Принцип смазки цепи бензопилы
Устройство системы смазывания цепи бензопилы. Масла для смазки цепей
Масла для смазки цепей бензопил — какие лучше и как использовать?
Цепная бензопила — инструмент, оснащенный двухтактным карбюраторным двигателем. Для качественной и длительной работы бензопилы необходимо не только топливо — бензин, но и смазочные материалы, то есть, масло. Все технические масла, независимо от принципа действия и сферы применения служат одной цели — качественной работе двигателя, смазыванию ведущих частей мотора, долговечности деталей, уменьшению степени износа деталей.
Важно! Моторное масло для смешивания с бензином с целью заправки бензопилы и масло для смазывания цепи бензопилы — не одно и то же!
Идеальное масло для смазки цепи бензопилы должно отвечать таким требованиям:
- быть качественным, желательно, известного мирового бренда или «родным», которое выпускает производитель для своих бензопил;
- иметь хорошие адгезивные свойства, то есть, равномерно и плотно распределяться по всей площади цепи и месту соприкосновения цепи с шиной;
- соответствовать нормам вязкости для времени года;
- не быть дымообразующим;
- выдерживать низкую температуру и не застывать при морозе, что особенно важно для работы в зимнее время года.
Как использовать масло для смазки цепи бензопилы?
Для подачи смазки на цепь в цепной бензопиле или электропиле предусмотрен специальный насос. С помощью этого насоса масло должно подаваться непосредственно на шину, распределяться по цепи, способствуя качественной работе инструмента. Степень расхода масла напрямую зависит от количества оборотов двигателя — чем оно выше, тем больше расход.
Устройство системы смазывания цепи бензопилы
Составляющие смазочной системы бензопилы:
- масляный бак (расположен в картере, в него нужно лить масло, чтобы оно поступало на цепь);
- фильтр масляный (установлен внутри бака);
- маслопровод или маслопроводящий шланг (изготавливается из резины, устойчивой к износу);
- маслонасос;
- шестерня червячной передачи;
- шина бензопилы (в ней имеются отверстия, через которые поступает масло).
Видео — какое масло использовать для цепи бензопилы:
Зачем нужна смазка цепи бензопилы
Смазывать цепь бензопилы нужно по нескольким причинам:
- профилактика перегрева шины;
- улучшение хода цепи по шине;
- уменьшение износа цепи, более медленное стачивание лезвий;
- стабильная работа двигателя (чем меньше нагрузка на шину, тем стабильнее работает двигатель, с шиной, на которой отсутствует смазка, пила долго работать не будет);
- смазка цепи обеспечит возможность длительной работы при низких температурах.
Какие масла подходят для смазки цепи — классификация
Для смазки цепи бензопилы рекомендуется использовать такие типы масел:
- от известных мировых производителей (Штиль, Дэу, Хускварна и другие, на упаковках таких масел обычно есть отметка «адгезивное»);
- оригинальные цепные от одноименного производителя (если такие имеются в ассортименте);
- с хорошим показателем биоразлагаемости по CEC-L-33-T-82 ( > 95%);
- с вязкостью, соответствующей европейским стандартам качества и безопасности. Пример стандарта: индекс вязкости 130 DIN ISO 2909, плотность при +15°C — 0.89 г/см³ DIN 51757, температура загустения -25°C DIN ISO
Чем заменить?
Если использовать масло для цепи одноименной марки от производителя нет возможности, приемлемым вариантом будет использование моторных масел известных брендов, которым можно заменять цепное. Конечно, постоянно использовать моторное для цепи бензопилы не желательно, но в качестве временной меры — допустимо. Производители, чьи моторные масла сохраняют рабочие свойства при температуре до минус 30°С: Нанотек Премиум, Стандарт, Энкор, Макита, Макита Биотоп, Макита Орегон, Штиль Био Плюс.
Видео о масле для смазки цепи бензопилы:
Какие масла не подходят для смазки цепи
Плохо отражается на качестве работы бензопилы и состоянии цепи и шины применение таких видов масел:
- фальсификатов неизвестного производства (состав таких масел нельзя проанализировать и подтвердить);
- отработки, которая не прошла фильтрацию и отстаивание (механические частицы, которые содержатся в отработке, быстро приведут к износу цепи и шины), современные экологические нормы предписывают, что отработка не должна использоваться, ее следует утилизировать согласно правилам;
- трансмиссионное (не очень подходящий вариант из-за несоответствия вязкости).
Чем опасна экономия на масле?
