Статья 353 ку вмф. Корабельный устав военно-морского флота

материальных средств, сроки и качество ремонта, боевую подготовку, состояние воинской дисциплины личного состава и готовности указанного корабля к плаванию после окончания ремонта.

При ремонте корабля в зоне другого флота переподчинение корабля производится директивой Главного штаба ВМФ.

346. По окончании заводского ремонта перед ходовыми испытаниями командиру ко-рабля предоставляется необходимое время для приведения оружия и технических средств корабля в готовность к использованию. Кроме того, отрабатывается организация службы и действия личного состава по корабельным расписаниям для обеспечения безаварийного плавания в период испытаний.

347. Швартовные и ходовые испытания, сдача экипажу отремонтированных корпуса, оружия и технических средств осуществляются заводом при участии личного состава, об-служивающего сдаваемые установки, механизмы или приборы и т.д.

348. Командиру корабля после постройки (ремонта) корабля запрещается под-писывать приемный акт и принимать корабль от судостроительного (судоремонт-ного) предприятия при наличии незаконченных или некачественно выполненных ра-бот, а также с уровнями физических полей, превышающими установленные нормы.

349. За своевременное и полное снабжение корабля материальными средствами и инструментом для выполнения ремонтных работ, производимых силами личного состава, отвечают довольствующие органы флотов (флотилий).

Обслуживание, ремонт оружия и технических средств должны обеспечиваться необ-ходимым электропитанием, холодом, теплом и т.д.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИВУЧЕСТИ КОРАБЛЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

350. Живучесть корабля - способность корабля противостоять боевым и аварий-ным повреждениям, восстанавливая и поддерживая при этом в возможной степени свою боеспособность.

На корабле постоянно должны проводиться организационно-технические мероприя-тия:

по предотвращению поступления воды в отсеки корабля (внутрь прочного корпу-са);

по возникновению пожаров и взрывов;

по предупреждению аварийных ситуаций с оружием и техническими средствами;

по поддержанию средств борьбы за живучесть к использованию;

по подготовке личного состава к борьбе за живучесть корабля.

351. Спасание - действия, направленные на недопущение гибели терпящих бедствие людей, объекта, получившего боевые или аварийные повреждения, и его груза или друго-го имущества.

Спасение - достижение положительного результата в ходе спасания. На каждом ко-рабле должен быть комплект спасательных устройств и средств, предусмотренных про-ектной документацией и нормами снабжения.

Спасательные устройства – корабельные устройства, предназначенные для прове-дения спасательных работ.

Спасательные средства - корабельные средства и имущество, используемые для спасания людей и оказания помощи аварийному кораблю, а также средства информации об аварии.

Спасательные устройства и средства должны быть всегда исправны и готовы к дей-ствию, находиться в установленных местах и использоваться только по прямому назначе-нию. Весь личный состав, включая лиц, временно находящихся на корабле, должен быть, расписан по коллективным спасательным средствам.

352. Точное соблюдение требований настоящего Устава и Руководства по борьбе за живучесть корабля является обязанностью каждого военнослужащего, неуклонно выпол-няемой им при всех обстоятельствах плавания или стоянки корабля.

Командиры (начальники) должны:

обучать своих подчиненных приемам борьбы за непотопляемость, с пожарами, опасными концентрациями газов (вредных веществ), живучесть оружия и технических средств, предотвращения взрывов;

показывать пример соблюдения правил обеспечения живучести и безопасности и не оставлять без воздействия ни одного случая нарушений этих требований подчиненными;

принимать строгие и действенные меры для обеспечения непотопляемости, электро- и взрывопожаробезопасности, ядерной и радиационной безопасности (для кораблей с ЯЭУ), других видов безопасности, а также безопасной эксплуатации оружия и техниче-ских средств.

Каждый член экипажа несет ответственность за нарушение правил и мероприятий, обеспечивающих живучесть корабля.

