Репродуктивное и продуктивное мышление в процессе обучения. Мышление продуктивное Способы продуктивного мышления

Продуктивным, или творческим, называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее не известный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт. Продуктивным, например, является мышление ученого, проводящего нового научное исследование и делающего в результате его научное открытие , писателя, создающего новое литературное произведение, художника, пишущего новую картину .

Репродуктивное - это мышление, имеющее дело с такими задачами, решение которых кем-то, когда-то уже было найдено. Репродуктивным мышлением, например, занимается художник, перерисовывающий картину другого художника, то есть создающий ее репродукцию . Репродуктивным мышлением занимаются люди, которые в процессе обучения решают какие-либо учебные задачи . В репродуктивном мышлении человек идет уже пройденным, известным путем. В результате такого мышления ничего нового не создается.

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Ж.Комбардье писал: «Музыка есть искусство думать звуками».

Музыкальное мышление интонационно, т.е. оперирует музыкальными интонациями. Мы можем говорить о музыкальном мышлении эпохи (барокко или романтизм), стиля (джаз или рок), композитора (характерные гармонии или интонации).

Практикой доказано, что в процессе музыкального воспитания у слушателя и исполнителя развивается не только репродуктивное, но и продуктивное мышление: слушатель создает в воображении новые образы, а исполнитель – новую трактовку.

Мышление музыканта сконцентрировано главным образом на следующем:

· Продумывание образного строя произведения – возможных ассоциаций, настроений и стоящих за ними мыслей

· Обдумывание логики развития мысли в особенностях мелодии, гармонии, ритма, динамики, агогики, формы.

· Нахождение наиболее совершенных путей воплощения на инструменте или нотной бумаге мыслей и чувств. «Я добился того, чего хотел» - вот завершающая точка, говоря словами Г.Нейгауза, музыкального мышления в процессе исполнения и сочинения музыки.



ВОПРОС 9. Дайте определения понятиям «эмоции» и «чувства». Расскажите об их роли в жизни человека. Назовите виды фундаментальных эмоций по К.Изарду. Классифицируйте эмоциональные переживания.

На все, что окружает нас в этом мире, что происходит в нашей жизни, мы как-то реагируем – относимся ко всему определенным образом.

Эмоция – непосредственное переживание в данный момент.

Чувство – более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека.

В процессе развития сначала появляются эмоции (они связаны с удовлетворением базовых потребностей младенца в еде, уходе, защищенности), а затем – чувства.

Кэррол Изард выделил 10 фундаментальных эмоций, присущих человеку:


1. Интерес-Волнение

2. Удовольствие-Радость

3. Удивление

4. Горе-Страдание

6. Отвращение

7. Презрение

9. Стыд-Застенчивость

10. Вина-Раскаяние


Роль эмоций и чувств в ЖИЗНИ человека

Эмоции сообщают нам, какое значение лично для нас имеют различные предметы, события, отношения с людьми.

Эмоции в значительной степени влияют на все наши мысли и действия, в зависимости от него мы видим или, наоборот, не замечаем чего-то. В радости мы повсюду находим красоту и гармонию, в горе для нас все предстает в мрачном свете, в гневе кажется, что повсюду козни, препятствия.

Эмоции регулируют поступки человека. Например, они могут мобилизовать нас, как бы давая дополнительные источники энергии. Точно так же эмоции могут выступать в качестве разрушающей силы. Исследования показали, что положительный эффект дают эмоции умеренной силы, а очень интенсивные приводят к отрицательному результату, порой к истощению энергии.

Эмоции выступают и как язык общения. Именно через эмоции происходит контакт матери с младенцем, еще не умеющим говорить. Те, кто по-настоящему любят друг друга, тоже способны общаться без слов.

