Кто изобрел первый успешный печатный пресс
Гутенберг — первопечатник и типограф
Есть много событий в истории человечества, которые имеют большое значение для того, как мы живем сегодня. Изобретение Иоганном Гутенбергом печатной машины «подвижного типа» является одним из самых важных.
Возможно, что без него не было бы ни Ренессанса, ни Промышленной революции, ни Технологической революции, ни современной западной демократии. Другими словами — нет современного мира!
Хотя примитивные формы печати были изобретены еще в древнем Китае, а в Европе в течение некоторого времени была доступна бумага хорошего качества, большинство книг все еще копировалось вручную и это был кропотливый и трудоемкий труд.
По этой причине было выпущено очень мало книг, и те, которые были выпущены, были чрезвычайно ценными объектами, принадлежавшими либо Церкви, либо другим влиятельным учреждениям.
Большинство людей не умеют читать — в чем смысл учиться? — и знания были в значительной степени ограничены тем, что человек видел, слышал и испытывал в своей жизни, в своем городе или деревне.
Изобретение Гутенбергом печатного станка означало, что книги можно выпускать в больших количествах, быстрее и дешевле, чем когда-либо прежде. Это привело к социальной и культурной революции, последствия которой все еще видны и ощущаются сегодня. Это был интернет своего дня!
Изобретение печатного станка
Никто точно не знает, что именно побудило Гутенберга сделать свою первую печатную машину. По профессии он был ювелиром.
Он был очень заинтересован во всех видах изобретений и имел живой и пытливый ум. Он также был довольно богат, и у него были ресурсы для реализации многих его идей.
Согласно легенде, идея печатного станка с подвижным механизмом пришла к нему «как луч света» в 1439 году.
Скорее всего, он обдумывал проблему в течение некоторого времени, пока не настал момент с трудом завоеванного вдохновения!
Прототипы печатного станка Gutenberg
Мы знаем, что к 1440 году он был занят работой над несколькими «прототипами» печатного станка, что снова наводит на мысль, что решение, которое он придумал, было результатом большой работы и экспериментов, а не внезапной вспышки вдохновения.
В то время он жил в Страсбурге. Там, в своей мастерской, он начал использовать смесь старых технологий, в том числе то, что называется «винтовой пресс», и свою собственную новую идею: формовочная настройка.
Настройка формованного типа включала создание формы для каждого буквенного символа, которую можно использовать повторно. Таким образом, он смог изготовить множество отдельных букв, которые можно было поместить в деревянную рамку, чтобы создать макет страницы для печати.
Это был шаг в правильном направлении, и хотя он намного быстрее ручного копирования, он по-прежнему занимал много времени, поскольку каждый новый набор страниц должен был составляться с нуля и подписываться от руки. Кроме того, если текст должен был быть украшен или раскрашен, то это все равно нужно было сделать по-старому, рисуя на печатном листе вручную так же, как были сделаны освященные рукописи монашеского скрипториума.
Первая печатная машина
У Гутенберга была идея, что буквы могли быть отлиты из латуни. Эти символы будут долговечны и просты в установке. Их можно использовать снова и снова, будучи переконфигурированными для создания бесконечных разных страниц. Он также разработал идею их рукописного ввода с использованием подвижного устройства, что означало, что настройки страницы можно было подписать и подготовить в течение нескольких секунд.
Это был прорыв, который он искал. Внезапно он мог дешево и быстро изготовить много экземпляров книги.
Это изобретение также означало, что он мог печатать в цвете, поскольку страницы можно было пропустить во второй, третий и четвертый раз через печатную машину для перепечатки с настройками цвета.
Наследие Гутенберга
К сожалению, нелегко понять, какой из многих сохранившихся текстов последующего периода был фактически напечатан в мастерской Гутенберга. В отличие от сегодня не было никаких законов об авторском праве.
К этому следует добавить тот факт, что Гутенберг никогда не добавлял свое имя или даже дату в свои печатные работы!
Ученые считают, что среди его самых ранних произведений были немецкая поэтическая работа и грамматический учебник для студентов.
Но он должен был начать свой самый известный печатный проект в 1452 году. Это было то, что сейчас известно как Библия Гутенберга.
Первое издание было опубликовано в 1455 году тиражом 180 экземпляров. По сегодняшним меркам это может показаться не таким уж большим, но в то время это был значительный объем за такой короткий период.
