Особенности современной социализации ребенка в семье. Функции семьи, особенности развития и социализации личности в Функции семьи первичная социализация детей

1. Семья - как институт социализации

Семья - специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

Семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. Именно в семье человек получает основы образования, обучается социальным ролям, приобретает основные навыки взаимодействия, осмысливает первые нормы и ценности. Именно в семье ребёнку прививаются основы определённых идейно-политических взглядов, мировоззренческих установок.

Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит, во-первых, в результате целенаправленного процесса воспитания: воздействия на ребёнка с целью привития ему определённых заранее заданных качеств с учётом требований общества. Во-вторых, по механизму социального научения. семья социализация ребёнок родитель

Необходимо отметить, что на современном этапе средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение её воспитательных функций. Нынешняя семья переживает период серьёзных изменений. Помимо изменений внешних (политических и экономических), влияющих на семью, происходят и внутренние (социально-психологические) изменения. В своём большинстве семьи состоят теперь из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения.

Кризис института семьи и семейного воспитания не может не привести к социальному и культурному инфантилизму, к прагматизму и социальной неадаптированности, к проявлениям противоправного или экстремистского характера, что во всей полноте и наблюдается сегодня.

Семья - ячейка первичной социализации. Семье характерна функция социального самоопределения. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество. Он принадлежит тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Помимо этого, родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремёслам.

Всеобъемлющее влияние семьи на формирование психологической и социальной зрелости ребёнка связано с рядом психологических механизмов. Первый - подкрепление: поощряя определённое поведение ребёнка, наказывая его за нарушения тех или иных правил, родители внедряют в его сознание систему норм, знание о том, какие из них одобряются, а какие - нет. Другим механизмом является идентификация: ребёнок подражает родителям, ориентируется (сознательно и несознательно) на их пример. И, наконец, зная внутренний мир ребёнка, откликаясь на его проблемы, или, наоборот, игнорируя то и другое, родители формируют его самосознание и личность в целом.

Изучению влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Рассмотрим результаты одного из них (Д. Баумринд). Исследование устанавливало взаимосвязь между стилем поведения родителей (выделены четыре параметра) и социальным поведением детей (выделены три группы).

Итак, четыре параметра поведения родителей по отношению к ребёнку: контроль, требование зрелости, общение, доброжелательность.

Контроль, то есть попытка влиять на деятельность ребёнка. При этом определять степень подчинённости ребёнка требованиям родителей.

Требование зрелости: оказание родителями давления на ребёнка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне.

Общение: использование родителями убеждения, для того чтобы добиться от ребёнка уступки, выяснение его мнения или отношение к чему-либо.

Доброжелательность: насколько родители проявляют интерес к ребёнку (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.

Три группы детей, выделенные по разным моделям поведения.

Модель 1 - дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке.

Модель 2 - дети, мало уверенные в себе, замкнутые, недоверчивые.

Модель 3 - дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя.

В структуре родительского отношения выделяются когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты:

Представление родителя о ребёнке;

Отношение родителя к ребенку;

Характеристика взаимоотношений родителя с ребёнком.

В своих исследованиях А. Я. Варга и В. В. Столин выделяют следующие критерии родительских отношений:

- «Принятие-отвержение»;

- «Кооперация» (родитель заинтересован в делах ребёнка, старается во всём помочь ему);

- «Симбиоз» (родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка);

- «Маленький неудачник» (в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписывают ему личную и социальную несостоятельность) .

На детско-родительских отношениях сказываются тип семей, позиция, которую занимает взрослый, стиль отношений и роль, которую отводят ребёнку в семье.

Психологами почти всех направлений подчёркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребёнка как человеческого существа, формирования его внутренней жизни являются окружение, его близкие люди, прежде всего родители. С первых месяцев ребёнок осознаёт себя через отношения с родителями, и этот процесс не только внешнего, но и внутреннего взаимодействия продолжается на протяжении всей его жизни. Специфика родительского отношения заключается в его постоянном и неизбежном изменении с возрастом ребёнка. Актуальность настоящего исследования связана с необходимостью рассмотрения родительского отношения в его динамике, которая определяется возрастом ребёнка .

Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов.

