Для чего нужен аэрограф
Аэрограф. Что это? Как выглядит?
Всем привет! Сегодня я расскажу и покажу Вам как выглядит аэрограф, и что он умеет)) Постараюсь объяснить максимально просто и понятно))
Аэрограф (аirbrush) — в переводе с английского означает «воздушная кисть») — приспособление для нанесения жидкого материала путем пневматического распыления. Проще говоря, это железная штука, с которой под давлением воздуха распыляется краска) Они бывают разных видов: зависимые (автомат) и независимые (ручной), одинарного и двойного действия, с верхней, боковой или нижней подачей краски. Так же аэрографы отличаются от размера сопла (дырка, с которой выходит краска ), они бывают от 0.18 до 0.6 мм . бывают и больше, но это уже можно отнести к мини джетам и краскопультам. В основном все используют аэрографы двойного независимого действия. Собственно речь пойдет о нем. Выглядит он вот так:
Но чтобы рисовать не достаточно лишь одного аэрографа. он работает только когда есть воздушный компрессор, собственно он и качает воздух. Происходит это следующим образом: Компрессор накачивает воздух, опускает его в ресивер (если такой имеется), в ресивере(что-то типа бака, для хранения воздуха) воздух сжимается, потом сжатый воздух идет уже на выход из компрессора, и через шланг уже поступает в аэрограф. Компрессор для аэрографии выглядит вот так:
В данном случае, аэрограф у нас с верхней подачей краски, соответственно краску мы заливаем в эту чашу вверху)) На аэрографе есть так называемы Триггер (это кнопка сверху, которая регулирует подачу краски), при нажатии на триггер в аэрограф поступает воздух, когда триггер отводишь назад, через аэрограф начинает проходить краска, собственно чем дальше тригер — тем больше распыляется краски.
Соответственно триггером мы и контролируем подачу материала и толщину линии, которую рисуем. Минимальная толщина линии — это где-то 0.2 — 0.3 мм, примерно как волосинка
Единственно неудобство аэрографов с верхней подачей материала — это то, что каждый раз при смене цвета нужно промывать эту чашу, чтобы цвета не смешивались) ..но это не занимает много времени.
В случае с аэрографом с нижней подачей, все немного проще. краску можно менять быстрее, просто сменив баночку и продув в сторону лишнюю краску, которая осталась в аэрографе. Выглядит он вот так:
Принцип работы у него такой же, единственное отличие в подаче материала.
В полностью разобранном виде аэрограф выгядит вот так)))
Да, так кучу мелких деталей) но все не так страшно как кажется))) ..сегодня не буду вдаваться в подробности и рассказывать за каждую эту мелкую деталь)
Для того, чтобы промыть аэрограф, не нужно его разбирать до болтика. достаточно будет после работы продуть через аэрограф достаточное количество воды или расстворителя (зависит от того, какими красками пользоваться), протереть иглу, ну и можно слегка почистить аэр щеточками и ушными палочками — это если не совсем лень
Пару слов о красках, они бывают разные по составу и конечно производитель. Некоторые рисуют обычным акрилом, но я предпочитаю спец. краски для аэрографии, они кстати тоже на водной основе, но отличие их в том, что у спец. красок меньше пигмент, соответственно их не нужно сильно разбавлять и они с легкостью проходят через аэрограф. Еще существуют краски на основе растворителей, на сольвентной основе. преимущество их в том, что они моментально сохнут и у них очень мелкий пигмент, но беда — они воняют ..хотя мне нравится запах))) но после пары часов рисования без респиратора начинает шатать
Так же как и в любой продукции, аэрографы есть качественные и Китай)) ..сегодня, для примера, рассматривал аэрографы Iwata HP-CP (Япония) и Harder & Steenback Evolution X (Германия) + Компрессор Iwata IS 875 Я за качество!
Надеюсь ничего такого супер важного не забыл и описал все более-менее понятно)) Всем Спасибо!
Как устроен аэрограф?
Аэрограф — это красящее устройство, распыляющее краску подобно аэрозольному баллончику, но гораздо тоньше и аккуратнее. Тонкость распыления краски, размер наносимой линии или точки зависят от:
— количества и давления воздуха;
— объема и вязкости подаваемой краски;
— конструкции аэрографа;
— расстояния между аэрографом и окрашиваемой поверхностью.
Выглядит этот загадочный инструмент вот так и внешне напоминает ручку для письма.