Библия имела ровно 42 строки на каждой странице, и, должно быть, ее было очень трудно читать, поскольку не было пунктуации и отступов в абзацах!
Он финансировал проект сам, и, несмотря на его успех, затраты на первоначальное создание прессы оставили его в большом долгу. Позже он получил специальную пенсию от архиепископа фон Нассау, но он так и не заработал много денег на своем необычном изобретении.
Но его дизайн произвел огромное впечатление, и в течение нескольких коротких лет по всей Европе были установлены печатные машины Gutenberg.
Если понравился материал, то не забудьте поставить лайк и поделиться с друзьями ! Это поможет развивать канал и делать его лучше. А чтобы не пропустить новые материалы, подписывайтесь на канал «Курьезы истории». Вас не будут беспокоить никакие оповещения, а просто в ленте станут появляться мои рассказы.
Изобретение печатного станка
Большинство людей воспринимают печатные материалы, как нечто само собой разумеющееся, нам сложно представить современную жизнь, если бы не был изобретен печатный станок. Мы бы не имели возможности читать книги, газеты, журналы. Не существовали бы плакаты, листовки, брошюры, и не приходили бы к нам по почте. Типография позволяет обмениваться огромным количеством информации в кратчайшие сроки. На самом деле, печатный станок – одно из важнейших изобретений для современного человека. Он внес огромный вклад в развитие общества. Как был изобретен печатный станок, и как повлиял на развитие культуры?
Жизнь до печатного станка
Перед тем, как была изобретена типография, все письменные материалы и изображения писались и копировались вручную. Занимались этим определенные люди, которым выделяли места для книжников при монастырях. Эта комната в монастырях называлась скрипторием. Там пишущий мог работать в тишине, сначала размечая страницу, а потом перенося на бумагу данные из книги, которую копировали. Позже на страницы книг стали наносить элементы декора. В средневековье книги, как правило, были только в собственности монастырей, учебных заведений или очень богатых людей. Большинство книг носили религиозный характер. В некоторых семьях хранились копии Библии, но это была большая редкость, а семью почитали за счастливцев.
Примерно в конце 1430-х годов немец по имени Иоганн Гутенберг исхитрился найти хороший способ заработка денег. В то время наметилась тенденция ношения небольших зеркал на одежде и головных уборах при посещении священных мест. Сами по себе зеркала не имели для него большого значения, но они дали ему идею, как можно создавать большие объемы печатной продукции. В 1300-х – 1400-х годах общество получило основную форму печати. Для нее использовались изображения или буквы, нанесенные на деревянные бруски, которые окунали в краску с последующим перенесением ее на бумагу. У Гутенберга уже был опты работы с печатью, поэтому он понял, что, используя для нее нарезные бруски, можно сделать процесс более быстрым. Он стремился к воспроизведению больших текстов в крупных объемах. Вместо деревянных блоков он решил использовать металлические. Конструкция, изобретенная им, получила название «Подвижная печатная машина», потому что металлические буквы могли перемещаться, образовывая различные комбинации для оттиска слов и фраз. Используя это устройство, Гутенберг создал первую печатную книгу, которой была Библия. Сегодня Библия, напечатанная Гутенбергом, является исторической ценностью.
В печатной машине было устройство, устанавливающее группы блоков в нужном порядке, чтобы буквы складывались в слова и предложения, постоянно перемещаясь. Блоки окунались в чернила, а на них укладывалась бумага. При перемещении бумаги на ней появлялись буквы. Эти печатные машины управлялись вручную. Позже, к 19-му веку, другие изобретатели создали паровые печатные машины, которые не требуют управления оператором. Сегодняшние печатные машины являются электронными, автоматизированными, и способны печатать гораздо быстрее, чем все предыдущие аналоги.
Изобретение Гутенберга вызвало резонанс в обществе. Представители высших социальных слоев были не довольны. Для них книги, написанные вручную, были признаком роскоши, величия, они считали, что массовому производству книги не должны подлежать. В связи с этим, печатные книги получили, в первую очередь, распространение среди низших слоев населения. Позже стали открываться типографии, давая миру новые профессии. Печатные тексты стали новым способом распространения информации среди огромного количества людей быстро и дешево. Выгоду из этого изобрели ученые, которые могли распространять свои труды, и политики, которые могли заинтересовать избирателей через печатные материалы. Самое главное достижение, которого удалось достичь с изобретением печатной машины – возможность получать образование, которого ранее не могли получить многие люди. Изобретение положило начало новым идеям и разработкам. Еще один вклад, который внесло изобретение, — распространение среди людей печатных материалов и книг на всех языках.
