Советский стройбат: самые позорные войска в армии ссср . Советский стройбат: самая непрестижная служба в армии

Фото пресс-службы МО РФ

Президент России Владимир Путин подписал указ о весеннем призыве на военную службу 142 тысяч молодых граждан страны. Одной из особенностей данной кампании, видимо, будет то, что призывников помимо боевых подразделений направят во вновь создаваемые в Вооруженных силах военно-строительные формирования. Их сформируют за счет увеличения штата военнослужащих с 1 января 2017 года на 13,6 тыс. человек. Об этом накануне президент подписал соответствующий указ, согласно которому общая штатная численность армии и флота (то есть военнослужащих и гражданского персонала) по сравнению с 2016 годом к 1 июля 2017 года должна увеличиться на 17,6 тыс. человек.

Увеличение штатной численности Вооруженных сил связано в том числе с передачей Минобороны функций Федерального агентства специального строительства (Спецстроя), которое до 1 июля 2017 года должно быть упразднено. Вооруженным силам в этой связи передадут «штатную численность военнослужащих и гражданского персонала инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований», которые входили в упраздняемый Спецстрой. В открытом доступе нет данных, сколько конкретно военнослужащих проходили военную службу в этих формированиях. И были ли среди них в последние годы военнослужащие по призыву, также не известно. Ранее, в августе 2011 года, тогдашний руководитель Спецстроя Григорий Нагинский говорил, что в результате реформы в его ведомстве не останется солдат по призыву, которых заменят рабочие из «дружественных нам республик». По данным Минобороны, в прошлом году общая численность сотрудников Спецстроя составляла около 44 тыс. человек.

Между тем лишь менее половины из них пополнят строительные структуры Минобороны, только небольшая часть - около 4 тыс. человек – составит гражданский персонал. При этом в штат управленцев Минобороны передается «численность федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата упраздняемого Федерального агентства специального строительства в количестве 200 единиц». Как сообщил недавно замминистра обороны Тимур Иванов, «в рамках реорганизации Спецстроя в Министерстве обороны должно сохраниться восемь подразделений взамен сегодняшних 19». Эти предприятия будут специализироваться на строительстве объектов в каждом из военных округов и на Северном флоте, «а также займутся узкоспециализированными вопросами: будут отвечать за строительство объектов Воздушно-космических сил и аэродромов, за инфраструктуру Ракетных войск стратегического назначения, за сооружение причальных сооружений в интересах ВМФ». Пока нет официальных сообщений, что в состав создаваемых на базе Спецстроя подразделений войдут военно-инженерные и военно-строительные батальоны и отряды. Но источники в Минобороны сообщают, что их формирование уже идет полным ходом. И в отличие от стройбатов, которые существовали во времена СССР, в их составе сейчас будут служить военнослужащие по контракту и по призыву, имеющие военно-строительные и технические специальности, как правило, с высшим образованием.

Решение возродить советскую практику стройбатов объясняется просто. Реформа и «распогонивание» Спецстроя привело к раздутию его административных штатов. Появились многоступенчатые управленческие структуры, а основные строительные функции выполняли малоквалифицированные фирмы, набиравшие рабочих из жителей стран СНГ. Они плохо работали, особенно в условиях Арктики и в отдаленных местностях. В результате многие важные оборонные и государственные контракты не были выполнены в срок. Были выявлены многочисленные факты коррупции и взяточничества.

«Реорганизуя военно-строительный комплекс, мы переходим на комплексную работу непосредственно с исполнителем», – отмечает Тимур Иванов. О том, насколько эффективно в нынешних непростых для страны социально-экономических условиях применение военно-строительных подразделений, говорит опыт возведения силами Минобороны более 130 км железнодорожного пути в обход Украины на западе РФ на участке Журавка-Миллерово. Это строительство полностью осуществляют железнодорожные батальоны Вооруженных сил. И, как заявил недавно замминистра обороны Дмитрий Булгаков, дорога, которая строится, начнет функционировать более чем на год раньше запланированного срока. Ее откроют 15 августа 2017 года. Никаких коррупционных фактов при ее строительстве не выявлено.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Слово «стройбат» у многих вызывает улыбку или легкую иронию, поскольку, официально, такого рода войск уже не существует. Последние части были расформированы в 90-х годах . Но до сих пор существует множество народных высказываний или просто анекдотов по поводу стройбата.

История создания

Стройбат – строительный батальон, хотя в официальных документах всё было иначе. Своё начало ВСО (военно-строительные отряды) берут с 1942 года , когда постановлением Совета народных комиссаров СССР было принято решение создать Военно-восстановительное управление. Под его началом строились все объекты инфраструктуры, разрушенные немцами-оккупантами во время Великой Отечественной войны. Сам термин «стройбат» был придуман народом и вышел из обращения в 1970 году. Стоит обратить внимание, что сами солдаты называли себя весьма иронично – королевские войска.

Факты – в 1980 году количество личного состава ВСО составляло около 300–400 тысяч человек , что перекрывает общее количество таких подразделений, как: ВДВ, морская пехота и пограничные войска.

