История развития техники. Как развивалась вычислительная техника Возникновение техники

Человеку свойственно стремиться к улучшению своей жизни, приспосабливать мир под свои нужды, и техника ему в этом добрый друг, соратник, помощник и, в некотором роде, даже господин. Техника всегда привлекала внимание философов, и это легко объяснить. Дело в том, что деятельность человека технична по своей природе. Выделившись благодаря труду из мира животных, человек, по существу, превратил трудовую деятельность и связанные с нею представления, навыки, способы и средства производства в фундаментальные основания, базис своего бытия.

Техника (от греческого techne – искусство, мастерство) в качестве понятия имеет два смысла. В первом смысле под техникой понимаются орудия и инструменты труда и любые искусственные устройства (артефакты), используемые для преобразования окружающей среды. Во втором смысле понятие «техника» обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности.

В философском анализе деятельности используется, как правило, второй смысл; философия техники, преимущественно, оперирует первым смыслом. Техника – совокупность артефактов, т.е. сделанных искусственно. Понятие «философия техники» появилось в конце 19 века. Самостоятельное направление философии техники развивается в 60-70-е годы 20 века. В этот период техника стала самостоятельной силой, и уже не рассматривалась как составная часть науки.

В настоящее время возникают следующие проблемы, требующие изучения:

1) глобальный характер технологического развития;

2) проблема количественного роста развития;

3) проблема военных катастроф;

4) проблема гуманизации технического роста.

Интерес к исследованию техники, как к философской проблеме, отчетливо проявляется уже у Аристотеля. Новая волна интереса к технике связана с развитием инженерного мышления эпохи Возрождения, а позднее - с бэконианской и картезианской традициями. Рационалистическая философия, особенно в лице просветителей, была склонна видеть в технике и техническом прогрессе решающее средство разрешения всех социальных противоречий и достижение общего благополучия.



Современная человеческая жизнь невозможна без использования самой разнообразной техники. С помощью машин человек обрабатывает землю, добывает нефть, руду, прочие полезные ископаемые, передвигается, производит различные блага, организует свой досуг и т. д. Основным свойством техники является её способность совершать полезную работу и соответственно позволять не совершать эту работу человеку.

В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приёмы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения культуры. В формах и функциях технических средств своеобразно отразились формы воздействия человека на окружающий его мир. Все более возрастающая роль техники в обществе привела к выделению в философии относительно самостоятельной области знания – философии техники. Хотя термин был введен еще в 1877 году немецким мыслителем Э.Каппом в работе «Основания философии техники», статус особой философской дисциплины философия техники приобрела в 60-70 годы ХХ века. Философия техники тесно связана с философией науки, с одной стороны, и философской антропологией, с другой.

Этапы развития техники

История техники – это объективная предпосылка человеческой деятельности. Есть несколько концепций исторического развития техники. В классическом марксистском видении её история выражена цепочкой последовательных ступеней: ручные орудия, ремесленно-мануфактурный период, машинная техника, автоматизированные системы. Изменения в этой истории обусловлены переносом на техническое устройство тех функций, которые ранее осуществлялись самим действующим человеком. «Естественное» заменяется «искусственным», созданным, расширяя тем самым возможности освоения человеком внешнего мира и глубин собственной жизнедеятельности. Меняется тип связи между человеком и техническими рабочими органами.

Современный мир – это «технизированное» пространство и «технологизированное» время. Исчезни сегодня техника – исчезнет и человек. Мы живем и действуем не в первозданном мире, а в «техносфере».

Привлекательны и актуальны идеи о периодизации развития техники, высказываемые американским философом и социологом Льюисом Мамфордом. Он полагал, что точкой отсчета современной (а не древней) техники можно считать начало второго тысячелетия нашей эры. Опираясь на опыт европейской истории, Л. Мамфорд выделяет три технических эпохи. Первая - «палеотехническая» - имеет в своей основе технологию «воды и дерева». Вторая - «эотехническая» - опирается на комплекс «угля и железа». И, наконец, третья - «неотехничекая» - (ныне длящаяся) использует комплекс «электричества и сплавов». Как видим, в основу периодизации положен используемый в технике основной вид энергии и то «вещество», которое занимает центральное место в создании технических устройств.

Интересную схему этапов технического развития предложил отечественный исследователь Г. Ф. Сунягин. По предложенной им исторической типологии этапы изменения техники заданы определенным типом труда. Древнейшая техника с её «разрушительным» характером (в рамках охоты и собирательства) отражает «присваивающий» способ отношения к природе. Земледельческая практика, утвердившаяся в ходе неолитической революции, выявила моменты конструктивности, собственно технические черты. Однако наиболее полно качественные грани в истории техники обнаружились с появлением машинного производства. По его мнению, выразительную роль в воссоздании «технизированного» воззрения на мир сыграли такие технические новшества позднего европейского средневековья, как часы, стекло и книгопечатание. Часы позволили выйти из природных циклов, из органического времени. Они дали возможность человеку «сгустить» время, подчинить его ритмам собственной деятельности, позволили осознать его необходимость. С тех пор время стало «богатством», а его нехватка – «бедствием». «Не хватает времени» - эта жалоба слышна повсюду и поныне. Стекло привело к осознанию однородности пространства. Произошла его «десакрализация», снятие с него покрывала «священности». Возникли предпосылки для утверждения обычного зрительного опыта как основы видения реальности, помимо символических ассоциаций. Печатный станок изменил всю систему коммуникации, унифицировал знаково-обозначенную реальность. Приведенная типология интересна в том отношении, что она показывает технические новшества как факты, способствующие масштабным изменениям в человеческой ментальности и всей системе общественных отношений от экономик до высших идеологий.

Один их крупнейших физиков ХХ века Макс Борн прибегнул к смелому образу, стремясь показать главные рубежи развития техники. По его мнению, высказанному в книге «Моя жизнь и взгляды», законно считать, что один их решающих фактов истории является тот вид энергии, которым человечество располагает в данный момент. Вся история человечества распадается на два великих периода:

1) от Адама до наших дней;

2) с появлением атомной энергии, отныне и на все будущие времена.

Переход от первого периода ко второму знаменуется окончанием потребления солнечной энергии и также использование чисто земных источников энергии.

Отметим, что все теории периодизации развития техники дополняют друг друга и достойны права на существование.

Этапы развития техники:

· техника – как орудие труда. Орудия труда дополнили функции человеческого организма. В этот период техника не противостоит человеку, но любое новшество воспринимается с радостью.

· техника – это машина. Человек существует как придаток машины. (Включить станок и т.д.) Технизация приводит к конфликту между человеком и машиной.

· техника – как технология.

· технология - совокупность операций, по целенаправленному использованию техники. Человек освобождается от основного производства и является руководителем. Конфликт между человеком и машиной на данном этапе ликвидирован.

"техника" часто употребляется также для совокупной характеристики навыком и приемов, используемых в какой-либо сфере деятельности человека. В технике материализованы знания и опыт , накопленные в процессе развития общества. Основное назначение техники - облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья. Средства техники применяются при создании материальных и культурных ценностей; для получения, передачи и преобразования энергии; исследовании природы и общества; сбора, хранения, обработки и передачи информации; управления производственными процессами; создания материалов с заранее заданными свойствами; передвижения и связи ; бытового и культурного обслуживания; обеспечения обороноспособности. Современная техника характеризуется высокими темпами ее модернизации и автоматизации, унификацией, стандартизацией, интенсивным развитием энергетики, радиоэлектроники, химической технологии, широким использованием автоматики, ЭВМ и др. Достижения современной техники базируются на фундаментальных научных открытиях и исследованиях.

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ТЕХНИКА" в других словарях:

    Техника - получить на Академике рабочий купон на скидку Искусница или выгодно техника купить с бесплатной доставкой на распродаже в Искусница

    техника - техника: Совокупность технических устройств, предназначенных для использования в деятельности человека, общества. [ГОСТ Р 43.0.2 2006, статья А.4 (приложение А)] Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (от греч. искусство, мастерство, умение), система искусств. органов деятельности общества, развивающаяся посредством историч. процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путём познания и… … Философская энциклопедия

    ТЕХНИКА, техники, мн. нет, жен. (греч. technike, букв. искусная). 1. Совокупность приемов и приспособлений, применяемых для получения наибольших результатов при наименьшей затрате человеческого труда. «Техника в период реконструкции решает все.»… … Толковый словарь Ушакова

    техника - и, ж. technique, нем.Technik. <лат. technica ars <гр. искусный. 1. устар. Терминология. Все высказать без пособия искусственного языка, состряпанного на страх умам человеческим в кабинетах ученых народов и служащего им особенным диалектом,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Техника - Техника ♦ Technique Совокупность инструментов (орудий, машин, компью терных программ и т. д.) и навыков, позволяющая добиваться определенных результатов. Слово «техника» происходит от древнегреческого tekhne, которому в латинском языке… … Философский словарь Спонвиля

    - «Техника молодёжи» Обложка номера за декабрь 1990 года Специализация: научно популярный Периодичность: раз в месяц Сокращён … Википедия

    - (греч. technikos, от techne искусство). 1) учение о приложении науки к какому нибудь практическому делу. 2) наука о технических терминах, выражениях. 3) ремесленническая часть в искусстве. 4) внешние приемы какого либо дела, искусства. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    Совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процесса материального производства и удовлетворения непроизводственных потребностей общества. Техника в философском знании совокупность искусственно созданных… … Финансовый словарь

    Технические приёмы, техническое оснащение, аппаратура, оборудование; искусность, сноровка, умелость, мастерство, умение, квалификация, искусство, мастеровитость, высокая квалификация Словарь русских синонимов. техника см. мастерство 2 Словарь… … Словарь синонимов

    Совокупность материальных средств, создаваемых для осуществления процесса производства, обогащающих и облегчающих познание человеком окружающего мира, расширяющие взаимоотношения человека с окружающей средой. (греч. techne – искусство,… … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Техника , Ликсо Вячеслав Владимирович. Если ты внимательно посмотришь вокруг, то поймешь, что людей окружает множество различных машин, механизмов и устройств. Одни из них помогают нам передвигаться быстрее и дальше, другие -…
1

Осуществлена оценка этапов истории становления техники: этапа зарождения технических приспособ-лений; этапа ремесленного становления технических приспособлений; этапа машинной техники; этапа информационно насыщенной техники (автоматизированные системы управления / информационно-технические системы). Понятие техники имеет древнегреческие этимологические корни и получило рас-пространение как в обыденном, так и в научном сознании. Под техникой понимается совокупность ме-ханизмов и машин, созданных человеком на основе научных достижений, предназначенных для осу-ществления различных видов деятельности. Особенности развития техники способствовали появлению шести технологических укладов общества.

технические приспособления

ремесленная техника

машинная техника

информационно-технические системы

технологический уклад.

1. Мэмфорд, Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. – М., 1991.

2. Хайдеггер, М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

3. Аль-Ани, Н.М. Философия техники: очерки истории и теории: учебное пособие. – СПб, 2004.

4. Глазьев, С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. – М., Экономика, 2010.

5. Петров, В.П. Социально-философский анализ особенностей формирования личности со-временной России. – Н.Новгород, ННГАСУ, 2011.

Этимология слова техника имеет древнегреческую историю - τεχνῆτιο (techne) , что определяло на тот момент бытия эллинов самую широкую деятельность человека - от простейшего ремесла до высокого искусства. Предполагается, что это слово появилось во времена Гомера и трактовалось как τέκτων (tekton), имея индоевропейский корень tekp, означающий плотницкое дело, и первоначально использовалось для обозначения искусства мастера строительства - плотника, а затем уже стало употребляться в значении ремесла или искусства в целом.

Аристотель рассматривал это понятие более объемно, придавая ему значение познания. В трактате «Никомахова этика» он обращал внимание на различие и других видов знания, таких как ουράνιος (empeireia: опытное знание) и της επιστήμη (episteme: знание теоретическое). Хотя смысл познания у эллинов был близок смыслу знания, они все же не объединяли их, понимая, что есть вещи, которые еще не получили своего объяснения. Знание в широком смысле слова означало обращение к еще неизвестному. Techne (τεχνῆτιο) представляло ту область знания, которая непосредственно соотносится с человеческой деятельностью, связана с ней, отражает ее результат, то есть порождена мыслью и трудом человека в соответствии с имеющимися потребностями. Это являлось областью технознания . Предметом его выступала сфера создаваемого, т.е. находящегося в процессе становления. Теоретическое же знание было обращено к непосредственно существующему, то есть к уже данному природой или богами и требовало понимания.

Техническое знание представляло собой как бы связующее звено между опытным знанием и знанием теоретическим. В технознании интуитивно соединялись экспериментальные данные и теоретические умозаключения по объяснению происходящего и настоящего.

Особенностью технического знания была его направленность на проектирование, конструирование и производство. Процесс будущего производства в техническом знании состоит из ряда этапов: идеальное моделирование объекта, его проектировку и непосредственную разработку конструкции . Это существенная особенность, которая позволяет видеть в техническом знании средство для осуществления целей, соответствующих реальным потребностям общества и человека.

Сравнивая процессы производства в техническом знании и процессы возникновения в природе, греческие мыслители считали, что они во многом схожи, хотя процесс производства сложнее. В отличие от природы техническое знание посредством техники способно моделировать и совершенствовать то, что им создается в соответствии с возникающими потребностями. Во власти технознания - изменить природные процессы, поэтому техника, с одной стороны, действует аналогично природным процессам, с другой, может изменять окружающий мир в соответствии с возникающими потребностями людей.

Таким образом, в слове техника с момента его вербального использования соединились два аспекта: во-первых , орудия труда, т.е. инструменты, с помощью которых человек осуществляет деятельность, реализуя свои потребности; во-вторых , накопленные знания, навыки, способы работы, необходимые в применении орудий труда, а также используемые для их совершенствования. Хотя слово techne и было впервые употреблено в Элладе, оно не является доказательством того, что технические приспособления зародились именно там. Этот факт подчеркивает особенность развития знаний у эллинов, опирающихся на духовное осмысление явлений действительности. Сама же техника, а точнее первичные орудия хозяйственного применения, относятся к 4-3 тысячелетиям до н.э., то есть ко времени зарождения человеческой цивилизации. Поэтому они еще не могли считаться техникой в сущностном понимании и инженерном применении. Это был только прообраз техники для начального обозначения «человеческого техноделания»: создания орудий труда (скребков, мотыг, топоров, лопат, веретена, колеса), организации первичного производства (в строительстве, земледелии, металлообработке). Это были первые шаги человечества в становлении техники, а позднее в понятийном обосновании.

Техника как существенный элемент культуры общества и развития цивилизации исторически включает четыре этапа своего существования. I. Зарождение технических приспособлений. II. Ремесленное становление технических приспособлений. III. Машинная техника. IV. Информационно насыщенная техника [автоматизированные системы управления / информационно-технические системы (АСУ/ИТС)].

Хронологически первый этап включал всю доисторическую эпоху и длился до зарождения первых древних цивилизаций 4-3 тысячелетий до н.э. В это время формально складывались, а затем постепенно трансформировались первобытно-общинные отношения. Общественно-экономическая формация имела примитивный вид, и деятельность человека ограничивалась его семейно-родовыми потребностями. Применялись примитивные хозяйственные приспособления, необходимые для бытовых нужд. Они зачастую носили случайный характер, потому как не изобретались человеком, а случайно находились им. По мнению испанского философа и публициста Х. Ортеги-и-Гассета, эта техника была «техникой случая». На самом раннем этапе своего существования первобытный человек не понимал значения орудия труда и, естественно, не мог представить, как его изготовить. Он ограничивался лишь тем, что использовал для своих нужд пригодные природные предметы. Например, пустая скорлупа служила ему естественным, заменяющим ладони сосудом для питья (Л. Гейгер, немецкий исследователь). Случайно попавшийся камень или кость животного использовались в качестве примитивного «ножа», «топора» или «молотка». Но и тут «случай» был не для всех, а лишь для наиболее развитых, то есть тех, кто был способен осмысливать увиденное для своих первичных потребностей. И только спустя миллионы лет неоднократная случайность стала превращаться у первобытного человека в тенденцию к осознанному , а позднее к целесообразному применению им природных предметов в качестве хозяйственных приспособлений, давших толчок к их техническому изготовлению и использованию.

Набор технико-хозяйственных средств был ограничен, а операции по их изготовлению были незамысловатыми и передавались из поколения в поколение. Человек еще не осознавал себя субъектом своей деятельности, а, следовательно, и творцом техники. Он «еще не ощущает себя как homo faber», поэтому техника принимается им как часть природы, с которой он пребывает в единстве (Х. Ортега-и-Гассет) .