История книгопечатания. Изобретатель первого печатного станка. Создание первой печатной книги
Современную жизнь невозможно представить без того изобретения, которое подарил миру простой немецкий ремесленник Иоганн Гутенберг. Книгопечатание, основателем которого он стал, до такой степени изменило ход мировой истории, что по праву отнесено к величайшим достижениям цивилизации. Его заслуга столь велика, что незаслуженно забываются те, кто ещё за много веков до этого создавал основу будущего открытия.
Оттиск с деревянной доски
История книгопечатания берёт своё начало в Китае, где ещё в III веке вошла в употребление техника так называемой штучной печати – оттиск на текстиле, а позже и на бумаге различных рисунков и коротких текстов, вырезанных на деревянной доске. Такой метод получил название ксилографии и из Китая быстро распространился по всей Восточной Азии.
Следует отметить, что печатные гравюры появились значительно раньше, чем книги. До наших дней дошли отдельные образцы, выполненные уже в первой половине III века, когда в Китае правили представители династии Хань. В этот же период появилась и техника трёхцветной печати на шёлке и бумаге.
Первая ксилографическая книга
Создание первой печатной книги исследователи относят к 868 году – именно эта дата стоит на самом раннем издании, выполненным в технике ксилографии. Она появилось в Китае и представляла собой сборник религиозно-философских текстов, озаглавленный «Алмазная сутра». Во время раскопок храма Кёнджи в Корее был найден образец печатного изделия, выполненныйпочти на столетие раньше, но, в силу некоторых особенностей, он относится, скорее, к разряду амулетов, чем книг.
На Ближнем Востоке штучная печать, то есть, как было сказано выше, выполненная с доски, на которой вырезался текст или рисунок, вошла в употребление в середине IV столетия. Ксилография, называемая по-арабски «тарш», получила распространение в Египте и своего расцвета достигла к началу X века.
Данный метод применялся главным образом для печатания текстов молитв и изготовления письменных амулетов. Характерной особенностью египетской ксилографии является использование для оттисков не только деревянных досок, но и изготовленных также из олова, свинца и обожжённой глины.
Появление подвижного шрифта
Однако, как бы ни совершенствовалась технология штучной печати, её главным недостатком была необходимость для каждой очередной страницы заново вырезать весь текст. Прорыв в этом направлении, благодаря которому история книгопечатания получила значительный импульс, произошёл также в Китае.
По сообщению выдающегося учёного и историка прошедших веков Шэнь Ко, китайскому мастеру Би Шену, жившему в период с 990 по 1051 год, пришла в голову идея сделать из обожжённой глины подвижные литеры и поместить их в специальные рамки. Это позволяло набирать из них определённый текст, а после печатанья необходимого количества экземпляров рассыпать и использовать заново в иных сочетаниях. Так был изобретён подвижный шрифт, используемый вплоть до наших дней.
Однако эта гениальная идея, ставшая основой всего будущего книгопечатания, не получила в тот период должного развития. Объясняется это тем, что в китайском языке существует несколько тысяч иероглифов, и изготовление такого шрифта представлялось слишком затруднительным.
Между тем, рассматривая все этапы книгопечатания, следует признать, что наборными литерами впервые воспользовались не европейцы. Известна сохранившаяся до наших дней единственная книга религиозных текстов, изготовленная в 1377 году в Корее. Как установили исследователи, она была отпечатана с использованием технологии подвижного шрифта.
Европейский изобретатель первого печатного станка
В христианской Европе техника штучной печати появилась около 1300 года. На её основе производились всевозможные религиозные изображения, выполненные на ткани. Они были подчас достаточно сложными и многоцветными. Примерно через столетие, когда бумага стала относительно доступной, на ней стали печатать христианские гравюры, и параллельно с этим – игральные карты. Как это ни парадоксально, но прогресс печатного дела послужил одновременно и святости, и пороку.
Однако в полной мере история книгопечатания начинается с изобретения печатного станка. Эта честь принадлежит немецкому ремесленнику из города Майнца Иоганну Гутенбергу, разработавшему в 1440 году способ многократного нанесения оттисков на листы бумаги, используя при этом подвижные литеры. Несмотря на то что в последующие века первенство в этой области приписывалось иным изобретателям, у серьёзных исследователей нет оснований сомневаться в том, что появление книгопечатания связано именно с его именем.
