблюдения за появлением первых насекомых, их массовым летом, снижением численности и исчезновением. Отметьте по часам время для каждой группы насекомых в отдельности. Наблюдение проведите для сравнения при различной погоде. Насекомых-опылителей соберите для коллекции, растения засушите. Суточная активность отдельных видов опылителей хорошо прослеживается на графике.
  22. Изучите важнейших вредителей сада и огорода. Соберите вредителей огорода, сада и следы их деятельности. Составьте коллекцию вредителей сада, огорода, собрать и засушить повреждения. Составьте письменный отчет.
  23. Проанализируйте суточную активность бабочек капустной белянки. Проследите в начале лета за временем наибольшей активности и окончание лета бабочек. Задание выполняйте в течение 7 дней, результаты по каждому дню занесите в дневник наблюдений, определите средние сроки суточной активности капустницы.
  24. Учет зараженности огородов вредителями. Обследуйте 6-7 индивидуальных огородов. На каждом огороде делается осмотр от корней до верхушки растений капусты с середины и краев грядки. На заготовленных бланках учитывается кладка яиц, личинки и взрослые стадии вредителей с условными обозначениями степени зараженности. Время учета: при высадке рассады в грунт; летние месяцы; уборка урожая.

Летние заданий по ботанике (6-7 класс)

  1. Введение в культуру дикорастущей земляники
  2. Введение в культуру диких дикорастущих растений
  3. Отбор на семена лучших растений
  4. Посев семян яблони
  5. Составление коллекции всходов культурных растений
  6. Определение количества сорняков
  7. Развитие корня
  8. Влияние удобрения на урожай капусты
  9. Влияние подкормки на урожай капусты
  10. Влияние влажности почвы на урожай капусты
  11. Определение плодородия почвы
  12. Влияние мульчирования на урожай свеклы
  13. Влияние света на урожай капусты
  14. Влияние света на зеленение и рост
  15. Влияние затенение листьев на их величину
  16. Коллекция “Развитие листа”
  17. Коллекция “Метаморфозы листа”
  18. Быстрота роста растений
  19. Получение надземных клубней картофеля
  20. Влияние окучивания картофеля на получение большего количества клубней
  21. Развитие луковицы
  22. Развитие растений из корневища
  23. Формирование растения
  24. Коллекция спилов древесных растений
  25. Способы размножения картофеля
  26. Размножение картофеля семенами
  27. Размножение земляники усами
  28. Размножение смородины отводками
  29. Прививка растений
  30. Искусственное опыление растений
  31. Удлинение сроков цветения
  32. Цветочные часы
  33. Цветочный календарь
  34. Опыление насекомыми цветов
  35. Коллекция “Способы вегетативного размножения”
  36. Коллекция “Ветроопыляемые растения
  37. Коллекция “Насекомоопыляемые растения”
  38. Коллекция “Распространение плодов и семян”
  39. Сравнение развития двух растений
  40. Определение влияния длины дня на развитие растений
  41. Яровизация клубней картофеля
  42. Влияние условий жизни на срок и развитие растений
  43. Получение высокого урожая земляники
  44. Сравнение сортов томата
  45. Получение семян капусты
  46. Отбор сеянцев яблони
  47. Влияние бактериальных удобрений на урожай бобовых
  48. Посадка споровых и голосеменных растений
  49. Пересадка раннецветущих весенних растений
  50. Цветущий конвейер

Летние задания по биологии для учащихся, окончивших 5 класс.

Цель данной работы : накопить сведения, необходимые для последующего изучения

разделов школьного курса биологии в 6 классе.

Задача : дать учащимся программу самостоятельной работы на летний период в природе.

Для оформления своих наблюдений, выполнения работ, учащиеся заводят «Дневник летних наблюдений» - это может быть любая тетрадь, блокнот, удобный для ребят. Необходимо его подписать, указав фамилию, имя учащегося, дату создания дневника. В эту тетрадь вклеивается лист с напечатанными заданиями. Учащиеся делают записи своих наблюдений в любом порядке, удобном для них, но указывая номер задания. Возможно (и желательно) сопровождать свои наблюдения фотографиями, рисунками, схематическими зарисовками и т.д.

Задание 1. Изучение особенностей строения водорослей.

Находясь на море, обратите внимание на многоклеточные водоросли. Рассмотрите форму тела водорослей в воде, а затем выньте из воды водоросль. Обратите внимание на форму, она осталась прежней или изменилась? Запишите свои наблюдения в дневник летних наблюдений.

Задание 2 . Пень.

Рассмотрите пень недавно спиленного дерева, зарисуйте его. Обозначьте на рисунке кору и древесину. Подсчитайте и запишите число колец на древесине, укажите, с какой стороны (южной или северной) кольца более широкие.

Задание 3. Гербарий простых и сложных листьев .

Соберите листья различных растений. Засушите их, аккуратно расположив между газетными листами под прессом. Затем наклейте или пришейте их к картону, подпишите простые и сложные листья.

Задание 4. Корневые системы растений.

Рассмотрите корневые системы различных растений. Определите стержневую и мочковатую корневые системы. Найдите главный корень - более развитый, по сравнению с остальными, и боковые, отходящие от него. Зарисуйте, подпишите рисунки, подпишите названия корней.

Задание 5. Коллекция сухих плодов.

Соберите коллекцию сухих плодов различных растений (например, дуба, лещины, подсолнечника, клёна, кукурузы, одуванчика, пастушьей сумки, редька и др.). Подпишите названия плодов и вид растения.