Темпы развития технических приспособлений в этот период были самыми длительными в истории человечества, так как древний человек создавал приспособления методом «проб и ошибок», случайно наталкивался на нужное решение и только с появлением первых цивилизаций в Египте , Индии, Китае и Месопотамии (государства Ур, Урук, Лагаш в двуречье Тигра и Ефрата) начинает складываться новый этап в развитии технических приспособлений.

Хронологически его можно определить с этапа зарождения первых древних цивилизаций (4-3 тысячелетия до н.э.) до наступления Нового времени (конец XVI - начало XVII вв.).

Технические приспособления в этот период стали существенно отличаться от первобытных, но назвать их техникой было нельзя в силу того, что научные знания только зарождались и применять их на практике люди еще не научились. Правда хозяйственное оборудование становится более разнообразным, а способы его изготовления усложняются, и далеко не каждый человек может сам изготовить необходимое ему приспособление. Более того, само применение усложненных предметов труда потребовало знаний и серьезной подготовки для занятия конкретным ремеслом с изготовлением орудий производства в различных видах хозяйственно-бытовой деятельности.

В силу этих причин постепенно стал зарождаться социальный слой ремесленников, людей, которые соединяли в себе техника и рабочего (Х. Ортега-и-Гассет). Орудия труда у них еще выступали простым дополнением к человеку, который, хоть и являлся «движущей силой» технического процесса (К. Маркс), но отношение «человек - орудие» коренным образом не изменилось со времени первобытно-общинного строя. Это произойдет гораздо позже при машинной технике, с применением которой существенно возрастет производительность труда и качественно изменится технологический процесс.

Суть состояла в том, что ремесло ремесленника как особая форма технической деятельности не основывалось на науке, никаких теоретических расчетов не производилось. Базой выступали традиционные знания и практические навыки поколений. Это означало, что ремеслом можно овладеть только эмпирическим путем, именно поэтому оно оставалось в рамках традиций. Данное обстоятельство наложило естественные ограничения на всю изобретательскую деятельность. Появление новых технических приспособлений было так же, как и раньше, делом большого времени. И хотя темпы технического развития ускорились по сравнению с темпами развития «техники случая», но и они не могли удовлетворять растущие потребности человечества. Только с наступлением эпохи Возрождения, а точнее с началом Нового времени, в Европе технизация приобретает то содержание, которое соответствовало ее форме. Этим содержанием техники выступила наука. Ремесленная техника исторически исчерпала свой потенциал и открыла путь машинной технике.

Хронологические рамки третьего этапа включают несколько столетий: от периода Нового времени до середины XX века.

В основе машинной техники лежала инженерная деятельность, которая как более развитая форма технической деятельности ориентируется на науку, то есть на теоретическое и прикладное естествознание.

В этом общественная сущность того, что машинная техника не могла появиться как альтернатива ремесленной технике в одно с ней историческое время. Не было реальных условий свободному развитию естествознания, а также и инженерной деятельности, которые позднее были вызваны к жизни объективными потребностями в развитии производительных сил. Общество стало осознавать этот факт именно в Новое время вместе с завершением эпохи первоначального накопления капитала и началом эпохи буржуазных революций в странах Западной Европы.

В то же время стоит отметить, что у инженерной деятельности есть своя предыстория. Она закономерно укладывается в хронологические рамки тех эпох, которые предшествовали Новому времени. Этому способствовали обстоятельства и деятельность ряда уникальных представителей рода человеческого, в частности, Архимеда (287-212 до н.э.), Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), Галилео Галилея (1564-1642 гг.), Николая Коперника (1473-1543 гг.), Иоганна Кеплера (1571-1630 гг.), Френсиса Бэкона (1561-1626 гг.), Исаака Ньютона (1643-1727 гг.), Христиана Гюйгенса (1629-1695 гг.). Однако стыковки научного знания и производства еще не происходило, время научно-технических революций было впереди.

Как отмечал М. Хайдеггер, человечеству было еще отведено время для непрерывной эволюции производства и связанного с ней развития теоретического и практического естественнонаучного знания, прежде чем начавшаяся в Англии в 60-х годах XVIII века промышленная революция (охватившая Европу и США) не привела к необходимости формирования отдельных технических наук (например, теоретической механики).

Значительными событиями на этом пути были: изобретение англичанином Джеймсом Уаттом (1736-1819 гг.) паровой машины и универсального теплового двигателя; французом Этьеном Ленуаром (1822-1900 гг.) двигателя внутреннего сгорания; русскими изобретателями, отцом и сыном Черепановыми, паровоза и строительство железной дороги, протяженностью 3,5 км (Черепановы - Ефим Александрович (1774-1842 гг.) и сын его Мирон Ефимович (1803-1849 гг.) были крепостными людьми у заводчиков Демидовых); открытие физических свойств электричества и изобретение электромотора - динамомашины в 1867 году; Яблочковым Павлом Николаевичем (1847-1894 гг.) электрической свечи (1876 г.), в результате которых последовала целая серия мировых электротехнических изобретений, положивших начало четвертому этапу развития техники. Научные открытия сыграли решающую роль в переходе от занятия ремеслом к машинной технике, а затем и к машинному производству.

Переход от мануфактуры к промышленному производству потребовал профессиональной подготовки инженеров. В Париже в 1794 году известный математик и инженер Гаспар Монж (1746-1818 гг.) открыл Политехническую школу, сочетавшую в себе научно-теоретическую и технико-практическую подготовку. Эта система подготовки кадров начала распространяться по Европе и в США. В России также предпринимаются конкретные меры по подготовке технических специалистов. В 1830 году в Москве открывается ремесленное училище, которое в 1868 году было преобразовано в Императорское Московское техническое училище (высшее учебное заведение), с 1917 года - это МВТУ, вуз, крупнейший научно-исследовательский центр машино- и приборостроения. Ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана.

В отличие от ремесленной практики, где человек продолжал оставаться основной движущей силой технического процесса, в машинной технике движущим началом выступает преобразованная в машину сила природы. Машинная техника создала предпосылки перехода к четвертому этапу технического развития общества.

Хронологически четвертый этап - этап информационно насыщенной техники - начинает складываться с середины ХХ века и продолжается по сей день. АСУ/ИТС способствуют совершенствованию проектирования, научного исследования, управления производством и технологическими процессами.

Крупнейшие научные открытия в области атомной физики и квантовой механики, развитие химической физики и электроники (наноэлектроника), технологические разработки (биотехнология, мембранная, вакуумная, лазерная технологии) и применение традиционных и нетрадиционных энергоносителей способствовали появлению новых поколений техники. Творческий научно-технический процесс в среде ученых и специалистов, изобретателей и инженеров в различных сферах человеческой жизни идет параллельно с созданием и использованием новой техники. Работают множественные НИИ, КБ, ОКБ, лаборатории, институты, заводы, предприятия различных видов собственности по созданию новой техники и применению новых технологий в производстве широкого ассортимента продукции.

На смену машинной технике пришло машинное производство, автоматизированные системы управления, информационные технические системы. Электронно-вычислительная техника, компьютеризация производственного и интеллектуального процессов позволили в десятки, сотни и тысячи раз сократить время на разработку и внедрение изделий. Человек в этом процессе представлен на трех уровнях: инженер, программист, технолог.

Проблема исторического становления и развития техники, ее теоретическое видение предметно развивалось в ряде стран и научных школ, в том числе России. К числу западных теоретиков, философов техники относится плеяда немецких мыслителей XIX-XXI веков - Э. Капп, Ф. Дессауэр, Э. Блох, М. Хайдеггер; французский философ и социолог Ж. Эллюль; американские ученые Л. Мэмфорд, Т. Веблен, Д. Белл, А. Тоффлер, Дж. К. Гэлбрейт, У. Ростоу; испанский философ Х. Ортега-и-Гассет. В России к числу мыслителей этого направления принадлежит П.К. Энгельмейер - первый теоретик философии техники, А.А. Богданов. В современной России заслуживают достойной оценки работы В.Г. Горохова, В.М. Розина, Е.А. Шаповалова, весьма актуальной является работа санкт-петербургского философа Н.М. Аль-Ани, идеи которой использованы в статье .

Историческое появление техники обусловило развитие шести технологических укладов, различающихся технологиями производства. Начало было положено промышленной революцией XVIII века в Европе. В первом технологическом укладе (1770-1830 годы) ключевым фактором развития производства стали текстильные машины. Во втором (1830-1880 годы) им был паровой двигатель. В третьем (1880-1930 годы) ведущую роль сыграл электродвигатель, существенно обеспечивший повышение гибкости производства. В четвертом (1930-1970 годы) технико-технологический рывок в промышленности обеспечил двигатель внутреннего сгорания, позволивший перейти к массовому производству различных классов автомобилей, тракторов, самолетов. Пятый технологический уклад (1970-2010 годы) опирался на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии и материалов. Происходило предметное освоение космического пространства, развитие спутниковой связи. Ядро технологического уклада составили электронная промышленность, вычислительная техника, роботостроение, программное обеспечение, телекоммуникации, информационные технологии, оптико-волоконная техника. Шестой технологический уклад развивается на наших глазах с 2010 года. Ключевым фактором выступают нанотехнологии и клеточные технологии. Преимущество шестого технологического уклада, по сравнению с предыдущим, по прогнозу будет состоять в резком снижении энергоёмкости и материалоёмкости производства, в конструировании материалов и организмов с заранее заданными свойствами. Его ядром выступают наноэлектроника, молекулярная и нанофотоника, наноматериалы и наноструктурированные покрытия, нанобиотехнология, наносистемная техника. Обоснование такого подхода было заложено С.Ю. Глазьевым , и можно с достаточной долей оптимизма отметить, что прогнозы российского экономиста вполне реальны, как и выделение им шести технологических укладов. Современная техника - это техника пятого, шестого и даже седьмого поколений, ее функционирование возможно только с применением перспективных технологий. Взаимосвязь техники и технологии дает реальный толчок развитию как промышленного производства, так и общества в целом по всем сферам его жизни: экономической и экологической, управленческой и научной, педагогической и художественной, медицинской и физкультурной, оборонной и общественной безопасности .

Рецензенты:

Кулаков А.А., д.и.н., профессор, зав. кафедрой отечественной истории и культуры ФГБОУ ВПО ННГАСУ, г. Нижний Новгород.

Кожевников В.П., д.и.н., профессор, профессор кафедры философии и политологии ФГБОУ ВПО ННГАСУ, г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Петров В.П. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ: ОСОБЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И СТЕПЕНЬ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12679 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Любое знание, в том числе техникологическое, проходит через определенные этапы. Есть веские основания утверждать, что уже на первых исторических этапах развития человечество реализовывало свои техникологические способности. Об этом свидетельствует содержание табл. 3 .4.

Таблица 3.4. Хронология технических изобретений

Период

Открытия, изобретения разработки

Каменные века (в Средней Европе

до 2200 до н.э.)

Изготовление орудий труда и оружия из камня, использование дерева и кости

Бронзовые века (в Средней Европе 2200- 800 до н.э.)

Обработка меди и олова, выплавка бронзы. Изготовление из металлов орудий труда, оружия, в частности мечей, монет и даже простейших судов

Железные века (в Средней Европе ок. 800 до н.э. - ок. 300 н.э.)

Развитие металлургии, широкое использование железа

Ок. 4000 лет до н.э.

Использование гончарного круга, колеса

Ок. 3500 лет до н.э.

Изобретение солнечных часов в Китае и Египте, строительство египетских пирамид

Ок. 1500 лет до н.э.

Производство стекла в Египте

Ок. 1100 лет до н.э.

Использование в Вавилоне простейших вычислительных устройств - счетов

Ок. 500 лет до н.э.

Использование рычагов, например в Греции

Ок. 250 лет до н.э.

Изобретение Архимедом винта

Ок. 100 лет до н.э.

Изобретение бумаги в Китае

Изобретение Героном Александрийским паровой турбины, автоматических дверей и скорострельного арбалета

Начало алхимических опытов

Изобретение фарфора в Китае

Использование пороха и ракет в Китае

Изобретение водяной мельницы

Изобретение очков

Создание типографии И. Гуттенбергом; изобретение кареты как транспортного средства

Изготовление в Великобритании графитовых карандашей.

Использование ручных прялок в Европе. Изобретение карманных часов в Италии и Германии

Использование железных рельсов в шахтах

Первое производство книги на печатной машине (Ж. Бессон)

Изобретение микроскопа голландцами И. Липперсгеем и З. Янссеном

Изобретение телескопа И. Липперсгеем

Изобретение первой счетной машины немцем В. Шиккардом

Изобретение Г. Галилеем маятниковых часов

Изобретение Т. Севери первого парового двигателя

Изобретение громоотвода Б. Франклином

Изобретение автомобиля с паровым двигателем французом Н.-Ж. Куньо

Значительное усовершенствование парового двигателя Дж. Уаттом

Изобретение Дж. Уаттом копировального пресса

Полет на воздушном шаре братьев Монгольфье

Изобретение паровоза англичанином Р. Тревитиком

М. Фарадей демонстрирует лабораторный электродвигатель

Изобретение бельгийцем Ж. Ленуаром двигателя внутреннего сгорания

Изобретение фонографа и микрофона Т. Эдисоном

Изобретение Т. Эдисоном лампы накаливания

Первый полет на самолете братьев Райт

Создание программируемого универсального компьютера К. Цузе

Испытание США атомной бомбы

Изобретение транзистора У. Шокли, Дж. Бардиным и У. Браттейном

Испытание США водородной бомбы

Запуск атомной электростанции в г. Обнинске (СССР)

Запуск первого искусственного спутника Земли (СССР)

Космический полет Ю. А. Гагарина

Высадка американских астронавтов на Луну

Осуществление управляемого термоядерного синтеза (СССР)

Создание фирмой IBM первого персонального компьютера

Создание Интернета

Создание глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (Россия)

Окончание строительства большого адронного коллайдера на границе Швейцарии и Франции

Изобретение разнообразных наноматериалов, в частности преобразующих радиацию в электричество

Приведенная хронология, разумеется, не является полной, а дает лишь общее представление о развитии техники за четыре тысячи лет. Иногда выделяют некоторые самые актуальные изобретений, например 10 или 100. Такого рода констатации являются довольно сомнительными. Например, в параграфе 1.1 приводился список из 21 группы техникологических наук. Все они исключительно важны, и попытка присвоить одной из них абсолютное первенство приводит к умалению достоинств других групп наук.

История развития техники нуждается в объяснении, т.е. в концептуальном истолковании. Недостаточно всего лишь приводить примеры технических изобретений: все они должны быть осмыслены. На этот счет отсутствуют какие-либо четкие представления, тем не менее можно выделить по крайней мере четыре подхода.

Один из них предложил исследователь первобытной культуры Э. Тейлор. Он выделял эволюционные ряды предметов, скажем, оружия, утвари, инструментов. В контексте данной теории можно перечислить, например, средства передвижения: лодка - повозка - корабль - каравелла - велосипед - карета - автомобиль - мотоцикл - паровоз - пароход - аэростат - аэроплан - турбореактивный самолет - вертолет - космический корабль - орбитальная станция. Метод эволюционных рядов позволяет выделить некоторую регулярность, следовательно, знание приобретает рациональные черты. Однако оно не доводится до уровня науки.

Второй способ интерпретации техники состоит в том, что она понимается как составная часть определенных исторических эпох: древности, Античности, Средневековья, Нового времени, современности (после XIX в.). Но и этот широко распространенный подход не достигает цели. Дело в том, что сначала постулируется существование исторических эпох, а затем уже дается интерпретация техники. Между тем нельзя исключить, что сами эти эпохи должны характеризоваться в соответствии с состоянием техники. Строго говоря, характеристики эпохи, а она по преимуществу является политико-экономической, недостаточно в теоретическом отношении для исчерпывающей характеристики техники.

Третий подход характеризует технику по мере созревания техникологических наук. Например, выделяют четыре стадии развития техники2:

  • 1) от первобытнообщинного строя до начала XVIII в. - донаучный этап;
  • 2) от начала XVIII в. до 1870-х гг. -этап становления технических наук;
  • 3) 1870-е гг. до середины XX в. - классический этап, период, когда технические дисциплины функционируют в качестве сложившихся наук;
  • 4) от середины XX в. до наших дней - неклассический этап, характерной чертой которого является комплексный синтез технического и естественнонаучного знания.

Данный подход также представляется недостаточным, ведь есть такие науки, например ядерная энергетика, которые сформировались во второй половине XX в. Но едва ли правомерно считать, что ядерная энергетика с самого начала своего возникновения была неклассической.

Попытаемся сформулировать четвертый способ интерпретации исторического пути развития техники, который органично следует из теории концептуальных переходов. Мы полагаем, что следует исходить из проблемных и интерпретационных рядов техникологических теорий. Они могут начинаться в далекой древности и простираться до наших дней. Соответственно, самые развитые теории позволяют диагностировать достижения и изъяны своих предшественниц. Очевидное преимущество предлагаемого способа постижения истории техники состоит в том, что в центр внимания поставлены сама техникологическая наука и ее этапы, число которых обычно исчисляется десятками. Что касается технических объектов, то они получают интерпретацию не в составе эволюционных предметных рядов, а в рамках наук. Если известна техникологическая теория, то известны и ее предметные составляющие. Например, выше упоминалась ядерная энергетика. Стоит взять любой курс по этой дисциплине, и тут же обнаружится ряд ядерных реакторов, определяемый, например, тем или иным теплоносителем, который, в частности, может быть водным, щелочным или твердометаллическим.

  • 1. Многовековая история развития техники складывается из многочисленных открытий.
  • 2. Существуют различные способы интерпретации истории развития техники.
  • 3. Ключом к постижению истории развития техники являются проблемный и интерпретационный ряды техникологических теорий.

для сдачи кандидатского экзамена по философии

на тему: Основные этапы развития техники



Введение

Что такое техника

Формирование техники в архаической культуре

Техника в древнем мире

Техника в античном периоде

Развитие техники в Средние века

Наука и инженерия в культуре Нового времени

Современные тенденции развития техники

1. Современная техника и современное общество

2. Техника и социальное развитие общества

Информационные технологии

1. Концепция информационного общества

2. Информатизация общества и Интернет

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ


Философия техники как самостоятельное направление существует уже почти столетие и конструируется не только в названии, но и во множестве текстов и социальных институтов в различных странах мира.

Философия техники - уже установившееся название одного из важных направлений современной философской науки, призванного исследовать наиболее общие закономерности развития техники, инженерной и технической деятельности, проектирования, технических наук, а также место их в человеческой культуре вообще и современном обществе в частности, отношение человека и техники, техники и природы и другие проблемы современной техники и технологии. Она зародилась в середине XIX века в Германии как новая форма философской рефлексии и научно-технического прогресса.

Для первых этапов развития философии техники были характерны два основных направления - технический оптимизм и технический писсимизм. Характерная черта технического оптимизма - идеализация техники, переоценка возможностей её развития: техника рассматривалась как единственный или как первостепенный детерминирующий фактор социального прогресса. Технический писсимизм характеризовался отрицанием, демонизацией и мистификацией техники. Представители этого направления проклинали технику как врага человека и причину всех его бед.

В последнее время наметился более конструктивный подход к обсуждению проблем техники, преодолевающей эти крайности, отвергающей технократические концепции техники. Большое место занимает нравственная и ценностная проблематика.

Задача данного реферата состоит в выявлении основных этапов развития техники начиная с древних времён и заканчивая нашими днями. Для выполнения этой задачи рассмотреть что такое техника. В заключительных главах реферата приведу современные тенденции развития техники для понимания пути развития техники в дальнейшем.

Техника в XX столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования. Всё возрастающая специализация в технике стимулирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. Однако все они - и частные, и общие - концентрируют свое внимание на отдельных видах, или на отдельных аспектах, определенных "срезах" техники. Техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин. Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (в том числе в глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и даже делают её предметом специального исследования, конечно, со своей особой естественнонаучной (например, физической) точки зрения. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов. В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Как правило, однако, историко-технические исследования специализированы по отдельным отраслям или стадиям развития и не захватывают в поле своего анализа вопросы о тенденциях и перспективах развития современной техники.

Каждый здравомыслящий человек укажет на те технические устройства и орудия, которые окружают нас в повседневной жизни - дома или на работе. Специалисты назовут конкретные примеры такого рода устройств из изучаемых или создаваемый ими видов техники. Но все это - лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений. За всем этим лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий. Поэтому Фред Бон придает понятию "техника" предельно широкое значение: "Всякая деятельность и прежде всего всякая профессиональная деятельность нуждается в технических правилах". Он различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства. Это фактически задает границы между "техникой" и "не-техникой", поскольку к сфере техники может быть отнесен именно этот способ действия.

Технические знания воплощаются не только через техническую деятельность в разного рода технических устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках и так далее., поскольку без налаженного механизма продуцирования, накопления и передачи знаний никакое техническое развитие в нашем современном обществе было бы невозможно.

Это отчетливо понимал уже в конце XIX века немецкий инженер Франц Рело, выступивший в 1884 г. в Вене с лекцией "Техника и культура": "Не вещи или изобретения, но сопровождающие их идеи представляют то, что должно вызвать изменения, новшества... У нас пробило себе дорогу сознание, что силы природы при своих действиях подчиняются определенным неизменным законам, законам природы, и никогда, ни при каких обстоятельствах не бывает иначе". Приобщение к технической цивилизации не дается одной лишь покупкой совершенных технических устройств - оно должно прививаться воспитанием, обучением, передачей технических знаний Доказательством этому служит, по мнению Рело, современный ему Китай, "где весь отличный европейский материал приобретенный покупкою, оказывается, по-видимому бесполезным перед правильным нападением..." западных стран. Но это же относится и к промышленной сфере. Как только Китай отошел от традиционной схемы "закупки" на Западе машин и перешел к перестройке всей экономической образовательной и технологической сферы, сразу же наметился отчетливый технический и экономический рост.

Если техника не сводится к натурально воспринимаемым механизмам, машинам и сооружениям, идей, инженерной деятельности, различных социокультурных условий, то и генезис должен сводится к рациональной реконструкции всех перечисленных компонент.

Исходим из того, что одна часть компонент техники (точнее сущность техники) представляет собой различные интеллектуальные образования (знания, идеи, науки), другая часть - это различные виды деятельность (познавательная, практическая, техническая, инженерная, проектировочная), третья - различные социокультурные условия, определившие развитие техники.


Что такое техника


1. Формирование техники в архаической культуре


Древние технологии в архаический период включают в себя: серию подсмотренных и отобранных в практике эффективных операций, обязательно предполагаются магические процедуры, передающиеся в устной форме из поколения к поколению.

Представим себе мироощущение архаического человека. Он убеждён, что все живые существа от богов до растений имеют души, которые могут выходить из своего тела и снова входить в них. Души человека и бога - некая сила, которая может вести себя по-своему, выступать или помощником или вредить - в этом случае в человека может войти болезнь (другая душа - демон), он слаб, ему не везёт в делах. Души могут жить не только в теле человека, но и временно покидать тело (сновидения, обморок) или же покидать своё родное тела навсегда - смерть, когда душа уходит в дом предков, а затем может "вселиться" в тело другого человека, например родившегося ребёнка.

С точки зрения анимистических представлений человек мог влиять на души (людей и богов), именно этой цели служили различные действия, которые мы сейчас называем древней магией и ритуалами. Для анимистического человека это был способ воздействия, основывающийся на естественных причинах: обмене (жертвоприношение), уговоре или запугивании (заклинание), вовлечение души в действие (ритуальная пляска) и т.д.

Рассмотрим понимание своих "технических действий" людьми анимистической культуры. Им не могло прийти в голову, что они могут заставить бога без его желания встать и идти. Другое дело - склонить душу бога (жертвоприношением, заклинанием) действовать в нужном для человека направлении. Сложные технические действия людей служили только для одной цели - заставить богов встать и идти. Когда архаический человек подмечал эффект своего действия (удара камня, действия рычага, режущие или колющие эффекты), он объяснял этот эффект тем, что подобное действие благоприятно воздействует на души. В этом смысле все древние технологии были магическими и сакральными, то есть способами влияния на души тех, кто помогает человеку, или на опасные души - лечение заболеваний, или на души богов, от которых зависела жизнь племени.

Практический эффект и наблюдение в древнем мире нужно понимать анимистически, то есть как возможность, предоставляемую душами, наблюдение, то есть открытия действия эффективного с точки зрения влияния на души.


2. Техника в древнем мире


Этот этап развития древней техники связан с развитием в культурах древних государств специальных знаковых средств - чисел, планов-полей, расчётов площадей, объёмов, элементов тел правильной формы (прямоугольных, треугольных, трапециидальнных полей, пирамид и т.п.), других расчётов (астрономических). Например в древнеегипетской и шумеро-вавилонской культуре наряду с наряду с другими сформировались следующие две практики: восстановление в земледелии полней, границы которых смывались разливами рек, и регулирование (определение начала, конца, перерывов) религиозных служб, полевых и общественных работ. Для восстановления полей использовались числа с чертежами (планы полей), а также простейшие алгоритмы вычисления элементов и площадей; для регулирования служб и работ - числа, числовые матрицы, числовые прогрессии, описывающие реально наблюдаемые "движения" Солнца, Луны, планет и звёзд (первое появление над горизонтом или исчезновение, затмение и т.д.). Со временем все подобные знаковые средства начинают использоваться как модели, то есть с их помощью осуществляют те операции, которые не возможно было бы осуществить с самими объектами (раздел и передел на чертежах полей, определение с помощью числовых матриц и прогрессий ближайших и более отдалённых затмений и т.д.). В древнеегипетской и шумеро-вавилонской культуре действия с подобными знаковыми средствами осмыслялись не как наука и научное знание, а в рамках соответствующего "культурного сценария". Так, вычисление затмений, появление или исчезновение Солнца или Луны, планет, звёзд понималось как описание жизни самих небесных богов.

Числа, чертежи, алгоритмы вычислений использовались и в рамках технической деятельности: при строительстве храмов, дворцов и других архитектурных и хозяйственных сооружений (планы, схемы, расчёты необходимых для строительства материалов, пропорционирование), в караблестроении (схемы, пропорционирование, расчёт объёмов трюма), в некоторых видах ремесленной деятельности. Для этого этапа развития важно отметить две особенности. Числа, чертежи, алгоритмы вычислений ещё не воспринимаются как технические знания (вообще не воспринимаются, как знания). Это - рецепты, а также сакральная мудрость, которыми владеет писец, жрец, царский служащий. Алгебраические и геометрические отношения (знания), с помощью которых мы сегодня записываем шумеро-вавилонские решения математических задач, не имеют с ними ничего общего.

В отличие от модели идеализированный объект - это серия прямых и обратных операций с чертежами и числами, отнесённых уже не к самому объекту практики, а к модели.

На этом этапе "логика" сведений и получение результата проверяются в практике. Следовательно, хотя "конструирование" новых случаев идёт на уровне знаковых средств (моделей и идеализированных объектов), новые конструкции проверяются на объектах практики. Древняя практика понималась магически и сакрально, но иначе, чем в архаической культуре. Она понималась как сакральное действие по восстановлению нарушенного порядка, который был нарушен под действием тех или иных причин (разлив рек и стирание границ участков земли и др.)

Итак сделаем два небольших вывода. Развитие техники существенно определяется семиозисом, то есть сложившимися в культуре знаковыми средствами. Не меньшее значение на формирование техники оказывают формы культурного осознания.


3. Техника в античном периоде


Особая проблема познавательного характера в данный период - объяснить, как возможно создание вещей. Философы каждый день могли наблюдать, как ремесленники и художники создавали свои изделия, однако обычное для простого человека дело было трудной проблемой в плане философского осмысления. Причина этого заключается в том, что античная философия сделала предметом своего анализа сделала прежде всего науку. Античные "начала" и "причины" - это не столько модели действительности, сколько нормы и способы повторения достоверного (научного) знания. Соответственно, весь мир, и в том числе создание вещей, требовалось объяснить сквозь призму знания и науки. Платон говорил, что существуют три скамьи: идея (прообраз) скамьи, созданная самим Богом, копия этой идей (скамья, сотворённая ремесленником) и копия скамьи - скамья, нарисованная живописцем. Если для нашей культуры основная реальность - это скамья созданная ремесленником, то для Платона - идея скамьи. И для остальных античных философов реальные вещи выступали не сами по себе, а виде воплощения "начал" и "причин". Соответственно, ремесленник (художник) не творил вещи (это была прерогатива Бога), а лишь ваял в материале и в своём искусстве то, что было заложено в природе. При этом сама природа понималась иначе, чем в Новое время.

Природа по Аристотелю - это сущность вещей, имеющих начало движения в себе как таковых. Под природой понималась реальность, позволяющая объяснить изменения и движения, происходящие сами собой, а не в силу воздействия человека. Поскольку источником изменений, происходящих сами собой, в конечном счёте мог быть только Бог, природа мыслилась одновременно и как живое, органическое и сакральное целое.

В античности создание вещей (в философском понимании) было связано, с одной стороны, со знанием "начал" и "причин", то есть с наукой, с другой - с естественными (природными) изменениями, как своеобразными потенциальными творениями вещей. Уже Аристотель догадывался, а Архимед практически реализовал замысел "научного ремесла": изделия создаются не только по опыту, сколько исходя из знания их "начал" и "причин". Однако в античной культуре только небольшая группа учёных-техников (Архимед, Евдокс, Архит и др.) практически владела этим научным ремеслом, да и это было чистое искусство; в целом идея соединения науки и техники (искусства) отвергалась как смешение благородных и низких знаний.

Дуло в том, что главную задачу античные философы и учёные видели в обретении через описание подлинного бытия. Занятие философией, следование истине, построение наук - всё это родные способы обретения подлинного бытия. Обычному же человеку был дан мир не подлинный, мир мнений и чувственных восприятий. Именно к неподлинному миру античные философы относили и вещи, и ремесло (технику).

Переход от использования в технике отдельных научных знаний к построению своеобразной античной "технической науки" находим в исследованиях Архимеда.

Элементы технического мышления могут быть прослежены в античной астрономии. Конечная прагматическая ориентация теоретической астрономии не вызывает сомнений (предсказание лунных и солнечных затмений, восхода и захода планет и луны, определение долготы и широты).

Интересен случай использования научных знаний в технике у Архимеда "О плавающих телах". По сути, это - вариант "технической науки до научной техники", однако представленный в форме античной теории, из которой изгнано всякое упоминание об объектах техники (кораблях).

При доказательстве всех своих положений Архимед использует сложные чертежи, изображающие жидкость и погруженные в неё тела. Именно к этим чертежам относятся и математические и физические положения (знания). На чертежах Архимед демонстрирует различные преобразования идеальных объектов - геометрических фигур и тел, а также идеальной жидкости, в которую погружены правильные тела, и переходит от математических идеальных объектов к физическим. Эти геометрические тела в практике кораблестроения используются, как модели разрезов (сечений) кораблей. Собственно говоря, вся теория Архимеда в практическом отношении направлена на выяснение "законов" устойчивости кораблей.

Чем же отличается "техническая" наука Архимеда от современных технических наук классического типа? И там и тут реальное обращение к объектам техники и теоретическое описание закономерностей их строения и функционирования. И там и тут налицо применение для этих целей математического аппарата. И там и тут дело не ограничивается лишь реальными объектами техники, изучаются также случаи, мыслимые лишь теоретически, то есть те, которые конструируются на уровне идеальных объектов, но не выявлены в техническом устройстве. Отличие принципиальное - у Архимеда нет специального языка технической науки (специфических для технической науки схем и понятий). Сцепление разных языков в его работе достигается за счёт чертежей, которые ещё не превратились в специфическое, самостоятельное средство научно-технического мышления.


4. Развитие техники в Средние века


В этот период происходит грандиозный переворот во всех воззрениях. Идея христианского Бога, Бога творца, идея человека, как созданного "по образу и подобию бога", позволили переосмыслить все основные представления, включая понятие науки и научного ремесла.

Природа, по убеждению средневековых мыслителей, - это уже не Бог, как считалось в античности, а творение Бога. На втором плане, однако, сохраняется и античное понимание природы как самоценное начало движения и изменения. Хотя сотворённая богом природа - безусловно, доминирующий смысл в средневековом сознании, этот смысл часто оттеняется именно на фоне античного понимания. Природа, по твёрдому убеждению средневековых философов, не только сотворена Богом, но и предназначена для человека, его пользы и жизни. Таким образом, природа оказывается дистанционной, пока ещё от бога, и наделённой практическим значением для человека. Правда, человек ещё не помышляет сам творить природу, это - прерогатива Бога, но, стоя за его широкой спиной, человек как бы примеривается к этой задаче.

Помимо "сотворённой природы", в средневековой философии формируется также представление о "творящей природе", здесь своеобразно скрещиваются античное понимание природы и средневековое. Сотворив природу, Бог не устранился от неё. Его замысел, воля и энергия постоянно проявляются в каждом акте природной жизни. В связи с этим естественные изменения и связи, наблюдаемые в природе и описываемые в науке, трактуются в средневековой философии и теологии как происходящее в соответствии с "божественными законами" (божественным замыслом, волей, энергией). Хотя постижение этих божественных законов есть тайна и чудо, всё же оно не невозможно, приближенные к Богу смертные и святые могут их узнать.

Другое важное следствие нового понимания природы (как творящей) - формирование представлений о силах и энергиях, скрытых во всех природных явлениях.

Средневековое понимание природы подготавливает в эпоху возрождения формирование замысла уже не научного ремесла, а инженерии. Божественные законы природы, считает ренессансный мыслитель, может познать не только святой, но и обычный человек (учёный). Однако при условии, что он рефлексирует свою деятельность, сверяя её с божественным образом; он же может использовать эти законы для творения нужной человеку "новой природы". В результате подобного понимания начинают сближаться и переосмысливаться законы природы и античные начала (идеи, сущность, формы, причины), познание, рефлексия и технические действия, божественный разум, космос и природа. Однако Возрождение - это, образно говоря, только горн, куда попали для переплавки все перечисленные моменты и смыслы понимания природы, драгоценный же новый сплав получается лишь в трудах философов Нового времени.

Ключевой фигурой здесь является Ф. Бэкон. Именно он делает последний шаг, объявляя природу основным объектом новой науки и трактуя природу полностью с естественной модальности.


5. Наука и инженерия в культуре Нового времени


Замысел новой науки и инженерии, сформировавшийся в эпоху Возрождения, ещё нужно было реализовать практически. Первые образцы такой практической реализации принадлежат Галилею и Гюйгенсу.

Галилей показал, что для использования науки в целях описания естественных процессов природы годятся не любые научные объяснения и знания, а лишь такие, которые, с одной стороны, описывают реальное поведение объектов природы, но, с другой - это описание предполагает проецирование на объект природы научное теории. Теория должна описывать поведение идеальных объектов, но таких, которым соответствуют определённые реальные объекты. Какая же идеализация интересовала Галилея? Та, которая обеспечила владение природными процессами: хорошо их описывала и позволяла ими управлять. Установка Галилея на посторонние теории и одновременно на инженерные приложения заставляет его проецировать на реальные объекты характеристики моделей и теоретических отношений, то есть уподоблять реальный объект идеальному. Однако, поскольку они различны, Галилей расщепляет в знании (прототип мысленного эксперимента) реальный объект на две составляющие: одну - точно соответствующую, подобную идеальному объекту, другую - отличающуюся от него (она рассматривается, как идеальное поведение, искаженное влиянием разных факторов). Затем эта вторая составляющая реального объекта, отличающегося от идеального объекта, элиминируется в эксперименте.

Для инженера всякий объект, относительно которого стоит техническая задача, рассматривается, с одной стороны, как явление природы, подчиняющееся естественным законам, а с другой - как орудие, механизм, машина, сооружение, которое необходимо построить искусственным путём. Сочетание в инженерной деятельности "естественной" и "искусственной" ориентации заставляет инженера опираться и на науку, из которой он черпает знания о естественных процессах, и на существующую технику, где он заимствует знания о материалах, конструкциях, их технических свойствах, способах изготовления и т.д. Совмещая эти два рода занятий, инженер находит те точки природы и практики, в которых, с одной стороны удовлетворяются требования, предъявляемые к одному объекту его употреблением, а с другой - совпадают природные процессы и действия изготовителя. Если инженеру удаётся в такой двухслойной "действительности" выделить непрерывную цепь процессов природы, действующую так, как это необходимо для функционирования создаваемого объекта, а также найти в практике средства для запуска и подержания процессов в такой цепи, то он достигает своей цели.

В XVIII, XIX, XX формируются основные виды деятельности: инженерное изобретательство, конструирование, инженерное проектирование.

Современные тенденции развития техники


. Современная техника и современное общество


Непосредственно обращаясь к отдельным техническим достижениям, трудно и практически невозможно показать качественные изменения техники вообще . Техническая модернизация происходит постоянно, поэтому практически невозможно в течение относительно длительного времени производить неизменяющиеся технические объекты. Это обусловлено не только изменениями, направленными на улучшение их потребительских характеристик, но и постоянным изменением комплектующих изделий и материалов,-изменением технологических процессов, то сеть всех технических условий. Более того, и переход на новую модель как правило, не приводит к качественным изменениям, так как отдельное предприятие только элемент в общей системе производства.


2. Техника и социальное развитие общества


Основные закономерности развития техники детерминируются основными отношениями техники в системе социальной материи и выражаются обусловленностью техники мерой человека и мерой природы, с одной стороны, и влиянием техники на человека и природу, с другой. Таким образом, функционально-морфологические изменения системы технических объектов можно свести к следующим основным взаимообусловленным закономерностям:

Во-первых, тенденция к усилению степени опосредования в отношении человек - природа.

Во-вторых, усложнение и развитие системы вариативных социальных функций техники.

В-третьих, качественное усложнение морфологической структуры системы техники, которое выражается в формировании многоуровневых технических объектов.

В пределах социального этапа развития материи развитие человека, как собственно социального образования, воплощается в развивающейся технике, являющейся искусственным компонентом единого "тела" человека. Функции компенсаторная, организационная, моделирующая и социализирующая являются выражением сущности техники в ее качественной определенности и сохраняются на всем протяжении ее существования, то есть являются инвариантными. Развивающимися, изменяющимися являются функции, общие для человека и техники. Их развитие, усложнение выражается в процессе опредмечивания трудовых функций человека в технике. Исторически этот процесс начинается с опредмечивания орудиями ручного труда функций непосредственной обработки предмета труда. Машины опредмечивают двигательные, энергетические функции человека, а современные автоматы функции управления. В дальнейшем процесс опредмечивания техникой функций человека распространяется практически на все функции человека, то есть все проявления и взаимодействия человека будут опосредованы техникой. Благодаря этому человеческие функции получают возможность развития, то есть происходит усложнение материи.

Усиление опосредования и изменение функций техники воплощается в качественном изменении самой техники. Общая закономерность ее развития выражается в трансформации единичных автономных индивидуальных технических объектов в единую техническую систему, то есть в единый технический объект.

Социальный философ Арнольд Гелен был первым, кто рассмотрел возникновение симбиоза техники, промышленности и политики. Он говорил о "явных судьбоносных процессах", возникающих и протекающих на базе социальных, экономических и политических суперструктур. "Огромные суперструктуры, - говорил он, - порожденные новой цивилизацией, становятся самостоятельными и "отчуждаются" . По словам Гелена, этот комплекс с возрастанием исследований в промышленности и их развитием при- обрел самостоятельность и способность самодвижения, и он незаметно врывается в пространство культуры и общества, вместе взятых. Наряду с политической суперструктурой и ее связью с институтами этот научно-технический комплекс приобрел способность оказывать всеобщее и многостороннее воздействие.

Высококвалифицированный, перспективный инженер все больше отходит от технического производства или от своей основной технической работы, ради которой он, собственно, и получил образование и подготовку; ему приходится посвятить себя задачам управления, ответственности и производительности, что приносит ему более высокий престиж.

Практически во всех процессах совершенствования техники, изменения ее социальных функций заметно одно явление - внедрение средств информационных технологий. Эта тенденция совершенно очевидна, особенно сегодня - в эпоху лавинообразного развития средств телекоммуникаций, повсеместного использования экспертных систем, автоматизированных банков знаний и данных. Для этих процессов справедливы особенности, а именно все более глубокое проникновение техники в "нетехнические" области деятельности человека. Поэтому в следующих главах реферата я рассмотрю две очень интересные, на мой взгляд темы: информатизация жизни общества и развитие биотехнологий.


Информационные технологии


. Концепция информационного общества


Одна из основных особенностей состоит в том, что информация, и особенно знание как ее высшая форма, занимает в нем совершенно особое место. Информация в ее обыденном смысле всегда играла решающую роль в жизни человека. В отличие от высших животных, у которых жизненно важная информация вырабатывается, хранится передается в основном с помощью биофизических структур, человек в своей деятельности регулируется знаниями, т. е. особой небиологической формой информации. По мере усложнения человеческой деятельности объем знаний, требуемых для ее реализации, резко возрастает. С переходом к современной стадии развития, характеризующейся нарастающим темпом технических и технологических инноваций, объем знаний, необходимых для их обоснования, разработки, реализации и распространения, должен расти экспоненциально. Подсчитано, что, для увеличения объема материального производства в два раза необходимо четырехкратное возрастание объема обеспечивающей его информации . В современных условиях отсутствие необходимых знаний может оказаться непреодолимым препятствием социального и научно-технического прогресса. Для преодоления когнитивного дефицита традиционные методы освоения знаний человеком совершенно непригодны.

В этих условиях информация, обеспечивающая жизненно и исторически важные направления деятельности человека, превращается в наиболее ценный продукт и основной товар, суммарная стоимость которого зачастую превосходит суммарную стоимость продуктов материального производства.

Все предшествующие изменения в производстве информации касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения. Это достигалось созданием письменности, книгопечатания и телефона, телеграфа, радио и телевидения и т.д. Однако все эти технологии не касались самого процесса создания, переработки и смысловой трансформации знания.

Информационно-компьютерная революция радикально технологизирует интеллектуальную деятельность с помощью компьютеров и современных средств связи.

Суммируя ранее сказанное можно сформулировать концепцию современного информационного общества .

Общество является информационным, если:

  1. любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любые информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
  2. в обществе производится, функционирует и доступно любому индивиду, группе или организации современная информационная технология, обеспечивающая выполнимость предыдущего пункта;
  3. имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса. Общество в состоянии производить всю необходимую для жизнедеятельности информацию, и прежде всего, научную.
  4. в обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
  5. происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Принятая здесь концепция позволяет теперь ранжировать и установить соотношение между понятиями информатизации, медиатизации, компьютеризации и электронизации всего общества.

Электронизация представляет собой в общем и целом инженерно-технический процесс, состоящий в производстве, конструировании и широком внедрении полупроводников, приборов и других электронных технологий и создании на их основе различных электронных устройств, включая интегральные схемы, микропроцессоры и т. д., применяемые в промышленности, научных исследованиях, бытовых приборах, транспорте и т. д.техника наука инженерия информатизация общество

Компьютеризация как бы надстраивается над электронизацией, создающей различные элементы и компоненты современных компьютеров, качество которых зависит в первую очередь от электронных приборов и устройств, включая устройства для запоминания, интегральные микропроцессорные схемы и т. д.

Информатизация общества - это процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Она представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний. Результатом этого как раз и является возникновение информационного общества, знаменующего радикальные преобразования не только в сфере производственных структур и технологий, но главным образом в сфере социальных и экономических отношений, в культуре духовной жизни и быту.

Эффективность общества, основанного на знаниях, предполагает высокий уровень рациональной организации, взаимопонимания и согласованного гармонического взаимодействия. А это в глобальном масштабе возможно лишь при условии технологизации самой системы человеческого общения, если, конечно, понимать ее не в узком, техницистском, а в широком философском смысле. Поэтому важнейшей составной частью информатизации является медиатизация общества.

Медиатизация представляет собой подпроцесс информатизации, назначение которого состоит в создании и распространении новейших систем коллективной и личной связи, как раз и обеспечивающей в конечном счете доступ любого индивида ко всем источникам информации, ко всем уровням личностного, межличностного и группового общения.


2. Информатизация общества и Интернет


Рассмотрим приведенную концепцию информационного общества А. И. Ракитова с точки зрения развития технической инфраструктуры процесса информатизации. Очевидно, что все составляющие информатизации общества так или иначе связаны с развитием средств микроэлектроники и вычислительной техники. И если с компьютеризацией и электронизацией все понятно, то связь медиатизации и средств вычислительной техники не совсем очевидна. Дело в том, что со времени написания книги в обществе произошли значительные изменения. За последние несколько лет в деятельности человека прочно закрепились средства электронного общения - глобальные компьютерные сети, прежде всего сеть Интернет (в дальнейшем Сеть). Тема Сети сегодня усиленно муссируется в средствах массовой информации, литературе. Попробуем разобраться, какова роль сети в процессе информатизации общества. Рассмотрим все шесть пунктов концепции. Итак,

  1. Сеть позволяет из любой точки планеты посредством телефонных, радио, спутниковых каналов получать доступ к информационным ресурсам, содержащим информацию по самому широкому спектру вопросов, начиная от анекдотов и кулинарных рецептов и заканчивая научной, политической, экономической информацией). Большая часть ресурсов Сети распространяется бесплатно, однако часть информации (в основном коммерческой) предназначена для продажи;
  2. доступ к ресурсам Сети организуется по единым протоколам (стандартам), которые не зависят от местонахождения и средств доступа пользователя (клиента). Эти стандарты весьма динамичны и развиваются с целью обеспечить все более и более широкие возможности Сети, однако это делается не в ущерб универсальности и общедоступности;
  3. в мире существует развитая сеть поставщиков информационных услуг такого рода. Их роль двояка. Первая задача - представить информацию в виде доступном для чтения средствами Сети и разместить ее в информационных хранилищах с возможностью оперативного поиска и обновления. Путем совершенствования технологии удалось получить средства, позволяющие решать эту задачу относительно просто, что открыло путь к единому информационному пространству широкому кругу пользователей: мелким и крупным коммерческим фирмам, научным организациям и простым людям. Вторая задача - обеспечить доступ к Сети как можно большего числа пользователей. Для этого в регионах создаются организации, целью которых является обеспечение доступа абонентов к Сети доступными средствами, например, с использованием телефонных линий. Число таких организаций растет, соответственно растет и число абонентов, потребляющих подобного рода услуги;
  4. Средства Сети на сегодняшний день позволяют не только обеспечить доступ к информационным архивам, но и предоставляют ряд интерактивных услуг, таких как дистанционный заказ товаров и услуг, управление удаленными объектами и т. д. Причем расширение спектра таких услуг является приоритетным в развитии Сети;
  5. использование ресурсов Сети стало источником сдвига в социальных структурах. Благодаря возможностям Сети в жизнь общества активно включились социальные слои, которые ранее были лишены такой возможности. Прежде всего это люди с физическими отклонениями. Интернет стал для них пожалуй единственным средством, посредством которого эти члены общества могут иметь доступ к интересующей их информации, могут, объединившись, влиять на решение важных для них социальных и политических вопросов.

Таким образом, сеть Интернет - это, с одной стороны, продукт развития техники и информационных технологий, с другой стороны, мощный катализатор процесса всеобщей информатизации общества.


Заключение


История становления современного человека связана с усложнением и развитием феномена техники. Далеко не сразу техника достигла своих нынешних высот. В доиндустриальном обществе техника выступала как искусное ремесло. Технические умения передаются от мастера к ученику в рамках ремесленно-цеховой организации. Эти умения, навыки, знания, являющиеся достоянием замкнутого круга лиц, чаще всего не получают высокой общественной оценки. Ситуация изменяется кардинальным образом в Новое время, когда общество в значительной степени начинает функционировать на машинной основе. Место мастера занимает инженер, наиболее компетентный в техническом отношении специалист. В отличие от техника, деятельность которого ограничивается обеспечением нормального функционирования технических устройств, инженер изобретает, использует научные методы, всесторонне развивает техническую парадигму.

Современное общество находится на переломном этапе своего развития. Можно сказать, что мы стоим на пороге новой цивилизации, которая будет принципиально отличаться от всех общественных формаций, которые существовали в истории человечества. Это общество мы назвали информационным. Принципиальное отличие такого образования заключается в том, что на первый план в нем выходит не материальное производство, что было характерно для прошлого человечества, а производство и перераспределение информации в широком смысле. Очевидно, обработка информации (в том числе биологической), станет определяющим фактором развития современной техники и технологий.


Список использованной литературы

  1. Введение в философию техники Горохов В, Рогозин В - М.: 1998
  2. Дахин А. В., Щуров В. А. Апокалипсис технического объекта. - Н. Новгород, 1992.
  3. Лебедев О. Т. Научно-техническая революция и философские проблемы формирования инженерного мышления. М., Высшая школа, 1973.
  4. Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.