Новое в освещении квартиры. Грамотное освещение современной квартиры

Тщательно продуманный дизайн освещения должен не просто преображать интерьер, но обеспечивать комфорт и сохранение здоровья обитателей дома. На этапе создания проекта учитываются самые разные нюансы.

Виды освещения и их функции

Существует два основных вида источников света:

Интенсивность естественного освещения напрямую связана с временем суток, зависит от времени года, географического местоположения и атмосферных явлений. Естественный свет – наиболее оптимален, с точки зрения физиологии и жизнедеятельности. Но его недостаточно для полноценного функционирования. Именно поэтому столь серьезное внимание уделяется планированию искусственно созданного дополнительного освещения. К нему относятся лампы накаливания, люминесцентные и светодиодные устройства.

Основные варианты искусственного освещения:

  • общее;
  • акцентированное;
  • рабочее;
  • комбинированное.

Общее освещение

Это наиболее распространенный вид, без которого не обходится ни одно помещение. Свет исходит сверху и равномерно распространяется по всей комнате. Самый яркий пример – люстра в центре потолка. Она не дает световой фигуры с четкими краями, которую можно явственно различить на полу или на стене.

Общее освещение можно разделить на:

  • направленное – наиболее распространенный вариант. Он характеризуется созданием единого светового пятна. Его можно организовать, используя открытые светильники в форме конуса, полусферы, усеченного шара, куба, трапеции, цилиндра, прямоугольника;
  • непрямое – образуется путем отражения света от стен или потолка;
  • рассеянное – свет рассевается сквозь матовое стекло или бумажный абажур шарообразной формы. Он не напрягает глаза и является наиболее комфортным для человека. Лучи распространяются равномерно под углом до 360 градусов. Это происходит благодаря использованию непрозрачных закрытых плафонов;
  • смешанное – образуется благодаря особой форме полупрозрачных светильников с открытым верхом и низом. Эти современные модели все чаще применяют при оформлении квартир или офисов. Свечение исходит со всех сторон – пробивается сквозь стенки, отражается от потолка и стен, падает сверху прямым световым пятном. Такой способ наполнения пространства светом является наиболее продуктивным.

Акцентное освещение

Акцентное или местное освещение используют для выделения определенных участков. Его основная функция – привлечение внимания к отдельным объектам или зонам в помещении. Оно может нести чисто декоративную нагрузку – подсветка картины, скульптуры или иметь практическое значение. С помощью точечных включений мы можем безопасно передвигаться по лестнице, ориентироваться в темном шкафу, отыскивать нужные предметы на прикроватной тумбочке. Акцентное освещение позволяет играть с пространством, выхватывая из темноты ту или иную зону, наделяя их главным значением в зависимости от их использования. На время ужина подсвечивается столовая группа. Затем мы перемещаемся на диван, чтобы почитать в тишине или напротив, поболтать с домочадцами. В многофункциональных помещениях, к примеру, в однокомнатных квартирах или студиях, такой способ подсветки просто необходим. Он позволяет заниматься своими делами, не мешая друг другу. Для создания акцентов используют торшеры, настольные лампы, потолочные подвесные устройства, бра, точечное освещение, светодиодную ленту.

Различают три вида акцентного освещения:

  • резкое – образование яркого пятна с четко очерченными краями. Свет не рассеивается, пространство за пределами луча погружено во тьму. Такой прием используют в театре, когда выделяют лишь небольшой участок, на котором происходит действие. Часто его используют, чтобы сконцентрировать внимание на объекте. Он подойдет для того, чтобы подчеркнуть красоту коллекционных предметов в стеклянных витринах, выделить выразительные архитектурные элементы – колонны, барельефы, арки. Луч может быть направлен вверх, вниз или прямо на объект под углом 30 градусов;
  • смягченное – создается при помощи светильников, снабженных регулятором мощности. Позволяет эффектно, но ненавязчиво выделять необходимые детали. Очевидные плюсы – достижение менее драматичной атмосферы и экономия электроэнергии;
  • мягкое – организуется для фокусирования внимания на предметах, которым вреден яркий свет – картины и другие предметы искусства. Формируется при помощи матовых абажуров, размещенных над объектом.

Рабочее освещение

Хороша освещенность необходима для эффективной и безопасной работы. В условиях дефицита света возрастает нагрузка на зрение, что может привести к его снижению. Из-за постоянного напряжения устают не только глаза, но и в целом повышается утомляемость организма. Человек не в состоянии долго и продуктивно работать в полумраке. Эффективность и сложность таких занятий, как рисование, вязание, ювелирное дело, шитье, чтение, письмо, приготовление пищи напрямую зависит от качества освещения и его направленности. Общий свет падает сверху, поэтому на рабочем пространстве создается тень. Необходимо оборудовать эту зону специальными направленными источниками – настольной лампой, бра, торшером, точечными поворотными приборами. Лучше не задействовать в этих зонах люминесцентные варианты, так как они часто мигают и искажают цвета, а это негативно воздействует на зрение. Галогеновые устройства гораздо лучше воспринимаются, но они недостаточно экономичны. Поэтому лучший выбор – светодиодные конструкции, которые производят приятное для глаз свечение и потребляют в разы меньше электроэнергии.

Комбинированное освещение

Суть этого варианта заключается в сочетании описанных прежде способов. Проект любого интерьера непременно содержит комбинацию различных типов освещения. В одних помещениях главенствует общее, в других акцентное. К примеру, в гостиной центральная роль отводится роскошным или лаконичным многорожковым люстрам. А в кабинете или спальне яркий общий свет не настолько важен, но здесь не обойтись без хорошей настольной лампы или бра. Свет – один из самых популярных инструментов для зонирования помещений. В детской комнате, в дополнение к общим, локальные устройства необходимы в рабочей и игровой зоне. В кухне – над обеденным столом и над поверхностью для приготовления пищи. В ванной и прихожей – в зоне зеркала или декоративной ниши. Сочетание разных вариантов можно наблюдать в любой комнате, но особую значимость оно приобретает в многофункциональной. В гостиных, объединенных со спальней, кухней или столовой особенно важно предусмотреть возможность различных сценариев подсветки.

Правила и нормы

Использование искусственного освещения вызвало необходимость разработать четкие требования к его параметрам. От того, насколько грамотно оно организовано, зависит самочувствие человека, его эмоциональный настрой, способность качественно трудиться, сохранение хорошего зрения. Поэтому для различных помещений установлены свои определенные нормы. Легко догадаться, что для рабочего кабинета и чулана их значения одинаковыми не будут. Главный документ, на который необходимо ориентироваться, просчитывая количество и мощность приборов в квартире – СНиП 23-05-95. Он регламентирует естественное и искусственное освещение жилых, образовательных, торговых, производственных помещений, а также скверов, парков, улиц, площадей.