Задание 6. Изучение способов распространения плодов и семян.

Рассмотрите плоды череды, лопуха, тополя, клёна, одуванчика и других. Определите способы распространения семян у этих растений, какие приспособления имеют плоды этих растений к данному способу распространения. Свои наблюдения запишите в дневник.

Задание 7*. Фотогербарий грибов. Встречая грибы различных видов, сфотографируйте их, или зарисуйте в дневнике наблюдений. Подпишите названия грибов, запишите, в какой местности они были найдены, являются съедобными или ядовитыми.

Задание 8*. Коллекция соцветий.

Соберите соцветия различных растений (травянистых, кустарниковых или древесных). Высушите их между газетными листами, положив сверху груз (под прессом). Оформите гербарий на плотных листах А4 бумаги или картона, сделайте подписи - названия растений, дату сбора гербария (т.е. время цветения растения).

Задание 9*. Изготовление наглядного пособия: «Стержневая и мочковатая корневые системы».

Выкопайте корневую систему одуванчика (или любого другого цветкового растения), любого злакового растения. Промойте её от почвы, высушите, прикрепите к плотной бумаге или картону А4 (можно пришить в нескольких местах плотной нитью). Подпишите тип корневой системы.

Задание 10*. Оформить фотогербарий деревьев и кустарников городского озеленения, пришкольного участка, дачи, лесопосадки или парка.

Задание 11*. Береза, дуб, липа. На листе плотной бумаги размером 20 Х 30 см с левой стороны нарисовать контуры деревьев, с правой прикрепить веточку с листьями, а под рисунком – кусочек коры, а также плод и цветок.

* - задания со звёздочкой учащиеся выполняют по мере своих возможностей, можно предложить выполнить одно из этих заданий на выбор учащихся.

Лето, ах лето! Мечта каждого школьника! Каникулы целых три месяца! Не надо рано вставать, а главное ходить в школу, учить уроки, к чему-то готовиться. Свобода!

Да, начались каникулы! И, как правило, за этот период снижается уровень учебных знаний, умений и навыков у школьников. Хотя учителя и задают летнее задание (в основном практического содержания), но годовая теоретическая подготовка за три месяца резко сокращается. Да и задание, как правило, делается и оформляется в последнюю неделю (если не в последний день!).

Биологический проект «Играя, вспоминаем!» даёт возможность ученику приступить к непродолжительным занятиям в течение летнего периода (исключая выходные и праздники). Например, календарь занятий на 2014 год. Зеленым цветом выделены занятия по ботанике, оранжевым - по зоологии.

Мы постарались разработать и подобрать ранее изученные материалы так, чтобы повторение не превратилось в скучный процесс, и ученику было интересно. Для этого (не навязчиво) включены несложные задания в игровой форме, но побуждающие «порыться» в уголках своей памяти. Подборка материала включает в себя 17 занятий по курсу «Царство Растения» и 16 по курсу «Царство Животные». Это познавательные вопросы, биологические ребусы, биологические головоломки, небольшие кроссворды и тесты. Включены биологические настольные игры, направленные на повторение внешнего и внутреннего строения растительного и животного мира. Много внимания уделено основным представителям этих двух царств. Выполняя эти задания, ученик не только повторит пройденный учебный материал, но и познакомится с интересными фактами, что позволит значительно расширить кругозор по ранее изученной теме.

Занятия по разделу «Царство Растения»

Занятия по разделу «Царство Животные»

Биологический проект «Играя, вспоминаем!» по нашему мнению, имеет огромный теоретический и практический потенциал не только на период летних школьных каникул. Он также с успехом может быть использован и учителем в течение всего учебного года. Ценность проекта — в его мобильности. Творчески работающий учитель, используя свой наработанный опыт, имеет возможность создать свой собственный (уникальный) проект.

Как я полагаю, в летний период контроль за ребёнком ложится на родителей. Поэтому, прежде всего, сейчас я обращаюсь к Вам — родители! Чтобы работа доставляла не только удовольствие ребенку, но и вам, а так же давала ощутимый результат, позвольте предложить несколько советов.

  1. Работа должна быть системной, поэтому предлагаю сделать собственный удобный (конкретно для вас) график-календарь (его вариант прилагается). Так будет легче ориентироваться. Возможен вариант – вначале выполнить работы по ботанике, а затем по зоологии, или наоборот.
  2. Время работы не ограничено (как в течение дня, так и по продолжительности).
  3. Выполнение работы в любой последовательности (полная свобода действия ребёнка!)
  4. При выполнении задания ребёнок имеет право пользоваться любой учебной, дополнительной, справочной литературой (вплоть до тетради по биологии).
  5. Оценивание работы по договорённости с ребёнком: это могут быть оценочная, зачётная, балловая системы или другие формы поощрения.

И последнее. Проверку выполненного задания следует предложить выполняемому шаблон с ответами. Почему? Ребёнок ещё раз «пробежится» по работе и сам отметит свои неточности (не люблю слово «ошибки»). Но это опять на ваше усмотрение.

Очень надеемся, что наш проект «Играя, вспоминаем!» принесёт вашему ребёнку не только ощутимый результат, но и увеличит время общения с близкими ему людьми. Думаем, что для вас это тоже очень важно!

Все мы подзабыли всенародное изречение наших предков: «Повторение — мать учения!». Включение в рабочую программу уроков темы «Повторение пройденного», в настоящее время — мечта учителя, и не только биолога.