Самое любимое блюдо пророка мухаммада и способ его приготовления. Хадисы о пище и правильном питании Что ел пророк мухаммад

70 — Книга о еде

Хадисы №№ 5373-5466

5375 — Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) изнемогая (от сильного голода), я встретил ‘Умара бин аль-Хаттаба и попросил его объяснить мне, как следует читать один из айатов Книги Аллаха. Он вошёл к себе домой и прочитал мне (этот айат), после чего я (вышел) и, отойдя (недалеко от его дома), упал лицом (на землю) от слабости и голода. И вдруг я увидел, что у моей головы стоит посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который обратился (ко мне): “О Абу Хирр!” Я отозвался: “Вот я перед тобой, о посланник Аллаха, и готов служить тебе!” Тогда он взял меня за руку и поднял на ноги, поняв (по моему виду), что со мной происходит, а потом он привёл меня к себе домой и велел принести мне большую чашу молока, из которой я отпил (часть). После этого (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Пей ещё, о Абу Хирр!” — и я выпил ещё. Потом он сказал: “Ещё!” — и я выпил ещё, и я пил, пока живот мой не наполнился и сам не стал напоминать собой чашу. А потом я встретил ‘Умара, рассказал ему о том, что со мной было и сказал ему: “Аллах поручил это дело тому, кто был более достоин этого, чем ты, о ‘Умар! Клянусь Аллахом, хоть я и попросил тебя объяснить мне тот айат, но знал я его лучше тебя!” (Выслушав меня,) ‘Умар воскликнул: “Клянусь Аллахом, если бы я пригласил тебя к себе (и накормил, сейчас) это было бы для меня дороже обладания красными верблюдами!”»

Абу Хурайра попросил ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, об этом только для того, чтобы он по его виду понял, что ему необходимо поесть, и накормил его чем-нибудь.

Абу Хурайра (“отец кошечки”) — прозвище ‘Абд ар-Рахмана бин Сахра, передавшего этот хадис. Его прозвали так за то, что он часто носил с собой в рукаве одежды кошку, и чаще всего называли именно так, но в данном случае пророк, да благословит его Аллах и приветствует, называет его Абу Хирр (“отец кота”).

5376). Сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама, да будет доволен им Аллах, сказал:

— В детстве я находился на попечении посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Обычно я протягивал руку к (разным концам общего) блюда, но (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «О мальчик, скажи: “С именем Аллаха”, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!” — и с тех пор я ем только так».

Джабир, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что омовение совершалось до еды.

5459). Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что после того как скатерть с едой убирали, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: «Хвала Аллаху, (хвала) многая, благая и благословенная, (хвала, которой никогда) не будет достаточно, (хвала, которую) не следует прерывать, (хвала, без которой нам) не обойтись! (Он) — Господь наш! /Аль-хамду ли-Лляхи хамдан кaсиран, тайибан, мубаракaн фи-хи, гайра макфийин, ва ля мувадда‘ин, ва ля мустагнан ‘ан-ху! Рабба-на!/»

В другой версии этого хадиса, также передаваемой со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, сообщается, что после завершения трапезы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: «Хвала Аллаху, Который удовлетворил наши нужды и утолил нашу жажду! Невозможно ни отплатить (за Твои милости), ни отрицать их! /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи кaфа-на ва арва-на гайра макфийин ва ля макфурин!/»

5466). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я лучше всех (остальных) людей знаю о завесе , и об этом меня спрашивал Убайй бин Ка‘б. (В своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, женился на Зайнаб бинт Джахш в Медине, а когда наступил день, он пригласил людей на угощение. (Через некоторое время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с некоторыми из них остался сидеть, а часть людей ушла. Потом встал и вышел посланник Аллаха, а я пошёл вместе с ним. Он дошёл до дверей комнаты ‘Аиши и, подумав, что люди ушли, вернулся, и я вернулся вместе с ним, однако они всё ещё сидели на своих местах. Тогда он снова вернулся и я вернулся вместе с ним; дойдя же до дверей ‘Аиши, он вернулся обратно и я вернулся вместе с ним, и оказалось, что они уже ушли. А затем (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) опустил передо мной занавеску, после чего и был ниспослан (айат о) завесе».