Единицей измерения освещённости является Люкс –1 люмен на кв. м. Норма зависит от назначения помещения. К примеру, для гостиной, спальни или столовой достаточно 150 Лк. В детской необходимо обеспечить 200Лк, в ванной комнате или кухне уже 250, а в кабинете все 300. В прихожей, кладовой, на чердаке или в подвале потребуется 50-60 Лк.

Об источниках света

К естественным источникам относятся солнечные лучи, свечение звезд, полярное сияние, лунный свет. Искусственные ресурсы – это и огонь: костер, факелы, свечи, и газовые фонари, и электрические светильники. Последние подразделяются на несколько видов:

  • лампы накаливания – содержат тело накала, которое и производит свечение. В конструкцию помещается спираль из вольфрамовой или угольной нити. Затем в колбе создается вакуум. Это позволяет предотвратить окисление металла. В момент замыкания электрической цепи происходит нагрев, вследствие которого элемент накала начинает светиться. Плюсы таких ламп в том, что они хорошо выдерживают перепады температур. Без проблем будут работать в холодном коридоре или жаркой бане. Недостаток подобных ламп в том, что они расходуют много энергии и производят большое количество тепла;
  • галогеновые – их отличие от предыдущих состоит в том, что колба заполняется парами галогенов. Их применяют для наиболее мощных устройств. Газ позволяет значительно повысить температуру спирали и продлить период эксплуатации. Как и обычные лампы накаливания, галогеновые источники тратят большое количество энергии для нагрева. Еще один минус – зависимость от скачков напряжения;
  • люминесцентные – колбы с нанесенным изнутри специальным покрытием. Оно излучает свет за счет постоянного горения паров, заключенных в колбе. В сравнении с обычными лампами срок эксплуатации этих устройств гораздо более длительный. Очевидный плюс – экономичность. Лампы потребляют в 5-7 раз меньше электроэнергии, чем галогеновые. К минусам можно отнести сложность использования – необходимость применения дополнительных устройств – пускового механизма, стартера. Есть и другие недостатки – мерцание и чувствительность к низким температурам, воздушным потокам и влажности окружающей среды;
  • энергосберегающие – подвид люминесцентных ламп. К перечисленным качествам источников данного типа добавляется спиральная форма и наличие стандартного цоколя. Благодаря этому, лампы можно использовать в обычных люстрах и светильниках без каких-либо дополнительных конструкций;
  • светодиодные – революционные устройства, основанные на использовании светодиодов. В отличие от предшественников не нагреваются и не мерцают, а также хорошо переносят воздействие среды и перепады электроэнергии. Высокая стоимость приборов с лихвой окупается длительным сроком эксплуатации и непревзойденно низким потреблением ресурсов.

Естественный свет и как его регулировать

Прямое попадание в помещение природного света может приносить некоторый дискомфорт. Отражаясь от зеркальных и глянцевых поверхностей, резкие солнечные лучи раздражают зрение. Кроме того, они чересчур сильно нагревают комнату, а это не всегда желательно, особенно летом. Поэтому существуют различные способы для защиты от проникновения дневного света и регулирования его количества.
Традиционно с этой целью используют разнообразные занавески, тюль. Выбор материала зависит от потребностей владельцев помещения. Можно выбрать легкие прозрачные занавески, которые лишь слегка скорректируют освещенность. Или глухие портьеры, которые создают в комнате абсолютную темноту даже в дневное время. В качестве регуляторов света используют жалюзи, рулонные шторы. Существует и более радикальное решение – установить стеклопакеты со специальным покрытием для отражения солнечных лучей. Особенно это актуально для окон в крыше мансардного этажа. А для тех, у кого нет возможности поменять стекла, полно предложений о тонировочной пленке-самоклейке.

Если же света недостаточно, его можно «уловить» с помощью:

  • расширения окон;
  • внедрения в интерьер отражающих поверхностей, светлой отделки и мебели;
  • удаления деревьев и кустов, закрывающих окна.

О светильниках и их размещении

Гармоничный сценарий освещения создают, отталкиваясь от особенностей помещения, направления дизайна. Правильно подобранные акценты позволяют визуально изменить пространство исправить его недостатки и подчеркнуть достоинства.

«Королевой» светодизайна по-прежнему остается люстра. В большой комнате с высокими потолками используют массивные конструкции на длинном подвесе. Невысокие потолки – повод сократить длину шнура или цепочки и направить лучи вверх, создавая иллюзию приподнятых сводов. Точечные светильники могут быть дополнением к «главному украшению» гостиной или выступать в роли «основы» в коридоре или ванной комнате. Бра, споты, торшеры, настольные лампы – служат узкоспециализированным дополнением к основному свету. У каждого из них есть свои определенные обязанности – освещение рабочего пространства, места для отдыха, чтения, приготовления или приема пищи. Светодиодные панели, шнуры, волокно – отличные инструменты для декорирования двухуровневого натяжного потолка или стен. Шнуры, вмонтированные в гипсокартонные ниши, могут быть многоцветными. Для того чтобы изменить цвет, нужно просто нажать кнопку на пульте управления. С помощью светодиодов создают разнообразные узоры, которые сногсшибательно выглядят в ночное время.

Есть ли стиль у освещения?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно присмотреться к приборам, которые помогают свету наполнять помещение. Стиль напрямую зависит от характеристик светильников – формы, цвета, материалов изготовления. В классических интерьерах приветствуются люстры и бра с хрустальными подвесками. В современных царствуют хромированные устройства. Поп-арт заполняют яркие, порой несуразные плафоны. Интерьер загородного дома в стиле прованс «согреют» текстильные абажуры. Лофт немыслим без производственных прожекторов, трековых систем и спотов. Кантри добавляют деревенского колорита кованые или деревянные конструкции. Модерн делают еще эффектнее замысловатые линии и формы. Выбранный стиль оказывает влияние на количество источников света, их мощность и размещение.

Дизайн освещения комнат

Правильная организация освещения – одна из первостепенных дизайнерских задач. Это важнейшая составляющая комфорта и уюта вашего дома. В каждом из помещений действуют собственные правила выбора и установки тех или иных приборов. Свет должен подчеркивать преимущества выбранного дизайна, создавать определенную атмосферу.

Прихожая и коридор

Прихожая, как правило, лишена солнечного света. Использование искусственных источников позволяет превратить мрачный коридор в светлую привлекательную приемную. Громоздкие приборы здесь ни к чему – зачем «съедать» и без того маленькое пространство. К тому же, использовать объемные люстры и торшеры в тесном помещении небезопасно. Целесообразнее разместить здесь потолочную точечную подсветку, а на стене около зеркала повесить бра. Усилит освещенность светодиодная подсветка шкафа или декоративных ниш, а также зеркальная стена.

