Кто изобрел автоматический ткацкий станок
Интересные статьи
Ткацкий станок: от создания, до наших дней.
4 апреля 1785 года англичанин Картрайт получил патент на механический ткацкий станок. Имя изобретателя первого ткацкого станка неизвестно. Однако принцип, заложенный этим человеком, жив до сих пор: ткань состоит из двух систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно, и задача станка – их переплести.
Первые ткани, изготовленные больше шести тысяч лет назад, в эпоху неолита, до нас не дошли. Однако свидетельства их существования – детали ткацкого станка – увидеть можно.
Сначала нити переплетали с помощью ручной силы. Даже Леонардо да Винчи, сколько ни пытался, так и не смог изобрести механический ткацкий станок.
Вплоть до XVIII века эта задача казалась неразрешимой. И лишь в 1733 году молодой английский суконщик Джон Кей сделал первый механический (он же самолетный) челнок для ручного ткацкого станка. Изобретение исключило необходимости вручную пробрасывать челнок и позволило вырабатывать широкие ткани на машине, обслуживаемой одним человеком (раньше требовались два).
Дело Кея продолжил самый успешный реформатор ткачества Эдмунд Картрайт.
Любопытно, что он был по образованию чистым гуманитарием, выпускником Оксфорда со степенью магистра гуманитарных наук. В 1785 году Картрайт получил патент на механический ткацкий станок с ножным приводом и построил в Йоркшире прядильно-ткацкую фабрику на 20 таких устройств. Но на этом не остановился: в 1789 году запатентовал гребнечесальную машину для шерсти, а в 92-м — станок для витья веревок и канатов.
Механический станок Картрайта в своей первоначальной форме был еще настолько несовершенным, что никакой серьезной угрозы для ручного ткачества не представлял.
Поэтому до первых лет XIX века положение ткачей было несравненно лучше, чем прядильщиков, их доходы обнаруживали лишь едва заметную тенденцию к понижению. Еще в 1793 году «тканье кисеи было ремеслом джентльмена. Ткачи всем своим видом походили на офицеров в высшем чине: в модных сапожках, гофрированной рубашке и с тросточкой в руке они отправлялись за своей работой и иногда привозили ее домой в карете».
В 1807 году британский парламент направил в правительство меморандум, где утверждалось, что изобретения магистра гуманитарных наук способствовали повышению благосостояния страны (и это чистая правда, Англия не зря слыла тогда «мастерской мира»).
В 1809-м палата общин выделила Картрайту 10 тысяч фунтов стерлингов – совершенно немыслимые по тем временам деньги. После чего изобретатель удалился от дел и поселился на небольшой ферме, где занимался усовершенствованием сельскохозяйственных машин.
Станок Картрайта почти сразу же принялись улучшать и модифицировать. И немудрено, ведь прибыль ткацкие фабрики давали нешуточную, и не только в Англии. В Российской империи, например, Лодзь благодаря развитию ткачества за XIX век из маленького поселка превратился в громадный по тогдашним меркам город с населением в несколько сотен тысяч человек. Миллионные состояния в империи часто наживались именно на фабриках этой отрасли – достаточно вспомнить Прохоровых или Морозовых.
Уже к 30-м годам в картрайтовский станок добавили массу технических усовершенствований. В итоге таких машин на фабриках становилось все больше, а обслуживало их все меньшее число работников.
На пути неуклонного повышения производительности труда стояли новые препятствия. Наиболее трудоемкими при работе на механических станках были смена и зарядка челнока. Например, при изготовлении самого простого ситца на станке фирмы Platt ткач тратил на эти операции до 30% времени. Более того, он должен был постоянно следить за обрывом основной нити и останавливать машину для устранения недостатков. При таком положении вещей расширить зону обслуживания не удавалось.
Только после того как в 1890-м англичанин Нортроп придумал способ автоматической зарядки челнока, фабричное ткачество совершило настоящий прорыв. Уже в 96-м фирма Northrop разработала и вывела на рынок первый автоматический ткацкий станок. Это в дальнейшем позволило рачительным фабрикантам изрядно сэкономить на зарплатах. Следом появился и серьезный конкурент станку-автомату – ткацкая машина вообще без челнока, которая многократно увеличивала возможность обслуживания одним человеком нескольких устройств.
