Зарубежная школьная форма. Мода за партой: школьная форма разных стран мира

На вопрос кто придумал школьную форму? заданный автором Впросонках лучший ответ это До 1917 года школьная форма (форма гимназистов) была сословным признаком, т. к. учились в гимназии лишь дети богатых родителей. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Мальчикам тогда полагалось носить форму военного фасона, а девочкам - темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.
Школьная форма появилась в 1834 году. Тогда и был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в Российской империи. Но тогда форма была введена лишь для мальчиков. 1896 год - утверждено положение о гимназической форме для девочек. С тех пор её неоднократно изменяли, отменяли и вводили заново.
В 1918 Декрет «О единой школе… » отменил школьную одежду для учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима. В 1949 в СССР была введена единая школьная форма. Мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным передником. В 1962 мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Девочки одевались как прежде.
В1973 появилась новая форма для мальчиков. Это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. В1976 обновилась одежда для учебы для девочек - юбка и жакет из синей полушерстяной ткани. Уже в1988 некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.
1992 год стал годом отмены формы в школах Российской Федерации. С 1999 года отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы.
Школьная форма в других странах
Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австстралии, Сингапуре и Южной Африке.
Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах.
В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой так как ученики могут участвовать в её разработке. Что характерно, даже во времена Третьего Рейха школьники не имели единой формы - они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме Гитлерюгенда (или иных детских общественных организаций) .
В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
Для большинства средних и старших школ Японии обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку - "матросский костюм". К форме обычно даётся, ещё и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.

Школьная форма

Как бы скептически к ней не относились некоторые родители, школьная форма - неотъемлемый атрибут жизни любого ребенка. Форма призвана дисциплинировать, смирять и уравнивать социальную расслоенность, делая акцент на умственные способности, а не на финансовые возможности. Но так ли строги подходы к созданию школьной формы? Попробуем рассмотреть мировые взгляды на внешний вид учеников.

Великобритания

Школьная форма - это мировой феномен, но мало кто знает, что впервые школьная форма появилась в Великобритании, в 16 веке, при правлении Генриха VIII Тюдора, когда возникла необходимость одеть 40 бедных учеников школы при Госпитале Христа - католическом храме, активно занимающимся благотворительностью. Первая школьная форма больше походила на военное обмундирование и представляла собой длинное синее пальто. Этот цвет был выбран не случайно - он символизировал смирение и покорность при обучении.
Постепенно школьную форму начали вводить и в других школах страны, а после 1870 года, она стала законодательно утвержденной.

Изначально были установлены строгие правила ношения школьной формы:

Для мальчиков были придуманы шорты, брюки, серая (или праздничная белая) рубашка, джемпер с традиционным V-образным вырезом, синий блейзер, плащ и черные ботинки.

Для девочек предполагались белая блузка, однотонное платье, передник, гольфы и черные ботинки.

Впоследствии, с 50-60 гг. 20 века строгие рамки были расширены, и форма была несколько упрощена - она стала более свободная и удобная.

Неотъемлемой частью школьной одежды в Соединенном Королевстве является эмблема учебного заведения, которая нашивается на пиджаки, джемперы и платья. Также немалую роль играет цвет школы, который отображается на галстуках учеников и орнаменте используемой ткани, зачастую - это классическая английская клетка.

Верные своим традициям англичане и в форме стараются сохранить весь исторический колорит. Так, ученики школы Госпиталя Христа до сих пор носят форму введенную 500 лет назад и очень гордятся ее старинным происхождением. В целом, престижность заведения сильно влияет на стимул в ношении школьной формы - ученики (а иногда и учителя) с достоинством облачаются в требуемые одеяния. Так, например, в элитной школе Хэрроу, помимо классического серого костюма к форме ученика прилагается соломенная шляпа, а костюм учителя дополнен строгой длинной мантией - символами престижа этого образовательного заведения.

Некоторые школы Великобритании при помощи формы делают акцент на
проблему экологии и целенаправленно указывают сколько пластиковых бутылок ушло на создание пиджака или брюк для их учебного заведения.

Другие школы ориентируются на безопасность своих учеников и при изготовлении школьной одежды используют светоотражатели, увидеть которые на дороге возможно даже ночью.

