Американско российские отношения. Россия и Америка

Российско (советско) – американские отношения на всей своей временной протяжённости отличались противоречивостью и нестабильностью. Не стал исключением и постсоветский период. Исключением была лишь та наивность, с которой руководители новообразованной Российской Федерации подошли к вопросам международной политики и в частности – к линии политического поведения в отношениях с США.

Начало 90-х гг. было наполнено эйфорическими ожиданиями, связанными с убеждённостью пришедших к власти политиков либерального толка, что уничтожение СССР ликвидировало все препятствия и одновременно создало все условия для перехода в отношениях с Западом, и прежде всего его лидером – США, к полноценному партнёрству и сотрудничеству. Очень короткий период в начале отношений поддерживал эти ожидания, создавал впечатления их обоснованности.

В феврале 1992 г. президент России Б.Ельцин совершил первый официальный визит в Вашингтон. В ходе его была подписана Декларация о новых отношениях между РФ и США . Декларация провозгласила, что отношения между двумя странами будут строиться на принципах:

1. Дружба и партнёрство, взаимное доверие. США и РФ не рассматривают более друг друга в качестве потенциальных противников.

2. Устранение остатков враждебности периода «холодной войны», в т.ч. сокращение стратегических арсеналов.

В документе было сказано о стремлении США и России создать «новый союз партнёров», т.е. о переходе от сотрудничества по ограниченному кругу вопросов к союзническому типу отношений.

В июне 1992 г. Ельцин посетил Вашингтон вторично. Была подписана Хартия российско-американского партнёрства, подтверждавшая и конкретизировавшая основные положения Декларации относительно сотрудничества в сферах международного мира и безопасности, экономических отношений.

Однако в Хартии уже ничего не говорилось о «новом союзе партнёров». Принципиально новым было следующее: в первой части Хартии оговаривались принципы, которые должны быть заложены в основу российско-американских отношений. Они касались проведения внутренней политики: демократия, свобода, зашита прав человека, уважение прав меньшинств, в том числе национальных. Это был первый случай в российской истории, когда в документе, заключённом с иностранным государством, регламентировались положения, касавшиеся государственного строя и внутренних дел России.

Отсюда со всей очевидностью следовало, что ни о каком равноправном российско-американском союзе речи не идёт. Россия для Соединённых Штатов была в лучшем случае младшим партнёром, дальнейшие отношения с которым будут строиться в зависимости от его «поведения», т.е. от проведения внутренних преобразований, оценку которым будут давать те же США. Это подтверждала и договорённость того же 1992 г. о предоставлении сторонами друг другу режима наибольшего благоприятствования в торговле. Он был предоставлен России не на постоянной основе, как другим странам, а на один год, с ежегодным продлением по решению американского Конгресса. Фактически США получили возможность оказывать на Россию давление посредством угрозы отменить его в любое время.

Причина отхода от «буквы и духа» февральской Декларации объясняется тем, что к июню 1992 г. была решена проблема, вызывавшая особое беспокойство Вашингтона и требовавшая участия России. США опасались появления новых ядерных держав в лице Украины, Белоруссии и Казахстана, на территории которых оставалось советское ядерное оружие. Имелось беспокойство, которое разделяла и Москва, относительно утечки атомного оружия и технологий его производства.

Согласованное давление РФ и США привело к тому, что в мае 1992 г. Украина, Белоруссия и Казахстан обязались присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве безъядерных стран. Оружие вывозилось в Россию, ядерный статус которой, как правопреемницы СССР, никем не оспаривался. Проблема ядерного наследия была благополучно решена, и для США потребность в тесном сотрудничестве со всё более слабевшей Россией стала не самой актуальной.

Предельно ясной позиция США стала к началу 1994 г., когда был поднят вопрос о расширении НАТО на восток. О такой возможности было заявлено ещё в конце правления администрации Буша-старшего. Для демократической администрации Б.Клинтона расширение альянса стало важнейшим приоритетом.

Все последующие годы российско-американские отношения развивались неровно. Достаточное взаимопонимание и обоюдный стойкий интерес отличало сотрудничество в сфере ядерной безопасности: в январе 1993 г. был под подписан Договор СНВ-2, а в апреле 2010 – СНВ-3; стороны постоянно взаимодействуют в вопросе недопущения распространения ядерного оружия.