Современные ткацкие станки развиваются в привычном для многих технологий компьютерном и автоматическом направлениях. Но главное сделал еще два с лишним века назад любознательный Картрайт.
История ткачества
Практически всё, что на нас надето, соткано из нитей. Хлопковых, шерстяных, льняных или искусственных. А превращаются нити в полотно с помощью ткацкого станка. И понятно, что без этого замечательного устройства мы выглядели бы как-то совсем иначе. Воздадим должное механизму, во многом соткавшему нашу историю…
Появление ткацких станков
Ткацкие станки появились ещё в глубокой древности. Среди многих народов среди многих народов Европы, Азии и Америки. Первый ткацкий станок был вертикальным. Это была простая рама, на которую натянуты нити основы. Нижние концы этих нитей свободно свисали почти до земли. Чтобы они не спутывались, их натягивали подвесами. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Такой способ буквально повторял технику плетения и требовал очень много времени. Затем древние мастера заметили, что этот процесс можно упростить. Если бы можно было одновременно поднимать все чётные или нечётные нити основы, мастер мог бы сразу протянуть челнок через всю основу. Так было придумано примитивное устройство разделения нитей – ремез. Поначалу ремезом служил простой деревянный стержень, к которому через один прикреплялись нижние концы нитей основы. Потянув на себя ремез, мастер сразу отделял все чётные нити от нечётных, а затем одним броском перекидывал челнок через всю основу. Правда при обратном движении приходилось вновь проходить все чётные нити поодиночке. При этом нельзя было просто вести второй ремез, потому что первый становился бы у него на пути. Тогда к грузикам на нижних концах нитей стали привязывать шнурки. Вторые концы шнурков крепились к дощечкам-ремезам, к одному чётные, к другому нечётные. Теперь ремезы не мешали взаимной работе. Потянув то за один, то за другой ремез, мастер последовательно отделял то чётные, то нечётные нити. Работа ускорилась в десятки раз. Изготовление тканей перестало быть плетением и стало собственно ткачеством.
Теперь, с помощью шнурков, можно было использовать не два, а более ремезов. В результате появилась возможность получать не однотонную, а орнаментированную ткань. Первые свидетельств о появлении станков с грузами относятся к району Анатолии и Сирии. Там были найдены грузы, датируемые 7-6 тысячелетием до нашей эры. Самые ранние изображения станка и работающих ткачей встречаются на стенах гробницы Хемотепа в Египте. Возраст этих рисунков около 4000 лет.
Народы Южной Америки использовали станок с грузами около тысячного года до нашей эры. Такой станок был известен и в античной Элладе. Его часто изображали на греческих вазах 6-5 веков до нашей эры.
В последующие века в ткацкий станок вносились различные усовершенствования. Например, движением ремезов стали управлять ногами с помощью педалей, оставляя руки ткача свободными. Однако принципиальная техника ткачества не менялась вплоть до 18-го века.
Происхождение простейшего горизонтального станка теряется в глубине веков. В 11 веке в Китае появилась усовершенствованная конструкция, дошедший до нас с небольшими изменениями. Нити основы на таком станке были натянуты горизонтально, отсюда и происходит его название. На вертикальном станке ширина полотна не превышала полуметра, и для того, чтобы получить более широкие полосы ткани, их приходилось сшивать.
В свою очередь горизонтальный станок не только увеличил скорость изготовления ткани, но и позволил неограниченно увеличивать ширину получаемого полотна. Уже в 12 веке сложный ткацкий станок через Дамаск попал в Италию и там подвергся дальнейшему совершенствованию. Например, с помощью подвесной гребёнки стали выравнивать нити.
