Человек: систематика и характерные признаки в строении организма. Общие признаки человека и млекопитающих Положение человека в системе организмов
Имеет свои особенности. Связаны они с биосоциальной основой Человека разумного.
Человек: систематика
С одной стороны, человек является объектом живой природы, представителем Царства Животные. С другой - это социальная личность, которая живет по законам общества и строго подчиняется им. Поэтому современной наукой систематика человека и особенности его происхождения рассматриваются как с биологической, так и с социальной позиции.
Систематика человека: таблица
Представители таксонов, к которым принадлежит современный человек, имеют ряд сходных черт строения. Это является доказательством наличия их единого предка и общего пути эволюции.
Таксономическая единица | Черты сходства и характерные признаки |
Тип Хордовые | Формирование на начальных этапах развития зародыша хорды и нервной трубки |
Подтип Позвоночные | Формирование внутреннего которого является позвоночник |
Класс Млекопитающие | Выкармливание детенышей молоком, наличие диафрагмы, дифференцированных зубов, легочного дыхания, теплокровность, внутриутробное развитие |
Отряд Приматы | Пятипалые конечности, противопоставление большого пальца остальным, идентичность 90 % генов шимпанзе |
Семейство Гоминиды | Развитие головного мозга, способность к прямохождению |
Род Человек | Наличие сводчатой стопы, свободная и развитая верхняя конечность, наличие изгибов позвоночника, членораздельная речь |
Вид Человек разумный | Интеллект и абстрактное мышление |
Тип Хордовые
Как видите, место человека в систематике четко определено. Гетеротрофный тип питания, ограниченный рост, способность к активному передвижению определяют его принадлежность к Царству Животные. А вот по особенностям является представителем К этой систематической единице также относятся классы Костные и Хрящевые рыбы, Пресмыкающиеся, Земноводные и Птицы.
Как такие разные организмы могут относиться к одному типу? Все дело в их эмбриональном развитии. На ранних стадиях у них закладывается осевой тяж - хорда. Над ней формируется нервная трубка. А под хордой - кишечник в виде сквозной трубки. В глотке находятся жаберные щели. По мере развития эти зачаточные структуры у человека претерпевают ряд метаморфоз.
Из хорды развивается позвоночник, из нервной трубки - спинной и головной мозг. Кишечник приобретает сквозную структуру. Жаберные щели в глотке зарастают, в результате чего человек переходит к легочному дыханию.
Классс Млекопитающие
Типичным представителем класса Млекопитающие является человек. Систематика относит его к этому таксону не случайно, а по целому ряду характерных признаков. Подобно всем представителем млекопитающих животных, человек выкармливает своих детенышей молоком. Это ценное питательное вещество вырабатывается в специализированных железах.
Систематика человека разумного относит его к группе плацентарных млекопитающих. Во время внутриутробного развития этот орган связывает организм матери и будущего ребенка. В плаценте их кровеносные сосуды переплетаются, между ними устанавливается временная связь. Результатом такой работы является осуществление транспортной и защитной функций.
Сходство человека с другими представителями млекопитающих заключается также в особенностях строения систем органов и протекании физиологических процессов. К ним относится ферментативное пищеварение. Биологически активные вещества выделяются печенью, слюнными и поджелудочной железой. Общей чертой является и наличие дифференцированных зубов: резцов, клыков, больших и малых коренных.
Наличие четырехкамерного сердца и двух кругов кровообращения обусловливает теплокровность человека. Это означает, что температура его тела не зависит от данного показателя в окружающей среде.
Вид Человек разумный
Согласно самой распространенной гипотезе, человек и некоторые виды современных обезьян имеют одного предка. Этому есть ряд доказательств. Семейство Гоминиды характеризуется важным признаком - прямохождением. Эта черта, безусловно, была связана с изменением образа жизни, что привело к высвобождению передних конечностей и развитию руки как органа труда.
Процесс становления современного вида проходил в несколько стадий: древнейшие, древние и первые современные люди. Эти фазы не сменяли друг друга, а определенный период сосуществовали и конкурировали между собой.
Древнейшие, или обезьянолюди, умели самостоятельно изготавливать орудия труда из камней, добывать огонь, жили первичным стадом. Древние, или неандертальцы, общались с помощью жестов и зачаточной членораздельной речи. Их орудия труда были еще и костяными. Современные люди, или кроманьонцы, сооружали собственное жилье или жили в пещерах. Они шили одежду из шкур, знали гончарное дело, приручали животных, выращивали растения.
Человек, систематика которого определяется совокупностью анатомии, физиологии и поведенческих реакций, является результатом длительных эволюционных процессов.
