Комплекты го. Камни для го из различных материалов: делимся впечатлениями Для изготовления доски нам будут нужны

Мыслить и побеждать: игра Го для начинающих Гришин Игорь Алексеевич

КЛАССИЧЕСКИЕ РАЗМЕРЫ ДОСКИ ДЛЯ ГО

Рисунок 16-1

Диаметр точек звездных пунктов (хоси) на доске: 3–4 мм. Толщина линий: 0,7–1,0 мм.

Комплект Го появляется от избытка людей и для людей, которых много вокруг тебя. Он приходит сам, Его приводит тебе Го, Если ты общаешься с Го, Слышишь его шепот, Передаешь его шепот другим…

Из книги Наставление по метанию ножей автора Касьянов Тадеуш Рафаилович

Форма, толщина, размеры, вес пластины В процессе тренировок вырабатывались такие качества этого метательного снаряда, как аэродинамичность, длина сторон, заточи, одним словом, размеры пластин. И вот что получилось. Рис. 25Одна сторона пластины 120 мм, другая - 100мм, заточ

Из книги Наставление по метанию ножей. автора Касьянов Тадеуш Рафаилович

Форма, толщина, размеры, вес пластины В процессе тренировок вырабатывались такие качества этого метательного снаряда, как аэродинамичность, длина сторон, заточи, одним словом, размеры пластин. И вот что получилось. Рис. 25Одна сторона пластины 120 мм, другая – 100мм, заточ

Из книги Думай! Бодибилдинг без стероидов! автора МакРоберт Стюарт

Размеры мышц Прежде чем сравнивать себя с профессионалами, давайте посмотрим, какие объемы мышц бывают у чемпионов. Как насчет фантастических обхватов предплечий в 45-47 см у профессионалов весом в 90 кг? Трудно поверить, верно? Между тем, такие цифры встречаются в

Из книги Современные будзюцу и будо автора Дрэгер Донн

Современные дисциплины и классические представления Полезно будет дальше обсудить существующие связи между классическими и современными дисциплинами. Знание их природы позволяет понять, что многое, считающееся оригинальным в структуре современных дисциплин, в

Из книги Хореография в спорте: учебник для студентов автора Шипилина Инесса Александровна

Из книги Испанские войны. Дерби, фанаты, традиции автора Маннанов Алекс

«Классические иуды» Тема иуд - футболистов, перешедших из одного клуба-врага в другой, - является одной из самых обсуждаемых в призме EL Clasico. Вообще иудами считаются все футболисты, которые на протяжении своей карьеры носили как сливочную майку, так и синегранатовую.

Из книги Загадка Фишера автора Мансуров Евгений Александрович

XI 65-е поле шахматной доски?! Б. КАЖИЧ (Югославия): «Представители советской шахматной федерации считают, что без матча на первенство мира чемпионская корона окажется в определенной степени обесцененной. Американцы, в свою очередь, полагают, что Фишер может существовать и

Из книги Бридж – моя игра автора Горен Чарльз Генри

Некоторые классические ошибки в налаживании коммуникаций Литература по бриджу полнится множеством примеров «торговых ляпов» и нет в мире игроков, которым удалось их избежать. Среди них можно назвать и таких британских звезд как Теренс Риз и Борис Шапиро, которых мы

Из книги Учебник подводной охоты на задержке дыхания автора Барди Марко

Размеры Длину и ширину ласты нужно выбирать с осторожностью и очень субъективно. Длинные пластины лучше работают при вертикальных спусках, но могут мешать на дне. Такими ластами труднее делать толчок, поэтому необходимо научиться ими управлять, оценив все их достоинства

Из книги ТАЙЦЗИЦЮАНЬ:Классические тексты Принципы Мастерство автора Малявин Владимир Вячеславович

Размеры резиновых тяг Для каждого типа ружья рекомендуется соответствующий размер резиновых тяг, обеспечивающий его правильное использование. Слишком короткие тяги могут стать слишком мощными и повлиять на точность выстрела, а также начать расслаиваться всего через

Из книги По морде? автора Гриффин Форрест

Размеры гарпунов Каждый тип ружья имеет специальный размер гарпуна, рекомендуемый для правильного его использования.Слишком короткие гарпуны влияют на точность выстрела, поскольку мешают прицеливанию, которое обычно выполняется путем зрительного выравнивания

Из книги Мыслить и побеждать: игра Го для начинающих автора Гришин Игорь Алексеевич

КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ «Наставления в песнях»и«рассуждения» Древнейшие тексты о тайцзицюань, как уже говорилось, представлены произведениями двух очень разных жанров: так называемыми «наставлениями в песнях» (гэ цзюэ) и «рассуждениями» (лунь). Состояние современного

Из книги Бег для всех. Доступная программа тренировок автора Яремчук Евгений

Знаешь, как определить размеры гениталий мужчины? По тому, как он принимает поражение (Примечание: никогда не обращай внимания на гениталии другого мужчины, если только он не трахнул твою подружку)Не имеет значения, что у тебя самые хитроумные сабмишн во всем свете и ты

Из книги автора

КЛАССИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ - ДЗЁСЭКИ Искусство формы нашло свое отражение в теории дзёсэки, или теории «равного результата». В китайской теории игры японское слово дзёсэки заменено другим термином - динши, что означает «определить форму». Обычно дзёсэки


Конструкция комплектов для игры го обусловлена традициями и складывалась столетиями. Размеры доски, камни и чаши, материалы из которых они сделаны не менялись долгое время. Современные технологии мало повлияли на традиционные методы изготовления высококачественных гобанов. Лучшие доски по прежнему изготавливают вручную искусными мастерами, которые перенимают мастерство у своих отцов. Семейные традиции хранятся многими поколениями.