Механический ткацкий станок
В 1272 году в Болонье был изобретён способ механического скручивания нитей, который в последующие триста лет местные ткачи хранили в строжайшем секрете. А вот задача изобретения механического ткацкого станка казалась неразрешимой вплоть до 18-го века. Даже Леонардо Да Винчи не смог изобрести механический ткацкий станок. Лишь в 1733 году молодой английский механик Джон Кей сделал первый механический челнок для ткацкого станка. В России такой челнок прозвали самолётом, потому что изобретение исключило необходимость вручную пробрасывать челнок и позволило вырабатывать широкие ткани на машине, обслуживаемой одним ткачом.
В то время изобретение Кея не вызвало поддержки ни у английских промышленников, ни у ткачей, а Лондонское Общество Искусств и Промышленности вообще заявило, что не знает ни одного человека, который понимал бы, как использовать эти челноки.
Дело Кея продолжил выпускник Оксфорда, англиканский церковный служитель и поэт Эдмунд Картрайт. В 1785 он получил патент на механический ткацкий станок с ножным приводом и построил в Йоркшире прядильно-ткацкую фабрику на двадцать таких устройств. Уже к тридцатым годам 19 века в картрайтовский станок была добавлена масса технических новшеств. Подобных машин на фабриках становилось всё больше, а обслуживало их всё меньшее число работников. В России первые механический ткацкие станки появились уже в конце 18-го века. В 1798 году была создана в Петербурге Александровская мануфактура – первая текстильная фабрика в России.
Наиболее трудоёмкими при работе на механических станках были смена и зарядка челнока. Кроме того, ткач должен был постоянно следить за обрывом основной нити и останавливать машину для устранения недостатков. Лишь после того, как в 1890 году Джеймс Нортроп придумал способ автоматизированной зарядки челнока, фабричное ткачество совершило настоящий прорыв. Уже в 1894 году фирма Нортропа разработала и вывела на рынок первый автоматический ткацкий станок. Следом появился и серьёзный конкурент станку-автомату – ткацкая машина вообще без челнока, которая многократно увеличивала возможность обслуживания одним человеком нескольких устройств.
Появлением механического ткацкого станка наступила новая эпоха. Если средневековье было временем ремесленника-одиночки, то теперь ткачество стало первой в истории сферой массового производства. Ткацкие мастерские стали разрастаться в фабрики. Бурное развитие хлопчатобумажной промышленности вызвало стремительный приток людей в ткачество. Этому ремеслу учили в тюрьмах, домах для бедных, сиротских приютах.
Всё это породило те социальные перемены в европейском обществе, которые так детально описали классики марксизма – отчуждение работника от своего труда, потогонную систему, стачки, локауты и другие приёмы классовой борьбы. И действительно, мы видим, что ещё задолго до исторического материализма ткачи шли в авангарде борьбы трудящихся за свои права. Тут тебе и забастовка ткачей во Фландрии в 1245 году, и ткацкий мятеж в Фламандском городе Ипри в 1280 году, и лудицкие погромы ткацких машин 18 века. Затем пошли элеонские восстания тридцатых годов 19 века, и первые революционные советы в Иванове 1905. Всё это было делом рук ткачей. Так что если хотите, ткацкий станок – это главный двигатель классовой борьбы, если таковая действительно существовала.
С чего начинали известные автопромы: ткацкие станки Toyota, тракторы от Lamborghini и другие примеры (13 фото)
1. Toyota
Toyota начала свою деятельность с выпуска швейной техники. Сакити Тоёда — создатель компании и талантливый инженер — изобрел первый автоматический ткацкий станок Тойода модель G в 1924 году. Позже, в 1933, стартует история автокомпании Toyota. Именно тогда у корпорации появилось новое отделение, специализирующееся на производстве автомобилей. Пассажирское авто модели АА вышло в 1936 году.
2. BMW
Компания основана Францем Йозефом Поппом в 1916 году. Bayerische Motoren Werke (BMW) во время войны занималось производством авиационных двигателей, а после 1918 переключилось на создание мотоциклов. Этим промышляли, кстати, практически все автоконцерны до того, как приступили к производству автомобилей.
3. Honda
Инженер и предприниматель Соитиро Хонда начал деятельность в гараже еще в 1938 году, там он разрабатывал поршневые кольца. Первый продукт, который он выпустил на рынок в 1947 году под названием Honda, был вспомогательный велосипедный двигатель Honda A-Type. На тот момент в фирме Соитиро уже работало более 20 сотрудников.