353. Первый обнаруживший поступление забортной воды, взрыв, возникновение пожара, появление дыма или пара, аварийное состояние боеприпаса, повышенную кон-центрацию взрывоопасных и токсичных газов (вредных веществ), обязан объявить аварийную тревогу голосом в отсеке (помещении). Любым видом связи он должен немедленно доложить о месте и характере аварии на ГКП или дежурному по кораблю (вахтенному офицеру), а если это невозможно - в смежный отсек (помещение), и принять меры к ликвидации аварии (повреждения).

Последующие доклады о ходе борьбы за живучесть должны идти без запросов или напоминаний со стороны начальников. Дежурный по кораблю (вахтенный офицер) полу-чив доклад об аварии, одновременно с подачей звонком сигнала аварийной тревоги обязан объявить аварийную тревогу голосом по корабельной трансляции с указанием места и ха-рактера аварии (повреждения).

Никто не имеет право самостоятельно покинуть аварийный отсек (помеще-ние). Борьбу за живучесть обязан вести весь экипаж корабля, включая и лиц, временно находящихся на корабле. Борьбу за живучесть корабля в помещениях, не занятых команд-ными пунктами и боевыми постами, а также на верхней палубе ведут аварийные партии (группы).

354. Корабль всегда должен быть обеспечен полным комплектом исправных средств пожаротушения, водолазного и спасательного имущества, аварийных средств связи, средств индивидуальной защиты, а также индивидуальных и коллективных спасательных средств.

Средства пожаротушения, водолазное и спасательное имущество, средства индиви-дуальной защиты должны использоваться только по прямому назначению, а по израсхо-довании должны немедленно пополняться.

За обеспечение корабля этим имуществом отвечают помощник командира корабля, командир электромеханической боевой части (БЧ-5), начальник службы радиационной, химической и биологической защиты, командир боевой части связи (БЧ-4) по присвоен-ной номенклатуре.

Средства борьбы за живучесть корабля всегда должны быть исправны и готовы к использованию. Неисправности средств борьбы за живучесть корабля устраняются немед-ленно. Работы на стационарных средствах борьбы за живучесть, снижающие их готов-ность к использованию, выполняются с разрешения командира корабля.

355. Для контроля за состоянием корпуса, устройств, систем и средств борьбы за жи-вучесть корабля приказом командира корабля на надводных кораблях 1, 2, 3 рангов и на подводных лодках назначается постоянная корабельная комиссия.

Ее председатель - старший помощник командира корабля. Члены комиссии - помощник командира корабля, командиры боевых частей и начальники служб корабля, командир ди-визиона живучести (трюмной группы), старшина трюмной команды и главный боцман.

На соединении кораблей 4 ранга составы постоянных корабельных комиссий уста-навливает командир соединения.

При необходимости, к работе в составе постоянной корабельной комиссии привле-каются другие должностные лица корабля, представители штаба и электромеханической службы соединения, органов управления флота (флотилии, военно-морской базы), органи-заций и предприятий промышленности.

Постоянная корабельная комиссия один раз в три месяца, в период подготовки к длительному плаванию и после возвращения из него, а при необходимости - по приказа-нию командира корабля производит:

а) детальный осмотр корпуса корабля, водонепроницаемых переборок, второго дна, дверей, люков, горловин, устройств, систем и средств борьбы за живучесть, аварийного, спасательного и водолазного имущества;

б) выявление дефектов, которые могут привести к увеличению уровней физических полей корабля, а также к увеличению корабельных акустических помех работе ГАК (ГАС). Подводную часть корпуса корабля, рули и гребные винты (движители) постоянная корабельная комиссия осматривает при каждой постановке корабля в док.

В своей работе постоянная корабельная комиссия руководствуется требованиями Руководства по эксплуатации корпусов, устройств и систем корабля. Результаты работы комиссии заносятся в Журнал осмотра корпуса, устройств и систем корабля.

Замечания постоянной корабельной комиссии по состоянию корабля устраняются немедленно. Работы, требующие участия судоремонтного завода, выполняются в период ближайшего ремонта корабля.

ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

356. Командир соединения кораблей отвечает за обеспечение живучести и безо-пасности кораблей соединения.

При получении кораблями соединения боевых и аварийных повреждений (в даль-нейшем - повреждений) командир соединения организует оказание им помощи.

