Актуальные проблемы современной психологии. Актуальность психолого-педагогической работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников Актуальность темы психология

Сопровождения развития мотивационно-потребностной сферы студентов

Гукетлова Даханаго Магомедовна

научный сотрудник АМИ
Аннотация

Статья посвящается исследованиям в области педагогики и психологии, а так же разработке проблем потребностно-мотивационной сферы отечественной педагогике и психологии. Инновационные процессы в данной сфере широко применяются главным образом на практике вузов России. Особое место в статье уделяется вопросам мотивационной сферы образования, так как именно мотивация является неотъемлемой составной частью вопросов педагогики и образования в целом.

Ключевые слова: образование, психология, педагогика, научные разработки.
Abstract

Article is devoted to researches in the field of pedagogics and psychology. And as to working out of problems potrebnostno-motivatsionnoj spheres to domestic pedagogics and psychology. Innovative processes in the given sphere are widely put mainly into practice high schools of Russia. The special place in article is given to questions of a motivational education sphere as the motivation is the integral component of questions of pedagogics and formation as a whole.

Keywords: education, psychology, pedagogics, science development.
Анализ современной социокультурной ситуации показывает, что особое значение в последние годы приобретает практическая разработка проблем повышения эффективности деятельности и проблем мотивационной регуляции поведения личности, в связи с повышением требований общества к успешности человека в разных видах деятельности.

В психологии «мотивация» определяется как побуждения, вызывающие активность личности и определяющие ее направленность. Термин «мотивация» в широком смысле используется в психолого-педагогической науке при исследовании причин и механизмов целенаправленного поведения личности. В более узком понимании мотивацию рассматривают как процесс образования мотива, как совокупность мотивов.

Анализ научных исследований показывает, что разработкой проблем мотивации и потребностно-мотивационной сферы в отечественной педагогике и психологии занимались многие ученые. Так, С.Л. Рубинштейн предложил потребностный подход к рассмотрению мотивов; В.Н. Мясищев анализировал мотивы как отношения личности; А.Н. Леонтьев создал теорию деятельностного происхождения мотивационной сферы человека; П.М. Якобсон связал мотивационную сферу с деятельностью и основными свойствами личности; В.Л. Шадриков изучал деятельностный аспект мотивации; Д.Н. Узнадзе рассматривал мотивы в связи с теорией установки; B.C. Мерлин уделял большое внимание исследованию мотивации в личностном плане; В.И. Ковалёв подошел к определению сущности мотива и предложил производить оценку мотивационной сферы личности на основе всех ее параметров.

Резюмировать кратко основные результаты научных исследований, на наш взгляд, можно следующим образом. Мотивационная сфера личности является довольно устойчивым психологическим образованием, так как мотивация существует обычно длительное время, во всяком случае, это касается большинства составляющих ее мотивов. При этом мотивы не исчезают бесследно по мере их реализации в деятельности: в зависимости от характера самой деятельности и специфики ее организации мотивы претерпевают некоторые изменения, усиливаясь или ослабляясь. Так, с получением новой благодарности у человека не исчезает стремление получить поощрение.

Психолого-педагогические исследования показывают, что повышению устойчивости мотивационной сферы личности, ее развитию способствует целый ряд важных психолого-педагогических факторов, среди которых можно отметить следующие: 1) сложившиеся отношения в социальном окружении; 2) целенаправленное воспитание личности; 3) положительные успехи человека в деятельности; 4) благоприятное влияние коллектива.

Таким образом, мотивационная сфера – не есть нечто застывшее и неизменное; напротив, она формируется и развивается в каком-то определенном направлении, может ослабевать или укрепляться. Данный феномен проявляется в различном отношении человека к деятельности: так, какие-либо слабые мотивы могут укрепляться, а сильное желание заниматься определенным видом деятельности, напротив, может угасать.