4. Lamborghini
Ферруччо Ламборгини уже в 1948 году был известен в широких кругах, он занимался производством тракторов. Сначала он собирал их из оставшихся после Второй мировой войны транспортных средств. Компания по производству автомобилей появилась лишь в 1963 году, именно в том году на автошоу в Турине впервые был представлен прототип Lamborghini 350 GTV. Логотип быка, кстати, выбран неслучайно. Ферруччо украсил им свое творение, потому что родился по знаком тельца.
5. Mitsubishi
Ятаро Ивасаки основал судоходную фирму в 1870 году. Она называлась Tsukumo Shokai Shipping Co, но уже в 1873 году название поменяли на Mitsubishi Shokai. Компания занималась производством и ремонтом кораблей, а также добывала уголь для судов и страховала мореплавателей.
6. Kia
Корейская компания Kyongseong Precision Industry появилась в 1944 году. С этого времени она занималась производством велосипедов. К выпуску авто приступили лишь в 1952 году, когда компания получила название Kia Industry Company.
7. Citroën
Компанию Citroën основал Андре Ситроен в 1900 году. Он занимался производством деталей для паровозов. В 1915 фирма начала выпускать оружие для Первой мировой войны, что позволило автоконцерну после 1919 производить машины Type A массово.
8. Mazda
Японская компания Mazda основана в 1920 году. Ее история началась с производства отделочных материалов из пробки. С 1929 году фирма начала изготавливать станки. Позже, в 1931 году, компания выпустила первый трехколесный грузовик Mazda-Go.
9. Jaguar
Сначала Jaguar назывался Swallow Sidecar. Фирму в 1925 году основали Уильям Лайонс и Уильям Уолмсли. Они решили, что не будут изобретать велосипед, как остальные компании, а сразу начнут с мотоколясок. К сожалению, дело не пошло, и Лайсон переформировал компанию под производство кузовов для других автоконцернов. Когда денег стало достаточно на собственные проекты, Jaguar начал разрабатывать новые модели автомобилей.
А на чем ездите вы?
Еще автоконцерны, которые начинали не с производства авто: Peugeot — братья Пежо занимались мукомольным бизнесом, а затем вложились в предприятия по обработке металла; Skoda стартанули с велосипедов; Opel — с швейных машинок, Suzuki — с ткацких станков; Hyundai начали с обычного СТО.
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ТКАНИ. (в продолжение поста «История паруса»)
Разбираясь с основными технологиями, освоенными человечеством, пришлось разбираться с историей ткачества, так как на тканях завязана, невольно, вся история вообще. Как оказалось ткацкий станок, который мог ткать широкую и прочную ткань придуман только в конце 18 века.
Ткацкий станок
Прежде чем научиться ткать, люди научились плести из веток и камыша простые циновки. Согласно историческим сведениям в Египте и Месопотамии ткань изготавливалась на простых ткацких рамах. Рама представляла из себя два деревянных шеста, хорошо закрепленных в земле параллельно друг другу. На шестах натягивались нити, с помощью прута ткач приподнимал каждую вторую нить, тут же протягивал уток. Позже, около трех тысяч лет до н. э., у рам появился поперечный брус (навой), с которого свисали нити основы почти до земли. Внизу к ним крепились подвесы, чтобы нити не спутывались.
В 1550 году до нашей эры изобрели вертикальный ткацкий станок. Ткач пропускал уток с привязанной ниткой через основу так, чтобы одна висящая нить была по одну сторону утка, а следующая — по другую. Таким образом, сверху поперечной нити оказывались нечетные нити основы, а снизу — четные или наоборот. Такой способ полностью повторял технику плетения и занимал очень много сил и времени.
