Человек: систематика и характерные признаки в строении организма. Общие признаки человека и млекопитающих Положение человека в системе организмов

Имеет свои особенности. Связаны они с биосоциальной основой Человека разумного.

Человек: систематика

С одной стороны, человек является объектом живой природы, представителем Царства Животные. С другой - это социальная личность, которая живет по законам общества и строго подчиняется им. Поэтому современной наукой систематика человека и особенности его происхождения рассматриваются как с биологической, так и с социальной позиции.

Систематика человека: таблица

Представители таксонов, к которым принадлежит современный человек, имеют ряд сходных черт строения. Это является доказательством наличия их единого предка и общего пути эволюции.

Таксономическая единица Черты сходства и характерные признаки
Тип Хордовые Формирование на начальных этапах развития зародыша хорды и нервной трубки
Подтип Позвоночные

Формирование внутреннего которого является позвоночник

Класс Млекопитающие Выкармливание детенышей молоком, наличие диафрагмы, дифференцированных зубов, легочного дыхания, теплокровность, внутриутробное развитие
Отряд Приматы Пятипалые конечности, противопоставление большого пальца остальным, идентичность 90 % генов шимпанзе
Семейство Гоминиды Развитие головного мозга, способность к прямохождению
Род Человек Наличие сводчатой стопы, свободная и развитая верхняя конечность, наличие изгибов позвоночника, членораздельная речь
Вид Человек разумный Интеллект и абстрактное мышление

Тип Хордовые

Как видите, место человека в систематике четко определено. Гетеротрофный тип питания, ограниченный рост, способность к активному передвижению определяют его принадлежность к Царству Животные. А вот по особенностям является представителем К этой систематической единице также относятся классы Костные и Хрящевые рыбы, Пресмыкающиеся, Земноводные и Птицы.

Как такие разные организмы могут относиться к одному типу? Все дело в их эмбриональном развитии. На ранних стадиях у них закладывается осевой тяж - хорда. Над ней формируется нервная трубка. А под хордой - кишечник в виде сквозной трубки. В глотке находятся жаберные щели. По мере развития эти зачаточные структуры у человека претерпевают ряд метаморфоз.

Из хорды развивается позвоночник, из нервной трубки - спинной и головной мозг. Кишечник приобретает сквозную структуру. Жаберные щели в глотке зарастают, в результате чего человек переходит к легочному дыханию.

Классс Млекопитающие

Типичным представителем класса Млекопитающие является человек. Систематика относит его к этому таксону не случайно, а по целому ряду характерных признаков. Подобно всем представителем млекопитающих животных, человек выкармливает своих детенышей молоком. Это ценное питательное вещество вырабатывается в специализированных железах.

Систематика человека разумного относит его к группе плацентарных млекопитающих. Во время внутриутробного развития этот орган связывает организм матери и будущего ребенка. В плаценте их кровеносные сосуды переплетаются, между ними устанавливается временная связь. Результатом такой работы является осуществление транспортной и защитной функций.

Сходство человека с другими представителями млекопитающих заключается также в особенностях строения систем органов и протекании физиологических процессов. К ним относится ферментативное пищеварение. Биологически активные вещества выделяются печенью, слюнными и поджелудочной железой. Общей чертой является и наличие дифференцированных зубов: резцов, клыков, больших и малых коренных.

Наличие четырехкамерного сердца и двух кругов кровообращения обусловливает теплокровность человека. Это означает, что температура его тела не зависит от данного показателя в окружающей среде.

Вид Человек разумный

Согласно самой распространенной гипотезе, человек и некоторые виды современных обезьян имеют одного предка. Этому есть ряд доказательств. Семейство Гоминиды характеризуется важным признаком - прямохождением. Эта черта, безусловно, была связана с изменением образа жизни, что привело к высвобождению передних конечностей и развитию руки как органа труда.

Процесс становления современного вида проходил в несколько стадий: древнейшие, древние и первые современные люди. Эти фазы не сменяли друг друга, а определенный период сосуществовали и конкурировали между собой.