При выборе продуктов мы в первую очередь обращаем внимание на их полезные свойства. Употребление тех или иных даров природы помогает исцелиться от болезней, улучшить работу органов, служит профилактикой заболеваний. Отдельные пищевые рекомендации для мусульман содержатся и в Благородной сунне.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) уделял большое внимание выбору пищи и призывал верующих к этому. Мы подготовили для Вас перечень из семи продуктов, упомянутых в качестве полезных в хадисах.

1. Чёрный тмин

Чёрный тмин, который также именуют чернушкой посевной, представляет собой травянистое растение. Во многих странах он используется в качестве специи. В состав его семян входит немало полезных веществ, которые и придают ему целебные свойства.

В качестве лекарства чёрный тмин, а также масло, изготовленное из его семян, испокон веков использовали в странах Азии и Африки. В он применяется как специя для добавления в кондитерские изделия и выпечку. Кроме того, им сдабривают мясные блюда, рыбу и салаты.

О пользе этой специи говорится в жизнеописании Пророка Мухаммада (с.г.в.). Так, однажды он сказал: «Употребляйте в пищу чёрный тмин, так как он - лекарство от всех болезней, кроме смерти» (Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад).

Исследования современных учёных подтвердили изречение Божьего Посланника (с.г.в.) Чёрный тмин действительно лечит многие распространённые болезни и недуги людей, такие как простуда, ангина, сосудистые заболевания, раковые опухоли, камни в почках, кишечные черви, геморрой, диарея и др. Также он служит средством профилактики заболеваний.

2. Финики

Немалую пользу приносят человеку и финики. Их основное достоинство - в укреплении здоровья и долголетия.

Целебные свойства фиников известны ещё с давних времён. В химический состав этих плодов входит 23 вида аминокислот, которые отсутствуют в большинстве других фруктов. Кроме того, содержится вещество триптофан, которое препятствует старению организма и обеспечивает функционирование клеток мозга.


Особую пользу финики приносят во время соблюдения в месяц Рамазан. Именно поэтому Пречистая сунна приписывает после уразы разговляться именно этим природным десертом. Употребив в пищу несколько плодов, у человека сразу пропадает чувство голода, что ограждает его от переедания, придаёт силы для совершения вечернего (магриб) намаза.

Известен хадис Посланника Аллаха (с.г.в.), который, в частности, наставлял: «Финики являются исцелением от отравления» (Тирмизи).

3. Оливки

О пользе оливок (маслин) свидетельствует уже один тот факт, что они упоминаются в нескольких сурах Священного Корана. Как известно, оба продукта представляют собой плоды одного и того же дерева - оливы. Различаются они лишь цветом и степенью созревания. Их польза обусловлена содержанием большого количества витаминов и минералов.

Благодаря своему составу плоды оливы незаменимы при некоторых заболеваниях: атеросклероз, нарушение пищеварения, анемия, артрит, артроз, ожирение. Кроме того, оливки улучшают работу половых органов человека, стимулируя кровообращение.


В сунне Пророка (с.г.в.) говорится о множестве полезных свойств масла из плодов оливы. Один из хадисов гласит: «Употребляйте в пищу масло оливы, мажьте им своё тело, ибо в нём исцеление от 70 болезней, включая проказу» (Табарани). В другом хадисе можно встретить следующий совет: «Ешьте оливковое масло, умащайтесь им, так как оно - от благословенного дерева» (Тирмизи, Ахмад).