Вскоре древние мастера пришли к выводу, что найдя способ одновременного поднятия четных или нечетных рядов основы, можно было бы сразу протянуть уток через всю основу, а не через каждую нить в отдельности. Так был придуман ремез — приспособление для разделения нитей. Это был деревянный стержень, к которому крепились четные или нечетные нижние концы нитей основы. Потянув ремез, мастер отделял четные нити от нечетных и пропускал уток через всю основу. Правда, обратно следовало пройти каждую четную нить в отдельности. Чтобы решить эту проблему, к грузикам на концах нитей привязывали шнурки. Другой конец шнурка прикрепляли к ремезам. К одному ремезу крепили концы четных нитей, ко второму — нечетных. Теперь мастер мог отделять нечетные и четные нити, потянув за один или второй ремез. Теперь он делал лишь одно движение, перебрасывая уток через основу. Благодаря техническому прогрессу в ткацком станке была изобретена ножная педаль, но до XVIII в. мастер по-прежнему проводил уток через основу вручную.
Лишь в 1733 году суконщик из Англии Джон Кей изобрел механический челнок для ткацкого станка, что стало революционным прорывом в истории развития текстильной промышленности. Пропала необходимость перебрасывать челнок вручную, появилась возможность выпускать широкие ткани. Ведь раньше ширина полотна была ограничена длиной руки мастера. В 1785 году Эдмунд Картрайт запатентовал свой механический ткацкий станок, оснащенный ножным приводом. Несовершенство первых механических станков Картрайта до начала XIX века не представляло большой угрозы для ручного ткачества. Однако станок Картрайта стали улучшать и модифицировать и к 30-м годам XIX века число машин на фабриках увеличивалось, а число обслуживающих их работников стремительно уменьшалось. В 1879 году Вернер фон Сименс создает электрическую ткацкую машину. В 1890 году англичанин Нортроп изобрел автоматический способ зарядки челнока, а в 1896 году его фирма представила первый автоматический станок. Конкурентом этому станку стала ткацкая машина без челнока. Современные ткацкие станки полностью автоматизированы. — /mirnovogo.ru/tkackij-st.
А вот ролик о домотканых полотнах и почему невозможно, без специального устройства, которое гоняет «уточку» или «челнок» между нитями, ткать широкие полотна.
Вот посмотрите, как выглядят домотканые рулоны льняного полотна — /dom-polotno.com/product.
Посмотрите это все внимательно, и. перейдем к самой главной ткани в истории человечества! Далее ниже, про ткани и виды плетения, для дальнейшего понимания — это очень важно!
Ну а теперь ткань. самая изученная в истории человечества! Вот ее образцы.
Фото взяты из труда Фоменко А.Т. /uhlib.ru/istorija/c. Там есть ссылки откуда взяты эти фото.
Теперь ткань целиком.
. Итак материал прекрасного полотна Туринской плащаницы представляет собой отрез льняной ткани длиной 4,36 м и шириной 1,1 м. Размеры эти отнюдь не случайны. Они соответствуют 8 на 2 локтей (cubits), то есть древнейшим мерам длины, применяемым в античном мире. В том числе их использовали в Израиле. Но единицы измерения — понятия весьма относительные. Взято здесь. /apologetik.ru/turinskay.
Плетение плащаницы называется — саржевое. Но это не просто саржевое плетение, ЭТО «ТВИД».
ТАКОЙ ВИД САРЖЕВОГО ПЛЕТЕНИЯ НАЗЫВАЕТСЯ ТВИД.
Вот вкратце история ткани под названием «твит» или «твид», или «твил» — любимая ткань шотландцев или как там пишется «Scotland» а мужчины её «Scot». /p-i-f.livejournal.com/5.
Так что скорее всего тело завернули в парусину, как пишут в «отрез». отрезали кусок от паруса и завернули. Это конечно уже мои домыслы на счет паруса, суть дела это не меняет, но твид появился в начале 19 века как раз когда появилось машинное ткачество! Что в принципе хорошо согласуется с официальной надписью посвященной датировке Рождества Христова
Вот она . «Вифлиемская звезда» в базилике Рождества Христова в Вифлиеме.
А написано на ней вот что — «Hic de Virginia Marie Jesus Cristos natus est – 1717» — «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа». Подробнее об этом. /vaduhan-08.livejournal.
Все сходится, все написано ясно и открыто для всеобщего обозрения! Как сказано было. имеющий глаза, а не видит?
Основные виды тканевого плетения.