357. Начальник штаба соединения кораблей отвечает за разработку организаци-онных документов по борьбе за живучесть кораблей, стоящих группами, и при совмест-ном плавании. При повреждениях кораблей соединения начальник штаба соединения обеспечивает взаимодействие сил и средств, участвующих в оказании помощи повреж-денным кораблям, и осуществляет управление ими.

358. Заместитель командира соединения кораблей по электромеханической час-ти при повреждениях кораблей соединения оценивает состояние поврежденных кораблей, докладывает командиру соединения предложения по повышению эффективности борьбы за их живучесть и по оказанию помощи повреждённым кораблям.

359. Флагманские специалисты соединения при повреждениях кораблей соедине-ния участвуют в оценке их состояния, разработке предложений по

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Корабельный устав военно-морского флота

Введен в действие

приказом Главнокомандующего

Военно-Морским Флотом

МОСКВА ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО 2001

    Настоящий Устав определяет корабельную организацию, боевую подготовку кораблей Военно-Морского Флота, обязанности основных должностных лиц корабля и корабельных соединений, а также повседневную службу корабля, военно-морские ритуалы и правила несения службы корабельных нарядов.

    Команды, подаваемые на корабле, определяются приложением к Уставу «Командные слова», изданным отдельной книгой.

    С выходом настоящего Устава, Корабельный устав Военно-Морского Флота, введенный в действие приказом Главнокомандующего ВМФ 1995 года № 309, отменяется.

Государственный Гимн Российской Федерации*

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна,

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Военная присяга**

Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству - Российской Федерации.

Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.

** Утверждена Законом Российской Федерации от 23 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе»

Общие положения

1. В корабельный состав Военно-Морского Флота входят боевые корабли,

корабли специального назначения, морские и рейдовые суда обеспечения. 1

В боевой состав Военно-Морского флота входят только боевые корабли.

2. Корабли и суда Военно-Морского Флота, а также их летательные и подводные аппараты, катера и шлюпки являются федеральной собственностью Российской Федерации и, где бы они ни находились, подчиняются только законам Российской Федерации.

Ни одно иностранное государство не имеет права вмешиваться в жизнь корабля (судна) Военно-Морского Флота . Всякая попытка в этом направлении должна пресекаться самым решительным образом, в крайнем случае силой оружия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Командиры и весь личный состав кораблей (судов) Военно-Морского Флота в своих взаимоотношениях с иностранными кораблями и властями в любых обстоятельствах должны действовать с достоинством и сообразно интересами Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, обязательствами Российской Федерации по международным договорам, законодательством Российской Федерации и Руководством по соблюдению правового режима морских пространств и взаимоотношениям с иностранными кораблями и властями.

4. Корабли и суда Военно-Морского Флота в зависимости от их основного предназначения и оружия подразделяютсяна классы , а классы, исходя из специализации, водоизмещения, типа энергетической установки и принципов движения -на подклассы.

В зависимости от тактико-технических элементов и предназначения, а также для определения старшинства командиров и норм обеспечения материально-техническими средствами корабли делятся на ранги .

В Военно-Морском Флоте установлены четыре ранга кораблей. Высшим рангом является первый. Деление кораблей на классы, подклассы и ранги определяется Руководством по классификации кораблей и судов Военно-Морского Флота.

5. Каждый корабль Военно-Морского Флота решает боевые задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими кораблями, авиацией ВМФ, сухопутными и береговыми войсками ВМФ, а также с воинскими частями других видов Вооруженных Сил Российской Федерации.

6. Настоящий Устав распространяется на все корабли, катера и шлюпки, несущие Военно-морской флаг, а также на корабли специального назначения, суда обеспечения, укомплектованные военнослужащими. Требования Корабельного устава Военно-Морского Флота обязательны для всех экипажей кораблей, в том числе и для размещенных на берегу, а также для всех лиц, временно пребывающих на корабле.

Организация службы на судах Военно-Морского Флота, укомплектованных гражданским персоналом, определяется Уставом службы на судах обеспечения Военно-Морского Флота.

