Дерево для резьбы. Какое дерево подойдет для резьбы? Какое дерево лучше для резьбы? Какое дерево используют для резьбы

В этой статье хочу рассказать о способе заготовки дерева, который подходит как для резчиков–скульпторов, так и для деревянщиков других профессий.

В нашем Клубе немало тех, кто начинает свой путь в резном творчестве, и перед ними закономерно встаёт вопрос подготовки и выбора материала. Особенно проблематичным является подготовка древесины твёрдолиственных и фруктовых пород деревьев с наименьшими потерями объёма материала, количеством трещин и одновременным сокращением продолжительности сушки заготовок, не прибегая к использованию специального оборудования и малодоступной техники. Рецепт, передающийся из поколения в поколение, сравнительно доступен каждому, предназначен для всех лиственных пород дерева, его можно реализовать без особых затрат и приспособлений.

1. Заготовка материала

Спиливание дерева производят как правило в период наименьшего сокосодержания в стволе - с конца ноября и до середины февраля. Для удобства ветви и сучья обрезают в первую очередь, затем валят основной ствол. После этого снимают кору (удобно это делать штыковой лопатой, нужно предварительно обрезать конец лезвия и, заточив фаску, орудовать, как прямой стамеской – такой способ эффективнее традиционной обработки стругом) и распиливают на чурки - кругляки требуемых размеров в зависимости от авторских задумок. На этой стадии заготовки требуется как-нибудь пометить, например, на краю торца комлевой стороны ствола можно сделать зарубку. Этот факт стоит зафиксировать в блокноте для памяти, чтоб не путаться в дальнейшем.

2. Вываривание заготовок

Смысл следующего этапа заключается в том, что методом вываривания в кипящей воде ускоряется процесс удаления из дерева внутриклеточного сока. Для этой цели потребуется ёмкость, может подойти обычная бельевая выварка (знакомый деревянщик изготовил для вываривания досок пенал из нержавеющей стали длиной 2,5 метра и вмонтировал в него электротены). В нашем случае источником нагрева может служить бытовая плита, русская печь, костер. Если у автора сформирована идея – образ будущего произведения,- то целесообразно сделать на заготовке черновую обрубовку и ещё можно просверлить сквозное отверстие по центру от торца к торцу с последующей заделкой круглыми пробками. Этот приём ускорит интенсивность удаления сока, уменьшит либо исключит возникновение трещин.

Если заготовки получились длиннее по размеру самой ёмкости, то, расположив их вертикально, можно переворачивать вверх–вниз в процессе вываривания. После того как разместили материал в ёмкости, наливаем воду, доводим до кипения и варим от 3 ч до 4 ч. Для эффективности процесса можно добавлять в воду поваренную соль (4–5 столовых ложек на 1 литр воды), но если работу предстоит выполнять в резной технике, то тогда лучше исключить соль, так как она кристаллизуется и резцы очень быстро тупятся. Но если обработка дерева будет производится методом фрезерования и абразивами, то в этом случае вываривание с солью целесообразно.

Жидкость, остающаяся в ёмкости после варки, например от грушевого дерева, можно использовать, как морилку. Есть ещё старый способ удаления внутриклеточной жидкости. Брёвна укладываются в водоём с проточной водой таким образом, чтобы комлевая часть стволов была развёрнута навстречу течению. Причина такого расположения заключается в строении и свойствах капиллярно–сосудистой системы деревьев.

3. Предварительное удаление жидкости

Следующий этап – предварительное удаление жидкости из древесины. Нам потребуется неотапливаемое, неосвещённое помещение, если имеется окно, то его следует как следует закрыть – задрапировать для предотвращения попаданий возможного луча света на поверхность дерева не создавая условия для возникновения трещин. Обязательно в помещении наличие бетонного пола, лучше всего подходит подвал. Как известно, бетон обладает свойством втягивания в себя влаги. Теперь берём наши деревяшки, находим зарубки–метки и устанавливаем каждую заготовку на бетон комлевой стороной вверх, а вершиной вниз. Этот приём обусловлен созданием более интенсивного удаления влаги из наших заготовок. Как известно, влага восходящим поступательным движением проходит по сосудам-капиллярам, расположенным в структуре древесного ствола, от корней к вершине. Перевернутые “вверх ногами” сосуды–микрокамеры продолжают выполнять свою функцию без усилий в более комфортном режиме, отдают жидкость ненасытному бетону. Коэффициент полезного действия тем самым повышается, а мы получаем ускорение процесса и исключаем возникновение трещин в заготовках. Длительность этой процедуры занимает 2–3 недели (в зависимости от размеров материла).

4. Проветривание–завяливание

На дереве потребуется защитить торцы. Это можно сделать закрашиванием поверхности торцов масляной краской, заклеить бумагой. Я предпочитаю покрывать разогретым гудроном (так основательнее). Выбираем место на открытом воздухе, правильнее с северной стороны какого–нибудь строения и под навесом (от дождя, снега и солнца). Деревяшки укладываем друг на друга “колодцем”.

Лучше сохнут полешки, родные друг другу, от одного дерева, уложенные в одну стопку. Этот процесс проходит не менее одного месяца. Чем дольше естественный способ завяливания, тем больше гарантий избежать трещин в дальнейшем. После этого можно продолжать сушку в помещении с комнатным (жилым) режимом отопления, изредка проветривая.

Последовательное выполнение всех подготовительных стадий и неукоснительное соблюдение условий этого цикла гарантирует сокращённое по времени и качественное высушивание твёрдолиственных и фруктовых пород деревьев.