Для того, чтобы правильно пользоваться и ухаживать за инструментом, необходимо понимать, как он устроен. Конструкция его достаточно хрупка, и потеря хотя бы одной детали может привести к поломке или некорректной работе всего аэрографа.
Устройство аэрографа
Столь компактный на первый взгляд инструмент включает в себя около 30 внутренних составляющих, которые обеспечивают качество его работы. Ниже мы рассмотрим основные элементы аэрографа и расскажем, какую именно роль они играют при создании аэрографических шедевров.
Сопло. Может быть резьбовым (снимается и ставится при помощи специального ключа, идущего в комплекте) и конусным (просто вставляется в гнездо и поджимается колпачком). Диаметр сопла является одной из основных характеристик аэрографа. Данный элемент регулирует струю краски и отвечает за то, насколько тонкой/толстой будет рисуемая Вами линия.
Игла. Очень важная и хрупкая деталь аэрографа, которая отвечает за количество поступающей сквозь сопло краски. Чем сильнее Вы отодвинете ее от сопла, тем больше будет поток краски, и наоборот.
Направляющая иглы с цанговым зажимом. Благодаря этой детали игла зафиксирована внутри аэрографа, совершает свое движение в одной плоскости (вперед-назад) и точно попадает в сопло.
Бачок для краски. Именно сюда заливается краска и уже из емкости поступает в аэрограф, смешиваясь с воздухом и распыляясь под давлением. Объем бачка может быть самым различным (от 0,5 до 100 мл) и зависит от того, для чего именно Вы используете инструмент. Бачок может быть как встроенным (не снимается), так и съемным. От того, как он закреплен, зависит подача материала, которая может быть верхней, нижней или боковой.
Регулятор подачи краски. Есть не во всех аэрографах и представляет собой закручивающийся винт, который контролирует, насколько подвижной будет игла. Удобен тем, что благодаря ему можно настроить иглу так, чтобы та не убиралась полностью, а фиксировалась на каком-то определенном участке, тем самым «сохранив» в памяти аэрографа положение, при котором будет осуществляться самая оптимальная подача краски.
Пусковой рычаг (триггер). По сути, это кнопка, напоминающая собой джойстик, при помощи которой Вы управляете аэрографом, словно выключателем. Рычаг связан с иглой и, соответственно, отодвигая его, Вы контролируете подачу краски через сопло. Если аэрограф имеет функцию двойного независимого действия, то при нажатии на рычаг Вы контролируете и подачу воздуха. То есть, чтобы рисовать аэрографом двойного действия, нужно нажать на рычаг (подать воздух), а затем отвести его назад (смешать с воздухом краску).
Клапан подачи воздуха. Суть работы аэрографа заключается в рисовании краской, смешанной с воздухом и выпускаемой под давлением. Клапан регулирует подачу воздуха и, прежде чем начать работу, сперва нужно открыть именно его (открывается при помощи рычага подачи краски). Важно помнить, что аэрограф — это просто «кисть» в руке мастера, и необходим компрессор, чтобы эта кисть могла рисовать. Компрессор — это насос, который через шланг перекачивает воздух в аэрограф, а тот уже распыляет материал.
Аэроконтроль (Air Control). Вспомогательное оборудование, которое так же есть не во всех аэрографах. Установлен он в нижней части аэрографа и пересекается с каналом подачи воздуха. Закручивая/откручивая регулировочный винт, Вы сможете уменьшить или увеличить количество и давление подаваемого воздуха. Почему это важно? При неправильной настройке подачи воздуха краска может ложиться неравномерно. Так, при низком давлении воздуха, Вы можете наблюдать наличие капелек на окрашиваемой поверхности, а при высоком — «паучьи лапки».
Ну что ж, теперь Вам известно, как устроен инструмент, с помощью которого Вам предстоит создавать свои графические шедевры. Можете смело браться за дело и гордиться своими результатами!
О том, какой именно аэрограф Вам нужен, и как определиться с выбором среди такого большого многообразия товаров, читайте в нашей статье «4 правила подбора идеального аэрографа»
Не забудьте про компрессор. О том, какой именно подойдет для Ваших целей, читайте в статье «Вторая половина для аэрографа или как подобрать компрессор»
Если статья была для Вас интересной, расскажите о ней друзьям
Аэрограф. Виды и устройство. Работа и применение. Особенности
Аэрограф – это миниатюрный красящий пневматический инструмент распыляющий краску. Устройство имеет размер шариковой ручки. Оно применяется для выполнения тонких покрасочных работ, где требуется нанесение тончайших линий, толщиной в волос человека и более.