Изобретатель и его инвестор
Изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовил из металла буквы в их перевёрнутом (зеркальном) виде, а затем, набрав из них строки, делал на бумаге оттиск при помощи специального пресса. Как и у большинства гениев, у Гутенберга были блестящие идеи, но отсутствовали средства на их реализацию.
Чтобы дать жизнь своему изобретению, гениальный ремесленник был вынужден обратиться за помощью к майнцкому дельцу по имени Иоганн Фуст и заключить с ним договор, в силу которого тот был обязан финансировать будущее производство, а за это имел право получать определённый процент от прибыли.
Компаньон, оказавшийся ловким дельцом
Несмотря на внешнюю примитивность используемых технических средств и отсутствие квалифицированных помощников, изобретатель первого печатного станка сумел в короткий срок изготовить целый ряд книг, наиболее известной из которых является знаменитая «Библия Гутенберга», хранящаяся в музее города Майнца.
Но уж так устроен мир, что в одном человеке редко уживается дар изобретателя с навыками хладнокровного дельца. Очень скоро Фуст воспользовался невыплаченной ему в срок частью прибыли и через суд прибрал к рукам всё дело. Он стал единоличным собственником типографии, и этим объясняется тот факт, что в течение длительного времени именно с его именем ошибочно связывали создание первой печатной книги.
Иные претенденты на роль первопечатников
Как уже говорилось выше, очень многие народы Западной Европы оспаривали у Германии честь считаться основателями книгопечатания. В связи с этим упоминается несколько имён, среди которых наиболее известны Иоганн Ментелин из Страсбурга, сумевший в 1458 году создать типографию, подобную той, которая была у Гутенберга, а также Пфистер из Бамберга и голландец Лоренс Костер.
Не остались в стороне и итальянцы, утверждающие, что их соотечественник Памфилио Кастальди является изобретателем подвижного шрифта, и что именно он передал свою типографию немецкому коммерсанту Иоганну Фусту. Однако никаких серьёзных доказательств подобного утверждения представлено не было.
Начало печатания книг в России
И, наконец, остановимся подробнее на том, как развивалась история книгопечатания на Руси. Хорошо известно, что первой печатной книгой Московского государства является «Апостол», изготовленный в 1564 году в типографии Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца. Оба они являлись учениками датского мастера Ганса Миссенгейма, присланного королём по просьбе царя Ивана Грозного. В послесловии книги указано, что их типография была основана в 1553 году.
Как утверждают исследователи, история книгопечатания в Московском государстве получила развитие в результате того, что возникла острая необходимость в исправлении многочисленных ошибок, вкравшихся в тексты религиозных книг, долгие годы копировавшихся от руки. По невнимательности, а подчас и умышленно переписчики вносили искажения, которых с каждым годом становилось всё больше.
Состоявшийся в 1551 году в Москве церковный собор, получивший название «Стоглавого» (по количеству глав в его заключительном постановлении), издал указ, на основании которого все рукописные книги, в которых были замечены ошибки, изымались из пользования и подлежали исправлению. Однако зачастую подобная практика приводила лишь к новым искажениям. Вполне понятно, что решением проблемы могло быть лишь повсеместное введение печатных изданий, многократно тиражирующих оригинальный текст.
Об этой проблеме были хорошо осведомлены за границей, и поэтому, преследуя коммерческие интересы, во многих европейских странах, в частности, в Голландии и Германии, наладили печатание книг из расчёта на их сбыт среди славянских народов. Это создало благоприятную почву для последующего создания целого ряда отечественных типографий.
Российское книгопечатание при патриархе Иове
Ощутимым толчком для развития печатного дела на Руси явилось учреждение в ней патриаршества. Первый предстоятель Русской православной церкви патриарх Иов, занявший престол в 1589 году, с первых дней начал прилагать усилия для обеспечения государства надлежащим количеством духовной литературы. В период его правления книгопечатанием заведовал мастер по фамилии Невежа, выпустивший в свет четырнадцать различных изданий, по своим характерным особенностям весьма близких к «Апостолу», который отпечатал Иван Федоров.