Однако по целому ряду других тем позиции сторон оказались несовместимыми: расширение НАТО, действия альянса на Балканах, правомерность самой концепции «гуманитарной интервенции», незыблемость приоритета международного права, роль и место ООН в современном мире, признание независимости Косово, судьба ПРО, планы США по созданию национальной ПРО и размещению её элементов в Восточной Европе и т.д. Позиции сторон оказались коцептуально различны и во взглядах на модель мирового устройства.

К концу 1990-х гг. в отношениях России и США можно говорить о кризисе. В 1997 г. Б.Клинтон подписал директиву, ставившую перед американскими стратегическими ядерными силами задачу «сохранять возможность нанесения ядерного удара по российским военным и гражданским объектам».

Позитивный поворот в российско-американских отношениях произошёл перед лицом новой глобальной угрозы – международного терроризма. Активная позиция России с самого начала антитеррористической операции была высоко оценена в США. Россию перестали отождествлять с угрозой для безопасности Америки. В мае 2002 г. состоялся визит президента Дж. Буша, в ходе которого была подписана Совместная декларация о новых стратегических отношениях между РФ и США, содержание которой охватывало максимально широкий спектр направлений сотрудничества. Появилась надежда, что идея двустороннего партнёрства, потерпевшая фиаско в 1992-2000 гг., может стать реальностью.

Однако уже вскоре развитие событий показало, что у России и США сохраняются принципиально несовместимые подходы по ряду жизненно важных вопросов международной жизни. Россия осудила американское вторжение в Ирак и не приняла стратегию «демократического» переустройства мира Дж.Буша. С другой стороны, США оказались не готовы к быстрому восстановлению Россией внешнеполитической самостоятельности. Вашингтон был готов к партнёрству с Москвой в решении важных для Америки проблем, но не к тому, что Россия возьмёт курс на восстановление державной мощи, способной бросить вызов интересам США.

Главным полем столкновения интересов стало постсоветское пространство. Цель США – предотвратить восстановление российского влияния на бывшей советской территории. За исключением раз и навсегда утраченной Прибалтики, противостояние шло по всему периметру российской границы. Крайние формы оно приобрело в августе 2008 г. во время так называемого «Кавказского кризиса», вызванного грузинской авантюрой в Южной Осетии. Американские военные корабли вошли в Чёрное море и их боестолкновение с Черноморским флотом России, поддерживавшим с моря действия Российских Вооружённых Сил в Закавказье, казалось весьма вероятным.

Из «Кавказского кризиса» в Вашингтоне сделали определённые выводы. Президентство Барака Обамы началось с выдвижения идеи «перезагрузки» отношений с Россией. Это понимается как отказ от трактовки России как «врага» и переход к отношениям как с «партнёром-соперником»: партнёр при решении, например, проблемы нераспространения ядерного оружия; соперник на пространстве сопредельных государств Европы и Азии. По оценке председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике С.Караганова предложенная «перезагрузка» на самом деле «была квазиперезагрузкой, поскольку она не касалась главной проблемы – признания российских интересов безопасности на территории бывшего СССР» .

Тем не менее, именно отношения, характеризуемые понятием «партнёры-соперники», наиболее реальны и даже желательны для России и США как сегодня, так и в обозримом будущем.

США всегда будут относиться к России настороженно, поскольку за исключением Китая и возможно - Евросоюза, только Россия является потенциальным глобальным конкурентом США и не скрывает свои глобальные амбиции. Диапазон интересов наших стран настолько широк, что реально практически вся мировая «повестка» становится «повесткой» двусторонней.

Противостояние в ряде случаев неизбежно, но недопустимо доводить его до «последней грани». Важно понимание, что Россия и США вряд ли когда-нибудь станут друзьями, но они никогда не должны больше становиться врагами. Идеальный формат наших отношений – постоянный диалог разумных партнёров-соперников, всегда готовых к жёсткой защите своих национальных интересов, но никогда не смешивающих истинные интересы с ложными.

Сегодня обе стороны стремятся строить свои отношения, исходя из описанной выше реальности. В Стратегии национальной безопасности США 2010 г. Россия признаётся одним из центров международного влияния, подчёркивается, что «в интересах США – сильная, миролюбивая, процветающая Россия» . В свою очередь Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 г. делает в отношениях с США акцент на поддержание постоянного диалога и обеспечение «совместной выработки культуры управления разногласиями на основе прагматизма и соблюдения баланса интересов» .

Российско – американский диалог не только отвечает правильно понятым национальным интересам обеих стран, но и является одной из основ поддержания стратегической стабильности в мире

Несколько дней назад генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш сказал на заседании Совета безопасности, что холодная война вернулась. А министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил , что отношения Москвы с Западом даже хуже, чем в те времена.