Почему экономия на масле для цепи опасна для бензопилы? Если подходить к вопросу глобально, то износом цепи, шины, быстрым перегревом бензопилы во время работы и, в конечном итоге, даже поломкой двигателя. Стоимость вышедших из строя запчастей всегда намного выше стоимость хорошего масла, поэтому старайтесь постоянно заливать качественные жидкости известных марок в свою бензопилу.
ТОП-5 популярных масел для смазки цепи бензопилы
Рейтинг марок масел для смазки цепи бензопилы — пять ведущих мировых брендов:
- Ökoplus XS 68 – биоразлагаемое, для пильных цепей, изготовленное на основе растительного масла. Соответствует немецким нормам по биоразлагаемости, нормам лесных работ и манипуляциям с лесной техникой.
- Liqui Moly Suge-Ketten Oil 100 — минеральное цепное масло высокого качества, обладает прекрасными адгезионными свойствами и может применяться как при высоких, так и при низких температурах.
- Stihl BioPlus — для обработки быстроходных цепей. Применяется на бензопилах высокой мощности, работающих в суровых условиях.
- Vegeil Husqvarna — на растительной основе, максимально экологичное и биоразлагаемое.
- Oregon — все цепные масла последнего поколения изготавливаются на базе высокомолекулярных соединений, сохраняют цепь и шину от износа, защищают от коррозии.
Другие известные бренды, выпускающие цепные масла для бензопил и электропил: Motul, Ravenol, Днипро, Скиф-Ол, Mobil.
Принцип смазывания цепи и шины
Главный орган работы топливной системы бензопилы — это масляный насос. Когда обороты двигателя начинают повышаться, шестеренка червячной передачи дает импульс валу насоса и он начинает движение. Вал вращается, создавая давление внутри масляной мистрали. Таким образом, под давлением масло продвигается по мистрали к шине.
Масляный канал заканчивается там, где картер бензопилы соприкасается с шиной. В этом участке есть продольная проточка. Когда на бензопилу устанавливается шина, масляный канал совпадает с этой проточкой. Проточка регулирует поступление масла к шине бензопилы, причем, его количество никак не связано со степенью натяжения цепи.
После попадания масла на шину задействуется цепь — на ней обычно есть отверстия, из которых масло попадает на всю плоскость шины. Чем выше будет количество оборотов двигателя бензопилы, тем больше масла поступит на цепь. Некоторые модели бензопил имеют специальные регулировочные масляные насосы, с помощью которых можно отрегулировать количество масла, попадающего на цепь. Так выполняется регулировка степени расхода смазочных материалов.
Проблемы при смазке цепи
Основные проблемы со смазкой цепи, с которыми может столкнуться владелец бензопилы во время эксплуатации инструмента:
- Не поступает масло на цепь электропилы или бензопилы.
Причина: масла недостаточно для смазывания, засорен фильтр, сорвана резьба на шестерне насоса.
Такая неисправность устраняется заменой фильтра и добавлением масла в картер, заменой резьбы.
Рекомендуем посмотреть тематические видео о данной проблеме, которые размещены далее в статье.
- Разгерметизация масляной магистрали (характерна для бензопил марки Штиль).
Причина: распознать такую поломку можно по наличию масляных подтеков в нижней части бензопилы. Для устранения проблемы на посадочное место шланга после его закрепления наносится герметик, чтобы избежать протекания масла при дальнейшей эксплуатации.
Видео — масло не поступает на цепь пилы
Как уменьшить подачу масла на цепь бензопилы
Видео обзоры
Отзывы
Юрий, Днепр:
«Как владелец бензопилы с большим стажем и опытом применения, рекомендую всем — не экономьте на масле для цепи! Не используйте ни в коем случае отработку, никакой пользы такие смазочные материалы не принесут. Чем выше качество всех ГСМ, тем дольше прослужит ваша бензопила, особенно, если она не дешевая».
Система смазки цепи бензопилы
Каждая бензопила, независимо от ее модели, марки, а также класса имеет примерно одинаковое строение. Она состоит из нескольких важных узлов, среди которых и смазочная система. Без последней работа силового агрегата невозможна. За счет функционирования системы принудительной смазки, цепи инструмента снижается риск сильного износа, который гарантирован в условиях постоянного трения резного элемента о направляющую шины, неизбежного нагрева. При смазке цепного механизма смягчается трение, у оператора бензопилы потребность проводить ремонт этого элемента или его полную замену возникает гораздо реже.
Что представляет собой система принудительной смазки?