4. Мёд

Мёд служит одновременно сладким лакомством и полезным нектаром. Его активно используют для приёма в пищу как в сыром виде, так и в обработанном. Он незаменим при приготовлении , кондитерских изделий. Кроме того, продукты пчеловодства используют в лечебных препаратах.

В химический состав мёда вошла целая кладезь полезных элементов и витаминов, в особенности витамина В. Он способствует улучшению работы печени и почек, стимулирует кровообращение.


Великий арабский целитель Абу Али Хусейн (в западном мире известный как Авиценна) в своём труде «Трактат об уксусомёде» называл нектар продуктом долголетия. Он советовал принимать мёд при нарушениях пищеварения, а также для наружного применения. Это природное лакомство активно используется при лечении простуды, боли в горле и кашля.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) отмечал: «Целительная сила есть в трёх вещах: в глотке мёда, (кровопускании - прим. IslamGlobal ) и прижигании, но я запрещаю последнее» (Бухари). В другом хадисе сказано: «Обращайте особое внимание на два лекарства: Коран и мёд» (Ибн Маджа).

Тот факт, что Посланник Аллаха (с.г.в.) употребил мёд рядом со Священным Кораном, говорит сам за себя.

5. Гранат

Гранат испокон веков был популярен у арабов, которые использовали его кору для заживления ран. Кроме того, его принимали при головных болях. В состав этого фрукта входит большое число минералов и витаминов, в особенности витамина С, способствующего повышению иммунитета.

Рекомендуется принимать его при туберкулёзе, дизентерии, расстройстве желудка, проблемах с кровообращением, болезнях сердца и щитовидной железы. Косточки плода полезны при повышенном давлении и гормональных сбоях.


Милость миров Мухаммад (с.г.в.) тоже призывал верующих употреблять гранат в пищу, поскольку он обладает полезными свойствами. Пророк (с.г.в.) однажды сказал: «Вкушайте мякоть граната, так как она - средство очищения желудка» (Ахмад).

6. Айва

Это фрукт, который по вкусу напоминает яблоко и грушу. В его составе большое количество калия, фосфора и кальция, он улучшает работу головного мозга, мышечной и нервной систем, костной ткани и кожи. Одна айва содержит суточную норму меди и железа.


В хадисе, передаваемом со слов Абу Зарра, упоминаются полезные свойства айвы. «Как-то раз я пришёл к Пророку (с.г.в.) и увидел Его с другими сподвижниками. В руках он держал айву. Протянув её мне, Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «О, Абу Зарр! Это тебе! Она улучшает работу сердца, улучшает дыхание, а также устраняет тяжести в районе груди» (Насаи).

7. Арбуз и дыня

Наиболее любимым продуктом многих людей в жаркое время становятся сладкие бахчевые - арбуз и дыня. Оба плода содержат заметную долю вещества фолат, которое рекомендуют употреблять беременным женщинам. Дело в том, что фолат вдвое снижает риск врождённых дефектов у малыша и заболеваний сердечно-сосудистой системы.


Пророк Мухаммад (с.г.в.) любил есть арбузы и дыни в сочетании с финиками, о чём свидетельствует хадис, дошедший до наших дней через Аишу бинт Абу Бакр. «Наш Пророк употреблял в пищу арбузы с дынями одновременно с финиками и пояснял: «Сухость одного мы сочетаем с влажностью другого, холод одного - с жаром другого» (Тирмизи, Абу Дауд).

1. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Господин еды ближнего и будущего миров — мясо, а господин питья ближнего и будущего миров — вода. Я же — господин потомков Адама и не горжусь этим.

2. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Если едите суп (похлёбку), то ешьте с боков, потому что благо (баракят ) в его середине.

3. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Лучшая приправа — уксус. Не обеднеет тот дом, в котором есть уксус.

4. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Господин еды ближнего и будущего миров — мясо, а после него рис.

5. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Ешьте гранат, ибо с каждым его зерном, падающим в желудок, озаряется сердце, и шайтан изгоняется на сорок дней.

6. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Ешьте оливки (или используйте масло оливок), ибо они очищают желудок, удаляют желчь, укрепляют нервы, устраняют слабость, улучшают нрав, делают благой душу и удаляют тревогу.

7. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Ешьте виноград ягода за ягодой, потому что это полезнее и вкуснее.

8. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Если в чем-то есть исцеление, то в надрезах хиджамы и напитке из мёда.

9. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Если кто-то предложил вам выпить мёд, не отказывайтесь от этого.

10. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Когда готовите что-то , используйте тыкву, ибо она делает радостным печальное сердце.

11. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

12. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Нет ничего более ненавистного Аллаху, чем чревоугодие.

13. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Три вещи увеличивают память и удаляют желчь: чтение Корана, мёд и молоко.

14. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Абу Джухайфа пришёл к Посланнику Аллаха (С) и в разговоре отрыгивал. Посланник Аллаха (С) сказал ему: «Поменьше рыгай (то есть не ешь много). Те, которые много едят в ближнем мире, будут самыми голодными в Судный День». С тех пор Абу Джухайфа никогда не ел досыта до самой своей смерти.

15. Имам Реза (А) передал, что Имам Хусейн (А) сказал:

Когда Посланник Аллаха (С) принимал пищу, он говорит: «О Аллах, благослови нас в этом и даруй лучшее, чем это». А когда он пил молоко, говорил: «О Аллах, благослови нас в этом и надели нас этим».

16. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Посланнику Аллаха (С) принесли еду. Он хотел взять от неё и увидел, что она горяча. Тогда он сказал: «Подождём, пока она остынет, ибо благодать (баракят ) её станет больше. Аллах не кормит нас горячей едой».

17. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Ешьте мясо, ибо оно укрепляет мышцы. Кто не будет есть мясо в течение сорока дней — его нрав станет плохим.

18. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Возле Посланника Аллаха (С) стали говорить о мясе и сале (жире). Он сказал: «Каждый их кусок, который попадёт в ваш желудок, станет исцелением и выведет болезни».

19. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Посланник Аллаха (С) не ел почки и не велел их есть из-за их близости к месту истечения мочи.

20. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Тальха ибн Убейдуллах пришёл к Посланнику Аллаха (С), и Посланник Аллаха (С) дал ему айву (или груши), сказав: «Возьми её, о Абу Мухаммад, потому что она укрепляет сердце».

21. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Кто съест двадцать одну изюминку натощак, не увидит в своём теле что-то , что беспокоило бы его.

22. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Джабраил сказал Пророку (С): «Ешьте молодые финики, ибо это лучшие из фиников. Это приблизит вас к Аллаху и отдалит от Огня».

23. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Посланник Аллаха (С) сказал: «Ешьте чечевицу, ибо она благословенна и чиста. Она смягчает сердце и умножает слёзы, и её благословили семьдесят пророков, последний из которых — Иса ибн Марьям (А)».

24. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Ешьте тыкву, потому что она увеличивает силу мозга.

25. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Ешьте масло оливок и мажьте им тело. Ибо тот, кто ест его и мажет им своё тело, — шайтан не приблизится к нему в течение сорока дней.

26. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Посланник Аллаха (С) сказал мне: «Используйте соль, ибо в ней — исцеление от семидесяти болезней, таких как проказа и сумасшествие».

27. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Посланнику Аллаха (С) дали дыню и финики. Он съел от того и другого и сказал: «То и другое — благо».

Вопрос: Насколько достоверны следующие хадисы:

Передается от Аишы (да будет доволен ею Аллах), что она сказала: «Поистине, самое первое бедствие, которое случилось в этой Умме после смерти Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – это сытость. Ведь когда люди насыщаются, их тела начинают жирнеть, сердца черстветь, а похоть возобладать над ними». Аль-Бухари.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел нам не есть всего, что нам захочется. Передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чрезмерность – это когда человек ест все, что пожелает». Ибн Маджа.