А. Г. Абрамова и Л. И. Постовалова выделяют следующие типы семей:

Интегрированные и дезинтегрированные семьи, которые различаются по степени сплочённости. В дезинтегрированной семье все члены семьи обособленны друг от друга. В интегрированной семье каждый неотделим от семейной группы.

Гармоничные и дисгармоничные семьи различаются по степени психологического и ценностно-ориентационного соответствия между членами семьи. Если ценностные ориентации не совпадают, то один член этой семьи старается авторитарно методически навязать другим свои нормы.

Корпоративные и альтруистические семьи. В альтруистических семьях каждый считает себя ответственным за благополучие остальных. В корпоративных семьях общение строиться на договорных началах.

Открытые и закрытые семьи. В открытых семьях связи с внешнем миром очень многообразны, и члены семьи стараются расширить их. В закрытых же, наоборот, связь с внешнем миром ограничена.

Гибкие и консервативные семьи. Гибкие семьи обладают способностью быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, консервативные семьи такой способностью не обладают.

Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для своего ребёнка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, жестокости.

В зависимости от того, какие бывают типы семей, можно выделить следующие типы семейного взаимодействия.

Синягина выделяет такие типы семейного взаимодействия:

Положительные взаимоотношения характеризуется устойчивым эмоциональным контактом между детьми и родителями, почти полным отсутствием конфликтов;

Амбивалентный тип взаимоотношений отличается противоречивостью, непоследовательностью, чередованием близких контактов с конфликтами;

Отрицательные взаимоотношения связаны с частными и острыми конфликтами, приводящие к полному нарушению эмоционального контакта между родителями и детьми .

В отечественной психологии традиционным и общепринятым является факт признания за взрослым роли носителя человеческой культуры - необходимого источника развития ребёнка. Важнейшей характеристикой развития является «социальная ситуация развития» (Л. С. Выготский, Д. Б, Эльконин). Л. С. Выготский впервые выдвинул идею интериоризации отношений как обязательного момента развития личности ребёнка. М. И. Лисиной была разработана концепция генезиса общения ребёнка и взрослого, где форма и содержание общения определяется возрастом ребёнка. Отношение между родителем и ребёнком является той средой, где возникает и осуществляется личностное становление и развитие каждого участника этого процесса. Особое внимание уделяется роли субъектноориентированного общения в психическом развитии ребёнка (С. Ю. Мещеряков). Изучение родительского отношения и его нарушения широко проводится в рамках клинического подхода, так как именно в практике проблема детско-родительских отношений возникает с особой остротой (В. И. Гарбузов, Д. Н. Исаев, А. И. Захаров и другие) .

Тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребёнка. Общепризнано, что на каждом возрастном этапе развития ребёнка имеются свои особенности, критические и литические периоды (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и другие). Одним из основных факторов, влияющих на родительское отношение является возраст ребёнка (О. А. Карабанова, И. С. Кон, Г. Г. Филиппова).

Особенности организации семейного досуга

Существуют две формы социальных институтов: простая и сложная. Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции...

Особенности социализации подростков в семье

Семья - это важный, а вместе с тем устойчивый и древний социальный институт. Это социальная группа и вместе с тем набор психологических связей, основанных на взаимной привязанности и ответственности, любви...

Отношение к межнациональным бракам

Отношение современной молодежи к семье как к ценности

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта...

Пути решения проблем неполной семьи в социальной работе

Семья - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта...

Семейное воспитание как один из факторов формирования толерантного поведения подростка

Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений, в том числе национальных и межнациональных, усваивает принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дальнейшем его линию поведения и поступки...

Семейные ценности студенческой молодежи

Семья - один из основных институтов общества, который придает ему устойчивость и возможность воспроизводить потомство в последующих поколениях. Вместе с тем семья представляет собой малую группу - стабильную частью общества...

Семья как институт первичной социализации ребенка

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка...

Современные направления изучения семьи в социологии

В современной социологии семья понимается в двух значениях - как социальный институт и как малая социальная группа. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение...

Социальная работа с семьёй

Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу...

Социальный статус молодой семьи

Одним из важнейших социальных институтов является институт семьи. Традиционно семья определяется как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью ...

Технологии социальной работы с многодетной семьей

Семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу...

Типология брака и семьи

Специфика социологического изучения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества - воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию...

Трансформация института семьи в условиях глобализации

Трансформация современных форм семьи в Российской Федерации

Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение...

Функции современной семьи

Существует несколько определений семьи:

· семья - это основанная на браке малая социальная группа; .

· семья - это социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей. .

Основные функции семьи

Ученые выделяют различные функции семьи, основными из которых являются следующие:

· репродуктивная;

· экономическая и хозяйственно-бытовая;

· первичной социализации;

· воспитательная;

· рекреационная и психотерапевтическая. .

Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. В настоящее время демографическая ситуация в России складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. Поэтому в наше время одна из важнейших задач государства - это восстановление репродуктивной функции семьи.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи. Те социально-экономические изменения, которые происходят в нашем обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.

Функция первичной социализации обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, поскольку они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители - первые воспитатели ребенка. Воспитание в семье - сложный социально-педагогический процес"с, который включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка.

Рекреационная и психотерапевтическая функция семьи заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть принятым, несмотря на его статус, внешность, успехи (или их отсутствие), финансовое положение и т. д.

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций может быть с большим или меньшим, успехом реализована вне семьи, но совокупность их может осуществляться только в семье.

Особенности современной социализации ребенка в семье

Семья - естественная социально-психологическая малая группа, соединяющая в себе и формальные, и неформальные черты. В ней осуществляются самые различные виды кооперативной, совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни, отдыха, досуга, удовлетворения самых разнообразных материальных и духовных потребностей. Для ребенка семья является естественной первичной школой кооперативного, группового поведения, коллективного, совместного повседневного труда. И это основное и решающее, хотя процесс социализации и воспитания в семье может происходить сознательно и бессознательно, целенаправленно и стихийно. .

Вступая в общественную жизнь, ребенок становится членом множества самых различных малых групп, формальных и неформальных, членом различных коллективов. Это означает, что он должен усвоить групповые нормы, требования, правила, так как любая организованная группа характеризуется групповым поведением, групповыми интересами, групповыми целями и задачами.

Кроме того, формальные и неформальные группы имеют ту или иную структуру, определенное разделение труда, групповые роли как системы взаимных прав и обязанностей, систему авторитетов (власти), групповых ожиданий, систему групповых поощрений и наказаний. Все это ребенок должен освоить и приспособиться к групповому поведению и групповой деятельности. Исходя из этого, главная задача семейной социализации и семейного воспитания состоит в том, чтобы развить у ребенка способности к кооперативной совместной, коллективной деятельности, так как в будущем вся его жизнь будет протекать в различных (самых разнообразных) группах и коллективах. .

Задачи семейной социализации:

1. Выработать у ребенка навыки и способности общей кооперативной (коллективной) деятельности.

2. Адаптировать ребенка к жизнедеятельности различных групп.

В этом плане социализация ребенка рассматривается как все усложняющийся и расширяющийся процесс социально- психологической адаптации к различным группам и коллективам.

Социально-психологическая адаптация ребенка начинается буквально со дня его рождения: ребенок приспосабливается к матери, затем к отцу. Сфера адаптации ребенка постоянно расширяется в зависимости от интенсивности и частоты общения с ним: это могут быть старшие братья и сестры, бабушки, дедушки и другие члены семьи.

По мере роста и развития ребенка он социально адаптируется к супружеским и семейным взаимоотношениям. В старшем дошкольном возрасте он (сначала - бессознательно) начинает понимать принципы разделения труда в семье, семейные нормы, правила, права и обязанности членов семьи, систему власти и подчинения, наказаний и поощрений.

Главное и самое существенное заключается в том, что ребенок, адаптируясь к семье как к кооперативной, совместной деятельности, вырабатывает при этом навыки и способности кооперативного поведения, без которого он не сможет приспособиться ни к детскому саду, ни к школе. Более того, в семье он приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей (в данном случае - членов семьи). Нельзя забывать и того, что ребенок должен адаптироваться к сложнейшей системе семейных и родственных отношений, которые бывают чрезвычайно сложными. Процесс семейной социально-психологической адаптации является основополагающим первым жизненным опытом, опытом изначальным, но фундаментальным по своему смыслу, содержанию и значению. .

Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки»

всероссийского педагогического портала МЕТОДКАБИНЕТ.РФ (www .методкабинет.рф )


Статья

«Роль семьи в социализации ребенка»

Речкина Любовь Федоровна,

педагог-организатор,

педагог дополнительного образования


МОУ ДОД

«Красноселькупский центр

дополнительного образования детей»

Семья, под каким бы углом зрения ее не рассматривали, столь многослойное социальное образование. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире – социализации, социологии образования, политики и права, труда культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье не мыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества

Важно подчеркнуть, что это – функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у , определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции – главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функции семьи

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах

К ним относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция), и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения , постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда реализация этих социетальных функций, происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни – без всякого внешнего принуждения и давления. Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье – очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга. Связанные между собой заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и др. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически переходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются , сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или даже исчезают вовсе.

Выражаясь словами Антонова А.И., семья является основанной на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства, и, тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Как уже было сказано выше, одной из основных функций семьи является социализация подрастающего поколения.

Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сиблинги, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние, семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.

Мудрик А.В. рассматривает семью, как важнейший институт социализации подрастающих поколений, которая являет собой персональную среду жизни и развития детей. Ее качество определяется рядом параметров конкретной семьи.

Социализация - это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В содержание понятия «социализация» входит:

Усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

Формирование социальных установок и убеждений;

Вхождение индивида в социальную среду;

Приобщение индивида к системе социальных связей;

Самоактуализация Я личности;

Усвоение индивидом социальных влияний;

Социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения.

Цель социализации есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить.

Юнисс считает, что социализация это процесс обоюдного или совместного регулирования на протяжении всей оставшейся жизни участвующих в социализации сторон, а не процесс перехода контроля от родителей к ребенку по мере того, как он становится более независимым и способным регулировать свое поведение самостоятельно. Маккоби предполагает, что длительность родительского влияния определяется крепостью и разумностью их отношений с ребенком , установленных в период среднего детства. В некоторых случаях вклад родителей в совместное регулирование поведения подавляет волю детей, в других - способствует увеличению их автономии в рамках таких отношений. Кроме того, взаимодействие с родителями позволяет детям упражнять и совершенствовать социальные навыки, которые затем окажутся весьма полезными при взаимодействии со сверстниками.

В самом общем виде социализацию определяют как влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни , учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей.

Ведущим социальным институтом для социализации личности ребёнка является семья. Семья это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности .

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. Семья вводит ребёнка в общество, именно в семье ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают, в младшем возрасте с ним занимаются , а в дошкольном ему открывают мир. Младшему школьнику, помогают в учении, а подростку и юноше правильно выбрать жизненный путь. В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки, приучается трудиться и выбирает профессию. Семейная жизнь для ребёнка то же, что для нас общественная .

Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах. Эти качества личности воспитываются в семье, в школе.

Подводя итоги надо сказать, что от того, в какой степени семья социально благополучна, от того, в какой степени семья занималась ребенком, зависит будущая личность человека, а значит его будущая жизнь.

Литература

1.Сухомлинский В. А. «О воспитании» М„ 1984.

2.Франкл В. «Человек в поисках смысла»: Пер. с англ. и нем- М., 1990.

3.Асмолов А. «Личность; психологическая стратегия воспита­ния», Политическое образование, 1988, № 16.

4.Ананьев Б. Г. «Человек как предмет познания» // Избр. пед. труды: т. 1, М., 1980.

5.Аршавский И. А. «Основы возрастной периодизации» // Воз­растная физиология. Л., 1975.

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 1 (182). Философия. Социология. Культурология. Вып. 16. С. 162-167.

Ф. А. Мустаева

социализация личности ребенка под влиянием социальных проблем современной семьи

Категория социализации - одна из ключевых в современной социологии. Важнейшим институтом социализации является семья. В условиях наступившего кризиса она переживает сложный период своего развития. В 2007-2008 гг. нами проведено социологическое исследование в Челябинской области (1800респондентов), направленное на изучение социальных проблем современной семьи. В статье предпринята попытка показать, как социальные проблемы (материальное положение семьи, состояние здоровья членов семьи, жилищно-бытовые условия, воспитание детей и другие) влияют на социализацию личности ребенка.

Ключевые слова: социализация, факторы социализации, механизмы социализации, функции семьи в процессе социализации, социальные проблемы семьи, государственная и социальная поддержка семьи.

С точки зрения американского социолога Н. Смелзера1, социализация - это «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям». Польский социолог Я. Щепанский2 понимает под социализацией «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».

В Российской социологической энциклопедии3 находим: «Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек при-

обретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни».

В энциклопедии «Социология»4 предлагается следующее определение: «Социализация (от лат. БО^аИэ - общественный) - совокупность взаимосвязанных процессов и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и фило-онтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретноисторического типа личности и субъекта (актора) социокультурных практик данного общества».

В различных словарях5 социализация определяется как:

- «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»;

- «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»;

- «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности».

Теория и исследования социализации имеют довольно значительную историю6. З. Фрейд одним из первых выделил механизмы социализации ребенка, к которым относил: подтверждение - исключение, запрещение, замещение (подстановку), имитацию и идентификацию. Он подчеркивал решающую роль раннего детского опыта в развитии личности и значение отношений с родителями, с помощью которых культурные ценности конституируются в личности. По Фрейду, основными в процессе социализации являются стадии психосексуального развития, при котором происходит «развертывание» врожденных свойств человека, но в конфликте с требованиями общества. Ж. Пиаже сделал акцент на развитии когнитивных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия, которые играют решающую роль в переходе от одной стадии развития к другой. При этом он указывал на преемственность и взаимосвязь каждой стадии развития с предыдущими. Точка зрения Ж. Пиаже о значимости социального взаимодействия при освоении ролей близка взглядам ранних представителей символического интеракционизма Дж. Мида и Ч. Кули. По Дж. Миду, «Я» состоит из двух компонентов - «Я» (индивид, активное существо) и «меня» (представление индивида о себе). Единство «Я» обеспечивает «генерализованный другой» в процессе социального взаимодействия. Восприятие установок общества и ролей, как других индивидов, так и генерализованного другого, - основа процесса социализации. Дж. Мид подчеркивал активную роль индивида в его социализации и значение отношений со сверстниками как средства формирования принципиальной, самостоятельной и способной к сотрудничеству личности. Т. Парсонс и Р. Бейлз применили понятия, введенные З. Фрейдом, к теории социального действия и социальных систем. Они определяют, например, имитацию как процесс, с помощью которого вследствие взаимодействия с социальным объектом усваиваются специфические элементы культуры, особые

знания, умения, символическое поведение. М. Мид и Р. Бенедикт исследовали процессы социализации в обществах, находящихся на различных стадиях общественного развития; способы влияния культуры данного общества на характер и результаты жизненных изменений (переходов). Они указывают на значимость для индивидов переходов от одной стадии жизненного цикла к другой и от одного статуса к другому, в частности переходов от детства к отрочеству и от него к зрелости.

В отечественной науке наибольший вклад в исследование проблемы социализации внес И. С. Кон. В его работах представлены философские, социологические, социальнопсихологические, этнографические и педагогические аспекты проблемы. С точки зрения И. С. Кона7, «объем понятия “социализация” несколько шире, чем “воспитание”. Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются привить какие -то желаемые черты и свойства, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответствующего общества».

В социальной педагогике проблему социализации активно разрабатывает А. В. Мудрик. Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины или женщины, могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, создали прочную семью, были законопослушными гражданами и т. д.8

Важнейшим институтом социализации является семья. Как самая малая, первичная социальная ячейка, семья представляет своего рода «элементарную частицу» общества. Будучи особой самостоятельной частью, она в то же время тесно связана с определенной социальной средой и от нее зависит. В семье находят отражения все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни. В свою очередь, семья влияет на жизнь общества, ей принадлежит решающая роль в процессе воспроизводства самого человека, продолжении человеческого рода, на нее ложатся большие обязанности в воспитании детей и подростков, в физическом и духовном развитии личности.

Семья являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи: социальнокультурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, в учебе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи9.

Семья - важнейший фактор социализации не только для детей, но и для взрослых. От семьи во многом зависит физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказываются нравственно-психологическая атмосфера и отношения в семье. В процессе социального развития человека роль семьи незаменима в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают или мешают ему искать выход в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни и новым социальным условиям.

А. В. Мудрик10 определяет следующие функции семьи в процессе социализации, роль которых, будучи различной на отдельных этапах социализации, остается существенной на протяжении всего жизненного пути человека. Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей. Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации. В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении че-

ловеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, роль семьи становится кардинальной. В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.

Современная семья переживает сложный этап эволюции, характеризующийся снижением ее социального статуса, сокращением воспроизводства семьи, ростом числа разводов, уменьшением продолжительности семейной жизни. В условиях наступившего кризиса еще более усугубляются социальные проблемы современной семьи.

С. В. Дармодехин11 различает две основные группы проблем, с которыми сталкивается семья в процессе жизнедеятельности. Первая группа объединяет общесоциальные проблемы, которые свойственны всему населению, всем индивидуумам независимо от их принадлежности к семье. Вторая группа проблем носит специфический характер и отражает институциональное содержание жизнедеятельности семьи.

С целью изучения социальных проблем современной семьи нами в 2007-2008 гг. было проведено социологическое исследование. В нем приняли участие 1800 жителей Челябинской области, а именно: 600 человек - в городе Магнитогорске, 600 - в других городах области, 600 - в сельских районах. Город Магнитогорск расположен на юге Челябинской области, население его составляет около 410 тысяч человек (что служит основанием для отнесения его к крупным городам), имеет градообразующее предприятие - ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», т. е. является моноспециализированным городом. Другие города, жители которых участвовали в нашем социологическом исследовании, можно отнести к категории средних (г. Троицк, г. Миасс) и малых (г. Карталы, г. Верхне-Уральск). Сельские респонденты представляли такие районы, как Агаповский, Верхне-Уральский, Нагайбакский, Троицкий, Кизильский и др.

На социализацию детей и в городских, и в сельских семьях значительное влияние оказывают социальные проблемы, характерные для современной семьи. В таблице представлены мнения наших респондентов по вопросу о социальных проблемах семьи.

Анализ результатов таблицы свидетельствует о том, что на первых местах в рейтинге проблем современной семьи (независимо от того, где она живет) стоят проблемы, которые образно можно назвать материальнофинансовыми. Материальное положение семьи прежде всего сказывается на детях, их социализации. Если семья сталкивается с высокими ценами на продукты и товары, их постоянным ростом, у родителей низкие заработки и зачастую не хватает денег на самое необходимое, к тому же постоянно растут тарифы на коммунальные и транспортные услуги, то все это не может не сказаться на детях, их развитии: родители вынуждены экономить на своих детях, «обделять» их в пище, одежде, детских платных развлечениях и т. д. Во многих семьях, особенно сельских, у детей нет компьютеров. Бедственное положение семьи формирует у детей комплексы, зависть по отношению к тем сверстникам, которым родители могут позволить дорогостоящие вещи, игрушки, видеофильмы и пр.

«ощущение незащищенности, безразличие со стороны государства, общества», что в очередной раз свидетельствует о том, что, как любой ребенок нуждается в родительской заботе, так и каждая семья вправе рассчитывать на государственную и социальную поддержку. Ощущение бессилия родителей в решении их проблем передается детям, формирует у них чувство беспомощности и стремление переложить на кого-то свои проблемы.

Состояние здоровья человека - мощный фактор в его жизни, влияющий на настроение, самочувствие, работоспособность. На социализации личности ребенка сказывается как его физическое самочувствие, так и здоровье родителей, других членов семьи. То, что состояние здоровья и отсутствие возможностей для хорошего лечения в большей степени волнует магнитогорскую семью (34,4 %), чем семьи других городов (25,8 %) и сельские семьи (25,0 %), вполне оправдано состоянием экологически неблагоприятной обстановки в городе с металлургической промышленностью. А экологическая ситуация, как известно, очень сильно влияет на социализацию личности.