Солдат спит – служба идет. Условия службы

Говоря честно, далеко не все солдаты срочной службы хотели попасть в стройбат. И этому есть ряд причин:

  1. Солдаты имели к военной службе формальное отношение. Они могли больше времени провести не в окопе или стрельбах, а на стройке или рытье котлована.
  2. Национальная составляющая. Отряды формировались из многонациональных групп. Часто в стройбат брали детей из неблагополучных семей или подростков, состоящих на учете в милиции. Такое сочетание разных типов национальностей и людей, склонных к криминалу, пугало молодого бойца. Часто происходили случаи дезертирства из частей.
  3. ВСО могли направлять в потенциально опасные места, даже в мирное время. Их бросали на устранения техногенных катастроф или на ликвидацию последствий стихийных бедствий. Такая работа была связана с риском получения опасного заболевания или различных по сложности травм.
  4. Само отношение общества к такому виду войск было снисходительное. В народе ходило много анекдотов про стройбат, поэтому служить в таком виде войск было несолидно.

Несмотря на все недостатки, были и отличительные плюсы среди остальных видов войск. Например, солдат получал зарплату за свою службу, причем её размер составлял порядка 120–180 рублей . Из этой суммы нужно вычесть 30 рублей за обслуживание бойца и его пропитание. Но даже в таком случае остается приличная сумма. Эти деньги откладывались на личный счет бойца, и лишь в случае острой необходимости солдат мог ими воспользоваться. Оклад мог доходить и до 250 рублей в месяц . Все зависело от специальности, которой обладал молодой боец. Ценились специалисты узкого профиля, связанного с машинами и техникой, такие как бульдозеристы, крановщики, экскаваторщики и прочие. Иногда демобилизованный солдат привозил со службы домой сумму до 5 000 рублей .

Официальная критика

Часто стройбат подвергался критике со стороны официальных лиц государства. Так, в 1956 году начальник генштаба и министр обороны раскритиковали в своем докладе места прохождения службы бойцов. Содержание документа ссылалось на конституцию, согласно которой рядовой должен проходит службу в рядах вооруженных сил СССР, а не в строительных организациях страны.

Бывали и другие случаи. В 1955 году одну из строительных бригад направили в ещё недостроенное помещение для строительно-монтажных работ. Как позже выяснила комиссия, санитарно-гигиенические условия здесь не соответствовали нормам и местами были грубо нарушены. Многие солдаты были направлены в госпиталь с такими серьезными заболеваниями, как туберкулез. У некоторых рядовых находили вшей.

Несмотря на все нелестные высказывания относительно ВСО, нельзя отрицать их огромную роль в становлении и строительстве страны. Заводы и крупные предприятия, объекты инфраструктуры и пути сообщения – везде можно было видеть бойцов, работающих на благо родины. Силами строительных батальонов возводились школы, больницы, а иногда и целые поселения. Благодаря военной дисциплине и отлаженной логистике объекты сдавались в сроки, иногда перевыполняя планы строительства.

В СССР и России

Для выполнения задач по расквартированию и обустройству войск (сил) в ВС СССР в составе военных округов (ВО) (флотов) и соответствующих им структур МВД СССР и КГБ СССР входили военно-строительные управления (всу), аналогом которых в гражданском строительстве является строительный трест.

Военно-строительным управлениям подчинялись управления начальника работ (унр) - аналоги гражданских строительных управлений .

Управлениям начальника работ подчинялись строительно-монтажные участки (сму) строительные участки (су), склады, базы транспорта, и человеческие ресурсы, сосредоточенные в военно-строительных войсковых частях округов, групп войск, флотов и других объединений ВС СССР и гражданских министерств.

Основной военно-строительной частью являлся военно-строительный отряд (всо), имеющий статус воинской части - отдельного батальона , отчего происходило собирательное просторечное разговорное название «стройбат», хотя данный термин существовал ранее. Термин строительный батальон был официально выведен из обращения в 1970-х годах и введён термин отряд который в данном случае указывал на многопрофильность применения военно-строительного отряда.

Военно-строительный отряд (всо) - постоянное формирование в ВС СССР (Минобороны СССР) и других Министерствах СССР , состоящее из штаба и подразделений и предназначавшаеся для выполнения строительно-монтажных работ, изготовления конструкций и деталей на промышленных и лесозаготовительных предприятиях системы Министерства обороны СССР и других работ в Министерствах СССР. Военно-строительный отряд представлял собой батальон, состоящий из 3-6 рот . Штат и оснащение батальона различались в зависимости от задач, выполняемых им - строительство оборонных объектов, возведение автомобильных дорог и мостов, строительство жилых зданий, мелиорация, заготовка строительных материалов и т. д. Комплектование всо производилось преимущественно из призывников окончивших строительные учебные заведения или имевших строительные или родственные им специальности или опыт работы в строительстве (сантехники , бульдозеристы , кабельщики и т. д.). Права, обязанности и ответственность военных строителей (в/строителей, в/стр.) определялись военным законодательством, а трудовая деятельность регулировалась трудовым законодательством (с некоторыми особенностями в применении того или другого). Оплата труда в/строителей производилась по действующим нормам. Обязательный срок работы в всо засчитывался в срок действительной военной службы. Также предусматривалось, что во время войны военные строители смогут в случае необходимости заменить пехоту , полноценная боевая подготовка планировалась, но проводилась редко, чтобы не отвлекать личный состав со строящихся объектов.

Основная задача военно-строительного отряда - обеспечение строительных объектов личным составом. То есть, военно-строительные отряды обеспечивали военных строителей ночлегом, питанием, и т. п. В зависимости от численности личного состава, занятого на объектах строительства, военно-строительные отряды могли быть переформированы в военно-строительные полки (всп), отдельные военно-строительные роты (овср) и т. п., и обратно, чтобы характер снабжения и штаты тыловых служб соответствовали численности военных строителей.

Основная численность военно-строительных частей была сосредоточена в Министерстве обороны под командованием Заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск (ЗамМО СССР по СиРВ). В его подчинении были 6-ть главных управлений (Главков):

  • Главное военно-строительное управление Министерства обороны СССР (ГВСУ МО СССР);
  • Главное управление специального строительства Министерства обороны СССР (ГУСС МО СССР);

В соответствии со постановлением Совета народных комиссаров СССР от 13 февраля г. № 187-102с в составе народного комиссариата связи было сформировано Военно-восстановительное управление (ВВУ) с целью осуществления руководства всеми воинскими частями по восстановлению, ремонту и строительству линейно-кабельных сооружений, телефонно-телеграфных и радиотрансляционных узлов, радиостанций и почтовых предприятий на территории, освобожденной от немецких оккупантов .

Обладая собственной мощной стройиндустрией, ГУСС год за годом осваивал выпуск новых серий жилых домов. Им было построено и сдано более 17 миллионов квадратных метров благоустроенного жилья, было осуществлено строительство различных по назначению объектов соцкультбыта, в том числе - уникального велотрека в Крылатском .

На начало 1956 г. для выполнения строительства в Вооруженных Силах СССР содержались военно-строительные части численностью 231 015 военных строителей. Кроме того, вне норм численности Вооруженных Сил СССР имелись военно-строительные части численностью 73 095 военных строителей, и военно-строительные отряды численностью 218 880 чел. военных рабочих по призыву.

В 1956 г. министр обороны СССР Г.Жуков и начальник Генерального штаба В.Соколовский сообщали :

Использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба, представляющая собой почетную обязанность граждан СССР, должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР. Вполне естественно, в связи с этим, резкое недовольство военнослужащих, направленных на работу в военно-строительные части и, в частности, в военно-строительные отряды. Они сразу же сознают свое ложное положение формально призванных в ряды Советской Армии, фактически же используемых вне армии в качестве рабочей силы. Факты показывают, что эти военнослужащие рассматривают использование их на работах вместо службы в армии незаконным и многие из них выражают протест во всевозможных формах, вплоть до открытого неповиновения и дезертирства... ...Практика многих лет показывает, что строительные организации гражданских министерств плохо организуют производственную деятельность военно-строительных частей и отрядов и совершенно беззаботно относятся к материально-бытовому обеспечению их, вследствие чего производительность труда рабочих строительных частей и отрядов является крайне низкой, а заработки малы. Все это приводило раньше и приводит сейчас к массовым случаям возмущения, невыхода на работу, дебошам, дракам и серьезным нарушениям общественного порядка... ...материально-бытовое устройство отрядов неудовлетворительное, а некоторые из них находятся в очень тяжелых материально-бытовых условиях. Так, например: 1052 военно-строительный отряд был размещен в ноябре 1955 года в недостроенном помещении. Рабочие спали одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца рабочих не мыли в бане и не меняли у них белье, в результате чего появилась вшивость. 75 рабочих отряда получили тяжелое простудное заболевание. Несмотря на сильные морозы, рабочим не выдавали валенки, вследствие чего они работали на холоде в сапогах, а во время перевозки к месту работ обматывали себе ноги разным тряпьем. Десять рабочих в этом отряде получили сильное обморожение ног. Медицинское обслуживание и питание поставлено крайне плохо. В ноябре-декабре 1955 года рабочим отряда не выдавалась зарплата. В отрядах Министерства общего машиностроения положение еще хуже: рабочие живут в неотапливаемых помещениях, пища готовится под открытым небом при морозе в 30-40 градусов. В отрядах имеется по 10-15 человек обмороженных. Все указанные выше условия крайне отрицательно сказываются на состоянии дисциплины и приводят к неповиновению начальникам, массовым самовольным отлучкам, кражам, пьянству, дракам и нарушению общественного порядка в таких масштабах, что в отдельных случаях требовалось вмешательство войск и милиции.

Порядок прохождения службы военными строителями регламентируется Положением о военно-строительном отряде Министерства обороны СССР 1976 года. В соответствии с эти Положением, военному строителю за работу на строительном объекте начисляется зарплата, из которой вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения, объединяемая в вещевую задолженность. После увольнения в запас и окончательных расчетов военному строителю направляется денежный перевод с заработанными деньгами либо исполнительный лист на погашение вещевой задолженности. Военным строителям, занятым в наряде по части или находящимся в санчасти, начисляется средняя для их подразделения зарплата.

Отдельные солдаты (матросы) военно-строительных отрядов (санинструкторы, связисты и т. п.) имеют статус военнослужащего, для них питание, обмундирование и т. п. бесплатны.

В 1980-е годы около 500 ВСО работало в 11 различных «гражданских» министерствах .

Расформировать в 1992 году военно-строительные отряды (части), работающие на сооружении объектов народнохозяйственного назначения в гражданских министерствах и ведомствах , кроме Минатомэнергопрома СССР, Минсвязи СССР Росвостокстроя и Главного управления специального строительства при Совете Министров СССР. В связи с этим прекратить призыв граждан СССР на действительную срочную военную службу в указанные военно-строительные отряды (части) начиная с осени 1991 года. Высвобождаемую после расформирования военно-строительных отрядов (частей) численность военнослужащих и военных строителей направлять на укомплектование военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны СССР . Совету Министров СССР в первом квартале 1991 года утвердить порядок и конкретные сроки расформирования военно-строительных отрядов (частей), работающих в Минатомэнергопроме СССР, Минсвязи СССР, Росвостокстрое и Главном управлении специального строительства при Совете Министров СССР.