Представляется важным отметить то обстоятельство, что динамичность мотивационной сферы личности проявляется не только в изменении силы мотивов : изменяется их совокупность в данном виде деятельности, соподчиненности групп мотивов в связи с изменением мотивационной сферы под влиянием окружающей среды и воспитания. Изменяется и сама структура мотивации. В качестве примера можно привести то, что побуждать какой-то вид деятельности могут несколько групп мотивации (социальные, коллективистические, деятельностные) или всего лишь одна из групп мотивов (стимулирующие мотивы).

Все описанные в современной литературе психологические особенности мотивационно-потребностной сферы личности необходимо учитывать при организации разных видов деятельности человека, в том числе, учебной и неучебной деятельности студентов ВУЗов.

Математика - это явление общечеловеческой культуры. Приобщение к ней - это прежде всего приобщение к нетленным культурным ценностям, и, таким образом, ее роль в развитии личности растущего человека чрезвычайно важна. Кроме того, благополучие этой личности во многом зависит от адекватности ее поведения в современном обществе, от ее подготовленности к существованию в социуме. Математика сегодня - это одна из наиболее важных областей знания современного человека. Повсеместное широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.

С раннего детства и до самой старости мы в той или иной мере связаны с математикой (даже набор телефонного номера требует знания цифр и умения запоминать цифровые последовательности). Ребенок сталкивается с математикой еще в раннем детстве, математика нужна и домохозяйке (как иначе она разумно выстроит свой бюджет, включит микроволновку, стиральный автомат, выберет подходящий банк и т. д.), и плотнику, и бизнесмену, и ученому, занимающемуся проблемами космоса или социума.

Существуют различные взгляды на объем и качество этого необходимого для социализации минимума. Вопрос создания оптимального курса математики для общеобразовательной школы является сегодня настолько дискуссионным, что учитель, который непосредственно реализует принятые решения, оказался едва ли не погребенным «девятым валом» учебников и программ, обрушившихся на него в последнее десятилетие XX в. Достаточно сказать, что сейчас существует не менее 15 вариантов учебников по математике для начальных классов и почти все они рекомендованы Министерством образования к использованию в учебном процессе.

Дошкольное математическое образование напрямую связано с процессом обучения математике в начальной школе, и поэтому данный «девятый вал» неминуемо начинает захлестывать дошкольное образовательное звено. В конце XX в. появилось небывалое количество альтернативных дошкольных комплексных и парциальных (однопредметных) программ, в том числе и в обучении математике.



Дискуссия о необходимости систематической предматематической подготовки ребенка длилась почти столетие (от работ А.В. Грубе, И.В. Песталоцци, В.А. Лая, А. Дистервега, СИ. Шохор-Троцкого и т. д. до работ Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеевой, Н.Ф. Блехер, А.М. Леушиной и др.). Практика показала, что стихийное формирование предматематических представлений у детей дошкольного возраста происходит, но эти представления формируются на житейском уровне и, как правило, приложимы к весьма ограниченному набору ситуаций. Научное же знание рационально, осознанно приложимо к различным многообразным ситуациям, так как имеет обобщенный характер. Получить такие знания ребенок может только при общении со специально организованным материалом под непосредственным руководством педагога.

Такая предматематическая подготовка очень важна не только с предметной, но и с психологической точки зрения. В этот период ребенок постепенно адаптируется к новому видению мира и приучается к специфике количественной оценки окружающей действительности. С точки зрения психологии восприятия характеристика «количество» является опосредованной, ее осознание и вычленение происходит тогда, когда ребенок начинает понимать отдельные детали «цельного» объекта или отдельные элементы множества как «цельной» группы.

Не случайно все психологические тесты готовности шестилетнего ребенка к школе построены на определении адекватности восприятия им не количественных характеристик, а формы: ее распознавании и воспроизведении. Требования к определению им количественных характеристик ситуаций обычно являются инициативой школьных учителей, производящих прием детей в школу.