5. Если нет под рукой влагомера

На расстоянии 2,5–3 см от конца доски отпиливают брусок поперёк волокон, который обрезают с боков до 15 см. Брусок тщательно взвешивают, а затем сушат в печи или духовке при температуре приблизительно 100 градусов в течение 4–5 ч или на радиаторе центрального отопления в течение 48 ч.

Высушенный брусок снова взвешивают. Полученную разницу делят на массу древесины в сухом состоянии и умножают на 100, в результате получается процентное содержание влаги.

Например, имел массу 200 г, после сушки – 150 г, разница – 50 г. Поделив 50 на 150 и умножив результат на 100, получаем: (50/150)x100=33% влажности.

Чтобы изделие не коробилось, влажность древесины должна соответствовать влажности окружающей атмосферы. Поэтому для внутренних поделок, в частности мебели, рекомендуется брать древесину с влажностью 6-12%, а для внешних работ - даже до 25%.

Монах Шаолиня. Резчик Сергей Дьяченко.

Выбор и подготовка древесины для резьбы


Выбор породы дерева для резьбы диктуется назначением, видом и формой изделия. Для резьбы применяют главным образом древесину с однородным и равномерным, без отклонений, строением, с невыразительным рисунком древесных волокон – текстурой.

Так, для тонких резных работ используют лиственные породы: липу, осину, иву, рябину, березу, грушу, клен, грецкий орех, каштан, дуб и др., хвойные здесь не годятся.

Для некоторых мягких лиственных пород требуется постоянно остро отточенный инструмент и, естественно, особая аккуратность в работе.

Широкослойность говорит о рыхлости, непрочности дерева.

Параллельность годичных колец – признак того, что дерево имеет относительно прямолинейную внутреннюю структуру. Для резных работ это отличный материал.

Одиночные деревья, как правило, дают косослойную древесину вследствие скручивания при росте древесных волокон под действием ветра. У таких деревьев, кроме того, наблюдается и смещение ядровой части ближе к заболони в одном месте (с северной стороны). Здесь клетчатка имеет плотное строение. Во время сушки такое дерево трескается и сильно коробится. Поэтому валить одиночные породы не рекомендуется.

Немаловажен и возраст дерева. Молодая древесина мягкая и рыхлая, к тому же легко подвергается механическим повреждениям, а старая нестойка к гнили, поэтому для резных работ выбирают древесину среднего (зрелого) периода. Так, у дуба это период от 80 до 150 лет, у березы – от 60 до 70, у сосны – от 80 до 90, у ясеня – от 60 до 70 лет. Возраст дерева определяют по количеству годичных колец на поперечном срезе сваленного дерева или по толщине ствола.

Пума. Резчик Сергей Дьяченко.

В практической работе необходимо учитывать влажность древесины. Для обозначения различной степени влажности древесины приняты следующие термины:

● мокрая – длительно находящаяся в воде;

● свежесрубленная с влажностью: хвойные породы – выше 82 %, мягколиственные – 60–93 %, твердолиственные – 36–78 %;

● воздушно сухая – долго хранившаяся на открытом воздухе, влажность 15–20 %;

● комнатно сухая – влажность 8–12 %;

● абсолютно сухая – влажность около 0 %. Абсолютно сухая древесина используется для многих видов художественных работ: орнаментальной резьбы, столярных и бондарных работ, богородской резьбы и должна быть предварительно высушена до влажности 10–16 %.

Если обработанные изделия будут эксплуатироваться на улице (наличники окон и т.п.), то их влажность должна быть равной 15 %. Сушить древесину для таких изделий нужно под навесом в течение 3–6 месяцев. Если изделия предназначены для использования внутри дома, то древесину необходимо досушить в комнате.

Непригодна для резных работ свежесрубленная древесина. Высыхая, она сжимается в объеме и коробится. Пересушенное дерево даже в условиях нормальной влажности неизбежно впитает влагу из воздуха и разбухнет, что приведет к растрескиванию.

Недосушивание и пересушивание сказывается сильнее на твердых и плотных породах и слабее – на мягких и рыхлых.

В народных художественных промыслах наиболее широко распространены два способа сушки древесины: атмосферный и камерный. При атмосферной сушке материалы сохнут в сарае или на открытом воздухе под навесом, при камерной – в сушильных камерах различного объема.

Перед тем как взяться за нож нужно, в первую очередь, научиться слушать и чувствовать дерево. Опытный мастер уже по внешним признакам ствола определяет степень пригодности материала. Отсутствие мелких лучевых трещин на торце (срезе) говорит о хорошем качестве древесины, а большие трещины свидетельствуют о наличии пустых мест – полостей, которые дадут брак при распилке ствола. У сосны такие полости заполнены живицей. Если есть трещины по годичным слоям, значит, древесина непригодна для резьбы. Потому не стоит спешить с отбором материала для будущего изделия. Сперва необходимо внимательно присмотреться и простучать. При помощи этого приема можно найти все слабые места древесины, степень готовности к выделке и обработке. Так, к примеру, можно определить, где сидит в ней сучок, где рыхлое нутро, где завелась червоточина, где сухая, а где слишком сырая или молодая древесина.

Не рекомендуется для резных заготовок соединять разные породы, из-за неоднородной степени усыхания. Так, твердая, ядровая древесина усыхает значительно меньше, чем заболонь, поэтому заболонные участки древесины коробятся сильнее, а вот у центровой доски коробление будет едва заметным. Исходя из этого, мастер должен сам заготавливать древесину. Для чего необходимо знать, в какое время года делать заготовки той или иной породы, срок выдержки, условия хранения и т.д.

Икона. Резчик Сергей Дьяченко.

И все же, какое дерево лучше взять?