Военнослужащим рядового и сержантского состава военно-строительных частей, находящихся на положении военнослужащих, а также проходящим службу сверх срока, присваиваются звания рядового и сержантского состава армии и флота: от рядового (матроса) до старшины (главного корабельного старшины), т. е., без приставки "военный строитель".

Объекты

Объекты построенные ВС СССР , в СССР (России):

  • город Ижевск
  • автомобильные дороги (см. Дорожные войска)
  • железные дороги (см. Железнодорожные войска)
  • и многое другое.

К какому роду войск больше всего относились с юмором? К стройбату. В народе существует множество анекдотов, связанных со строительными войсками. И все это происходило из-за специфики формирования личного состава – порядка 90% военнослужащих этих войск представляли собой призывников из Средней Азии и с Кавказа. Поэтому основная масса русских молодых людей старалась избежать службы в подразделениях стройбата – уже тогда временами возникал вопрос, касающийся напряженных международных отношений, только это не выставлялось напоказ.

Однако, несмотря на такое отношение, строительные батальоны выполняли вполне серьезные задачи, возводя объекты как оборонного значения, так и для народного хозяйства. Можно даже сказать, что строительные батальоны косвенно связанны с инженерными войсками, в обязанности которых всегда входило возведение различных фортификационных сооружений и объектов тылового назначения. Стройбат взял на себя часть задач, которые до того выполняли подразделения инженерных войск.

Исторические моменты

В 1942 году 13 февраля Совнаркомом СССР было издано постановление о формировании Военно-восстановительного управления, к основным задачам которого относилось строительство либо ремонт различных объектов на территориях, освобожденных от немецкой оккупации. Этот день является датой рождения военно-строительных отрядов, называемых сокращенно ВСО.

В 70-х годах за этими войсками закрепилось название «стройбат», которое осталось в лексиконе и по сей день. На период 80-х годов численность строительных подразделений превышала количество в сумме военнослужащих других родов войск. Например, в ВДВ насчитывалось около 60 тыс. чел., морская пехота имела 15 тыс. чел., в пограничных войсках было около 220 тыс. чел., а в строительных войсках того времени насчитывалось где-то 300-400 тыс. чел. Конечно, как говорится в одном известном анекдоте, стройбат – это такие страшные войска, которым даже оружие не доверяют. Но нередко и в этих войсках служба была непосредственно связана с опасностью.

1986 был годом страшной катастрофы, произошедшей на Чернобыльской АЭС. И одними из первых, кто принял участие в ликвидации последствий этой аварии, стали бойцы военно-строительных отрядов, многие из которых поплатились жизнями за работу в зараженной зоне. Два года спустя землетрясение в Армении – и опять строительные батальоны первыми участвовали в разборке завалов.

Военнослужащие стройбата проходили службу и в Афганистане, когда в 1979 году необходимо было организовать расквартирование личного состава ограниченного контингента войск в этой стране. В кратчайшие сроки усилиями военнослужащих строительный войск там была организована вся необходимая инфраструктура.

А в 1982 году произошло событие, доказавшее наличие боевого духа в рядах военных строителей. Строительный батальон из СССР был направлен на Фолклендские острова для реконструкции взлетно-посадочной полосы. В этот момент британские войска вторглись на эти острова, т.к. с Аргентиной шло противостояние за контроль над территорией. Бойцы стройбата не растерялись: произвели минирование подступов и, используя трофейное оружие, сдерживали наступление британских боевых частей. Только благодаря вмешательству дипломатов из Москвы было остановлено развитие военного конфликта.

Мужество военных строителей подтверждает и случай, когда на просторы океана унесло баржу без еды и воды с четверыми военнослужащими инженерно-строительных войск – Зиганшиным А., Поплавским Ф., Крючковским А. и Федотовым И. Они продержались 49 дней, не потеряв человеческий облик.

К воинскому делу эти подразделения относились формально, из-за чего у молодежи этот род войск не имел большой популярности. Но военные строители относительно военнослужащих из других родов войск обладали некоторыми преимуществами. В 1977 году 30 мая был издан приказ МО СССР № 175, согласно которому каждому военному строителю начислялась зарплата. Хотя из нее вычитались стоимость питания, цена обмундирования, оплата коммунальных услуг и другого обеспечения. Но размер денежного довольствия значительно превышал расходы, поэтому солдаты могли накапливать немалые средства. Кроме того военнослужащие могли заработать дополнительно, проработав там, где добавочно платили. А у прапорщиков и офицеров имелись льготы, позволяющие, к примеру, решать оперативно жилищные проблемы.

Непопулярность службы в этих войсках, вызванная комплектованием личного состава призывниками из Средней Азии или Кавказа, приносила свои плоды – из славян туда отправляли неблагополучную молодежь или молодых людей, имеющих судимость. Да и выходцы из Кавказа или Средней Азии нередко попадали в стройбат из дальних сел, где было плохое знание русского языка. Даже иногда присягу принимать помогал новобранцам сержантский состав, зачитывая текст присяги по одному предложению, которое затем повторялось рядовыми. Кстати, нередко военнослужащим, не являющимся славянами, удавалось обманывать командиров, ссылаясь на непонимание русского языка. В СССР даже ходила шутка: в стройбате солдаты до года говорят «не понимай», а после года «не положено». Поэтому офицерам строительных войск, работающим с личным составом, приходилось непросто.