Из этого урока вы узнаете о родстве человека с другими видами животных. Выясните систематическое положение вида Человек разумный в современной классификации живых существ, познакомитесь с чертами, которые объединяют нас с другими млекопитающими. Также будут рассмотрены особенности строения нашего организма, которые отличают человека от других животных и делают наш биологический вид уникальным и неповторимым среди других неповторимых видов.
Человек, как живое существо, является частью мира животных. Наш вид относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, подклассу Плацентарные млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек и виду Человек разумный (схема 1).
Схема 1. Место человека в системе живых организмов
То, что наш вид относится к царству Животные, убедительно доказывает наша морфология, цитология и физиология.
Принадлежность к типу Хордовых видна на этапе внутриутробного развития. Эмбрион человека имеет хорду, нервную трубку, находящуюся над хордой, сердце, расположенное на брюшной стороне под пищеварительным трактом.
Принадлежность человека к подтипу Позвоночных определяется замещением хорды позвоночником, развитым черепом и челюстным аппаратом, а также двумя парами конечностей (рис. 1) и головным мозгом, состоящим из пяти отделов.
Рис. 1. Скелеты человека и лягушки имеют сходные черты, характерные для всех позвоночных животных
Наличие волос на поверхности тела, пяти отделов позвоночника, четырехкамерного сердца, сильно развитого головного мозга, потовых, сальных, млечных желез, а также теплокровность позволяют отнести человека к классу Млекопитающих.
Развитие плода внутри организма матери в матке и питание его через плаценту - к подклассу Плацентарных млекопитающих.
Наличие передних конечностей хватательного типа, у которых первый палец противоположно поставлен остальным пальцам, ногтей, хорошо развитых ключиц, а также смена молочных зубов в процессе онтогенеза и вынашивание, преимущественно, одного детеныша позволяет отнести человека к отряду Приматов. На уровне отряда сходство человека с другими животными заканчивается.
Признаки позволяющие отделить семейство Люди от других приматов, являются уникальными для человека. В семействе Люди есть только один род Человек, в котором только один современный вид Человек разумный.
Рассмотрим признаки, отличающие человека от других животных.
В первую очередь - это высшая нервная деятельность. У человека развита вторая сигнальная система (см. урок 8 класса Высшая нервная деятельность), отвечающая за восприятие речи, а также прекрасно развиты логическое мышление, память, абстрактное мышление. Эти способности возникают благодаря развитой коре головного мозга. У человека самое большое среди всех животных отношение массы мозга к массе тела.
Второе отличие - это особенности скелета, отвечающие за истинное прямохождение. Наш позвоночник имеет 4 изгиба, которые оптимально передают вес нашего вертикально расположенного тела на ноги (рис. 2).
Рис. 2. Позвоночник человека приспособлен к истинному прямохождению
А ноги имеют сводчатые стопы, которые выдерживают нагрузку при беге и прыжках (см. видео).
Гибкая кисть, в принципе, свойственна многим приматам, но только у человека она достигла такой гибкости, которая позволяет легко манипулировать как мелкими, так и тяжелыми предметами.
Причем движения могут быть как мощными, так и очень тонкими, позволяющими, например, вышивать или писать (см. видео).
Прямохождение, развитые кисти рук и мощный головной мозг позволили человеку производить орудия труда - от заостренной палки до космического спутника (рис. 3).
Рис. 3. Артефакты древнего (копья - слева) и современного (космический спутник - справа) человека
Некоторые птицы и другие приматы способны использовать найденное орудие труда, например камни и палки. Но никто из них не способен сделать себе специальное орудие.
Вторая сигнальная система позволила создать очень высокоорганизованный социум. Никакая стая зверей не способна на такое тонкое и эффективное взаимодействие, как человеческое общество (см. видео).
Таким образом, с биологической позиций систематики, человек - это животное из отряда Приматы. Он имеет все ткани и системы органов, характерные для прочих приматов.
Генотип человека отличается от генотипа ближайших человекообразных обезьян, например карликовых шимпанзе бонобо, на один процент. В то же время, человек, в отличие от животных, обладает развитым абстрактным мышлением, способен производить и использовать орудия труда. Он существует в обществе, в котором есть разделение труда и которое управляется при помощи речи.
Список литературы
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: ( )
- Д.К. Беляев. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 11-е издание, стереотипное. - М.: Просвещение, 2012. - 304 с. (
, атавизмы , рудименты , эмбриологические , болезни , хордовые , позвоночные , гоминиды , люди
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Педагогическая технология: модульное обучение.
Методы и приёмы: сотрудничество в малой группе, самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника.
Оборудование: учебник под ред. Д. В. Колесова, методички для учащихся, бланки таблиц, листочки бумаги, простые карандаши, рабочие тетради.
Цели урока: образовательная: сформировать знания о родстве человека с животными; научить объяснять родство человека с животными; развивающая: совершенствовать умения самостоятельной работы с учебником; воспитательная: развивать умения общения друг с другом и учителем; продолжить формирование навыков самооценки.
План урока
1. Организационный момент.
2. УЭ - 0. Постановка познавательной задачи.
3. УЭ - 1. Входной контроль.
4 . УЭ - 2. Изучение нового материала на основе знаний из предыдущего курса биологии животных.
5. УЭ - 3. Изучение и первичное закрепление изученного материала.
6. УЭ - 4. Выходной контроль.
7. УЭ - 5. Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. УЭ - 0. Постановка познавательной задачи.
Учитель. У вас на столах лежат методические пособия (Приложение 1). Ознакомьтесь с информацией, которая дана в методичке. Как вы думаете, какую информацию можно извлечь из неё?
Ученики. Методическое пособие является инструкцией к данному уроку. Можно узнать, что мы будем изучать на уроке, в какой последовательности, вид работы, цели каждого этапа. Можно будет оценить свою работу.
Учитель. Ознакомьтесь с содержанием учебного элемента – 0. У вас есть вопросы по цели урока? Вам понятно, какие знания и умения будут формироваться на этом уроке? Если всё понятно, то приступаем к решению задачи учебного элемента–1. Ознакомьтесь с содержанием учебного элемента – 1. Какие вопросы у вас возникли?
Если вопросов нет, выполняйте по инструкциям задания.
Цель данного этапа урока: вспомнить методы доказательства родства живых организмов.
Записать в тетрадях дату и тему урока. Прочитать и выполнить задание: установите соответствие между наукой и предметом её изучения. Ответ записать в виде последовательности букв, каждую букву отделять запятой. Форма работы - индивидуальная. Записи в тетрадях. Время выполнения задания - 5 мин.
1. Анатомия
2. Физиология организмов
3. Эмбриология
Предмет науки
А. Функции органов и организма
Б. Изучение зародышевого развития
В. Строение органов и организма
Учитель. Обратите внимание на экран. Вы видите правильный ответ на вопрос. Проверьте каждый свою работу. Правила оценивания работы даны в вашей методичке. Баллы запишите в тетрадь. За правильный ответ 2 балла. Если выполнено 50% работы, то 1 балл.
УЭ – 1. В, А, Б
Учитель. Приступайте к выполнению заданий следующего этапа учебного элемента–2.
Цель: определить методы, с помощью которых установлена принадлежность человека к определённым систематическим группам.
2. Проанализировать прочитанное.
4. Подготовиться к защите работы.
Форма работы: сотрудничество в малой группе. Распределить следующие роли: командир, секретарь, консультанты. Выбрать задание согласно выполняемой роли.
Создаются группы по желанию. Учитель должен контролировать распределение учеников по группам, так как по составу группы должны быть примерно одинаковы. Время, затрачиваемое на создание групп – 1-2 минуты.
Заполнить таблицу, приведённую в приложении 2 простым карандашом. Продолжительность работы – 15 минут.
Учитель. Внимание. Переходим к следующему этапу работы на уроке.
Цель: обосновать выбор методов доказательства родства человека с животными.
1. Назвать методы доказательства родства человека с животными.
2. Объяснить выбор.
Ответ группы оценивается учителем по пятибалльной шкале. Работа фронтальная.
Каждая группа отвечает на вопрос об определённой систематической группе по цепочке. Эталоны ответов приведены в таблице.
Методы доказательства родства человека с различными группами животных
Систематическая группа животных |
Методы доказательства родства человека с животными |
Обоснование |
1. Царство Животные | Сравнительно - анатомические | Атавизмы, рудименты |
2. Тип Хордовые | Эмбриологические | Сходство эмбрионов |
3. Подтип Позвоночные | Сравнительно - анатомические | Сходство строения скелета, кровеносной и нервной систем |
4. Класс Млекопитающие | Сравнительно - анатомические, физиологические |
Сходство строения лёгких, сердца, наличие диафрагмы, постоянная температура тела, вскармливание грудного ребёнка молоком, вынашивание плода в матке |
5. Отряд Приматы | Сравнительно - анатомические | Сходство строения: плоские ногти, пятипалая конечность, строение кисти руки |
6. Семейство Гоминиды | Физиологические | Одинаковые болезни |
7. Род Человек | Сравнительно - анатомические, | |
8. Вид Человек разумный (все люди к одному виду) |
Сравнительно - анатомические, физиологические, эмбриологические |
Сходство строения, функций органов, зародышевого развития |
Учитель. Ознакомьтесь с целями и заданиями учебного элемента-4. Прочитайте внимательно инструкцию по оформлению ответа. Есть вопросы по оформлению ответа? Если вопросы отсутствуют, приступайте к работе.
Цель: выполнить проверочную работу. Продолжительность работы – 4 минуты. Форма работы – индивидуальная.
1. Выполнить задание по вариантам.
Отметьте знаком “+” верные утверждения, а знаком “-” – неверные. Ответ оформите в виде последовательности математических знаков.
1. Человек относится к типу Хордовые.
2. Человек относится к типу Позвоночные.
3. Вид Человек разумный – это один из видов царства животных.
4. Рудименты – это пример сравнительно – анатомической группы доказательств родства человека с животными.
5. Современный человек относится к виду Человек разумный.
1. Человек относится к отряду Приматы.
2. Человек относится к подтипу Позвоночные.
3. Человек относится к классу Позвоночные.
4. Атавизмы – это один из примеров сравнительно – анатомической группы доказательств родства человека с животными.
5. Наличие диафрагмы – одно из доказательств принадлежности человека к классу Млекопитающие.
Ученики. Выполняют задание.
Учитель. Внимание. Работу заканчиваем. Проверяем работу. За каждый правильный ответ – 1 балл. Правильные ответы даны на доске.
УЭ – 4. Вар.1. + - +++; Вар. 2. ++- ++
Учитель. Выполните задания последнего этапа урока.
2. Выбрать домашнее задание по таблице.
Оценки за урок и домашнее задание
Молодцы! Подготовьте сообщение |
Из этого урока вы узнаете о родстве человека с другими видами животных. Выясните систематическое положение вида Человек разумный в современной классификации живых существ, познакомитесь с чертами, которые объединяют нас с другими млекопитающими. Также будут рассмотрены особенности строения нашего организма, которые отличают человека от других животных и делают наш биологический вид уникальным и неповторимым среди других неповторимых видов.
Человек, как живое существо, является частью мира животных. Наш вид относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, подклассу Плацентарные млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек и виду Человек разумный (схема 1).
Схема 1. Место человека в системе живых организмов
То, что наш вид относится к царству Животные, убедительно доказывает наша морфология, цитология и физиология.
Принадлежность к типу Хордовых видна на этапе внутриутробного развития. Эмбрион человека имеет хорду, нервную трубку, находящуюся над хордой, сердце, расположенное на брюшной стороне под пищеварительным трактом.
Принадлежность человека к подтипу Позвоночных определяется замещением хорды позвоночником, развитым черепом и челюстным аппаратом, а также двумя парами конечностей (рис. 1) и головным мозгом, состоящим из пяти отделов.
Рис. 1. Скелеты человека и лягушки имеют сходные черты, характерные для всех позвоночных животных
Наличие волос на поверхности тела, пяти отделов позвоночника, четырехкамерного сердца, сильно развитого головного мозга, потовых, сальных, млечных желез, а также теплокровность позволяют отнести человека к классу Млекопитающих.
Развитие плода внутри организма матери в матке и питание его через плаценту - к подклассу Плацентарных млекопитающих.
Наличие передних конечностей хватательного типа, у которых первый палец противоположно поставлен остальным пальцам, ногтей, хорошо развитых ключиц, а также смена молочных зубов в процессе онтогенеза и вынашивание, преимущественно, одного детеныша позволяет отнести человека к отряду Приматов. На уровне отряда сходство человека с другими животными заканчивается.
Признаки позволяющие отделить семейство Люди от других приматов, являются уникальными для человека. В семействе Люди есть только один род Человек, в котором только один современный вид Человек разумный.
Рассмотрим признаки, отличающие человека от других животных.
В первую очередь - это высшая нервная деятельность. У человека развита вторая сигнальная система (см. урок 8 класса Высшая нервная деятельность), отвечающая за восприятие речи, а также прекрасно развиты логическое мышление, память, абстрактное мышление. Эти способности возникают благодаря развитой коре головного мозга. У человека самое большое среди всех животных отношение массы мозга к массе тела.
Второе отличие - это особенности скелета, отвечающие за истинное прямохождение. Наш позвоночник имеет 4 изгиба, которые оптимально передают вес нашего вертикально расположенного тела на ноги (рис. 2).
Рис. 2. Позвоночник человека приспособлен к истинному прямохождению
А ноги имеют сводчатые стопы, которые выдерживают нагрузку при беге и прыжках (см. видео).
Гибкая кисть, в принципе, свойственна многим приматам, но только у человека она достигла такой гибкости, которая позволяет легко манипулировать как мелкими, так и тяжелыми предметами.
Причем движения могут быть как мощными, так и очень тонкими, позволяющими, например, вышивать или писать (см. видео).
Прямохождение, развитые кисти рук и мощный головной мозг позволили человеку производить орудия труда - от заостренной палки до космического спутника (рис. 3).
Рис. 3. Артефакты древнего (копья - слева) и современного (космический спутник - справа) человека
Некоторые птицы и другие приматы способны использовать найденное орудие труда, например камни и палки. Но никто из них не способен сделать себе специальное орудие.
Вторая сигнальная система позволила создать очень высокоорганизованный социум. Никакая стая зверей не способна на такое тонкое и эффективное взаимодействие, как человеческое общество (см. видео).
Таким образом, с биологической позиций систематики, человек - это животное из отряда Приматы. Он имеет все ткани и системы органов, характерные для прочих приматов.
Генотип человека отличается от генотипа ближайших человекообразных обезьян, например карликовых шимпанзе бонобо, на один процент. В то же время, человек, в отличие от животных, обладает развитым абстрактным мышлением, способен производить и использовать орудия труда. Он существует в обществе, в котором есть разделение труда и которое управляется при помощи речи.
Список литературы
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: ( )
- Д.К. Беляев. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 11-е издание, стереотипное. - М.: Просвещение, 2012. - 304 с. (
Тело современного человека формировалось в ходе эволюции миллионы лет. За это время человечество научилось изготавливать орудия труда, строить жилища, жить обществом. Поэтому место человека в системе органического мира определяется не только биологическими, но и социальными функциями.
Классификация человека
Современная классификация человека выглядит следующим образом:
- Надцарство - Ядерные (Эукариоты)
- Царство - Животные
- Подцарство - Многоклеточные
- Тип - Хордовые
- Подтип - Позвоночные
- Класс - Млекопитающие
- Подкласс - Настоящие звери (Терии)
- Инфракласс - Плацентарные
- Отряд - Приматы
- Подотряд - Высшие приматы
- Инфраотряд - Узконосые обезьяны
- Семейство - Гоминиды
- Род - Люди (Homo)
- Вид - Человек разумный
- Подвид - Homo sapiens sapiens
Человек относится к гоминидам, т.е. человекообразным, прогрессивным обезьянам, о чём свидетельствует ряд общих признаков:
- аналогичные пропорции тела;
- относительно крупный мозг;
- хорошо развитый лицевой отдел черепа, мимика;
- схожее строение ушных раковин;
- наличие подвижных мясистых губ;
- аналогичное строение зубов;
- пятипалые конечности, большой палец противопоставлен всем остальным;
- плоские ногти;
- папиллярные узоры;
- отсутствие хвоста;
- отсутствие волос на внутренней стороне стоп и ладоней;
- аппендикс;
- бинокулярное зрение;
- сходные заболевания;
- сходство групп крови;
- низкая плодовитость (один-два детёныша) и длительный период детства;
- социальный образ жизни.
Рис. 1. Внешнее сходство человека и обезьяны.
Геном человека и шимпанзе отличается всего лишь на 1,2 %, т.е. почти на 99 % человек является родственником шимпанзе. Однако такая несущественная разница позволяет развиться шимпанзе только до уровня 4-летнего ребёнка.
Сходства и различия с животными
Говоря кратко о месте человека в системе органического мира, следует разграничить его биологическую и социальную роли. Человек имеет естественные потребности (сон, еда, спаривание), но при этом способен контролировать свои желания, учиться, заниматься творчеством.
Несмотря на то, что человечество - животный вид, в ходе развития человек приобрёл уникальные анатомические и социальные качества. В таблице приведены сходства и различия человека и других млекопитающих.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
Сходство |
Отличие |
|
|
Рис. 2. Мозг человека и других млекопитающих.
На принадлежность человека к животному царству указывают атавизмы - спонтанно проявляющиеся признаки, присущие предкам, и рудименты - органы, утратившие своё значение. К атавизмам относятся обильный волосяной покров по всему телу, включая лицо, хвост, многососковость, ярко выраженные клыки. К рудиментам - аппендикс, третье веко, мышцы ушных раковин.
Рис. 3. Гипертрихоз - избыточное оволосение.
Что мы узнали?
По классификации человек относится к приматам, высшим обезьянам - гоминидам. Об этом свидетельствует схожие черты с другими гоминидами. Несмотря на принадлежность человека к животному царству, имеются существенные различия, связанные с более сложным строением мозга.
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 18.