Из мягких лиственных пород наиболее предпочтительной является липа. К тому же она – лучший материал для начинающего резчика по дереву. Липа обладает мягкой, однородного строения, достаточно вязкой древесиной, которая одинаково легко режется вдоль и поперек волокон, мало подвержена короблению и растрескиванию. Недостатком является низкая твердость, что ограничивает область применения. Из древесины липы делают, как правило, небольшие предметы: резные игрушки, посуду, шкатулки, полки, настенные украшения.

Исконно русским резным материалом считается береза с ее белой, твердой и упругой древесиной. Она однородна по плотности и хорошо режется, хотя и труднее, чем липа. Рельеф резной поверхности получается чистым и четким. Береза хорошо окрашивается и отделывается, но подвержена сильному короблению. Поэтому ее нельзя применять для изготовления деталей больших размеров. Из древесины березы лучше делать небольшие детали мебели, резные и точеные накладные декоративные элементы.

Нередко используется древесина красной и черной ольхи. Это тоже однородный, вязкий материал, легко поддающийся обработке. Она хорошо режется, окрашивается, мало коробится.

Мало кто знает, что для резного дела подходит осина, серебристая, светящаяся древесина которой обладает всеми качествами, необходимыми для резных работ. Она однородна по строению и, хотя несколько более хрупка в сравнении с липой, может с успехом быть применена в любом виде резьбы.

Тополь по своим свойствам близок к липе, но при резьбе он может легко скалываться. Поэтому на древесине этих пород лучше всего выполнять крупнорельефную резьбу.

Из твердых лиственных пород используют дуб, орех, бук, грушу, клен.

Дуб считается классическим материалом для резьбы. Он обладает однородной плотностью на темных и светлых участках годичных слоев несмотря на крупноструктурное полосатое строение, а также вязкостью и необычной прочностью. Но древесина дуба твердая и ломкая, из-за чего нелегко поддается резьбе. Эту породу лучше применять для изготовления крупных декоративных элементов, а также накладных деталей. Дуб хорошо обтачивается, окрашивается и полируется. Позволяет выполнить как монументальные, так и небольшие камерные композиции.

Орех хорошо режется во всех направлениях, не дает сколов, поэтому его можно применять для выполнения самой тонкой резьбы. Древесину ореха используют для изготовления мебели, высокохудожественных резных изделий малых форм.

Бук по твердости близок к дубу, но скалывается еще больше. Он хорошо окрашивается и отделывается.

Груша легко и чисто режется во всех направлениях, мало коробится и хорошо окрашивается и отделывается, но имеет высокую твердость. Из ее древесины делают небольшие сувениры с рельефной резьбой, накладные декоративные детали для мебели.

Однородную, но твердую древесину имеет клен. Он режется чисто и без сколов, но тяжело; хорошо окрашивается и отделывается. Его древесину применяют в мозаичных и токарных работах.

Рыцарь. Резчик Сергей Дьяченко.

Однако не следует ограничиваться только лиственными породами. После того, как будет освоена техника резьбы, будут изучены приемы работы, можно браться и за хвойные породы с их ярко выраженной полосатой текстурой – ель, сосна, пихта и более прочная лиственница.

При выборе хвойных пород необходимо учитывать плотность годичных колец. Чем они гуще, тем плотнее и однороднее древесина. Для контурной и геометрической резьбы подойдут любые из перечисленных пород. Только нужно иметь в виду, что рисунок слоев древесины оказывает серьезное влияние на вид, форму и величину элементов задуманной композиции. Например, при работе с сосной и лиственницей узоры должны быть крупными и достаточно глубокими. Это диктуется:

● во-первых, на срезах текстура выделяется очень сочно, яркими, четкими линиями, вмешиваясь и искажая глубину узоров, поэтому мелкие элементы теряются в рисунке древесины и резьба на ее фоне плохо просматривается;

● во-вторых, древесина хвойных пород очень хрупка и неравномерна по плотности. Она легко скалывается по слою, особенно если элементы узора мелкие, отчего работа приобретает неопрятный, щербатый вид. В крупных элементах эти недостатки незаметны.

Что касается таких пород, как липа, осина, береза, то они могут быть покрыты тончайшим узором, который не забивается природным рисунком волокон. А так как древесина у этих пород равномерно гладкая и достаточно вязкая, то даже мелкие элементы не скалываются.

Из хвойных пород для резных работ можно с успехом использовать древесину сосны и ели. Из сосны вырезают украшения для наличников окон и дверей, карнизов, простенков домов и т.п. Это, как правило, крупнорельефная резьба. Благодаря смолистости сосны резные украшения из нее долговечны.

Ель мягче сосны и режется легче, но у нее имеется много твердых сучков, она менее смолиста, чем сосна, поэтому для резных работ применяется реже.

При выборе древесины для резьбы необходимо избегать таких пороков, как свилеватость, наклон волокон, прорость, сучки, трещины, гнили, червоточины.

Доски, предназначенные для резьбы, раскраивают на заготовки на круглопильных станках и обрабатывают в размер на фуговальных и рейсмусовых. Большое значение имеет срез доски – радиальный или тангенциальный. По радиальному срезу резать легче, доска меньше коробится, но резьба получается не такой выразительной, как на тангенциальном. Для крупных резных деталей лучше применять доски радиального распила, а для небольших – тангенциального.

Если резные детали имеют большую ширину, то заготовку получают путем склеивания отдельных брусков или дощечек. Для склеивания можно применять поливинилацетатный клей. Бруски надо подбирать так, чтобы срез и направление годичных слоев были одинаковыми, иначе выполнять резьбу будет трудно, а внешний вид изделия может значительно ухудшиться, особенно при окрашивании водными красителями. Склеенную заготовку выравнивают по пластям на рейсмусовом или фуговальном станке.

Резьбу на крупных деталях лучше выполнять до их сборки в изделие. В таком случае детали должны быть тщательно обработаны и подогнаны.

Материал взят из книги «Резьба по дереву», Банников Е.А.

Резьба по дереву - достаточно сложный вид декоративно-прикладного искусства. Для освоения дела мастерам требуется постоянная практика, хороший инструментарий, а также творческий подход. Однако конечный результат работы резчика зависит не только от этих факторов. Важную роль также играет качество материала, используемого для обработки. Какое дерево используют для резьбы по дереву мастера, как его подготовить? Ответы на эти и другие вопросы представлены ниже.

Важность качества материала

Далеко не каждая древесина подходит для резного искусства. Поскольку материалы обладают разными свойствами: влажностью, прочностью, мягкостью, гибкостью и т. д. Поэтому от выбора конкретного варианта зависят:

  • простота и быстрота обработки заготовок;
  • визуальная привлекательность изделия;
  • возможность выполнения мелких и сложных орнаментов;
  • долговечность изделия (статуэтки, мебели и т. д.).

Какое дерево выбрать при всём многообразии пород? Подбор конкретного материала во многом определяется техникой, в которой работает мастер.

Популярные породы

Ручная резьба может осуществляться на заготовках различной древесины. Однако существует несколько наиболее популярных пород, которым отдаются предпочтения. В их числе:

  1. Липа. Заготовки из этой породы хорошо поддаются обработке резцами и стамесками. Сама древесина имеет тонковолокнистую структуру, благодаря чему мастера могут выполнять сложные и деликатные орнаменты. Ровный белый цвет липы - ещё одна причина, по которой резчики выбирают именно эту породу.
  2. Ольха. Какая древесина для резьбы по дереву используется, если мастеру необходим уникальный оттенок породы? Прежде всего, конечно же, ольха. Такая древесина меняет цвет: изначально заготовка белая, однако со временем обретает красноватый оттенок, а потом - светло-розовый.
  3. Берёза. Отличается лёгкостью обработки, поэтому её часто используют при рельефной и геометрической резьбе. Из-за невысоких показателей прочности берёзовые заготовки применяют при изготовлении картин, панно и прочих декоративных изделий.
  4. Дуб. Какое дерево нужно для резьбы, если мастер желает изготовить статуэтку или декоративную мебель? Дуб станет лучшим выбором. Для него характерна высокая прочность, долговечность, устойчивость к повреждениям. Именно поэтому из дуба изготавливают скамейки, стулья, кухонную утварь и т. д.

Какие деревья годятся для резьбы, помимо названных пород? Прежде всего, это клён. Его древесина по цвету схожа с берёзой, однако отличается привлекательной текстурой и твёрдостью. Клён сложнее обрабатывать резцами (маленькими стамескам, церазиками, клюкарзами и т. д.), поэтому на заготовках создают крупный орнамент и сравнительно простые узоры. Также в резном искусстве широко используют сосну, кедр, тис и пихту. Их необходимо лучше подготавливать перед работой, так как в породах содержится много смол.

Критерии качества

Как выбрать дерево для резьбы при условии, что материалы различаются по свойствам? При заготовке важно учитывать:

  1. Влажность. Этот показатель напрямую влияет на долговечность готового изделия. Избыточная влажность древесины грозит деформацией, растрескиванием, потерей привлекательного внешнего вида. Поэтому свежесрубленный материал не подходит для обработки. Если возникает необходимость создания рельефа и орнамента, мастера выбирают сухие заготовки с влажностью около 8%.
  2. Состояние. Какую древесину использовать категорически не рекомендуется? Ту, которая имеет сучки, наросты и иные дефекты. Такой материал тяжёл в обработке из-за перекрученных волокон. Они мешают мастеру передвигать инструмент в нужном направлении. Кроме того, на месте сучков быстрее образуются сколы и трещины, что приводит к поломке изделий.
  3. Вес. Чем тяжелее материал, тем выше его прочность. Поэтому мастера стараются не использовать древесину с большим весом при изготовлении панно, картин и прочих изделий, которым требуется деликатная обработка. Тяжесть также может указывать на высокую влажность.

Это основная информация о том, какое дерево лучше выбрать для дальнейшей резьбы. При подборе конкретной заготовки мастерам также рекомендуется всегда учитывать технику, в которой они собираются работать.

Особенности подготовки

Выбор древесины - это начальный этап. После того как мастер определился с породой, ему потребуется подготовить материал. Эта мера необходима для того, чтобы предупредить раннюю порчу изделия и деформацию. Как подготовить дерево для резьбы, какие методы существуют?

Основным способом считается сушка. Эта процедура помогает удалить лишнюю влагу, которая накапливается в дереве. Оптимально, если материал высушивают на свежем воздухе. При этом важно снизить влажность до уровня 15-20%. Сама процедура сушки может занять много времени - несколько месяцев, если заготовки имеют большие габариты.

Как только влажность достигает нужных показателей, древесину заносят в помещение (подальше от отопительных приборов). Это необходимо для того, чтобы дополнительно просушить волокна материала. Желательно, чтобы показатель влажности в заготовке не превышал 8-10%.

Как подготовить древесину для резьбы с помощью альтернативных способов? Мастера могут применить метод вываривания. Такой способ подходит для подготовки заготовок небольшого размера. Для этого их помещают в кипяток, вываривая на маленьком огне в течение нескольких часов. Подобная процедура помогает быстро и эффективно устранить внутриклеточную влагу в волокнах материала. После такой термообработки заготовки необходимо просушить в течение недели (в среднем).

