Размеры шариков в подшипниках таблица
Шариковые подшипники: виды, размеры шариков в таблице, фото и маркировка
Широкое применение элементов качения дало новые возможности инженерам во всех отраслях машиностроения. В этой статье мы рассмотрим номера шариковых двухрядных и однорядных подшипников, а также размеры шариков в таблице.
Устройство и схемы
Эти детали все построены на принципе обкатывания круглого механизма двумя поверхностями. При этом в зависимости от требуемых задач компоновка и конструкция может быть разнообразной. На верхней картинке показано классическое изделие, наиболее распространенное в современной технике.
Разновидности
Существуют три большие группы, подробнее о каждой из них мы расскажем ниже.
Радиальные
Между двумя обоймами с технологическими канавками расположены элементы качения в один или два ряда, зафиксированные в сепараторе. Все это обязательно смазывается или закрывается защитным кожухом, предотвращающим попадание грязи.
Похожей является модель, где внешний обруч изнутри обработан полусферой, при этом не фиксируются ось отверстия корпуса и вал вращения. Такое техническое решение используется в сельскохозяйственной технике, когда невозможно или нецелесообразно совместить плоскости вращения и крепления. Они называются плавающими.
Радиальный шариковый однорядный подшипник, таблица размеров и серий
Параметры колеблются от трех миллиметров до нескольких метров. Внутренние отверстия позволяют добиваться вращение осей от 1 мл, это применяется в микромеханике (ручные и настенные часы, принтеры, сканеры, измерительные приборы, компьютеры, дисководы, кулеры). Полутораметровые поворотные точки работают на тяжелой добывающей технике (экскаваторы, погрузчики, проходческие станы), на приводах винтов в кораблестроении, везде, где требуется перемещение больших масс.
Опорные
При высоких нагрузках вдоль оси вращения используются детали, состоящие из двух шайб с ложбинкой, между которыми ставится сепаратор со сферами. Одна из плоскостей вращения упирается в блок, а вторая поверхность фиксируется на валу. Они применяются в обрабатывающей промышленности, ветрогенераторах и других конструкциях, где существуют продольные нагрузки.
Таблица размеров упорных шариковых подшипников в миллиметрах
Такие устройства работают в автомобилях на передних стойках и позволяют всему поворотному блоку мягко двигаться, постоянно удерживая весь вес машины. Манипуляция стрелы крана обеспечивается опорой на подобное изделие. По такому же принципу функционирует и место сочленения полуприцепа с тягачом большегруза. В индустрии, где приходится использовать сильные воздействия на материалы без упорных узлов, не обходится ни один станок.
Опорно-радиальные
В случаях, когда необходимо обеспечить в модели свойства двух типов используется этот механизм. Реакция элементов качения направлена как перпендикулярно, так и вдоль оси. Конструкция может быть одно и двухрядной.
За счет комбинации разнонаправленных реакций на усилие, изделие, состоящее из двух таких частей, обеспечивает полную фиксацию в пространстве. При конструировании можно обойтись одним компактным устройством. Особенности строения позволяют добиться долгой эксплуатации без обслуживания. Соответственно, при этом снижается конечная стоимость продукта.
Все вышеописанные виды есть в каталоге торгово-производственной компании «МПласт».
Способ изготовления
Основной трудностью производства являются высокие требования к точности обработки деталей. Поэтому, если сборку могут осуществлять почти все организации, изготовление внешних обойм и элементов качения всегда идет на крупных специализированных заводах.
Процесс состоит из:
- • Подготовки материала (проверка качества, выбраковка). Здесь убираются детали, имеющие изъяны: микротрещины, раковины и, инородные включения.
- • Формирование заготовок. Из кругляка нарезаются шайбы на специальном автоматическом устройстве, после этого они подаются на пресс, где получается кольцо. Дальше они отправляются на раскатку и доводятся до размеров, грубо совпадающих с конечным образцом. Для каждого конкретного случая используются разные формовочные оправки. В результате получается болванка, грубо повторяющая конечное изделие, только чуть больше.