Конфликт между Россией и США нарастает уже несколько лет подряд. Но так было не всегда. В истории двух стран встречались теплые и даже братские периоды. RTVI вспомнил эти моменты.

Война за независимость США

Во время войны североамериканских колоний за независимость от Британской империи Россия, по сути, поддержала мятежников, объявив вооруженный нейтралитет в 1779 году.

Англичане хотели объявить порты Франции и Испании блокадными, досматривать корабли нейтральных держав и даже изымать их товары, но совместная декларация России, Швеции, Дании и других стран разрушила планы Лондона. Российский флот - в том числе своим оружием - помог молодой американской республике получать продовольствие и другие нужные товары.

В 1860-х

Во время Гражданской войны Россия снова пришла на помощь американцам. Император Александр II в 1863 году отправил две российские эскадры в Нью-Йорк и Сан-Франциско. Они сдерживали флот южан от нападений на эти порты и одновременно мешали Англии с Францией вступить в конфликт на стороне конфедератов.

На русских кораблях в Нью-Йорке бывали министры и конгрессмены. На одном из кораблей в Нью-Йорк прибыл молодой Римский-Корсаков, в будущем композитор.

Вот некоторые заголовки американских газет того периода: «Новый союз скреплен. Россия и Соединённые Штаты братствуют», «Русский крест сплетает свои складки с звездами и полосами», «Восторженная народная демонстрация», «Большой парад на Пятой улице».

Вскоре после окончания Гражданской войны в США Россия продала американцам Аляску за 7,2 млн долларов золотом.

После Февральской революции 1917 года

США первыми признали временное правительство в России. Об этом лично заявил посол в Петрограде Дэвид Фрэнсис. Правительство США воспринимало новую Россию без царя как большую «братскую» демократическую державу, предлагало займы и поддержку. Американские журналисты в целом положительно восприняли свержение царя в России.

Но дружба братьев-демократов была недолгой. После того как большевики пришли к власти, отношения резко ухудшились. США поддерживали «белую армию» и даже вводили войска на Дальнем Востоке и в Поморье.

В начале 1930-х

Начало Великой депрессии подтолкнуло США к восстановлению отношений с Советами. В 1933 году Вашингтон наконец признал СССР официально, и после этого страны начали активно дружить - по крайней мере, в том, что касалось экономики. Москве были нужны технологии и инвестиции, а американским компаниям был нужен рынок сбыта.

Сталинской индустриализации помогали, в частности, компании Ford, Austin Company (построили завод ГАЗ в Нижнем Новгороде), Albert Kahn Inc. (построили Челябинский и Сталинградский тракторные заводы) и General Electric (помогали с ГОЭЛРО, в строительстве электростанций и первых электровозов).

Во время Великой Отечественной войны

После нападения Германии на СССР и Японии на США в 1941 году страны (вместе с Британией и другими государствами) стали союзницами. Впрочем, поддержка по лендлизу началась еще осенью 1941 года. В 1942 году был подписан договор о взаимной помощи.

Пропаганда в обеих странах рассказывала солдатам и населению о том, что страны воюют за свободу. В СССР рисовали агитационные плакаты, а в США, например, в 1943 году вышел полудокументальный фильм «Миссия в Москву », который принудительно показывали во всех кинотеатрах страны: в нем оправдывались сталинские репрессии 1937-1938 гг. Через десять лет во время разгула «маккартизма» он был запрещен как прокоммунистическая пропаганда.

Кульминацией стала встреча на Эльбе в апреле 1945. Уже летом в 1945 году отношения стали стремительно портиться, особенно после ядерных бомбардировок Японии.

Падение Берлинской стены
Борис Кавашкин / ТАСС

После падения Берлинской стены

В 1985 году в СССР к власти пришел Михаил Горбачев. Вместе с перестройкой и гласностью он объявил о «новом мышлении», которое предполагало другой взгляд на международные отношения и отказ от классового подхода.

После падения Берлинской стены в 1989 году разваливается Варшавский договор и бывшие советские сателлиты один за одним заявляют о демократизации и желании вступить в «единую» Европу. В самом СССР на фоне экономических и других трудностей (пустые прилавки, очереди, массовые протесты, этнические конфликты) западная модель - прежде всего, американская - однозначно воспринимается как образец для подражания.

После распада Советского Союза теплые отношения сохранялись еще несколько лет. В 1992 году президент Ельцин выступил перед Конгрессом США с речью о необходимости перейти от противостояния к взаимодействию.