История книгопечатания более позднего периода связана с именами таких мастеров, как О. И. Радищевский-Волынцев и А. Ф. Псковитин. Из их типографии вышло много не только духовной литературы, но и образовательных книг, в частности, пособий по изучению грамматики и освоению навыков чтения.
Последующее развитие печатного дела в России
Резкий спад в развитии типографского дела произошёл в начале XVII века и был обусловлен событиями, связанными с польско-литовской интервенцией и получившими название Смутного времени. Часть мастеров была вынуждена прервать своё занятие, а остальные погибли или покинули пределы России. Возобновилось массовое книгопечатание лишь после восшествия на престол первого государя из Дома Романовых – царя Михаила Фёдоровича.
Не остался равнодушным к типографскому производству и Пётр I. Посетив во время своего европейского вояжа Амстердам, он заключил с голландским купцом Яном Тессингом договор, по которому тот имел право производить печатную продукцию на русском языке и привозить её для сбыта в Архангельск.
Кроме того, государем был дан заказ на изготовление нового гражданского шрифта, вошедшего в повсеместное употребление в 1708 году. Спустя три года в Санкт-Петербурге, готовящемся стать столицей России, была учреждена самая большая в стране типография, ставшая впоследствии синодальной. Отсюда, с берегов Невы, книгопечатание зашагало по всей стране.
Кто изобрел первый успешный печатный пресс
1.2 Историческое развитие печатной прессы. Предпосылки возникновения массовой прессы
Появление печатной прессы — заслуга немецкого типографа из Майнца Иоганна Гутенберга, который изобрел первый печатный станок. Год появления первого печатного издания остается предметом дискуссий — называются даты от 1445 до 1447. Первые издания, приписываемые Иоганну Гутенбергу, представляли небольшие листовки-календари и учебники. На них нет указаний имени Гутенберга и места издания, поэтому существуют различные версии относительно точной атрибуции и датировки.
И до появления печатного станка Гутенберга в Европе выпускали книги, однако это были книги, написанные от руки церковными служителями. То есть доступ к книгам был в основном лишь у церковной элиты. С появлением печати книги стали доступны более широкой аудитории, но тем не менее процесс появления печатных периодических изданий растянулся более чем на полтора века. Первые газеты были рукописными, оставаясь таковыми на протяжении всего XVI столетия, и продолжали свое хождение наряду с печатными и в XVII веке.
Годом рождения европейской газетной периодики считается 1609 г. (хотя некоторые исследователи называют 1605 г.). Местом ее появления стала Германия. Газета, начинавшаяся словами «Relation: Aller Furnemmen», была напечатана в январе 1609 г. в городе Страсбурге, и в ней были помещены новости из Кельна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги. Редактором-издателем этого еженедельника стал типограф Иоганн Каролюс, ранее занимавшийся составлением рукописных листков новостей. В том же 1609 г. в Аугсбурге появилась «Avisa Relation oder Zeitung» — другая еженедельная газета, которую издавал Лука Шульте. Лучинский Ю. В. Очерки истории зарубежной журналистики. Учеб. пособие / Кубан. гос. ун-т. — Краснодар, 1996. — 140 с. [Электронный ресурс] gumer.info
Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями.
Начиная с 1609 г. еженедельные периодические печатные издания стали быстро распространяться по всей Европе. К 1630 г. еженедельные газеты появились уже в 30 городах Европы. Быстрое распространение печатных периодических изданий, а в период с 1609 по 1700 гг. только в Германии специалисты зафиксировали хождение около 200 газет, объяснялось возросшим уровнем типографского дела, ростом городов и увеличением спроса на различную информацию со стороны городского населения, основным потребителем данного типа печатной продукции.
Однако процесс появления первых газет в ряде стран сдерживался строгими цензурными порядками, регулировавшими появление печатной продукции. Повсеместное введение института предварительной цензуры, появившейся почти сразу после изобретения книгопечатания, стало реакцией государства на неподконтрольное распространение идей, мнений и информации.
Именно действие цензурных ограничений привело к тому, что первые печатные газеты в Англии и Франции появились с относительным запозданием, потому что в то время в этих странах были приняты законы, запрещающие публикацию всяких материалов, имеющих клеветнический характер, и нарушение этого запрета каралось вплоть до смертной казни.