- • Обработка токарным методом. В процессе задействованы специфические станки, с программным числовым управлением. Участие человека сводится до минимума, при этом сокращается количество брака. Здесь производится доведение продукта до необходимых параметров, достигая точность в сто микрон или выше.
- • Шлифовка. Операция позволяет добиться точности исполнения в десять Мк и меньше. Поверхность приобретает характерный глянцевый вид, необходимый для беспрепятственного скольжения.
- • Закалка. После этого этапа достигаются нужные эксплуатационные качества. Заготовку подвергают нагреву и охлаждению по технологической карте. В других случаях применяется цементирование при помощи тока высокой частоты, тогда твердость будет неоднородной.
- • Маркировка. Наноситься лазерным прибором или аналогом сварки.
- • Проверка Отделом технического контроля (ОТК). В особо ответственных партиях выборочным испытаниям подвергаются части образцов.
Далее, мы расскажем, как устроен шариковый подшипник скольжения и как его собирают. Изготовление железных горошин – это отдельный технологический цикл. Процесс напоминает накатку дроби для охотничьих патронов, между двумя сковородками.
Первоначально из металлического прута, чуть большего диаметра, нарубают заготовки по необходимому размеру. После этого цилиндры поступают в первичную формовку, где проходят между двумя вращающимися дисками с канавками. На выходе получаются почти идеально круглые детали с допуском сто микрон.
Вторым шагом идет грубая абразивная обработка в шарошке, в большом барабане происходит длительное по времени перемешивание деталей и специального наполнителя. Таким образом, устраняются лишние неровности и шероховатости. После этого производится закалка в муфельных печах для придания прочности 60-62.
Следующим этапом является доводка в шарошлифовальном станке. На выходе получаем продукт с допуском в десять микрон. В некоторых случаях на подобных установках необходимо добиваться и более высокой степени точности. После этого приобретается характерная блестящая наружность, которую мы привыкли видеть. Далее, идет предпродажная подготовка, где промывают, отфильтровывают брак, сортируют по типоразмерам и упаковывают.
Материалы для изготовления
При работе техники на все элементы воздействуют постоянные нагрузки, такие как механическая деформация и трение. Поэтому к применяемому сырью есть ряд жестких требований. Конечный продукт должен соответствовать целому перечню качеств:
- • устойчивость к истиранию;
- • способность сохранять калибр;
- • твердость;
- • вязкость;
- • способность сопротивления к многократным деформациям.
Как исходный материал используют высокоуглеродистую хромистую сталь. Он одинаково хорош как для обойм, так и для звена качения. Но есть случаи, когда узел эксплуатируется в условиях повторяющихся ударных нагрузок. В этом варианте детали производят из железа с низким содержанием углерода. Создание твердой поверхности достигается последующим насыщением. В результате получается механизм с жестким внешним слоем и вязкой серединой.
Основными материалами являются стали:
- • хромистые ШХ 15, 15 СТ, 20 СТ, ШХ 4;
- • цементируемые 18ХГТ, 20Х2Н4А, 15 Г 1, 15Х, 08, 10.
Для производства сепараторов может применятьс бронза, алюминий, чугун и пластмасса. Это обусловлено тем, что основная проблема – трение элемента качения об обойму в процессе работы. Деформационные нагрузки между этими частями незначительные. Это устройство предназначено для равномерного распределения по периметру обруча.
Маркировка сфер для шариковых подшипников, их размеры и расшифровка
Главным значением является диаметр, обозначаемый в таблицах буквой d. Промышленность выпускает модели габаритами от 0,25 до 150 мм.
Для удобства работы с узлами, снижающими трение, проведена унификация параметров звеньев. Промышленность выпускает их строго определенного формата. По классу точности изделие маркируется цифрами: 3; 5; 10; 16; 20; 28; 40; 60; 100; 200, которые показывают уровень обработки. Чем меньше значение, тем грубее исполнение.
Стандартная масса рассчитывается из плотности стали 7,85 килограмм на один дециметр. Буква Н ставится в маркировке перед линейным калибром, в случаях использования в типовых механизмах качения. В других вариантах используется аббревиатура Б.