Гостиная

В гостиной ситуация обратная. Здесь объемная люстра более чем уместна. Поскольку это общая комната, нужно предусмотреть различные сценарии подсветки. Бра над креслом, торшер у дивана, устройство из светодиодного волокна на журнальном столике отлично впишутся в интерьер. Светодиодное оформление с различными программами поможет расслабиться в будний день и украсит праздничную вечеринку.

Спальня

Традиционное оформление спальни предусматривает наличие верхнего света – люстры или встроенных в подвесной потолок устройств, светильников в зоне прикроватных тумбочек и туалетного столика. Помимо этого, используют светодиодную подсветку ниш, шкафов, контура кровати. Особый шик придают комнате театральные зеркала, картины со встроенными лампами.

Дизайнер Екатерина Малая помогла The Village разобраться, для чего нужен светодизайн, что такое ярусы и сценарии освещения и почему уже на стадии планирования электрики необходимо точно знать, где будет стоять ваша любимая статуэтка.

Екатерина Малая

дизайнер

Даже если вы нашли «тот самый» оттенок для стен, потратились на деревянные полы, привезли из поездки марокканский ковёр и заказали в Милане мебель из последней коллекции успешного бренда, результат может разочаровать. Все ваши полугодовые усилия могут быть перечёркнуты одним-единственным промахом - неграмотным освещением. Так бывает, когда на стадии планирования электрику прокладывают наобум. И не от недостатка старательности, а просто потому, что ещё не решили, где будет стоять диван, какой длины будет обеденный стол, а об аксессуарах вообще не думали.

Правило первое

Приступайте к планированию электрики, когда готов детальный план расстановки мебели

Как минимум так вы сделаете ваш новый дом удобным для жизни. Выключатели обычно располагают на расстоянии 15 сантиметров от края дверного проёма, с той стороны, где у двери ручка: вы должны быть уверены в схеме открывания двери. Для верхнего света в спальне я всегда рекомендую своим заказчикам проходной выключатель, чтобы иметь возможность один и тот же верхний свет включить или выключить и у двери, и у кровати. Это удобно также для длинного коридора, ведущего из прихожей в спальни. Но старайтесь избегать большого количества выключателей. Если на пути от входной двери до кухни вам придётся включить свет больше двух раз, то схема плохая: вы просто не будете пользоваться ею в полном объёме.


Правило второе

Свет должен быть разным

Пространство, в котором мы живём, трёхмерное, и выстраивание освещения ярусами поможет подчеркнуть глубину и объём, что невозможно сделать при помощи единственного источника света. Дизайнеры выделяют четыре яруса освещения: верхний (потолочные светильники, люстры, встроенные точечные светильники), первый средний (настенные светильники, бра, торшеры), второй средний (прикроватные лампы, лампы на низких подоконниках и кофейных столиках) и нижний (светильники, встроенные в плинтус и в пол, напольные световые скульптуры).

Чем ниже источник света, тем более интимную атмосферу он создаёт, и наоборот. При включённом верхнем свете (даже если это потрясающе романтичная люстра со свечами и хрустальными подвесками) добиться эффекта уютной комнаты нельзя. Лучше всего для этой цели подходят два нижних уровня освещения - свечи в декоративном камине или настоящий огонь в очаге к ним также относятся.


Правило третье

Не настаивайте на бра

Настенные светильники (первый средний ярус) сейчас не используются самостоятельно. 150 лет назад это были свечи на стене, до которых было легко дотянуться, тогда как люстры зажигали только в особенных случаях. В современных же классических интерьерах бра остались по инерции, в качестве аксессуара. Включаются они редко, и всегда вместе с люстрой. Многие мои заказчики просят запланировать бра над кроватью. Но это не функционально. Идеальным для спальной зоны является сочетание лампы с мягким рассеянным светом на прикроватной тумбочке и маленького светильника на гибкой ножке для чтения, который можно закрепить на стене или в изголовье. Так вы получите возможность хорошо видеть текст, не утомляя глаз. Бра же освещает только стену или вашу макушку.


Правило четвёртое

Подумайте о необычных светильниках заранее

Ещё один вид настенных светильников: расположенные на той же высоте, что и классические бра (140-170 сантиметров от пола), они больше похожи на скульптуру или инсталляцию и способны стать центральным элементом в интерьере. Появление таких объектов в квартире лучше не откладывать на последний момент. Это та самая печка, от которой стоит плясать, продумывая покрытие стен, конфигурацию мебели и даже пропорции помещения. Если вы просто вывели на стену свободный кабель, чтобы потом подобрать сюда что-нибудь для подсветки тёмного угла, вас ждёт разочарование: света такие светильники дают не сильно больше, чем ночник, и смотреться, скорее всего, будут неуместно.


Правило пятое

Не допускайте ошибок при планировании точечного освещения

Встроенные, или точечные, светильники пришли к нам вместе с евроремонтом. Многоуровневый потолок с галогенками был призван заменить мещанскую люстру. Прошло уже 20 лет, но многие из нас до сих пор не догадываются, что можно использовать этот инструмент как-то иначе. Полезно знать, что у каждого точечного светильника есть определённая ширина луча. Если разместить серию точечных светильников с узким лучом очень близко к стене, мы получим ритмичный световой рисунок на поверхности стены, встроенного шкафа или обитого тканью высокого изголовья кровати. Кроме того, это самый эффектный способ подчеркнуть необычную фактуру - искусственный камень, кирпичную кладку, рельефную плитку.

Встроенные светильники бывают фиксированными и поворотными. Последние особенно удобны для акцентированной подсветки предметов искусства или аксессуаров. Если вы собираетесь поставить на консоль или каминную полку коллекционный дедушкин парусник, позаботьтесь о паре встроенных в потолок точечных светильников, лучи которых можно будет направить на объект перекрёстно, как софиты на сцену. Ширина луча для акцентного освещения тоже играет большую роль. 40–50 градусов - оптимально для подсветки больших картин. Маленькие же скульптуры в таком потоке света потеряются и сольются со стеной, для них необходим узкий луч шириной 10 градусов.