Коротко рассмотрим основные виды плетения, на основе которых ткутся самые разнообразные варианты: а — полотняное, б — саржевое, в — атласное, г — сатиновое.
Нить основы и утка. Основа — это нить, которая натягивается стройными рядами на станок (1), а нить утка — это нить, которая крепится к челноку и челнок туда-сюда ходит между нитями основы, создавая переплетение (2). Место пересечения нитей называется перекрытие. Рисунок ткани через некоторое время повторяется, образуя орнамент, так вот самый маленький кусочек этого орнамента называется раппорт.
На картинке показано самое простое, полотняное плетение, нитки пересекаются через одну. А если мы хотим сделать другой вид плетения, например, две через две, или одну через две, то вот это количество нитей, на которое смещается пересечение основы и утка, называется сдвиг.
Вот и все, в принципе по-русски вполне названо.
В зависимости от схемы пересечения нитей основы и утка выделяют следующие виды плетения:
1. Полотняное плетение.
Самое простое переплетение, одна нить через одну. Ассортимент тканей.
Хлопчатобумажные: бязь, ситец, батист, миткаль, фланель, маркизет, поплин, тафта, зефир.
Льняные: бортовка, парусина, полотно.
Шёлковые: различные крепы (крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-марокен)
Шерстяные: сукно, некоторые костюмные и плательные ткани.
Другие: домотканое полотно.
Как вы, наверное, догадались, ткани с таким переплетением появились на этом свете самые первые, как правило сейчас их используют для домашнего текстиля. Это очень фактуристые ткани (даже шелковые), матовые, домашние и выглядящие недорогими. Даже из шерсти такие ткани тонкие и легкие. Могут быть поплотнее (фланель) и менее плотные (тафта).
2. Саржевое плетение
Саржевое переплетение образует на поверхности ткани видимый диагональный рубчик, потому что пересечение нитей происходит с асимметричным сдвигом 1 через 2, или 1 через 3. Здесь я покажу самые просты саржевые плетения, а вообще на основе этого плетения есть множество разнообразных вариантов.
Ассортимент тканей: саржа, полушёлковые подкладочные ткани, полушерстяные ткани на хлопчатобумажной основе. Основным саржевым переплетением вырабатывают полушёлковые ткани с шёлковой основой и хлопчатобумажным утком, уточным саржевым переплетением — полушерстяные ткани с хлопчатобумажной основой и шерстяным утком. Саржевое плетение само по себе очень плотное, и поэтому часто используется в технических тканях, в рабочей, верхней и военной. Наши любимые твид и деним (произошедшие как раз из верхней и рабочей одежды) как раз ткутся разнообразными видами саржевых плетений.
Карбон (углеткань) — как раз промышленная ткань
Габардин. Шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной — для утка. Благодаря применению особого вида переплетения — сложной саржи, на лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60-70°. Из габардина шьют весенне-летние мужские и женские пальто, а также костюмы и некоторые виды офицерского обмундирования.
3. Атласное плетение.
Атлас — (араб., буквально — гладкий) — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уток выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми. Атлас применяется для пошива одежды (например, смокингов) и обуви (в том числе пуантов), отделки праздничных церковных облачений, изготовления драпировок, обивки мебели, изготовления флагов и другого. Известна в русском быту со времён контактов Древней Руси с Византией. Визуально, это самая дорогая ткань.
4. Сатиновое плетение.
Ткань сатинового переплетения нитей из хлопчатобумажного или химического волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити, довольно плотен и блестит. Сатин изготавливается из крученой хлопковой нити двойного плетения. Давно было замечено, что чем больше скручена нить, тем ярче блеск. Так появился глянец — сатин, напоминающий шёлк.
Бельё из сатина долговечно и выдерживает большое число стирок — 200—300, и лишь спустя довольно долгое время материал начинает немного тускнеть. Он дешевле, чем шёлк, но дороже, чем другие хлопковые ткани. Из него делают бельё различного дизайна для повседневного применения.
Сатин люкс жаккард
Вот основные виды тканевых плетений. Все остальное — разновидности и компиляции этих видов.