Почему нужно научиться беречь свое время. Папа, научи меня жить (учимся беречь время) Невозможно беречь долгое время он

Берегите свое время!

Не теряй времени – лови свой шанс!

Ричард Брэнсон

Отказ от лишней, бессмысленной работы ради возможности уделять время тому, что имеет для вас большее значение, – это НЕ лень.

Тимоти Феррис

Чем больше вы должны успеть за определенный срок, тем больше времени вам приходится уделять первоочередным задачам.

Брайан Трейси

Да, это действительно так!

Чем больше дел, тем выше эффективность!

Это закон вынужденной эффективности. Наверняка вы и сами замечали: чем больше вы загружены, тем больше действительно важных вещей успеваете сделать за день. Почему? Потому что максимально эффективно используете свои главные ресурсы – мозг и время!

Все знают расхожее выражение: «Время – деньги». Но я бы сформулировала его немного по-другому: «Время – это деньги плюс успех». Ведь успех тоже измеряется временем: тем временем, которое вы потратили на его достижение!

Достичь успеха можно, лишь научившись грамотно управлять своим временем!

Время – самый драгоценный и невосполнимый наш ресурс. И, как и деньги, время можно либо тратить, либо инвестировать. Когда вы впустую тратите время, минутки утекают как песок сквозь пальцы. Но если вы инвестируете время в достижение успеха, приобретение новых знаний, развитие личных взаимоотношений, самосовершенствование – вы получаете свои законные дивиденды!

Всегда помните о великой ценности своего времени!

Не позволяйте себе тратить его попусту, транжирить, тем более убивать. Для начала попробуйте отказаться – хотя бы на неделю, ради эксперимента! – от самых агрессивных «пожирателей времени»: телевидения, Интернета и кроссвордов. Нет, я не призываю вас выбросить на помойку телевизор и компьютер. Но попробуйте соблюдать своеобразную «информационную диету». Например, ограничьте просмотр телепередач до трех часов в неделю, а освободившееся время «инвестируйте» в здоровье (делайте зарядку) или саморазвитие (прочтите интересную развивающую книгу). Отдых тоже может быть интересным и полезным!

Попробуйте применить один из способов «инвестиции» времени , предложенных Аланом Лакейном, одним из лучших в мире специалистов по тайм-менеджменту. Выберите то, что подойдет именно вам, – и вы сами удивитесь, насколько полной, насыщенной и интересной может стать ваша жизнь, если грамотно использовать собственное время!

Чем бы вы в данный момент ни занимались, делайте это с удовольствием!

Постоянно напоминайте себе: «Для дел действительно важных время должно найтись всегда!»

Концентрируйте все усилия на том, что принесет максимальную пользу в долгосрочной перспективе!

Не тратьте свое время, досадуя на неудачи!

Стремитесь к успеху: работайте ради его достижения!

Даже занимаясь мелкими делами, постоянно держите в голове долгосрочные планы!

Заранее разрабатывайте план деятельности на предстоящий месяц таким образом, чтобы он был разнообразным, сбалансированным и предусматривал свободное время для отдыха и «горящих» дел!

Когда завершаете важные дела, позвольте себе расслабиться, наградите себя!

Ежедневно просматривайте список своих стратегических задач, чтобы с их учетом планировать распорядок следующего дня.

Утром определите то, что необходимо сделать в первую очередь, а также составьте распорядок на весь день.

Старайтесь выполнить приоритетные задачи как можно быстрее. Самое важное – прежде всего!

Когда ловите себя на том, что оттягиваете время, вместо того чтобы заняться каким-то важным делом, спросите себя: «Чего именно я пытаюсь избежать?» Получив ответ, постарайтесь завершить неприятное дело как можно скорее.

Доверяйте собственной шкале приоритетов и придерживайтесь ее!

Старайтесь сделать именно то, что наметили, не подменяя одно дело другим.

Выполняйте все, что занесено в список неотложных дел, не пропуская даже самых трудных пунктов.

Все, что можно доверить сделать другим, переложите на их плечи.

Бумажную работу постарайтесь свести к минимуму, а все ненужные бумаги немедленно выбрасывайте.

Цените чужое время и старайтесь не злоупотреблять им.

Почаще спрашивайте себя: «Как в данный момент использовать свое время с максимальной пользой?»

Не пытайтесь сосредоточиться одновременно на нескольких делах.

В работе старайтесь быть скорее находчивым, нежели трудоголиком.

Периодически задавайте себе вопрос: «Произойдет ли что-то страшное, если я не сделаю этого сейчас?» Если ответ отрицательный – не делайте лишней работы!

Начиная новый проект, в первую очередь беритесь за ту его часть, которая сулит наибольшую выгоду или прибыль. Нередко оказывается, что доделывать остальное нет никакой необходимости!

Свой рабочий стол держите в порядке. Для каждой вещи должно быть свое строго определенное место (чтобы не терять времени на поиски).

В рабочее время сводите к минимуму разговоры «ни о чем».

Пусть обед будет легким, чтобы днем не тянуло в сон.

Ищите работу рядом с домом, чтобы больше ходить пешком.

Уберите телевизор из дома (или хотя бы из своей комнаты).

По выходным старайтесь даже не думать о работе.

Используйте «время ожидания» как подарок судьбы: чтобы отдохнуть, составить какие-то планы или сделать то, для чего в других обстоятельствах вы бы времени не нашли.

Время от времени «отключайтесь» полностью и отдыхайте, ничего не делая.

На всякие мелочи и пустяки выделяйте три часа в месяц.

Устанавливайте крайние сроки, как для себя, так и для других!

Устанавливать крайние сроки – очень полезная привычка! Это позволяет сосредоточить внимание на нескольких важных делах и игнорировать несущественные мелочи. В водовороте мелких дел легко захлебнуться! Если в течение дня хвататься то за одно, то за другое – времени будет катастрофически не хватать. И в результате самое главное дело как раз и останется не сделанным! Чтобы избежать цейтнота, напоминайте себе, что нехватка времени – это на самом деле неумение расставлять приоритеты.

Будьте уверены: вам никогда не хватит времени, чтобы сделать все, что вы «должны» сделать! Ответить на все письма, переделать все дела, перечитать все книги, заработать все деньги, сдуть все пылинки… Поэтому всегда помните: нельзя объять необъятное, но можно заняться насущным.

Чтобы определить приоритетные на данный момент сферы, воспользуйтесь ручкой и бумагой. Затем:

1. Напишите на бумаге все пожелания, которые приходят в голову.

2. Теперь начните поэтапно вычеркивать те из них, которые на данный момент не настолько важны или которые вам навязаны.

3. Посмотрите на оставшийся список, выберите из него те пункты, которые позволят вам сейчас почувствовать себя по-настоящему счастливым.

Вы свободны в выборе, что делать в первую очередь, что потом, а что совсем не делать. Пусть главным вашим вопросом станет: «Куда с максимальной пользой я могу инвестировать свое время прямо сейчас?»

Когда вы научитесь вдумчиво планировать свой день, вы будете успевать в несколько раз больше! Если в первую очередь вы будете решать первоочередные задачи, вам чаще будет хватать времени и на то, чтобы разобраться со второстепенными. Парадокс? Но это работает!

Прежде всего отсеките все маловажные задачи, чтобы сэкономить полезное время. Можно действовать и наоборот: выявить несколько наиболее важных задач, от которых максимально зависит успех всего предприятия.

Затем установите себе жесткие сроки: ограничьте рабочее время, запланируйте выполнение важнейших задач за самое короткое время.

Когда времени мало, а сроки поджимают, решению необходимых задач уделяется больше внимания. Это закон: когда чего-то мало, мы больше ценим его!

Итак, учимся правильно инвестировать время: расставляем приоритеты и оперативно решаем самые важные задачи. Это самые необходимые навыки в сегодняшнем высокоскоростном информационном мире! Именно они позволяют в любой момент остановить часы и изменить ход событий собственной жизни.

Время – валюта нового тысячелетия!