Есть ли запреты на чрезмерность в еде или порицание за то, что человек не может контролировать себя во время еды? Есть ли хадисы, аяты или книги о запрете чрезмерности в еде или о сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в отношении еды и принятия пищи? Да воздаст вам Аллах благом.

Ответ: Хвала Аллаху

Во-первых: Чревоугодие является одним из величайших грехов, который ведет к погибели и становится причиной болезней, как душевных, так и физических, потому что оно вызывает похоть, страсть к богатству и положению для осуществления этих желаний. Оно также становится причиной душевных недугов, например, лицемерия, зависти, хвастливости и высокомерия из-за увлеченности мирской жизнью. Оно часто приводит к совершению грехов и аморальных поступков, и все из-за этого желания. Арабы говорили в старину: «Желудок – дом болезней, а диета – основа лечения».

Аллах говорит:

وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ

«Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (Преграды 7:31)

В Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) поощряется умеренность в еде, а расточительность крайне порицается.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Никогда не наполнял человек сосуда худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а ещё треть – для лёгкости дыхания». Ат-Тирмизи, 2380; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Ас-Сильсиля ас-Сахиха» (2265).

Сообщается, что Ибн Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) никогда не садился есть, пока к нему не приводили какого-нибудь бедняка, который разделял с ними трапезу. Нафи‘, передававший хадисы с его слов, сказал: «Однажды я привёл с собой какого-то человека, чтобы он поел вместе с ним, и этот человек ел очень много, а потом Ибн Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «О Нафи‘, больше не приводи ко мне этого человека, ибо я слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Верующий кушает в один желудок, а неверующий в семь». Аль-Бухари, 5393; Муслим, 2060.

Ан-Навави сказал, комментируя этот хадис (14/25): «Ученые сказали: «Этот хадис означает, что нужно довольствоваться малым в этой жизни, а также в нем поощряется аскетизм. Довольство малым количеством еды является хорошей чертой, в противовес обжорству. Что касается слов Ибн Умара о бедняке, который много ел: «Пусть он больше не приходит», то он сказал так только потому, что тот вел себя как неверующий, и если человек походит своим поведением на неверующего, то нежелательно смешиваться с ним без необходимости; кроме того, тем количеством пищи, которое он съел, можно было накормить несколько человек».

Во-вторых: Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) собрал и обобщил из достоверных хадисов сведения, касающиеся Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в отношении еды и питья. Он говорит в книге «Заад аль-Ма’ад» (1/147):

«Обычаем Пророка (мир ему и благословение Аллаха) было принимать то, что имелось, и не искать то, чего не было. Когда ему приносили хорошую пищу, то он вкушал ее, если она нравилась ему, в противном случае он не трогал ее, но и не запрещал. Он никогда не порицал никакую еду: если он желал ее, то ел, а если она ему не нравилась, то оставлял ее. Например, так было с мясом ящерицы, которое он не ел, но он не запретил его для своей уммы. Он ел сладости и мед, которые любил. Он ел верблюжатину, баранину, курицу, мясо дрофы, дикого осла, кролика и морепродукты. Он ел жареное мясо, свежие и сушеные финики…Он не отказывался от хорошей еды, но не пытался искать ее, а довольствовался тем, что у него было. Если у него не было еды, то он проявлял терпение и от голода привязывал к животу камень. Можно было увидеть три молодых месяца подряд и за это время в доме Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не разжигали огня».

В-третьих: Ученые перечислили преимущества умеренности в еде, в том числе:

1. Чистота сердца, живость ума и проницательность. Сытость порождает глупость и ослепляет сердце. Поговорка гласит: «Человек с голодным желудком приобретает способность глубоко мыслить и отличается острым умом».

2. Смирение и избавление от тщеславия, празднества и высокомерия, которые являются основой тирании и пренебрежения Аллахом.

