Физическое развитие физическая подготовленность человека. Физическая подготовка

Физическая подготовленность — это возможности функциональ­ных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Физическая подготовленность как компонент спортивной подготовленности в толковом словаре спортивных терминов дается определение понятия спортивная подготовленность как «состояние спортсмена, приобретенное в результате подготовки (физической, технической, тактической, психической), позволяющее достигнуть определенных результатов в соревновательной деятельности». Там же читаем, что «физическая подготовка — одна из сторон подготовки в физическом воспитании, спорте, связанная с воспитанием физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координационных способностей)».К.Л. Чернов под спортивной подготовленностью называет «связанную систему знаний, умений, навыков, качеств, свойств функциональных систем, определяющую уровень квалификации человека в некоторой профессии». Ю.И. Смирнов трактует спортивную подготовленность как «комплексный результат подготовки, выражающийся в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена, его специфической и общей работоспособности, в достигнутой степени совершенства спортивных навыков, умений и спортивных знаний».

Многие авторы согласны с их мнением и истинным критерием спортивной подготовленности считают спортивный результат. При этом они отмечают, что спортивный результат, а, следовательно, и спортивная подготовленность, явление многофакторное, в котором значительный вес имеют многие компоненты, в том числе и физиологические, что особенно относится к видам спорта с преимущественным проявлением выносливости. Ряд авторов добавляет, что в состоянии пика спортивной формы некоторые физиологические показатели не соответствуют своим максимальным значениям. Очень близок по смыслу к понятию «физическая подготовка» термин «тренированность», т. е. «состояние организма, определяющее подготовленности спортсмена, которое является следствием тренировки». Тренированность является комплексным медико-педагогическим понятием, характеризующим готовность спортсмена к достижению высоких спортивных результатов. Уровень ее зависит от эффективности структурно-функциональной перестройки организма, которая сочетается с высокой технико-тактической и психологической подготовленностью спортсмена.

Рубрики Навигация записи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИИХТ»

КАФЕДРА ФВиС

Работа на тему:

Программа комплексной физической подготовки

Студент: Лут Е.В.

Специальность: туризм

Группа: БТ-21

Преподаватель: Габидулин О.В.

Новосибирск 2014

1.Теоретические основы комплексной физической подготовки 4

1.1 Понятие физической подготовки 4

1.2 Общая и специальная физическая подготовка 6

1.3 Виды физической подготовки 8

2.Разработка комплексной программы по физической подготовке в НГУЭУ 13

2.1 Характеристика предприятия 13

2.2 Программа комплексной физической подготовки 15

2.3Преимущества и недостатки программы 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

Список использованных источников 19

Введение

Актуальность данной работы обуславливается тем, что здоровье является необходимой основой для жизни любого человека. В наше время присутствует слишком много факторов губящих здоровье человека напрямую или косвенно. Даже если исключить вред, который может принести себе сам человек – курение, отсутствие физических нагрузок, употребление вредной пищи, алкоголя и многое другое, то все равно остается излучение от электронной техники, пищевые добавки почти во всех продуктах, выхлопные газы. Даже если сравнить фотографии 50х готов и современности, можно увидеть принципиальное внешнее отличие, не вооруженным взглядом видно, что тогда люди были гораздо более здоровыми.

Целью данной работы является – разработать программу комплексной физической подготовки.

Задачи работы:

    Изучить литературу по теме комплексной физической подготовке.

    Предложить использование комплексной физической подготовки на примере НГУЭУ.

Объектом исследования является физическая подготовка.

Предметом исследования – комплексная физическая подготовка.

    Теоретические основы комплексной физической подготовки

1.1 Понятие физической подготовки

Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки.

Физическая подготовка направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирования телосложения, повышения функциональных возможностей организма, развитие физических способностей – силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости. Физическая подготовленность тесно связана со спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется:

    скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности;

    аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе;

    скоростно-силовыми и координационными способностями;

    равномерным развитием различных физических качеств.

Современную физическую подготовку следует рассматривать как многоуровневую систему, каждый уровень которой имеет свою структуру и свои специфические особенности. Самый низкий уровень характеризуется оздоровительной направленностью и строится на основе общей (кондиционной) физической подготовки. По мере повышения уровня физической подготовки увеличивается ее сложность и спортивная направленность, а самый высокий уровень строиться уже на основе принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности. Одним из важнейших условий осуществления физической подготовки является ее рациональное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц, а иногда и год невозможно подготовиться к трудовой деятельности. Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических (двигательных) качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья. Построение занятий по физической подготовке основывается на закономерностях физического воспитания.