Как работает аэрограф
Инструмент подсоединяется с помощью шланга высокого давления к компрессору. При нажатии на пусковой рычаг (триггер) осуществляется подача воздуха. Во время движения он захватывает краску, которая располагается в бачке распылителя. Смесь воздуха и краски выходит через сопло устройства, создавая факел. Распыляемые аэрографом частицы имеют микроскопическую дисперсию, благодаря чему слой краски ложится ровно без шероховатостей и рельефа.
В конструкции аэрографа имеется игла, которая запирает выход сопла. Отодвигая ее пусковым рычагом создается зазор, сквозь который выходит смесь воздуха и краски. Чем сильнее нажимать на триггер, тем крупнее зазор и больше распыляемый факел. Устройство может предусматривать различные способы регулировки подачи воздуха и выхода краски.
Сфера применения
В аэрографах применяются мелкодисперсные краски, которые при распылении способны разделяться на микрочастицы. Они могут готовиться на разнообразных основах, что обеспечивает широкий диапазон применения распылителей.
Аэрографами можно наносить красящие составы на практически любые поверхности:
- Дерево.
- Металл.
- Пластик.
- Керамику.
- Бумагу.
- Ткань и т.д.
С их помощью выполняются сложные рисунки на капотах и дверцах автомобилей. Также существуют устройства, с помощью которых создаются сложные узоры на маникюре. В продаже можно встретить инструмент для нанесения профессионального макияжа и грима. Из пищевой стали производятся даже аэрографы для раскрашивания кондитерских изделий.
Виды аэрографов по принципу управления
Существует 4 популярных конструкций управления подачей красящего факела:
- Двойного независимого действия.
- Автоматического.
- Одинарного действия.
- Куркового типа.
Распылители двойного независимого действия
Являются самыми распространенными устройствами профессионального класса. Их выбирают при наличии определенного опыта пользования таким инструментом. Главная особенность таких распылителей заключается в возможности одновременного управления подачей воздуха и количеством выдачи краски. Имея возможность регулировать оба процесса, можно корректировать параметры факела, получая тонкую работу. Аэрограф данного типа имеет расположенный вверху триггер, который может двигаться в двух направлениях. Прижимая его вниз, открывается подача воздуха. Отодвигая его назад, осуществляется выход краски. Чем дальше двигать курок на себя, тем больше краски будет подаваться.
При работе такими устройствами необходима большая сосредоточенность. В зависимости от того какое движение было выполнено первым, будет зависеть как именно ляжет краска. В большинстве случаев более правильным будет изначальное нажатие на триггер для подачи воздуха, после чего рычаг ведется на себя, чтобы подать краску. Таким образом красящие частицы выйдут равномерно, предотвратив образование клякс и подтеков. Для прекращения линии нужно выдвинуть рычаг от себя, перейдя на воздух, после чего отпустить его вверх.
Отдельные художественные приемы могут предусматривать изначальное открытие краски, после чего подачу воздуха. Не имея должного опыта во время работы можно путать очередность действий, поэтому новички редко применяют распылители двойного независимого действия. Кроме этого такой способ регулировки курка создает непривычную нагрузку на указательный палец, поэтому работать долго очень сложно.
На тыльной части аэрографа двойного независимого действия имеется регулировочный винт, который управляет движением иглы. Он выступает в качестве ограничителя. С его помощью можно ограничить дальность движения триггера на себя. Таким образом, выдвинув курок до упора можно удерживать интенсивность выхода краски на необходимом уровне. Если же не провести регулировку винтом, то в случае случайного чрезмерного движения пальцем выйдет больше краски и линия получится более жирной.
Автоматические аэрографы
Такие распылители также называют двойного зависимого действия. Аэрограф данного типа предусматривает движение триггера в одном направлении. Курок не имеет движения вниз, поэтому его не нужно нажимать. Отодвигая триггер на себя, сначала открывается воздух, а при дальнейшем движении подается краска. Как следствие факел ложится на окрашиваемую поверхность без клякс, но при использовании таких распылителей теряется возможность применения некоторых художественных приемов.
Пользоваться таким аэрографом намного легче. С ним рука устает намного меньше, а кроме этого исключается путаница с тем, в какую сторону нужно сделать движение курка, чтобы скорректировать параметры распыляемой струи.