А вот в женской школе Элизабет Гарретт Андерсон ученицы сами принимают участие в создании школьной формы. Это сделано с целью подчеркнуть идею женской свободы и возможности самой влиять на свою судьбу, а также показать равенство полов, вероисповеданий и расовых принадлежностей.

Япония
В Японии школьная форма появилась относительно недавно - в конце 19 века. Сегодня она представляет собой классический вариант формы с некоторыми условиями и дополнениями. Так, мальчики до 7 класса носят белые рубашки и шорты, а после шорты заменяются брюками. Наряд девочки состоит из матроски, белой блузки, синей юбки, гольфов и шейного платка.

США
Особенность формы в Америке зависит от принадлежности учеников к частным школам или государственным. Последние довольно лояльно относятся ко внешнему виду своих учеников и допускают свободный дресс-код, в то время как частные делают акцент на фирменной одежде с эмблемами и цветами.

Африка
Школьная форма стран Африки поражает многообразием цветов, здесь можно встретить и розовый, и фиолетовый, и желтый вариант школьной одежды. В основном это светлые сарафаны и разноцветные фартуки.

Германия
Интересно отметить отличный от других взгляд немцев на ношение школьной формы. Строгий классический вариант одежды не приветствуется в стране, в связи с ее схожестью с формой гитлер-югенда - подросткового движения в поддержку фашизма, возникшего в 30-е годы 20 века. Дабы избежать болезненного напоминания о прошлом, одежда школьников Германии отличается свободным кроем и спортивным стилем.

Бразилия
В связи с жарким климатом, одежда детей в Бразилии имеет непринужденный характер и больше похожа на спортивную форму, состоящую из яркой футболки, шортов или юбки.

Индия
Существуют любопытные варианты школьной формы. Так, в Индии зачастую девочки облачены в традиционное сари одного цвета, что выглядит очень колоритно и необычно.

Куба
Форма школьников на Кубе сильно напоминает советский вариант одежды пионеров. Это обязательный фартук у девочек и наличие галстука. Даже цвет одежды красный, символизирующий политическую приверженность.

Иран
Религиозный отпечаток несет в себе школьная форма в исламских государствах. Девочки обязаны носить брюки, тунику и головной платок. Сама же форма имеет свободный крой, дабы не подчеркивать особенности фигуры.

Бирма
Интересной отличительной чертой школьной формы Бирмы является наличие в мужском комплекте длинной юбки - традиционной в стране мужской одежды.

Многообразие школьной формы по всему свету еще раз доказывает, что одежда в образовательных учреждениях не обязательно должна быть скучной и безликой, ведь даже классические каноничные наряды можно интересно обыграть, сделать уникальными и добавить свою «изюминку».

Во многих ее бывших колониях форма не была отменена и после получения независимости, например, в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре, Южной Африке.

Форма в Великобритании является частью истории учебного заведения. В каждой школе действует своя форма , к которой прилагается головной убор, галстук, верхняя одежда и даже носки. Каждая престижная школа имеет собственный логотип.

В Германии никогда не было единой школьной формы. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в ее разработке.

Во Франции ситуация похожая, в каждой школе есть своя форма, но единая школьная форма существовала только в 1927-1968 годах.

В 1918 году форма была отменена. После революции о ней не задумывались вплоть до 1949 года , когда для мальчиков ввели гимнастерки со стоячим воротничком, а для девочек - коричневые платья с черным передником.

В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы, а в 1973 году - в костюмы из синей полушерстяной ткани, с эмблемой и алюминиевыми пуговицами. В 1980-х годах мальчикам и девочкам шили пиджаки синего цвета. А в 1992 году школьная форма была отменена, из закона "Об образовании" исключили соответствующую строку.

С 1 сентября 2013 года в российских школах . В некоторых регионах школы будут следовать рекомендациям местных властей, в остальных - устанавливать требования к одежде учащихся сами.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Немногие знают, но первые экземпляры школьной формы появились еще в 15 столетии, с тех пор она торжественно шествует по миру. В большинстве школ развитых стран введена форма, чем объясняется ее популярность?

  • По форме невозможно понять достаток семьи, гендерные или межнациональные отличия;
  • С детства учащимся прививается официальный стиль одежды;
  • Развивается чувство команды и коллективизм;
  • Школьная форма не позволяет развиваться субкультурам и активно демонстрировать свои взгляды.