Физическая подготовка (как общая, так и специальная) осуществляется в процессе спортивной тренировки.

Термин «спортивная тренировка» в значительной мере совпадает по своему содержанию с термином «подготовка спортсменов». Вместе с тем их необходимо различать. Подготовка спортсмена – понятие более широкое.

Спортивная подготовка – это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Спортивная подготовка включает техническую, тактическую, психическую и физическую подготовку спортсмена.

Спортивная тренировка - это та часть подготовки спортсмена, которая построена на основе метода упражнения. Например, если спортсмен выполняет какие-либо физические упражнения, то это значит, что в ходе подготовки осуществляется спортивная тренировка. Если же он изучает особенности соревновательной деятельности соперников путем просмотра видеозаписей, то в этом случае подготовка проводится, а тренировка нет. Положительный эффект тренировки должен выражаться в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена, общей и специальной работоспособности. Функциональное состояние спортсмена, его тренированность – главный объект управления в процессе спортивной тренировки. В свою очередь, система подготовки спортсмена включает такие процессы, как соревнование, спортивную тренировку, материальное и информационное обеспечение условий подготовки.

В тренировочной, и особенно в соревновательной, деятельности ни один из видов спортивной подготовки не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный многофункциональный процесс, направленный на достижение наивысших спортивных результатов.

Техническая подготовка – обучение технике действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки. В процессе технической подготовки спортсмен овладевает техникой избранного вида спорта, осваивает соответствующие двигательные умения и навыки, доводя их до возможно высокой степени совершенства.

Тактическая подготовка спортсмена предполагает усвоение теоретических основ спортивной тактики, практическое освоение тактических приемов, их комбинации, вариантов, воспитание тактического мышления и других способностей, определяющих тактическое мастерство.

Физическая подготовленность - это состояние человека, которое достигается вследствие силовых нагрузок и отличается хорошей работоспособностью, разнообразной двигательной практикой и усовершенствованием физиологических особенностей.

Что она дает

Человек, обладающий замечательной самоподготовкой, имеет хорошую устойчивость к разным болезням, напряженной обстановке и влиянию других негативных факторов. У него неплохо развиты системы дыхания и кровообращения, обмен веществ. Мышление, внимание и память у такого человека меньше склонны к развитию утомления. Все эти особенности дают человеку возможность добиваться отличных успехов в учебной, соревновательной и трудовой практике. Максимальный уровень физической подготовленности приобретается благодаря выдержке и старанию учащихся.

Спортивные качества

Главными физическими свойствами считаются:

  • сила;
  • гибкость;
  • скорость;
  • уровень опыта и мастерства;
  • координация (ловкость);
  • выносливость.

Эти все черты должны совершенствоваться в совокупности для достижения наилучших результатов.

Как влияет на организм

Физическая подготовленность - это в какой-то степени и изменение физиологии спортсмена, у которого хорошо начинает развиваться пластика, подвижность и укрепляются мышцы. Также в организме заметно ускоряется обмен веществ, улучшается общее состояние, чувствуется легкость тела.

От чего оно зависит?

Физическое развитие и физическая подготовленность человека в большей мере обуславливаются особенностями его организма. К сожалению, окружающая среда по большей части негативно влияет на организм в целом. И здесь большое значение имеют занятия физкультурой, питание, отказ от вредных привычек, а также ежедневное пребывание на свежем воздухе.

Физиологическое формирование так же, как рождение и смерть, считается естественным процессом для человека. Процессы физического развития и полового созревания связаны между собой, и на этой стадии происходят заметные перестроения в организме, а также люди изменяются внешние. Однако такие процессы еще ощутимо зависят от санитарно-гигиенических, социальных, экономических и других обстоятельств.

Показатели физической подготовленности еще обуславливаются принадлежностью людей к различным Молодому поколению гораздо легче развивать красивую и ровную осанку, выполнять определенный ряд упражнений, а также выдерживать некоторые силовые нагрузки. Человеку преклонного возраста в тренировках уже много чего будет не под силу, так как здоровье просто-напросто не позволит справиться с дополнительной работой.

Характеристика спортивной подготовки

Высокая степень такой готовности дает хорошие показатели умственной и мышечной трудоспособности. Понятие "тренировка" и "развитие" очень часто путают. Необходимо учесть, что физическая подготовленность - это достижение значимых успехов в результате длительных и изнурительных занятий, которые проводятся для приобретения нужных профессиональных навыков. А развивается человек просто физиологически, по внешним признакам, без помощи какого-либо рода силовых занятий.

Такая подготовка еще способствует развитию разных систем организма (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной) и приобретению таких способностей, как гибкость, ловкость, сила, стойкость, быстрота.

Оценка физической подготовленности

Анализ уровня данной подготовки совершается по итогам (тестов) на выносливость, интенсивность нагрузки и многое другое. Уровень общей физподготовки устанавливается посредством ряда диагностик. Программа и подборка тестов должны быть выбраны с учетом профессиональных качеств, возраста и пола, а также соответствовать используемым физкультурно-оздоровительным методикам.

Нормы занятий спортом

Существуют основные параметры и показатели физической подготовленности, которых необходимо придерживаться.


Заключение

Физическая подготовленность - это еще и процесс развития, который распознается по внешним характеристикам. Даже внешне человек с высоким уровнем подготовки отличается от того, кто далек от спорта и не следит за питанием. Ведь человек, который придерживается определенного графика занятий, соблюдает диету, отказывается от различных пагубно влияющих на состояние организма привычек, всегда будет выглядеть хорошо и чувствовать себя просто замечательно!

1. Под режимом дня понимают распределение основных дел и мероприятий,

осуществляемых человеком в течение каждого дня. Основное назначение

режима - обеспечить оптимальную активность деятельности организма

человека, основных его функций и систем. Такая оптимизация позволяет

длительно поддерживать высокий уровень работоспособности, избегать

неоправданных нервных и психических перенапряжений, успешно

управлять своими эмоциями.

Основой регуляции режима дня является чередование видов деятельности.

Если проанализировать наиболее важные мероприятия дня, то можно

увидеть, что одни из них предъявляют повышенные требования к

психической сфере человека и связаны с высокой активностью психических

процессов, эмоционально-волевыми усилиями. Другие больше относятся к

физической сфере и связаны с биологическими процессами, с

продолжительными мышечными напряжениями, высокой интенсивностью

работы систем дыхания, кровообращения, энергообмена.

Так как все процессы, происходящие в организме человека, определяются

деятельностью центральной нервной системы (ЦНС), становится очевидным,

что причины снижения работоспособности заключаются в утомлении ЦНС, а

говоря точнее, в утомлении структурных образований (центров) головного

Повысить активность и регулярную функцию головного мозга

можно двумя способами. Первый - с помощью различных психотропных или

иных стимуляторов (алкоголь, курение, наркотики, допинг). Принятие этих

стимуляторов ведет к понижению чувства усталости, повышению общего

тонуса организма, но при этом не снимает утомления нервных клеток

головного мозга. Притупление чувства общей усталости позволяет человеку

активно продолжать свою деятельность и тем самым вводит нервные клетки

в состояние запредельного торможения. Использование, особенно

регулярно, психотропных препаратов, включая наркотики и алкоголь, ведет

к постоянному перенапряжению деятельности головного мозга, к его

истощению и разрушению. Поэтому данный способ категорически не

приемлем.

Второй способ - это чередование видов деятельности,

позволяющее изменять направленность и величину нагрузки на ЦНС. Когда

человек изменяет вид деятельности, то активность нервных клеток одних

участков головного мозга заменяется активностью нервных клеток других

участков и, следовательно, создаются благоприятные условия для

восстановления ранее работавших участков. Таким образом, изменение

видов деятельности, регулируемое оптимальным режимом дня, позволяет

человеку сохранять высокий уровень общей работоспособности и избегать

перенапряжения ЦНС.

2. Под общей физической подготовленностью понимают физическое

состояние человека, которое приобретается в результате занятий

физической подготовкой и характеризуется высокой физической

работоспособностью, хорошим развитием физических качеств,

разносторонним двигательным опытом .

Человек, имеющий хорошую физическую подготовленность, обладает достаточно высокой устойчивостью к стрессовым ситуациям, к воздействию неблагоприятных условий внешней среды и различным заболеваниям. У него хорошо развиты системы дыхания, кровообращения и энергообмена, которые имеют достаточный запас

надежности, эффективности и экономичности.

Внимание, память и мышление устойчивы и менее подвержены процессу утомления. Все эти положительные свойства позволяют человеку достигать высоких результатов

и в спортивной, и в учебной, и в трудовой деятельности.

Физическая подготовленность

Физическая подготовленность - это уровень достигнутого развития физических качеств, формирования двигательных навыков в результате специализированного процесса физического воспитания, направленного на решение конкретных задач. (Круцевич, 2003).

Проведенные научные исследования в различных странах мира свидетельствуют, что климатические условия, географическое расположение региона действуют на человека, и особенно на детский организм, как прямо, так и опосредованно - через условия жизни, которые оказывают исключительное влияние на состояние здоровья, работоспособность и физическую подготовленность. В связи с этим отмечаются различия не только в показателях развития двигательных качеств, но и в темпах, их возрастного развития, наличия сенситивных периодов, что и является основанием для построения региональной системы физической подготовки детей.

Кроме этого, на уровень показателей физической подготовленности оказывают влияние времена года. Так, данные, полученные А.Е.Бондаренко, А.С.Куцом, позволяют утверждать, что у школьников младшего школьного возраста физическая и функциональная подготовленность в течение года не одинакова и имеет динамический характер. Авторы отмечают, что длина прыжка с места у мальчиков 7-8 лет осенью 121 см, у девочек - 112,8 см; зимой у мальчиков - 129,1, у девочек - 119,4; весной у мальчиков - 137,9, а у девочек - 124,5. Аналогическое увеличение отмечено по другим показателям и в возрасте 8-9 лет. Выявлено, что у 33-35% учащихся младшего возраста уровень физической работоспособности и двигательной подготовленности не взаимосвязаны, однако с возрастом этот процент снижается.

Одним из существенных факторов, который оказывает влияние на уровень физической подготовленности и здоровье человека, а, следовательно, и на содержание всей системы физического воспитания, являются неблагоприятные экологические условия окружающей среды, о чем свидетельствуют многочисленные исследования специалистов различных научных дисциплин. Наибольшей опасностью обладает действие радиации, как отмечают В.С.казаков, В.А.Матюхин, Л.Н.Астахов, А.С.Куц, П.Е.Данчук, В.А.Леонова, в условиях которой находятся ряд областей России, Украины. Исследователи К.Козлова, Т.Ю.Круцевич, А.С.Куц отмечают, что детский организм очень чувствителен к действиям радиации. Даже дозы, незначительно превышающие норму, могут задержать или остановить рост костной системы, что приводит к аномалии развития скелета, вызывают изменения в психическом и умственном развитии детей.

Как известно, эффективное функционирование любой системы достигается за счет получения обратной связи, т.е. оценки состояния объекта, на который направлено воздействие компонентов системы. В системе физической подготовки детей младшего школьного возраста данный принцип реализуется за счет педагогического наблюдения, анкетирования, тестирования и других методов контроля.

Обязательным условием оптимального функционирования системы физической подготовки младшего школьного возраста является индивидуальный контроль за развитием физических способностей, позволяющий вносить коррективы в учебный процесс.

Оздоровительная направленность процесса физического воспитания в школьные годы осуществляется благодаря целенаправленной работе по развитию тех двигательных качеств, которые наиболее необходимы для обеспечения нормальной жизнедеятельности, гармоничного физического развития и сглаживают трудности роста организма школьников на каждом из этапов его развития.

Положительная динамика развития конкретного двигательного качества обеспечивается целенаправленным воздействием физических упражнений на те ведущие функциональные системы организма, которые ответственны за проявление этого качества.

Следовательно, улучшение результата в проявлении какого-либо качества обеспечивается совершенствованием лимитирующей его системы организма.

Уровень физической подготовленности определяется с помощью контрольных упражнений - тестов, которые в школьном физическом воспитании представлены в «Программе по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ». Для учащихся каждого года обучения в школе программа предусматривает определенные нормативы в проявлении основных двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости.

Комплексы контрольных тестов школьной программы соответствуют нормативам государственных тестов для населения определенных регионов и являются сквозными (т.е. одними и теми же) для всех классов, различаясь только нормативными требованиями, что создает возможность проследить динамику индивидуальных результатов учеников на протяжении всех лет обучения. Способствуя дальнейшей динамике развития ведущего двигательного качества ученика, параллельно развиваются и отстающие, поскольку ни одного упражнения нельзя выполнить качественно и результативно, если человек не обладает определенным (базовым) уровнем различных двигательных качеств.