Подшипники по номерам и тела качения по размеру
Шарики для подшипников являются неотъемлемой частью детали, без которых ее функционирование просто невозможно. Производство таких шариков является высокоточным. В процессе изготовления нужно достичь конкретных размеров шариков, чтобы трение в процессе эксплуатации подшипника было минимальным. Как правило, изготовлением этой детали занимается отдельный квалифицированный персонал на специальном оборудовании. При этом производственный цикл выпуска шариков может быть абсолютно разным, в зависимости от используемых материалов. К примеру, шарики из керамики должны иметь меньший вес, а также в процессе обработки не потерять устойчивость к деформации и температурному режиму. Поэтому на их изготовление уходит чуть больше времени.
Материалы, используемые для производства шариков
Для изготовления этих маленьких и технологически сложных деталей применяют только качественную сталь:
- Молибденовая сталь известна многим охотникам. Из нее производят дроби, и конечно шарики для подшипников. Чаще всего ее не используют в чистом виде, а добавляют немного меди, металлокерамики, латуни, алюминия, полимеров.
- Шарики из хромоуглеродистой стали обладают повышенной прочностью и твердостью. Этот материал довольно дорогой, поэтому чаще применяется для подшипников специального назначения.
- Синтетический металлический сплав нередко используют в шарикоподшипниках. Особое свойство нитрида кремния в том, что изделия из него способны самоусиливаться.
Шарики, произведенные из стали, чаще всего применяют в узлах качения. Такие шарикоподшипники незаменимы в сельскохозяйственной деятельности, где важна прочность детали. Они подходят для автомобильной промышленности. Часто используют в различных приборах по производству кондитерских изделий, лакокрасочной продукции. В домашнем обиходе встретить подшипники со стальными шариками можно в обычном стержне пишущей ручки. Без таких шарикоподшипников не обходится различный складской инвентарь, например, подъемник, гидравлическая тележка. В механизмах дверных ручек и другой мебельной фурнитуры так же используют подшипники со стальными шариками.
Если эксплуатация подшипника происходит в агрессивной среде, его шарики изготавливают из сплава с высоким содержанием никеля. А в случае экстремальных условий, тела качения производят из керамики.
Как производят шарики для подшипников?
Как уже ранее упоминалось, шарики являются одними из самых технологически сложных деталей в конструкции подшипника. Их изготовление происходит в несколько этапов:
- Сначала заготовки шариков подвергаются штамповке. На специальных станках формируют штучные заготовки, при этом не все они сразу принимают нужную форму, некоторые из них имеют отклонения, различные выступы. После этого полученные заготовки обкатывают до тех пор, пока они не примут нужную шарообразную форму.
- Полученные заготовки обрабатывают до закалки путем подвергания абразивной обработке. Под высоким давлением происходит многократное прокатывание заготовок, в результате чего изделие приобретает сферическую форму с припуском. А после этого следует термическая обработка деталей. На этом этапе шарики нагревают, закаливают и отжигают в специальных печах. На выходе получаются ровные и твердые шарики.
- После этого полученные шарики шлифуют до нужных размеров на шлифовальном станке. Изделия несколько раз прогоняют по желобам, в результате чего они получаются полностью отшлифованными до нужной точности. Высокоточные модели подлежат дополнительной доводке. Готовые шарики промывают, сортируют по группам и упаковывают.
Производители шариков для подшипников
Шарики для подшипников купить можно как российского, так и зарубежного производства. Их изготавливают в Саратове, Самаре, на ОАО «Московский подшипник», в Томске, Екатеринбурге и других городах России. Что касается зарубежных производителей, в продаже есть шарики для подшипников из Германии, Китая, Словакии, Индии, Японии и т.д.
Российские и китайские изделия отличаются недорогой ценой, и качество многих брендов не уступает аналогам знаменитых заводов из других стран. Чуть дороже обойдутся шарики из Словакии. А наиболее дорогостоящими являются шарики из Японии и Германии.