В каждой стране свои понятия того, какой должна быть форма учащихся. Самые консервативные традиции сохранились в Великобритании, там практически у каждой школы или колледжа имеются свои знаки отличия.

В странах Востока форма только подчеркивает национальные традиции и разительно отличается от европейских аналогов. Яркий тому пример - Малайзия, Оман. Интересно также, что школьники Бутана портфели или сумки не носят вовсе. Письменные принадлежности и учебники они носят в специальных карманах школьной формы.

Форма школьников Австралии и Новой Зеландии максимально проста и удобна. Юбка, шорты, джемпер или рубашка: никаких строгих отутюженных стрелок, пиджаков или воротничка-стоечки: комфорт - прежде всего.

Японские школьники одеваются просто и удобно: складчатые юбки или брюки, рубашки, галстуки.

А вот форма бразильских детей больше напоминает костюм для игры в футбол. Зато удобно.

Форма в России тоже претерпела существенные изменения: в младших классах все чаще можно встретить детей, одетых в однотонные или клетчатые костюмчики, зато старшеклассники не отказывают себе в удовольствии пощеголять в одежде «а-ля СССР».

Нигерия, Конго, Кения - здешняя форма отличается максимально свободным кроем (еще бы, в Африке все таки совершенно другой климат), однако далеко не все учебные заведения поддержали введение универсальной одежды.

Школьники Вьетнама напоминают отдыхающих из Артека (бирюзовый низ в сочетании со светлой рубашкой и контрастным галстуком смотрится весьма колоритно). На Кубе в форме можно угадать общие черты с одеждой из коммунистического прошлого. Кому как, а автору школьники очень напоминают пионеров.

В Колумбии, Сингапуре и еще ряде стран одежда школьников неброская и даже скучноватая.

В Узбекистане решили не придерживаться национального колорита, поэтому форма в школах имеет простой и узнаваемый крой.

В Индии в некоторых школах по прежнему не отменено сари, заменяющее форму, но в большинстве учебных заведений все же ввели более удобную одежду. В Туркменистане на одежде можно увидеть национальные узоры и орнаменты, но покрой довольно типичный.

По форме сложно судить о школах и народе в целом, ведь очень редкие страны не утратили индивидуальность и даже школьная одежда у них традиционная и необычная. А какая форма больше всего понравилась бы вам?

Ждан Екатерина

Презентация содержит информацию о школьных формах разных стран мира.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Школьная форма начала свою историю с Великобритании. Здесь в каждой школе действует своя форма, к которой обязательно прилагается кепка или шляпа с логотипом школы, а также галстук, верхняя одежда и даже носки.

Школьная форма Англии вызывает уважение не только у английских школьников, но и у всего мира. Учащиеся в английских учебных заведениях испокон веков гордились своей форменной одеждой. Британская одежда для школьников включает в себя не просто костюм делового стиля, предназначенный для занятий в школе, а полноценный комплект одежды, в который входит обувь, верхняя одежда, носки и гольфы для девочек.

На форме всегда есть изображение логотипа учебного заведения, который чаще всего находится на галстуке. Юные британцы с большим удовольствием носят сорочки, галстуки, шляпки, блейзеры и другие предметы школьного гардероба.

Четверо первоклашек в традиционной школьной форме Англии.

Что касается Соединенных Штатов Америки, то в них введение формы для учеников школ является необходимостью. Так как при помощи одинаковой одежды можно снизить к минимуму все конфликты по поводу дорогих кроссовок и модной одежды между учениками. Такие изменения вводились с определенной периодичностью, в форме эксперимента в разных учебных заведениях. И лишь в 1996 году школьная форма в Америке стала официальной одеждой для всех учащихся страны. Современная американская школьная форма служит в большей степени для того, чтобы отличать учеников одного учебного заведения от учеников другого.

В Германии школьная форма не приветствуется: она ассоциируется с униформой гитлерюгенда. В некоторых школах введена единая школьная одежда, в разработке которой могут принимать участие сами ученики, но назвать это формой трудно.

Во Франции в каждой школе есть своя форма, но единая школьная форма существовала только в 1927-1968 годах.

Школьная форма в Мексике

Школьная форма в Гана

Школьная форма в Кении

Школьная форма в Австралии

Школьная форма в Японии известна на весь мир.

" Сэйлор-фуку " - так называется школьная форма Японии для девочек, по-русски - это просто матроски. Но выходя за ворота родной школы, школьницы не спешат снимать школьные одеяния, они гордятся тем, что являются членами учебных сообществ. Быть учащимся учебного заведения в Японии очень престижно, поэтому ученики и ученицы гордятся своим статусом, который подчеркивает школьная форма.

К форме прилагается ещё сумка или портфель.. Интересной деталью формы являются носочки, аккуратно натянутые и приклеенные специальным клеем.

Мальчики в Японии носят " гакуран ", он представляет собой тёмный пиджак с рядом пуговиц и воротником-стойкой, а также брюки. Выбор такого фасона не случаен. Он имеет прусские корни, так как похожую одежду носили солдаты прусской армии XIX века. Во времена, когда разрабатывалась японская школьная форма, страна не стеснялась активно заимствовать идеи у просвещенной Европы, которая была более развита на тот момент.

Школьные формы в Северной Корее. Основной аксессуар к школьной форме - это красный галстук, символ коммунистического движения.

Школьные формы в Южной Корее

Школьная форма в Китае

Школьная форма в Шри-Ланке обычно белого цвета. В жаркой стране такой цвет подходит лучше всего. Во всех государственных и частных школах Шри-Ланки ученики носят школьную форму. Форма для мальчиков состоит из белой рубашки с короткими рукавами и синих шорт (до 10 класса, около 15 лет). Форма для девочек отличается от школы к школе, однако, как правило, она целиком состоит из белой материи.

Светлая рубашка и темно-синие брюки – так выглядит школьная форма в Индии для мальчиков, а вот девочкам нужно носить обычную белую блузу и темную юбку, а в некоторых школах школьной формой может быть и сари.

Школьная форма в Индии всегда очень нарядная.

На Кубе форма обязательна не только для школьников, но и для студентов.

Колумбийские школьницы в школьной форме.

Форма в ЮАР

Форма в России

Несмотря на неоднозначность подходов в разных странах, проблема школьной формы является одной из наиболее обсуждаемых в обществе. В большинстве стран школьная форма является основным элементом одежды учащихся, т.к. несет в себе ряд положительных значений, таких как: социальное, дисциплинирующее, эстетическое и имиджевое.

Социальное значение школьной униформы. Униформа, в данном случае, нивелирует разницу в материальном положении семей учащихся, таким образом, стирая грань между прослойками общества и, как следствие, помогает в усвоении учебного материала, так как у учащихся не возникает желания и возможности вызывать чувство неполноценности и комплекса у своих коллег по учебе путем дефилирования новомодных вещей и украшений.

2. Дисциплинирующее значение школьной униформы. Школьная униформа дополняет интеллектуальное и физическое воспитание дисциплинарными положениями, такими как лидерство, статус и определённые узы, способствует развитию бережного отношения к одежде, а также является важным инструментом социальной идентификации учащихся, она не только позволяет отличить школьника от не школьника, но и создает необходимую дистанцию между учащимися и учителями.

3. Эстетическое значение школьной униформы. Эстетическое значение школьной униформы представляет собой внешний вид ученика, который положительно воспринимается самим учащимся и окружающими его людьми. Строгий костюм на учащемся не только призывает его к соблюдению эстетических норм и правил, но и как следствие развивает в нем чувство меры и прививает вкус. Подросток в школьной униформе зачастую всегда будет выглядеть красиво и опрятно.

4. Имиджевое значение школьной униформы. Школьная униформа в данном случае выступает не только как отражение действительности человека, но и как общая характеристика и эмблема учебного заведения, которое имеет свое уважительное отношение, высокий уровень образования, традиции и статус. Ученик в форме не только подчеркивает индивидуальность школы (ее достоинства и сильные стороны), которые обязательно будут способствовать ее процветанию и развитию, но и свидетельствует о его принадлежности к ней, тем самым, оказывая положительное эмоциональное воздействие на окружающих его людей. Наличие униформы в настоящее время – является показателем высокой корпоративной культуры.