Гастарбайтеры вместо стройбата: что имеем сегодня

С 1992 года пошла волна расформирований военно-строительных подразделений, чему дало толчок распоряжение Президента РФ о расформировании ВСО, находящихся в ведении московского департамента. К 2006 году закончилась ликвидация последних военно-строительных формирований.

Сегодня ВСО нет, но сама идея использования труда граждан ближайшего зарубежья осталась. В организациях, в том числе возводящих объекты военного назначения, нередко работают гастарбайтеры. Хотя, как и советские военные строители, сегодня эти наемные работники обходятся не бесплатно, но дома строятся гораздо дешевле, чем силами какого-либо крупного СМУ. Так что популярная в Советском Союзе поговорка «Два солдата из стройбата заменяют экскаватор» актуальна и сегодня – правда, в несколько другом ракурсе. Вот только выигрыш от расформирования ВСО сомнительный. Бойцы стройбата после работы убывали в казармы – не было лишних шатаний по улицам, торговли наркотиками, массовых драк, грабежей или изнасилований. Да и после окончания срока службы бывший военнослужащий убывал в свою республику. Так что можно лишний раз убедиться в том, что разрушить исправно работающую систему можно легко. А взамен вместо «прекрасного далека» нередко получаем кучу проблем.

Президент России Владимир Владимирович Путин принял решение ликвидировать подчиняющееся Министерству обороны Федеральное агентство по специальному строительству. Функции по строительству объектов для обеспечения обороноспособности страны предполагается напрямую замкнуть на Министерство обороны, в распоряжение которого перейдут активы упраздненного агентства. Но означает ли это возрождение военно-строительного комплекса России – пока еще большой вопрос.

О Военно-строительном комплексе СССР (в солдатском фольклоре – «королевских войсках») и военно-строительных формированиях (военно-строительных отрядах или, в обиходе сокращенно ВСО), а в просторечье «стройбате» было сложено и действуют поныне множество мифов, диких вымыслов и легенд.

Да, конечно присутствовал действительный негатив специфики военно-строительной службы. Строительных войск сторонились многие призывники, а военное руководство страны Советов время от времени выступало против существования строительного направления в составе Министерства обороны.

Поэтому достаточно легко и просто Минобороны России избавилась от строителей в погонах и попыталось взвалить груз ответственности по возведению объектов оборонного значения на Федеральное Агентство Специального строительства.

Получилось столь удручающе, что самостоятельная деятельность Спецстроя в дальнейшем стала бессмысленна и просто невозможна из-за огромных государственных затрат, наглых коррумпированных схем и нацеленности на максимальное получение личной прибыли любыми путями, в то числе и преступными.

Такой ситуации в военно-строительном комплексе Министерства обороны СССР не было и быть не могло. Но все новое – это хорошо забытое старое – припомнили в военном руководстве страны и, видимо, решили вернуться к старой системе военно-строительного комплекса напрямую подчинив его Минобороны.

В среде псевдо-либеральных деятелей России поднялась ожидаемая волна ожесточенной критики действий Верховного Главнокомандующего и министра обороны. Из ветхих запасников истории военно-строительных войск некоторые политологи и историки принялись вытаскивать самые неприглядные факты о деятельности военно-строительного комплекса МО СССР.

Но славу Богу, в нашем государстве не все потеряли память и совесть, много еще осталось ветеранов, прошедших тернии службы в «королевских войсках».

Вопросы на засыпку

  • Может ли держава не ведущая строительства оборонительных объектов претендовать на солирующую роль в симфонии мировых государств?
  • Что хорошего и что плохого содержалось в деятельности Военно-промышленного комплекса СССР»?
  • Отчего его реформа привела к созданию такого уродливого монстра как Спецстрой?
  • Почему военно-строительные формирования должны быть нацелены на результат, а не на получение коммерческой прибыли?

Не может государство, ведущее только приватное (частное) строительство быть державой мирового значения.

Данный тезис одинаково бесспорно воспринимается и в военных академиях России и святилище американской науки – Вейст-Понте. А хулители наших военных строителей как будто бы и не ведают (может и впрямь не знают?), что масштабные военно-строительные работы многие десятилетия активно ведет Инженерный корпус армии США и почти два миллиона военнослужащих КНР.

Разве не общеизвестно, что военно-строительные формирования под разными названиями существуют во всех странах мира и были во все времена, начиная с библейских времен? Кстати, даже древние римляне, у которых современное человечество позаимствовало немало полезного, полагали, что строительство – одна из важнейших воинских специальностей.

Посему Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 2016 года, «Об упразднении Федерального агентства специального строительства» , вполне закономерен и логичен для государства ведущего огромное оборонительное строительство.

Согласно этому Указу, до 1 июля 2017 года Спецстрой прекращает свою самостоятельную деятельность, а его функции передаются Министерству обороны Российской Федерации.

Так откуда ведут свой исторический отсчет военно-строительные формирования России?