7. Общие права и обязанности военнослужащих и взаимоотношения между ними,

вопросы дисциплинарной практики, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, строевые приемы для военнослужащих Военно-Морского Флота определены Общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.

Командиры соединений кораблей и кораблей могут издавать организационные приказы, детализирующие корабельную службу применительно к особенностям корабля и условиям базирования.

Введен в действие приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 01 сентября 2001 года № 350.

Об уставе: Настоящий Устав распространяется на все корабли, катера и шлюпки, несущие Военно-морской флаг, а также на корабли специального назначения, суда обеспечения, укомплектованные военнослужащими. Требования Корабельного устава Военно-Морского Флота обязательны для всех экипажей кораблей, в том числе и для размещенных на берегу, а также для всех лиц, временно пребывающих на корабле.

Часть вторая. Повседневная служба корабля

Глава 6. Распределение времени на корабле
Глава 7. Содержание корабля
Глава 8. Обеспечение технической готовности корабля
Глава 9. Обеспечение живучести корабля
Глава 10. Повседневная жизнь
Глава 11. Корабельные правила
Глава 12. Обеспечение санитарного состояния кораблей и сохранение здоровья военнослужащих
Глава 13. Сход (съезд), увольнение с корабля на берег и убытие в отпуск
Глава 14. Базирование кораблей и их материальное обеспечение.

Часть третья. Флаги, воинское приветствие и торжества

Глава 15. Подъем флагов на кораблях
Глава 16. Воинское приветствие
Глава 17. Салюты, парады и торжества

Часть четвертая. Служба корабельных нарядов

Глава 18. Организация службы корабельных нарядов
Глава 19. Дежурство
Глава 20. Вахта
Глава 21. Специальные наряды
Глава 22. Наряд на работы

Флот из России хочет наращивать присутствие в Мировом Океане. А пока - сбегает с горящего корабля February 16th, 2018

Вместо эпиграфа:
"Никто не имеет право самостоятельно покинуть аварийный отсек (помещение). Борьбу за живучесть обязан вести весь экипаж корабля, включая и лиц, временно находящихся на корабле"
(Корабельный устав ВМФ Российской Федерации. Статья 353)

Во Владивостоке сегодня горел большой противолодочный корабль (БПК) "Маршал Шапошников". Знаменитый в основном тем, что его экипаж расстрелял пленных сомалийских пиратов (я, конечно, не говорю, что это были те же самые люди, что сейчас. С тех пор экипаж наверняка поменялся).

Однако реально удивили слова:
"Во Владивостоке начался пожар на большом противолодочном корабле «Маршал Шапошников», команда покинула судно "
www.rbc.ru/society/16/02/2018/5a863d509a 7947e3e2f552cf
"В 10:30 вывели 106 человек экипажа" - гордо сообщают из МЧС.

Эээ? Если команда покинула судно, то это может означать только одно из двух:
1. Корабль пришёл в такое состояние, когда утрачены все возможности его спасти. Т.е. корабль можно считать погибшим.
2. В данном флоте команда трусливо сбегает ("эвакуируется") с горящего корабля. Вопреки положению собственного Устава, который как известно является законом для каждого военнослужащего, и каковой Устав недвусмысленно гласит, что "Борьбу за живучесть обязан вести весь экипаж корабля " (ст.353 КУ ВМФ РФ). А не гражданские пожарники МЧС.

Кадры из видео неопровержимо свидетельствуют, что правильный - 2-й вариант. Корабль далеко не погиб, толпа "моряков" с ПДА* на боку глазеет на то, как горит родной корабль:

О Аллах! И в этой стране нам рассказывают про героев Великой и Отечественной войны. Они обещают повторить... Это вы с кем будете поторять? С вот этим вот флотом, и с точно такой же армией?

А между тем. Глава ВМФ из России заявил о задаче наращивать присутствие в Мировом океане.

www.rbc.ru/politics/16/02/2018/5a86174d9 a7947cde184e1f2

И что же в РФ подразумевают под присутствием в Мировом океане?
В советское время под таким "присутствием" подразумевалось, что силы флота, действуя в Мировом океане оказывают какое-то влияние на мировую политику, демонстрируют силу, защищают наши интересы, могут осуществлять "проекцию силы", как это модно сейчас называть на Западе, а при необходимости - вступить в бой и, по крайней мере, если и погибнуть, то не сразу.