Бензопила Штиль система смазки и данный узел в других силовых агрегатах представляют собой идентичный узел, который зависит от скорости и количества оборотов сердца бензопилы, движка. Масло подается на резной элемент, а точнее на шину, дозировано. Это возможно за счет специального насоса.
Насос смазки цепи бензопилы передает на пильную гарнитуру расходный материал с высокими адгезионными характеристиками. Использовать нужно только расходный материал такого качества, так как, только он даже на максимальных оборотах цепного механизма сможет распределяться по всей шине равномерно.
Устройство смазочной системы
Система смазки цепи бензопилы, с учетом производителя инструменты, может немного отличаться по конструктивным особенностям, по использованным при создании данного узла деталям. При этом особенности не влияю на схему подключения системы, а также общее число используемых деталей.
К основным составляющим относят:
- масляный резервуар, размещенный в картере движка;
- фильтр бака (элемент, расположен непосредственно в резервуаре);
- маслопровод, который выглядит, как небольшой по диаметру шланг, изготовленный из высококачественной резины;
- сам насос, можно считать сердцем этого узла;
- подающая усилие от движка на сердце узла червячная шестерня (передачи червячного типа).
В некоторых работах специалистов по ремонту силовых агрегатов направляющая шина описывается не просто, как пильная гарнитура, но как одна из составляющих смазочной системы. Почему так? Объяснить это можно наличием в этой шине специальных отверстий, через которые подается масло. К слову, и саму цепь можно считать участницей транспортировки смазочного расходного материала, так как этот механизм также имеет детали, связанные с распределением масла.
По какому принципу работает данный узел?
Сердце узла – насос, рассмотрим принцип его функционирования.
- Как только обороты двигателя увеличиваются, шестеренка главного вала при помощи червячного привода заставляет работать насосный вал.
- При работе насосного вала создается давление, которое передается на масляную магистраль, что и выталкивает масло по направлению к шине.
- Конец смазочного канала расположен на стыке картера силового агрегата и направляющей шине, где размещена продольная проточка. На последнюю и приходится смазочный канал.
Какую функцию выполняет проточка? Она обеспечивает подачу масла на направляющую шину, не важно, какой у цепи уровень натяжения. Это является гарантией тому, что масло попадет на шину даже тогда, когда она в рабочий момент расположена в нестандартном положении.
Не забывайте о том, что в процессе смазки принимает участие цепной механизм. В зависимости от конструкционных особенностей цепь имеет отверстия или проточки, через которые смазка распределяется по шине. Масло будет поступать на шину быстрее, как только обороты двигателя станут более высокими.
У определенных моделей инструмента есть насосы, которые могут дополнительно регулироваться (оператор сможет корректировать пропускную возможность насоса, в зависимости от объема работы и условий эксплуатации пилы). Если есть необходимость, подача масла уменьшается, если ее нужно увеличить, проводится соответствующая настройка.
Обязательно ознакомьтесь со статьей, где представлена особенность подачи масла на цепь бензопилы Штиль. Система может отличаться в зависимости от бренда бензопилы.
Главный плюс такой функции – возможность экономить расходный материал. К слову, если вас интересует, какое масло лить для смазки цепи бензопилы, выбирайте то, что рекомендовано производителем вашего силового агрегата.
Поломки и способны их устранения
Рассматривая виды неисправностей смазочной системы, можно выделит две их категории:
- общие поломки, встречающиеся во всех видах силовых агрегатов;
- индивидуальные, которые зависят от типа насоса, от особенностей передачи червячного типа, от конструкционных иных особенностей определенной бензопилы.
Важно! Если смазочная система не работает, использовать пилу не рекомендуется. Так вы испортите не только цепь, но и направляющую шину, а также главную звездочку, которая приводит к необходимости больших инвестиций в ремонт устройства.
«Симптомы» неисправной смазочной системы:
- цепной механизм сухой, бледный, блеск отсутствует;
- цепь после установки быстро растянулась;
- направляющая шина нагревается, краска ее оплавляется;
- масло остается в прежнем объеме в резервуаре, невзирая на интенсивное использование инструмента;
- эффективность реза цепи значительно снижена.
Все это указывает на неисправность смазочной системы или на ее функционирование с перебоями.
Как проверить этот узел? Все просто.
- Демонтируем боковую шину.
- Заводим инструмент.
- Постепенно увеличиваем обороты, наблюдая за концом масляной магистрали.
Если расходный материал поступает, то причина проблематичной работы смазочного узла, скорее всего, кроется в засоренном фильтре, который можно почистить или же заменить на новый. По возможности после этой манипуляции подача расходного материала регулируется.