Если вам неизвестно, какое дерево подходит по резьбе стамесками, как правильно подготовить материал, но при этом желаете стать владельцем оригинальных изделий, мастера компании «Русский Бондарь» помогут. Наши специалисты - эксперты по изготовлению уникальной резной мебели, сувениров, статуэток, которые смогут заказать ценители эксклюзива.

Выбор материала для резьбы по дереву является очень ответственным моментом и во многом гарантирует качество будущего изделия.

Выбор материала для резьбы по дереву является очень ответственным моментом и во многом гарантирует качество будущего изделия. Определяясь с сортом древесины, важно чётко представлять желаемый конечный результат и принимать во внимание уровень мастерства резчика. Узнать больше про резьбу по дереву Вы можете здесь (http://www.grandecor.ru/), на сайте http://www.grandecor.ru/.

Сорта древесины, применяемые для резьбы по дереву

В большинстве случаев для резьбы по дереву используются следующие сорта древесины:

  • Берёза
  • Осина
  • Ольха
  • Сосна, ель и другие хвойные породы
  • Капы и сувели - наросты на стволах.

Наиболее популярным материалом, особенно у профессионалов, является липа. Считается, что её тонковолокнистая структура позволяет выполнять самую сложную и ажурную резьбу. Однако повышенная мягкость данного материала требует его обработки сверхострым инструментом, что может создать проблемы для начинающего резчика.

Как выбрать материал для резьбы

При выборе древесины для резьбы следует учитывать следующие её характеристики:

  • Твёрдость (мягкость)
  • Свилеватость (способность колоться)
  • Устойчивость к влаге
  • Плотность
  • Степень прямоты и цвет волокон
  • Возраст дерева

Индивидуальные свойства каждой породы древесины

Каждый мастер должен подходить к выбору сорта дерева строго индивидуально, исходя из собственных возможностей. Важно также учитывать сюжет и степень сложности резьбы, назначение будущего изделия, технологию его изготовления.

Характеристики отдельных пород древесины и область применения

  • Липа является наиболее технологичным материалом и позволяет выполнять резные изделия любой сложности. Однако данный сорт древесины требует высокой квалификации резчика.
  • Осина имеет лёгкий зеленоватый оттенок и чаще всего используется для изготовления мелкой кухонной утвари, в том числе деревянных ложек.
  • Древесина ольхи легко поддаётся резке и отделке, а также позволяет имитировать другие породы деревьев. Многие мастера считают этот материал универсальным.
  • Берёза обрабатывается несколько сложнее, однако обеспечивает высокое качество реза. Её рекомендуется использовать для изготовления небольших декоративных предметов.
  • Отличительной чертой клёна являются белая, слегка желтоватая древесина и красивая вязкая текстура. Этот материал отличается прочностью и твёрдостью. Особую красоту он приобретает после полировки по радиальному срезу. Кленовая утварь ценится очень дорого.
  • Ещё более прочным материалом принято считать дуб. Он широко применяется для изготовления предметов домашнего обихода и декоративных резных работ больших размеров.
  • Ель и сосна характеризуются полосатой текстурой и повышенной мягкостью. Такой материал более всего подходит для изготовления крупных поделок и рельефной резьбы.

Светлые и однотонные сорта дерева могут быть использованы для создания скульптурных портретов. Однотонная древесина является также подходящим материалом для ажурной резьбы. Яркие структурные полосы отдельных видов древесины полезны в тех случаях, когда изделию необходимо придать особую выразительность.

Резьба по дереву – декоративное искусство, при помощи которого вы не только сможете скоротать длинные зимние вечера, когда большинству жителей загородных домов нечем заняться, кроме просмотра изрядно надоевшего телевизора, но и извлечь пользу, к весне смастерив отличные наличники для украшения окон или резные карнизы.

Ведь инструмент мастера способен превратить обычную неоструганную доску или неотесанное полено в настоящее произведение искусства. Однако, чтобы результат ваших трудов вас не разочаровал, одного умения мало. Нужно еще суметь правильно подобрать дерево для резьбы, так как не каждая порода пригодна для использования под художественную резьбу. Прежде всего, значение имеет плотность древесины, степень прямоты волокон, твердость, ну и конечно же, цвет. Вот о том, какое дерево подойдет для резьбы, мы и поговорим сегодня.



Наиболее часто при резьбе используются лиственные породы древесины: липа, ольха, осина и некоторые другие. Хвойные породы для этого слишком мягкие, хотя некоторые их виды все-таки иногда пускаются в дело. Если нужно получить особую текстуру изделия или цвет, который не могут дать лиственные породы. В этих случаях употребляют кедр, сосну, пихту, лиственницу и тис.

И все-таки наибольшей популярностью у резчиков по дереву пользуется липа. Несмотря на свою твердость, она очень хорошо поддается обработке при помощи резца, а характерная только для нее тонковолокнистая структура древесины позволяет при соответствующем уровне умения выполнять очень тонкий узор и сложный рисунок. Привлекает так же резчиков ровный белый цвет липовых заготовок.

Древесина осины имеет очень однородную структуру, но для художественной резьбы ее используют редко, так как ей характерен хоть и слабый, но очень стойкий к внешним воздействиям зеленоватый оттенок, способный испортить любое резное украшение. Поэтому чаще осину используют как материал для изготовления мелкой кухонной утвари – ложек, например, или деревянных мисок.

А вот ольха, в отличие от осины, для резьбы подойдет, да и к тому же она довольно охотно меняет свой цвет, причем резчику для этого не приходится даже применять каких-то усилий. Свежесрубленная ольха имеет ровный белый цвет, но, если ее оставить на открытом воздухе на совсем непродолжительное время, она сразу же покраснеет.

В дальнейшем древесина ольхи начнет терять насыщенность цвета. Это будет происходить до тех пор, пока заготовка не станет бледно розовой. Благодаря этому необычному свойству ольха издавна заслужила звание дерево-хамелеон. Опытные мастера с удовольствием используют эту особенность ольхи, так как вовремя изолировав заготовку, можно получить желаемый цвет древесины, идеально подходящий для задуманного узора.

Береза обладает белым цветом с желтоватым оттенком и однородной, вязкой структурой. Такой же цвет характерен и для кленовой древесины, но она отличается еще и очень красивой текстурой, а также повышенной твердостью, благодаря чему изделия из нее получаются очень прочными.

В старину кленовые ложки ценились гораздо дороже березовых, липовых и даже осиновых. Кроме того из клена изготавливали отличные столешницы, края которых обрабатывали резцом и придавали им необычайно красивый вид. Так же очень прочная порода древесины – дуб. Это идеальный материал для изготовления посуды, мелкой утвари, а также крупных вещей, например, сундуков, внешняя поверхность которого может быть украшена изящной резьбой.

Для резьбы по дереву используется не только сама древесина. Очень часто мастера берут в работу так называемые капы и сувели.

Кап или, как еще говорят, капо-корень, – это характерный нарост на стволе дерева, который чаще всего встречается в его прикорневой части. Кап обладает практически такой же плотностью, что и основная часть древесного ствола, но при этом текстура его гораздо более разнообразна, часто в ней встречаются очень причудливые вкрапления.

Сувель – это своеобразный нарост, охватывающий ствол дерева по всей окружности. При его снятии нужно соблюдать крайнюю осторожность, что бы не нарушить структуру. Но результат, безусловно того стоит, так как в сечении сувель имеет невообразимо прекрасную изогнутую текстуру.

В этой статье рассмотрен вопрос, который обычно стоит перед начинающим резчиком: где взять и какую использовать древесину для резьбы? Хочется сразу сказать, что пойти и купить любую нужную заготовку в настоящее время по-прежнему невозможно. Тем не менее решение этого вопроса не является столь сложным, только беспокоиться о нем нужно заблаговременно. Как правило, самодеятельный резчик по дереву приобретает материал не тогда, когда он потребовался, а когда предоставилась такая возможность. Даже обычную древесину - ель, сосну , березу , бук - лучше запасать заранее, дать ей возможность высохнуть, проверить на растрескивание, коробление. Более надежное дерево старое, выдержанное, лишь бы в нем не было жучков-древоточцев. Источником для него могут быть детали разрушенных домов, выброшенная мебель, буковые планки паркетного пола и т. д. Спиленные или поваленные деревья нужной породы, в том числе и фруктовые, также объект внимания резчика.

Очень легко добываются небольшие заготовки - в многочисленных фирмах торгующих паркетом. Паркетная дощечка продаётся любых размеров и с очень хорошим выбором сортов древесины, в том числе и красного и черного дерева. Имеются, хотя и в меньшем количестве, фирмы, продающие отделочные доски из этих сортов древесины.

Кроме того существуют нетрадиционные источники приобретения заготовок для резьбы. Так например упаковка многих крупногабаритных товаров из южных стран сделана из красного дерева. Кухонные доски из красного дерева можно купить в хозяйственном магазине. Иногда можно приобрести или поменять материал у знакомых резчиков. Чертежные доски из липы, без сучков и достаточно однородные, продаются иногда в магазинах. Интересным источником ценных заготовок являются некоторые мебельные комбинаты, продающие обрезки древесины. Причем нередко эти обрезки представляют собой куски красного дерева (от комлевой части) в несколько десятков килограммов весом. Цены при этом весьма умеренные, поскольку продаётся эта древесина на дрова.

Такие запасы древесины приобретаются не сразу, но поскольку и работа по резьбе - процесс медленный, то нужная древесина практически всегда будет под рукой. На первых же порах начинающему резчику можно воспользоваться теми советами, которые приведены при описании первых поделок.

Отметим также, что нельзя указать на конкретный сорт древесины как самый лучший для начинающего резчика. Например бытующее мнение о том, что липа больше всего годится для резьбы, так как она «легко режется», не всегда верное. Легкость срезания древесины липы, ее мягкость являются отрицательными качествами для начинающего резчика: не имея практики в резьбе, он неосторожным движением может быстро испортить («поранить») поделку, чего нельзя сделать с твердой древесиной, хотя при резьбе ее физических усилий приходится прилагать больше. Липа требует особо острых инструментов именно из-за своей мягкости, иначе она не режется, а мнется (в некоторых местах), что также не хорошо для начинающего резчика. Липа подходит для резчика-профессионала, когда он, виртуозно владея ножом (например, богородские резчики), быстро и без больших усилий придает деревянной чурке контуры будущей поделки. Выбор сорта древесины для резчика так же важен, как и вопрос о материале вообще в прикладном искусстве (об этом будет подробнее сказано дальше): одним образом реализуется художественная форма в мраморе, по-другому - в граните и совершенно по-иному - в дереве. Такое же внимание надо уделять и отдельным сортам дерева: светлая и однотонная древесина подойдет, например, для скульптуры лица, портрета (темная однотонная древесина в этом случае менее выразительна): для тонкой ажурной резьбы также лучше иметь однотонную древесину; а ель или сосна, имеющие ярко выраженный полосатый рисунок древесины, т. е. текстуру древесины, могут быть использованы для поделок с крупными элементами рисунка или резьбе прорезной, где контуры вырезанных элементов являются определяющими в орнаменте. В некоторых сюжетах полосатая текстура хвойного дерева способствует выявлению сюжета или вносит в резьбу оригинальность. Подробнее об этом будет сказано в соответствующих разделах. Также мы учитываем при выборе древесины се твердость или мягкость, свилеватость или способность легко колоться, устойчивость к влаге или набухание и коробление от воды и т. д.- качества, которые в одних случаях будут положительными, в других - отрицательными.

Поэтому выбор сорта древесины, источник ее приобретения обдумываются одновременно с сюжетом резьбы и с технологией его выполнения. Удачно выбранный сорт древесины - это начало успеха в работе. Здесь нельзя применять поспешных решений, тем более что весь процесс резьбы может длиться неделями, иногда месяцами, а то и более года.

Начинающему резчику следует обратить внимание на то, что эстетическая ценность поделки, качество ее выполнения, находится в прямой зависимости и от выбора материала для резьбы, и от творческого замысла резчика, т. е. с первых шагов в работе указанные задачи взаимосвязаны. Проследим цепочку этой взаимосвязи.

Резчик будет более свободен в выборе материала, если владеет различными приемами техники и технологии в резьбе: может сращивать древесину в более крупный кусок с незаметными швами; может изготовить изделие сборным, монтировать из отдельных резных кусков одной и той же или различных пород древесины; может приготовить сам искусственную декоративную древесину для поделки; может использовать в резьбе (особенно в скульптуре лица) однородную формовочную массу на базе древесных опилок; может сочетать резьбу с облицовкой мозаичным набором из различных пород дерева: может тонировать древесину; может резать по сухой или сырой древесине. Это, в свою очередь, расковывает резчика в выборе темы, сюжета для резьбы или, как говорят, создаются в таком случае благоприятные условия для примата содержания, когда содержание определяет художественную форму, а не наоборот: цилиндрическая форма деревянной чурки диктует возможную художественную форму поделки, под которую, в свою очередь, подгоняется сюжет.

Вышесказанное заставляет более серьезно подходить к первой стадии работы самодеятельного мастера, которая предшествует непосредственно процессу резьбы,- к обдумыванию и вынашиванию замысла, сюжета и к пути его реализации. Именно на этой стадии и решается успех дела. Удачная реализация задуманной резьбовой поделки как раз и определяется хорошо продуманным до мелочей процессом работы от начала и до конца. Все это вносит в резьбу по дереву тот спортивный интерес, иногда азарт, заставляющий резчика выкраивать для работы каждый свободный час. И думать: «Что же, интересно, получится? Так ли, как я думал, как представляю?» Тот же интерес заставляет ломать голову над поиском решения какой-либо возникшей проблемы в резьбе, в монтаже, в композиции, которые требуют то конструкции нового инструмента, то какого-либо приспособления.

Неудачно выполненное деревянное резьбовое изделие уже не переделаешь. Все переделки и варианты должны быть продуманы предварительно (в замыслах, в рисунке, в пластилине), и для резьбы оставлен единственный, самый лучший вариант.

Чем больше опыт резчика, тем точнее совпадение замысла с полученным результатом. И этот уровень будет достигнут тем быстрее, чем серьезнее отношение резчика к своей поделке. Надо подходить к каждой своей работе, как к экзамену, где требуется раскрыть все свое умение, расценивать каждый объект художественной поделки как поле для приложения мастерства на самом высшем уровне своих способностей, считать, что именно эта поделка будет самой лучшей. И при выполнении последовательных операций в резьбе стараться также каждую последующую операцию сделать лучше предыдущей. Вот тогда будет и качество, и художественный уровень, а не размножение количества поделок. Вот тогда будет и рост художественного мастерства.

Резьбовое изделие, выполненное с любовью, когда в него вложено максимум терпения, поиска и труда, доставит впоследствии самому мастеру большое удовлетворение. Такая же реакция, как правило, бывает и у зрителя на соответствующие резные изделия. А если поделка выполнена наспех, поскорее, «чтобы закончить», из первой попавшейся древесины, то она может оказаться предметом разочарования и укором на долгие годы.

Итак, сорт древесины выбран, технология резьбы продумана, сюжет определен. Рассмотрим пригодность древесины с технической стороны, ее механические и физические свойства. В первую очередь она должна быть сухой, без сучков и, по возможности, без трещин. Хотя с трещинами на неответственных местах еще можно справиться, о чем будет сказано ниже, сучок же можно обыграть только вставкой вместо него какой-либо детали резьбы из того же куска дерева и с соблюдением такого же направления волокон древесины, как и в окружающем поле детали.

Заметим, что в некоторых случаях декора, решенных крупными полированными плоскостями, свилеватые переплетения слоев древесины вокруг сучков, дающие интересный рисунок, специально обыгрываются, даже выделяются. Иногда для этой цели используется и сам сучок. В некоторых случаях можно резать и из сырого (не высушенного) дерева, но тогда надо уметь ликвидировать отрицательные последствия высыхающей в процессе резьбы древесины. Умение работать с сырой древесиной позволяет выполнить такие технически сложные поделки (сырая древесина режется значительно легче сухой), какие из сухого дерева сделать вообще невозможно. Далее будет подробно рассказано и о сушке древесины, как обычной, в естественных условиях, так и ускоренной, когда сухой древесины в наличии нет, а условия не позволяют ждать ее выдержки.

Важно обратить внимание резчика на то, что существуют два вида влажности древесины: органическая, или внутриклеточная, и внешняя - дождевая. Органическая жидкость может быть удалена при естественной сушке только в течение нескольких лет, а внешняя - за несколько часов. Даже полностью набухшая от дождя доска высохнет в течение не более суток. Отметим в связи с этим, что древесина, спиленная зимой, обладает значительно меньшей органической влажностью; соответственно, она суше (иногда в 2 раза) и тверже весенней или летней. И конечно, наиболее благоприятна для резчика древесина сухостоя или валежника.

Для художественной поделки из дерева не всегда нужна ровная, без сучков древесина. Особенно для маркетри и для интарсии более интересна оригинальная текстура древесины, которая получается как раз вследствие заболевания или повреждения дерева, механических помех при его росте. Ниже мы познакомимся на конкретных породах с особенностями древесины, также подробно опишем свойства капов, здесь же отметим некоторые из них.

Свилеватая древесина, обладающая запутанным переплетением волокон, применяется резчиком и как прочная, не колкая (для киянок, черенков, топорища), и как декоративная, т. е. используются ее плоские срезы в виде шпона или облицовочных пластинок. Особенно красива текстура такой древесины в округлых наплывах (болонах) на стволах деревьев, которые так и называются свиль (или сувой, сувель). От свили можно отделить выпиливанием участки для изготовления изогнутых веточек, скобочек, полосок, хвостов животных в поделках, для тонких кривых деталей, где прямослойная древесина не годится. Для этой же цели можно использовать и завитки вокруг сучков, особенно старых, заросших, или вокруг прорости - омертвевшей древесины.

Из других особенностей и свойств древесины отметим следующие. Прочность и плотность древесины увеличивается от ядра (середины) к заболонной части. Также и влажность в середине ствола меньше, чем в заболони, а это значит, что доска, вырезанная из середины ствола, при высыхании не покоробится, но в средней части будет толще за счет разности в усыхании древесины. Отсюда же происходит, в частности, и коробление других досок - всегда с образованием выпуклости в сторону ядра ствола.

Из этих соображений сплачивание досок в один щит, даже если он снабжен поперечными планками, делается обычно с поочередным наложением лицевой и не лицевой сторон досок, чтобы свести к минимуму коробление щита. Лицевая, или правая, сторона та, которая ближе к внешней части ствола - к коре. Определить это можно, рассматривая доску с торца.

Пожалуй, умение определить лицевую сторону еще более важно для шпона (однослойной фанерки). Если повернуть лист шпона к свету так, чтобы лучи падали под острым углом и стали почти скользящими, то на лицевой стороне будут видны маленькие бугорки древесины, а на не лицевой, или левой,- продолговатые впадинки. Поэтому при фанеровке шпон наклеивается на основу не лицевой стороной, где впадинки способствуют затеканию и удержанию в них клея, а внешнюю, лицевую, сторону при этом удобнее обрабатывать: бугорки сошлифовать легче, чем всю поверхность сровнять со впадинками. В последнем случае «дефекты впадинок» проявляются часто при отделке поверхности лаком, что заставляет наносить значительно больше слоев лака, чтобы их убрать.

Маркетристу или резчику по дереву не всегда удается считаться с лицевой стороной шпона. Иногда одерживают верх и соображения о выразительности рисунка древесины, особенно, когда листы шпона берутся из одной пачки (кноля) и создается симметричный рисунок с расположением рядом двух одинаковых листов, но один правой, а другой левой стороной вверх. Тогда нужно хотя бы снять бугорки с правой стороны перевернутого листа шпона, чтобы они не мешали контактируемым поверхностям при склеивании.

В пачках покупного шпона лицевую сторону легко определить по бумажным полоскам (стяжкам), которыми склеены трещины: они наклеиваются всегда на лицевую сторону.

Обратим внимание читателя еще на некоторые данные о древесине и вытекающие отсюда выводы. При одном и том же весе деловая древесина сосны, например, стоит дороже, чем чугун или сталь. Несравнимо дороже благородная древесина. Дерево останется строительным материалом и в будущем, так как запасы металла и другие природные ресурсы исчезают безвозвратно, а дерево в среднем вырастает в течение десятков лет. Еще более любима древесина как отделочный материал, особенно в настоящее время. Она быстро вытесняет пластмассу, и здесь вопрос уже не только экологический. Здесь в первую очередь эстетика, а также гигиена, сохранение здоровья, удобства. После этого замечания можно более ясно представить значение в быту художественных поделок из древесины, тем более выполненных своими руками.

И уж коли мы стали рассматривать древесину с позиций экономических и социальных, то следует учесть, что стоимость древесины в изделии резчика по дереву будет занимать ничтожный процент по отношению к труду, вложенному в это изделие. Однако от качества древесины, ее внешнего вида (а если этого нет, зачем тогда делать из дерева?) Зависит очень многое, что определяется уже не «ничтожными процентами». Отсюда напрашивается ясный вывод: перед началом работы серьезнее подойти к выбору древесины, работать на самом лучшем материале, который доступен резчику в данный период.

Мастер по дереву должен владеть всеми приемами обращения с древесиной, использовать не только ее положительные свойства, но и брать на службу, казалось бы, отрицательные качества. Это упрощает работу, а результат получается лучше.

Рассмотрим свойства отдельных пород дерева и обратим внимание главным образом на те особенности, которые могут неожиданно повлиять на результат или процесс работы. Начнем с наиболее распространенных сортов древесины, но опишем также свойства и тех пород, которые поступают к нам как импорт или произрастают на юге страны, тем более, что сведения о них в литературе встречаются не часто. Практика показывает, что рано или поздно резчик использует и этот материал.