Водный камень что это такое
Заточка и правка на японских водяных камнях
(рассказывает Андрей Козловский)
Главным отличием японских водных камней от их европейских и российских собратьев является «мягкость» заточки, что определяется соотношением объема пор к объему связки и самих абразивных зерен. Японские водные камни предназначены для ручной работы и используются исключительно с водой. Вследствие большой мягкости бруски стачиваются быстро, постоянно обнажая новые абразивные зерна, а на поверхности бруска сработанные зерна вместе с водой образуют суспензию, которую ни в коем случае убирать не надо. Обычно вместе с японскими камнями (особенно мелкозернистыми) поставляется маленький камешек Nagura для создания предварительной суспензии.
Японские водные камни
Японский водный камень с Naguro
Поскольку водные камни (особенно крупнозернисые) подвергаются быстрому износу их поверхность надо периодически восстанавливать.
Для этого существуют специальные правочные камни.
Черный — для крупнозернистых, светло-голубой для мелкозернистых.
Японские водные камни в зависимости от величены абразива могут иметь значения от 80 до 10 000 и более (я слышал о 12 000, 15 000 и 30 000).
Я лично считаю, что применение камней более 8 000 смысла не имеет и они могут применяться в исключительных случаях, когда пользователь ясно сознает, зачем ему это надо.
Итак, камни с зернистостью от 80 до 400 применяются при обдирочных операциях — ремонтные работы, связанные с большим съемом металла, таких как восстановление геометрии клинка, ремонт сколов и т.д.
Для удаления следов обдирочных операций и предварительной заточки необходимы камни с зернистостью от 600 до 1200-2000.
Камни с зернистостью от 3000 до 5000 используют при чистовой заточке и доводке.
Начиная с 6000 и выше это уже финишная и суперфинишная доводка.
Всегда надо стремиться, чтобы последующий камень примерно превышал вдвое предыдущий (т.е. 100-220-400-800 и т.д.).
Если нож слегка затупился, то для его правки, как советует американский мастер Murray Carter, можно использовать два камня: #1000 и #6000.
Если присутствует сильный износ и необходим ремонт, то начинать надо с #100-#120, затем #180-#220 и далее 400-700-1000-3000-5000–8000.
Чем больше вы используете камней, тем легче будет работа и качественнее результат. Как правило, большая часть времени тратится на начальные операции. На финишных операциях сила как таковая не требуется, надо усиливать внимание и, если вы устали, лучше отдохнуть.
Все водные камни перед работой надо замочить в чистой воде на время от 10 минут (для крупнозернистых камней) до получаса (для мелкозернистых). Время контролируется по пузырькам воздуха, которые выделяются из камня.
Лучше иметь отдельные емкости для каждого вида камней, чтобы частицы более крупного абразива не попали на более мелкий.
Затем камень вынимают и устанавливают на держатель (которых имеется очень много — от специальных резиновых до просто влажного полотенца, а некоторые используют тиски с резиновыми губками). На мелкозернистых камнях перед работой надо создать слой суспензии с помощью вспомогательного камня Naguro. Теперь камень готов к использованию.
Для задания определенного угла можно подложить под лезвие монетку или две, или положиться на вашу твердость рук, задав и поддерживая угол интуитивно, или воспользоваться специальным приспособлением для задания угла заточки, которое, одеваясь на обух ножа, задает определенный угол заточки, как правило, 15 градусов.
Ну, а дальше начинаем заточку, держа нож под углом 45 градусов к продольной оси бруска. С течением времени, вы уже сможете обходится без всяких приспособ для задания углов. И здесь еще важно, что называется, «поймать темп». Но это приходит с опытом.
В ходе заточки количество суспезии будет все время возрастать. Смывать ее не надо, необходимо следить только, чтобы она оставалась влажной стряхивая воду с пальцев или воспользовавшись специальным разбрызгивателем.
Проверить остроту ножа можно резкой листа газеты на весу. Если удается лист «нашинковать» и лезвие нигде не цыпляет и лапша легко слетает с клинка — все в порядке. Но сначала надо посмотреть на освещенную режущую кромку — острое лезвие не дает бликов по длине.
Если вы хорошо заточили нож можно попытаться проверить его геометрию — как хорошо нож режет. Возьмите несколько шефов или Gyuto и начните ими резать яблоки пополам и на четвертинки. Вы сразу почувствуете разницу. И если заточить остро можно практически любой нож, то заставить его резать…
У меня по этому тесту в победителях оказываются два ножа — один производства Murray Carter, второй — Геннадия Прокопенкова. Картера — чуть лучше. Попрубуйте сами.