В 1992-1994 гг. США осуществляли операцию Provide Hope: в 33 города бывшего СССР доставили 25 тысяч тонн гуманитарных грузов.

В 1994 году Россия вошла в «Партнерство во имя мира» - программу сотрудничества стран бывшего СССР и НАТО. В 1997 году был подписан основополагающий акт Россия-НАТО, в котором говорилось, что Россия и НАТО не соперники.

Все резко изменилось в марте 1999 года с началом бомбардировок Югославии авиацией НАТО, которые впервые за долгое время вызвали всплеск антиамериканских настроений как на правительственном, так и на обывательском уровнях.

Gulnara Samoilova / AP

После терактов 11 сентября Владимир Путин был одним из первых, кто позвонил Джорджу Бушу-младшему со словами соболезнований и поддержки.

Россия вошла в антитеррористическую коалицию, которую создали США в 2001 году. Москва активно поддержала операцию в Афганистане, в том числе предоставила свое воздушное пространство.

Некоторое время казалось, что это потепление надолго. В 2002 году появилась совместная декларация Буша и Путина, в которой подчеркивалось, что страны теперь партнеры. В ней шла речь об уважении демократических ценностей, расширении связей между странами, совместном решении конфликтов в Афганистане, Абхазии, Нагорном Карабахе, а также об экономическом сотрудничестве (и вступлении России в ВТО).

Но дальше символических шагов дело не пошло. В 2012 году президентом снова стал Владимир Путин, который был убежден, что массовые протесты «за честные выборы» были организованы или хотя бы поддержаны Госдепом США. Это заведомо испортило отношения.

Опечатка про «перегрузку» стала пророческой.

Начнём с того, что обратимся к истории отношений России и США.
Соединённые Штаты Америки – довольно молодое государство, с очень куцей историей. Образовалось оно в конце XVIII века, когда европейские колонисты, заселившие эти земли (практически, уничтожив при этом коренное население – индейцев) подняли восстание и объявили о независимости от Англии, колониально владеющей северной частью американского материка. Английский король Георг III обратился тогда к российской императрице Екатерине II с просьбой о помощи британским войскам в подавлении восстания, но получил решительный отказ. Россия объявила о вооружённом нейтралитете в борьбе колоний за независимость, что на деле означало фактическую поддержку колонистов.


В XIX веке отношения между Россией и образовавшимися Соединёнными Штатами Америки носили дружелюбный характер, Российская Империя всячески поддерживало молодое государство. В этом имелся, конечно, и определённый интерес, Россия была заинтересована в ослаблении влияния Британии в мире, считавшейся в то время самой мощной морской державой.
Но уже к концу XIX века противоречия между нашими странами усилились и начало проявляться соперничество двух держав. Надо отметить, что уже тогда у американцев появилась идея о своём исключительном праве устанавливать мировой порядок. В сенате США всерьёз пытались заочно осудить российского императора Александра III (*) за подавление русской армии восстания в Венгрии. Но в то время резолюция по этому вопросу так и не была принята.
К началу XX столетия США объявили зону Дальнего Востока сферой своих интересов. Единственной державой, которая могла здесь противостоять янки, была Российская империя. Уже тогда в США была разработана концепция «сдерживания» России, путём создания блока дружественных штатам государств.
В разразившейся русско-японской войне 1904 – 1905 годов США фактически выступили на стороне Японии, оказав ей значительную финансовую помощь, одновременно пытаясь блокировать доступ России в западных банках (знакомая тактика, неправда ли).

После Октябрьской революции США, до этого критиковавшие царский режим в России, выступили на стороне интервентов, совместно со странами Антанты. Так же они были одной из последних стран, признавших СССР (а куда деваться). Только в конце 1933 года между Советским Союзом и США были установлены дипломатические отношения.
Если не брать во внимание, что Советскую власть, установившуюся при большевиках, стремились уничтожить все ведущие страны мира, особенно Западной Европы (США тогда ещё не играли в мире роль первой скрипки), то Вторая Мировая война провела жирную черту, отделив прошлое от новейшей истории мира. Именно победа Советского Союза над фашистской Германией, позволила расширить коммунистическую зону на половину Европы. Все освобождённые Красной Армией страны, вошли в Советский блок, а страны, куда успели дойти англо-американские войска, попали под влияние Соединённых Штатов.
Именно Вторая Мировая война и стала той отправной точкой, с которой началось экономическое, политическое и военное господство США над всем миром. Пока Россия и Европа сражались с германским фашизмом, заокеанские «бизнесмены» набивали свои карманы, продавая воюющим странам оружие, одежду, продовольствие и прочее. Именно тогда, почувствовав запах кровавых денег, они поняли, что война «это хороший бизнес». Именно тогда был сформирован тезис, что все войны на планете должны проходить не только вне территории США, но и на другом полушарии Земли, что до сих пор и воплощается в жизнь.
И только одна страна всё это время стояла у американцев, как кость в горле – сначала Советский Союз, а затем, возродившаяся-таки Россия. Эта была и есть единственная держава, которая могла проводить самостоятельную политику. И неудивительно, что вся мощь американской разведывательной, военной и пропагандистской машины всегда была направлена на уничтожение сначала СССР, а теперь и России.