В условиях жесткого цензурного давления роль своеобразного «катализатора» для появления английских и французских газет сыграла Голландия, в которой в сентябре 1620 г. Каспар ван Хилтен начал переводить свое собственное издание, «Courante uyt Italien, Duytsland, etc.» — «Вести из Италии, Германии и т.д.», на французский язык и распространять на территории Франции под названием «Courant d’Italic & d’Almaigne, etc.». Первый номер официальной французской газеты вышел 30 мая 1631 г. Ее название — «La Gazette» — возводится исследователями к названию мелкой серебряной монеты (gazetta), которой платили венецианцы в XVI веке за рукописные газеты, и вошло во многие европейские языки.
К характерным чертам первых европейских газет можно отнести недолговечность их существования, зависимость от официальных властей и, как следствие, чисто информационный, неполитизированный характер этих изданий. Тиражи колебались от 200 до 1500 экз. В целом, в Европе восемнадцатого столетия против периодических изданий продолжали действовать цензурные ограничения. Если даже в либеральной Англии свободу прессы приходилось отстаивать в достаточно сложных условиях, то в других европейских государствах, в частности во Франции и в Германии, положение дел было гораздо хуже, так как журналисты в этих странах подвергались внесудебным преследованиям.
На рубеже XVIII-XIX вв. в Англии газеты не имели такого влияния на общественное мнение, как журналы. Однако именно в это время появилась газета, считающаяся в настоящее время синонимом респектабельности британской прессы. Ее основателем стал английский типограф Джон Уолтер, который в 1785 г. начал издавать газету «Universal Daily Register» («Универсальный ежедневный журнал»). В 1788 г. издание Джона Уолтера было переименовано в «The Times», и под этим названием газета вошла в историю мировой прессы.
Прорывом в области типографского дела стало изобретение ротационной печатной машины, сделанное американцем Ричардом Хоу в 1846 г. Теперь тиражи газет увеличились в разы, а стоимость производства одного номера стала меньше. Это поставило газеты в условия жесткой борьбы за своего читателя, что, в свою очередь, повлияло на содержание газеты. Теперь газета более подстраивалась под потребности своей аудитории, и это свидетельствовало о наступлении новой эры в журналистике — эры, в которой основной акцент делается на вкусы массового читателя. Во второй половине XIX столетия газеты все более становятся частью бизнеса, а не политической борьбы. Пресса стала выходить на все более широкую аудиторию, то есть, становится массовой.
Особенностью этого этапа развития печати является направленность газет на печатание скандальных и сенсационных новостей, которые не всегда бывали проверенными. Массовая пресса быстро освоила и приемы иллюстрированных изданий, дополнив сенсационность соответствующим видеорядом. Первая ежедневная иллюстрированная газета в Англии «Daily Graphic» выходит в 1890 г. В Германии первая по-настоящему иллюстрированная газета появилась в 1843 г. усилиями Иоганна Вебера в Лейпциге. «Leipziger lllustrierte Zeitung» («Лейпцигская иллюстрированная газета») позиционировалась издателем-редактором как «газета общего интереса», выходившая раз в неделю. Она быстро завоевала популярность, и к 1873 г. тираж газеты достиг 18000 экземпляров. Лучинский Ю. В. Очерки истории зарубежной журналистики. [Электронный ресурс] gumer.info
Политическая и радикальная журналистика Европы — чартистская пресса Англии, республиканская печать Франции, социалистическая периодика Германии, Франции и других европейских стран по-своему дополняла пеструю палитру идеологического медиа-рынка, но все же повторяла уже сложившиеся типологические инновации, разработанные качественной и массовой журналистикой.
Что касается прессы в американских колониях, то в первое время после появления она так же испытывала ограничения цензурных законов, и отличалась направленностью на национальную и культурную самобытность. До начала XIX века развитие американской прессы мало чем отличается от развития европейской, поэтому мы остановимся лишь на 30-х годах XIX века, когда в американской журналистике проявились новые тенденции, которые стали доминирующими в последующие десятилетия.
Это, во-первых, освоение читательской аудитории, состоящей из беднейших слоев населения. До недавнего времени газеты и журналы были недоступны беднейшим слоям населения ввиду относительной дороговизны этих изданий, с другой стороны, специфическая читательская аудитория требовала особенного, более доступного для нее языка журналистской продукции, а также не очень сложных для восприятия тем, преимущественно развлекательного и сенсационного характера. В поисках новой аудитории газеты пошли навстречу массовому читателю. Подобная же тенденция наблюдается и в европейской журналистике данного периода.