Доска для игры в го не точно квадратная. Стандартный размер 45.4 см в длину и 42.4 см в ширину. В результате камни слегка касаются друг друга в горизонтальном направлении, но разрушается монотонность идеального квадрата. Игроки обычно увеличивают этот эффект ставя камни не точно в пересечение линий. Сидя за доской во время партии игрок смотрит на позицию под углом.

Толщина доски зависит от вкуса владельца. Традиционный гобан имеет толщину от 15 до 19 сантиметров. Стандартная высота ножек 12.1 см, и общая высота гобана получается не менее 27 см.

Диаметр черных камней 2.1 см., а белых 2 см. Белые немного меньше, чтобы компенсировать оптический обман, в результате которого черное кажется человеку меньшим в размере, чем белое. Форма камней сложная, толщина может быть разной в зависимости от вкуса, от 5 до 12.8 мм. В самых распространенных комплектах используют камни толщиной от 8.4 до 9.8 мм. Толстые камни неуклюжи, а тонкие не столь приятно ставить на доску.

Прекрасные доски для го изготавливают из глянцевой, фактурной древесины дерева кайя (kaya, лат. torrea nucifera, торрея орехоносная). Это желтое дерево идеально для гобанов, потому что его цвет гармонирует с цветом черных и белых камней, и потому что издает живой звук при постановке камня на доску. Древесина кайя долговечна и ее цвет становится глубже и насыщеннее со временем.

Качество и цена гобанов из кайя зависит от многих факторов, самым главным из которых является срез дерева. Есть много способов распила ствола дерева, каждый из которых создает свой характерный узор поверхности, торцов и боковин гобана. У лучших гобанов прямой узор на игровой поверхности и с торцов. Он достигается методом разделки дерева под названием tenchimasa . Такие гобаны стоят от 6 до 20 миллионов иен.

Гобаны masame тоже весьма дороги. У этих досок неравномерная фактура с торца, как это видно на фотографии ниже. Такой распил тоже обеспечивает прямую фактуру на игровой поверхности. Цена высококачественных гобанов masame начинается от 2 миллионов иен и достигает шести миллионов.

Одна из причин высокой цены на эти гобаны – возраст дерева. Чтобы получить заготовку нужного размера нужно использовать дерево в возрасте более 700 лет. Из одного дерева удается изготовить только одну или две доски tenchimasa и немного досок masame. Что очень мало.

Самые дешевые гобаны из древесины кайя – гобаны itame. На картинке видно, что игровая поверхность имеет нерегулярную структуру. С эстетической точки зрения это не желательно, в результате и цена намного ниже. Начинается от 400 000 иен. Из одного дерева можно изготовить несколько гобанов itame.

Игрок, желающий играть на прекрасном гобане из древесины кайя у себя дома, но не имеющий возможности заплатить столь высокую цену, использует доску кайя толщиной 5 см. Эти доски обычно изготавливаются из двух-трех кусков дерева, искусно склеенных между собой. Прекрасная фактура поверхности достигается тщательным подбором фактуры отдельных брусков. Такие доски (одну из них можно видеть на фотографии) стоят около 80 000 иен.

Из за высокой цены досок кайя широкое распространение получили доски из дерева katsura (cercidiphyllum japonicum, багряник японский). У досок сделанных из этого дерева вполне приемлемая цена и по этой причине в клубах играют именно на них. Относительно недавно для изготовления недорогих досок стали использовать древесину деревьев распространенных в Северной Америке и Индонезии. Хотя совсем не обязательно играть на деревянных досках игроки считают, что получают большее удовольствие от партии, если при постановке камня на доску слышат звук резонирующего дерева.

Черные камни делают из сланца добываемого в префектуре Вакаяма (Wakayama Prefecture). Такие камни относительно дешевы. Именно белые камня составляют основу стоимости комплекта для игры го. Традиционно их изготавливают из раковин моллюска, обитающего в префектурах Хюга и Миядзаки (Hyuga, Miyazaki). Как и древесина кайя, эти раковины редки и дороги. Сейчас белые камни изготавливают из раковин моллюсков обитающих в Мексике. Они не столь редки, но столь же хорошо подходят. В результате стоимость комплекта прекрасных камней для го уменьшилась в несколько раз. Тем не менее, в зависимости от толщины камней, комплект камней с белыми камнями из раковин мексиканских моллюсков может стоить от 16 000 до 250 000 иен. Большинство игроков в клубах пользуются ударопрочными стеклянными и пластмассовыми камнями.

Как и в случае с деревом, фактура поверхности камней из раковин имеет большое эстетическое значение. Чем ровнее линии, и чем чаще они расположены, тем лучше.

Камни хранят в круглых деревянных чашах с крышками. Самые дорогие чаши делают из прекрасного тутового дерева, при чем растущего только на острове Миякедзима (Miyakejima) в Токио. Пара таких чаш может стоить сотни тысяч иен. Более распространены чаши из дешевых сортов дерева, таких как кейаки (keyaki) – прекрасное желтое дерево, гармонирующее с цветом кайи. Каштановые и пластмассовые чаши чаще всего используются в клубах.

Как играть в го

В го играют двое на доске набором из черных и белых круглых фишек, которые называют камнями. Полный набор камней состоит из 181 черного и 180 белых камней. На доску стандартного полного размера нанесены 19 продольных и 19 поперечных линий. Количество камней соответствует количеству пересечений этих линий.