Сговор с арабскими шейхами, в купе с бездарной и неумелой политикой советского руководства того времени, позволили Соединённым Штатам провести виртуозную политическую операцию по обвалу нефтяных цен. Благодаря гидре коррупции, поразившей высший и средний состав КПСС, дряхлому политбюро, политической безвольности и близорукости, а также крайне неэффективной экономической модели страны, гигантский колосс под именем Советский Союз рухнул, как подкошенный, развалившись на 15 отдельных слабых и экономически зависимых государств.
Политические деятели, они же бывшие партийные руководители советских республик, больше занимались сохранением собственной, нежданно свалившейся на них, власти, чем укреплении государственности и развитию экономики в новообразованных странах.
Но Россия всё ещё была опасна. Несмотря на то, что к власти в ней удалось провести продажных и конформистских руководителей, ещё оставалась угроза восстановления и возрождения России. Как ни парадоксально, но ядерное оружие действительно оказалось сдерживающим фактором. Риск от возможного запуска ракет с ядерными боеголовками не позволял напрямую ввести войска и поставить полностью марионеточное правительство у руля нашей страны.
Но всё же американцам удалось на некоторое время поставить Россию на колени и заткнуть ей рот. Экономическая немощь и продажные руководители страны позволили Соединённым Штатам перекроить карту Европы, полностью стерев с её лица пророссийски настроенные государства. При этом американцы не гнушались любыми средствами, там, где не удавалось поставить своих людей у руля власти, разыгрывалась националистическая карта. Эта партия всегда удавалась спецам из ЦРУ. Самая кровавая и жестокая драма разыгралась в Югославии. Человеческие жизни в этой большой политической войне уже не имели значения. А когда все старания полностью раздробить Югославию на мелкие удельные княжества не увенчались успехом, началась беспрецедентная по циничности и наглости военная операция по бомбёжке Югославии и смещении законно избранного(!) президента Югославии Слободана Милошевича.


К сожалению, кроме словесных заявлений о недопустимости таких действий, Россия НИЧЕГО не могла противопоставить. Такого унижения наша великая страна не знала уже очень давно.
Сейчас, когда Россия начала своё, пусть медленное, но верное восстановление в статусе великой державы, когда у руководства государства появилось понимание о необходимости вести борьбу за геополитические интересы, США с утроенной силой взяли курс на уничтожение России, пытаясь вновь обрушить экономику нашей страны. В этот раз план их действий, только резким понижением цен на нефть не ограничивается. Используя сильную зависимость российского бюджета от сырьевого экспорта, нас пытаются отрезать ещё и от рынка сбыта газа.
Именно этот план и предусматривает сильнейшую дестабилизацию в буферном государстве между Россией и Европой – крупнейшем потребителе российского газа. И сколько бы хохлы не кичились своей «незалежностью», но они всего лишь разменные пешки в большой игре. А Украине просто не повезло, что именно её территория отделяет Россию от Европы, и именно по территории Украины проходит газопровод в Европу. Создав на этом пути крайне нестабильное государство, которое не в состоянии гарантировать свободный транзит российского газа в европейские страны, США убивают сразу двух зайцев: сажают Европу на поставки своего сланцевого газа и лишают Россию одной из основных статей дохода, тем самым продолжая выполнять свой план по развалу нашего государства.