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Луна – спутник вашей жизни автора Семенова Анастасия Николаевна

Всякому делу – свое время

Из книги Письма Живого Усопшего автора Баркер Эльза

Из книги Диалог с мастером об истине, добре и красоте автора Раджниш Бхагван Шри

Недавно утром во время дискурса в течение нескольких мгновений я чувствовал, будто мое лицо исчезает. Это было очень приятное ощущение, и в то же время возникло чувство изумления и удивления. Мог бы ты сказать что-нибудь об этом? Исчезало не твое настоящее лицо - то, что

Из книги Путешествие души автора Шереметева Галина Борисовна

Всему свое время После ряда таких воспоминаний я думала о том, как мне надоела западная цивилизация со своими догматами, – хочу на Восток.Буддийский монах хохотал, передразнивая меня, мои привычки и манеру двигаться. Все, что подчеркивало мое западное происхождение,

Из книги 365. Сны, гадания, приметы на каждый день автора Ольшевская Наталья

310. Берегите одежду Потерять часы – к неудаче, потерять предмет одежды – оказаться в центре скандала, потерять что-то съедобное – кто-то устраивает свои дела за ваш счет. Впрочем, ситуацию можно исправить, сказав: «Батюшка-хозяин, забери свое добро, да и злыдней в

Из книги Я выбираю счастливую жизнь! Формулы исполнения сокровенных желаний автора Тихонова – Айыына Снежана

Дети похожи на свое время, а не на своих родителей Очень часто приходится слышать, как на попытки дочери купить себе очередной наряд мама авторитетно заявляет: «Я в твои годы даже и не думала о шубе, я ходила в простеньком, но чистеньком пальто. Самое главное в одежде не то,

Из книги Эниология автора Рогожкин Виктор Юрьевич

Время как субъективная реальность. Время и многомерность Людей всегда интересовало, что, собственно говоря, является временем: просто ли это абстрактная единица измерения, координата или же энергетическая составляющая. Каждый из вас, наверное, сталкивался с

Из книги Весь фэн-шуй из первых рук. Советы китайского мастера автора Жун Цай Ци

Берегите ноги Ноги – это наше второе сердце. Они держат вес нашего тела, проводят ци и кровь, имеют связи с нашими внутренними органами и играют важную роль в человеческой деятельности. Древняя пословица говорит: «Холод исходит от ног», потому что ноги «далеко» от сердца и

Из книги Письма живого усопшего автора Баркер Эльза

Письмо 3 Берегите дверь Вы должны принять некоторые предосторожности, чтобы оградить себя от тех, что теснятся вокруг меня.Вы должны ограждать себя днём и ночью зароком. Ничто не может проникнуть через эту преграду - ничто, чему вы запретите своей душой приближаться к

Из книги Русская книга мёртвых автора Гофман Оксана Робертовна

Часть 3 Время печали Личный миф на тему "Смерть" Экскурс II: Погребальная песня богов - время жить и время умирать Ничто не умирает. Не умирают души людей и явлений. Не думайте, что умерли древние боги. Они живут гораздо ближе к нам, чем мы думаем, они живут в нас самих. Это наши

Из книги Письма живого усопшего, или Послания с того света автора Баркер Элен

Письмо 3. Берегите вход Опасайтесь тех, кто суетится вокруг меня.Вам нужно беречь себя, оградить зароком и не пускать их в свою душу.Не позволяйте теням умерших людей высасывать из вас силы. Защитите себя и не бойтесь их, меня они уже не

Из книги Способ жизни в Эру Водолея автора Васильев Э В

БЕРЕГИТЕ ПОЗВОНОЧНИК Природа удивительно целесообразно приспособила наше тело для движения. Опорно-двигательный аппарат человека - это хорошо сбалансированная система, с одной стороны с громадным запасом прочности, а с другой - с не менее значительным запасом

Из книги Мистические ритмы истории России автора Романов Борис Семёнович

автора Тихонов Евгений

Из книги Слова-лекари. Большая секретная книга славянских знахарей автора Тихонов Евгений

Почему каждому слову-лекарю свое время Еще одна особенность ритуала – время. В некоторых ситуациях вам нужно произносить слова-лекари утром, в других – вечером или в полдень. Это связано с биоритмами человека.Биоритмы свойственны живой материи на всех уровнях – от

Из книги Крайон. Энергии Нового времени. 10 принципов управления судьбой автора Шмидт Тамара

Трудное время – время прозрения Здравствуйте, дорогие! С вами вновь Крайон со своей командой! Мы применяем понятное вам слово «команда», чтобы вы не воспринимали Крайона как единичную личность. Но на самом деле слово «команда» не вполне уместно. Да, Крайон – не личность,

  • Воспитать у учащихся ответственное отношение к своему и чужому времени.
  • Вооружить учащихся рациональными методами учебного труда, расчета своего времени.
  • Оборудование:

    • плакат с названием темы классного часа; стенд "Рабочая минута" (цифры, факты, показывающие цену одной минуты страны, плакаты с высказываниями знаменитых людей, например:
      • "Счастье будущего человечества только в знании" (А. П. Чехов); "Жизнь заключается в вечном усилии- больше познать" (Э. Золя);
      • "Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают" (Н. Е. Введенский, известный физиолог); "Небрежный человек все делает вдвойне" (А. В. Суворов);
      • "Кто не умеет с толком употреблять свое время, тот первым жалуется на его нехватку" (Жан де Лабрюйер);
      • "Нет силы более могучей, чем знание" (А. М. Горький) и др.;
    • стенгазета "Как мы организуем свой учебный труд" с примерными рубриками:
      • "Как сберечь минуту" (итоги хронометража уроков),
      • "Как мы готовим уроки" (итоги рейда по квартирам школьников),
      • "Мой режим дня",
      • "Сотвори себя сам" (о роли самовоспитания, некоторых приемах воспитания воли, развития внимания и т. д.),
      • "Что мы читаем" (анализ читательских формуляров учащихся),
      • "Советы учителей-предметников по вопросам НОТ",
      • "Советы врача",
      • "Прочти эти книги" (рекомендательный список литературы по вопросам самоорганизации) и др.;
    • выставка книг, плакат "Условия разумного труда и отдыха".

    Подготовка классного часа.

    1. Оповестить учащихся о теме классного часа.
    2. Помочь группе ребят подготовить небольшие сообщения по темам: "Мой режим дня", "Как я готовлю домашние задания", "Как я использую каждую минуту урока", "Одна минута моей Родины", "Мое свободное время. Как я его использую", "Как я воспитываю волю", "Как я развиваю память" и др.
    3. Членам учебной комиссии поручить провести хронометраж отдельных уроков, рейды по квартирам школьников.
    4. Библиотечному активу предложить проанализировать читательские формуляры учащихся и оформить выставку книг.
    5. Классной редколлегии поручить подготовить специальный выпуск стенгазеты.
    6. Группе ребят предложить подобрать высказывания знаменитых людей, пословицы, поговорки о роли знаний, о правильной организации труда.
    7. Пригласить на классный час родителей, врача и др.
    8. Предложить школьникам круг вопросов и заданий по теме классного часа:

    Пословицы и поговорки.

    • Порядок бережет время.
    • Наладь порядок - дальше он сам пойдет.
    • Упустишь минуту - потеряешь час.
    • Береги секунду - с нее начинается выигрыш времени.
    • Делу - время, потехе - час.
    • Ученье - свет, а неученье - тьма.
    • Ученье лучше богатства.
    • Корень ученья горек, да плод сладок.
    • Грамоте учиться - всегда пригодится.
    • Без наук - как без рук.
    • Начиная дело, о конце помышляй.

    Почему мы говорим "время - наше богатство"? Проанализируйте свой режим дня: помогает ли он вам рационально расходовать время?

    Проведите хронометраж своего рабочего дня и поищите в нем потерянные минуты.

    Подберите материалы из газет и журналов о НОТ в различных отраслях народного хозяйства.

    Возьмите интервью у родителей, знакомых, друзей о рациональном использовании ими рабочего и свободного времени.

    Примерное содержание классного часа.

    Учитель объявляет тему классного часа, кратко говорит о том, что такое время, почему его надо беречь.

    Время - это счет, которым оценивают учение, труд, добрые дела человека. Ценность времени сейчас значительно возросла, потому что время людей наполнено большими и значительными делами. Счет времени мы ведем часто не на годы, часы, а на минуты.

    Часто драгоценное время теряется из-за неорганизованности, излишней суеты, неумения использовать его рационально. Научиться беречь свое и чужое время надо уже в школе, так как юношеские годы - это не только годы учения, но и время становления личности, подготовки к труду, это период наибольшей гибкости и восприимчивости. Проанализируем: умеем ли мы рассчитывать свое время, правильно чередовать труд и отдых, осознаем ли цену минуты? Попытаемся научиться верно распределять время, научиться учиться.

    Умение ценить каждую минуту особенно важно в наши дни, когда ускоряются темпы жизни, труда, увеличивается объем информации и знаний.

    Учиться учиться - вот в чем важнейшая задача сегодняшнего школьника.

    Народная мудрость гласит: "Если человеку подарить одну рыбу, то он будет сыт один день. Если подарить две рыбы, то он будет сыт два дня. А если научить человека ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь".

    Для того чтобы выработать у себя навыки продуманной работы, необходимо многому научиться (правильно составлять планы, конспекты, работать с книгами, газетами, писать сочинения, правильно говорить и т. д.), серьезно заниматься самовоспитанием (воспитывать волю, внимание, развивать память, воображение и т. п.).

    Рациональному распределению времени способствует периодический хронометраж своего рабочего дня: определить, сколько времени уходит на выполнение домашнего задания, на обед, чтение газет, на разговоры по телефону, на разыскивание нужного учебника, тетради и т. д., сколько времени было потеряно на уроке.

    По окончании рабочего дня необходимо проанализировать, нельзя ли было поступить более рационально, т. е. где и за счет чего можно было сократить потери времени, на что его лучше было бы использовать. Впоследствии эти выводы следует учесть в своей работе.