Жилищно-бытовые условия семьи - важный фактор социализации личности. Имеет ли семья отдельное жилье или проживает с

Социальные проблемы современной семьи (в % от числа ответивших)

Варианты ответов г. Магнитогорск Другие города области Сельские поселения

Высокие цены на продукты, товары, услуги 59,3 56,4 62,0

Низкие заработки, неблагополучное материаль-

ное положение семьи 53,1 53,0 49,1

Постоянный рост тарифов на коммунальные и

транспортные услуги 50,1 46,9 49,4

Ощущение незащищенности, безразличие со

стороны государства, общества 37,2 37,9 31,8

Состояние здоровья и отсутствие возможно-

стей для хорошего лечения 34,4 25,8 25,0

Плохие жилищно-бытовые условия

Ограниченные возможности дать 16,0 13,4 11,6

детям хорошее образование 15,2 23,1 20,3

Проблемы в воспитании детей

Сочетание работы с уходом за детьми 15,0 13,4 4,7

Проблемы на работе 13,9 13,6 7,5

Отношения в семье 11,5 10,4 7,2

Другие проблемы 9,5 13,8 7,7

бенок отдельную комнату или не имеет даже своего угла - все это влияет на развитие и формирование личности ребенка (подростка). Как видим из таблицы, проблема жилищнобытовых условий в большей степени злободневна для магнитогорских семей (16,0%), чем для семей других городов Челябинской области (13,4 %) и сельских семей (11,6 %). Это объясняется тем, что жилье в крупном городе намного дороже, чем в средних и малых городах. Реализуемая в ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» жилищноинвестиционная программа «Ключ» распространяется только на работников комбината, и у горожан, не работающих на комбинате, соответственно, больше проблем с приобретением жилья.

Большинство современных родителей понимает, что детям необходимо дать образование, что без диплома о высшем образовании устроиться на работу практически невозможно. В этом смысле больше преимуществ у жителей крупного города: 15,2 % магнитогорских респондентов видят проблему в ограниченных возможностях дать детям хорошее образование, тогда как в малых и средних городах, в сельских поселениях эта проблема является более актуальной (соответственно, 23,1 % и 20,3 %).

Процессы социализации личности и воспитания ребенка настолько взаимосвязаны, что порой их трудно развести. На становление личности ребенка решающее влияние оказывают, конечно, родители, их педагогическая компетентность, умение понять своих детей, принять их такими, какие они есть, желание стать друзьями и помощниками для своих детей. Однако практически во всех семьях возникают проблемы в воспитании детей. Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что чаще такие проблемы встречаются в магнитогорских семьях (15,0 %), чем в семьях средних и малых городов (13,4 %) и особенно в сельских семьях (4,7 %). Чем больше город, тем сильнее разобщены родители и дети, шире круг общения детей и подростков со своими сверстниками, больше «соблазнов» и мест проведения досуга. В сельских семьях, наоборот, крепче семейные и родственные узы, большая информированность родителей

о своих детях со стороны учителей, соседей и других жителей поселения. Кстати, представляет интерес в рамках нашего исследования и вопрос о том, к кому могут обратиться за

помощью родители. Когда у них возникают проблемы с детьми, они, казалось бы, вправе рассчитывать на помощь со стороны воспитателей, учителей, социальных педагогов, психологов. Посмотрим на результаты нашего исследования на примере г. Магнитогорска: когда у наших респондентов возникают проблемы в воспитании детей, лишь 9,5 % из них обращаются за помощью к педагогам, 4,7 % -к психологу. Как всегда, в российских семьях больше рассчитывают на себя (69,7 %), а также своих родителей или родителей супруга (14,4 %), других родственников (3,7 %).

На социализацию личности ребенка влияет количество времени, уделяемое родителями своим детям, занятость родителей на работе. Выяснилось, что сочетание работы с уходом за детьми более проблематично для городских семей (почти совпадают данные в г. Магнитогорске - 13,9 % и средних, малых городах - 13,6 %), чем для сельских (7,5 %). Это объясняется большей загруженностью городских женщин на работе, большими расстояниями и удаленностью работы от дома. Менее проблематичными для сельских жителей, по сравнению с городскими, являются также отношения на работе и отношения в семье, что также объясняется, на наш взгляд, особенностями сельского уклада жизни. Отметим, вместе с тем, что взаимоотношения в семье (детско-родительские, между супругами, между поколениями) также являются существенным фактором социализации личности ребенка в семье.

Несомненно, на современную семью, на социализацию личности ребенка в семье влияет переживаемый нашим обществом финансово-экономический кризис.

Таким образом, социализация личности была и всегда будет ключевой категорией социологии. На социализации детей и подростков сказываются те социальные процессы, которые характерны для современного общества: социально-экономическое расслоение общества, падение производства и рост безработицы, постоянное повышение цен на продукты и товары первой необходимости, криминализация и люмпенизация значительной части общества, ухудшение благосостояния значительной части российских семей и т. д., то есть, по большому счету, все общесоциальные и специфические проблемы семьи.

Примечания

1 См.: Социология молодежи / под ред.

B. Т. Лисовского. СПб. : Изд-во СПбГУ, 1996.

2 Там же. С. 66-67.

3 Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. акад. РАН Г. В. Осипова. М. : Издат. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 478.

4 Социология: энциклопедия / сост.

А. А. Грицанов [и др.]. Минск: Книж. Дом, 2003. С. 939.

5 См.: Социология молодежи. С. 67.

6 См.: Российская социологическая энциклопедия. С.478-479.

7 Кон, И. С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. М. : Педагогика, 1989.С. 194.

8 Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику: учеб. пособие. Пенза, 1994. Ч. 1.

9 Там же. С. 95.

10 Там же. С. 98-99.

11 Дармодехин, С. В. Социальный институт семьи: проблемы и направления развития // Семья в России. 2008. № 1. С. 9.

Семья всегда выполняет целый ряд функций, которые помогают в решении определенных социальных задач.

  • 1. Репродуктивная функция . Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми, имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.
  • 2. Воспитательная, функция социализации . Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного количества внимания, заботы, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми, то естественное протекание формирования многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.

Во многом падение воспитательной роли семьи тесно связано с происходящими в ней серьезными переменами. Пе­реход от семьи традиционного типа к современной, основан­ной на равенстве супругов, привел к утрате непререкаемого ав­торитета мужчины и снижению согласованности воспитатель­ных воздействий родителей. В современной семье нередки разные, а то и взаимоис­ключающие понятия матери и отца о воспитании, о том, как надо жить вообще.

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания.

Детоцентризм, т.е. всепрощение по отношению к детям, ложно понимаемая любовь к ним. При таком подходе дети вырас­тают избалованными, не приемлют разумных запретов и обя­занностей, в том числе и долга перед родителями. Как правило, их полностью обслуживают старшие члены семьи. Подобная тенденция наиболее характерна для тех семей, в которых растет один ребенок и (или) воспитание возложено на бабушек и де­душек, которые оберегают своих внуков от жизненных трудностей. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя.

Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом прежде всего, материально обеспечить своих детей. К «воспитательным» воздействиям они прибегают обычно лишь тогда, когда ребенок провинился или «мешает» им. Чаще всего их воспитательные воздействия имеют форму строгого запрета, брани и даже телесных наказаний. Таким образом, родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уровень доверительности в их общении минимален, круг совместно об­суждаемых проблем крайне узок. В силу этого у ребенка в та­кой семье отсутствует опыт диалога со взрослыми, слабо разви­та потребность во взаимодействии со старшими, что впоследст­вии может осложнить его социальные контакты.

Прагматизм, т.е. воспитание, цель которого - выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации, прежде всего на получение непосредственной ма­териальной выгоды.

В семье главным образом воспитываются дети. Но этим да­леко не исчерпывается ее воспитательная роль. Семья оказыва­ет огромное влияние на развитие личности каждого ее члена, расширяя или, наоборот, ограничивая пространство для само­реализации не только детей, но и взрослых.

  • 3. Функция сексуального регулирования . Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Особенно наглядно различие норм сексуального поведения проявляется в отношении к добрачному сексуальному опыту молодых людей. Во многих современных обществах вступление в брак девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи - служащими подготовкой к браку. С другой стороны, в патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере, в отношении женщин).
  • 4. Хозяйственно-экономическая функция. Эта функция семьи охватывает различные экономическая аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т.д. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества.
  • 5. Рекреационная функция (функция эмоционального удовлетворения). Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье. Поэтому семья должна стать «уголком» спокойствия, уверенности, создавать важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса.

Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения.

  • 6. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни.
  • 7. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.

Понятно, что все функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный вес могут быть различными.