Частая ошибка - использование в целях точечной подсветки плоских светодиодных светильников. Источник света обязательно должен находиться в углублении, иначе он будет привлекать внимание не к объекту, а к себе самому, и, что ещё хуже, просто слепить глаза. Это же правило справедливо и для подсветки рабочей поверхности в кухне, особенно если кухня совмещена со столовой. Глаза сидящего за столом человека находятся ниже уровня подсветки, закреплённой под навесными кухонными шкафами. И если лампы не углублены в дно шкафчиков, яркий свет бьёт в глаза и вызывает дискомфорт. Поэтому качественные современные кухни имеют утолщённое дно со встроенной подсветкой. Если ваш бюджет не позволяет потратиться на такую модель, на этапе планировки кухни не забудьте добавить специальный плинтус для верхних шкафов и монтируйте подсветку строго за ним.


Правило шестое

Экспериментируйте

Если возможности встроенных светильников постоянно используются в интерьерах на ярусе потолка, то нижний ярус совершенно незаслуженно игнорируется, в то время как встроить точечный светильник в пол ничуть не сложнее. Такие светильники зачастую являются влагозащитными и оснащены рассеивателями. С учётом того, что редкий ремонт обходится без выравнивания пола, необходимые для светильника сантиметры от перекрытия до поверхности напольного покрытия найдутся всегда, а в качестве результата вы получаете дополнительный объём и глубину помещения. Если вы являетесь счастливым обладателем глубоких подоконников, встройте пару миниатюрных точечных светильников в каждый из них вблизи откосов. Так вы, во-первых, подчеркнёте прекрасную архитектурную особенность вашей квартиры, а во-вторых, получите ещё один мягкий источник света на среднем ярусе.


Правило седьмое

Отнеситесь внимательно к выбору света для ванной комнаты

Свет в ванной комнате зачастую незаслуженно остаётся без внимания. А ведь он способен до неузнаваемости изменить помещение. Примените ярусное освещение, встройте светодиодную ленту в углубление в экране ванны (получится эффект «парящей ванны») и под раковиной, обрамите встроенными в пол светильниками выступ с подвесным унитазом и дверной проём. Используйте влагозащитные двунаправленные светильники в мокрой зоне: снопы света заставят заиграть вашу мозаику на стене.

Отдельного внимания заслуживает зона зеркала. Помните, что угол падения равен углу отражения, и используйте это правило, чтобы максимально выгодно осветить своё лицо. Распространённая ошибка - размещать над зеркалом настенный светильник на ножке, яркий свет которого направлен вниз. Ваше отражение при таком освещении будет казаться старше на 15 лет, цвет лица будет выглядеть безжизненным, на нём появятся глубокие складки, а под глазами - мешки. С лицом произойдёт то же самое, что и с фактурной стеной, которую подчеркнули встроенными светильниками: его рельеф многократно усилится за счёт жёстких теней. Выбирайте поворотный светильник и направляйте луч или используйте рассеянную круговую подсветку зеркала. Хорошей альтернативой могут стать два настенных светильника по обе стороны от зеркала: их перекрёстный свет уберёт ненужные тени.


Правило восьмое

Не перебарщивайте со светом на кухне

Принято думать, что много света на кухне не бывает. Как правило, апологеты этого принципа размещают большое количество лампочек на потолке, создавая сетку из точечных светильников. Ничего, кроме резких теней, неестественных лиц и атмосферы операционной, таким образом добиться нельзя. А между тем главное на кухне - подсветка рабочей зоны и правильное освещение обеденного стола, от которого зависит атмосфера и продолжительность семейных ужинов.

Светильник над столом должен обязательно иметь длинный подвес. Если он находится выше 150 сантиметров от пола, то, опять же, отбрасывает тени на лица и недостаточно освещает стол. Выбирайте светильник с широким абажуром из плотного материала: идеальная форма для круглого и квадратного стола - большая перевёрнутая миска. Габариты стола должны быть известны заранее, иначе вам не избежать переноса светильника. А натяжной потолок в зоне столовой вообще не даёт права на ошибку.

Дополнить схему освещения в кухне можно встроенной подсветкой на нижнем ярусе: например, вмонтируйте светодиодную ленту в дно нижних шкафов или точечные светильники в цоколь кухни.


Правило девятое

Самое важное - сценарии освещения

Вечер в кругу семьи, детский день рождения, домашняя вечеринка, работа дома, романтический ужин - очевидно, что в разных ситуациях вам понадобится разный свет. Для больших квартир и сложных схем идеальное решение - установка системы «умный дом», которая будет управлять не только освещением, но и акустической системой, шторами на электроприводе и тёплыми полами. Сценарий освещения в этом случае программируется и может быть изменён по вашему желанию.

Если же вам необходимо раз и навсегда продумать группы включения осветительных приборов и развести их по выключателям, руководствуйтесь воображаемыми ситуациями. Если вы ночью идёте в туалет, яркий свет вам совершенно не нужен. Значит, одной клавишей должна включаться вся мягкая подсветка - нижний ярус, подсветка ниш, а второй клавишей, на которую заведён заливающий верхний свет, вы будете пользоваться во время уборки или утром, чтобы проснуться.

Средний ярус в гостиной удобно завести на один выключатель. Вы когда-нибудь обращали внимание, как герои американских фильмов приходят домой и одним щелчком включают все настольные лампы и торшеры? Это так называемый вечерний сценарий освещения, идеальный в ситуации, когда вы вернулись после долгого трудового дня и мечтаете об одном - броситься на диван. Но не следует группировать светильники исключительно по принципу ярусности. Не бойтесь проявить фантазию: например, мягкий вечерний сценарий для коридора может включать в себя нижнюю подсветку и подсвеченную стенную нишу в тупике. Всё это - ваш сценарий и ваша драматургия.

ФОТОГРАФИИ: обложка - shutterstock.com / Ventura , 1 - shutterstock.com / Yarik , 2 - shutterstock.com /ER_09 , 3 - shutterstock.com / AnnaTamila , 4 - archiproducts , 5 - shutterstock.com / ShortPhotos , 6 - shutterstock.com / ARZTSAMUI , 7 - shutterstock.com / Photographee.eu , 8 - shutterstock.com / Henrik Winther Andersen , 9 - shutterstock.com / Jacek_Kadaj

Свет способен до неузнаваемости преобразить одно и то же помещение, создавая в нем настроение от романтичного мягкого сумрака дамского будуара до острого, как скальпель хирурга, ослепительного света операционной. Этот феномен активно используется в театре художниками света, которые с помощью освещения изменяют атмосферу сцены, не сменяя декораций. Удачное освещение квартиры может превратить ее в сказочный дворец, а неудачное безжалостно обнажить ее недостатки. Так, как в рассказе Зощенко жители коммуналки при только что проведенном электрическом свете обнаружили убогость своей обители, которую всегда скрывали темные углы. Ушли в прошлое времена, когда выбор источников света начинался одинокой люстрой на потолке и заканчивался торшером у кресла и настольной лампой на письменном столе, сегодня каждый с помощью света может превратить квартиру в чудесный театр света и тени. И если вы намерены создать освещение квартиры своими руками, познакомьтесь с секретами дизайна в этой области, создающими чудеса.