Приведу фотографию моего рабочего места по заточке:
Японские мастера рекомендуют для заточки и правки пользоваться синтетическим водными камнями вплоть до #5000-#6000, а финишную обработку проводить на японских водных натуральных камнях.
Для натуральных японских водных камней неприменим термин «зернистость». Можно только сказать, «этот камень примерно соотвествует #5000-#6000», но это будет только приблизительно соответствовать истине.
Поэтому при покупке натурального камня надо очень четко описать продавцу свои задачи (какие ножи вы собираетесь точить, какие операции ими выполнять, какой техникой нарезки вы владеете и какие камни у вас уже имеются). И продавец постарается подобрать камень под ВАС. Учитывая достаточно высокую стоимость натуральных камней, здесь имеется некий элемент риска.
В то же время непревзойденных результатов в заточке и полировке добиваются именно на натуральных камнях. Они тоже бывают разные. Во-первых, есть камни грубые (arato, в основном песчаники), средние (nakado — кварцевые трахиты, туфы, андезиты) и финишные (awasedo — кремнистые сланцы и глины). Как я уже отмечал, в основном используются финишные камни (так как на них можно достичь более качественных результатов), а работу arato и nakado замечательно выполняют синтетические, причем стоят они значительно дешевле.
Надо очень внимательно осматривать камень на наличие трещин (что практически невозможно при покупках через интернет-магазины). Обычно боковые поверхности камня покрывают специальным лаком Urushi, но можно использовать и европейские (финские) водостойкие лаки.
У меня был камень Atogoyama Asagi с небольшой продольной трещиной, которую я не сразу заметил и при погружении в воду на второй раз он развалился на две части. Хорошо еще, что камень был большой и я смог выравнять оба куска, получив два рабочих камня.
Зато теперь я очень внимательно отношусь к малейшим трещинкам и слежу, чтобы боковые стороны всегда были покрыты лаком.
Наилучшие камни добываются в горах близ города Киото.
Здесь на снимке камни Tsukuba, Asagi и Suita.
Названия камней довольно запутаны. Как правило, присутствует название шахты и страты (слоя), откуда добыты камни (Nakayama, Oohira, Oozuki, Shinden и т.д.), ну и разные поэтические фантазии и сравнения.
Так, название Suita можно связать с понятием «соты» (Su — по японски), действительно при сильном увеличении под микроскопом поверхность камня напоминает пчелиные соты.
Uguisu по японски называется соловей, а название камня произошло из-за соответствия цвета камня цвету соловья, Asagi — желтовато-серый или серо-голубой — здесь просто соответствие цветов.
На финишных камнях (кроме камней Suita) надо перед работой создать суспензию. Для этой цели используются специальные камни нагура (все как и с синтетичесими камнями, но здесь камни нагура натуральные).
Финишные камни с нагурой:
Существуют разные школы и техники работы на натуральных водных камнях.
Так, известный японский мастер Iwasaki san (он известен своими бритвами) рекомендует при заточке на одном финишном камне использовать последовательно разные нагура — cначала более грубый Botan, затем средний Tenjou или Mejiro и в заключение Koma.
Самая последняя финишная полировка проводится на чистом камне без суспензии.
С другой стороны, ученик Iwasaki san и один из лучших мастеров Японии Iizuka Tokifusa (Shigefusa) вообще не использует нагуру (он чаще всего использует камни Suita). В общем, чтобы постичь все тонкости полировки, нужен не один год. Но пытаться точить на японских натуральных камнях надо.
Можно еще отметить, что многие названия как камней, так и нагуры не общеупотребительные во всей Японии.
Мне кажется, что результат работы на натуральном камне превосходит результат на синтетическом из-за их различной природы.
В синтетике четко заданы размеры частичек абразива и они не меняются в процессе работы, в то время как у натуральных камней частички в суспензии постоянно дробятся, да еще и суспензия задается разными нагурами.
Точно никто не знает, но результат наличествует.
Кроме камней для заточки имеются так называемые камни «Fingerstones».
Это небольшие камешки различного вида и свойств служат для полировки собственно лезвия ножа с целью выделить наиболее интересные и красивые области (касуми, хамон на ножах хонияки, просто структуру стали). Эти камни имеют свои названия: Uchigomori (Hazuya), Nakayama (Chizuya), Hakka и т.д.
Иногда их еще раз специально дробят, наклеивают на пальцы и производят полировку.
Все о точильных камнях
Все о точильных камнях
Существуют точильные камни 4-х видов: природные (арканзасский камень, японский водный камень waterstone), алмазные, керамические, абразивные.
Водный камень
Для тех, кто никогда не использовал природные камни и просто хочет попробовать свои силы в самостоятельном уходе за инструментом, лучше использовать водные камни.
Они работают не очень быстро, при работе с ними важно выдерживать равномерность движений и прижима, они и сами требуют определённого ухода.
К основным достоинствам водных камней следует отнести очень высокое качество обработки металла и приемлемую скорость работы.
К недостаткам — то, что в процессе работы обязательно требуется смазка, а также необходим регулярный смыв металлической пыли и стёртого абразива. Кроме того, природные камни достаточно быстро стачиваются, причём не всегда равномерно, что ведёт к необходимости время от времени выравнивать поверхность такого бруска на плоскость.
Для этой операции потребуется достаточно массивная стеклянная или мраморная пластина с хорошей плоскостью, вода, и много крупной водостойкой шкурки. Шкурка накладывается на пластину, и лёгкими движениями точильного камня по шкурке, смоченной водой (а лучше под струёй воды), меняя по мере износа шкурку, рабочая плоскость камня приводится к первозданному виду. Это операция потребна только для природных камней. Сильно изношенный, истончившийся природный камень можно наклеить стойким клеем на брусочек твёрдого дерева, типа бука — чтобы продлить его использование до максимума.
Второй тип точильных камней — это алмазные бруски.
Как и водные, они бывают разной зернистости. К тому же именно алмазные бруски часто используются в разного рода приспособлениях для заточки — поэтому выпускаются самого разнообразного вида, формы и размеров. Они иногда снабжаются стандартными креплениями для использования в точильных приспособлениях.
При работе с брусками этого типа желательно (но не обязательно) пользоваться смазкой — мыльным раствором или просто водой. Работа при этом идёт быстрее и аккуратней. А для полевых условий алмазный брусок — наилучший выбор. После работы его стоит тщательно промыть с любым моющим средством.
Импортный алмазный камень представляет собой пластиковую или металлическую основу, на рабочей поверхности которой связующим с алмазными зёрнами нанесён кольцеобразный или сотовый узор. Такая конструкция требует более редкой очистки от металлической пыли и работает по металлу чуть более агрессивно.
К достоинствам всех алмазных точильных камней стоит отнести высокую скорость работы, низкий износ и то, что они не нуждаются в правке рабочей поверхности и смазке.
К недостаткам — то, что в силу высокой скорости работы испортить кромку алмазным бруском также гораздо проще.
Для новичков, алмазные камни – это лучший вариант.
Третий, самый современный тип точильных камней — это керамические бруски.
Они производятся из специальной керамики, в чём-то похожей на керамику от корпусов микросхем. Обладая таким же качеством обработки поверхности, как у природных камней, и слабой изнашиваемостью, свойственной алмазным, такие бруски, к сожалению, работают крайне медленно, и пригодны, в основном, для тонкой регулярной правки. Их также можно использовать в качестве заменителя мусата, и возить с собой для правки ножа в дороге. Керамические точильные камни не требуют смазки при работе, а после работы легко отмываются от металла любым моющим средством и грубой тряпкой.
Зачастую такие бруски имеют специальную форму, позволяющую точить не только ножи, но и рыболовные крючки, иголки.
Четвёртый тип брусков — классические абразивные искусственные камни.
Как правило, это электрокорунд, или разнообразные карбиды на мягком связующем — всем привычные по советским временам инструменты. Наиболее распространены бруски большой зернистости. Затачивают такие камни хорошо, но очень быстро и неравномерно истираются, и имеют неоднородную структуру.
При работе с ними желательно использовать смазку — воду или мыльный раствор. Кроме того, большинство таких брусков, купленных на рынке — крайне низкого качества. Это проявляется в том, что из-за слабого связующего зёрна абразива катастрофически быстро выкрашиваются, и бруски надо выравнивать уже через полчаса после начала работ.
Кстати, выравнивать дешёвые бруски из корунда вообще нет особенного смысла. Гораздо дешевле просто купить новый. Хотя, если купить два одинаковых электрокорундовых бруска, можно (под струёй воды) довольно быстро «притирать» их друг к другу.
Японские водные камни Naniwa для ручной заточки.
Японская компания Naniwa была основана в городе Осака в 1941 году. Основным направлением ее деятельности является производство различных средств для заточки режущего инструмента. На сегодня предприятие Naniwa имеет прекрасную репутацию как производитель высококачественных классических водных камней для заточки и является признанным мировым лидером по их выпуску. Помимо искусственных абразивов премиум класса компанией Naniwa выпускает также различные профильные аксессуары — держатели и подставки для камней, бруски, плиты для правки точильных камей и т.п.
Камни Naniwa — это синтетические камни, они изготовляются по самым современным технологиям с разным составом связующих компонентов. Благодаря уникальной технологии изготовления, эти камни отличаются высокой производительностью, а за счет своей структуры могут применяться для любых сталей с твердостью до 68 единиц по шкале Роквелла. По сравнению с натуральными заточными камнями они имеют более однородный состав и производят гораздо больше суспензии. При этом в процессе заточки зерно постоянно обновляется, давая высокий прирост производительности.
Компания Naniwa производит две наиболее востребованные сегодня серии синтетических водных камней Naniwa Professional Stones и Naniwa Super Stones, а также еще несколько специализированных серий.
Камни Naniwa Professional Stones.
Самой популярной серией является профессиональная серия камней Naniwa Professional Stones или Naniwa Chosera для японского рынка. Размер камня 210х70х20. Это серия высококачественных камней, предназначенных для специалистов, профессионально занимающихся заточкой режущего инструмента. К категории профессиональных камней данная серия отнесена больше из-за очень высокой производительности работы. Именно на этот параметр сделан упор создателями серии Professional Stone.
Эти камни сделаны на магнезиальной связке. Магнезиальная связка представляет собой магнезиальный цемент, образующийся на воздухе при смешивании каустического магнезита и раствора хлорида магния. Инструмент на магнезиальной связке имеет низкую механическую прочность. Магнезиальная связка гигроскопична, поэтому абразивный инструмент на ее основе должен храниться в сухом помещении. Одной из основных особенностей этой связки является большая плотность и консистенция мелкодисперсных абразивных частиц. Это дает камню самую высокую эффективность заточки среди водных камней. Наиболее востребованными камнями из этой серии являются:
1. Водный камень Naniwa серии Professional Stone #600 предназначен для обдирочных работ и черновой заточки.
2. Водный камень Naniwa серии Professional Stone #1000 предназначен для основной заточки.
3. Водный камень Naniwa серии Professional Stone #3000 предназначен для основной заточки.
4. Водный камень Naniwa серии Professional Stone #5000 предназначен для предфинишной заточки.
Кроме того, в серии Naniwa Professional есть и другие камни от 400 до 10000. Зернистость всех этих камней дается в японской системе JIS. Для перевода в европейскую систему FEPA-F смотри таблицу.
Камни Naniwa Super Stones.
Серия камней Naniwa Sharpening Stones или Naniwa Super Stones для японского рынка, имеет те же размеры заточных брусков, что и профессиональная серия камней Naniwa Professional Stone. Предназначена для заточки самого широкого спектра режущего инструмента, как по назначению, так и по материалу изготовления. По сравнению с профессиональной серией камней Naniwa данная серия имеет меньшую производительность, но при этом камни медленнее вырабатываются. Эта серия изготавливается на органической связке, с бакелитизированный смолой в качестве основы. Сами камни более прочные, чем Naniwa Professional, но снимают металл менее производительно.
Кроме того, Naniwa производит и другие серии камней: Серия камней Naniwa специального назначения (Specialty Stones) – это многоцелевые камни для специализированного инструмента. Naniwa (Traditional Stones) -предназначается работы именно с японскими ножами, клинками и другим режущим инструментом изготовленным по традиционным технологиям типа (Сталь Shiro Gami (яп. белая бумага), Ki Gami (яп. желтая бумага), Ao Gami (яп. голубая бумага) и т.п. Naniwa Coarse Stone — крупнозернистые камни для грубых обдирочных работ и др.
Камни Naniwa вне зависимости от серии не требуют погружения в воду, для работы с ними необходимо использование пульверизатора. Эти камни чувствительны к длительному воздействию воды. Их необходимо хорошо просушивать и хранить в сухом месте. При нарушении правил хранения камни могут потрескаться и потерять абразивные свойства. Нельзя оставлять такие камни в мокром виде на морозе, замерзшая вода может разрушить камень. Камни могут иметь белые разводы соли (высолы), что является нормой для этих камней. После окончания работы им необходимо дать высохнуть на воздухе. Нельзя пытаться ускорить процесс сушки, подвергая их воздействию тепла, необходимо просто дать им высохнуть на воздухе, чтобы они могли высохнуть равномерно. Убирать камни на хранение можно только после того, как они полностью высохнут.
Камни нуждаются в регулярной правке, которая помогает снизить неравномерный износ. Править камни нужно на максимально толстом стекле с собственной суспензией, без применения карбида кремния.
Для более удобной работы с этими камнями могут использоваться специальные подставки. Они помогают предотвратить скольжение водного камня и поднимают камень с рабочей поверхности, что особенно удобно при заточке ножей.
Японские водные камни для заточки ножей
Японские водные камни отличаются от отечественных и западных аналогов. Прежде всего это относится к их мягкости. Она определяется с помощью объемов связок и пор, а также абразивных зерен.
Общие сведения
Искусственные твердые абразивы из Северной Америки или Европы чаще всего ориентированы на механическое оборудование и промышленное производство. Они применяются с непрерывным охлаждением или сухими. Высокая производительность труда является следствием автоматизации процессов шлифовки и заточки. Это также относится к среднему качеству обрабатываемой поверхности, так как она изобилует прожогами и микротрещинами.
Ручная заточка инструмента: особенности
В этом случае твердый абразив быстро забивается из-за стружки. Таким образом происходит его засаливание. Из-за этого фактора такая заточка инструмента осуществляется с достаточно низкой скоростью. В соответствии с европейскими традициями устранение дефектов происходит на завершающей стадии электрическим методом или с помощью полировальных пластов.
Заточка на японских водных камнях
Эти шлифовальные бруски являются хорошо приспособленными к ручной работе. Они используются исключительно с водой. Приспособления очень мягкие и стачиваются быстрее. При этом постепенно обнажаются новые зерна абразива. Одновременно с этим на поверхности бруска образуется суспензия. Это происходит в результате взаимодействия сработанных зерен с жидкостью. Известно, что японские водные камни изнашиваются значительно быстрее. Однако они способны обеспечить высокую стабильную производительность. При этом должна быть высокая чистота обработки поверхности.
Главные различия
При применении брусков малой зернистости обеспечивается относительно быстрая доводка режущей кромки до отличного состояния. Полированные пласты, войлочные круги, правочные стропы и другие традиционные западные аксессуары не используются. Водные камни для заточки ножей отличаются высокой производительностью. Однако она уступает в скорости съема алмазным элементам. Но они, в свою очередь, отличаются более ограниченным диапазоном зернистости. Кроме того, следует выделить завершающие стадии заточки. В данном случае очень легко переусердствовать и чрезмерно истончить лезвие.
Маркировка
Она основывается на зернистости, которой обладают водные камни для заточки ножей. Маркировка характеризует число отверстий, приходящихся на один квадратный дюйм сита, на котором произошло оседание фракции зерен в соответствии с определенным интервалом. Абразив можно получить с помощью просеивания. При этом средний размер зерна – не меньше 50 микрон. Более мелкие абразивы просеиваются с помощью других методов. В данном случае имеется в виду воздушный сепарационный и гидравлический способ.
Определение количества шлифовальных элементов
Все зависит от задачи, которая поставлена перед точильщиком. Мелкозернистые японские водные камни (#6000) подойдут для правки и доводки. Для проведения легкого заострения потребуются другие элементы. Нож предварительно поправляется на бруске, который имеет зернистость до #5000. Для обычной заточки характерны другие параметры — #600-2000. Лезвие может быть сильно изношено, иметь забоины или иные повреждения. В этом случае для удаления дефектов используются крупнозернистые заточные камни.
Максимальная острота
Ее также можно назвать бритвенной. Для этого требуются высочайшие индивидуальные навыки в области доводки и заточки. Однако такая острота требуется не на каждом лезвии и далеко не всегда. Пытаться навести ее на мягковатой нержавейке – бесполезная затея. Дело в том, что в данном случае эффект крайне недолговечен. Мягкие ножи, которые изготовлены из низкоуглеродных сталей, могут быть исправлены с помощью мусата. Стоит отметить, что для качественного твердого изделия этого будет недостаточно. Таким образом, при покупке хорошего ножа на средствах заточки экономить нецелесообразно.
Замена элементов
Это нужно делать чаще. Для подтверждения можно прибегнуть к простому расчету. Благодаря этому экономится абразив и время. Если плавно и постепенно снижать зернистость, то следы от предыдущего, более крупного камня, будут устранены довольно быстро. Таким образом, обеспечивается хорошая чистота поверхности, а также повышается долговечность бруска и его ресурс. Набор, который включает в себя от 5 до 7 камней, обойдется совсем не дешево. Однако лезвия крайне редко доводятся до такого состояния, когда для их исправления требуется полный арсенал. Для того чтобы поддерживать изделия в хорошей форме, как правило, достаточно всего 2-3 мелкозернистых бруска. Также потребуется один полировальный.
Бытовое использование
В настоящее время наиболее популярны комбинированные японские точильные камни, которые продаются по доступной цене. Они состоят из двух половинок разной зернистости, скрепленных при помощи водостойкого клея.
Принципы работы
Каждый водный камень для заточки должен быть предварительно замочен. Рекомендуется использование глубоких пластмассовых емкостей. Лучше, чтобы они были прозрачными. Будет хорошо, если для каждого вида камней будет предусмотрена отдельная емкость. Благодаря этому частицы крупного абразива не станут попадать на мелкий. Для определения времени замачивания нужно обратить внимание на пузырьки воздуха, которые выделяет камень точильный водный. Пористые и крупные элементы в процессе впитывания жидкости выпускают их около 5 минут. Мелким, имеющим среднюю зернистость, для насыщения требуется больше времени – до 15 минут. Мелкозернистые плотные японские водные камни замачиваются дольше всех. Время их насыщения может составлять до 20 минут. После этого требуется установка камня на подставку. Основные требования к ней – обеспечение устойчивого положения бруска и исключение его перемещения во время работы. Стоит помнить о том, что для проведения заточки потребуются обе руки. Мелкозернистые элементы предполагают создание слоя суспензии непосредственно перед правкой. Целесообразно использование бруска Nagura.
Обработка сильно затупленного и поврежденного лезвия
Требуется крупнозернистый абразив — #80-400. Прежде всего, следует начать с удаления забоин. Для этого производится устранение остатков лезвия. Материал должен быть убран по всей длине. Таким образом геометрия клинка не будет искажена. Нужно делать так, пока повреждения полностью не устранятся. Появляется прямая грань. Далее требуется оценка равномерности ее толщины. Она может «плавать». В этом случае необходимо восстановление профиля клинка. Работа ведется со спусками. Следует убрать излишки материала. После того как эта работа будет закончена, ширина грани должна быть постоянной по всей длине клинка. Толщина выбирается в соответствии с назначением ножа. Далее подходит очередь предварительной заточки. Таким образом, будут выявлены места спуска, которые еще нуждаются в поправке.
Практические рекомендации
Количество суспензии возрастает в процессе полировки и шлифовки. Не нужно допускать того, чтобы она слишком загустела. Ее смывание также не требуется. Японцы производят периодическое увлажнение суспензии. Для этого кончики пальцев окунаются в воду, и последняя стряхивается на брусок. Также можно воспользоваться одноразовым шприцем или бытовым пульверизатором. Важно по случайности не допустить ее полного смывания.
Хранение
Бруски следует держать в индивидуальной таре. Она может быть как картонной, так и пластиковой. Допустимо хранить в воде средне- и крупнозернистые камни в том случае, если они используются регулярно – около одного раза в неделю. Бруски, которые применяются реже, необходимо тщательно высушивать после работы. Оставлять на холоде мокрый брусок нельзя. Замерзшая вода может поспособствовать его разрушению. Регулярная правка пойдет на пользу бруску. Этот процесс упрощает уход за ним, а также снижает неравномерность износа. Сколы краев камня можно предотвратить. Для этого периодически во время работы (в соответствии с износом) на его грани должна быть наведена неширокая фаска. Необходимый угол – 45 градусов. Тонкий камень точильный водный рекомендуется наклеить на ровный кусок древесины или органического стекла. Это делается при помощи водостойкого клея. Таким образом срок службы бруска будет продлен.