Расчет диаметра шкива клиноременной передачи
Расчет клиноременной передачи
В приводах различных машин и механизмов ременные передачи находят очень широкое применение благодаря своей простоте и дешевизне при проектировании, изготовлении и эксплуатации. Передаче не нужен корпус в отличие от червячной или зубчатой передачи, не нужна.
. смазка. Ременная передача бесшумна и быстроходна. Недостатками ременной передачи являются: значительные габариты (в сравнении с той же зубчатой или червячной передачей) и ограниченный передаваемый крутящий момент.
Наибольшее распространение получили передачи: клиноременные, с зубчатым ремнем, вариаторные широкоременные, плоскоременные и круглоременные. В предлагаемой вашему вниманию статье мы рассмотрим проектировочный расчет клиноременной передачи, как самой распространенной. Итогом работы станет программа, реализующая пошаговый алгоритм расчета в программе MS Excel.
Для подписчиков блога внизу статьи, как обычно, ссылка на скачивание рабочего файла.
Предлагаемый вниманию алгоритм реализован на материалах ГОСТ 1284.1-89, ГОСТ 1284.3-96 и ГОСТ 20889-80. Эти ГОСТы находятся в свободном доступе в Сети, их необходимо скачать. При выполнении расчетов мы будем пользоваться таблицами и материалами выше перечисленных ГОСТов, поэтому они должны быть «под рукой».
Что, собственно говоря, предлагается? Предлагается систематизированный подход к решению вопроса проектировочного расчета клиноременной передачи. Вам не нужно детально изучать вышеперечисленные ГОСТы, вам просто необходимо строго последовательно по шагам выполнять предложенную ниже инструкцию – алгоритм расчета. Если вы не занимаетесь постоянно проектированием новых ременных передач, то со временем порядок действий забывается и, восстанавливая в памяти алгоритм, каждый раз приходится затрачивать значительное время. Пользуясь предложенной ниже программой, вы сможете быстрее и эффективнее выполнять расчеты.
Проектировочный расчет в Excel клиноременной передачи.
Если у вас на компьютере не установлена программа MS Excel, то расчеты можно выполнить в программе OOo Calc из пакета Open Office, которую всегда можно свободно скачать и установить.
Расчет будем выполнять для передачи с двумя шкивами – ведущим и ведомым, без натяжных роликов. Общая схема клиноременной передачи изображена на представленном чуть ниже этого текста рисунке. Запускаем Excel, создаем новый файл и начинаем работать.
В ячейках со светло-бирюзовой заливкой пишем исходные данные и данные, выбранные пользователем по таблицам ГОСТов или уточненные (принятые) расчетные данные. В ячейках со светло-желтой заливкой считываем результаты расчетов. В ячейках с бледно-зеленой заливкой помещены мало подверженные изменениям исходные данные.
В примечаниях ко всем ячейкам столбца D даны пояснения, как и откуда выбираются или по каким формулам рассчитываются все значения.
Начинаем «шагать» по алгоритму — заполняем ячейки исходными данными:
1. Коэффициент полезного действия передачи КПД (это КПД ременной передачи и КПД двух пар подшипников качения) пишем
в ячейку D2: 0,921
2. Предварительное значение передаточного числа передачи u ’ записываем
в ячейку D3: 1,48
3. Частоту вращения вала малого шкива n 1 в об/мин пишем
в ячейку D4: 1480
4. Номинальную мощность привода (мощность на валу малого шкива) P 1 в КВт заносим
в ячейку D5: 25,000
Далее в диалоговом режиме пользователя и программы выполняем расчет ременной передачи:
5. Вычисляем вращательный момент на валу малого шкива T 1 в н*м
в ячейке D6: =30*D5/(ПИ()*D4)*1000 =164,643
T 1 =30* P 1 /(3,14* n 1 )
6. Открываем ГОСТ1284.3-96, назначаем по п.3.2 (таблице 1 и таблице 2) коэффициент динамичности нагрузки и режима работы Cp и записываем
в ячейку D7: 1,0
7. Расчетную мощность привода Р в КВт, по которой будем выбирать сечение ремня считаем
в ячейке D8: =D5*D7 =25,000
P = P 1 * Cp
8. В ГОСТ1284.3-96 выбираем по п.3.1 (рис.1) типоразмер сечения ремня и заносим
в объединенную ячейку C9D9E9: C ( B )
9. Открываем ГОСТ20889-80, назначаем по п.2.2 и п.2.3 расчетный диаметр малого шкива d 1 в мм и записываем
в ячейку D10: 250
Желательно не назначать расчетный диаметр малого шкива равным минимально возможному значению. Чем больше диаметр шкивов, тем дольше прослужит ремень, но тем больше будут габариты у передачи. Здесь необходим разумный компромисс.
10. Линейная скорость ремня v в м/с, рассчитывается
в ячейке D11: =ПИ()*D10*D4/60000 =19,0
v = 3.14* d 1 * n1 /60000
Линейная скорость ремня не должна превышать 30 м/с!
11. Расчетный диаметр большого шкива (предварительно) d 2’ в мм рассчитывается
в ячейке D12: =D10*D3 =370
d 2’ = d 1 * u ’
12. По ГОСТ20889-80, назначаем по п.2.2 расчетный диаметр большого шкива d 2 в мм и пишем
в ячейку D13: 375
13. Уточняем передаточное число передачи u
в ячейке D14: =D13/D10 =1,500
u = d2 / d1
14. Рассчитываем отклонение передаточного числа окончательного от предварительного delta в % и сравниваем с допустимым значением, приведенным в примечании
в ячейке D15: =(D14-D3)/D3*100 =1,35
delta =( u — u ’) / u’
Отклонение передаточного числа желательно не должно превышать 3% по модулю!
15. Частоту вращения вала большого шкива n 2 в об/мин считаем
в ячейке D16: =D4/D14 =967
n2 = n1 / u
16. Мощность на валу большого шкива P 2 в КВт определяем
в ячейке D17: =D5*D2 =23,032
P2 = P1 * КПД
17. Вычисляем вращательный момент на валу большого шкива T 2 в н*м
в ячейке D18: =30*D17/(ПИ()*D16)*1000 =227,527
T 2 =30* P 2 /(3,14* n 2 )
18. Далее определяем минимальное межцентровое расстояние передачи a min в мм
в ячейке D19: =0,7*(D10+D13) =438
a min =0,7*( d 1 + d 2 )
19. Рассчитываем максимальное межцентровое расстояние передачи a max в мм
в ячейке D20: =2*(D10+D13) =1250
a max =2*( d 1 + d 2 )
20. Из полученного диапазона и опираясь на конструктивные особенности проекта назначаем предварительное межцентровое расстояние передачи a ’ в мм
в ячейке D21: 700
21. Теперь можно определить предварительную расчетную длину ремня Lp ’ в мм
в ячейке D22: =2*D21+(ПИ()/2)*(D10+D13)+(D13-D10)^2/(4*D21) =2387
Lp’ =2* a’ +(3,14/2)*( d1 + d2 )+(( d2 — d1 )^2)/(4* a’ )
22. Открываем ГОСТ1284.1-89 и выбираем по п.1.1 (таблица 2) расчетную длину ремня Lp в мм
в ячейке D23: 2500
23. Пересчитываем межцентровое расстояние передачи a в мм
в ячейке D24: =0,25*(D23- (ПИ()/2)*(D10+D13)+((D23- (ПИ()/2)*(D10+D13))^2-8*((D13-D10)/2)^2)^0,5) =757
a =0,25*( Lp — ( 3,14 /2)*( d1 + d2 )+(( Lp — ( 3,14 /2)*( d1 + d2 ))^2-8*(( d2 — d1 ) /2)^2)^0,5)
24. Далее считаем угол обхвата ремнем малого шкива A в градусах
в ячейке D25: =2*ACOS ((D13-D10)/(2*D24))/ПИ()*180 =171
A =2*arccos (( d2 — d1 )/(2* a ))
25. Определяем по ГОСТ 1284.3-96 п.3.5.1 (таблицы 5-17) номинальную мощность, передаваемую одним ремнем P в КВт и записываем
в ячейку D26: 9,990
26. Определяем по ГОСТ 1284.3-96 п.3.5.1 (таблица18) коэффициент угла обхвата CA и вводим
в ячейку D27: 0,982
27. Определяем по ГОСТ 1284.3-96 п.3.5.1 (таблица19) коэффициент длины ремня CL и пишем
в ячейку D28: 0,920
28. Предполагаем, что число ремней будет 4. Определяем по ГОСТ 1284.3-96 п.3.5.1 (таблица20) коэффициент числа ремней в передаче CK и записываем
в ячейку D29: 0,760
29. Определяем расчетное необходимое число ремней в приводе K ’
в ячейке D30: =D8/D26/D27/D28/D29 =3,645
K’ = P /( P0 * CA * CL * CK )
30. Окончательно определяем число ремней в приводе K
в ячейке D31: =ОКРВВЕРХ(D30;1)=4
K =округление вверх до целого ( K ’ )
Мы выполнили проектировочный расчет в Excel клиноременной передачи с двумя шкивами, целью которого было определение основных характеристик и габаритных параметров на основе частично заданных силовых и кинематических.
Буду рад видеть ваши комментарии, уважаемые читатели.
Чтобы получать информацию о выходе новых статей вам следует подписаться на анонсы в окне, расположенном в конце статьи или вверху страницы.
Введите адрес своей электронной почты, нажмите на кнопку «Получать анонсы статей», подтвердите подписку в письме, которое тут же придет к вам на указанную почту .
С этого момента к вам на почту примерно раз в неделю будут приходить небольшие уведомления о появлении на моем сайте новых статей. (Отказаться от подписки можно в любой момент.)
Прошу УВАЖАЮЩИХ труд автора скачать файл ПОСЛЕ ПОДПИСКИ НА АНОНСЫ СТАТЕЙ.
ОСТАЛЬНЫМ можно скачать просто так. — никаких паролей нет!
Ссылка на скачивание файла: raschet-klinoremennoy-peredachi (xls 63,0KB).
Расчет диаметра шкивов
Ременная передача передает крутящий момент с ведущего вала на ведомый. В зависимости от передаточного числа она может повышать или понижать обороты. Передаточное число зависит от соотношения диаметров шкивов — приводных колес, связанных ремнем. При расчете параметров привода нужно также учитывать мощность на ведущем валу, скорость его вращения и общие габариты устройства.
Устройство ременной передачи, ее характеристики
Ременная передача представляет собой пару шкивов, соединенных бесконечным закольцованным ремнем. Эти приводные колеса, как правило, располагают в одной плоскости, а оси делают параллельными, при этом приводные колеса вращаются в одном направлении. Плоские (или круглые) ремни позволяют изменять направление вращения за счет перекрещивания, а взаимное расположение осей- за счет использования дополнительных пассивных роликов. При этом теряется часть мощности.
Клиноременные приводы за счет клиновидной формы поперечного сечения ремня позволяют увеличить площадь зацепления его со шкивом ременной передачи. На нем делается канавка по форме клина.
Зубчатоременные приводы имеют зубцы равного шага и профиля на внутренней стороне ремня и на поверхности обода. Они не проскальзывают, позволяя передавать большую мощность.
Для расчета привода важны следующие основные параметры:
- число оборотов ведущего вала;
- мощность, передаваемую приводом;
- потребное число оборотов ведомого вала;
- профиль ремня, его толщина и длина;
- расчетный, наружный, внутренний диаметр колеса;
- профиль канавки (для клиноременного);
- шаг передачи (для зубчатоременного)
- межосевое расстояние;
Вычисления обычно проводят в несколько этапов.
Основные диаметры
Для расчета параметров шкивов, а также привода в целом, применяются различные значения диаметров, так, для шкива клиноременной передачи используются:
Для вычисления передаточного числа используется расчетный диаметр, а наружный-для расчета габаритов привода при компоновке механизма.
Для зубчатоременной передачи Dрасч отличается от Dнар на высоту зубца.
Передаточное число также рассчитывается, исходя из значения Dрасч.
Для расчета плоскоременного привода, особенно при большом размере обода относительно толщины профиля, часто принимают Dрасч равным наружному.
Расчет диаметра шкива
Вначале следует определить передаточное число, исходя из заложенной скорости вращения ведущего вала n1 и потребной скорости вращения ведомого вала n2/ Оно будет равно:
Если уже имеется в наличии готовый двигатель с приводным колесом, расчет диаметра шкива по передаточному отношению i проводится по формуле:
Если же механизм проектируется с нуля, то теоретически подойдет любая пара приводных колес, удовлетворяющих условию:
На практике расчет ведущего колеса проводят, исходя из:
- Размеров и конструкции ведущего вала. Деталь должна надежно крепится на валу, соответствовать ему по размету внутреннего отверстия, способу посадки, крепления. Предельно минимальный диаметр шкива обычно берется из соотношения Dрасч ≥ 2,5 Dвн
- Допустимых габаритов передачи. При проектировании механизмов требуется уложиться в габаритные размеры. При этом учитывается также межосевое расстояние. чем оно меньше, тем сильнее сгибается ремень при обтекании обода и тем больше он изнашивается. Слишком большое расстояние приводит к возбуждению продольных колебаний. Расстояние также уточняют, исходя из длины ремня. Если не планируется изготовление уникальной детали, то длину выбирают из стандартного ряда.
- Передаваемой мощности. Материал детали должен выдержать угловые нагрузки. Это актуально для больших мощностей и крутящих моментов.
Окончательный расчет диаметра окончательно уточняют по результату габаритных и мощностных оценок.
Клиноременная передача: расчет, применение. Ремни клиновые
Современная промышленность, машиностроение и прочие отрасли применяют в своей работе разнообразные механизмы. Они обеспечивают работу агрегатов, транспортных средств, моторов и т. д. Одним из востребованных, часто применяемых устройств является клиноременная передача .
Представленный механизм включает в себя несколько категорий конструкций. Они отличаются геометрическими параметрами, назначением, подходом к выполнению возложенных на механизм задач. Что собой представляют представленные приборы, будет рассмотрено далее.
Общая характеристика
Устройство клиноременной передачи предполагает использование особого способа приведения в действие всего механизма. При этом применяется энергия, производимая в процессе вращательного момента. Это обеспечивает ременная передача. Она использует механическую энергию, которую впоследствии передает другому механизму.
Такая конструкция состоит из ремня и минимум двух шкивов. Первый из названных конструкционных элементов изготавливается чаще всего из резины. Ремень клиноременной передачи изготавливается из материала, который прошел специальную обработку. Это позволяет представленному элементу быть устойчивым к средним и небольшим механическим воздействиям, повышенным температурам.
Среди ременных передач клиноременная является самой востребованной. Эту конструкцию сегодня достаточно часто применяют при производстве автомобилей, а также прочих разновидностей транспортных средств.
Особенности конструкции
Конструкция представленной разновидности передачи механической энергии включает в себя клиноременные шкивы и ремень. Последний из этих элементов обладает клинообразной формой. Шкивы выполнены в виде дисков из металла. Они имеют ответвления, равномерно распределенные по окружности. Они удерживают ремень в требуемом положении на поверхности шкивов.
Лента может быть двух типов. Она может иметь зубья или обладает абсолютно гладкой поверхностью. Выбор зависит от назначения механизма. Раньше представленная конструкция применялась во многих системах различных категорий транспортных средств.
Сегодня представленный тип передачи механической энергии применяется в водяных насосах и генераторах машин. В тяжелой автомобильной технике подобная система устанавливается с целью приведения в движение гидроусилителей руля. Эта система обладает гидронасосом. Именно в нем используется подобная конструкция. Также клиноременные передачи устанавливают в компрессорах воздушного типа. Они предназначены для усилителей системы тормозов транспортного средства.
Требования к элементам конструкции
Ремни клиновые обладают относительно небольшой толщиной. Это позволяет значительно сократить габариты, занимаемые системой. Однако этот факт требует особого подхода к организации геометрии шкива. Чтобы лента с него не соскакивала, внешняя поверхность дисков имеет специальные канавки. Они удерживают ремень в пазах.
Размер самого шкива подбирается в соответствии с передаточным соотношением. Если необходимо создать понижающую передачу, ведомый шкив будет больше ведущего элемента конструкции. Существует и обратное соотношение.
При изготовлении ленты ремня применяются специальные мягкие материалы, которые не должны терять своих эксплуатационных качеств при любых погодных условиях. В мороз и жару ремень остается гибким. Именно по этой причине не допускается установка вместо специальной ленты иного материала. Это приведет к поломке агрегата.
Разновидности
Клиноременная передача может быть выполнена в нескольких конфигурациях. Различают несколько популярных типов представленных механизмов. Одной из самых простых является открытая система. Шкивы при этом вращаются в одном направлении, оси перемещаются параллельно.
Если же диски будут двигаться в противоположные стороны при сохранении параллельности полос, появляется перекрестная разновидность системы. Если же оси перекрещиваются, это будет полуперекрестная разновидность.
Если оси пересекаются, возникает угловая передача. Она применяет ступенчатые шкивы. Такая конструкция позволяет влиять на скорость под углом ведомого вала. Скорость ведущего шкива при этом остается постоянной.
Передача с холостым шкивом позволяет прекратить движение ведомого шкива при продолжении вращения ведущего вала. Передача с натяжным роликом способствует самостоятельному натяжению ремня.
Ремень
Ремни клиновые относятся к категории тяговых элементов конструкции. Он должен обеспечить отдачу требуемой энергии без пробуксовки. Лента должна обладать повышенной прочностью, износоустойчивостью. Полотно должно хорошо сцепляться с внешней поверхностью дисков.
Ширина ремней может значительно отличаться. При изготовлении применяются прорезиненные хлопчатобумажные, шерстяные материалы, кожа. Выбор зависит от условий эксплуатации техники.
Лента может быть выполнена из кордткани или кордшнура. Это наиболее надежные, гибкие и быстроходные разновидности.
Современное машиностроение сегодня часто применяет зубчатые ремни. Их еще называют полиамидными. На их поверхности предусмотрено 4 выступа. Они сцепляются с соответствующими элементами на шкивах. Они хорошо себя зарекомендовали в высокоскоростных передачах, механизмах с небольшим расстоянием между шкивами.
Расчетный диаметр шкива
Расчет клиноременной передачи начинают с определения диаметра шкива. Для этого необходимо взять два ролика цилиндрической формы. Диаметр их составляет величину Д. Это значение устанавливается для каждого размера сечения канавки. При этом контакт роликов проходит на уровне диаметра.
Два ролика представленного типа необходимо поместить в канавку. Поверхности должны соприкоснуться. Между касательными плоскостями, которые образуют ролики, необходимо замерять расстояние. Они должны проходить параллельно относительно шкива.
Для расчета диаметра диска применяется особая формула. Она выглядит так:
Д = РК – 2Х, где РК – расстояние, которое замеряется между роликами, мм; Х – расстояние от диаметра диска до касательной, подходящей к ролику (проходит параллельно оси диска).
Расчет передачи
Расчет клиноременной передачи производится по установленной методике. При этом определяется показатель передаваемой мощности механизма. Она рассчитывается по следующей формуле:
М = Мном. * К, где Мном. – номинальная мощность, которую потребляет привод при работе, кВт; К – коэффициент динамической нагрузки.
При проведении расчетов во внимание берется показатель, вероятность распределения которого в стационарном режиме составляет не более 80%. Коэффициент нагрузки и режима представлены в специальных таблицах. При этом можно определить скорость для ремня. Она будет составлять:
СР = π * Д1 * ЧВ1/6000 = π * Д2 * ЧВ2/6000, где Д1, Д2 – диаметр меньшего и большего шкива (соответственно); ЧВ1, ЧВ2 – частота вращения меньшего и большего диска. Диаметр меньшего шкива не должен превышать расчетную предельно допустимую скорость ремня. Она составляет 30 м/с.
Пример расчета
Чтобы вникнуть в методику расчета, необходимо рассмотреть технологию проведения этого процесса на конкретном примере. Допустим, необходимо определить передаточное число клиноременной передачи. При этом известно, что мощность ведущего диска составляет 4 кВт, а его скорость (угловая) равняется 97 рад./с. При этом ведомый шкив имеет этот показатель на уровне 47,5 рад./с. Диаметр меньшего шкива составляет 20 мм, а большего – 25 мм.
Чтобы определить передаточное отношение, необходимо брать в расчет ремни с нормальным показателем сечения, изготовленные из кордткани (размер А). Расчет выглядит так:
Определив по таблице диаметр шкивов, было установлено, что меньший вал имеет рекомендуемый размер 125 мм. Больший вал при скольжении ремня 0,02 будет равен:
Д2 = 2,04*1,25(1-0,02) = 250 мм
Полученный результат полностью соответствует требованиям ГОСТа.
Пример расчета длины ремней
Длина ремня клиноременной передачи также может быть определена при использовании представленного расчета. Сначала нужно рассчитать расстояние между осями дисков. Для этого применяется формула:
Отсюда можно найти расстояние между валами:
Р = 1,2 * 250 = 300 мм
Далее можно определить длину ремня:
Д = (2*300 + (250-125)²+1,57(250+125))/4*300 = 120,5 см
Внутренняя длина ремня при размере А согласно ГОСТу равняется 118 см. При этом расчетная длина ленты должна составлять 121,3 см.
Расчет эксплуатации системы
Определяя размеры клиноременной передачи, необходимо рассчитать основные показатели ее эксплуатации. Для начала необходимо установить скорость, с которой будет вращаться лента. Для этого применяется определенный расчет. Данные для него были приведены выше.