Для освещения в современных интерьерах жилых помещений используются следующие осветительные приборы:

  • лампы накаливания;
  • люминесцентные лампы;
  • галогенные и металлогалоидные источники света;
  • светодиоды;
  • световые шнуры «дюралайт»;
  • оптические волокна.

Спектр ламп накаливания наиболее комфортен для зрения, но они лишь около 10% своей мощности расходуют на создание света, а остальную преобразуют в тепловую энергию. Поэтому в помещение со слишком большим количеством лампочек накаливания всегда будет жарко и душно, как в фотосалоне или телевизионной студии.

Люминесцентные лампы не нагреваются, но до недавнего времени их неохотно использовали для освещения жилья из-за некомфортного голубовато-белого света, неприятного гула и необходимости дополнительных пусковых устройств для подключения. Современное поколение энергосберегающих люминесцентных ламп свободно от этих недостатков и они вполне могут использоваться вместо ламп накаливания.

Галогенные и металлогалоидные светильники излучают довольно узкий направленный пучок света, а поэтому больше подходят для освещения отдельных зон или подсветки ключевых элементов интерьера - картин, скульптурных групп, колонн, ниш и т.д.

Использование декоративных источников света для подсветки ключевых элементов интерьера - картин

Светодиоды прочны, не нагреваются, в их очень широком спектре нет вредных для здоровья человека инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Долговечность светодиодов в 80 раз превышает ресурс ламп накаливания. Но светоотдача светодиодов не настолько велика, чтобы использовать их в роли самостоятельных источников света а поэтому в интерьере их используют чаще для декоративной подсветки или в качестве ночника. Световые шнуры «дюралайт» - это декоративные источники света на основе светодиодов, широко использующиеся для светового оформления элементов интерьера или в наружном уличном освещении.

Оптические волокна излучают свет только с торцов, но удаляя их на большие расстояния от основного источника света и используя специальные насадки, можно создавать волшебные фантастические световые эффекты.

Правила и секреты дизайна освещения

Архитекторы и дизайнеры издавна использовали освещение в интерьере квартиры или дома в роли эффективного инструмента визуальной коррекции неудачной геометрии помещений.

Одно из главный правил дизайна заключается в том, что яркий свет зрительно расширяет пространство, если в отделке стен и потолка использованы светоотражающие материалы. Если требуется зрительно уменьшить слишком большое помещение, то поверхности затеняют.

Благодаря затенению потолка и удачному расположению местного освещения слишком большая гостиная выглядит компактной и уютной

Светильники с направленными вверх отражателями визуально «приподнимают» слишком низкие потолки. Слишком высокий потолок покажется ниже, если его затенить при помощи направленных вниз абажуров источников света.

Грамотный дизайн освещения квартиры обязательно должен гармонично сочетать источник общего освещения, например, главную люстру на потолке, и светильники точечного местного освещения. При этом очень важно, чтобы управление освещением в квартире в данном случае обеспечивало независимую работу каждого вида или группы светильников.

Грамотный дизайн освещения квартиры должен гармонично сочетать источник общего освещения и точечного местного

Общее освещение помещения может быть немного приглушенным, ведь его цель обеспечить свободную ориентацию в комнате и непринужденное общение обитателей. Роль местного более яркого света - это освещение рабочих мест, к которым относят секретер либо письменный стол, рабочую зону в кухне, а также обеденный стол в столовой или гостиной.

В спальне общий свет лучше сделать рассеянным, немного понижающим высоту потолка, а у зеркала и прикроватных тумбочек предусмотреть более яркие светильники или лампы. Если в интерьере большого дома перечисленные правила использования света носят рекомендательный характер, то освещение однокомнатной квартиры нередко является единственным инструментом зонирования не слишком большого пространства, которое одновременно выполняет функции гостиной, рабочего кабинета, спальни и даже столовой.

Грамотное освещение как инструмент зонирования и визуального увеличения небольшой однокомнатной квартиры-студии

В ванной обычно дополнительными светильниками освещают туалетное зеркало, а роль общего освещения выполняют точечные галогенные светильники. А вот освещение коридора в квартире необходимо спланировать таким образом, чтобы всегда была возможность включить яркий общий свет, когда надо одеться, обуться, поправить макияж.

Благодаря гармонии дизайна интерьера и правильного освещения маленьких коридор выглядит просторным холлом

Кроме утилитарной роли прихожая еще выполняет презентабельную функцию визитной карточки квартиры и чтобы узкий коридор не напоминал подземелье средневекового замка, используя свет, его можно зрительно расширить и увеличить. Наконец, освещение коридора должно гармонировать с освещением смежных помещений: если гостиная ярко освещена, то и в прихожей включают яркий верхний свет и приглушают его, если в соседнем помещении полумрак. Все эти задачи решают местные светильники.

Универсальных рецептов работы со светом нет, каждый сам выбирает концепцию дизайна и освещения своего жилья, но во избежание ошибок никому не помешает полистать иллюстрированные журналы и посмотреть, как профессионалы создают освещение в квартире: фото, эскизы, иллюстрации к проектам.

В проекте дизайна интерьера проект освещения квартиры обычно выполняют в виде самостоятельного раздела, учитывающего планировку комнат, конфигурацию потолка, границы напольных и потолочных отделочных материалов, места расположения мебели и стационарных элементов.

На основании планов потолков и полов разрабатывают план освещения квартиры, отмечая на нем виды и места расположения осветительных приборов, розеток и выключателей, как потолочных, так и настенных - так называемый сценарий освещения.

Нормативы мощности и количества светильников

Одним из главных условий комфортного освещения жилого помещения является правильное соотношение мощности, количества осветительных приборов и освещаемой площади. Специалисты в области освещения рекомендуют использовать на каждые 5 кв.м. осветительные приборы суммарной мощностью 60-75 кВт.

Таким образом, вы можете самостоятельно рассчитать оптимальное количество светильников для освещения каждого помещения своей квартиры или воспользоваться следующими рекомендациями:

  • для однокомнатной квартиры площадью 30-40 кв.м требуется не более восьми светильников, например, три потолочных светильника, люстра, два бра, торшер, настольная лампа;
  • для двухкомнатной квартиры оптимальный набор из девяти светильников можно представить следующими приборами: две люстры, три потолочных светильника, торшер, настольная лампа и два бра;
  • для трехкомнатной квартиры потребуется одиннадцать светильников - к набору приборов для двухкомнатной квартиры можно добавить люстру и бра;
  • для четырехкомнатной квартиры нужны одиннадцать светильников: предыдущий набор можно дополнить одним потолочным светильником и еще одной настольной лампой.