Более или менее единая система военно-строительных формирований начала складываться в Русской армии перед Первой мировой войной и совершенствовалась вплоть до Октябрьской революции 1917 г.

В период создания Вооруженных сил Советского государства, организации военно-строительных частей также уделялось серьезное внимание, поскольку большевистское руководство страны последовало совету царских военных министров Беляева и Поливанова, которые справедливо полагали, что без данных формирований, обеспечить обороноспособность молодой Советской республики будет крайне затруднительно.

Только в период с 1918 по 1921 г. для строительства оборонительных сооружений было сформировано 48 управлений военно-полевого строительства, личный состав которых во многом обеспечил разгром белого движения.

Приказом Реввоенсовета СССР от 01.01.01 г. № 000/96 в структуре Вооруженных сил было образовано Строительное управление (с 1925 г. – Военно-строительное) с подчинением Главному начальнику снабжений Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

На это управление возлагались задачи по объединению оборонительного, казарменного, специального строительства и квартирного обеспечения РККА и руководству ими. Таким образом, в системе РККА впервые был создан единый орган управления, в котором сосредоточивалось руководство деятельностью, связанной со строительством и содержанием всех военных объектов.

Строительная гвардия страны Советов в Великой Отечественной Войне

Великая Отечественная война остро поставила перед военно-строительными формированиями задачу строительства оборонительных сооружений.

Причем строительство мобилизационных оборонительных рубежей в глубине страны, включая Государственный рубеж обороны на дальних подступах к Москве (Ржевско-Вяземский рубеж) планировалось военным руководством заблаговременно. В одном из документов рукой заместителя начальника Генерального Штаба Красной Армии генерала Ватутина была вписана фраза о необходимости начать строительство Ржевско-Вяземского рубежа уже в мирное время.

Это говорит о том, что в руководстве Красной Армии были люди, которые не боялись вполне реалистически рассматривать самые разные варианты развития событий в случае войны с Германией и предпринимали на свой страх и риск соответствующие подготовительные меры.

Накануне войны в состав Красной Армии вошли специальные строительные войска (правильнее – трудармии), которые отвечали за строительство и ремонт военных объектов и гражданских сооружений смежного назначения.

Когда началась война, большинство строительных войск Красной Армии помогало ее инженерным войскам в сооружении новых укрепленных районов в западных военных округах. Немецкое вторжение в считанные дни уничтожило эти войска, вынудив НКО практически с нуля формировать новые строительные части, необходимые для возведения в тылу дополнительных рубежей обороны.

В дополнение к этой официальной структуре строительных войск Красная Армия имела большое количество спешно сформированных строительных батальонов, колонн и отрядов, которые она использовала для строительства оборонительных рубежей, а также прочих сооружений военного и гражданского назначения.

Созданные, как правило, на временной основе, эти подразделения комплектовались в первую очередь личным составом из неславянских этнических и религиозных меньшинств, которые считались политически слишком ненадежными для выполнения боевых задач. Эти специальные строительные войска включали в себя как мужчин, так и женщин, многие из которых либо еще не достигли обычного призывного возраста, либо давно миновали его.

На протяжении войны более 330 таких частей участвовали в оборонительном строительстве, в том числе свыше 100 – в армии, 60 – во флоте и 100 – в военно-воздушных силах.

«Два солдата из стройбата заменяют экскаватор»

В июне 1949 года было решено объединить военно-строительные структуры в единый Военно-строительный комплекс Вооружённых Сил и ввести должность Заместителя Министра обороны по строительству и расквартированию войск. Им был назначен генерал полковник Белоскоков В.Е.

В его подчинение от Начальника тыла Вооружённых Сил были переданы Главное строительное управление, Управление материальных фондов и Квартирно-эксплуатационное управление.

В то время страна только частично залечила раны, нанесенные Великой Отечественной войной. А международная обстановка и ситуация в мире требовали скорейшего возведения противоракетного щита, промышленных и других объектов оборонного комплекса страны.

Это обусловило создание военизированной структуру капитального строительства Вооруженных Сил и ряда гражданских министерств, в первую очередь Министерства среднего машиностроения то бишь ведомства занятого созданием атомной бомбы и ядерной энергетики.

Данная структура включала в свой состав строительно-монтажные управления, где в качестве рабочей силы использовались в основном военно-строительные отряды (ВСО) четырех- или пятиротного состава, организованные по принципу отдельных батальонов. Штатная численность роты составляла 120 человек.

Термин «строительный батальон» или в повседневном обиходе «стройбат» родился в Постановлении Совета народных комиссаров СССР от 13 февраля 1942 года о формировании Военно-восстановительное управления, которое занималось ремонтом и строительством объектов на территориях, освобожденных от немецких оккупантов.

Неоднократно данный термин пытались вывести из официального обращения.

Первая попытка была сделана в 1954–1956 году. В тот период в связи с общим сокращением Вооруженных сил строители также были выведены из состава численности Министерства обороны, став «рабочими по военному призыву». А их формирования стали называться строительными колоннами Однако уже в 1958 году это решение было пересмотрено и окончательно появились «военные строители» и Военно-строительные отряды.

Однако словосочетание «строительный батальон» продолжало использоваться в отношении некоторых групп зарубежных войск. «Стройбатовцы» иронично называли себя «королевскими войсками».

Весьма кратко о военно-строительных формированиях Советского Государства – военно-строительных отрядах (ВСО).

Как самостоятельная финансово-хозяйственная единица, военно-строительный отряд (ВСО) имел счет в банке, смету расходов и входил в состав Управления начальника работ (УНР) либо военно-строительного управления (ВСУ).

Военно-строительные отряды (ВСО) имели статус войсковых частей, комплектовались рядовым и сержантским составом через Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба, а офицерами - через Главное управление кадров Министерства обороны.

ВСО комплектовались в основном из призывников, окончивших строительные учебные заведения. Часто стройотряды пополнялись за счет выходцев из сельских районов, «умеющих держать инструмент в руках». Туда же отправляли неблагополучную молодежь, зачастую уже с судимостью.

Хоть говорить об этом было не принято, национальный признак был еще одним критерием отбора в стройбат. Так, доля кавказских и среднеазиатских народов в некоторых строительных батальонах, доходила до 90% личного состава.

Распространено мнение, что причиной, по которой выходцы из Средней Азии и Кавказа допускались в основном к строительным работам, было плохое знание русского языка. Национальный состав стройотрядов отпугивал многих призывников.

Еще одна категория призывников, которым дорога в стройбат «была заказана» – юноши с ограничениями по состоянию здоровья. Их родители всеми правдами и неправдами искали всевозможные обходные пути, чтобы оградить детей от трудовой повинности.

У советской молодежи стройбат считался не самым престижным местом для несения воинской службы. Его непопулярность во многом была вызвана тем, что непосредственно к военному делу он имел лишь формальное отношение.

Тем не менее, новобранцы, пополнявшие состав строительных отрядов имели определенные преимущества перед призванными в другие рода войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР от 30 мая 1977 года военному строителю за работу начислялась заработная плата, из которой, правда, вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения – тех, что объединялись понятием «вещевая задолженность». В среднем, заработок прилежного военного строителя составлял 80-110 рублей в месяц, при вычете за содержание ежемесячно от 30 до 50 рублей.

В течение почти четверти века - с середины 1960-х до начала 1990-х годов - практика применения военно-строительных отрядов, их структура, содержание и материальное стимулирование труда обеспечивали рентабельность этих подразделений и выполнение ими поставленных задач. Выполнение норм выработки практически всеми военно-строительными отрядами составляло не ниже 100 %. Но не только стройкой были озабочены командиры.

Один день в неделю - суббота - был специально отведен на боевую подготовку. Проводилась политическая учеба, изучение уставов Вооруженных сил, строевая, огневая и тактическая подготовка. В каждой роте имелись оружейные комнаты, а в каждой войсковой части - полосы препятствий (штурмполосы).

Предыстория Федерального Агентства Специального строительства

В период начала «холодной войны» из состава Министерства обороны СССР выделяются управления и подразделения, осуществляющие строительство специальных объектов., именно с этого периода можно говорить о выделении из комплекса военно-строительных формирований СССР особых частей, осуществляющих специальное строительство и имеющих статус, отличный от других строительных формирований.

Тридцать первого марта 1951 г. постановлением Совета Министров СССР на базе 1-го и 3-го Главных управлений Совета Министров СССР создается Главное управление для обеспечения проектирования и строительства системы «Беркут», состоявшее из 14 строительно-монтажных управлений, 10 отдельных строительных участков и пяти промышленных предприятий различного профиля, выполнявших задачи по строительству особо важных оборонных объектов.

Впоследствии все строительные формирования, осуществлявшие строительство особо важных оборонных объектов, были подчинены Главному управлению специального строительства и военно-строительных частей Министерства среднего машиностроения СССР, просуществовавшего до 1954 г.

После этого указанное управление было преобразовано в Главное управление специального строительства при Министерстве монтажных и строительных работ СССР. С 1981 г. данное управление переподчиняется Совету Министров СССР, и в таком статусе оно просуществовало вплоть до распада СССР в 1991 г.

Критика военно-строительных формирований в составе гражданских министерств и его последствия

Сам факт существования военно-строительных отрядов в составе гражданских министерств не раз подвергался критике высшим военным руководством, которое считало подобные формирования неэффективными и даже «нелегальными».

Так, в 1956 году, министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский докладывали, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба … должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».

Вполне естественно, в связи с этим, резкое недовольство военнослужащих, направленных на работу в военно-строительные части и, в частности, в военно-строительные отряды. Они сразу же сознают своё ложное положение формально призванных в ряды Советской Армии, фактически же используемых вне армии в качестве рабочей силы.

Факты показывают, что эти военнослужащие рассматривают использование их на работах вместо службы в армии незаконным и многие из них выражают протест во всевозможных формах, вплоть до открытого неповиновения и дезертирства.

Данные тезисы были буквально повторены в Указе Президента СССР от 15 ноября 1990 года № УП-1048. А его постановляющая часть звучала могильным аккордом военно-строительному комплексу:

«Расформировать в 1992 году военно-строительные отряды (части), работающие на сооружении объектов народнохозяйственного назначения в гражданских министерствах и ведомствах , кроме Минатомэнергопрома СССР , Минсвязи СССР , Росвостокстроя и Главного управления специального строительства при Совете Министров СССР.

В связи с этим прекратить призыв граждан СССР на действительную срочную военную службу в указанные военно-строительные отряды (части) начиная с осени 1991 года.

Высвобождаемую после расформирования военно-строительных отрядов (частей) численность военнослужащих и военных строителей направлять на укомплектование военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны СССР ».

И пошла писать губерния» – в муках реформотворчества все без исключения строители в погонах были признаны вредным пережитком коммунистического прошлого России.

Но сложность строительства оборонных объектов на коммерческой основе возросла на несколько порядков.

Муки по Спецстрою

16 июля 1997 года была образована Федеральная служба специального строительства (Росспецстрой), наследница истории, а самое главное активов Главного управления специального строительства при Министерстве монтажных и строительных работ СССР.

9 марта 2004 года Росспецстрой был переименован в Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России). Положение об Агентстве утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1084.

Серьезные вопросы к Спецстрою, структурно закрепленному за Минобороны, появились в 2015 году: в июле из-за обрушения секции казармы 242-го учебного центра ВДВ в Омске погибли 24 военнослужащих, а в ноябре 2015 года Владимиру Путину пришлось перенести на апрель 2016 года первый в истории пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с космодрома Восточный. И то, пункт управления был оборудован в неприспособленном для этой функции ДЗОТе.

Наш лидер крайне не любит разгильдяйства. Компетентные органы, в том числе и Прокуратура Российской Федерации провели соответствующие проверки и выяснили нижеследующие:

  • Спецстрой выполняет работы лишь на 15-40% от стоимости заключенных контрактов, перепоручая сторонним структурам не только основной объем работ, но и создание проектно-сметной документации.
  • Только на Восточном оказалось более 250 компаний, из которых многие не обладали ни нужными компетенциями, ни оборудованием, ни специалистами.

Министерство обороны тогда начало реформу агентства, которая подразумевала ликвидацию примерно половины из 18 ФГУПов Спецстроя.

Реформирование началось, но спустя год претензий к строителям меньше не стало. В октябре 2016 года Федеральная антимонопольная служба выяснила, что ФГУП «Спецстройинжиниринг» сорвал сроки выполнения работ по госконтрактам на общую сумму более 150 млрд руб.

Следственный комитет России возбуждает уголовные дела по фактам невыплаты заработной платы строителям на Восточном и хищениям, руководство госкорпорации «Роскосмос» постоянно жалуется на неудовлетворительное качество работ, а Минстрой – на низкую финансовую дисциплину генподрядчика.

Результатами работы Спецстроя были недовольны и в Генштабе ВС РФ: в начале октября на одном из ведомственных совещаний прозвучало, что отставаний от графика нет только на 11 из 83 военных объектов, а состояние 61 оценивается как «критическое».

Надо напомнить, что в 2011 году тогдашний Директор агентства Григорий Нагинский при содействии Министра обороны Анатолия Сердюкова, буквально «отжал» Спецстрой от военного ведомства, лишив его гарантированной ежегодной прибыли в 130-150 млрд рублей и самое главное, лишив военных возможности работы на конечный результат.

В связи с этим не удивительно, что первое, что сделало военное ведомство после выхода Указа Президента России, это лишило руководство Спецстроя возможности как-либо влиять на происходящее. Ведь под угрозой находится самый большой с послевоенных времен план ввода в строй оборонных объектов.

Что будет после возвращения «Спецстроя» родную военную гавань? Последует возрождение военно-строительного комплекса России?. Не факт.

Вместо Спецстроя будет создано восемь ФГУПов, которые войдут в состав вооруженных сил и будут заниматься строительством военных объектов. Таким образом, все функции по строительству объектов, обеспечивающих обороноспособность страны, будут замкнуты напрямую на Минобороны, которому достанутся активы агентства. Обеспечивать подготовку к ликвидации и передачу Минобороны функций Спецстроя будет замминистра обороны по расквартированию Тимур Иванов.

Иванов – самый молодой заместитель Шойгу. Тимур Иванов сблизился с Сергеем Шойгу в период своей работы заместителем председателя правительства Московской области в 2012 г., когда регион возглавлял Шойгу.

Гендиректором «Оборонстроя» (дочерняя компания принадлежащего Минобороны АО «Гарнизон») Иванов был назначен, когда Шойгу стал министром обороны. Выполнив несколько важных поручений, он заслужил доверие министра.

Например, при Иванове «Оборонстрой» урегулировал сложную ситуацию со строительной компанией «СУ-155», нарушившей сроки сдачи жилых домов для военнослужащих, в 2014 г. за три месяца построил Севастопольское президентское кадетское училище, быстро завершил строительство парка «Патриот», на открытии которого присутствовал Владимир Путин. Это было в 2015 г. Чуть позже Путин присвоил ему звание «Заслуженный строитель РФ».

Теперь именно Тимуру Иванову предстоит курировать работу подразделений, которые Минобороны получит от Спецстроя.

В ближайшее время министерство оценит, необходимы ли ему все 18 ФГУПов и семь главков Спецстроя. Не исключено, что отдельные активы будут переданы другим федеральным органам, например Минстрою.

Заключение

1. Военно-строительные формирования на протяжении всего периода своего существования являются одним из важнейших базовых элементов, обеспечивающих безопасность государства. Однако, только находясь в составе вооруженных сил, они приобретают особый статус определяемый спецификой военной службы.

2. В 1949 г. ряд военно-строительных формирований приобрели особый статус, который во многом определялся спецификой сооружаемых объектов, что и было закреплено на уровне общегосударственных нормативно-правовых актов.

3. В настоящее время имеются все экономические и юридические предпосылки для решения вопроса о возрождении военно-строительного комплекса России.

Борис Скупов