Цель игры го – захват территории, что создает много аналогий с войнами на земле. Существуют как борьба на границе, так и вторжение в территорию неприятеля, силы противника могут быть окружены и захвачены, группы камней могут быть отрезаны, прижаты и загнаны в угол, применяются отвлекающие маневры и разведка. Одновременно го это и строительство. Игроки пытаются создавать хорошие конструкции, эффективные и прочные позиции. Сильные игроки располагают свои камни в виде визуально привлекательных форм.

Правила игры го

Хотя доска 19х19 стандартная, начинающих поощряют начинать изучение правил с доски 9х9. На доски такого размера можно начинать объяснять правила.

Правило 1. Пария начинается с пустой доски.
Правило 2. Черные ходят первыми, после чего ходы совершают по очереди белые и черные.
Правило 3. Ход заключается в выставлении камня на незанятое пересечение линий доски.

На Д.1 и Д.2 показаны типичные начальные ходы на доске 9х9. На Д.1 черные сделали первый ход наверху справа. Белые ответили внизу слева. На Д.2 черные сыграли 3 внизу справа, обозначая сферу влияния на правой части доски. Белые поставили камень 4 наверху слева, намечая свою сферу влияния слева.

Уточнение

Однажды выставленный на доску камень не передвигается и не снимается с доски до конца партии. Захват камней мы рассмотрим в следующих статьях. Камни нельзя передвигать по доске. За исключением немногих случаев ходить можно в любое свободное пересечение, которое вам нравится, даже на крайнюю линию доски и в самый угол.

Игра го. знаменитые игроки.

Китани Минору вместе с Го Сэйгеном был одним из грандов Го в период с 1930 по 1950 годы. С начала своей карьеры он демонстрировал большие перспективы и скоро приобрел прозвище Kaidomaru – одаренный. Он стал первым данном в 1924 году и к 1935 достиг седьмого дана, беспрецедентный рост в те времена. В 1938 году он выиграл турнир за право играть с Хонинбо Сюсаи (Honinbo Shusai) его последнюю партию. Китани выиграл пять очков, и партия была положена в основу новеллы «Мэйдзин» лауреата нобелевской премии Ясунари Кавабаты (Yasunari Kawabata).

Кроме своих успехов в турнирах Китани, вместе с Го Сэйгеном, улучшил теорию го создав «новую стратегию фусэки». Он так же много сделал для развития теории дзёсэки.

Но самое большое наследство Китани оставил в виде множества своих учеников, которых он тренировал. После второй Мировой Войны Китани основал школу, получившую название «Kitani dojo». Он прочесывал страну в поисках талантливой молодежи и привлекал ее к постоянным занятиям в своей школе. Каждый день эта молодёжь играла в го и анализировала партии под присмотром Китани и его старших учеников.

Эти усилия начали приносить плоды в 1971 году, когда один из его учеников Исида Ёсио (Yoshio Ishida) в возрасте 21 года отвоевал титул Хонинбо у царствовавшего тогда чемпиона Рина Каихо (Rin Kaiho). Рин родился в Китае и учился у Го Сэйгена. Следующие пять лет были годами Исиды. Он завоевывал титул Хонинбо еще четыре раза и, наконец, взял титул Мэйдзин у Рина, став третьим Мэйдзином-Хонинбо современности.

Исида стал первенцем нового типа игроков, которых порождала школа Китани. Он был почти непобедим, выиграв 30 партий подряд в квалификационном турнире, был невозмутим под давлением, хладнокровно просчитывал позиции. За свои способности калькуляции в ёсэ был прозван «Исида Компьютер». У Рина все это тоже было, но Исида был на голову выше.

Правила го

Правило взятия

Правило 4.Камень или непосредственно соединенная группа камней одного цвета захвачена и снимается с доски, когда все пересечения линий доски, непосредственно прилегающие к камню (группе), заняты камнями противоположного цвета.

Д.1. Белые камни заняли три из четырех точек соседствующих с камнем черных, т.е. три дамэ этого камня. В таком случае говорят, что камень черных находится в атари.

Д.2. Белые захватывают черный камень, занимая последнее дамэ, и снимают камень с доски.

Д.3. Результат последнего хода белых. Захваченные камни откладывают и хранят до конца партии. Они будут учитываться при подсчете результата.

Камни можно захватывать и у края доски, и в углу, как показано на диаграмме.

Два черных камня соединены. Они тоже в атари. Белые могут захватить их ходом 1.

На этой диаграмме показана соединенная группа из пяти черных камней, которая может быть захвачена.

Запрещены самоубийственные ходы. Нельзя делать ход, закрывающий последнее дамэ своих камней. На диаграмме справа два белых камня имеют по одному дамэ в точке 1-1. Ход белых 1 запрещен, т.к. белые камни теряют последнее дамэ.

Самоубийственный ход, ведущий к захвату камней противника, разрешен. Если белые играют 1 на центральной диаграмме, то дамэ занимается у черных камней справа, и у белого камня нет дамэ. При этом сделавший ход захватывает камни противника. В данном случае белые захватывают два черных камня.

Задачи

В этих трех задачах найдите ход черных, который захватывает некоторые камни белых.


Виртуальная доска

Попробуйте решить эти задачи на виртуальной доске. Подведите указатель к пункту на доске, в который нужно сделать очередной ход, и кликните левой кнопкой мыши.

Анализ партии о мэйена. Анализ партии в го. Основы понятия территории. Игра го. история возникновения игры го.. Игра го в южной корее.. Главная -> Статьи

Это перепост из моего журнала. Тут много сведений для тех, кто не в курсе про го, поэтому не ругайте)

Вчера в IKEA случайно увидел и понял - вот оно. Я уже давно вынашиваю месту сделать сам гобан. Гобан - это толстая доска, даже платформа для игры в го. Строго говоря, я хочу сделать лишь доску для игры в го, потому что гобан выглядит вот так , в японской традиции все размеры полностью стандартизованы, играют на нем, сидя на полу. Самые дорогие стоят сотни тысяч долларов, делаются из цельного куска определенного сорта сосны кайя, которое росло сони лет и все в таком роде - настоящий "барабан Страдивари". Причем, почти в буквальном смысле - одно из важнейших свойств качественного гобана - звук, издаваемый ударом камня о доску. В клубах используют доски попроще.

У меня уже есть дома доска из прессованного картона или ДСП - с одной стороны стандартный размер 19х19, с другой поменьше 13х13. Меньше 13х13 только малюсенькая доска 9х9, которую используют начального обучения для совсем начинающих. Но нужно, чтобы было по-крутому, чтобы была приятная тяжесть доски, звук от постановки камня на дерево и другие эстетические тонкости.

Короче, домашним мастерам го на заметку. В Икее на 1 этаже продается разделочная доска LAMPLIG. Вместо буквы А там пишется буква А с двумя точками вверху. Судя по тяжести, доска сделана из клееного дуба, обработана маслом. С одной стороны приделан загиб под 90 градусов. Стоит 600 или 700 руб.



Вид с торца - хорошо заметны линии склейки. В домашних условия такой щит сделать нельзя, делают его на заводах, под давлением, с высокой температурой, итд.

При наложении картонной доски на разделочную видно, что по бокам LAMPLIG шире всего на 2-3 мм, в длину - сантиметров на 5-6 выдается:

А вот ее рабочая поверхность как разделочной доски, с загнутой ручкой и желобком для стока жидкости:

Скоро я ей займусь. Резать, наверное не буду, размеры практически подходят. Что делать с загибом - пока не решил. Можно его аккуратно срезать циркуляркой, а можно под противоположную сторону подложить планку или брусочек, приклеить или привинтить - и будет доска на стойке!

Наш товарищ делал сам из МДФ, а - западный, но наш в свой блог вставлял его фотки для демонстрации.

Еще одно развитие темы в российских условиях. Основано на том же источнике, но делал из мебельного щита. В магазинах я не находил такой мебельный щит, чтобы был без особенностей типа больших сучков, ярких перепадов и др.

Вот нашел видео, как мужик делал себе гобан, долго и мучительно, зато интересно и занимательно:

Что-то подобное я предвижу летом на даче.

Хороший комплект по игре Го значительно поднимает уровень игры. Эта на первый взгляд странная особенность Го легко объяснима.
В Го мы проводим 90% времени, созерцая позицию и анализируя её. При этом как никогда высока активность мозга, который потребляет буквально всю зрительную информацию.
Для того, чтобы эффективно принимать решения в Го нельзя находится в состоянии перманентной концентрации. Обычно человеческий организм может концентрироваться около 15-20 минут. После этого наступает непреодолимое желание расслабиться. Поэтому мастера Го постоянно чередуют периоды концентрации и расслабления, чтобы не устать. На расслабление уходит до 30-40% всего времени, выделенного на партию.
Когда игрок постоянно видит перед собой некачественные камни-фишки и расцарапанную доску с кривыми, неопрятными линиями, то его мозг тратит свои ресурсы на гашение неприятного впечатления. Естественное стремление человека к красоте и гармонии заложено природой. Красота это внешняя характеристика здоровья и качества. Так, гниющий плод или фрукт и на вид неприятен. К нему не хочется приближаться. Исследования показали, что элементарные улучшения условий труда значительно повышают эффективность. Серьезно эти проблемы обсуждаются в эргономике. На востоке эта наука получила название Феншуй или искусство гармоничной организации пространства.
Игрок, который играет на плохом или некрасивом комплекте не может расслабиться и потому играет плохо. Мало того, он не получает удовольствия от процесса игры, а это очень важно. Известно, что если человек что-то делает без удовольствия, т.е. без отдачи, то продукт его труда почти всегда некачественный и даже вредный. Так как он содержит в себе негативные эманации создавшего его работника. Известно, что в плохо построенных домах уродливой формы или в окружении уродливых вещей у человека начинается депрессия. Он может заболеть и даже умереть.


Набор коричневых глазурованных камней (ссыпка) в каменной чаше.
Династия Мин (1368-1644).Китай

Поэтому для игры Го необходимо использовать только качественные комплекты, соответствующих стандартов. Благо стандарты качества существуют, и они действуют на протяжении столетий.
Не стоит пугаться того, что хорошее оборудование стоит дорого. Это не так. Комплекты бывают разные. Конечно, невозможно достать хороший, качественный комплект дешевле, чем за 50-100 долларов. Ведь в России это оборудование не производится. Всё, что будет стоить дешевле, скорее всего либо низкокачественный товар из Китая, либо какой-то обман.
В данной статье мы расскажем вам о том, какие бывают комплекты, в чем их отличия и какие у них есть особенности.
Долг клуба знать историю каждого комплекта, который в нем есть.
Обращаясь в клуб за покупкой комплекта, попросите, чтобы вам показали лучший комплект, который есть. Не важно, сколько он стоит. Вы должны видеть, какими комплектами располагает директор клуба. Если у него нет ничего дороже 100$, то скорее всего, всё, что он вам будет предлагать – низкокачественный товар. Серьезный клуб обязательно имеет в своем запасе премиум-комплект от 1000$. Директор клуба, который никогда не держал в руках такой комплект, не сможет и вас ничему хорошему научить. Значит он не знаком с корнями культуры Го.
Также часто можно услышать следующие слова: «Я вот куплю комплект похуже, посмотрю: понравится мне игра или нет, а потом куплю лучше». Возможно, что вы никогда не купите себе комплект лучше, потому что устанете от игры и не поймете её шарм. Поиграв на плохом комплекте, вам очень быстро расхочется тратить время на очередные низкопробные шашки-домино.
Приходя в клуб за покупкой, обязательно поговорите с директором о том, в каких странах он бывал и где он закупает оборудование и комплекты. Выясните, кто его поставщики, знаком ли он с мастерами Го Китая, Японии и Кореи. Попросите показать его фотографии. Вы должны видеть, где учился директор клуба, которому вы хотите оставить крупную сумму денег. Подойдите к покупке комплекта основательно.
Классические комплекты по игре Го изготавливаются только в трех странах: Японии, Корее и Китае. Китай – родоначальник игры. Здесь вы можете найти самые изысканные и уникальные комплекты, которые обязательно вас удивят. Япония – это вершина стандарта и качества. Уникальные комплекты могут стоить до 500 000$. Оборудование из Японии может позволить себе далеко не каждый. Это статусные комплекты. Корея – страна демократии в Азии. Комплекты из Кореи скромные, но со вкусом. Обычно они составляют основной ассортимент оборудования в клубах Европы и России. Корейский стандарт популярен в Европе. Это комплекты для самых разных людей.

Китайские комплекты




Комплект из Китая. Доска – цельный кусок кайи, чаши – черное дерево, стилизация под династию Цин, камни – черный и белый агат. Веер с девизом «Солнце», Япония.

Китай – особая страна. Здесь можно купить умопомрачительную подделку на подлинный комплект, причем высокого качества, а можно найти комплект за 1 юань, на который будет больно смотреть. деревянные чаши и плоские камни, выточенные из неизвестной породы известняка. Выяснить природу этих камней у китайцев невозможно. В элитном китайском комплекте идет толстая доска из цельной породы благородного дерева. Это либо кайя, либо другие неизвестные в России породы. Чаши будут сделаны из благородного дерева, либо антикварные. Камни обычно или агат или яшма ручной работы. Бывает и машинная обработка камней.
Есть в Китае и редкие комплекты. Так руководитель Клуба Культуры Го «Восхождение» Игорь Гришин видел в Китае чаши для Го за 5000$. Это немыслимые деньги для китайцев. Продавец не хотел даже рассматривать возможность снижения цены. Это действительно был особый комплект с историей. Такие уникальные вещи всё еще можно купить в Китае. В России в частной коллекции имеется комплект камней эпохи Мин (16 век) совершенно необычный и потрясающий по своей красоте и формам.

Доски


Доска, которую вы купите в России, скорее всего, будет привезена из Китая. Это основной поставщик недорогих досок в нашу страну. Классическая китайская доска (толщина до 2,5 см) – это либо склеенный бамбуковый шпон или шпонированное бамбуком дерево. Также редко попадаются цельные доски или склеенные из двух-трех брусков. Иногда можно найти доски, сделанные под старину. Обычно это темное дерево или темный шпон и золотая разлиновка. На всех тонких досках разлиновка шелкографией, т.е. машинная. Размеры китайских досок разнятся, обычно они больше, чем корейские и японские, так как китайские плоские камни чуть-чуть шире в диаметре своих собратьев из сопредельных стран. На обратной стороне китайской доски часто можно увидеть разметку для китайских шахмат – сянцы. Очень редко попадаются доски с европейскими шахматами. Минусом клееных досок из бамбука является то, что они могут треснуть в более сухом российском климате. В этом отношении доски, просто шпонированные бамбуком и красивее и надежнее.
Элитные доски обычно в толщину от 5 см и толще. Есть склеенные из двух кусков, а есть из цельного куска дерева. Цельные, конечно, дороже Породы деревьев различные. В основном это кайя. Есть тяжелые доски (по 5-7 кг), есть легкие. Цветовая гамма от золотого (кайя), до зеленоватого. Отдельно без камней не продаются. Разлиновка обычно ручная.
Как определить ручная ли у вас разлиновка? Достаточно внимательно изучить структуру линий на доске. Если линии тонкие, а звездные пункты слабо заметны, то это верный показатель ручной разлиновки. Также если изучить край доски, то при ручной разлиновке будет виден старт линии. Иногда линии выходят за крайнюю линию. При машинной разлиновке так не бывает. Важным показателем качества доски является толщина звездного пункта. Чем более тонкие точки, тем доска дороже.
Элитные доски всегда односторонние, т.е. на их тыльной стороне нет ни сянцы ни других разметок. Иногда доску подписывает мастер по игре Го высокого уровня.
Китайцы редко тонируют свои доски, обычно фактура дерева видна через прозрачный лак. Это красиво.
Доски на ножках или гобаны китайцы делать не умеют. Все они ужасного качества, линии кривые и расплываются.
Существует новомодная тенденция в Китае делать гобаны из шпонированного чем либо ДСП или кусков склеенного дерева. Часто ножки ввинчиваются в такой гобан на винтах. Такие «продукты» китайской промышленности лучше избегать. Это низкопробная подделка, ориентированная на неискушенного европейского потребителя. Китаец никогда не купит себе такой «комплект», а уважающий себя и свою школу мастер не продаст его вам.
Купить доску в Китае самостоятельно очень трудно. Уровень брака на китайских производствах крайне высок. Почти все доски идут с браком. Поэтому лучше приобрести отобранную доску в Москве. По крайней мере, вы можете быть уверены, что у вас в доме оказалась действительно доска высшего качества. Московские клубы дорожат своей репутацией.

Камни


Камни в Китае обычно плоские, чем отличаются от чечевидных японских и корейских камней. Древние китайские камни делали в виде пирамидки-конуса. В ходе истории камни «худели» и в наше время их стали делать совсем плоскими.
Самые дешевые камни в Китае делают из пластмассы. Такие камни не завозятся в Россию. Следующий этап – это прессованная каменная крошка. Такие камни иногда можно найти в нашей стране. Далее следуют камни, выточенные из какого-то известняка. Высшими по качеству плоскими камнями считаются камни, выточенные из инсу (так называется эта порода камня в Китае). Отличительная особенность инсу – черные камни на просвет темно-зеленые, а белые – слегка бежевые.


Плоские китайские камни в деревянных чашах, КНР

Все плоские камни из Китая пахнут либо ацетоном, либо другим промышленным запахом. Перед использованием их следует промыть в тазике с порошком или содой.
Китайцы делают камни и из стекла. Они бывают разных забавных цветов, от нежно салатового до бардового. Они также плоские.
Элитные китайские камни изготавливают из полудрагоценных пород, таких как яшма (нефрит), агат, лазурит, авантюрин, перламутр и другие.


Лазурит и авантюрин, КНР

Императорские комплекты, выставленные в Гугуне, содержат камни из темно-зеленого и белого (самого дорогого) нефрита. Есть там комплекты и из агата Они плоские. Комплект императора Цинь Ши Хуан Ди состоит из широких плоских камней белого и зеленого нефрита в чашах разного размера. Чаша для темных камней значительно больше чаши для белых камней. Самые древние камни, сделанные в виде пирамидок, изготовлены из агата и яшмы.
Комплекты камней из яшмы, которая известна в России как нефрит, бывают разных стандартов. Обычно камни чечевидной формы. Яшма по-китайски называется юй.


Россыпь светлых камней из яшмового комплекта, КНР

С одной из сторон вершинка камня сточена, чтобы он не шевелился на доске. Яшма бывает разных оттенков. Популярны стандарты: светло-зеленый и черный, светло-зеленый и темно-зеленый цвета. Камни из яшмы очень красивы, иногда просто завораживающе прекрасны. На них ярко видна фактура камня, прожилки и щербинки. Нефрит приятен для рук и не раздражает взор. Также он очень полезен для здоровья человека. Это теплый комплект.


Россыпь камней из агатового комплекта, КНР

Агатовые камни (по-китайски – маноу) поражают любого, кто их видит впервые. Это роскошный комплект. Хорошие камни из агата бывают чистой воды или с щербинками, что особенно любят китайцы. Цвет варьируется. Агат может быть прозрачным (это светлые камни) или молочным. Темные камни бывают как черными, так и темно-золотыми. Все камни обычно слегка неровные, скользят в руках и на доске. Необходимо обладать мастерством, чтобы играть ими. В их неудобстве кроется намек на особую и искусность их владельца. Также и в боевых искусствах все приемы мастер должен делать с идеальной осанкой, что сложно.
Есть комплекты из агата с мелкими камнями – это машинная обработка. Камни из агата обычно неправильной формы, стремящейся к чечевидному образцу.
Бывают оригинальные комплекты, к примеру, красный и зеленый агат или светло-бежевый и темно-золотой.


Камни: красный и зеленый агат, КНР
Чаши: черное дерево, династия Цин
Коллекция клуба «Восхождение»

Камни из ракушки. Китайцы научились подобно японцам точить белые камни из раковин. Черные изготавливаются из какого-то странного камня с зеленоватым отливом. Толщина ракушек разнится, о ней мы поговорим в разделе японских комплектов. В целом китайские камни из ракушки производят слабое впечатление. Сделаны они некачественно. Это связано, видимо, с чужеродностью стандарта.
Камни не продаются отдельно от чаш.

Чаши


Китайские чаши бывают разного качества и разных форм. В Китае очень популярны чаши, сплетенные из соломы. В них обычно хранят комплекты из инсу.


Плетеные чаши, КНР
Камни: корейский фаянс

Существует особый китайский стандарт чаш, отличающийся по форме от японского стандарта. Так как китайские правила предписывают не брать пленных, то крышки у чаш всегда плоские. Только современные чаши стали делать с выемками в крышках, как в японских чашах. Древние комплекты доносят до нас затейливые формы чаш. Например, императорский комплект в Гугуне представлен чашами у крышек которых специальные ручки.
Стандарты и формы чаш в Китае менялись от династии к династии. Очень гармонично смотрятся чаши последней династии Цинь, крышки которых похожи на капли.


Чаши «Четыре сезона ци», авторская работа, Династия Цин
Камни: отборный агат, КНР

Простые чаши изготавливаются из различных пород дерева, а элитные чаши делают или из черного дерева или из кайи. Иногда проблемой простых чаш является ссыхание крышек в российском климате. Элитные комплекты таким метаморфозам не подвержены.
Есть уникальные образцы чаш, сделанные из цельного ствола бамбука или куска камня.