Схема освещения квартиры

В соответствии с планом разрабатывается подробная схема освещения квартиры, учитывающая схемы подключения каждого прибора, их групп, а также приборы управления освещением.

Схема управления люстрой

На чертеже учитывают вид каждого выключателя с указанием количества клавиш и стрелками указывают для какого осветительного прибора или группы приборов он предназначен. Для слишком больших комнат либо длинных коридоров можно предусмотреть дублирующие выключатели для одного и того же прибора, установив их в разных точках помещения. Все настенные и потолочные осветительные приборы на схеме следует привязать соответствующими обозначениями к стене или ближайшему проему, дверному либо оконному.

Точно так же с привязкой к ближайшим стенам либо проемам размещают на схеме места размещения розеток, выключателей и прочих приборов, задействованных в системе освещения.

Видео-урок о правилах дизайна

С готовым проектом в руках можно приступать к монтажу проводки и осветительных приборов и воплощать, наконец, в материале результаты проделанного кропотливого труда проектировщика. Зато в награду ваша квартира-золушка превратится в прекрасную принцессу и жизнь вокруг заиграет новыми фантастическими красками.

Сразу скажу, что я не занимаюсь профессионально дизайном освещения и я не специалист в этой области. Меня всегда больше интересовали технические вопросы в освещении помещений (светотехнические расчеты,). Хотя я очень люблю красивые интерьеры и могу часами смотреть толстые глянцевые журналы по дизайну помещений, строительству и ремонту с яркими цветными картинками. Особенно мне нравятся журналы с фотопримерами реальных проектов. Мои любимые журналы такого типа - "МажорДом" и "Красивые квартиры".

Листая такого типа журналы, в первую очередь, я обращаю внимаете на то, как организовано освещение в том или ином случае. При этом, как-то незаметно для себя, начинаешь подмечать и четко осознавать общие тенденции в развитии домашнего освещения: какие лампы и светильники используются, как размещаются, как выглядит освещенный интерьер в разных ракурсах и многое другое.

На днях пообщавшись с одной молодой и симпатичной девушкой-дизайнером я пришел к выводу, что со всем, что я ей с энтузиазмом изложил она согласна, определенные тенденции в освещении интерьеров есть и они имеют право быть озвученными. Ну а так, как озвучить все свои мысли я могу через сайт, то сейчас я этим и буду заниматься. Надеюсь вы не останетесь безучастными, а оставите свое мнение по поводу этого материала в комментариях! Мне это очень важно!

Итак, в этой статье я хочу поделится с читателями сайта своими наблюдениями. Какие есть современные тенденции в освещении интерьеров? Каким образом реализуются новые идеи? Какие современные технические решения применяются? Что полезного мы можем получить, реализовав на практике эти современные тенденции светодизайна?

Такие светильники можно поворачивать в любом направлении, при этом изменяя направления света и получая новый вариант освещения комнаты.

Эти новые технические решения позволяют значительно расширить возможность использования освещения в помещениях, так как с помощью одних и тех же светильников можно получить как общее равномерное, так и при желании, направленное освещение. Кроме этого трековые и кабельные системы освещения позволяют легко размещать светильники без закрепления их на потолке, что иногда бывает довольно сложно сделать в помещениях со сложными потолками.

При строительстве или ремонте помещения специально организуется небольшая ниша. В ней в дальнейшем размещаются вазы с цветами, статуэтки или другие декоративные предметы, которые красиво подсвечиваются встроенными в нишу сверху или снизу .

Благодаря этому у помещения появляется дополнительный объем, расширяется пространство, подсвеченная ниша становится точкой фокуса и украшением всего помещения. Кроме этого, с помощью такой ниши в помещении появляется дополнительный ярус света.

6. Комбинирование различных источников света

Кроме всех светотехнических эффектов и удобства управления источниками света у диммеров есть еще несколько достоинств - они позволяют увеличивать срок службы ламп и экономят электроэнергию.

9. Использование небольших переносных светильников

Популярно среди светодизайнеров использовать небольшие светильники с узким пучком света. Благодаря им можно менять с помощью освещения атмосферу в комнате чуть ли не по несколько раз в день и получать при этом разные световые эффекты.

Главное достоинство таких светильников - это их мобильность. Они позволяют поменять или дополнить уже имеющуюся схему освещения в помещении без глобальных переделок и ремонтов.

Просто внеся новый источник света и подсветив им, например, красивую стену в углу помещения, или большую вазу, мы не только создаем новый фокус света, но и дополнительный уровень освещения.

Правда для полноценного использования небольших переносных светильников желательно иметь в помещении в разных местах много розеток, что бы как можно меньше использовать для таких светильников удлинители. А то будет все красиво, но придется постоянно спотыкаться о скрученные провода.

Если вам не сложно, оставьте свой комментарий к статье! Мне очень интересно ваше мнение!

Как бы хорош ни был ремонт, сделанный в доме или квартире, без правильного освещения он не будет смотреться должным образом.

Местное освещение, в свою очередь, делится на:

  • Рабочее, которое фокусируется на определенной зоне и предназначено для выполнения в ней каких-либо специфических задач – приготовления пищи, чтения, работы за письменным столом.
  • Точечное, которое призвано привлекать внимание к определенным аксессуарам, деталям меблировки комнаты, предметам искусства. Точечное освещение нередко применяется и для декорирования придомовой территории – для подсветки фонтанов, деревьев, клумб и даже фасада дома.

заключается не только в том, чтобы светить только тогда, когда темно, но и в том, что он способен изменить наше восприятие пространства, изменяя пропорции комнат, скрывая некоторые изъяны интерьера, разделяя помещение на функциональные зоны.

Окрашивая свет в разные цвета, можно воздействовать на психику человека, меняя его настроение. К примеру, зеленый свет обладает успокаивающими свойствами. Голубой и синий тоже успокаивают, но делают окружающие предметы внешне неприятными, поэтому их не стоит использовать для освещения кухни или ванной комнаты. Светлые красные оттенки поднимают настроение и способствуют концентрации внимания, а вот темно-красный свет вызывает тревогу.

На данный момент существует множество самых разных источников искусственного света, которые можно разделить на следующие группы:

  • Обычные лампы накаливания. Как выяснилось, они до сих пор являются наиболее комфортными для человеческого глаза, однако на освещение расходуется всего 10% их мощности, остальные 90% превращаются в тепловую энергию.
  • Галогенные лампы чаще используют для зоновой подсветки, так как они излучают направленный пучок света.
  • Люминесцентные лампы практически не нагревают помещение, но для жилья используются редко, так как издают довольно хорошо слышимый гул. Они более экономичны, чем лампы накаливания.
  • практически вообще не греются. К их достоинствам можно отнести то, что они не излучают ни ультрафиолета, ни инфракрасных лучей. Они в десятки раз долговечнее обычных ламп, но их светоотдача ниже. Поэтому их используют для устройства ночного освещения или декоративной подсветки.

К самым современным видам искусственного освещения можно отнести оптоволоконные системы и световые шнуры дюралайт. Для создания световых шнуров используют светодиоды. Обычно их не применяют как основное освещение, а используют лишь для выполнения декоративной подсветки. Причем использовать их можно не только внутри дома, но и

Оптическое волокно может излучать свет только с торцевых срезов. Обычно этот вид освещения используют вместе , которые позволяют создавать различные световые эффекты.

Как подобрать необходимое количество светильников

Для того чтобы создать в доме комфортный уровень освещения, необходимо правильно подобрать мощность светильников и их количество.

Есть простой способ определить количество приборов: на каждые 5 кв. м помещения должно приходиться 60 – 75 кВт мощности осветительных приборов (одного или суммарно нескольких). Зная площадь комнаты и мощность выбранных приборов, несложно подобрать их количество.

Если вы прибегнете в решении этого вопроса к помощи специалистов, то они составят подробную схему , где будут учтены все возможные варианты подключения каждого осветительного прибора, а также групп приборов. Также вы получите рекомендации по установке приборов контроля и управления приборами освещения.

Эффекты, которых можно достичь при помощи света

С помощью света можно решить многие проблемы помещений. Есть несколько способов изменить комнату, используя исключительно эффекты освещения:


    1. Если комната кажется узкой, то ее можно зрительно «расширить», используя встроенный свет. Для этого светильники размещают под потолком по периметру помещения, направляя световой поток вниз вдоль стен. При этом поверхности стен визуально «раздвигаются». Для этого используют лампы с нейтральным или холодным световым спектром.
      Если комната кажется короткой, то ее можно зрительно «удлинить», используя лампы холодного спектра на одной из стен. И наоборот, можно «укоротить» комнату, если осветить самую дальнюю стену источниками с теплым светом.
      Если в комнате низкий потолок, то его можно «поднять», устроив на потолке стеклянные витражи, за которыми должны быть расположены галогенные или люминесцентные лампы. Такое иллюзию дневного света, падающего через высокий потолок. Этот прием часто используют в тесных и темных помещениях без окон, вроде ванной комнаты, прихожей, кухни. Для создания такого потолка можно использовать самое разнообразное стекло: прозрачное, молочное, рифленое, цветное.

  • Освещение, основанное на игре теней.
    Для создания этого эффекта используются разнообразные элементы декора помещения, имеющие сложную затейливую форму. Это может быть корень дерева сложной формы, букет из сухих цветов. Освещая их направленным светом, можно наполнить помещение затейливыми тенями.
    Нередко для создания необходимого эффекта , снабженные функцией регулирования интенсивности света. Меняя интенсивность, в разное время суток можно создавать необычные световые эффекты.

  • Подсветка используется для оформления различных ниш, гардеробов, рабочих поверхностей.
    Очень необычный эффект дает подсветка, размещенная за полупрозрачными стеклянными дверцами шкафов. Она может быть встроена как с боков, так и снизу или сверху. Таким образом шкаф превращается в своеобразный светильник, освещающих комнату необычным рассеянным светом.
    Также подсветка используется для архитектурного освещения ниш и их содержимого, красивой лепнины и других элементов дизайна комнаты.

Иногда с помощью подсветки акцентируют внимание на отдельных живописных полотнах, вазах, скульптурах. Это позволяет практически полностью скрыть фон и сосредоточить взгляд на главной детали комнаты.

Необходимо помнить, что скрытое направлено только на поверхности, не имеющие изъянов, поскольку все дефекты будут хорошо видны.

Мало кому так повезло с прихожей, чтобы в ней было окно. Обычно это абсолютно темное помещение, освещаемое светом, падающим из соседних с ним комнат и светильниками.

Роль у прихожей, казалось бы, совершенно утилитарная – служить местом хранения обуви верхней одежды, позволяя своим хозяевам одеваться и прихорашиваться перед выходом на улицу. Но, тем не менее, от царящей в ней обстановки зависит общее впечатление о квартире. И если это просто темный уголок, то никакое великолепие комнат не сможет компенсировать дискомфорта, царящего там. Поэтому освещению прихожей стоит уделить такое же внимание, как и освещению всех остальных помещений.

Поскольку в прихожей практически всегда есть большое зеркало, в которое мы осматриваем себя перед выходом на улицу, освещение нужно организовать так, чтобы пространство освещалось равномерно, не возникало никаких глубоких теней. Для этого лучше всего использовать рассеянный свет, который дает снабженный хорошим рассеивателем. Удачным вариантом станет большой плафон, напоминающий по форме тарелку, расположенный максимально близко к потолку.

Если квартира малогабаритная и кажется, что потолок в темном коридорчике «давит», то для освещения можно использовать светильники, размещенный за декоративным карнизом, направленные на потолок. Это визуально его «поднимет».

Встречается планировка, в которой коридор сделан очень длинным, но узким, что его совершенно не украшает. В такой ситуации можно расположить несколько светильников вдоль одной стены. Причем это должна быть стена с максимальной длиной. Свет нужно направить на другую стену. Этот вариант всю прихожую и при этом зрительно ее расширить.

Большое зеркало можно осветить дополнительно с помощью небольших локальных светильников. Освещение будет наиболее удачным, если разместить их в верхней половине зеркала – сверху и с боков.

Все члены семьи проводят достаточно много времени на кухне, поэтому очень важно организовать правильное ее освещение. Это также важно потому, что хозяйка проводит здесь много времени за приготовлением пищи.

Если кухня маленькая, то не обязательно вешать центральный потолочный светильник, вполне достаточно осветить зону приемы пищи и рабочие поверхности.
Если же кухня достаточно большая, то без центрального света просто не обойтись. Организовать его лучше с помощью потолочного светильника с хорошим рассеивателем. с теплым светом.

Для дополнительно освещения обеденной зоны, расположенной у стены, можно использовать настенное бра с матовым плафоном, расположенное так, чтобы лица обедающих и стол освещались равномерно.

Если же помещение позволяет установить обеденный стол по центру, то очень удачным станет вариант с люстрой на регулируемой подвеске. Это позволит, в зависимости от обстоятельств, располагать плафон то выше, то ниже, подчеркивая торжественность момента или создавая интимную атмосферу. Если очень хочется повесить на кухне цветной плафон, то не используйте зеленые и голубые тона – они придают неприятный оттенок и лицам людей и блюдам.

Рабочие поверхности, где осуществляются основные операции по приготовлению пищи, стоит подсветить дополнительно. При этом не следует с направленным светом, при этом создаются глубокие тени, снижающие комфортность работы. Самым удачным местом размещения светильников считаются выступающие части подвесных кухонных шкафов. Единственное условие – они не должны мешать открыванию дверок.
Если навесных шкафчиков нет, то можно установить подвесные продолговатые лампы или смонтировать на потолке точечные светильники.

Во многом правила здесь схожи с освещением прихожей. К примеру, подсветка зеркала осуществляется по тому же принципу – сверху и сбоков. Если зеркало не слишком большое, то для его подсветки можно использовать единичное настенное бра, оснащенное матовым плафоном и гибкой ножкой, позволяющей подстраивать свет так, как необходимо.

О центральном светильнике здесь речь не идет. Обычно на потолке располагают . Хорошо, если это будут приборы с регулируемым углом поворота.

Главным требованием к освещению ванной является безопасность. Необходимо оборудовать помещение осветительными приборами, защищенными от влаги.

Иногда для освещения используется следующий комплект светильников: один большой влагозащищенный плафон (обычно расположенный на стене) и комплект точечных светильников для отдельных зон.

Что касается спектра ламп, то оно должен быть максимально естественным, теплым. Не стоит устанавливать в ванной галогенные светильники или люминесцентные лампы. Они придают обстановке сходство с больничной.

Как организовать освещение гостиной

Независимо от количества комнат в доме или квартире, гостиная является самым функционально нагруженным помещением.

Здесь отдыхают после работы, проводят семейные праздники, принимают гостей. При этом в ней обычно имеется несколько функциональных зон, для каждой из которых отдельно.

В последнее время дизайнеры предлагают клиентам отказаться от общего освещения гостиной. Эта схема освещения носит название «американская» и предполагает локальное освещение каждой зоны. Это позволяет экономить на освещении, а каждый член семьи при этом обретает свой уголок. Но, к сожалению, с психологической точки зрения, это приводит к отдалению членов семьи друг от друга. Поэтому все-таки рекомендуется использовать «европейскую» схему освещения, в которой обязательно имеется центральный светильник.

Если вы не являетесь обладателем квартиры с высокими потолками, то не стоит в качестве люстры использовать массивные приборы с яркими плафонами. Лучше, если люстра будет приближена к поверхности потолка, а плафоны обеспечат рассеянный мягкий свет. Можно также использовать , направленные на потолок, это позволит зрительно увеличить высоту помещения.

Для каждой функциональной зоны гостиной нужно использовать светильники, расположенные на различной высоте. Если в зоне для чтения стоят кресла, то ее можно осветить торшерами, настенными или точечными светильниками.
Для экрана домашнего кинотеатра можно использовать подсветку, это позволит избежать усталости глаз.
Если в гостиной есть предметы, на которые вам , то можно использовать декоративную подсветку. Вот здесь можно использовать и цветное освещение, создающее праздничное настроение.

Используя множество источников света в одном помещении, необходимо помнить о том, что все они должны находиться в стилистическом единстве, а не представлять сборище случайных вещей. Для этого нужно приобретать люстры, бра и торшеры из одного набора, которые гарантированно будут сочетаться друг с другом.

Исходя из того, что это комната для отдыха, освещение здесь должно создавать соответствующую обстановку, способствующую расслаблению. Поэтому оно должно быть мягким, без прямых потоков света.

Если нужно осветить прикроватные тумбочки, то лучше делать это с помощью настольных ламп или настенных бра. Выбирайте сферические лампы с матовыми плафонами или тканевыми абажурами. Они позволят вам спокойно заниматься своими делами, не мешая при этом супругу, который уже отдыхает.

Спальни можно использовать и центральную люстру, но лучше, если это будут точечные светильники, спрятанные за декоративными панелями, расположенными по периметру спальни.

В спальне можно использовать цветное освещение, которое позволит вам расслабиться и восстановить душевное равновесие. Очень хороши для этого зеленые и золотистые тона.

Свет в детской

Исходя из того, что практически вся жизнь ребенка проходит именно здесь, нужно так продумать освещение, чтобы оно позволяло детям комфортно играть, делать уроки, читать.

Ребенка нужно выбирать по соображениям безопасности. Лучше, если это будут плафоны из пластика, полностью закрывающие лампы, которые во время активных игр могут быть разбиты.

По этим же соображениям желательно не устанавливать в детской комнате напольные светильники, которые могут упасть. Если дети любят подвижные игры с мячом, то для общего освещения можно использовать точечные светильники, расположенные за фальш-панелями, размещенными по периметру комнаты.

Для освещения рабочего стола ребенка лучше использовать лампы с холодным светом, стимулирующие умственную активность.

Если малыши боятся спать в темноте, то в комнате нужно установить ночник. Лучше, если это будет прибор с регулировкой яркости освещения, дающий рассеянный свет. Не направляйте его на лицо ребенка, это может причинить ему дискомфорт во время сна.

Освещение рабочего кабинета

Если жилплощадь позволяет вам оборудовать отдельный кабинет для работы, или если вы являетесь удаленным сотрудником, то необходимо создать в нем рабочую атмосферу. Обычно в любом кабинете присутствует стол. Для того, чтобы сделать работу за ним , нужно исключить возникновение резких контрастов, которые утомляют зрение. Поэтому стол должен быть освещен полностью.

Если стол имеет внушительные размеры, то для его качественного освещения лучше использовать две настольных лампы с рассеянным светом. Это позволит создать равномерное освещение всей поверхности и будет способствовать сохранению зрения. Для этого очень подходят лампы с коническим абажуром.

Для выполнения отдельных задач, хорошо бы иметь еще и лампу направленного света, однако постоянно использовать ее не стоит.
Яркость осветительных приборов должна соответствовать дневному свету, это стимулирует активность мозга и повышает работоспособность.

Неплохо, если в просторном кабинете есть центральный светильник и или несколько точечных. Это снизит контраст между освещенной зоной стола и стальным темным пространством комнаты. Стол, на котором стоит монитор компьютера, нужно располагать перпендикулярно к окну. Это избавит от возникновения бликов, утомляющих глаза и делающих изображение нечетким.

В зоне, предназначенной для чтения, стоит поставить торшер с тканевым абажуром, который для глаз.

Освещение, его уровень, цвет и яркость очень сильно влияют на жизнь и деятельность человека, поэтому необходимо уделить этому вопросу достаточное внимание. Освещение может легко как испортить настроение на целый день, так и привести человека в умиротворенное состояние.