Распылители одинарного действия
Подобные аэрографы имеют более простую конструкцию, благодаря чему стоят дешевле предыдущих типов. Их особенность заключается в том, что при нажатии триггера сразу же открывается подача воздуха и краски. Курок двигается только вниз. Интенсивность выхода факела регулируется силой нажатия. В задней части устройства имеется регулировочный винт, меняющий положение иглы перекрывающей сопло.
Пользоваться таким аэрографом проще всего. Однако при его применении во время нажатия может наблюдаться плевок краски, поэтому такие устройства малопригодны для тонкой работы. Аэрограф одинарного действия обычно применяется только для грубой обработки, когда нужно закрасить большую площадь фона или покрыть весь рисунок лаком. Пользоваться этим краскораспылителем проще всего, поскольку принцип его удержания в руки максимально напоминает применение шариковой ручки.
Аэрограф куркового типа
Такие распылители максимально напоминают обыкновенный краскопульт, который подключается к компрессору. Вместо триггера расположенного вверху они оснащаются курком, закрепленным под корпусом аэрографа. При работе с этими устройствами пальцы практически не устают, но подобный принцип удержания устройства усложняет возможность выполнения тонкой работы. В связи с этим курковые аэрографы больше подходят для окрашивания фонов и нанесения лаков.
При нажатии на курок сначала осуществляется подача воздуха. Надавливая на него дальше, подается краска. При плавном отпускании курка сначала прекращается распыление краски, после чего останавливается воздух. Благодаря этому линии ложатся плавно и без плевков.
Виды аэрографов по способу фиксации бачка
Бачок для заправки краской может фиксироваться сверху или снизу корпуса распылителя. Это является важным критерием при выборе подобного устройства. В том случае, если бачок расположен снизу, подача краски осуществляется только в результате создания вакуума при движении воздуха. В связи с этим состав выходит через сопло лишь при наличии достаточного давления воздуха. Если применяется слабый компрессор, или изначально нужно выставить небольшое давление для особого художественного приема, то пользоваться подобными устройствами не получится. Явным достоинством таких аэрографов является возможность заправки большего количества краски. Зачастую ее даже не нужно переливать. Крышка бачка позволяет прикручивать баночки с краской, откладывая в сторону стандартный баллон.
Аэрограф с бачком сверху является более популярным. В нем краска течет самотеком, кроме этого всасывается благодаря созданию вакуума. Как следствие распыление происходит даже при малом давлении воздуха. Такие бачки обладают небольшой вместительностью всего в 5-7 мл.
Характеристики сопла
Одним из важных параметров, влияющих на красящие свойства аэрографа, является выходной диаметр сопла. Он может составлять толщину от 0,15 до 0,6 мм. Самое тонкое сопло в диапазоне 0,15-0,18 мм применяется для рисования тончайших линий всего в волос человека. Такими аэрографами обычно пользуются профессиональные художники, а также мастера маникюра. Самыми распространенными являются распылители с соплом 0,2-0,3 мм. Они универсальны и позволяют делать средние по ширине линии. Ими вполне можно рисовать как сравнительно тонкие детали, так и окрашивать поверхности. Максимальные сопла в диапазоне 0,4-0,6 мм используются для закрашивания фона и нанесения лаков.
Параметры компрессора
Чтобы аэрограф работал, его необходимо подсоединить к компрессору. Делается это с помощью гибкого шланга. Применяемые компрессоры отличаются небольшими габаритами. Они многократно меньше тех устройств с ресивером, которые используются на полноразмерном краскопульте.
Чаще всего миниатюрные компрессоры могут иметь мембранную или поршневую конструкцию. Первые не оснащаются большой накопительной камерой, поэтому закачивают воздух постоянно. Подобные устройства включаются сразу же при нажатии на триггер. При их использовании страдает качество рисуемых деталей, поскольку наблюдается нестабильность давления. Компрессор с ресивером накапливает воздух в баллоне, который уже из него подается на аэрограф. Это обеспечивает стабильное давление и равномерное распыление факела. С аэрографами применяются небольшие компрессоры, рабочее давление которых составляет от 1 до 3 атм.
Аэрограф. Основные понятия и уход.
Как устроен аэрограф? Сжатый воздух из компрессора или контейнера под давлением, подаётся через маленькое сопло. Движущийся воздух вытягивает из резервуара (чашки или банки) краску, распыляет её в тонкий, равномерный туман. Конусный кончик иглы направляет факел распыления и регулирует в нём количество краски.