Психологи отмечают, что для успешного восприятия указанных характеристик (количественных и пространственных) у ребенка в достаточной мере должно сформироваться умение проводить анализ, необходимое для выделения нужной характеристики рассматриваемого явления, и умение абстрагироваться от других, не существенных для данного процесса признаков. Например, при решении арифметической задачи важны только количественные характеристики объектов и тип связи между ними, характер же объектов является несущественным признаком. При непонимании этого ребенок подходит к каждой задаче как к самостоятельной проблеме, не видя общности задач «про зайчиков» и «про редиски».

Анализ, как доказано психологами, не является самостоятельной и тем более быстро идущей, не требующей коррекции операцией. Анализ формируется в неразрывной связи с предшествующей ей операцией синтеза. При этом нахождение сходства и различия форм и количественных характеристик объектов и групп объектов требует от ребенка умения не только абстрагироваться от несущественных признаков, но и сравнивать и обобщать выделенные признаки, проводить аналогии с уже известными и освоенными понятиями и действиями и т. п.

Таким образом, важнейшим итогом предматематематической подготовки ребенка является не только и не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для дальнейшего успешного усвоения математического содержания.

Можно с уверенностью утверждать, что особая важность пред математического периода состоит в том, что в это время должно пройти становление и развитие основных логических приемов умственной деятельности, которые в сочетании с необходимым уровнем развития мелкой моторики обеспечат ребенку оптимальный стартовый уровень для непосредственного знакомства с арифметическим материалом, целиком и полностью замыкающимся на оперировании численными характеристиками множеств, объектов и ситуаций (задачи). (Таково сегодня преимущественное содержание курса математики для начальной школы.)

Хорошее развитие мелкой моторики именно в предматематический период важно потому, что в школе, в связи с преобладанием арифметического материала, ребенок очень рано сталкивается с письмом цифр и с первых же дней должен работать в тетради с мелкой клеткой.

Воспитатели-практики знают, что ребенок в общем и целом может неплохо понимать материал, но из-за проблемы с письмом цифр и других математических записей часто получает неудовлетворительные отметки, что, в свою очередь, плохо влияет на желание ребенка заниматься этим предметом. Если же плохое развитие моторики сопровождается недостатками развития внимания и памяти, то это часто приводит к общему отставанию в предмете. При этом данное отставание обусловлено проблемами, фактически не имеющими отношения непосредственно к самой математике как к учебному предмету. Таким образом, по единодушному мнению школьных учителей, многие проблемы обучения математике в школе были бы сняты при качественно и методически грамотно организованном предматематической периоде подготовки ребенка.

В странах постсоветского пространства не принято обращаться за помощью к психологу, но вы должны откинуть все предрассудки, и понять, что квалифицированный психолог может стать единственным человеком, способным помочь вам разобраться в себе и в своих проблемах!

Последствия компьютеризации

В эру компьютерных технологий, когда каждый живет в своем маленьком мирочке в виде модного гаджета, люди перестали общаться. А это в свою очередь налаживает негативный отпечаток на личность и приводит к не умению общаться. А что значит общение..? Это возможность найти поддержку, помощь в тяжелый период жизни.

Общение дает человеку возможность открыться и быть счастливым. Но мы сами у себя забираем эту возможность, проводя огромное количество времени в сетях интернета.

Как результат, люди замыкаются, накапливая эмоции, которые съедают человека изнутри. Такому человеку просто необходима консультация психолога http://rostduha.ru/consultatii/ , в целях восстановления контакта с людьми и своего места в социуме.

Техника - для комфортной и счастливой жизни

Миллионы инженеров по всему свету ежедневно создают тысячи новых машин предназначенных для создания комфорта в нашей жизни. Только вот почему-то все больше людей это все не радует, а пробуждает "жабу", мы вынуждены сутками работать для того чтобы заработать на новый гаджет, мы следим за новинками в технике переставая уделять внимания своему полноценному отдыху, вот и получили комфортную и счастливую жизнь. Как следствие - психическое переутомление, нервный срыв депрессия и вот мы опять вернулись к актуальности помощи психолога.

Помощь актуальна

Можно много перечислять, что нас убивает и почему кто-то более счастлив имея всего ничего, а кто-то имея золотые горы плачет в подушку. Ответить на этот вопрос сможет только психология. К сожалению 50% населения планеты так и не знают что они хотят, и это не из-за того что они плохие, ленивые или глупые. Просто их не направили в нужное русло. Ведь посмотрите вокруг - модно быть начальником, модно учиться в университетах, модно ходить по барам, но никто не говорит о том, что нужно именно конкретному человеку. Не всем же быть директорами, кто-то должен и улицы мести. Именно в определении значения человека в этом мире и заключается основная помощь психолога в наши дни.

Кому, где и когда

Для того чтобы психология была не только актуальна, но и эффективна начинать надо с родителей, ведь мы - это отражение недочетов наших родителей. Необходимо до них донести актуальность помощи психолога и научить пользоваться законами психологии, особенно в вопросах воспитания детей, это обеспечит хорошие взаимоотношения между родителями и детьми. Кроме того, заложит хороший крепкий фундамент для формирования полноценного счастливого общества.

Характеристика психологии как науки. Актуальные проблемы современной психологии. Связь психологии с другими науками.

Психология является специфической и уникальной наукой, объединяющей и синтезирующей в себе черты естественнонаучной и гуманитарной дисциплин.

Ее дисциплинарный статус определяется наличием специфического предмета и методов исследования, категорийно-понятийным и методическим аппаратом, соответствующих методологических принципов (взаимодействия и развития, детерминизма, целостности, активности, субъектности, реконструкции). Как гуманитарная наука психология широко использует в своих исследованиях метод понимания, а как естественнонаучная дисциплина – наблюдение, измерение, эксперимент.

Психология изучает особенности внутренней, духовной жизни людей, закономерности индивидуального и группового поведения людей, специфику его познавательной и практической деятельности, природу способностей, потребностей, характера, темперамента, волевой и эмоциональной сфер и т.д.

Актуальные проблемы современной психологии.

Социально-психологические проблемы искусства и СМИ. Искусство, особенно в аспекте его массового потребителя, а также современные СМИ, представляют серьезную, теоретически и особенно практически важную задачу для социальной психологии. Психологами решается вопрос, как предупредить и/или преодолеть некоторые из негативных последствий воздействия искусства и СМИ на человека;

Конфликтология. Сегодня конфликтологией занимаются не только психологи, но и социологи, и философы, и юристы. Хотя анализ конфликтной ситуации и связан с ситуационным подходом, активно развивающимся в психологии, тем не менее, многие научные деятели признают, что теоретические положения в области конфликтологии достаточно сильно отстают от уже достигнутого технологического уровня;

Проблема психологии религиозного сознания. Отмечается, что практическая работа с верующими людьми невозможна без соответствующей теории. Поскольку существующие методы диагностики личности и большинство психотехник оказываются часто непригодными для верующего человека, то крайне актуальна разработка новых методов, согласующихся с мировоззрением клиентов, особенно в решении многочисленных социальных проблем: наркомании, детской преступности и т. д.;

Толерантность и профилактика экстремизма, раскрывает проблемы: психологии фундаментализма; психологии фанатизма; психологии терроризма; методологии толерантности;

Проблема психологической безопасности в образовательной среде;

Проблемы причин профессионального выгорания;

Практическая психология - самый кризисный и противоречивый блок проблем современной российской психологии. В кругах передовых психологов говорится о новых задачах, стоящих перед профессиональным психологическим сообществом, о создании технологий нового поколения, о развитии системы психологической службы, в частности, в структурах силовых ведомств, о проблемах работы с персоналом организации, о взаимодействии психологии и психотерапии, о методологии работы в зоне практической психологии. Постоянно возникает проблема соотношения теоретического и практического знания.

Человек является органической частью и природы, и общества. Поэтому психология имеет тесные связи со многими науками : социальными, биологическими – со всеми, которые в той или иной степени касаются человека.