Чаша из цельной породы камня с графикой
Камни: ссыпка комплектов династии Мин (1368-1644)
Частная коллекция, Россия


Чаша из ствола бамбука, резьба, 20 в. КНР
Камни: отборный агат


Чаши: красный лак, классическая резьба, КНР
Камни: отборный агат

Веера


Веер – это принадлежность мастера. Веера бывают разные. Китайские веера мне еще пока не попадались.

Японские комплекты



Комплект для игры Го с самурайским гербом, 17-19 век, Япония.
Камни – белый и красный агат.

Япония, начиная с 17-го века диктует стиль в Го. Японские комплекты по определению не бывают плохими. Это невозможно. Любопытной исторической деталью является тот факт, что японцы оказались перед сложнейшей проблемой: они не смогли найти идентичные материалы для комплектов, чтобы полностью скопировать китайские эталоны. В Японии нет ни яшмы, ни агата. По этой причине японские мастера стали вытачивать камни из ракушки и базальта.
Белая раковина Хамагури с отмели Хюга повторяет разводы и полоски агата. Черный базальт похож на черную яшму. Стандарты камней в Японии менялись. Японцы всегда старались выточить как можно более толстые камни, подражая китайским комплектам. Иногда материал для камней покупался заграницей.
В искусстве изготовления столиков для игры – гобанов, японские мастера превзошли всех. Китайцы никогда не уделали внимания доске. В качестве поля игры мог выступать пень или камень, на котором расстилали шелк или кожу с разметкой доски. Главное в китайских комплектах – это камни и чаши. Японцы же сделали акцент на изготовление потрясающих досок.
Японские вера для Го – объект зависти всех мастеров Го со всего мира. По красоте и изяществу они превосходят любые аналоги. Китайский веер всегда был большим и громоздким. Японские веера очень маленькие, почти незаметные. Чем выше уровень мастера, тем меньше у него веер.

Доски


Японские гобаны всегда превосходного качества. Отличить хороший гобан от подделки можно по звуку удара о поверхность доски камня. Звук от постановки камня должен быть глубоким, мягким, мелодичным. Если гобан толстый, то звук будет высоким, если тонкий – то низким.
На всех японских досках разлиновка делается вручную. На дорогих гобанах линии прорезаются катаной. Это древняя традиция.


Мастер размечает поверхность доски катаной

Простые доски из Японии обычно складные. А сами они склеены из брусков какого-нибудь благородного дерева.


Доска из бука двусторонняя, складная, Япония.

Японские доски всегда высокого качества. И стоят они недешево. Купить японский гобан в Москве невозможно. Гобан можно заказать через директора клуба, у которого есть прямые связи с Японскими клубами Го. Стоить эта операция будет несколько тысяч условных единиц, а растянется она на несколько месяцев. Любой гобан, привезенный из Японии сразу становится легендой и обрастает множеством историй. Заказ гобана – это приключение.
Элитные доски и гобаны обычно подписывает мастер Го высокого уровня.


Такэмия Масаки (9 дан) подписывает гобан.

У гобана с нижней стороны специальная выемка, она сделана для того, чтобы гобан не повело от времени и перемены влажности. В Японии говорят так: «Мой дед пилил дерево, мой отец его сушил, я сделал гобан».
Самые дорогие гобаны в Японии изготовлены из 700-т летней кайи. Купить их практически невозможно.

Камни


Японский стандарт камней – черно-белый. Благодаря бедности природными материалами Японии, в Го утвердился столь радикальный вариант цветов.
Классические японские камни вытачивают из раковин моллюска Хамагури с отмели Хюга и черного базальта. Однако уже несколько десятилетий японская индустрия камней Го закупает раковины в Мексике, так как японский моллюск стал непригоден из-за изменения экологии для вытачивания из него камней.


Раковина Хамагури с отмели Хюга.
Коллекция клуба «Восхождение»

Все современные недорогие комплекты камней из ракушки и базальта сделаны из мексиканской ракушки.
Стандарты камней различны.
Главными разновидностями камней являются два сорта: юки (снег) и хана (цветок). Сорт юки отличается более частыми и тонкими полосками. В камнях сорта хана полоски редкие и толстые.


Сорт «Снег», слева и сорт «Цветок»

Существует три основных градации камней по толщине и три градации по качеству.




Варианты толщины камней. Самые дорогие – самые толстые (до 370 000 долларов)

Представленные на рисунках камни с толщиной выше 37 мм изготовляются только из японской ракушки. Обычно это антикварные комплекты и их стоимость составляет десятки и сотни тысяч долларов.

Чаши


Японские чаши отличаются по форме от китайских. Они более круглые. Крышки в японских чашах с выемкой для пленных камней. Обычно в качестве материала для чаш используется горный каштан, кайя, орех и другие ценные породы деревьев. Самые дорогие чаши изготовляют из тутового дерева.


Японские чаши из кайи на подставке из красного дерева.
Камни – ракушка и базальт.
Частная коллекция, Россия.

Все чаши и доски идут в специальных деревянных коробках. Это фирменный японский стиль. Даже дипломы по игре Го выдаются в обязательных деревянных коробочках.


Японский классический комплект для Го


Чаши из горного каштана, Япония.
Камни – мексиканская ракушка и базальт, Япония

Веера



Го веер, Япония

Японские веера наиболее распространены как в России, так и в Европе. Обычно это либо веера с турниров, подписанные профессионалами, либо тематические Го-веера, сделанные по заказу для конкретного мастера Го.

Михаил Емельянов, преподаватель Школы Го "Восхождение", помощник Президента Федерации Го, 2006


Наверное, многие задумывались над тем, как сделать гобан в домашних условиях с минимальными затратами сил, денег, и времени. Вариантов, на самом деле масса, импровизированный гобан можно сделать из чего угодно, например из куска старого линолеума, фанеры, картона. Но,
такие гобаны выглядят не очень эстетично, кроме того, они недолговечны. Не смотря на то, что я являюсь счастливым обладателем доски, купленной еще во времена СССР, которая, между прочим, отлично сохранилась, меня не покидает навязчивая идея сделать гобан самому. К сожалению, я не знаю когда у меня будет достаточно времени, чтобы осуществить эту идею, но с технологией изготовления гобана, для себя, я уже определился и предлагаю ее Вашему вниманию.

Итак, для начала составим список необходимых инструментов и материалов. Советую подготовить все заранее, чтобы потом не бегать по квартире в поисках самых элементарных инструментов и не придумывать новое применение бытовым вещам.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Древесноволокнистая плита МДФ.

Древесноволокнистые плиты сухого способа производства: МДФ (MDF - medium density fiberboard) - это материал с равномерной внутренней структурой, позволяющий производить фрезерную обработку без образования сколов, ворсистости, вскрытия внутренних пор и шлифование с достаточным качеством поверхности изделия. Плиты из МДФ широко используются для изготовления деталей мебели, особенно мебельных рельефных фасадов .

2. Бесцветный лак хорошего качества. Не стоит экономить на лаке, лучше купить небольшую баночку дорогого лака с содержанием полиуретана.
3. Поролоновые кисти или небольшой поролоновый валик.
4. Мелькая шкурка "нулевка".
5. Острый строительный нож.
6. Длинная металлическая линейка. Очень поможет еще и вторая Т-образная линейка.
7. Карандаш, резинка.
8. Качественный перманентный черный маркер толщиной пера 0.5мм.
9. Фен.

Проект производства работ (ППР)

1. Вырезаем доску необходимого размера из нашей плиты МДФ. Рекомендую вырезать циркулярной пилой - тогда срезы буду ровными и гладкими. Если Вы планируете вырезать электролобзиком, то я должен Вас огорчить - как бы Вы ни старались, края доски будут неровные. Некоторые мастера советуют временно прикреплять направляющий брусок для упора лобзика, но этот вариант для нас не подходит по двум причинам: во-первых мы не хотим портить доску крепежом бруска (останутся следы от саморезов), во-вторых, даже если мы и закрепим брусок - место спила все равно получится неровным, так как ход пилки лобзика составляет несколько миллиметров, и на тонкой доске такая погрешность будет бросаться в глаза.

2. Вырезанную заготовку для нашего гобана необходимо тщательно зашкурить. Для зашкуривания применяем самую мелкую шкурку "нулевку". Для избежания слишком сильного снятия волокон в местах надавливания пальцами - закрепите шкурку на небольшом ровном брусочке, либо на специальном шлифовальном бруске. Мне нравится, когда края доски острые, поэтому обрабатывать их напильником мы не будем, по этой же причине зашкуривание торцевых сторон заготовки производим только бруском!

3. Грунтуем заготовку первым слоем лака. Повторюсь, на лаке не экономим, обязательно следим, чтобы лак был с полиуретаном. Для слоя грунтовки желательно добавить в лак немного уайт-спирита - это сделает лак более жидким и он лучше пропитает доску. Наносить лак нужно поролоновой кистью, или валиком. Если Вы будете использовать обычную кисть - неизбежно попадание волосков на поверхность доски. Если при нанесении лака на поверхности доски образуются небольшие пузырьки, это не должно вас пугать, пузырьки, теоретически, должны пропасть сами, но я рекомендую Вам немножко посушить доску после покраски обычным феном.

4. Наносим сетку на заготовку гобана. Для этого острозаточенным карандашом наносим первую линию по всему периметру доски (у нас получается квадрат). Обязательно проверяем углы - должны быть строго 90 градусов! Правильно определить размер сторон квадрата нам помогут формулы, предложенные Filin"ом на форуме Кидо :

Размер по горизонтали: 18 ячеек шириной (d+1мм), плюс на каждую сторону по (0,7d)

Итоговая формула:
L гориз.=18(d+1)+0.7(d+1)+0.7(d+1)=19.4(d+1)

Размер по вертикали: то же самое, как и по горизонтали, но прибавляем уже 3 мм (гобан должен быть немного вытянутым для создания визуального эффекта ровного квадрата)

Итоговая формула:
Lверт.=18(d+3)+0.7(d+3)+0.7(d+3)=19.4(d+3)

d - диаметр камня (измерять штангенциркулем)


После нанесения первой линии, наносим все остальные, внимательно следим за размерами. Когда все линии нанесены карандашом, нам необходимо обвести их черным маркером (толщина пера 0.5мм). Неточности, погрешности линий, нанесенных маркером подтираем остром строительным ножом. После нанесения линий не забываем отметить звездные точки, для этого лучше всего использовать трафаретную линейку. Диаметр точки должен быть в пределах 2-3 мм, иначе она будет выглядеть слишком крупной.

5. После нанесения маркером сетки и звездных точек, необходимо повторить процедуру
нанесения лака еще 2-3 раза, каждый слой лака должен быть тщательно просушен. Заготовку сушить в сухом, защищенном от пыли месте.

6. Вот такие, приблизительно, гобаны получаются, если следовать вышеизложенным инструкциям:




В дополнение к статье смотрите: