Как узнать размер болта по диаметру
Как узнать размер болта по диаметру
1. Содержание выполнения задания
1.1. Произвести расчет болта и выполнить чертежи: болта, гайки и шайбы.
2.1. Чертежи выполняются на листе формата А3 (вместе со шпилькой, гнездом под шпильку и упрощенным изображением шпилечного соединения).
3. Порядок и рекомендации выполнения задания
3.1 Оформление чертежей начинать с рамки и основной надписи
3.2. На форматных листах (или листе) вначале выполнить построения тонкими линиями, проставить размеры, сделать надписи.
3.3. Осуществить защиту чертежа и знаний основных положений по теме.
Порядок выполнения расчетов и чертежей
Вариант (по номеру в классном журнале)
Данные по вариантам из табл. 1 (рис. 1)
h1- толщина 1 соединяемой детали
h2 -толщина 2 соединяемой детали
d — номинальный диаметр резьбы
Шаг резьбы для всех вариантов — крупный
Расчет болта и выполнение чертежей: болта, гайки, шайбы и болтового соединения
1) Вычисляем длину болта
Длина болта расчетная
L
расч = h1 + h2 + Sш + m + а + с
где
h1 — толщина 1 -й соед. детали (табл. 1.1)
h2 — толщина 2 -й соед.детали (табл. 1.1)
Sш — высота шайбы (табл. 4) или Sш = 0,15d
m — высота гайки (табл. ) или m = 0,8d
a = 0,15d — выступающая часть болта
с = 0,15d — фаска
L
— длина болта по ГОСТ — выбирается ближайшее значение из табл. (левая колонка)
b — длина нарезанной части болта — выбирается в пересечении строки (длины болта) и столбца (номинального диаметра резьбы) из табл.
2) Из табл. 2.2. выбрать остальные размеры болта
3) Выполнить чертеж болта
4) Обозначение болта по ГОСТ: Болт М20х80 ГОСТ 7805-70
Определяем размеры гайки по заданному (табл. 1.1) номинальному диаметру
d
Гайка — исполнение 2 (табл. 6.1)
P — шаг резьбы (табл. 6.2)
S — размер под ключ (табл. 6.2)
e — диаметр описанной окружности (табл. 6.2)
m — высота гайки (табл. 6.2)
d a — диаметр фаски резьбы (навинчиваемой части гайки — он должен быть больше d)
D=0.9*S — диаметр фаски гайки
Внутренний диаметр резьбы гайки = 0.85*d (или d-2P, где P — шаг резьбы)
Пример условного обозначения гайки. Например, гайка исполнения 2 (указывается) с диаметром резьбы d=12мм, с крупным шагом (не указывается) ( см также [1] с.477 ):
2 Гайка М12 ГОСТ 5915-70
ШАЙБА.
Определяем размеры шайбы по заданному (табл. 1) номинальному диаметру резьбы крепежной детали
Шайба — исполнения 1
d1 — диаметр отверстия шайбы (табл. 4)
d2 — наружный диаметр шайбы (табл. 4)
Sш — высoта шайбы (табл. 4)
Обозначение шайбы: Шайба 20 ГОСТ 11371-78
УПРОЩЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ БОЛТОВОГО СОЕДИНЕНИЯ
(плакат 1, 2)
Определяем размеры (см. плакат) для упрощенного изображения болтового соединения по относительным (в зависимости от номинального диаметра d) размерам
Болт
d — задано (табл. 1)
0,85d — внутренний диаметр резьбы болта
d1 = 0,7d — высота головки болта
е = 2d — диаметр окружности описанной вокруг головки болта
L — длина болта по ГОСТ (см. расчет выше)
Sш = 0,15d — высота шайбы
K — 0,7d — высота головки болта
а = 0,15d — выступающая часть болта
с =0,15d — высота фаски болта
а+с = 0,3d — выступающая часть болта
Гайка
m =0,8d — высота гайки
е = 2d — диаметр окружности описанной вокруг гайки
Шайба
Sш =0,15d — высота шайбы
d1 =1,1d — внутренний диаметр шайбы
d2 =2,2d — наружный диаметр шайбы
Соединяемые детали
— ширина соединяемых деталей (произвольная)
— длина соединяемых деталей (произвольная)
А.А.Чекмарев, В.К.Осипов. Справочник по машиностроительному черчению. Высшая школа, 2000, 494с.
Как маркируются болты и гайки – расшифровка
avtobolt
Размеры болтов и гаек
В последнее время производители автомобилей все шире и шире применяют метрический крепеж и все дальше уходят от дюймового крепежа. Но, важно знать разницу между используемым иногда дюймовым (называемым также американским, или стандарта SAE) и более универсальным в системе мер метрическим крепежом, так как, несмотря на внешнюю схожесть, они не являются взаимозаменяемыми.
Все болты , гайки , шпильки и другой крепеж , как дюймовые, так и метрические, классифицируются по диаметру, шагу резьбы и длине. Например, стандартный болт 1/2 х 13 х 1 имеет пол дюйма в диаметре, 13 витков резьбы на один дюйм и длину 1 дюйм. Метрический болт М12 х 1.75 х 25 имеет толщину в диаметре 12 мм, шаг резьбы 1.75 мм (расстояние между витками резьбы) и длину 25 мм. Оба болта внешне очень похожи, однако не являются взаимозаменяемыми.
Маркировка на головке болтов и гаек
В дополнение к перечисленным признакам как метрические, так и дюймовые болты могут быть идентифицированы путем осмотра головки. Для начала, расстояние между лысками головки метрического болта измеряется в мм, тогда как у дюймового — в дюймах (тоже самое применимо и для определения гаек). Соответственно, стандартный дюймовый ключ не подойдет для использования с метрическим крепежом, и наоборот также. Кроме того, на головках большей части дюймовых болтов обычно имеются радиальные зарубки (на метрических тоже применяется такая маркировка, но реже), которые определяют максимальное допустимое усилие затягивания болта (класс прочности). Чем больше количество зарубок, тем выше класс прочности (на автомобилях обычно применяются болты со степенью прочности от 0 до 5 зарубок). Класс прочности метрических болтов определяется цифровым кодом (подробнее об этом мы писали в этой статье ) . Цифры кода обычно отливаются, как и для дюймовых, на головке болта (на автомобилях обычно применяются болты классов прочности 8.8, 10.9, и 12.9).
Маркировка класса прочности болтов (вверху — дюймовые /SAE/USS, внизу — метрические)
Размеры/маркировка класса прочности дюймовых (SAE и USS) болтов
- G — маркировка класса прочности
- L — длина (в дюймах)
- T — шаг резьбы (количество витков на дюйм)
- D — номинальный диаметр (в дюймах)
Размеры и маркировка класса прочности метрических болтов
- P — класс прочности
- L — длина (в мм)
- T — шаг резьбы (расстояние между соседними витками в мм)
- D — номинальный диаметр (в мм)
Также по меткам класса прочности стандартные гайки могут быть отличены от метрических. Для идентификации прочности стандартных гаек применяются точечные метки, проштамповываемые на одной из торцевых поверхностей гайки, в то время как маркировка метрических гаек производится с помощью цифр. Чем больше количество точек, или чем выше значение цифрового кода, тем выше допустимое усилие затягивания гайки (класс прочности).
Маркировка класса прочности дюймовых шестигранных гаек
Шестигранная гайка.
Класс прочности 5
Идентификация класса: Три точки
Шестигранная гайка.
Класс прочности 8
Идентификация класса: Шесть точек
Маркировка класса прочности метрических шестигранных гаек
Маркировка класса прочности метрических шпилек
Торцы метрических шпилек также маркируются в соответствии с классом их прочности. Крупные шпильки маркируются цифровым кодом, тогда как на более мелкие наносится маркировка в виде геометрической фигуры.
- Знак РОМБ — Класс прочности 10.9
- Знак ПЛЮС — Класс прочности 9.8
- Знак КРУГ — Класс прочности 8.8
- Знак ТРЕУГОЛЬНИК – — Класс прочности 12.9
Следует заметить, что значительная часть крепежа, в особенности класса прочности от 0 до 2, вообще не маркируется. В этом случае единственным способом отличия стандартного крепежа от метрического является измерение шага резьбы, или сравнивание резьбы с однозначно идентифицированной.
Дюймовый крепеж часто называют также, в противоположность метрическому, крепежом стандарта SAE, однако, следует помнить, что под классификацию SAE попадает лишь мелкий крепеж. Крупный крепеж с неметрической резьбой является крепежом американского стандарта (USS).
Так как крепеж одного и того же геометрического размера (как дюймовый, так и метрический) может иметь различные классы прочности, при замене на автомобиле болтов, гаек и шпилек следует уделять внимание соответствию класса прочности устанавливаемого нового крепежа классу прочности старого.
Метрология
Примеры решения задач по метрологии
Расчет резьбового соединения
Задача
Рычаг переключения передач автомобиля МАЗ-500А имеет резьбу М12×1,25-Н6/6g .
Требуется:
Решение:
Параметры резьбы определяем в соответствии с ГОСТ 16093-81 (см. рис. 1).
Условные обозначения параметров резьбового соединения в соответствии с ГОСТ 16093-81:
d — наружный диаметр наружной резьбы (болта);
d1
— внутренний диаметр наружной резьбы;
d2
— средний диаметр наружной резьбы;
D — наружный диаметр внутренней резьбы (гайки);
D1
— внутренний диаметр внутренней резьбы;
D2
— средний диаметр внутренней резьбы;
P — шаг резьбы;
Td; Td2; TD1; ТD2
— допуски диаметров d, d2, D1, D2
;
es — верхнее отклонение диаметров наружной резьбы;
ES — верхнее отклонение диаметров внутренней резьбы;
ei — нижнее отклонение диаметров наружной резьбы;
EI — нижнее отклонение диаметров внутренней резьбы.
Исходя из условного обозначения заданной резьбы М12×1,25-Н6/6g можно определить ее номинальный диаметр, который указан после обозначения типа резьбы «М» — резьба метрическая: D = d = 12 мм.
Шаг резьбы Р указывается после обозначения номинального диаметра (если резьба мелкая) через знак умножения «×», и для заданной резьбы равен Р = 1,25 мм.
В соответствии с ГОСТ 24705-81 номинальные значения наружного, среднего и внутреннего диаметров резьбы М12×1,25 должны соответствовать следующим значениям:
При изготовлении, как болт, так и гайка имеют какие-то погрешности шага резьбы и угла профиля, поэтому резьбовая пара свинчиваться не будет, если средний диаметр болта выполнен по наибольшему предельному размеру, а гайки по наименьшему, т.е. эти диаметры равны.
Чтобы не допустить подъема профиля резьбы болта выше номинального профиля гайки ниже номинального, необходимо произвести для болта некоторое искусственное занижение его, а для гайки — завышение. Эти занижение и завышение, так называемые диаметральные компенсации, призваны скомпенсировать отклонения половины угла профиля и шага.
Поэтому принято различать два понятия: собственно средний диаметр, т.е. диаметр без рассмотренных погрешностей, и приведенный средний диаметр, учитывающий отклонения (см. рисунки 2,а и 2,б).
Диаметральные компенсации получают, используя допуски на изготовление резьбы, которые рассчитываются по предельным отклонениям диаметров, устанавливаемым ГОСТ 16093-81.
Поле допуска для болта (наружная резьба) М12×1,25-6g определим по таблице 1 указанного ГОСТа.
Для номинальных диаметров свыше 11,2 до 22,4 мм предельные отклонения диаметров будут равны (см. таблицу):
Разболтовка дисков.
Говоря о разболтовке дисков, для начала необходимо вспомнить маркировку. Согласно параметрам вся маркировка колесных дисков стандартна. Данные стандарты едины и для штампованных и для литых дисков.
Для определения типа и размера дисков вашего автомобиля, вы можете воспользоваться калькулятором размера шин и дисков.
Для примера рассмотрим маркировку 5,5Jx16H2 ET30 PCD: 5/112 d 66.6 и расшифруем ее. В предложенной маркировке колесного диска:
- 5.5 — это ширина диска, которая указана в дюймах (B);
- 16 — это диаметр диска, измеряется в дюймах (D);
5/112 — это значение и называется разболтовкой диска. Этот параметр показывает число крепежных болтов (в примере их 5) и диаметр окружности их размещения. В рассматриваемой маркировке он равняется 112 миллиметра. В соответствии с международным стандартом этот диаметр принято называть «Pitch Circle Diameter» (PCD).