Почти все современные аэрографы делятся на аэрографы одиночного и двойного действия. «Одиночного действия» означает, что курком контролируется что-то одно – или только подача воздуха, или только подача материала. У аэрографов двойного действия курок управляет и воздушным клапаном, и материалом. За счёт движения назад-вперёд игла открывает и закрывает отверстие в сопле, ограничивая подачу краски.
Paasche H – типичный аэрограф одиночного действия. Краска поднимается из чашки или банки под аэрографом через материальное сопло с насечками, которым можно регулировать подачу краски. Кнопка сверху открывает воздушный клапан.
Iwata Eclipse – модель двойного действия. Нажатие вниз на триггер открывает воздушный клапан, а оттягивание его назад регулирует подачу краски. Модель оснащена чашей гравитационной подачи, или, как ещё называют такой вид, верхней подводкой материала. Винт в задней части фиксирует иглу.
Badger 200 – модель гибридной системы. Она оснащена иглой, как и модели двойного действия, но подача краски регулируется винтом на заднем конце, а верхний триггер только открывает воздушный клапан.
Разброс цен на аэрографы весьма значительный, от нескольких сотен рублей за китайские клоны известных марок до десятков тысяч. От цены зависят как возможности аэрографа, так и его качество. Недорогие модели могут служить для нанесения грунтовки или равномерных цветов, а также «тренировочным» аэрографом.
У аэрографов двойного действия в задней части корпуса может быть винтовой механизм, ограничивающий ход иглы и, соответственно, подачу краски. Это позволяет «не переливать» краску с небольшой дистанции и рисовать очень тонкие и аккуратные линии. При выборе аэрографа двойного действия, обратите внимание на тип используемого сопла. Они бывают винтовые и самоцентрирующиеся. Аэрограф с самоцентрирующимся соплом мне видятся более предпочтительными, и вот почему: недорогие китайские аэрографы с винтовыми соплами изготовлены из мягкого металла, что может привести к разрушению резьбы самого сопла, что не так страшно, или к разрушению резьбы на корпусе аэрографа, это уже гораздо хуже. Ещё у «китайцев» бывают не соосные резьбы и канал подачи краски, из-за чего факел распыла направлен не туда, куда надо, а краска сильно налипает на защитную коронку. Это не значит, что такая неприятность обязательно произойдёт, но для китайских аэрографов шансы получить хороший инструмент значительно ниже, чем при покупке оригинального японского (Jas – это в основном клоны IWATA), немецкого или американского аэрографа.
Ещё один небольшой, но очень важный фактор — это эргономика. У всех руки разного размера и не бывает удобного для всех хвата. Поэтому было бы неплохо перед покупкой взять аэрограф в руку.
Аэрографы двойного действия, такие как Harder&Steenbeck Evolution, Hansa, Iwata Revolution, Paasche VJR и появившиеся совсем недавно MENG и AMMO by Mig дают пользователю больше контроля и могут рисовать очень тонкие линии. Однако, ими сложнее пользоваться, разбирать и чистить.
Независимо от выбранного аэрографа, для работы потребуется источник сжатого воздуха. С одного края источников – банка со сжатым воздухом. Стоит от 150 рублей и хватает примерно на одну модель, а может и меньше. Для работы с таким требуется специальный редуктор-переходник, и если объём работ невелик, этот источник может оказаться самым экономным.
Если же вы планируете красить много, то стоит приобрести компрессор. Разброс цен также значительный, от простейших китайских машинок за 2 000, больше похожих на компрессор для аквариума, до серьёзных установок за несколько десятков тысяч. Наличие у компрессора регулятора выходного давления позволяет управлять объемом проходящего через аэрограф воздуха, ресивер сглаживает пульсацию, неизбежно образующуюся в поршневом компрессоре, а специальный фильтр осушает воздух, удаляя возможный конденсат. Весьма популярной на нашем рынке является модель JAS 1203 китайского производства, так как сочетает в себе все эти полезные мелочи и при этом стоит довольно вменяемых денег. При использовании компрессора с регулятором давления и ресивером, на мой взгляд, аэрограф с аэроконтролем не нужен.
Я не буду рассказывать про сам процесс покраски и про характерные проблемы, которые при этом возникают, об этом достаточно сказано, например,
Перейдём к заключительной части процесса. После каждой покраски аэрограф нужно чистить! Это не так страшно, как кажется, и не занимает много времени, зато позволяет поддерживать инструмент в хорошем состоянии и не допускать некоторых проблем при покраске. Аэрографы одиночного и двойного действия требуют немного разных подходов, а смена цвета не требует полной разборки аэрографа, если вы не меняете краску с металлика на не-металлик или с тёмного оттенка на светлый. За исключением этих двух случаев при смене краски достаточно только промыть аэрограф, не переходя к пунктам 2 и 3.
Для чистки вам понадобятся: банка для очистки, растворитель для используемой краски (thinner), очиститель для аэрографа (cleaner), вата, зубочистки, ватные палочки, салфетки или туалетная бумага и мягкие ёршики для курительной трубки. Иногда очиститель можно заменить обычным растворителем №646 или ацетоном, но эти вещества разъедают резиновые прокладки.
1. Промывка аэрографа
1.1. Как только вы закончили красить, слейте краску в контейнер для отходов и отсоедините банку или чашку, если они снимаются.
1.2. Промойте ёмкость растворителем и слейте его в контейнер для отходов.
1.3. Присоедините ёмкость, залейте в неё очиститель, продуйте через аэрограф в банку для очистки почти полную чашку очистителя.
1.4. Снимите банку или чашку и протрите её салфетками или ватными палочками, вымоченными в очистителе. Также прочистите трубки подачи при помощи ёршика, ватной палочки или салфетки.
1.5. Продуйте остатки очистителя в аэрографе и прочистите механизм (см. ниже)
1.6. Соберите аэрограф и продуйте немного очистителя на белую салфетку. Если он чистый, переходите к следующему шагу, при необходимости повторите шаги 4 и 5.
1.7. Продуйте через аэрограф в банку для очистки остатки очистителя. Смажьте иглу, если она есть. Не оставляйте в аэрографе никаких жидкостей, храните его всегда сухим.
2. Чистка аэрографа одиночного действия:
2.1. Промойте аэрограф (см. выше).
2.2. Снимите, если это возможно, банку или чашку.
2.3. Аккуратно разберите материальное сопло. Протрите каждую деталь ваткой, смоченной очистителем.
2.4. Протрите внутреннюю сторону кончика, куда подсоединяется сопло, ватной палочкой или салфеткой.
2.5. Сверните уголок салфетки в плотный конус и протрите им внутреннюю поверхность сопла. Никогда не проталкивайте ничего сквозь сопло! Если внутри осталась краска, замочите ненадолго сопло в растворителе, в зависимости от используемой краски. Повторно протрите сопло скрученной салфеткой. (прим. пер.: можно использовать зубочистку, на кончик которой намотана вата, но с должной аккуратностью).
2.6. Соберите аэрограф и возвращайтесь к шагу 1.6
3. Чистка аэрографа двойного действия и гибридных систем.
3.1. Промойте аэрограф, как указано в разделе 1.
3.2. Снимите, если это возможно, чашку или банку. Согласно инструкции производителя выньте иглу.
3.3. Аккуратно разберите сопло. Протрите каждую деталь ваткой, смоченной очистителем.
3.4. Протрите внутреннюю часть крышки сопла ватной палочкой, смоченной очистителем. Протрите трубку подачи краски, через которую проходит игла, ёршиком или скрученной салфеткой.
3.5. Сверните тонкий конус из салфетки и протрите внутреннюю часть сопла. Не пытайтесь проталкивать жёсткие предметы типа ёршиков через сопло! Кончик аэрографа двойного действия чрезвычайно нежный, и требует полной очистки. Если не удалось полностью очистить крышку сопла и сопло, замочите их на некоторое время в растворителе или очистителе и потом протрите. (Прим. перев.: В самом крайнем случае можно использовать зубочистку, на кончик которой намотана вата, но с должной аккуратностью. В самом крайнем случае, можно использовать специальную иглу для чистки сопла, если это позволяет конструкция сопла.)
3.6. Протрите иглу тканью или ватой, смоченной растворителем или очистителем от конца к началу. Будьте аккуратны! Игла очень острая.
3.7. Соберите аэрограф и вернитесь к пункту 1.6.
А вот вам мой набор для чистки аэрографа. Банку я сделал сам — трубка, в которую плотно вставляется аэрограф, опускается ниже уровня воды, а для выхода воздуха прорезано отверстие, в которое вставлено несколько слоёв тонкого поролона. Так себе поделка, но лучше, чем ничего.
Написано в основном по материалам журнала FineScale Modeller, статья Chris Appoldt и порядок чистки от Terry Thompson, а также исследования некоторых сайтов и личного опыта.
Всегда приветствуются конструктивные дополнения, предложения и пожелания в комментариях!