Очевидно, что в настоящее время флот из России не может выполнять таких задач. В первую очередь количественно. Но, глядя на то, что мы видели выше, становится понятно, что и по своим морально-психологическим установкам российские моряки не готовы к выполнению реальных боевых задач.

Так что же подразумевается в РФ под "наращиванием присутствия в Океане"? Очевидно, в буквальном смысле - присутствие отдельных российских кораблей в различных океанах. Естественно, пользуясь международным правом свободы мореплавания (которое отстояли для нас США и Великобритания) корабли из России могут в мирное время находится в любом океане. А российская пропаганда будет рассказывать, что "наш флот присутствует в Мировом океане". А адмиралы будут получать заплаты и премии. А вот толку от этого "присутствия" - ноль.

*ПДА -портативный дыхательный аппарат.


Устав, Главнокомандующий Военно-Морским Флотом, Корабельный устав Военно-Морского Флота, от 1.9.2001 г., № 350

Спасательные устройства
· корабельные устройства, предназначенные для проведения спасательных работ.
Спасательные средства - корабельные средства и имущество, используемые для спасания людей и оказания помощи аварийному кораблю, а также средства информации об аварии.
Спасательные устройства и средства должны быть всегда исправны и готовы к действию, находиться в установленных местах и использоваться только по прямому назначению. Весь личный состав, включая лиц, временно находящихся на корабле, должен быть, расписан по коллективным спасательным средствам.
352. Точное соблюдение требований настоящего Устава и Руководства по борьбе за живучесть корабля является обязанностью каждого военнослужащего, неуклонно выполняемой им при всех обстоятельствах плавания или стоянки корабля.
Командиры (начальники) должны:
обучать своих подчиненных приемам борьбы за непотопляемость, с пожарами, опасными концентрациями газов (вредных веществ), живучесть оружия и технических средств, предотвращения взрывов;
показывать пример соблюдения правил обеспечения живучести и безопасности и не оставлять без воздействия ни одного случая нарушений этих требований подчиненными;
принимать строгие и действенные меры для обеспечения непотопляемости, электро- и взрывопожаробезопасности, ядерной и радиационной безопасности (для кораблей с ЯЭУ), других видов безопасности, а также безопасной эксплуатации оружия и технических средств.
Каждый член экипажа несет ответственность за нарушение правил и мероприятий, обеспечивающих живучесть корабля.
353. Первый обнаруживший поступление забортной воды, взрыв, возникновение пожара, появление дыма или пара, аварийное состояние боеприпаса, повышенную концентрацию взрывоопасных и токсичных газов (вредных веществ), обязан объявить аварийную тревогу голосом в отсеке (помещении). Любым видом связи он должен немедленно доложить о месте и характере аварии на ГКП или дежурному по кораблю (вахтенному офицеру), а если это невозможно - в смежный отсек (помещение), и принять меры к ликвидации аварии (повреждения).
Последующие доклады о ходе борьбы за живучесть должны идти без запросов или напоминаний со стороны начальников. Дежурный по кораблю (вахтенный офицер) получив доклад об аварии, одновременно с подачей звонком сигнала аварийной тревоги обязан объявить аварийную тревогу голосом по корабельной трансляции с указанием места и характера аварии (повреждения).
Никто не имеет право самостоятельно покинуть аварийный отсек (помещение). Борьбу за живучесть обязан вести весь экипаж корабля, включая и лиц, временно находящихся на корабле. Борьбу за живучесть корабля в помещениях, не занятых командными пунктами и боевыми постами, а также на верхней палубе ведут аварийные партии (группы).
354. Корабль всегда должен быть обеспечен полным комплектом исправных средств пожаротушения, водолазного и спасательного имущества, аварийных средств связи, средств индивидуальной защиты, а также индивидуальных и коллективных спасательных средств.