Если расходный материал не поступает, тогда нужно провести дополнительную диагностику, так как, по всей видимости, проблема серьезнее.
Обратите внимание на то, что не всегда для проверки работы смазочной системы нужно демонтировать шину. Альтернативно конец шины направляют вбок (используем чурку) с направления реза, максимизируя обороты, удерживаем шину (ее конец) в 10 сантиметрах от чурки. При подаче масла вы увидите соответствующие пятна.
Что делать, если подачи масла нет?
Как мы уже выяснили, нужно провести дополнительную диагностику. Для этого разбираем смазочную систему. Учтите, что в некоторых моделях пил это возможно при полной разборке инструмента. Так что, на всякий случай, вооружитесь соответствующими инструментами для ремонта. Если опыта по разбору пилы у вас нет, доверьте это дело профессионалу.
Когда смазочная система будет разобрана, вы сможете обнаружить одну из таких поломок:
- оборван масляный шланг (порой видно невооруженным взглядом при предварительном изучении этой части узла), который нужно заменить;
- нет резьбы вала, где размещен масляный насос (нужно прикрепить, заменить);
- испорченная резьба главной шестерни насоса (устанавливается новая);
- нет штопора основного вала (частенько проблема эта наблюдается у бензопил марки Homelite), что можно решить установкой на месте оригинального штопора, гвоздя (идеального по размеру, если есть необходимость его подрезают);
- забитая магистраль, это решают продувкой (механически или с помощью сжатого воздуха, иногда помогает проволока);
- забит фильтрующий элемент (очищаем или заменяем).
Обратите внимание на то, что у некоторых силовых агрегатов фирмы Штиль (например, у модели MS 180) насос разобрать нельзя, но он будет периодически засоряться. В данном случае его промывают бензином или по необходимости полностью заменяют.
Китайские пилы часто «страдают» от срезанных пазов главной шестеренки, через которую и происходит передача усилия.
Другая распространенная проблема, опять же таки, характерная для продукции марки Stihl, заключается в разгерметизации магистрали. Проблему искать нужно в той точке, где маслопровод, который идет от резервуара, входит в корпус оборудования. На такую поломку указывают подтеки масла внизу силового агрегата. Для того чтобы исправить ситуацию, рукоятку демонтируют, шланг вынимают, очищают и обезжиривают, затем посадочное место обрабатывают герметиком и снова устанавливают шланг. После этого смазочная система должна начать работать нормально.
Устройство бензопилы
Кроме перечисленных узлов на бензопилах имеется система очистки подаваемого в карбюратор воздуха, шина с пильной цепью, стартер, механизм натяжения цепи, зажигание, глушитель и др.
Двигатель
Двигатель бензопилы имеет максимальные обороты около 13500 об/мин. Это накладывает жесткие требования к маслу добавляемому в топливную смесь.
Муфта сцепления
При малых оборотах элементы с фрикционными накладками (1), имеющие степень свободы в радиальном направлении, притягиваются к центру вала пружинами (2) и не передают вращение на барабан (3), соединенный со звездочкой движущей цепь. Когда обороты двигателя бензопилы достигают значений, при которых центробежная сила превышает усилие пружин, фрикционные сегменты прижимаются к внутренней поверхности барабана и начинают его вращать. В результате начинает вращаться ведущая звездочка, приводящая в движение пильную цепь.
Как видно на фото, звездочка находится за сцеплением.
У других бензопил, звездочка может находиться с внешней стороны сцепления.
Главным достоинством муфт подобного типа является то, что при заклинивании цепи сцепление бензопилы проскальзывает, не глуша двигатель и не вызывая поломки механизмов, передающих движение от двигателя к цепи.
Система зажигания
Электронное зажигание бензопилы включает в себя маховик (1) со встроенными магнитами, модуль зажигания (2) с электронной схемой, свечу (3) и провод высокого напряжения (4). Вращающийся маховик с магнитами индуцирует в модуле э.д.с., преобразующуюся с помощью электронной схемы в электрические сигналы, подаваемые на свечу. В результате между контактами последней проскакивает искра, воспламеняющая воздушно-топливную смесь.
Карбюратор
Ниже изображена схема другого карбюратора бензопилы.
Карбюраторы имеют дроссельную заслонку, позволяющую обеднять или обогащать смесь в зависимости от условий работы. Для тонкой настройки имеется несколько винтов, с помощью которых производится регулировка низких и высоких оборотов двигателя, а также холостого хода. Сверху карбюратора устанавливается воздушный фильтр, очищающий поступающий в него воздух.
Топливная система
Чтобы по мере израсходования топливной смеси, топливный бак заполнялся воздухом и в нем не создавалось отрицательное давление, которое не даст топливу поступать из него в карбюратор, и при этом, чтобы из отверстия для воздуха не вытекало топливо, в крышке, закрывающей заливное отверстие, сделан сапун. И кстати, если сапун забьется грязью, то бензопила заглохнет.
Из бака топливо качается через свободно болтающийся в баке шланг. Благодаря этому, независимо от положения бензопилы, шланг всегда погружен в топливо. На входном конце шланга крепится топливный фильтр. Качается топливо насосом внутри карбюратора.
Для облегчения запуска, часть бензопил оборудовано ручным насосом предварительной подкачки — праймером. При запуске бензопилы с праймером, карбюратор заполняется топливом заранее (излишек топлива стекает обратно в бак). Благодаря этому двигатель запускается быстрее, т.к. уже пройдена стадия заполнения карбюратора топливом, которая без праймера выполняется насосом карбюратора за счет стартера.
Система очистки воздуха
Предварительные фильтры могут иметь различную конструкцию и состоять из нескольких элементов, в частности, из сетчатого (2) и снежного (1) фильтра (см. фото ниже).
Последний препятствует попаданию снега в систему воздухоочистки и используется лишь в зимнее время, при плюсовой температуре его снимают.
В некоторых моделях бензопил на стадии предварительной очистки используют очистку воздуха с помощью центробежных сил. Воздушный поток закручивается крыльчаткой маховика, в результате чего примеси отбрасываются в сторону от всасывающего патрубка, идущего к фильтру тонкой очистки.
Фильтры тонкой очистки изготавливают из диффузионного поролона, нейлоновой сетки и других материалов.
При работе бензопилы, воздух в зоне ее действия бывает сильно загрязненным опилками и древесной пылью. Чрезмерное загрязнение фильтра снижает объем воздуха, поступающего в карбюратор, что приводит к обогащению смеси и падению мощности бензопилы. Поэтому необходима регулярная очистка фильтра. Она должна проводиться не только тогда, когда осуществляется разборка бензопилы с целью ее ремонта, а гораздо чаще, после всякой продолжительной и грязной работы. Чистка производится методом, зависящим от вида материала фильтра — чаще всего продуванием и промывкой.
Стартер
Механизм стартера состоит из барабана (1) с тросиком (2) и ручкой (3), и из каркаса (4) с возвратной пружиной. При резком вытягивании ручки вверх, храповик барабана входит в зацепление с зубьями, имеющимися на валу двигателя, и проворачивает коленчатый вал. При отпускании ручки, возвратная пружина возвращает её в исходное положение.
Чтобы провернуть коленчатый вал со скоростью, при которой запускается двигатель, требуется определенное усилие. Запустить бензопилу с одного рывка часто не удается, приходится дергать несколько раз. Для облегчения запуска используют различные способы — обогащение топливной смеси с помощью заслонки карбюратора, или снижение давления в цилиндре с помощью декомпрессионного клапана (для облегчения прокручивания коленвала). Клапан делают автоматически закрывающимся при повышении давления в цилиндре, происходящем при воспламенении смеси. Иногда в механизме стартера используют дополнительную пружину, которая при вытягивании тросика сначала сжимается, а затем резко разжимается, раскручивая мотор.
Основными и наиболее сложными звеньями цепи являются режущие звенья, которые подразделяются на правосторонние и левосторонние. Верхняя грань зуба — самая широкая из всех элементов. Она обеспечивает широкий пропил, исключающий застревание остальных звеньев.
Форма режущих зубьев может значительно различаться у цепей разных производителей. Выделяют две основные формы — чипперную (а) и чизельную (б). Однако существуют и различные промежуточные контуры резцов.
Режущие кромки зуба — боковая и верхняя — затачиваются под определенным углом. Для цепей продольного пиления он составляет 10°, для поперечного — 30°. Цепи продольного пиления применяются довольно редко. В случае необходимости продольную распиловку можно осуществить и цепью поперечного пиления. Подробнее про углы заточки цепей бензопил читайте в статье Заточка цепи бензопилы.
Основной характеристикой цепи является ее шаг. Для установления шага цепи, измеряется расстояние между серединами первой и третьей соединительных заклепок (см. рисунок ниже), и этот размер делится пополам. Полученный результат — шаг цепи в мм. Однако, в большинстве случаев, шаг цепи задается в дюймах. Расстояние между серединами первой и третьей соединительных заклепок измеряется потому, что расстояния между отверстиями ведущих звеньев и режущих звеньев или соединительных звеньев могут различаться по величине. Наиболее распространены цепи с шагом 0.325 и 3/8 дюйма (8.255 и 9.525 мм соответственно). Цепи с шагом 0.325 используют с двигателями невысокой мощности (объемом до 40-50 см 3 ), в то время как мощные бензопилы обычно комплектуются цепями 0.404 дюйма (у таких цепей более высокая производительность). Распил получается более чистым и аккуратным, если при пилении использовать цепь с меньшей толщиной звена и меньшим шагом.
К важным характеристикам относится толщина хвостовика. Имеется пять стандартных толщин: 1.1, 1.3, 1.5, 1.6 и 2 мм. Самыми распространенными являются цепи с толщиной хвостовика 1.3 мм (0.05″). Они широко применяются как на бытовых, так и профессиональных бензопилах. Толщина ведущих звеньев должна быть согласована с шириной паза направляющей шины, с тем чтобы пильная цепь точно подходила направляющей шине.
Производители цепей применяют различные технологии для их изготовления и используют разные материалы. Определяющей характеристикой последних является не твердость (слишком твердые зубья плохо поддаются ручной заточке), а вязкость и ударопрочность. Именно они определяют долговечность цепи. Поэтому при изготовлении режущих зубьев используются износостойкие легированные стали. Нередко резцы подвергают хромированию для повышения поверхностной твердости. Некоторые фирмы используют дробеструйную обработку для увеличения вязкости зубьев.
Для ведения цепи шина имеет по своей периферии направляющую канавку, в которой перемещаются ведущие звенья цепи. Паз канавки служит одновременно каналом, подающим масло для смазки цепи. К основным параметрам шины относятся:
- Размеры соединительных отверстий (а), зависящие от типа бензопилы.
- Ширина паза (б), которая должна соответствовать толщине хвостовиков используемой цепи. Ширина паза шины лишь на несколько сотых миллиметра больше, чем толщина ведущих звеньев соответствующих пильных цепей. Благодаря этому достигается точное боковое ведение пильной цепи.
- Шаг концевой звездочки (в), также определяющий совместимость используемых цепей с шиной.
- Длина реза (г), определяющая размеры обрабатываемого материала — диаметр ствола дерева и пр.
Тормоз цепи
Включение тормоза цепи может быть контактным и инерционным. Первое происходит при нажатии тормозного упора (1) на руку рабочего, которое самопроизвольно происходит при отбросе пилы. Возникающее при этом смещение упора приводит к затягиванию тормозной ленты (2) на барабане муфты сцепления и его остановке, в результате чего останавливается и пильная цепь.
Инерционное включение тормоза основано на возникающих при резком ударе в шину инерционных силах, воздействующих на элементы тормоза, что приводит к тому же результату, что и в первом случае — затягиванию тормозной ленты и остановке цепи. Инерционное включение тормоза происходит быстрее, чем контактное. Однако второе более надежно. Всякая подготовка к работе, а также сборка бензопилы после ее ремонта или обслуживания должны заканчиваться проверкой работы тормоза цепи. Если он не срабатывает, пилу следует считать неисправной.
Механизм натяжения цепи
Для большего удобства, винт натяжения цепи может располагаться сбоку.
Система смазки цепи
Масляные насосы имеют различную конструкцию (поршневого или мембранного типа) и изготавливаются из разных материалов (металла или пластмассы). Они приводятся в действие с помощью зубчатой передачи, получающей свое движение от ведущей звездочки. Когда двигатель работает на холостом ходу (ведущая звездочка и цепь не вращаются), подача масла не происходит. Производительность насоса зависит от числа оборотов ведущей звездочки, чем они выше, тем больше масла поступает на пильную цепь. Некоторые масляные насосы оснащены ручным механизмом регулировки производительности — с помощью регулировочного винта (1).
Смазка бензопилы: выбор масла
Смазка цепи бензопилы
Бензиновые пилы широко используются теми людьми, кто постоянно самостоятельно выполняет множество дел по дому. С их помощью можно отрезать сухие ветки, заготавливать дрова и выполнять множество других работ. Для обеспечения нормального функционирования этого бензоинструмента и максимального продления срока его эксплуатации ему требуется грамотный уход. Особо важную роль играет смазка бензопилы, без которой функционирование этого инструмента невозможно. В процессе использования мотопилы цепь трется о шину, что вызывает ее нагревание и ведет к изнашиванию. Для уменьшения трения следует регулярно смазывать цепной механизм.
Для подачи масла для смазывания цепи мотопилы в ее конструкции предусмотрен специальный насос. Он осуществляет дозированную подачу смазки на шину мотопилы в соответствии с числом оборотов мотора.
В системе применяется масло для смазки цепи мотопилы, обладающее повышенными адгезионными качествами. Это нужно для равномерного распределения состава по всей поверхности шины и сохранения на ней даже при высоких оборотах вращения цепи.
В этих целях используются различные виды масла, подбираемые в соответствии с конструктивными особенностями бензопилы и ее характеристиками.
Смазке цепи мотопилы необходимо уделить повышенное внимание. Она должна производиться при помощи специального масла, не причиняющего вреда масляному насосу. Помимо этого, такой подход обеспечит надежное высококачественное функционирование системы самосмазки. Использование отработанных масляных составов, включая отфильтрованные, недопустимо, поскольку в этом случае способность мотопилы к высоким оборотам будет нарушена.
Цепь нуждается и в правильном хранении, для чего она погружается в масло. В случае изнашивания старой цепи не следует пытаться ее восстановить, вместо этого нужно установить новую.
Желательно иметь запасную цепь, а еще лучше – несколько. Оптимальное число запасных цепей составляет четыре, это позволяет использовать их поочередно и регулярно затачивать каждую из них. Благодаря такому подходу достигается замедление изнашивания всех элементов: цепи, шины и ведущей звездочки.
Специалисты советуют не подтачивать, а подправлять цепь с использованием специальных приспособлений. Подправку следует выполнять через каждые две-три заливки топливной смеси в бак бензопилы.
Масло, заливаемое в бензопилу для смазки цепи
Что касается вопроса, какое масло заливать для хорошей смазки цепи бензопилы , чтобы оно обеспечивало нормальную работу инструмента и соответствовало всем требованиям безопасности, то ответ на него зависит от места, времени и условий использования мотопилы. В теплый сезон желательно использовать минеральные масла, в остальное время года больше подойдут полусинтетические либо синтетические составы. Цепное масло должно быть очищенным, чтобы обеспечивать возможность выполнять смазывание аккуратно и грамотно. Применение низкокачественных составов не позволит достичь надлежащего контакта между шиной и деталями пилы, приведет к появлению искр и быстрому изнашиванию подвижных элементов инструмента. Каждая мотопила оснащена двухтактным карбюраторным мотором и двумя баками, один из предназначен для масла, другой – для горючего.
При выборе, масла для смазки бензопилы , важно учитывать устойчивость к холоду. Чтобы качество функционирования мотопилы оставалось высоким, не должно происходить застывания масла при низких температурах.
Смазку желательно выполнять с использованием адгезионного масла для цепей мотопил, в составе которого присутствуют особые добавки, обеспечивающие хорошее сцепление с цепью. Качественное масло будет сохраняться на цепи во время ее вращения, а надежность самой цепи при использовании будет оставаться высокой.
Другой немаловажный параметр масла – густота. Чем она меньше, тем больше тратится масла. Чтобы предотвратить нанесение вреда окружающей среде в результате применения мотопилы, следует использовать составы на растительной основе.
На рынке представлено огромное количество разновидностей масел. Относительно их специфических качеств и химических особенностей можно говорить долго, однако данные критерии выбора довольно сложны для понимания простыми потребителями. Поэтому самый простой способ выбрать подходящее масло состоит в изучении предложений ведущих мировых производителей, которые заботятся о своей репутации и изготавливают только высококачественную продукцию. Принимая решение, какое масло для смазки цепи бензопилы выбрать, следует уделить большое внимание марке. В число ведущих изготовителей данной продукции входят VegOil, Shell, Ravenol, Mobil, Castrol, Divinol, Bio-Kettenol.
Ravenol
Хорошо зарекомендовали себя составы марки Ravenol. Например, Ravenol Saegekettenoel S 85 прекрасно подходит для смазывания цепи мотопилы, обладает хорошими смазочными качествами и обеспечивает надежное сцепление. Этот минеральный состав производится в ФРГ на основе высококачественного базового масла с добавлением множества специальных присадок, которые позволяют маслу сохраняться на цепи даже при высоких оборотах бензопилы и обеспечивают высокую надежность цепи в использовании. Кроме того, это масло надежно оберегает инструмент от коррозионных процессов даже при проведении работ в неблагоприятных условиях. Оно позволяет:
- охладить цепь за счет высокой теплопроводности;
- уменьшить вибрацию цепи;
- чисто и быстро разрезать любые породы древесины.
Divinol
Это цепное масло обладает прекрасными смазочными и адгезионными свойствами, за счет чего предотвращается преждевременное изнашивание шарниров и звеньев цепи. Благодаря оптимальной комбинации температурных параметров и вязкости это масло может эксплуатироваться в любое время года.
Выбирая масло для цепи бензопилы , необходимо учитывать, что Divinol предлагает несколько разных составов. Преимущества марки Zweitaktoel FF заключаются в экономичном расходе, сочетаемости с любым горючим и прекрасной защите от коррозии. Этот состав может применяться при любой температуре. Составы Divinol Kettenol и Divinol Kettenol Bio предназначены для смазывания цепей и шин мотопилы. Они надежно оберегают шарниры и звенья цепи от изнашивания при экономичном расходе. Органические масла этой марки имеют высокое качество, характеризуются хорошими клейкими свойствами и обеспечивают отличное смазывание. Применять их не только легко, но и экологически безопасно.
Stihl BioPlus
В основе экологичного цепного масла марки Stihl лежат растительные ингредиенты. Благодаря своей эффективности, экологичности и высокому качеству продукция «Штиль» получила широкую известность. Это цепное масло может применяться в любом климате. Особый интерес у покупателей вызывает марка масла Stihl BioPlus, которое предназначено для смазывания быстроходных цепей. Оно характеризуется следующими свойствами:
- прекрасной защитой режущей гарнитуры;
- устойчивостью к замасливанию;
- прекрасной текучестью, сохраняющейся даже при сильном холоде;
- прекрасной адгезией за счет специальных присадок;
- устойчивостью к окислению.
Кроме того, это масло является совершенно безопасным для окружающей среды, поскольку его разложение происходит естественным образом в течение довольно короткого времени.
Полусинтетическое масло Stihl
Экологичное масло для смазки цепи бензопилы Stihl производится из высококачественных первичных рафинатов. В его составе отсутствуют примеси, способные нанести вред окружающей среде. Это масло может с одинаковой эффективностью применяться в любом климате при любых температурах, даже при очень низких. Оно надежно оберегает пильные цепи от изнашивания.
Husqvarna
Данная марка проявила себя исключительно с лучшей стороны, а потому получила широкое распространение. Среди нескольких разновидностей данного бренда особое место занимает изготовленное на растительной основе масел для смазки бензопил Vegeil Husqvarna. Оно является чрезвычайно экологичным и обладает отличными смазочными характеристиками. Этот биологически разлагаемый экономичный состав характеризуется низкой вязкостью даже во время использования на сильном холоде. Прекрасные эксплуатационные параметры масел этого бренда обеспечивают им место среди самых лучших марок.
Sage-Kettenoil
Принимая решение, какое масло для цепи бензопилы использовать, стоит обратить внимание на марку Sage-Kettenoil. Это масло является совершенно безопасным с точки зрения экологии, поскольку его полное разложение происходит естественным путем без образования вредных веществ. Комбинация растительных компонентов с высококачественными присадками надежно оберегает пильную цепь от изнашивания при любых условиях использования бензопилы. Благодаря высоким адгезионным и смазочным свойствам смазывать цепь очень удобно, а применять это масло можно даже при морозах до минус тридцати градусов.
Oregon
Бренд Oregon включает в себя составы, подходящие для любых моделей мотопил. Очищенные минеральные масла дополняются особыми адгезионными присадками, увеличивающими липкость и вязкость состава. Поэтому они не остаются на шине и цепи даже при высоких оборотах, а не разбрызгиваются. Стабильная вязкость обеспечивает возможность использования таких масел в любой сезон года.
Преимущества составов Oregon состоят в следующем:
- уменьшение вибрации;
- защита цепи и направляющей шины от перегревания;
- предотвращение коррозионных процессов путем формирования масляной пленки.
Регулярное применение масла Oregon позволяет уменьшить нагрузку как на режущую гарнитуру, так и на всю конструкцию мотопилы. Увеличение эффективности процесса распиливания достигается благодаря специальным присадкам, которые обеспечивают возможность уменьшить потребление энергии инструментом. Немаловажно и то, что при использовании этих составов не происходит образования смолистых отложений.
Таким образом, потребители имеют возможность на основе приведенной выше информации выбрать наиболее подходящее масло для цепи своей бензопилы . Какое использовать в конкретных обстоятельствах, каждый решает самостоятельно с учетом описанных свойств разных марок.