ET 30 — это «вылет» (вынос) диска, измеряется также в миллиметрах. В данном случае он равняется 30 миллиметрам. Этот параметр представляет собой зазор между привалочной плоскостью и центром ширины диска. Вылет нулевой, если эти плоскости совпадают. Вылет положительный, если первая плоскость не переходит за вторую. Вылет отрицательный, если плоскость, которой диск прижимается к ступице, пересекает границы придуманной плоскости центра ширины диска. В нашей маркировке указано положительное значение и определяется ET30. Если бы вылет был отрицательный, то он обозначался ET-30.
- OFFSET – обозначение вылета в американских производителей.
- DEPORT – вылет у французских изготовителей.
- ET – обозначение вылета у немецких производителей. КАРТИНКА
Вынос диска и разболтовка.
Во время установки нужно учитывать и вылет диска, ведь он не менее значим. Если его значение будет отрицательным, то выступающая часть диска на повороте будет упираться в колесную арку. Если же этот показатель будет положительным, то большая часть диска будет внутри. В случае, когда вы подобрали диск, не учитывая вылет, то все попытки его установить заранее обречены. Ведь детали подвески не позволят вам этого сделать.
Разболтовка колесных дисков.
Очень часто автовладельцам приходится самим определять разболтовку дисков. Если количество крепежных болтов определить сможет каждый, то диаметр окружности их расположения установить гораздо тяжелее. КАРТИНКА
Рассмотрим более понятный способ расчета. Для наглядности смотрите на рисунок. Итак, нам необходимо узнать величину А. Берем штангенциркуль и измеряем расстояние между стенками соседних отверстий. Теперь к этому числу суммируем диаметр самого крепёжного отверстия. В результате получилась дистанция между центрами соседних отверстий. Формулы используются зависимо от числа отверстий на диске. Итоговая величина В является PCD.
Разболтовка дисков считается фактором, которой тем или иным образом влияет на безопасность движения. Вот почему не нужно им пренебрегать. Если соответствия не будет, то колесо неточно установится по оси и как результат не получится требуемый момент затяжки. И может визуально заметить отклонения от нормы крайне сложно, но при езде у такого колеса будет увеличенное биение. По истечении какого-то времени это деформирует детали рулевого механизма, а также подвески. Бывают и такие случаи, когда при езде полностью откручивается колесо.
Есть такие автолюбители, которые подгоняют разболтовку диска, у которого диаметр (PCD) чуточку больше исходного. В таком случае для установки применяют специальные центровочные кольца. Данная методика имеет своих приверженцев и противников. Не следует проводить эксперименты, если не уверены в безопасности движения. Поскольку в случае неудачи никакая роскошь внешнего вида не стоит полученных потерь.
Ниже приведем таблицы совместимости дисков (PCD, ET и DIA) для определенных марок машин. Однако данные таблиц можно применять только в качестве ознакомления. Прежде чем приобретать колесные диски уточняйте более конкретную информацию у специалистов либо продавцов.
Таблица разболтовки дисков автомобилей Ауди
Таблица разболтовки дисков автомобилей БМВ
Таблица разболтовки дисков автомобилей Daewoo
Таблица разболтовки дисков автомобилей Форд.
Таблица разболтовки дисков автомобилей Hyndai
Таблица разболтовки дисков автомобилей отечественного автопрома.
По технологии производства различают кованые, стальные и литые диски. Наиболее популярны стальные диски, поскольку они характеризуются относительно приемлемой стоимостью и способностью к рихтованию. Данная особенность гарантирует высокую стойкость при ударах, в результате которых они не лопаются.
Что касается литых дисков, то они довольно легкие. Их масса является главным достоинством. Но есть и свои недостатки. Один из которых — подверженность коррозии. Увы, от такой напасти не спасают даже специальные покрытия.
Кованые диски в свою очередь довольно жесткие и надежные. Они никогда не лопаются, не требуют дополнительных средств защиты, а при деформации такая разновидность дисков легко поддается ремонту.