3. Человек помнит о гневе Аллаха и Его наказании, а также о тех, кого постигли несчастья. Сытый забывает о голоде и о тех, кто голоден, но благоразумный вспоминает о бедах Следующей жизни, когда видит тех, кто попал в беду в жизни земной.

4. Одно из самых больших преимуществ умеренности – это преодоление греховных желаний и контроль над своим нафсом, который склонен ко злу. Желания и сила являются источником всех грехов, а еда служит топливом для них. Зуль-Нун сказал: «Когда бы я ни наедался досыта, я грешил или думал о грехе».

5. Избавление от сонливости и бодрствование допоздна. Кто много ест, тот много пьет; кто много пьет, тот много спит. Сон отнимает много времени и по этой причине человек пропускает тахаджуд. Он становится вялым, а его сердце черствеет. Время – это самый ценный дар и человеческий капитал, а долгий сон укорачивает жизнь и является смертью.

6. Физическое здоровье и защита от болезней, которые возникают от переедания и смешивания в желудке различной еды. Врачи говорят, что переедание приводит к болезням, а диета лечит.

См. «Ихья Улюм ад-Дин», 3/103-104.

В-четвертых: Оба хадиса, о которых вы спросили, недостоверны.

Первый хадис: Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Поистине, самое первое бедствие, которое случилось в этой Умме после смерти Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – это сытость. Ведь когда люди насыщаются, их тела начинают жирнеть, сердца черстветь, а похоть возобладать над ними». Передал аль-Бухари в «Ад-Ду’афа», как сказал об этом аз-Захаби в «Мизан аль-И’тидаль» (3/335). Этот хадис также передал Аби Дунья в «Аль-Джуу», №22.

Передан через Гассана ибн Убейды аль-Азди аль-Маусили, который сказал: «Рассказал нам Хамза аль-Басри от Хишама ибн Урвы, от его отца, от Аиши».

Я говорю: «Его иснад очень слабый из-за Гассана ибн Убейды. Сказано в его биографии из «Лисан аль-Мизан» (4/418): «Ахмад ибн Ханбаль сказал: Мы записывали от него, а когда он пришел к нам сюда, я сжег все, что записал от него. Ибн Ади сказал: Слабость его хадиса очевидна. Передается от Яхьи ибн Ма’ина, что он слабый…Затем он посчитал этот хадис от Аиши неприемлемым (мункар)».

Поэтому шейх аль-Альбани сказал в «Даиф ат-Таргиб» (1239): «Это отвергаемый хадис».

Обратите внимание: в вопросе этот хадис приписывают аль-Бухари и это серьезная ошибка, потому что слова «передан аль-Бухари» обычно означают, что это хадис из его «Сахиха». Однако имам аль-Бухари написал множество других книг, где он передавал хадисы и их иснады, которые не всегда достоверны, например, в его напечатанной книге «Ду’афа ас-Сагир», или «Ду’афа аль-Кабир», о которой упомянули Ибн ан-Надим и Брокельманн в «Тарих аль-Адаб» (ст.р 65), и которая до сих пор хранится в библиотеке индийского города Патна. Если аль-Бухари передал хадис в любой другой своей книге, помимо «Сахиха» (который, безусловно, является самым великим трудом, написанным ученым в Исламе), то при цитировании хадиса следует отметить: «передан аль-Бухари в «Ат-Тарих», или в «Ад-Ду’афа», или в «Аль-Адаб аль-Муфрад». Тогда следует изучить иснад хадиса и его достоверность, как это делается в других книгах.

Возможно, хадис от Аиши содержится в «Ад-Ду’афа аль-Кабир». Мы искали его в «Ад-Ду’афа ас-Сагир», но не нашли. В «Ад-Ду’афа ас-Сагир» редко упоминаются хадисы и иснады. И Аллах знает лучше.

Второй хадис: Передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чрезмерность – это когда человек ест все, что пожелает». Передали Ибн Маджа (3352); Абу Йала, «Муснад» (5/154); Абу На’им, «Аль-Хилях» (10/213); аль-Бейхаки, «Шу’аб аль-Иман» (5/46) и другие. Хадис марфу (приписываемый Пророку, мир ему и благословение Аллаха) передан через Бакийя ибн аль-Валида, Йусуфа ибн Аби Касира, Нуха ибн Захвана, от аль-Хасана, от Анаса.

Иснад хадиса очень слабый и имеет несколько недостатков, например:

1. Йусуф ибн Аби Касир, о котором Ибн Хаджар сказал: «Один из шейхов Бакийи, который неизвестен». См. «Тахзиб ат-Тахзиб», 11/421.

2. Нух ибн Захван, чьи хадисы отвергаются. В его биографии из «Тахзиб ат-Тахзиб» говорится: «Ибн Ади сказал: «Его хадисы недостоверны». Ибн Хиббан сказал: «Его хадисы полностью отвергаются и их не должны передавать». Абу На’им сказал: «Он передавал сомнительные хадисы от аль-Хасана, и у него есть бумага от аль-Хасана от Анаса»».

Более чем один ученый назвал этот хадис слабым: Ибн Хиббан, «Аль-Маджрухин», 3/47; Ибн Ади, «Аль-Камиль», 8/299; Ибн аль-Джаузи, «Аль-Маудуат», 3/182; аль-Бусайри, «Мисбах аз-Зуджяджя», 2/188; ас-Саххави, «Аль-Макасид аль-Хасана», 515. Аль-Альбани сказал в «Ас-Сильсиля ад-Даифа» (№241): «Выдуманный хадис».

Достаточно тех достоверных хадисов, которые мы привели выше, и нет нужды в этих двух слабых хадисах. Желающие узнать больше по этой теме могут обратиться к следующим книгам: «Аль-Джуу» , Ибн Аби Дунья; «Мухтасар Минхадж аль-Касидин», Ибн Кудама; «Заад аль-Ма’ад», Ибн аль-Кайим; «Шарх Рийяд ас-Салихин», Ибн Усеймин.

1. Арбуз.

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَأْكُلُ الْبِطِّيخَ بِالرُّطَبِ فَيَقُولُ: "نَكْسِرُ حَرَّ هَذَا بِبَرْدِ هَذَا ، وَبَرْدَ هَذَا بِحَرِّ هَذَا "

فَأَنشَأْنَا لَكُم بِهِ جَنَّاتٍ مِّن نَّخِيلٍ وَأَعْنَابٍ لَّكُمْ فِيهَا فَوَاكِهُ كَثِيرَةٌ وَمِنْهَا تَأْكُلُونَ.

«Мы вырастили вам с помощью этой воды пальмовые, виноградные и другие сады, в которых для вас много плодов и фруктов, чтобы вы питались ими» (смысл 19 аята суры «аль-Муъминун», тафсир «Аль-Мунтахаб»).

فِيهِمَا فَاكِهَةٌ وَنَخْلٌ وَرُمَّانٌ.

«В них также различные виды фруктовых плодов, пальмы и гранаты» (смысл 68 аята суры «ар-Рахман»).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах), употребляя гранат, говорил: «Поистине, дошло до меня, что нет на этой земле граната , чтобы он не был оплодотворён семенем из числа семян Рая . И быть может, эти семена из них» (ат-Табарани).

وَالتِّينِ وَالزَّيْتُونِ.

«Клянусь смоковницей и маслиной, плоды которых благословенны и из которых люди извлекают много пользы» (смысл 1 аята суры «ат-Тин», тафсир «Аль-Мунтахаб»).

5. Мёд.

كلوا الزيت وادهنوا به فإنه من شجرة مباركة.

«Ешьте оливковое масло и смазывайте им своё тело, ибо, поистине, оно взято от благословенного дерева» (имамы Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Хаким)