Древнейшие, или обезьянолюди, умели самостоятельно изготавливать орудия труда из камней, добывать огонь, жили первичным стадом. Древние, или неандертальцы, общались с помощью жестов и зачаточной членораздельной речи. Их орудия труда были еще и костяными. Современные люди, или кроманьонцы, сооружали собственное жилье или жили в пещерах. Они шили одежду из шкур, знали гончарное дело, приручали животных, выращивали растения.

Человек, систематика которого определяется совокупностью анатомии, физиологии и поведенческих реакций, является результатом длительных эволюционных процессов.

Из этого урока вы узнаете о родстве человека с другими видами животных. Выясните систематическое положение вида Человек разумный в современной классификации живых существ, познакомитесь с чертами, которые объединяют нас с другими млекопитающими. Также будут рассмотрены особенности строения нашего организма, которые отличают человека от других животных и делают наш биологический вид уникальным и неповторимым среди других неповторимых видов.

Человек, как живое существо, является частью мира животных. Наш вид относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, подклассу Плацентарные млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек и виду Человек разумный (схема 1).

Схема 1. Место человека в системе живых организмов

То, что наш вид относится к царству Животные, убедительно доказывает наша морфология, цитология и физиология.

Принадлежность к типу Хордовых видна на этапе внутриутробного развития. Эмбрион человека имеет хорду, нервную трубку, находящуюся над хордой, сердце, расположенное на брюшной стороне под пищеварительным трактом.

Принадлежность человека к подтипу Позвоночных определяется замещением хорды позвоночником, развитым черепом и челюстным аппаратом, а также двумя парами конечностей (рис. 1) и головным мозгом, состоящим из пяти отделов.

Рис. 1. Скелеты человека и лягушки имеют сходные черты, характерные для всех позвоночных животных

Наличие волос на поверхности тела, пяти отделов позвоночника, четырехкамерного сердца, сильно развитого головного мозга, потовых, сальных, млечных желез, а также теплокровность позволяют отнести человека к классу Млекопитающих.

Развитие плода внутри организма матери в матке и питание его через плаценту - к подклассу Плацентарных млекопитающих.

Наличие передних конечностей хватательного типа, у которых первый палец противоположно поставлен остальным пальцам, ногтей, хорошо развитых ключиц, а также смена молочных зубов в процессе онтогенеза и вынашивание, преимущественно, одного детеныша позволяет отнести человека к отряду Приматов. На уровне отряда сходство человека с другими животными заканчивается.

Признаки позволяющие отделить семейство Люди от других приматов, являются уникальными для человека. В семействе Люди есть только один род Человек, в котором только один современный вид Человек разумный.

Рассмотрим признаки, отличающие человека от других животных.

В первую очередь - это высшая нервная деятельность. У человека развита вторая сигнальная система (см. урок 8 класса Высшая нервная деятельность), отвечающая за восприятие речи, а также прекрасно развиты логическое мышление, память, абстрактное мышление. Эти способности возникают благодаря развитой коре головного мозга. У человека самое большое среди всех животных отношение массы мозга к массе тела.

Второе отличие - это особенности скелета, отвечающие за истинное прямохождение. Наш позвоночник имеет 4 изгиба, которые оптимально передают вес нашего вертикально расположенного тела на ноги (рис. 2).

Рис. 2. Позвоночник человека приспособлен к истинному прямохождению

А ноги имеют сводчатые стопы, которые выдерживают нагрузку при беге и прыжках (см. видео).

Гибкая кисть, в принципе, свойственна многим приматам, но только у человека она достигла такой гибкости, которая позволяет легко манипулировать как мелкими, так и тяжелыми предметами.

Причем движения могут быть как мощными, так и очень тонкими, позволяющими, например, вышивать или писать (см. видео).

Прямохождение, развитые кисти рук и мощный головной мозг позволили человеку производить орудия труда - от заостренной палки до космического спутника (рис. 3).

Рис. 3. Артефакты древнего (копья - слева) и современного (космический спутник - справа) человека

Некоторые птицы и другие приматы способны использовать найденное орудие труда, например камни и палки. Но никто из них не способен сделать себе специальное орудие.

Вторая сигнальная система позволила создать очень высокоорганизованный социум. Никакая стая зверей не способна на такое тонкое и эффективное взаимодействие, как человеческое общество (см. видео).

Таким образом, с биологической позиций систематики, человек - это животное из отряда Приматы. Он имеет все ткани и системы органов, характерные для прочих приматов.

Генотип человека отличается от генотипа ближайших человекообразных обезьян, например карликовых шимпанзе бонобо, на один процент. В то же время, человек, в отличие от животных, обладает развитым абстрактным мышлением, способен производить и использовать орудия труда. Он существует в обществе, в котором есть разделение труда и которое управляется при помощи речи.

Список литературы

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: ( )
  2. Д.К. Беляев. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 11-е издание, стереотипное. - М.: Просвещение, 2012. - 304 с. (

, атавизмы , рудименты , эмбриологические , болезни , хордовые , позвоночные , гоминиды , люди

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Педагогическая технология: модульное обучение.

Методы и приёмы: сотрудничество в малой группе, самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника.

Оборудование: учебник под ред. Д. В. Колесова, методички для учащихся, бланки таблиц, листочки бумаги, простые карандаши, рабочие тетради.

Цели урока: образовательная: сформировать знания о родстве человека с животными; научить объяснять родство человека с животными; развивающая: совершенствовать умения самостоятельной работы с учебником; воспитательная: развивать умения общения друг с другом и учителем; продолжить формирование навыков самооценки.

План урока

1. Организационный момент.

2. УЭ - 0. Постановка познавательной задачи.

3. УЭ - 1. Входной контроль.

4 . УЭ - 2. Изучение нового материала на основе знаний из предыдущего курса биологии животных.

5. УЭ - 3. Изучение и первичное закрепление изученного материала.

6. УЭ - 4. Выходной контроль.

7. УЭ - 5. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. УЭ - 0. Постановка познавательной задачи.

Учитель. У вас на столах лежат методические пособия (Приложение 1). Ознакомьтесь с информацией, которая дана в методичке. Как вы думаете, какую информацию можно извлечь из неё?

Ученики. Методическое пособие является инструкцией к данному уроку. Можно узнать, что мы будем изучать на уроке, в какой последовательности, вид работы, цели каждого этапа. Можно будет оценить свою работу.

Учитель. Ознакомьтесь с содержанием учебного элемента – 0. У вас есть вопросы по цели урока? Вам понятно, какие знания и умения будут формироваться на этом уроке? Если всё понятно, то приступаем к решению задачи учебного элемента–1. Ознакомьтесь с содержанием учебного элемента – 1. Какие вопросы у вас возникли?

Если вопросов нет, выполняйте по инструкциям задания.

Цель данного этапа урока: вспомнить методы доказательства родства живых организмов.

Записать в тетрадях дату и тему урока. Прочитать и выполнить задание: установите соответствие между наукой и предметом её изучения. Ответ записать в виде последовательности букв, каждую букву отделять запятой. Форма работы - индивидуальная. Записи в тетрадях. Время выполнения задания - 5 мин.

1. Анатомия

2. Физиология организмов

3. Эмбриология

Предмет науки

А. Функции органов и организма

Б. Изучение зародышевого развития

В. Строение органов и организма

Учитель. Обратите внимание на экран. Вы видите правильный ответ на вопрос. Проверьте каждый свою работу. Правила оценивания работы даны в вашей методичке. Баллы запишите в тетрадь. За правильный ответ 2 балла. Если выполнено 50% работы, то 1 балл.

УЭ – 1. В, А, Б

Учитель. Приступайте к выполнению заданий следующего этапа учебного элемента–2.

Цель: определить методы, с помощью которых установлена принадлежность человека к определённым систематическим группам.

2. Проанализировать прочитанное.

4. Подготовиться к защите работы.

Форма работы: сотрудничество в малой группе. Распределить следующие роли: командир, секретарь, консультанты. Выбрать задание согласно выполняемой роли.

Создаются группы по желанию. Учитель должен контролировать распределение учеников по группам, так как по составу группы должны быть примерно одинаковы. Время, затрачиваемое на создание групп – 1-2 минуты.

Заполнить таблицу, приведённую в приложении 2 простым карандашом. Продолжительность работы – 15 минут.

Учитель. Внимание. Переходим к следующему этапу работы на уроке.

Цель: обосновать выбор методов доказательства родства человека с животными.

1. Назвать методы доказательства родства человека с животными.

2. Объяснить выбор.

Ответ группы оценивается учителем по пятибалльной шкале. Работа фронтальная.

Каждая группа отвечает на вопрос об определённой систематической группе по цепочке. Эталоны ответов приведены в таблице.

Методы доказательства родства человека с различными группами животных

Систематическая группа животных

Методы доказательства родства человека с животными

Обоснование

1. Царство Животные Сравнительно - анатомические Атавизмы, рудименты
2. Тип Хордовые Эмбриологические Сходство эмбрионов
3. Подтип Позвоночные Сравнительно - анатомические Сходство строения скелета, кровеносной и нервной систем
4. Класс Млекопитающие Сравнительно - анатомические,

физиологические

Сходство строения лёгких, сердца, наличие диафрагмы, постоянная температура тела, вскармливание грудного ребёнка молоком, вынашивание плода в матке
5. Отряд Приматы Сравнительно - анатомические Сходство строения: плоские ногти, пятипалая конечность, строение кисти руки
6. Семейство Гоминиды Физиологические Одинаковые болезни
7. Род Человек Сравнительно - анатомические,
8. Вид Человек разумный

(все люди к одному виду)

Сравнительно - анатомические,

физиологические, эмбриологические

Сходство строения, функций органов, зародышевого развития

Учитель. Ознакомьтесь с целями и заданиями учебного элемента-4. Прочитайте внимательно инструкцию по оформлению ответа. Есть вопросы по оформлению ответа? Если вопросы отсутствуют, приступайте к работе.

Цель: выполнить проверочную работу. Продолжительность работы – 4 минуты. Форма работы – индивидуальная.

1. Выполнить задание по вариантам.

Отметьте знаком “+” верные утверждения, а знаком “-” – неверные. Ответ оформите в виде последовательности математических знаков.

1. Человек относится к типу Хордовые.

2. Человек относится к типу Позвоночные.

3. Вид Человек разумный – это один из видов царства животных.

4. Рудименты – это пример сравнительно – анатомической группы доказательств родства человека с животными.

5. Современный человек относится к виду Человек разумный.

1. Человек относится к отряду Приматы.

2. Человек относится к подтипу Позвоночные.

3. Человек относится к классу Позвоночные.

4. Атавизмы – это один из примеров сравнительно – анатомической группы доказательств родства человека с животными.

5. Наличие диафрагмы – одно из доказательств принадлежности человека к классу Млекопитающие.

Ученики. Выполняют задание.

Учитель. Внимание. Работу заканчиваем. Проверяем работу. За каждый правильный ответ – 1 балл. Правильные ответы даны на доске.

УЭ – 4. Вар.1. + - +++; Вар. 2. ++- ++

Учитель. Выполните задания последнего этапа урока.

2. Выбрать домашнее задание по таблице.

Оценки за урок и домашнее задание

Домашнее задание

Молодцы! Подготовьте сообщение

Из этого урока вы узнаете о родстве человека с другими видами животных. Выясните систематическое положение вида Человек разумный в современной классификации живых существ, познакомитесь с чертами, которые объединяют нас с другими млекопитающими. Также будут рассмотрены особенности строения нашего организма, которые отличают человека от других животных и делают наш биологический вид уникальным и неповторимым среди других неповторимых видов.

Человек, как живое существо, является частью мира животных. Наш вид относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, подклассу Плацентарные млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек и виду Человек разумный (схема 1).

Схема 1. Место человека в системе живых организмов

То, что наш вид относится к царству Животные, убедительно доказывает наша морфология, цитология и физиология.

Принадлежность к типу Хордовых видна на этапе внутриутробного развития. Эмбрион человека имеет хорду, нервную трубку, находящуюся над хордой, сердце, расположенное на брюшной стороне под пищеварительным трактом.

Принадлежность человека к подтипу Позвоночных определяется замещением хорды позвоночником, развитым черепом и челюстным аппаратом, а также двумя парами конечностей (рис. 1) и головным мозгом, состоящим из пяти отделов.

Рис. 1. Скелеты человека и лягушки имеют сходные черты, характерные для всех позвоночных животных

Наличие волос на поверхности тела, пяти отделов позвоночника, четырехкамерного сердца, сильно развитого головного мозга, потовых, сальных, млечных желез, а также теплокровность позволяют отнести человека к классу Млекопитающих.

Развитие плода внутри организма матери в матке и питание его через плаценту - к подклассу Плацентарных млекопитающих.

Наличие передних конечностей хватательного типа, у которых первый палец противоположно поставлен остальным пальцам, ногтей, хорошо развитых ключиц, а также смена молочных зубов в процессе онтогенеза и вынашивание, преимущественно, одного детеныша позволяет отнести человека к отряду Приматов. На уровне отряда сходство человека с другими животными заканчивается.

Признаки позволяющие отделить семейство Люди от других приматов, являются уникальными для человека. В семействе Люди есть только один род Человек, в котором только один современный вид Человек разумный.

Рассмотрим признаки, отличающие человека от других животных.

В первую очередь - это высшая нервная деятельность. У человека развита вторая сигнальная система (см. урок 8 класса Высшая нервная деятельность), отвечающая за восприятие речи, а также прекрасно развиты логическое мышление, память, абстрактное мышление. Эти способности возникают благодаря развитой коре головного мозга. У человека самое большое среди всех животных отношение массы мозга к массе тела.

Второе отличие - это особенности скелета, отвечающие за истинное прямохождение. Наш позвоночник имеет 4 изгиба, которые оптимально передают вес нашего вертикально расположенного тела на ноги (рис. 2).

Рис. 2. Позвоночник человека приспособлен к истинному прямохождению

А ноги имеют сводчатые стопы, которые выдерживают нагрузку при беге и прыжках (см. видео).

Гибкая кисть, в принципе, свойственна многим приматам, но только у человека она достигла такой гибкости, которая позволяет легко манипулировать как мелкими, так и тяжелыми предметами.

Причем движения могут быть как мощными, так и очень тонкими, позволяющими, например, вышивать или писать (см. видео).

Прямохождение, развитые кисти рук и мощный головной мозг позволили человеку производить орудия труда - от заостренной палки до космического спутника (рис. 3).

Рис. 3. Артефакты древнего (копья - слева) и современного (космический спутник - справа) человека

Некоторые птицы и другие приматы способны использовать найденное орудие труда, например камни и палки. Но никто из них не способен сделать себе специальное орудие.

Вторая сигнальная система позволила создать очень высокоорганизованный социум. Никакая стая зверей не способна на такое тонкое и эффективное взаимодействие, как человеческое общество (см. видео).

Таким образом, с биологической позиций систематики, человек - это животное из отряда Приматы. Он имеет все ткани и системы органов, характерные для прочих приматов.

Генотип человека отличается от генотипа ближайших человекообразных обезьян, например карликовых шимпанзе бонобо, на один процент. В то же время, человек, в отличие от животных, обладает развитым абстрактным мышлением, способен производить и использовать орудия труда. Он существует в обществе, в котором есть разделение труда и которое управляется при помощи речи.

Список литературы

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: ( )
  2. Д.К. Беляев. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 11-е издание, стереотипное. - М.: Просвещение, 2012. - 304 с. (

Тело современного человека формировалось в ходе эволюции миллионы лет. За это время человечество научилось изготавливать орудия труда, строить жилища, жить обществом. Поэтому место человека в системе органического мира определяется не только биологическими, но и социальными функциями.

Классификация человека

Современная классификация человека выглядит следующим образом:

  • Надцарство - Ядерные (Эукариоты)
  • Царство - Животные
  • Подцарство - Многоклеточные
  • Тип - Хордовые
  • Подтип - Позвоночные
  • Класс - Млекопитающие
  • Подкласс - Настоящие звери (Терии)
  • Инфракласс - Плацентарные
  • Отряд - Приматы
  • Подотряд - Высшие приматы
  • Инфраотряд - Узконосые обезьяны
  • Семейство - Гоминиды
  • Род - Люди (Homo)
  • Вид - Человек разумный
  • Подвид - Homo sapiens sapiens

Человек относится к гоминидам, т.е. человекообразным, прогрессивным обезьянам, о чём свидетельствует ряд общих признаков:

  • аналогичные пропорции тела;
  • относительно крупный мозг;
  • хорошо развитый лицевой отдел черепа, мимика;
  • схожее строение ушных раковин;
  • наличие подвижных мясистых губ;
  • аналогичное строение зубов;
  • пятипалые конечности, большой палец противопоставлен всем остальным;
  • плоские ногти;
  • папиллярные узоры;
  • отсутствие хвоста;
  • отсутствие волос на внутренней стороне стоп и ладоней;
  • аппендикс;
  • бинокулярное зрение;
  • сходные заболевания;
  • сходство групп крови;
  • низкая плодовитость (один-два детёныша) и длительный период детства;
  • социальный образ жизни.

Рис. 1. Внешнее сходство человека и обезьяны.

Геном человека и шимпанзе отличается всего лишь на 1,2 %, т.е. почти на 99 % человек является родственником шимпанзе. Однако такая несущественная разница позволяет развиться шимпанзе только до уровня 4-летнего ребёнка.

Сходства и различия с животными

Говоря кратко о месте человека в системе органического мира, следует разграничить его биологическую и социальную роли. Человек имеет естественные потребности (сон, еда, спаривание), но при этом способен контролировать свои желания, учиться, заниматься творчеством.

Несмотря на то, что человечество - животный вид, в ходе развития человек приобрёл уникальные анатомические и социальные качества. В таблице приведены сходства и различия человека и других млекопитающих.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Сходство

Отличие

  • Остевой скелет;
  • схожее строение и расположение систем органов;
  • парные сегментарные жаберные щели в глотке;
  • молочные железы;
  • волосяной покров;
  • диафрагма;
  • дифференциация зубов на резцы, клыки, коренные;
  • слуховые косточки;
  • ушная раковина;
  • губы;
  • нижнее и верхнее веки с ресницами;
  • многочисленные кожные железы;
  • 7 шейных позвонков;
  • внутриутробное развитие, образование плаценты;
  • эмбриональное сходство (хорда располагается между нервной трубкой и кишечником);
  • постоянная температура тела
  • Полное прямохождение;
  • S-образный позвоночник, уменьшающий нагрузку при ходьбе;
  • сводчатая стопа;
  • хорошо развитая кора головного мозга;
  • подвижные пальцы, позволяющие совершать точные движения;
  • способность к длительному мышлению и решению сложных задач;
  • развитая речь;
  • создание социальной, искусственной среды;
  • сознательная, целенаправленная творческая деятельность;
  • самосознание, рефлексия (анализ своих действий, мыслей, переживаний)

Рис. 2. Мозг человека и других млекопитающих.

На принадлежность человека к животному царству указывают атавизмы - спонтанно проявляющиеся признаки, присущие предкам, и рудименты - органы, утратившие своё значение. К атавизмам относятся обильный волосяной покров по всему телу, включая лицо, хвост, многососковость, ярко выраженные клыки. К рудиментам - аппендикс, третье веко, мышцы ушных раковин.

Рис. 3. Гипертрихоз - избыточное оволосение.

Что мы узнали?

По классификации человек относится к приматам, высшим обезьянам - гоминидам. Об этом свидетельствует схожие черты с другими гоминидами. Несмотря на принадлежность человека к животному царству, имеются существенные различия, связанные с более сложным строением мозга.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 18.