Так же, как невозможно понять психику и поведение современного человека без глубокого знания его биологических начал, устройства и законов функционирования организма, трудно рассчитывать на их понимание без знания социальных наук, таких как история, философия, социология, педагогика .

Применительно к человеку анализ истории есть источник для понимания его современного состояния, в том числе психологии и поведения. Для того чтобы понять как появился современный человек со всеми его психологическими качествами, необходимо обратиться к истории человечества, в первую очередь к развитию духовной и материальной культуры.

Без знания истории общества трудно понять и психологию отношений людей в современном мире.

Союз психологии и истории может быть внутренним и внешним. Внешние связи этих наук, имеют место тогда, когда каждая из них для решения собственных задач обращается к другой с целью использования ее данных. Более глубокий союз психологии и истории образуется в том случае, когда представителю одной области знаний необходимо воспользоваться методами или приемами, заимствованными из другой науки.

Примером более глубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л.С. Выготским.

Другим примером такого рода связи является использование в психологии так называемого исторического метода.

Связи психологии с философией являются еще более органичными, чем связи психологии и истории. Обе науки зародились и начали развиваться почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии.

Многие проблемы психологии современного человека, такие как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для психологии, и для философии. В самой психологии есть вопросы, к решению которых невозможно подойти лабораторно-экспериментальным путем, но которые приходится решать.

Есть такие проблемы, при решении которых сотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты. Это, прежде всего проблемы эпистемологии – науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познания.

Социология и психология находят немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношениями. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В свою очередь психологи широко пользуются традиционными социологическими приемами сбора первичных научных данных: анкетирование и опрос.

Есть немало проблем, над решением которых социологи и психологи трудятся вместе и которые в принципе не могут быть решены без участия представителей обеих наук. Это – проблемы отношений между людьми, национальная психология, психология экономики, политики, межгосударственных отношений и ряд других. Сюда же относятся проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

Практически любой из вопросов обучения и воспитания детей требует совместного участия педагога и психолога и без их скоординированной работы не может быть успешно решен.

Одним из основных требований, предъявляемых к проблеме любого исследования, относится, прежде всего, его актуальность и соответствие современным требованиям общества. Актуальность работы - одно из основных требований, предъявляемых к научной работе. В обосновании актуальности определяется уровень изученности в психологии, педагогике избранной проблемы, указывается степень ее новизны для современной науки, дается краткий обзор истории исследований в русле данной проблемы. Здесь же выделяется именно та часть проблемы, которая еще не получила должного освещения в науке, но имеет большое значение для раскрытия психологических, педагогических механизмов и закономерностей проблемы в целом. Определить актуальность темы - означает также подчеркнуть ее связь с важными аспектами тех или иных социальных проблем современности, решению которых может способствовать ее исследование.

Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.

Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время. Наиболее убедительным основанием, определяющим актуальность исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения.

Вместе с тем анализ дипломных/бакалаврских и курсовых работ свидетельствует, что во многих случаях в исследованиях обосновывается актуальность научного направления, а актуальность темы исследования остается как бы за кадром, т.е. обосновывается недостаточно или неубедительно. Часто нет указаний на практическую актуальность, или же она обозначена лишь в самом общем виде.

Поэтому при описании актуальности исследования желательно придерживаться следующей логики:

1) показать актуальность направления исследования;

2) выделить специфику, показать необходимость исследования темы;

3) охарактеризовать актуальность, как для науки, так и для практики;

4) показать, какие задачи стоят перед практикой обучения, воспитания, развития, консультирования и т.д. и перед психолого-педагогической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества;


5) рассмотреть нормативно-правовые документы (законы, постановления, положения, программы приоритетных направлений и т.д.), в которых есть ссылки на необходимость данного научного исследования согласно специфики специальности, направления подготовки;

6) в степени разработанности проблемы сформулировать, что сделано предшественниками и кем (в самом общем, конспективном положении, указать ФИО ученых и практиков);

7) указать, что осталось нераскрытым, что предстоит сделать;

8) сформулировать тему исследования;

9) выделить проблему исследования. Проблема исследования – теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос должен соответствовать двум критериям:

а) объективность. Возникновение проблемы должно быть продиктовано объективными факторами;

б) значимость. Проблема должна иметь теоретическое или прикладное значение для науки.

Поставить проблему, значит ответить на вопрос «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?» Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса. Например: «Каковы условия, необходимые и достаточные для...?». Проблема является основой всей работы. Формулировка проблемы научного исследования - это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы;

10) сформулировать тему исследования.

Приведем пример обоснования актуальности научного исследования по теме«Психолого-педагогическая работа по формированию эмпатии у детей с ограниченными возможностями здоровья ».

В условиях ускоряющегося темпа жизни перед людьми все острее встает проблема дефицита теплоты отношений и собственного одиночества. Закономерно возникает вопрос об истоках такой отчужденности и безразличия. В связи с этим особую актуальность для нашего времени приобретает процесс формирования сочувствия и сопереживания к другим как к самому себе.

Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и выступает, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

Все большее значение придается изучению социальных эмоций в работах отечественных психологов (А. А. Бодалев, А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, А. Д. Кошелева, Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Я. З. Неверович, С. Л Рубинштейн, П. В. Симонов, Л. П. Стрелкова, Д. Б. Эльконин). Социальные эмоции способствуют «процессу социализации человека, становлению отношений в мире во взрослом и детском сообществах» […, с. 23].

Опыт работы психологов и педагогов, показывает, что большинство людей с ограниченными возможностями здоровья страдают недостатком коммуникативной культуры, проявляющейся как в характере собственных поступков, так и в неадекватном восприятии эмоциональных проявлений других людей, отсутствии сочувствия и сопереживания. Необходимо отметить, что данная проблема касается не только взрослых людей, но и детей дошкольного возраста, особенно детей с ограниченными возможностями.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является «фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей» […, с. 8].

Мы считаем, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для позитивных и эффективных изменений в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. А как показывают исследования психологов, результатом положительно направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, что обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности […, …].

Таким образом, можно отметить, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности. Одним из важнейших компонентов эмоционально-нравственной культуры детей является становление эмпатии как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, пониманию их состояний.

В основополагающем государственном документе - «Национальной доктрине образования в Российской Федерации, одной из основных задач является обеспечение развивающемуся обществу современно образованных, нравственных, предприимчивых людей….» […].

Данная проблема исследования также отражена в ряде таких нормативно-правовых документах как: Закон Российской Федерации «Об образовании», где говорится, что «содержание образования должно обеспечивать…… формирование духовно-нравственной личности». «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми…» […]. В Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 г. - отмечается, что: «Государство в сфере образования обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности…» […].

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Общего Образования указано, что начальное общее образование призвано стать одним из инструментов гражданского, нравственного и интеллектуально-культурного становления российского общества XXI века, «одним из средств является ….. воспитание у детей и подростков открытости, толерантности, гармоничности отношений с людьми и природой». Основная образовательная программа нацелена на «…развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и собой…» […]. Достижение данной цели программы предполагает формирование навыков общения и сотрудничества.

Также в требованиях к результатам освоения данной основной образовательной программы начального общего образования говорится о сформированности способности к сочувствию и сопереживанию, взгляду на себя со стороны, способности, связанные с жизнью в обществе, умение помочь другому, нуждающемуся в помощи, заметить эту нужду, откликнуться на просьбу.

В современной психолого-педагогической литературе исследовалась проблема появления и формирования эмпатии у взрослых и у детей школьного возраста. Гораздо меньше исследований было посвящено изучению этой проблемы в дошкольном возрасте. Вместе с тем именно в дошкольном детстве, когда закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути формирования у детей сочувствия, отзывчивости, гуманности.