С = 97 * 0,125 / 2 = 6,06 м/с
При этом шкивы будут вращаться с различной скоростью. Меньший вал будет оборачиваться с таким показателем:
СВм = 30 * 97 / 3,14 = 916 мин — ¹
Исходя из представленных расчетов в соответствующих справочниках, определяется предельная мощность, которую можно передать при использовании представленного ремня. Этот показатель равняется 1,5 кВт.
Чтобы проверить материал на долговечность, необходимо произвести простой расчет:
Полученный показатель допустим ГОСТом, по которому изготавливается представленный ремень. Его эксплуатация будет достаточно продолжительной.
Недостатки конструкции
Привод клиноременной передачи применяется во многих механизмах и агрегатах. Эта конструкция имеет массу достоинств. Однако у нее есть и целый перечень недостатков. Они отличаются большими размерами. Поэтому не для всех агрегатов подходит представленная система.
При этом ременная передача отмечена малой несущей способностью. Это влияет на эксплуатационные характеристики всей системы. При использовании даже самых современных материалов срок эксплуатации ремня оставляет желать лучшего. Он стирается, разрывается.
Передаточное число является величиной непостоянной. Это связано со скольжением ремня плоской формы. На валы при использовании представленной конструкции оказывается высокое механическое воздействие. Также нагрузка действует на их опоры. Это обусловлено необходимостью натягивать предварительно ремень. При этом применяются дополнительные элементы в конструкции. Они гасят колебания линии, удерживая полосу на поверхности шкивов.
Положительные стороны
Клиноременная передача обладает массой достоинств, поэтому ее сегодня применяют в различных агрегатах достаточно часто. Подобная конструкция обеспечивает высокую плавность работы. Система функционирует практически бесшумно.
При неточностях при установке шкивов это отклонение компенсируется. Это особенно заметно по углу перекрещивания, который определяется между дисками. Нагрузка компенсируется в процессе проскальзывания ремня. Это позволяет несколько продлить срок эксплуатации системы.
Передача ременного типа компенсирует пульсации, которые возникают при работе двигателя. Поэтому можно обойтись без установки упругой муфты. Чем проще конструкция, тем лучше.
Смазывать представленный механизм не потребуется. Экономия проявляется в отсутствии необходимости приобретать расходные материалы. Шкивы и ремень можно легко заменить. Стоимость представленных элементов остается приемлемой. Смонтировать систему просто.
При использовании этой системы получается создать регулируемое передаточное отношение. Механизм имеет возможность работать на высоких скоростях. Даже при обрыве ленты остальные элементы системы остаются целыми. Валы при этом могут находиться на значительном удалении друг от друга.
Рассмотрев, что собой представляет клиноременная передача, можно отметить ее высокие эксплуатационные характеристики. Благодаря этому, представленную систему сегодня используют во многих агрегатах.
ПРИМЕР РАСЧЕТА РЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ
ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА.
5.4.1 Исходные данные.
Рассчитать открытую клиноременную передачу по следующим данным:
P =5,5 кВт — мощность на валу ведущего шкива (номинальная мощность электродвигателя);
n 1 =1445 мин –1 — число оборотов ведущего шкива;
U = 3 — передаточное число;
С — средний режим работы.
Работа в две смены.
Срок службы привода L n= 20000 часов.
Конструируемый шкив — ведомый.
5.4.2 Выбор сечения ремня.
Для заданных Р 1 , = 5,5 кВт, n 1=1445 мин –1 по графику (см. рис. 5.4) подходят ремни сечением Б с размерами (см. табл. 5.1): W p= 14 мм; W =17мм; T = 11 мм; площадь сечения А = 138 мм 2 ; масса 1 м длины ремня = 0,18 кг/м; минимальный диаметр шкива d min=125 мм.
5.4.3 Определение диаметров шкивов.
С целью увеличения рабочего ресурса работы передачи принимаем d 1 > dmin. Из стандартного ряда (см. табл. 5.2) ближайшее большее значение d 1= 140 мм. Расчетный диаметр ведомого (большего) шкива:
d 2 = d l = 140 3 = 420мм.
Ближайшее стандартное значение d 2= 400 мм. С учетом коэффициента относительного скольжения ε = 0,01 уточняем передаточное число:
Отличие от заданного передаточного числа:
что меньше допустимого отклонения 5%.
5.4.4 Межосевое расстояние ременной передачи:
Принимаем промежуточное стандартное значение а = 420 мм.
5.4.5 Определяем расчетную длину ремня:
Ближайшее стандартное значение по табл. 5.1: L = 1800 мм.
5.4.6 Уточняем межосевое расстояние:
В данной формуле
мм;
мм 2 .
Принимаем а уточн = 460 мм.
5.4.7 Для установки и замены ремней предусматриваем возможность уменьшения а на 3% (т.е. на 0,03 460 = 13,8 мм). Для компенсации удлинения ремней во время эксплуатации предусматриваем возможность увеличения а на 5,5% (т.е. 0,06 460 = 27,6 мм).
5.4.8 Определяем угол обхвата ремнями ведущего шкива:
Минимальный угол охвата min для передачи клиноременной должен быть равен 120°.
5.4.9 Для определения числа ремней определяем коэффициенты:
угла обхвата Са = 0,91 (см. табл. 5.6); длины ремня CL = 0,95 (см. табл. 5.8, L = 1800 мм); режима работы С = 1,2 (см. табл. 5.10, режим средний, число смен работы — две); числа ремней Cz = 0,95 (см. табл. 5.4, приняв ориентировочно Z= 2. 3).
По табл.5. 9 находим номинальную мощность Р = 3,205 кВт, передаваемую одним ремнем сечением Б с расчетной длиной L = 2240 мм, при d 1= 140 мм, U = 2,89 и п 1 = 1445 мин –1 .
Определяем расчетную мощность, передаваемую одним ремнем:
=2,31 кВт.
Определяем число ремней:
Принимаем число ремней Z = 3.
5.4.10 Окружная скорость ремней:
м/с.
Начальное натяжение каждой ветви одного ремня:
H,
где 0 = 0,18 — коэффициент центробежных сил (см. табл. 5.10).
Силы, действующие на валы и опоры (см. рис.5.5):
H.
5.4.11 Средний рабочий ресурс принятых ремней:
Т ср.ремн
где = 200 ч (ресурс работы ремней по ГОСТ 1284.2 – 89);
К 1 = 1 – коэффициент для среднего режима работы;
К 2 = 1 – коэффициент климатических условий.
5.4.12 Суммарное число ремней ZΣ , необходимое на весь срок службы привода L пр = 20000 ч (по заданию):
5.4.13 По результатам расчетов принят:
Ремень Б — 1800 Ш ГОСТ 1284.1-80 —ГОСТ 1284.3-80.
5.4.14 Конструирование шкива
Всоответствии с заданием необходимо сконструировать ведомый шкив.
Для ремня сечением Б по табл. 5.12 выбираем размеры профиля канавок шкива: f = 12,5 мм; е = 19 мм; l p = 14 мм; h = 11 мм.
С учетом того, что количество ремней Z =3, конструктивно ширина шкива получается равной 63 мм (см. рис. 5.7).
М= (п – 1)е + 2f= (3 – 1)19 + 2 12,5 = 63мм.
В соответствии с расчетом диаметр шкива d р= d 2 = 400 мм.
Наружный диаметр шкива de = d р+ 2 b* = 400 + 2 4,2 = = 408,4 мм.
Принимаем для изготовления шкива чугун СЧ 20 ГОСТ 1412-85.
Толщина обода для чугунного шкива:
(1,1. l,3)h ≈ ≈ 12,1. 14,3мм.
Принимаем δ = 14 мм.
Внутренний диаметр обода шкива
Толщина диска шкива С ≈ (1,2. 1,3)14 = 16,8. 18,2 мм. С учетом большой ширины шкива принимаем С = 40 мм.
Вращающий момент на валу
Тогда диаметр вала = (7…8) 23,18…26, 49 мм.
По конструктивным соображениям принимаем (прил. 1) d в = 50 мм.
Диаметр ступицы для чугунных шкивов d ct ≈ 1,65∙50 = 82,5 мм.
Длина ступицы l ст ≈ (1,2. 1,5) ∙50 = 60. 75 мм.
По конструктивным соображениям принимаем длину ступицы равную ширине шкива (l ст = 63 мм).
Для снижения массы шкивов и удобства транспортировки в дисках выполним 4 отверстия диаметром d o тв= 20 мм. Диаметр окружности, на котором выполняем отверстия, принимаем (по конструктивным соображениям) равным 216 мм.