    Далее предоставляется слово учащимся, которые проводили хронометраж своего дня с подробным анализом. Члены учебной комиссии, проводившие хронометраж работы классного коллектива на уроке, высказывают свои соображения о потере драгоценных минут учащимися класса на занятиях, о резервах времени.

    Мы знаем: время растяжимо,
    Оно зависит от того,
    Какого рода содержимым
    Вы наполняете его.
    Бывают у него застои,
    А иногда оно течет
    Незагруженное, пустое,
    Часов и дней ненужный счет.
    Пусть равномерны промежутки,
    Что разделяют наши сутки,
    Но, положив их на весы,
    Находим долгие минутки
    И очень краткие часы.
    (С.Я. Маршак)

    Что такое время, как оно измеряется? Как называется прибор, с помощью которого мы узнаем время? Зачем людям нужно знать время?

    Стучит,
    Бренчит,
    Вертится,
    Никого не боится,
    Считает свой век,
    А все не человек. (Часы)

    Умеете ли вы определять время? Назовите сколько сейчас времени? Почему так говорят: "Делу - время, потехе - час"?

    Перечислите все единицы времени, которые вы знаете (век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда).

    Бежит стремглав минута.
    Минута коротка,
    Но за минуту можно
    Найти звезду, жука,
    Решение задачи и редкий минерал,
    Который до сих пор ещё
    Никто не открывал.
    (С.Я. Маршак)

    Учащиеся заранее выполняют творческую работу: 1 мин. Что я успел? Приложение1.

    За 1 мин. я прочитал(а) : слов

    За 1 мин. я присел(а) : раз

    За 1 мин. я:

    Дана лишь минута любому из нас,
    Но если минутой кончается час -
    Двенадцатый час, открывающий год,
    Который в другое столетье ведет, -
    Пусть эта минута, как все, коротка,
    Она, пробегая, смыкает века.
    (С.Я. Маршак)

    Можно ли обойтись без измерения времени?

    Приходилось ли вам самим рассчитывать время, чтобы не опоздать в школу?

    Выполните творческую работу по расчету личного времени "Я собираюсь в школу". Заполните таблицу: день недели, начал собираться в школу, готов к уроку. Вычислите, за какое время (в среднем) вы можете собраться и дойти до школы, чтобы не опоздать на уроки.

    Сколько раз пытался я ускорить
    Время, что несло меня вперед,
    Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
    Чтобы слышать, как оно идет.
    (С.Я. Маршак)

    Сколько времени тратят на то, чтобы умыться, убрать за собой, дойти до школы, магазина и т.д.

    Очень эффективная мера борьбы с потерями времени - установление четкого режима дня.

    Классный руководитель предоставляет слово учащимся, которые выработали для себя оптимальный режим дня, с учетом способностей, домашних условий, занятости в музыкальной школе, спортивной секции и т. д. В своих выступлениях ребята рассказывают, как помогает им соблюдение режима дня в учебе, спорте, отдыхе. Члены учебной комиссии докладывают результаты рейда по квартирам школьников, обращают при этом внимание на то, есть ли у одноклассников постоянное рабочее место, где хранятся тетради, учебники, есть ли домашняя библиотека, выполняется ли режим дня, выделено ли специальное время для приготовления уроков, помощи своей семье по дому и т. д.

    Классный руководитель обращает внимание школьников на стенгазету, где помещены разные варианты режима дня, и предлагает им по окончании классного часа выбрать для себя один из наиболее приемлемых.

    Далее учитель отмечает, что четкая организация дела, планирование работы всех видов, особенно тех, которые требуют дополнительных усилий (сочинения, доклады, рефераты и т. д.), позволяют экономить силы и время. Лучше всего записывать свой план работы в блокноте, тетради или личном дневнике.

    Классный руководитель обращает внимание школьников на то, что труд и отдых - верные союзники. Труд создает условия для хорошего отдыха, отдых обеспечивает творческий трудовой подъем. Учащимся предлагается рассказать о том, как они отдыхают.

    Многие из них отдыхают неправильно: читают запоем детективную литературу лежа на кровати, просматривают все подряд передачи по телевизору, ведут бесконечные разговоры с друзьями по телефону и т. д.

    Как же отдыхать по-настоящему? Об этом вы можете узнать, познакомившись подробнее с принципами НОТ.

    Вывешивается плакат "Условия разумного труда и отдыха".. Учитель читает и комментирует. В более подготовленном классе это делают сами учащиеся.

    Условия разумного труда и отдыха.

    • Первое условие отдыха - хорошая работа. Когда вы сделали что-то полезное, остались довольны своим трудом, вы чувствуете потребность в отдыхе, который честно заслужили.
    • Сочетайте труд с отдыхом, переключайтесь с физического труда на умственный или с одного вида учебного труда (математики, физики, химии) на другой (историю, литературу, географию).
    • Начинайте с простого дела или с того учебного предмета, который вам дается легко. Помните, что переход от отдыха к труду требует перестройки всего организма, а для этого необходимо время.
    • Не допускайте переутомления. Это достигается с помощью рациональной организации труда, а именно: при ясном понимании цели труда, точном расчете сил и времени, при строгой дозировке работы, применении рациональных приемов чтения, письма, счета, работы с книгой и т. д.
    • Помните, что одинаково вредно в любой работе как торопиться, так и медленно раскачиваться.
    • В основе отдыха должна лежать активная деятельность - движение, ускоряющее обмен веществ, повышающее жизненный тонус и быстро снижающее усталость.

    Литература.

    1. Бизнес-блокнот 80 листов. - М.: ООО "Хатбер- М". - 2004 г.
    2. Нисимчук А.С. Экономическое образование школьников. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. -127 с.

    Главное преимущество планирования работы состоит в том, что планирование приносит выигрыш во времени.

    При планировании дня следует учитывать правило 60:40, которое гласит, что планом должно быть охвачено не более 60% вашего времени; около 40% должно быть оставлено в качестве резервного времени для незапланированных дел.

    А как лучше планировать затраты времени на выполнение стоящих перед вами задач? Здесь очень важно учесть то обстоятельство, что регулярность повторения у разных дел различна. Следовательно, нужно разделить эти дела на жестко фиксированные и на имеющие интервал времени, допускающий те или иные варианты. Чтобы облегчить себе работу по составлению списка дел и дальнейшей обработке этого списка, можно прибегнуть к табличной форме.

    Итак, список классифицированных дел вы уже составили, фонд времени на день и на неделю - тоже. Как перейти к закреплению дел за конкретными днями и часами? И здесь необходим учет - получение точных данных о затратах времени на то или иное дело. Учет - противодействие неверной информации.

    Учет организуется в двух видах: выборочный учет затрат времени на отдельные дела и сплошной учет всех затрат времени на день, неделю, месяц.

    Если научиться вести учет времени по отдельным делам, можно перейти к более сложному учету. В этом случае на каждый день можно завести специальную карточку учета. Дела в ней записывают в первый столбец. Часы отмечаются по горизонтали. Продолжительность отмечают горизонтальной чертой, соединяющей время начала и конца дела. Надо стремиться к тому, чтобы ни один час не выпал из учета. Поэтому там, где кончается линия одного дела, должна начинаться линия другого. Так как в карточке учета надо было отмечать все затраты времени, то списка дел, который был составлен, уже не хватит. Ведь надо учесть и другие виды затрат времени: на отдых, общение и т.д.

    Существенное значение для планирования личного времени имеет выполнение изложенных ниже правил.

    • 1. ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ЦЕЛЬ. Множество людей попусту тратят свое время и энергию на какое-нибудь дело, в общем-то, из-за того, что отчетливо не представляют себе, что, собственно, они собираются сделать. Не зная точно, к чему они идут, они сбиваются еще на старте, теряют дорогу. Определив с самого начала «пункт назначения», вы достигнете его гораздо быстрее. Это - решающее условие.
    • 2. СОСТАВЬТЕ ПЛАН ОПЕРАЦИИ. Подкрепим этот тезис словами Сенеки: «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра». План заставляет нас добиваться тех или иных событий, а не ожидать, пока они произойдут и мы начнем на них реагировать. В конце рабочего дня составьте список ваших дел на следующий день. Сделайте то же самое и для дома. Список не только гарантирует избавление от забывчивости, но и освобождает от необходимости запоминать мелочи, позволяет заниматься наиболее важными делами - ведь самые бледные чернила лучше самой яркой памяти.
    • 3. СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА ГЛАВНОМ. Запишите на листке в порядке важности самые срочные дела. Назавтра примитесь за дело № 1 и не отступайте от него, пока не закончите. Затем также поступите с делом № 2, затем - с делом № 3 и т.д. Не тревожьтесь, если к концу дня вы разделаетесь только с одним или с двумя номерами, возьмите на вооружение правило «чистой страницы». Оно требует обязательного перенесения на другие дни всего, что не удалось сделать за истекший день.
    • 4. ПРИДУМЫВАЙТЕ СЕБЕ СТИМУЛЫ. Мы лучше делаем то, что нам хочется делать. Отсюда следует, что нужно как-то превратить свои занятия из «надо» в «хочется», и продуктивность повысится почти автоматически.
    • 5. УСТАНОВИТЕ ТВЕРДЫЕ СРОКИ. Один из способов связать себя обязательством - назначить для выполнения определенного задания твердый срок. Но следует помнить, что сроки должны быть реальными и вы обязаны твердо держаться срока.
    • 6. НАУЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ», СОИЗМЕРЯТЬ СВОИ ДЕЛА И ЦЕЛИ. Если вы не научитесь этому, то окажетесь вовлеченными в такие дела, которыми никогда не занялись бы по своей воле.
    • 7. НЕ УВЯЗАЙТЕ В ТЕЛЕФОННЫХ РАЗГОВОРАХ. Телефон во многом экономит время, когда следует получить какие-то данные, сделать заказ, условиться о встрече. Но всегда есть искушение просто поболтать с кем-то по телефону. Прежде чем снять трубку, определите, ради чего вы это делаете и чего конкретно хотите добиться. А затем ведите разговор на деловом уровне.
    • 8. ПРИОБРЕТИТЕ ПРИВЫЧКУ К ЗАПИСНОЙ КНИЖКЕ (ИЛИ ДНЕВНИКУ). Записывайте все предстоящие дела, возникшие мысли, номера телефонов - и вам не придется мучиться, вспоминая какие-то данные. Сберегите время, затрачиваемое на справки, а потому держите в порядке списки требующихся адресов и телефонов. Одним словом, не загружайте память там, где это не нужно.
    • 9. ЛИКВИДИРУЙТЕ ДОСАДНЫЕ ПОМЕХИ. «Добрые друзья», товарищи по работе, любящие поболтать, могут начисто провалить ваши намерения выдержать сроки. Вы можете сохранить их дружбу (и ваш график), тактично дав понять, что вы в цейтноте. Еще одной досадной помехой является многочасовое «зависание» в Интернете: в соцсетях, на всевозможных сайтах и форумах. Выход из положения: включайте Интернет только тогда, когда вы знаете, что конкретно вам надо узнать из обилия сведений, в нем содержащихся.
    • 10. УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ. Вы избежите серьезных ошибок, повторений и переделок, если с первого раза будете стремиться получить исчерпывающие сведения и указания. Если что-нибудь остается неясным, сразу же попросите уточнить.
    • 11. ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ШАБЛОНА. Многие из нас становятся жертвами шаблонного мышления. Попробуйте изменить что-то в своей работе, усовершенствовать ее, воспользуйтесь новинками техники, поинтересуйтесь, как другие экономят время.
    • 12. НЕ УПУСКАЙТЕ ИЗ ВИДУ МЕЛОЧЕЙ. Вы можете избежать небольших, но растрачивающих время задержек, если будете по возможности предупреждать наступление внезапных мелких кризисов.
    • 13. ПРИСТУПАЙТЕ К ДЕЛУ СРАЗУ ЖЕ. Прежде чем приступить к работе, многие люди приводят в порядок свои столы, точат все карандаши, имеющиеся под рукой, выпивают чашечку кофе, а потом удивляются, куда девалось время. Раз вы знаете, что надо делать, беритесь за дело сразу же.
    • 14. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВРЕМЯ ПОЛНОСТЬЮ. Это значит, что время поездок, ожидания, завтрака можно занять такими делами, как планирование своего рабочего дня, обдумывание предстоящих задач, просматривание записок.
    • 15. СЛЕДИТЕ ЗАТЕМ, НА ЧТО ТРАТИТЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. Мы могли бы сберечь многие часы, если бы были чуть разборчивей при выборе телепередач, книг, журналов.
    • 16. МЕНЯЙТЕ РОД ЗАНЯТИЙ. Почти никогда тело не устает все сразу - как правило, устают лишь отдельные группы мышц. Меняя род занятий, вы сможете побороть ощущение усталости и сделать больше.
    • 17. НАЧИНАЙТЕ РАНЬШЕ. Начиная день всего на 15-20 минут раньше того времени, к которому привыкли, вы зададите тон работе на весь день.
    • 18. ЕЖЕДНЕВНО КОНТРОЛИРУЙТЕ ВЫПОЛНЕНИЕ НАМЕЧЕННЫХ ДЕЛ. Сначала подведите итоги того, что сделано за день, а уж потом составьте список дел на очередной день.
    • 19. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПЕРЕНЕСИТЕ НА ДРУГОЙ ДЕНЬ ТО, ЧТО НЕ УСПЕЛИ СДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ.
    • 20. ВОСПИТЫВАЙТЕ УВАЖЕНИЕ К СВОЕМУ ВРЕМЕНИ. Приобретите привычку мысленно давать использованию времени какую-то оценку, и вы станете по-новому относиться к нему. Такой подход поможет вам также судить о том, стоит ли именно вам заниматься теми небольшими делами, которые, может быть, «пробиваются» в ваше рабочее время.

    Тема. Время надо беречь.

    Цели : учить чувству времени, умению использовать его разумно, с пользой для работы, учёбы; развивать познавательный интерес, внимание, активность, культуру труда.

    Задачи:

    • учить быть пунктуальными;
    • формировать навыки здорового образа жизни;
    • показать важность соблюдения режима дня;
    • воспитывать ответственность, обязательность.

    Планируемые результаты.

    Личностные : демонстрируют ценностное отношение к здоровью и режиму дня.

    Метапредметные УУД : регулятивные УУД (контроль, оценка деятельности на классном часе, волевая саморегуляция в игровых ситуаций); коммуникативные УУД (умение взаимодействовать с учителем и сверстниками; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами) познавательные УУД (целеполагание, волевая саморегуляция; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

    Оборудование: пословицы и поговорки о времени; режим дня; проектор, интерактивная доска; презентация; видеоролик; задания для ребят.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент
    1. Мотивация (релаксация)

    Дети, я предлагаю вам отправиться на берег реки позагорать. Вы не против?

    Положите голову на руки, закройте глаза, Наслаждаемся тёплым солнышком; слушаем, как жужжат пчёлы, стрекочут кузнечики. Тебе на ладошку села бабочка. Рассмотри её.

    Потом у неё затрепетали крылышки, чтобы помочь ей взлететь, подуй на неё. Бабочка полетела по своим делам и мы возвращаемся в свой класс, где нас тоже ждут дела.

    3. Вступительное слово учителя.

    Ребята, я прочту вам несколько загадок об одном и том же, а вы попробуйте угадать, что это?

    Что возвратить нельзя?

    Что быстрее мысли?

    Что идёт не двигаясь с места?

    Вчера было, сегодня есть и завтра будет.

    Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его.

    (это время)

    А что нам помогает узнать время? (часы)

    Умеете ли вы определять время?

    А как вы думаете, как правильно надо задать вопрос, чтобы узнать время? («Скажите, пожалуйста, который час?»)

    А теперь вам мой вопрос: Скажите, пожалуйста, который сейчас час?

    Можно ли обойтись без измерения времени?

    4. Определение темы и цели

    Догадались, о чем сегодня будем говорить? (о времени)

    ТЕМА: Время надо беречь!

    Как вы думаете, случайно ли я взяла такую тему для разговора? (нет, часто на уроке нам не хватает время, значит где-то мы теряем драгоценные минутки из-за неорганизованности, излишней суеты, неумения использовать его рационально).

    Какую цель поставим на занятие? (на доске)

    ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬСЯ БЕРЕЧЬ МИНУТКУ (ВРЕМЯ)

    5. Работа по теме

    - В современном мире время очень дорого человеку. Дорого оно и вам, ученикам.

    Как вы думаете почему? (ответы детей) (Важнейшая задача современного школьника – научиться учиться!)

    Мы сказали, что время человеку помогают определить часы. А какие они бывают? (ответы)

    Я предлагаю вашему вниманию просмотр презентации. Ваша задача, внимательно посмотреть и послушать, и назвать те часы, о которых вы не знали или не вспомнили.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    Итак, кто мне расскажет, о каких часах мы не говорили?

    А какие промежутки времени вы знаете? (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век)

    А ЕЩЁ, РЕБЯТА, ЕСТЬ МИГ И МГНОВЕНИЕ……, которые во много раз быстрее секунды.

    Часы говорят о времени и остановить время нельзя, как нельзя его «убивать», т. е. проводить его без пользы.

    Наша задача: выработать у себя чувство времени, научиться использовать разумно каждый час, каждую минуточку.

    Рабочая минута - отрезок времени небольшой, но из минуты складываются часы, сутки, недели, месяцы, годы, века и т. д.

    Послушайте ход часов. (Звук работающих часов, будильник). Работа часов не прекращается ни на секунду, время течёт непрерывно. Приложите ладони к своей груди. Вы чувствуете, как стучит, работает ваше сердце. Оно работает всю жизнь без остановки, оно трудится и гонит кровь, чтобы каждый из нас каждую минуту был готов сделать что-то полезное. Давайте молча посидим минуту. Видите, как длинна минута! А вы знаете,что можно сделать за одну минуту в нашей стране?

    Учитель загадывает загадки и комментирует интересные факты:

    С виду он обычный ящик,

    Но волшебник настоящий,

    Живёт в нём вся вселенная,

    Хоть вещь обыкновенная,

    Сто историй вам расскажет,

    В цирк вас пригласит на час,

    Кинофильмы вам покажет –

    Есть у каждого из вас. (Телевизор)

    За одну минуту заводы выпускают 13 телевизоров.

    Полюбуйся, посмотри!

    Полюс Северный внутри,

    там сверкает снег и лёд,

    там сама зима живёт.

    Навсегда нам эту зиму

    привезли из магазина. (Холодильник)

    Холодильник – помощник человека. Он бережёт продукты, лекарства.

    Каждую минуту в стране выпускается 11 холодильников.

    Хочешь плыть по океанам,

    опускаться в глубину,

    побывать во многих странах

    и домчаться на луну,

    быть отважным следопытом

    в чащах вековых –

    все края

    тебе раскрыты

    на страницах книг.

    Книга печатается так быстро, что счёт надо вести по секундам. Каждую секунду в нашей стране выходит 45 экземпляров книг, а из них 7-8 для вас, ребята.

    Сколько же за минуту для вас выходит книг?Давайте посчитаем:

    7х60=420 книг только для вас, а всего: 45х60=2700.

    2700 книг – это же целая библиотека! – и всё это за 1 минуту!

    Раньше, много лет назад, на 5 человек приходилось всего 2 пары обуви. Двое в обуви ходят, а остальные босиком шлёпают или в лаптях самодельных. Теперь на каждого человека приходится по 3 пары обуви. Выбирай и носи на здоровье. Каждую минуту с конвейеров сходит по 1560 пар обуви. Вот какая минутка!

    А часов? Весёлых будильников, важных стенных часов, маленьких ручных и всех других? Каждую минуту заводы делают 77 штук.

    Если сложить все минутки, получится много новых машин и станков, нефти и руды, света и домов, тканей и игрушек.

    А если бы вдруг на одну минуту стали в стране все заводы и фабрики, то государство потеряло бы 50 миллионов рублей. Вот сколько стоит минута.

    6. Физкультминутка

    Бьют часы на старой башне:

    Тик – так, тик – так.

    А стенные побыстрее:

    Тики – таки, тики – таки.

    А карманные стучат:

    Тик – так, тик – так, тик –так.

    7.Практическая часть

    А что же мы успеваем сделать за минуту?

    Сейчас мы проведём небольшое соревнование, в котором примут участие и ваши родители.

    Каждый участник за 1 минуту должен выполнить своё задание.

    А по истечению времени каждый расскажет, с какой он справился работой: «За 1 минуту я…»

    ТАЙМЕР ВКЛЮЧИТЬ

    1.чтение (количество слов в минуту),

    2. решение примеров (записывают только ответы),

    3.смена школьной формы на спортивную,

    4.познакомиться с пословицами о времени, постараться их запомнить,

    6. реши задачи,

    7.приседать,

    8.вспомнить и записать словарные слова,

    9.составить предложение о весне и записать его красиво,

    10.нарисовать рисунок…

    ПРОВЕРКА

    8. Работа по теме

    ДА! А ведь, сколько минут в пустую, тратится иногда на наших уроках! Их ведь так мало, всего 40 минут. Отвлечешься, поговоришь с соседом, вот минута и убежала. Не приготовился к уроку вовремя – минутка ушла.

    Чтение стихотворения С. Баруздина

    Часы ведут секундам счёт,

    Ведут минутам счёт.

    Часы того не подведут,

    Кто время бережёт.

    За часом час, за годом год

    Часы всегда идут вперёд.

    Всё надо делать по часам,

    Тогда доволен будешь сам.

    С часами дружба хороша,

    Работай, отдыхай,

    Уроки делай не спеша

    И книг не забывай!

    Чтоб вечером, ложась в кровать,

    Когда наступит срок,

    Ты мог уверенно сказать:

    Хороший был денёк!

    Есть порядок, который помогает правильно распределить свое время и никуда не опаздывать и все успевать. Что это? (Режим дня).

    А для чего нужен нам распорядок дня? (всё делать вовремя: спать, делать уроки, отдыхать…)

    А вы, ребята, соблюдаете режим дня?

    Скажите, а вот вы скоро станете взрослыми людьми, вам по-прежнему нужно будет жить по режиму? А для чего? (Оказывается, строгое соблюдение режима дня позволяет взрослым людям достичь высоких результатов в работе, ну а главное, это, разумеется, нужно для здоровья (Особенно соблюдение режима дня важно для космонавтов, спортсменов, военных и школьников).

    Когда человек становится хозяином времени? (Если человек научится соблюдать режим дня, то время станет подвластным человеку).

    Стихотворение Время убежало.

    Время всё сегодня утекло.

    Может, продырявилось стекло

    У старинных комнатных часов?

    Ничего не видно в тёмной темени.

    Убежало время. Нету времени.

    Не успел я обернуть тетрадь,

    Вместе с мамой комнату убрать,

    Остро отточить карандаши,

    Посмотреть «Спокойной ночи, малыши»

    Книжки все в портфель не уложил

    И в кармане дырку не зашил…

    Что теперь мне делать, как мне быть?

    Где немного времени добыть?

    Как научиться беречь время.

    Время – наше бесценное богатство .

    Время течет только в одном направлении: от прошлого к настоящему, а от него – к будущему. Время нельзя ни остановить, ни повернуть вспять. Вот почему время – бесценный дар, так как ни за какие деньги его нельзя ни купить, ни возвратить потерянные часы и минуты. Время всегда течет с одинаковой скоростью. Однако час, который мы посвятили интересной и плодотворной работе, нам кажется очень коротким. И наоборот, минуты безделья тянутся очень долго

    Мы знаем: время растяжимо.

    Оно зависит оттого,

    Какого рода содержимым

    Вы наполняете его.

    Бывают у него застои,

    А иногда оно течет.

    Ненагруженное, пустое,

    Часов и дней напрасный счет.

    Пусть равномерны промежутки,

    Что разделяют наши сутки,

    Но, положив их на весы,

    Находим долгие минутки

    И очень краткие часы.

    В любом деле у того, кто умеет работать, на работу уходит меньше времени, чем у того, кто не умеет.

    Что же надо делать для экономии своего времени?

    Ваше время – в ваших руках.

    Задумаемся над вопросом: почему за время, проведенное в школе, мы очень многое успеваем сделать, а за такое же количество часов, проведенных дома, успеваем сделать гораздо меньше? Прежде всего потому, что в школе время четко организовано, для чего оно разделено на уроки и перемены. Школьный звонок – вот главный распорядитель школьного времени, и ему все подчиняются: и ученики, и учителя. А дома такого распорядителя нет, и поэтому время течет незаметно, бесконтрольно и порой бесполезно: не успеешь оглянуться, как прошло, пропало 2 – 3 часа.


    Следовательно, надо и дома мысленно давать самому себе звонки. Это поможет выработать у себя очень ценное чувство – чувство времени. Человек, обладающий таким чувством, и не глядя на часы, всегда знает, который час, всегда точно рассчитывает свое время и потому все успевает сделать, никогда не спешит, никуда не опаздывает.

    «Привычка к точному часу–это привычка к точному требованию к себе».(). Всегда есть люди, которые жалуются, что им ни на что не хватает времени. От этой беды можно избавиться только одним способом: установить за ходом времени строжайший контроль. Чтобы научиться экономить время, полезно проводить хронометраж, т. е. в течение нескольких дней точно записывать, на что уходят вне школы часы и минуты. Просмотришь потом эти записи и сразу увидишь, как можно уплотнить свой рабочий день и уменьшить потери времени.

    Соблюдайте режим дня.

    На день надо смотреть, как на маленькую жизнь. Но чтобы эта маленькая жизнь не прошла бесследно, чтобы она была наполнена богатым содержанием, необходим режим дня.

    Невозможно соблюдать режим дня, если он переписан из книжки или у товарища. Режим дня обязательно разработайте сами, учитывая индивидуальные особенности, интересы и увлечения, домашние обязанности. В частности, следует иметь в виду, что по своему жизненному ритму люди подразделяются на «жаворонков» и «сов»: первые наиболее работоспособны в утренние часы, вторые – в вечерние. В режиме дня должно быть предусмотрено время не только для работы, но и для отдыха.

    При разработке своего индивидуального режима дня можно руководствоваться (но не копировать!) следующими примерными рекомендациями:

    Пробуждение 7.00

    Зарядка, туалет 7.00 – 7.30

    Завтрак 7.30 – 7.50

    Дорога в школу 7.50 – 8.20

    Занятия в школе 8.30 – 14.30

    Дорога из школы домой 14.30 – 15.00

    Обед 15.00 – 15.30

    Прогулка на воздухе 15.30 – 17.00

    Выполнение домашних заданий 17.00 – 20.00

    Ужин, свободные занятия 20.00 – 21.00

    Приготовление ко сну 21.30 – 22.00

    Сон 22.00 – 7.00

    Конечно, бывают непредвиденные обстоятельства (болезнь, какое-то срочное дело), заставляющие нарушать режим дня, но такие нарушения рассматриваются как исключения, которые лишь подтверждают общее правило.

    Постоянно контролируйте свою учебную работу на уроках и дома, как бы наблюдая за собой со стороны. Внимательно ли вы слушаете учителя? Не отвлекают ли вас посторонние мысли при чтении учебника? Понимаете ли вы изучаемый материал? Запоминаете ли вы его? Можете ли практически применить полученные знания? И как только заметили, что работаете не так, как нужно, - сразу же принимайте необходимые меры, чтобы ликвидировать «аварийную ситуацию». Особенно полезны такие приемы самоконтроля: проверьте, можете ли составить план рассказа учителя лили параграфа учебника; ответьте на имеющиеся в учебнике вопросы; с помощью обратных действий проверьте правильность решения математической задачи; сами исправьте свои ошибки в письменной работе; сравните свою работу с другой, образцовой работой; попробуйте пересказать самому себе изученный материал или объясните его своему товарищу.

    Великий полководец Суворов говорил: «Небрежный человек все делает вдвойне». Не допускать такой бесполезной двойной затраты сил и времени, небрежности и расхлябанности поможет систематически осуществляемый самоконтроль за своей учебой.

    Сочетайте учебный труд с отдыхом.

    Основа отдыха, который необходим всему человеческому организму, и особенно мозгу, - сон. Нельзя увеличивать свое рабочее время за счет сна, потому что больше потеряешь, чем выиграешь. Но и залеживаться в кровати тоже нельзя. Народная пословица гласит: «Много спать – мало жить». Нормальная же длительность сна для школьников 8 – 9 часов.

    Перерывы для отдыха нужно делать и в течение рабочего дня. В школе для отдыха служат перемены между уроками.

    И в ходе домашней учебной работы тоже нужно устраивать «перемены» примерно каждые 45 минут. Хорошо снимают усталость и микропаузы в 1 – 2 минуты, если в это время проделать несколько гимнастических упражнений. Уменьшить утомление помогает переключение с одного вида работы на другой. Чтобы освежить голову, полезно умыться холодной водой, выйти на несколько минут из дому (даже десятиминутное пребывание на воздухе увеличивает насыщенность крови кислородом на 8%).

    В режиме дня выделяется время и для длительного отдыха. Но отдых – это не безделье. Врачи подсчитали, что после поступления в школу двигательная активность сокращается в два раза. Вот почему так нужны занятия спортом и подвижные игры на свежем воздухе. Отдыхом служит также и занятие любимым делом. Помогает также отдохнуть познание чудесного мира искусства: хорошая музыка, увлекательный кинофильм, чтение художественной литературы и т. д.

    Как выработать внимание.

    Вниманием называется способность человека сосредоточиться на каком-либо деле.

    Насколько развито внимание, судят по нескольким показателям: какое количество объектов может одновременно воспринимать человек; сколько времени внимание может оставаться сосредоточенным на одном и том же объекте; быстро ли происходит переключение внимания с одного объекта на другой; сколько объектов одновременно может держать человек в поле своего внимания.

    Как же выработать у себя это ценное качество – способность быть внимательным?

    Используйте в своей работе все виды внимания.

    Непроизвольным называется внимание, которое возникает само собой, без каких либо усилий со стороны человека.

    Но очень часто в ходе любой деятельности необходимо произвольное внимание, т. е. такое, которое возникает не само собой, а в результате волевого усилия. На уроке нередко бывает, что приходится изучать материал, который не вызывает интереса, но вы понимаете необходимость его изучения и потому заставляете себя быть внимательным.

    Если же вы постепенно заинтересовываетесь содержанием урока, вам уже нет надобности поддерживать свое внимание насильно. Так возникает послепроизвольное внимание.

    Сосредоточьтесь на предстоящей работе.

    Чтобы быть внимательным, следует прежде всего внутренне настроиться на предстоящую работу, т. е. осознать ее необходимость и поставить перед собой определенную цель. Например, если приходится перечитывать один и тот же параграф учебника, то для сохранения внимания желательно перед каждым повторным чтением ставить перед собой новую задачу: первый раз читать для общего ознакомления, второй – чтобы выделить основные положения, третий – чтобы закрепить их в памяти.

    Нужно и внешне сосредоточиться на предстоящей работе: сесть ровно за партой и смотреть в лицо учителя, а не в окно; занять место за своим домашним рабочим столом, а не улечься с учебником на диван. Образно говоря, нужно подать самому себе команду: «Смирно!».

    Не позволяй себе отвлекаться от начатой работы.

    Наиболее трудно сохранять свое внимание в начале работы, когда вы в нее еще не втянулись. Для этого требуется проявить немалую силу воли.

    Особенно строго нужно следить за сохранением внимания при чтении книги, которая не вызывает интереса.

    А когда работают не только глаза, но и голос, т. е. когда ученик читает учебник вслух, обманывать и самого себя, и окружающих, становится еще легче. Так как глаза читают, то создается впечатление, что мы работаем, хотя страницы перелистываются без всякого внимания к их содержанию. Вот почему надо постоянно следить, не оторвались ли ваши мысли от книги.

    Сохранить внимание во время учебной работы помогают такие приемы: составление плана изучаемого материала; постановка перед собой вопросов, которые требуют обдумывания; переключение с одного вида учебной работы на другой. Очень полезно пересказывание прочитанного текста.

    Заниматься следует в такой обстановке, чтобы было как можно меньше соблазнов отвлечься от работы. Но нельзя требовать абсолютной тишины. Если есть небольшой шум, приходится немного напрягать внимание, это напряжение полезно, а не вредно, оно помогает сосредоточиться.

    Выработать способность не отвлекаться от начатой работы помогают специальные тренировочные упражнения: например, силой воли заставьте себя внимательно читать книгу, несмотря на то, что в это время идет интересный фильм по телевидению.

    Основа внимания – понимание.

    Внимание вызывает лишь такой изучаемый материал, который понятен. Поэтому надо как можно более глубоко и всесторонне его осмысливать. Можно заставить себя быть внимательным и в том случае, если воспринимаемый материал еще не понятен, но вы настойчиво стараетесь его понять.

    Интерес усиливает внимание.

    Если умеешь решать задачи и потому решаешь их с удовольствием, с интересом – трудно оторваться от этой работы. А если решение задач для тебя мучительное и скучное дело – будешь рад любому поводу, чтобы от него отвлечься. Когда человек увлечен интересной для него работой, его внимание к ней настолько устойчиво, что он как говориться, ничего не видит и ничего не слышит. Поэтому запомните: чем с большим интересом относишься к своей работе, тем более устойчивым будет внимание к ней.

    Память и ее развитие.

    Память - это способность нашего мозга сохранять различные сведения и воспроизводить их.

    Уровень развития памяти характеризуют объем - количество материала, которое способен запомнить человек; точность – способность безошибочно его воспроизвести; долговременность – длительность его сохранения в памяти; оперативность – способность вспомнить его, когда в этом возникает необходимость.

    Многие школьники, объясняя причины своей плохой успеваемости, жалуются на память. Но плохая память им дана не от рождения. Она стала такой потому, что ее недостаточно развивали.

    Можно привести многочисленные примеры, которые свидетельствуют, какого высокого уровня достигает развитие памяти. Утверждают, что великий полководец Александр Македонский знал в лицо всех своих солдат тридцатитысячного войска. Русский академик помнил наизусть таблицу логарифмов, состоящую из 9 тысяч многозначных чисел. Профессор из Германии Геестерман владел 132 иностранными языками . Знаменитый русский шахматист Алехин играл «вслепую» одновременно на 40 досках. Разумеется, такой великолепной памятью обладают лишь немногие. Но память, необходимую для успешной учебы, может развить любой школьник.

    Для этого нужно знать и применять в своей учебной работе несколько основных правил.

    Осознайте, для чего требуется запомнить изучаемый материал.

    Психологи установили, что если двум группам людей дать заучить один и тот же текст, но первой группе предварительно объяснить, для чего данный текст нужно запомнить, то эта группа запомнит текст намного лучше. И чем важнее поставленная цель, тем быстрее и прочнее происходит запоминание.

    Человек обладает кратковременной и долговременной памятью.

    Особенно важна установка на длительное запоминание перед экзаменом, иначе вскоре после него все заученное забудется. О важности такой установки свидетельствует проведенный эксперимент: ученикам предложили запомнить два рассказа, предупредив, что запоминание первого будет проверено на следующий день, а второго – спустя длительное время; через месяц выяснилось, что второй рассказ ученики запомнили намного лучше первого.

    Чем лучше поймете, тем лучше запомните.

    В обычной жизни действует память непроизвольная: мы многое запоминаем без всяких усилий со своей стороны. Но для учебы часто нудна память произвольная, которая действует лишь тогда, когда мы преднамеренно хотим что-то запомнить. Запоминание будет намного лучшим, если мы поняли изучаемый материал, а не механически его зазубрили. Как видим¸ это правило является общим и для запоминания, и для внимания.

    Психологией установлено, что осмысленное запоминание в 25 раз продуктивнее запоминания механического. Но в процессе обучения нередко возникает необходимость и использовать память механическую(например, для заучивания исторических дат).

    Чем больше поработаете с учебным материалом, тем лучше его запомните.

    Если изучаемый материал для понимания и запоминания требуется 2-3 раза перечитать, то каждый раз следует не только перечитывать, но и активно работать с целью его усвоения. Это значит, что надо выделять в изучаемом материале главное, сравнивать его с ранее пройденным материалом, применять полученные знания на практике и т. д. Почти в два раза улучшает запоминание составление плана. Знать текст учебника в большинстве случаев нужно не наизусть, а так, чтобы уметь пересказать его в переработанном виде, т. е. своими словами.

    Чем больше вложено умственного труда, тем прочнее запоминание. А что легко изучается, то легко и забывается.

    Применяйте в учебной работе различные виды памяти.

    В зависимости от содержания запоминаемого материла память бывает двух видов: образная – запоминание того, что мы видим, слышим, ощущаем; смысловая – запоминание мыслей, рассуждений, значений слов и условных знаков (математических, химических и т. д.).

    В зависимости от используемых органов чувств память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную. Обычно встречается комбинированная память: зрительно-слуховая или зрительно-двигательная. Каждому надо знать, какой вид памяти у него лучше развит. Чтобы запоминание было наиболее успешным, нужно сочетать различные виды памяти, например, прочитать, а затем повторить прочитанное вслух.

    Прочнее запоминается то, что вызывает у вас какие-то чувства.

    Закрепляйте в памяти учебный материал как можно скорее.

    Есть мудрая поговорка: «Повторение – мать учения». И чем раньше будет дома повторен материал, изученный на уроке, тем лучше он запомнится. Впервые сутки обычно запоминается 25% материала, а за последующий месяц – всего лишь 16%.

    Не только читайте, но и пересказывайте изучаемый материал.

    После многократного чтения часто возникает впечатление, что запоминание материала достигнуто. Но это впечатление обманчиво. Если же после чтения постараться пересказать прочитанное, происходит его активное припоминание, что и способствует запоминанию. Психологами проведен следующий эксперимент: одной группе учащихся предложили прочитать текст четыре раза подряд; другая группа этот текст два раза читала, и два раза пересказывала; в результате учащиеся первой группы через сутки помнили 30% текста, а учащиеся второй группы – 78%.

    Заучивайте большой текст наизусть не сразу, а с перерывами.

    Ценность этой рекомендации подтвердил такой опыт: чтобы выучить стихотворение сразу, ученику понадобилось повторить его 16 раз; а для заучивания такого же стихотворения в течение четырех дней понадобилось всего 8 повторений.

    Применяйте правило надежности: убедившись, что заучиваемый текст вы уже помните, расскажите его наизусть еще три раза – вот тогда можете быть уверены, что запомнили его надолго.

    Материал, который не требует большой работы для его понимания \(отрывки из художественных произведений, географические названия, исторические даты и т. п.), лучше запоминается, если его повторить перед сном.

    Используйте приемы мнемотехники.

    Мнемотехникой называют такие искусственные приемы, которые облегчают запоминание.

    Если из первых букв стихотворных строк составить и запомнить какое-то слово, нетрудно восстановить в памяти и сами эти строки. Запомнив фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», легко перечислить в нужной последовательности все цвета солнечного спектра. Однако приемы мнемотехники не могут, разумеется, заменить осмысленное запоминание; они играют лишь вспомогательную роль и применяются сравнительно редко.

    Как вести себя на уроке.

    Готовьтесь к каждому уроку.

    Верно подмечено: когда приходишь в класс с выполненными домашними заданиями, от радости хочется петь. А хорошее настроении е перед уроками непременно будет способствовать успешной учебной работе.

    Важна также психологическая подготовка к урокам. Если идешь в школу без страха перед двойкой; если учишься не только потому, что тебя заставляют учиться, а потому, что учеба вызывает у тебя радость познания, то ты будешь идти в школу как на праздник.

    Нужно в школу приходить не перед звонком, а за 15-20 минут до начала первого урока. Попробуйте так сделать, и вы увидите, что в этот день будете чувствовать себя более уверенно и спокойно.

    Конечно, ни перед первым уроком, ни на переменах хорошо выполнить домашнее задание нельзя. Но можно еще раз просмотреть записанный в тетради план или какое-то трудное место в учебнике, проверить правильность решения задачи, обратиться за помощью к товарищу. При этом надо не механически переписать его решение, а попросить объяснить, как следует подобные задачи решать.

    И все необходимое для урока должно быть подготовлено заранее. Если же начнете готовиться к уроку после звонка, сами себе испортите начало учебной работы.

    Мысленно отвечайте вместе с вызванным учеником.

    Надо приучить себя внимательно следить за ходом опроса. Вызванный ученик о чем-то рассказывает, а вы в это время должны не только закреплять в памяти уже известный материал, но и думать, как построили бы свой ответ: какие еще факты включили бы в него, как изменили бы его последовательность, какой сделали бы вывод. Можете даже сами себе отметку поставить (только не завышайте ее! 09. Работая таким образом в ходе проверки знаний, вы будете всегда готовы сделать необходимые исправления и дополнения, ответить на вопросы, которые поставит учитель перед отвечающим учеником или перед всем классом.

    Ценной формой работы является рецензирование ответа вызванного ученика (в устной или письменной форме). Рецензировать ответ товарища надо так, чтобы не обидеть его.

    Как рецензировать ответ ученика на уроке:

    1) излагался ли материал последовательно, по плану?

    2) достаточно ли полным был ответ?

    3) доказательными ли были объяснения?

    4) сделан ли обобщающий вывод?

    5) какие допущены ошибки?

    6) грамотной и выразительной ли была речь ученика?

    В зависимости от учебного предмета в ходе рецензирования обращается внимание и на другие специфические требования: помнит ли ученик теорему, читал ли художественное произведение, умеет ли работать с географической картой и т. п.

    Вас вызвали для ответа…

    Хороший, развернутый ответ – это пусть маленькое, но самостоятельное произведение ученика, и, следовательно, оно всегда порождает чувство творческой радости. Вместе с тем это и самоконтроль, так как, только ответив на поставленный вопрос, можно увидеть результаты своей учебной работы. Именно во время ответа вырабатывается умение четко излагать свои мысли, убедительно доказывать правильность высказываемых суждений, образно описывать рассматриваемые явления.

    Есть такие школьники, которым хорошо отвечать мешает застенчивость. Для преодоления застенчивости полезно дома пересказывать изученный материал перед зеркалом, следя за своей мимикой, жестами, стараясь вести себя спокойно и уверенно. Особое внимание обратите на разработку плана своего ответа: с чего начнете? В какой последовательности раскроете основные вопросы? Как сделаете итоговый вывод? Выходя к доске используйте прием самовнушения: скажите самому себе: «Я спокоен, я уверен, что смогу хорошо ответить», - при этом сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Когда вам задан дополнительный вопрос, то надо не пугаться, а постараться понять, что именно спрашивает учитель, и только затем, подумав, ответить. После того, как учитель поставит вам отметку, сами проанализируйте свой ответ, выявите все его плюсы и минусы. Избавиться от застенчивости вы сможете намного скорее, если будете чаще рассказывать что-либо своим друзьям.

    Важно также правильно относиться к отметкам. Плохо, если ученик безразличен к тройкам и двойкам. Но плохо обстоит дело и тогда, когда хорошая отметка становится главной целью. Цель нужно видеть в самой учебе – в овладении знаниями и умениями.

    Изучение нового материала.

    Необходимо не только внимательно слушать учителя, но и осмысливать то, что он говорит: выделять и запоминать главное, использовать для усвоения нового материала уще имеющиеся знания, вместе с учителем задумываться над причинами изучаемых явлений, сравнивать их с другими явлениями и т. д. Возможность для столь активной умственной деятельности обеспечивается тем, что ученик мыслит во много раз быстрее, чем учитель говорит. Если же излагается описательный материал, то надо привлечь на помощь свое воображение, т. е. зрительно представить себе то, что описывает учитель. Слушая на уроке истории рассказ о какой-либо битве, представьте себе, во что были одеты воины, чем вооружены, как они сражались; при описании на уроке географии пустыни или тайги, постарайтесь вообразить себя путешественником; на уроке литературы мысленно создайте портрет героя изучаемого произведения. Излагаемый учителем материал будет лучше усвоен, если он вызовет у вас какие-то чувства: например, восхищение мужеством, горечь поражения, ненависть к палачам.

    Умение слушать должно быть подкреплено умением самостоятельно составлять план темы урока по ходу ее изложения учителем. Это помогает выделить и усвоить основные вопросы нового материала. Благодаря записи на помощь слуховой памяти приходят и другие ее виды – зрительная, двигательная.

    Активно участвуйте в проводимой на уроке беседе.

    Воспринимайте каждый вопрос учителя так, как будто он ставится не перед всем классом, а лично перед вами. Вдумывайтесь в содержание поставленных вопросов и старайтесь понять связи между ними. Отвечайте на вопрос кратко, но полно и точно. Дополняйте ответы других учеников, исправляйте допущенные ими ошибки. Если по какому-либо вопросу были высказаны различные точки зрения, подумайте, какую из них вы считаете более правильной, и свое мнение обоснуйте.

    Очень ценно, если по ходу беседы вы сообщите какие-то данные, почерпнутые не из учебника, а из других источников – книг, газет, телевизионных передач, интернета и т. д.

    В конце урока внимательно выслушайте домашнее задание и советы учителя. Если возникли какие-то вопросы, то не стесняйтесь задать их учителю или товарищу.

    Умеете ли вы выполнять домашние задания

    Осознайте важность и цели домашней работы.

    Иногда спрашивают: «А нельзя ли учиться в школе без домашних заданий?» Давайте попробуем разобраться в этом вопросе…

    Известно, что на уроках изучаемый материал не может быть в одинаковой степени глубоко и прочно усвоен всеми учениками. Кто-то не понял объяснение учителя, а кто-то все понял, но тут же все и забыл; один ученик хорошо запоминает то, что слышит, а у другого лучше развита зрительная память. На уроках обычно не хватает времени, чтобы выполнить достаточное количество упражнений для выработки того ли иного умения. В большинстве случаев в школе ученик работает под непосредственным руководством учителя, а дома он работает самостоятельно, что особенно способствует формированию навыков, необходимых для самообразования. Важно также, что дома есть возможность почитать дополнительную литературу, решить задачу повышенной трудности, самому проделать заинтересовавший опыт и т. д.

    Вызвать у себя интерес к домашней работе помогает и такой предложенный простой прием самовнушения. Потри руки, как бы предвкушая удовольствие, улыбнись (это самое главное!) и скажи себе: «Мне очень хочется хорошо подготовиться к предстоящим урокам. Буду работать с увлечением, чтобы эта работа стала для меня радостной».

    Ну а как быть, если надо выполнять задания по нелюбимому предмету? Можно ли вызвать желание изучать его? Да, можно. Для этого надо именно этому предмету уделять больше внимания: чем больше ты вложишь сил в его изучение, тем больше будет возрастать твой интерес к нему.

    Бывает и так: не смог вызвать у себя желание сесть за выполнение домашних заданий. Что же делать в этом случае? Тогда остается лишь одно: силой воли «взять себя за шиворот» и усадить за стол. А в процессе работы возникает и интерес к ней. Недаром же говорят: «Аппетит приходит во время еды».

    Важно также осознать цель каждого домашнего задания. Например: усвоить доказательство разъясненной в классе теоремы и практически применить ее для решения соответствующих задач, выяснить предпосылки образования централизованного государства во Франции и т. д. Добиваться достижения поставленных целей – работа гораздо более эффективная, чем принудительное «выучивание уроков».

    Соблюдайте правила учебного труда.

    Самое простое и в тоже время самое трудное правило: приступив к работе, не позволяй себе отвлекаться от нее. А иначе будешь похож на ученика, о котором рассказывает Агния Барто в одном из своих стихотворений:

    Сережа взял свою тетрадь – Он был, конечно, вратарем,

    Решил учить уроки: Пришел домой не скоро.

    Озера начал повторять Часам, примерно, к четырем

    И горы на востоке. Он вспомнил про озера.

    Но тут как раз пришел монтер, (…)

    Сережа начал разговор Но тут Алеша, младший брат,

    О пробках, о проводке. Сломал Сережин самокат.

    Через минуту знал монтер, Пришлось чинить два колеса

    Как надо прыгать с лодки, На этом самокате.

    (…) Он с ним возился полчаса.

    Но вдруг увидел он в окне, И покатался кстати.

    Что двор сухой и чистый, Но вот Сережина тетрадь

    Что дождик кончился давно В десятый раз открыта.

    И вышли футболисты. – Как много стали задавать! -

    Он отложил свою тетрадь – Вдруг он сказал сердито. -

    Озера могут подождать. Сижу над книжкой до сих пор

    И все не выучил озер!

    Начиная домашнюю работу, надо решить, в какой последовательности лучше всего выполнять задания: устные должны чередоваться с письменными; выполнив задание по какому-либо предмету, следует переходить к предмету, менее сходному с предыдущим (например, после математики заняться историей, а после истории – физикой). Тому, кто медленно втягивается в работу, начинать следует с самого легкого задания; если же вам «раскачка» не нужна, сразу беритесь за выполнение задания самого трудного. И конечно, неразумно добросовестно готовиться лишь по тем предметам, по которым вас еще не вызывали: во-первых, ведь не ради отметки надо учиться; во-вторых, учитель может вызвать повторно и вид у вас тогда будет весьма жалкий.

    Нив коем случае нельзя механически заучивать текст заданного на дом параграфа. Помните, что основа запоминания – понимание. Читая параграф, следует выделять главные мысли, вспоминать изученный материал, знание которого требуется для усвоения новой темы; особое внимание следует обращать на объяснение описываемых явлений; вычленять в тексте конкретные примеры. Факты, которые помогают усвоить основное содержание параграфа, но которые нет надобности заучивать. Встретив незнакомое слово, узнайте, что оно означает: найдите объяснение данного термина в уже пройденных параграфах или в справочной литературе , спросите у учителя.

    Если на уроке по изучаемой теме делались какие-то записи, их обязательно надо просмотреть перед чтением соответствующего параграфа учебника – это поможет вспомнить изложение данной темы учителем. Если на уроке план не составлялся. То такой план – устно или письменно - полезно составить дома. Будете помнить план – сможете вспомнить и весь остальной материал.

    Чтобы запомнить текст учебника, нужно не читать его несколько раз подряд, а пересказывать, заглядывая в учебник лишь тогда, когда вспомнить то или иное положение не удается. Изученный на уроке материал лучше запомнится, если он будет закреплен в памяти в тот же день.

    Порой возникает ситуация: бьешься, бьешься над задачей, а решить не можешь. Не

    расстраивайтесь, отложите задачу в сторону и займитесь другой работой. А через некоторое время снова возьмитесь за нее, вам наверняка удастся раскусить этот твердый орешек.

    Используйте все богатство учебника.

    Необходимо чаще обращаться к оглавлению учебника и хорошо запомнить его, так как в оглавлении отражен план изучаемого курса, т. е.план вашей учебной работы по его изучению. Имеющиеся внутри параграфа заголовки тоже представляют собой его план. В тексте параграфа главные положения зачастую выделяются особыми шрифтами: полужирным, курсивом, разрядкой.

    Большую ошибку допускают те ученики, которые не обращают внимания на приводимые в конце учебника вопросы и задания, так как они предназначены для того, чтобы обеспечит более глубокое и прочное усвоение учебного материала. С ними полезно ознакомиться не после до, а до чтения соответствующего параграфа: в этом случае чтение будет более продуктивным, поскольку уже известно, на что именно следует обратить внимание.

    Важной составной частью учебника является иллюстративный материалы, рисунки, схемы, фотоснимки ит. д.

    Каждую иллюстрацию следует внимательно рассмотреть, они дополняют и углубляют знания, полученные при чтении текста, способствуют образному их восприятию.

    Систематически пользуйтесь и приводимым в учебнике справочным материалом: словарями новых терминов, статистическими данными, хронологическими таблицами и др.

    Сами проверьте выполнение домашнего задания.

    На уроке результаты вашей учебной работы проверяет учитель. А дома вы сами себе учитель. Поэтому проверку надо осуществлять самому. Иначе никогда не будете знать: готовы вы или не готовы к предстоящему уроку.

    Самоконтролем занимайтесь не только после окончания работы, но и непосредственно в ходе работы, чтобы сразу же исправлять допускаемые ошибки. Важно не только обнаружить ошибку, но и устранить ее причину. Если часто, скажем, совершаются ошибки из-за незнания какого-либо грамматического правила, то нужно это правило повторить, запомнить. Ценный прием самоконтроля – пересказ изучаемого материала; но, как уже отмечалось, надо стараться пересказывать его своими словами. Порой можно ограничиться восстановлением в памяти лишь плана изучаемой темы. Главная же форма самоконтроля – применение полученных знаний и умений в практике: для решения задач, для выполнения различных учебных упражнений и заданий. Проверять свои знания и умения требуется не только в процессе овладения ими, но и спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность запоминания и восстановить в памяти забытое.

    Общие приемы учебной работы.

    НОТ, т. е научная организация труда, нужна в любом деле, так как только таким путем можно достигнуть наилучших результатов при наименьших затратах времени и усилий. Это относится и к такому важному и сложному труду, как учебный труд.

    Чтобы была обеспечена научная организация труда, прежде всего необходимо овладеть его методами.