Выпуск дешевых газет, доступных малоимущим читателям, оборачивался выгодой для издателей подобного рода периодических изданий. Появление «penny press», то есть прессы, продаваемой по максимальной низкой цене, стало значительным феноменом в развитии американской журналистики. Пионером в этой области считается Бенджамин Дэй, который 3 сентября 1833 г. начал издавать в Нью-Йорке газету «The Sun» («Солнце») под девизом «Оно (солнце) светит для всех». Лучинский Ю. В. Очерки истории зарубежной журналистики. [Электронный ресурс] gumer.info
Низкая цена и интересное содержание быстро привлекли читателей, и через четыре месяца ежедневный тираж «The Sun» вырос до 5000 экземпляров. Через два года тираж был поднят до 15000 экземпляров. Подача материала в «The Sun» отличалась сенсационностью, в ней публиковались истории о преступлениях и скандалах, а когда подобных материалов не хватало, газета не считала зазорным мистифицировать читателя.
Вторым известнейшим издателем «penny press» считается Джеймс Гордон Беннет, основавший газету «The New York Herald» («Нью-Йорк Геральд»). Несмотря на то, что начальный капитал Беннета составлял всего 500 долларов, вскоре его издание стало одним из самых распространенных, богатых и новаторских газет в истории американской журналистики. Тираж «The New York Herald» в 1836 г. составлял 20000 экземпляров, несмотря на то, что цена поднялась до 2 центов за экземпляр.
Секрет успеха газеты Беннета заключался в строгом следовании некоторым принципам, выработанным им за годы репортерской и редакторской работы: сообщать как можно скорее все новое и интересное, не жалея никаких издержек; освещение любых, даже запретных тем — его газета критиковала власть, церковь, полицию, если в этих сферах возникали проблемы, интересовавшие подписчиков и покупателей «The New York Herald». Присутствие корреспондента на месте события и достоверность сообщаемой им информации — обязательные условия журналистского метода Беннета. Факт, сенсация, скорость подачи информации — таковы слагаемые несомненных успехов «The New York Herald», которая стремилась во всем быть первой и самой информированной.
Торжество принципов «penny press» привело к структурным изменениям в самой газете, в подаче газетного материала и в редакторской политике большинства периодических изданий, стремящихся к извлечению финансовой выгоды из своей журналистской деятельности. Основной задачей для подобного типа прессы стало получение так называемой «scoop», то есть сенсационной новости, опубликованной до ее появления в других газетах. На получение таких новостей тратились огромные суммы, но возрастающие тиражи окупали расходы. В связи с этим на страницы «penny press» часто попадала непроверенная информация, тем самым снижая достоверность газеты в целом. Политические передовицы отличались воинственностью тона, трескучей риторикой и не всегда корректным переходом на личность оппонента. Сенсационность в отборе новостей приводила к искажению реального положения дел в стране. Факты в большинстве своем подавались с точки зрения оптимизма, и желаемое часто выдавалось за действительное и уже свершенное.
Таким образом, к началу XX века газеты становятся действительно массовыми, и в борьбе за своего читателя наращивают темпы получения новостей и внедрения технологических новшеств.
В данной главе мы дали определение массовой прессы, которым руководствовались при составлении данной работы. Итак, массовая пресса — это печатные издания, рассчитанные на широкую аудиторию, в противовес качественной прессе, которая издается для узкого круга специалистов.
Широко распространено мнение, что массовая пресса является синонимом желтой прессы. Однако мы с данным мнением не согласны. Несомненно, желтая пресса является массовой, но массовая пресса понятие намного более широкое, чем просто бульварная или желтая пресса.
Массовая пресса отличается наличием ярких заголовков, иллюстраций, массовые издания нередко определенное количество развлекательной и рекламной информации, выпускаются большим тиражом с разной периодичностью. Также массовая пресса очень быстро применяет технические нововведения, является гибкой к потребностям аудитории.
Разделение прессы на массовую и качественную происходит во второй половине XIX века, и связано оно, во-первых, с изобретением ротационной печатной машины, позволившей выпускать прессу большими тиражами и снизить стоимость каждого выпуска, во-вторых, с использованием иллюстраций в газетах, и третье, с печатанием рекламы.
В следующей главе рассмотрим дальнейшее развитие массовой прессы до наших дней.