Эмоции также помогают нам познавать мир. Любое наше открытие мира, сопровождается то радостью, то тревогой, то разочарованием, т.е. интеллектуальные процессы тоже эмоционально окрашены.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ

Каждый привыкший наблюдать за собой обязательно заметит, насколько разнообразными бывают эмоциональные переживания. В психологии принято выделять 2 большие группы эмоций и чувств: положительные (удовольствие, радость, восторг…) и отрицательные (печаль, ужас, ненависть, горе, страх…) .

Виды эмоций: настроение, аффект, страсть

Настроение – длительное эмоциональное состояние, общий эмоциональный фон (спокойное настроение или раздраженное, деятельное или расслабленное, приподнятое или упадническое).

Аффект – бурная кратковременная вспышка чувств, которая захватывает личность полностью. В состоянии аффекта человек теряет контроль над самим собой , он способен произнести слова или совершить действия, за которые потом будет неловко, стыдно. Аффект может накапливаться капля за каплей: человек терпит-терпит, но однажды происходит эмоциональный взрыв накопившегося раздражения, страха, обиды, боли.

Страсть – самое сильное и яркое эмоциональное переживание человека. Ей свойственна одержимость. Страсть может приводить как к великим открытиям, достижениям, так и к катастрофам в жизни человека. Она дает огромную энергию для подвигов, но также может стать причиной преступления.

Виды чувств.

Интеллектуальные чувства - чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники. Это: любознательность, радость открытия, жажда знаний, удивление, сомнение, юмор, ирония, сарказм, цинизм.

Нравственные чувства - чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями. Это: любовь, товарищество, честь, привязанность, ненависть, трусость, зависть, совесть…

Эстетические чувства - это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного или низменного и т.д.

стадии) (англ. productive thinking) - синоним "творческого мышления", связанного с решением проблем: новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач. Самая трудная задача, стоящая перед человеческой мыслью, - это задача познать самого себя. "Я не уверен, - сказал А. Эйнштейн выдающемуся психологу М. Вертгеймеру, - можно ли действительно понять чудо мышления. Вы, несомненно, правы, пытаясь добиться более глубокого понимания того, что происходит в процессе мышления..." (Продуктивное мышление. - М., 1987, с. 262). Мышление сродни искусству, чудо которого также сопротивляется пониманию и познанию. В парадоксальной форме нечто подобное выразил Н. Бор. На вопрос "можно ли понять атом?" Бор ответил, что, пожалуй, можно, но сначала мы должны узнать, что означает слово "понимание". Великим ученым в большей степени, чем простым смертным, свойственно удивление перед Великим и сознание скромности своих сил. Склонялся перед чудом мышления и М. Мамардашвили: "Мышление требует почти сверхчеловеческого усилия, оно не дано человеку от природы; оно только может состояться - как своего рода пробуждение или правоспоминание - в силовом поле между человеком и символом". Несмотря на сомнения, Эйнштейн не только сочувствовал, но и содействовал Вертгеймеру в познании М. п. и, начиная с 1916 г., часами рассказывал ему о драматических событиях, которые завершились созданием теории относительности. Психолог представил "титанический процесс мышления" как драму в 10 актах. Ее "участниками" были: зарождение проблемы; стойкая направленность на ее решение; понимание и непонимание, вызывавшее подавленное состояние, вплоть до отчаяния; находки, гипотезы, их мысленное проигрывание; выявление противоречий и поиски путей их преодоления. Все это происходило на фоне осмысления, переосмысления и преобразования исходной проблемной ситуации и ее элементов и продолжалось до тех пор, пока не была построена картина новой физики. Процесс мышления занял 7 лет. Главным на протяжении этого периода было "ощущение направленности, непосредственного движения к чему-то конкретному. Конечно, очень трудно выразить это ощущение словами; но оно определенно присутствовало и его следует отличать от более поздних размышлений о рациональной форме решения. Несомненно, за этой направленностью всегда стоит что-то логическое; но у меня оно присутствует в виде некоего зрительного образа" (Эйнштейн). Исходящую от задачи направленность, упорядочивающую процесс мышления, представитель вюрцбургской школы психолог Н. Ах назвал детерминирующей тенденцией, а О. Зельц изучал роль интеллектуализированных (нечувственных) наглядных представлений - образов, играющих роль пластичных орудий М. п.

Рассмотрим собирательный образ мыслительного творческого процесса, т. е. представление о его основных стадиях.

1. Возникновение темы. На этой стадии возникает чувство необходимости начать работу, чувство направленной напряженности, которая мобилизует творческие силы.

2. Восприятие темы, анализ ситуации, осознание проблемы. На этой стадии создается интегральный целостный образ проблемной ситуации, образ того, что есть и предощущение будущего целого. Говоря современным языком, создается образно-концептуальная или знаково-символическая модель, адекватная той ситуации, которая возникла в связи с выбором темы. Модель служит материалом ("интеллигибельной материей"), в которой отыскивается ведущее противоречие, конфликт, т. е. происходит кристаллизация проблемы, подлежащей решению.

3. На 3-й стадии осуществляется (часто мучительная) работа над решением проблемы. Она представляет собой причудливую смесь осознаваемых и неосознаваемых усилий: проблема не отпускает. Возникает ощущение, что не проблема во мне, а я в проблеме. Она меня захватила. Результатом такой предваряющей решение работы м. б. не только создание, проверка и отвержение гипотез, но также и создание специальных средств для решения проблемы. Примером могут служить усилия в визуализации проблемы, создание новых вариантов образно-концептуальной модели проблемной ситуации.

4. Возникновение идеи (эйдоса) решения (инсайт). На решающее значение этой стадии имеется бесчисленное множество указаний, но сколько-нибудь содержательные описания отсутствуют и ее природа остается неясной.

5. Исполнительная, по сути, техническая стадия, не требующая особых пояснений. Она часто весьма трудоемка, когда для решения нет соответствующего аппарата. Как указывал И. Ньютон, когда задача понята, приведена к известному типу, применение определенной формулы не требует труда. Это делает за нас математика.

Выделенные стадии весьма условны, но подобные описания интересны тем, что в них как бы естественно перемежаются размышление, визуализация {воображение), рутинная работа, интуитивные акты и т. д.; все это сцеплено направленностью на решение проблемы, ее конкретизацию.

Приведенное аналитическое описание можно дополнить синтетическим. Гете видел в познании и мышлении "бездны чаяния, ясное созерцание данного, математическую глубину, физическую точность, высоту разума, глубину рассудка, подвижную стремительность фантазии, радостную любовь к чувственному". Попробуем на секунду представить себе, что всем этим Гете обязан школьному обучению, и тут же возникает вопрос, какой коллектив педагогов мог бы обеспечить подобное воспитание и развитие мышления? Столь же трудно представить себе ученого, который бы взялся изучать работу такого невероятного оркестра, каким было мышление великого поэта, мыслителя, ученого. Каждый исследователь мышления выбирает для изучения к.-л. один инструмент, неминуемо утрачивая целое. В этом нет большой беды до тех пор, пока исследователь не навязывает изученный им инструмент в качестве единственного или главного, напр., системе образования. (В. П. Зинченко.)

Продуктивное мышление

productive thinking) М. Вертгеймер посвятил всю свою научную работу двум сферам: восприятию и мышлению. Он сформулировал ряд постулатов, к-рые определяли границы области "подлинных, красивых, ясных, чистых продуктивных процессов". Во-первых, внешними факторами, затрудняющими эти процессы, яв-ся слепые привычки, предубеждения, личные интересы и определенные виды школьной муштры. Во-вторых, эти процессы характеризуются тж определенными операциями, такими как группировка, центрирование и реорганизация. В-третьих, эти операции вполне естественны. Они логически определяются структурными требованиями проблемы и относятся к целостным характеристикам. В четвертых, более традиционные операции, к-рые тж вовлечены в эти процессы, функционируют сходным образом по отношению к характеристикам целого. В-пятых, эти процессы не носят характера простого суммирования, т. е. последовательности отдельных, случайных событий, в к-рых и возникают ассоциации или производятся операции. Мыслительные процессы отнюдь не произвольны по своей сути. Эти процессы обладают на удивление стройной, внутренней логикой развития, к-рая часто может быть обнаружена только ретроспективно. В-шестых, продуктивные процессы требуют не только частичных, кусочных фактических истин, но и "структурной истины". Одним из случаев, к-рый Вертгеймер использовал для иллюстрации П. м., была реальная история с Карлом Фридрихом Гауссом, с детства необыкновенно одаренным в области математики. В возрасте трех лет Гаусс уже исправлял счета отца. Наиболее широко известный случай, демонстрирующий гениальность Гаусса, произошел, когда тому было 6 лет. Его учитель устроил классу соревнование, с целью посмотреть, кто из учеников первым найдет сумму 1 +2 + 3 + 4 + 5 + 6 + + 7 + 8 + 9 + 10. Пока все др. ученики занимались сложением чисел, Гаусс обнаружил, что 1 + 10 = 11, и 2 + 9 = 11, и так далее. Он определил, что имеется 5 таких пар, и что 5 раз по 11 равно 55. Этот пример демонстрирует реорганизацию числового ряда в свете конкретной задачи. Реорганизация происходит, когда индивидуум начинает схватывать внутренние отношения между компонентами и их полной структурой. В сущности, мышление требует, чтобы а) все проблемные ситуации рассматривались структурно и чтобы с ними обращались соответственно, как со структурам"; б) чтобы производились операции структурной группировки и выделения; в) чтобы операции усматривались и применялись в своих местах в структуре; г) чтобы использовалась структурная транспонируемость (для отделения структурно периферических от фундаментальных характеристик) и д) чтобы осуществлялся поиск структурной (соответствующей целому), а не кусочной (соответствующей части) истины. См. также Абстрактный интеллект, Когнитивная сложность, Математически одаренные дети Р. А. Прентки

Продуктивным, или творческим, называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее не известный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт. Продуктивным, например, является мышление ученого, проводящего нового научное исследование и делающего в результате его научное открытие , писателя, создающего новое литературное произведение, художника, пишущего новую картину , предпринимателя, в голове которого рождается новая экономическая идея, политика, обнаруживающего новое политическое решение, инженера, изобретающего новую машину.

Репродуктивное - это мышление, имеющее дело с такими задачами, решение которых кем-то, когда-то уже было найдено. Репродуктивным мышлением, например, занимается художник, перерисовывающий картину другого художника, то есть создающий ее репродукцию . Репродуктивным мышлением занимаются люди, которые в процессе обучения решают какие-либо учебные задачи . Репродуктивное мышление характерно и для тех людей, которые в реальной жизни многократно, повторно решают типичные жизненные задачи. В репродуктивном мышлении человек идет уже пройденным, известным путем. В результате такого мышления ничего нового не создается.

3. Мышление может протекать в сознательной и бессознательной формах. Сознательная – осознанные мыслительные операции по поиску решения. Бессознательная – озарение, инсайт, поиск решения проходит незаметно для сознания.

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Ж.Комбардье писал: «Музыка есть искусство думать звуками».

Музыкальное мышление обнаруживается в способности мыслить музыкальными образами. Музыкальное мышление интонационно, т.е. оперирует музыкальными интонациями. Мы можем говорить о музыкальном мышлении эпохи (барокко или романтизм), стиля (джаз или рок), композитора (характерные гармонии или интонации).

Практикой доказано, что в процессе музыкального воспитания у слушателя и исполнителя развивается не только репродуктивное, но и продуктивное мышление: слушатель создает в воображении новые образы, а исполнитель – новую трактовку.

Мышление музыканта сконцентрировано главным образом на следующем:

· Продумывание образного строя произведения – возможных ассоциаций, настроений и стоящих за ними мыслей.

· Обдумывание логики развития мысли в особенностях мелодии, гармонии, ритма, динамики, агогики, формы.

· Нахождение наиболее совершенных путей воплощения на инструменте или нотной бумаге мыслей и чувств.

Дайте определение понятий «эмоции», «чувства», «воля». Обозначьте место эмоций и чувств в жизни человека. Охарактеризуйте виды эмоциональных переживаний. Расскажите о способах развития воли.

ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА, ВОЛЯ.

Эмоция – непосредственное переживание в данный момент.

Чувство – более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека.

Воля – способность человека самостоятельно регулировать свою деятельность.

Роль эмоций и чувств в ЖИЗНИ человека

Эмоции – язык нашего внутреннего мира. Они сообщают нам, какое значение лично для нас имеют различные предметы, события, отношения с людьми .

Эмоции в значительной степени влияют на все наши мысли и действия , в зависимости от него мы видим или, наоборот, не замечаем чего-то. В радости мы повсюду находим красоту и гармонию, в горе для нас все предстает в мрачном свете, в гневе кажется, что повсюду козни, препятствия.

Эмоции регулируют поступки человека . Например, они могут мобилизовать нас , как бы давая дополнительные источники энергии. Так, уставший рабочий может почувствовать прилив сил и какое-то время еще плодотворно трудиться от внезапной радости, или же от большой злости. Точно так же эмоции могут выступать в качестве разрушающей силы . Например, в крайней степени раздражения трудно на чем-то сосредоточиться или конструктивно построить разговор.

Исследования показали, что положительный эффект дают эмоции умеренной силы, а очень интенсивные приводят к отрицательному результату , порой к истощению энергии.

Эмоции выступают и как язык общения . Именно через эмоции происходит контакт матери с младенцем, еще не умеющим говорить. Те, кто по-настоящему любят друг друга, тоже способны общаться без слов.

Эмоции также помогают нам познавать мир . Без интереса мы не можем качественно усвоить информацию, не можем овладеть творческим уровнем в профессии. Кроме того, любое наше открытие мира, сопровождается то радостью, то тревогой, то разочарованием, т.е. интеллектуальные процессы тоже эмоционально окрашены.

Мне часто случалось встречать людей, которые говорили, что они не любят думать. В любой трудной жизненной ситуации они старались забить своё время какими-то делами, встречами и так далее - лишь бы не оставаться один на один со своими мыслями. Причем это относится как к действительно тяжелым случаям, так и к просто неприятным ситуациям. Обычно такие люди избегают одиночества, нуждаются в том, чтобы их выслушивали и давали советы - словно перекладывая на других таким образом необходимость подумать над проблемой. Пытаясь в процессе общения выяснить, почему они не любят думать, я пришла к выводу, что одна из ключевых причин в том, что их мышление непродуктивно. То, что они считают мышлением, на самом деле таковым не является, ибо, в отличие от настоящего мышления, не приносит никакого конечного продукта. Чтобы пояснить, приведу примеры продуктивного и непродуктивного мышления.

  • Допустим, человек столкнулся с какой-то проблемой. Человек начинает думать об этой проблеме - о том, какая она большая и сложная, о том, сколько неприятностей она ему принесет, о том, как вообще все плохо в его жизни, и так далее. Это пример непродуктивного мышления. Пользы от такого мышления нет никакой, зато вред очевиден: чем больше думаешь о проблеме, тем сложнее она кажется, тем сильнее пугает, тем шире впереди пропасть отчаяния и безнадёги. Неудивительно, что люди, мыслящие подобным образом, боятся и избегают этих мыслей. Правильно думать о проблеме надо так, чтобы в конечном итоге, в ходе этих размышлений, вы смогли бы найти её решение. То есть, думая о проблеме, надо думать о том, как можно её разрешить, что нужно сделать для этого, где найти необходимую информацию, которая поможет в её разрешении, и т.д.
В первом случае - в случае непродуктивного мышления - вы никак не способствуете решению проблемы, а только загоняете себя в угол психологически, лишая воли и стремления что-либо предпринять. Во втором случае, вы остаётесь психологически собранными, настроенными на поиски решения и предпринимаете для этого необходимые усилия. Мы сейчас не говорим о том, правильным или неправильным будет ваше решение - мы говорим о том, как в принципе надо мыслить, чтобы это решение найти. Поскольку, в случае непродуктивного мышления, вы в принципе этого сделать не сможете - по крайней мере, самостоятельно. По сути всё, что я сейчас написала, можно уложить в краткой формуле: "Думай не о проблеме, думай о решении". В этой формуле суть продуктивного мышления и отличие его от непродуктивного.
  • Другой пример. Допустим, с человеком произошла какая-то неприятная ситуация, выставляющая его не в лучшем свете. Примером непродуктивного мышления в данном случае будет зацикливание на этой ситуации, переживание по её поводу, постоянное мысленное "обмусоливание" ситуации, преувеличение её важности и усиление таким образом своих страданий. Продуктивным в данном случае будет размышление о том, чему эта ситуация учит, какие выводы из неё следует сделать, может ли человек на неё повлиять, что-то исправить - в себе или в ситуации.
  • Чувство вины за что-либо, знакомо, наверное, каждому. Здесь тоже можно выделить два подхода к размышлению над ситуацией - непродуктивный и продуктивный. Первый предполагает, что человек занимается самобичеванием, психологически "наказывая" себя за проступок. Во втором - человек понимает, что никакой пользы от самобичевания никому нет, и думать надо над тем, как искупить или хотя бы компенсировать свою вину и причиненный ущерб.
  • Еще пример. Есть у человека мечта. Если он будет мыслить продуктивно, то он будет думать о том, как ему достичь своей мечты, как реализовать её, что для этого нужно предпринять, какие ему нужны ресурсы, будет думать над составлением плана по реализации своей мечты. В случае непродуктивного мышления, человек будет думать о своей мечте, представлять себе, как будет чудесно, если она осуществиться, будет рисовать в мыслях разные прекрасные картинки того, какой станет его жизнь после достижения пределов его мечтаний и... всё. Никаких мыслей в направлении того, что ему надо сделать, чтобы достичь мечты, не будет, никаких действий в том же направлении - и подавно.
По этим примерам можно понять, что продуктивное мышление - конструктивное, нацеленное на достижение определенных результатов, приносящее определенную пользу, тогда как непродуктивное - деструктивное, тупиковое, не приводящее абсолютно ни к чему, загоняющее человека в психологическую ловушку. Мыслить надо продуктивно, результативно - а не просто мусолить в голове какую-то ситуацию или проблему, считая, что это и есть мышление. Тогда этот процесс уже не будет казаться таким неприятным, и даже будет приносить удовольствие, какое обычно испытывает человек, найдя решение какой-то задаче.

Опыт многократных эффективных действий человека в различных конкретных ситуациях приводит к формированию в его центральной нервной системе нейрональных моделей этих ситуаций. Пока поступающая в мозг информация находится в соответствии с этими нейрональными моделями, реакция человека может оставаться стандартной. Мыслительная деятельность, обусловленная стимулами такого рода, сводится к воспроизведению, репродуцированию одних и тех же привычных мыслей, мыслей-штампов, мыслей-условных рефлексов. В этом случае говорят о репродуктивном мышлении.

Однако человеку постоянно приходится встречаться с обстоятельствами, которые являются для него новыми, и, вместе с тем, требуют от него активных действий. Такие ситуации, в которых человек должен действовать, хотя способ действия ему неизвестен, называют проблемными ситуациями. Например, для ученика, студента проблемная ситуация в процессе обучения возникает, в частности, всякий раз, когда он встречается с задачей, способ решения которой ему еще неизвестен.

Для преодоления проблемной ситуации репродуктивного мышления недостаточно. Необходима качественно иная мыслительная деятельность, которая должна привести к возникновению новых идей, к нахождению в ограниченные сроки адекватного образа действий, нового для данного индивидуума. Мышление, результатом которого является возникновение в сознании человека идеи, новой для него самого, называют продуктивным мышлением.

– Понятие «продуктивное мышление», видимо, можно рассматривать как синоним термина «творческое мышление»?

Можно, однако слова «творчество», «творческий» применяют обычно для обозначения мыслительной деятельности, «порождающей нечто новое, никогда ранее не бывшее» . Еще одно определение: «Творчество – это духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных факторов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры» . В приведенных определениях можно заметить социальный аспект понятия «творчество»: творчество, творческое мышление имеет результатом создание идей или материальных ценностей, в которых они воплощены, новых для человечества или, по меньшей мере, для значительной его части. Таким образом, мышление признается творческим лишь в том случае, когда оно приводит к результату, новому для других людей. Для продуктивного же мышления достаточна новизна продукта мыслительной деятельности только для человека, эту деятельность осуществляющего. Уловили существенное различие?

– Да, вполне. Но почему же тогда творческое и продуктивное мышления зачастую отождествляются?

С точки зрения психофизиологии. Потому что все процессы, происходящие в мозгу данного индивидуума при творческом и продуктивном мышлении, одинаковы.

– Да, конечно, можно бы и самому догадаться. Человек же, получая новый для него результат, не знает, что он новый только для него.

Совершенно верно.

Пойдем дальше. Исследованиями советских психологов установлено, что необходимым атрибутом продуктивного мышления является участие эмоциональной сферы. Эмоциональное напряжение, возникающее в определенные моменты мыслительной деятельности, обеспечивает резкое возрастание ее интенсивности. Функциональное назначение эмоций, связанных с познавательной деятельностью (гностических эмоций), широкая активация коры головного мозга. При выработке новых для данного человека идей, новых форм поведения, нового образа действий должны сформироваться новые нейронные связи. Какие нервные клетки будут в этом участвовать, выявится только после того, как эти модели возникнут, то есть после завершения продуктивной мыслительной деятельности, в результате преодоления проблемной ситуации. Поэтому в процессе продуктивного мышления посредством эмоциональной активации вовлекается практически весь мозг.

– То есть продуктивное мышление и эмоции «намертво» связаны?

Да, и это не гипотеза, а вполне установленный факт. Убедительные доказательства участия эмоций в творческом мышлении были получены О.К. Тихомировым и его сотрудниками .

– Интересно, а как можно определить, участвуют эмоции в мышлении или не участвуют? Если только визуально, то это не научный факт, а субъективная точка зрения.

Существует традиционный метод регистрации возникновения эмоционального напряжения у человека – изменение электросопротивления кожи. Им и воспользовались исследователи. В момент получения или осознания информации, которая для человека неожиданна, требует от него немедленных активных действий или во всяком случае, сильно его волнует, происходит резкое снижение сопротивления кожи и изменение кожного потенциала. Эта электрическая активность кожи, связанная с психической деятельностью, была открыта еще в 1888-1890 годах Фере и Тархановым независимо и получила название кожно-гальванической реакции (КГР) .

О.К. Тихомиров и его сотрудники регистрировали КГР в процессе мыслительной деятельности, связанной с решением шахматных задач. Было установлено, что КГР наступает (с задержкой длительности до нескольких секунд) в тот момент, когда ход мысли человека резко меняет направление, когда у испытуемого возникает ощущение, что он нашел перспективный подход к решению задачи. Многочисленные опыты показали, что в процессе решения незнакомой испытуемому шахматной задачи во всех случаях, когда ему удается найти решение, наблюдается, по крайней мере, один спад электросопротивления кожи. Нередко во время поисков решения КГР наблюдалась несколько раз. Синхронная запись устных рассуждений, сопровождающих решение, и регистрация последовательностей точек фиксации взгляда на шахматной доске в процессе анализа позиции, позволили однозначно связать моменты появления КГР с резкими изменениями хода мысли испытуемого, то есть с моментами, когда мысль начинает работать в новом, неожиданном для него самого направлении.