Какое же будущее уготовано нам? По американскому плану, Россия должна быть раздроблена на мелкие государства, лишённые армий и права голоса. Наши несметные богатства недр будут осваивать американские компании, выкачивая и выкапывая из нашей земли всё ценное, а мы должны превратиться в дешёвую неквалифицированную рабсилу. Взамен мы получим огромное количество гадской кока-колы, мерзкого beera и кучу генномодифицированной жрачки. Причём, по мнению «цивилизованного» мира, это абсолютна справедливо, ведь Россия не имеет права одна владеть такими богатствами, а русские люди тупы и ленивы, они годятся только для грязной работы и на них можно проводить эксперименты, для блага образованных европейцев и шибко умных американцев.
Ну и как вам такой поворот? Неужели найдутся согласные занять быдло-стойло, которое готовят для нас? Это, на самом деле, напоминает немецкий нацизм: оставить столько славян, сколько необходимо для работы, остальных уничтожить. Только, так сказать, более гуманный вариант – превратить славян в рабочий скот, непригодный больше ни для чего другого. Я думаю, негоже такой великой нации, как наша, плясать под заокеанскую дудку, а нужно забыв все распри и обиды и объединиться – русским, украинцам, белорусам и всем кто с нами и щёлкнуть по наглой морде, забывшей уроки истории и посмевшей залезть в наш дом со своим звериным рылом.


(*) - При императоре Александре III Россия не участвовала ни в одной войне. Более того, российский император удерживал страны Европы, в том числе Германию и Францию от начала военных действий За это он и получил титул "миротворец".

Администрация Трампа хочет улучшить отношения с Россией. Однако, кажется, появляется все больше оснований говорить о том, что Россия этого не хочет и активно предпринимает шаги, подталкивающие их к новой, еще более низкой точке.

Последний подобный шаг был совершен сегодня, когда российское Министерство иностранных дел отменило давно запланированную встречу между высокопоставленными американскими и российскими дипломатами. По словам Кремля, это были ответные действия, поскольку Соединенные Штаты только что объявили о расширении санкций в отношении физических лиц и организаций, помогавших Москве во время ее вторжения на Украину в 2014 году.

«После вчерашнего решения по санкциям обстановка не располагает к проведению раунда такого диалога», — подчеркивается в заявлении российского Министерства иностранных дел.

Госдепартамент ответил на это послание собственными на удивление недипломатичными действиями. «Давайте вспомним о том, что эти санкции возникли не из ниоткуда. Наши адресные санкции были введены в ответ на продолжающееся нарушение Россией суверенитета и территориальной целостности своего соседа Украины», — отметила в своем заявлении официальный представитель Госдепартамента Хезер Науерт (Heather Nauert).

Контекст

Новые санкции против России и их последствия

Сегодня 20.06.2017

Глава немецкого МИД - против санкций

Die Welt 19.06.2017

Кому выгодны санкции?

Die Presse 26.04.2017 Эта словесная война уже сама по себе должна казаться серьезной проблемой. Однако это не единственное свидетельство ухудшающихся отношений между Вашингтоном и Москвой.

В прошлое воскресенье Соединенные Штаты сбили сирийский военный самолет. Это был первый подобный шаг Америки за время сирийской гражданской войны. Оно вызвало такое негодование у русских, которые являются партнерами сирийского правительства, что российское Министерство обороны даже выступило с угрозами. Оно заявило, что теперь будет рассматривать в качестве цели любые самолеты США и коалиции в небе Сирии к западу от Евфрата.

Американцы проигнорировали жесткие заявления Москвы и во вторник сбили сирийский беспилотник, что, конечно же, не останется незамеченным Кремлем. А в среду высокопоставленный сотрудник ФБР подтвердил сведения о том, что Россия активно пыталась помочь Трампу победить на выборах, хотя сам президент отвергает этот факт.

Джим Таунсенд (Jim Townsend), который при администрации Обамы занимал высокий пост в Пентагоне и отвечал за вопросы, связанные с Россией, обеспокоен тем, что все это может быть началом опасной новой фазы в отношениях между Москвой и Вашингтоном, а также тем, что не слышно более спокойных голосов, пытающихся снизить напряженность.

«"Да пошел ты! Нет, это ты пошел!" Так начинаются конфликты на спортивной площадке, — сказал он в интервью. — А где же взрослые люди?»

Вместо того, чтобы сдержать свои эмоции, обе страны, похоже, пытаются схватить друг друга за горло. И, судя по всему, ситуация не будет улучшаться.


Соединенные Штаты продолжают раздражать Россию

Во время выборов было ясно, что команда Трампа хотела улучшить отношения с Россией. Помимо того, что Трамп с похвалой отзывался о Путине, члены его команды, вопреки советам большинства авторитетных членов Республиканской партии в области внешней политики, убрали из платформы партии положение, призывавшее к поставкам вооружений Украине. А когда Трамп оказался в Белом доме, то сложилось впечатление, что он даже собирался снять с России санкции.

Однако ситуация коренным образом изменилась. Как раз вчера украинский президент Петр Порошенко встретился с Трампом, вице-президентом Майком Пенсом и министром обороны Джеймсом Мэттисом. Целью с американской стороны было показать, что Соединенные Штаты продолжают поддерживать своих союзников в Киеве. Мэттис, обсуждая отношения с Киевом подтвердил приверженность Вашингтона своим обязательствам в сфере обороны этой страны.

«Соединенные Штаты поддерживают вас. Мы поддерживаем вас перед лицом угроз в отношении суверенитета, международного права и международного порядка», — сказал он после встречи, явно намекая на Россию.

Действия Мэттиса стали подтверждением его слов. Он помог инициировать операцию «Атлантическая решимость» (Operation Atlantic Resolve), которая представляет собой самое масштабное наращивание военной силы в Европе с момента окончания холодной войны. В этом регионе в настоящее время находятся 6500 американских военных.

А 1 июня Пентагон даже потребовал предоставить в этом финансовом году дополнительные средства для программы «Инициатива по обеспечению европейской безопасности» (European Reassurance Initiative), в рамках которой Соединенные Штаты помогают своим союзникам в Европе защищаться от угроз, главным образом — от Москвы.

Поддержка Украины и других европейских союзников и одновременное введение санкций против граждан и организаций в России — не тот способ, с помощью которого Вашингтон сможет вернуть себе расположение России.

По словам Таунсенда, напряженность между двумя странами повышает вероятность возникновения опасных ошибок — особенно в Сирии, где у обеих сторон имеются боевые самолеты, которые бомбят одни и те же участки.

«На мой взгляд, ситуация стала очень сложной, и это означает, что стало легче сделать шаг, который может привести к катастрофическому инциденту — к такому инциденту, после которого будут жертвы», — подчеркнул он.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

5 ноября (24 октября по старому стилю) 1809 года. После революции 1917 года Соединенные Штаты отказались признавать Советское правительство. Дипломатические отношения между СССР и США были установлены 16 ноября 1933 года.

Российско-американские отношения за сравнительно короткий срок прошли сложную эволюцию — от готовности России и США к сотрудничеству до взаимных разочарований и постепенного дистанцирования стран друг от друга.

Первый президент России Борис Ельцин впервые посетил США 31 января — 1 февраля 1992 года. В Кэмп-Дэвиде прошел саммит с участием российского лидера и американского президента Джорджа Буша-старшего. Стороны договорились продолжать процесс сокращения стратегических ядерных вооружений, сотрудничать в области торговли оружием, сфере нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и пр. По итогам встречи принята Кэмп-Дэвидская декларация, зафиксировавшая новую формулу российско-американских отношений, впервые было официально провозглашено окончание холодной войны .

7-16 ноября 2001 года президент России Владимир Путин совершил первый государственный визит в США . Главной темой российско-американских консультаций стала координация совместных усилий в борьбе с терроризмом. Обсуждалась общая международная обстановка и ситуация в отдельных регионах мира — в Центральной Азии, в Ираке, в зоне арабо-израильского конфликта и на Балканах. По итогам переговоров Владимир Путин и Джордж Буш-младший приняли совместные заявления по положению в Афганистане и ситуации на Ближнем Востоке, борьбе с биотерроризмом, противодействию незаконному обороту наркотиков, новым отношениям между США и Россией, экономическим вопросам.

В настоящее время отношения России и США переживают непростой период из-за различных подходов к урегулированию ряда важных международных проблем. В контексте внутриукраинского кризиса, во многом спровоцированного Вашингтоном, с марта 2014 года администрация Барака Обамы пошла по пути сворачивания связей с Россией, в том числе прекратила взаимодействие по линии всех рабочих групп совместной Президентской комиссии и в несколько этапов ввела санкции против российских физических и юридических лиц. С российской стороны предприняты ответные шаги, как зеркальные, так и асимметричные.

В этих условиях особую значимость имеет продолжающийся политический диалог на высшем и высоком уровне.

29 сентября 2015 года президент России Владимир Путин и президент Соединенных Штатов Америки Барак Обама провели двустороннюю встречу "на полях" сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.

30 ноября 2015 года Владимир Путин встретился с президентом США Бараком Обамой "на полях" конференции ООН по вопросам изменения климата в Париже. Состоялся подробный обмен мнениями по сирийской проблематике, обсуждалась также ситуация на Украине.

5 сентября 2016 года лидеры России и США встретились "на полях" саммита "Группы двадцати" в Ханчжоу (Китай). Также обсуждались актуальные вопросы международной повестки дня, в частности, ситуация в Сирии и на Украине.

Владимир Путин и Барак Обама также неоднократно общались по телефону.

28 января 2017 года состоялся телефонный разговор Владимира Путина с президентом США Дональдом Трампом. Владимир Путин поздравил Дональда Трампа с официальным вступлением в должность, пожелал успехов в предстоящей деятельности. В ходе беседы с обеих сторон был продемонстрирован настрой на активную совместную работу по стабилизации и развитию российско-американского взаимодействия на конструктивной, равноправной и взаимовыгодной основе.

4 апреля 2017 года лидеры России и США вновь пообщались по телефону .

Регулярный контакт поддерживали руководители внешнеполитических ведомств Сергей Лавров и Джон Керри, проведшие в 2015-2016 годах более 20 встреч и десятки телефонных разговоров.

В 2015-2016 годах Джон Керри четыре раза посещал Россию с рабочими визитами (12 мая и 15 декабря 2015 года, 23-24 марта и 14-15 июля 2016 года).

16 февраля 2017 года состоялась министра иностранных дел России Сергея Лаврова и госсекретаря США Рекса Тиллерсона. Переговоры Лаврова и Тиллерсона прошли в Бонне в преддверии министерского заседания G20.

Продолжается интенсивный обмен мнениями по актуальным международным и региональным проблемам, включая ситуацию на Ближнем Востоке, в Афганистане и на Корейском полуострове, противодействие международному терроризму и другим вызовам. При ведущей роли России и США выработана договоренность по урегулированию иранской ядерной проблемы, запущена работа Международной группы поддержки Сирии и введен в действие режим прекращения огня в этой стране.

Интенсивность обсуждения тематики контроля над вооружениями и нераспространения была резко снижена Вашингтоном в 2014 году наряду со свертыванием им контактов между военными. Вместе с тем, продолжается реализация Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, подписанного 8 апреля 2010 года в Праге (вступил в силу 5 февраля 2011 года, срок действия — 10 лет с возможностью продления). Одним из наиболее проблемных в военно-политической сфере остается вопрос развертывания ПРО США. Диалог по нему приостановлен американцами, не желающими учитывать российские озабоченности, еще до событий на Украине.

В последние несколько лет динамика межпарламентских связей существенно снизилась из-за негативного отношения к сотрудничеству с российскими парламентариями со стороны членов Конгресса. После введения американцами санкций против целого ряда представителей Федерального Собрания имеют место только отдельные эпизодические контакты.

В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры и санкций отмечается снижение двустороннего товарооборота. По данным Федеральной таможенной службы РФ, внешнеторговый оборот России и США по итогам 2016 года составил 20276,8 миллиона долларов (в 2015 году — 20909,9 миллиона долларов), в том числе российский экспорт — 9353,6 миллиона долларов (в 2015 году — 9456,4 миллиона долларов) и импорт — 10923,2 миллиона долларов (в 2015 году — 11453,5 миллиона долларов).

По доле в российском товарообороте в 2016 году США заняли пятое место, по доле в российском экспорте — 10-е место, по доле в российском импорте — третье место.

В структуре экспорта России в США в 2016 году основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров: минеральные продукты (35,60% от всего объема экспорта России в США); металлы и изделия из них (29,24%); продукция химической промышленности (17,31%); драгоценные металлы и камни (6,32%); машины, оборудование и транспортные средства (5,08%); древесина и целлюлозно-бумажные изделия (1,63%).

Российский импорт из США в 2016 году был представлен следующими группами товаров: машины, оборудование и транспортные средства (43,38% от всего объема импорта России из США); продукция химической промышленности (16,31%); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (4,34%); металлы и изделия из них (4,18%); текстиль и обувь (1,09%).

В сфере двусторонних отношений действует несколько десятков межправительственных и межведомственных договоренностей по различным вопросам, включая транспорт, реагирование на чрезвычайные ситуации и т.п. В сентябре 2012 года вступило в силу соглашение об упрощении визовых формальностей. Россия ставит вопрос о дальнейшей либерализации режима взаимных поездок.

В области культурных связей с большим успехом в США проходят гастроли российских исполнителей классической музыки, театра и балета. Значительные усилия предпринимаются для сохранения и популяризации российского культурно-исторического наследия в США, включая музей на месте крепости Форт-Росс в Калифорнии.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников