Путин: фскн и фмс переходят к мвд, создается национальная гвардия. Новые заботы полиции: к чему приведет переход фмс и фскн под начало мвд

КТО СТОИТ ЗА ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ЛИКВИДАЦИИ ФМС И ФСКН

Разговоры о скорой ликвидации самостоятельных силовых структур Федеральной миграционной службы (ФМС) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) ходят в высших политических кругах уже несколько месяцев, но так близко к реальной реорганизации они не были еще никогда. В орбиту вынужденных реформ попадает и Министерство внутренних дел. На фоне повсеместного урезания бюджетов, повального сокращения сотрудников, в рядах спецслужб на первое место вышли обсуждения предполагаемой отставки главы МВД и последующее за этим слияние трех и более силовых структур в единую.

Такой массовой зачистки действительно не было давно. И по одним данным - это действительно связано со сложной экономической ситуацией в стране. Иначе власть не стала бы покушаться на силовиков, считая их своей верной опорой. По другим данным - финансовые проблемы в стране стали хорошим поводом для перемен в самом могущественном клане силовиков, сопровождаемых очередной «войной компроматов». В любом случае, массовые сокращения приведут к тому, что на улице могут оказаться около 100 тыс. человек, обученных обращаться с оружием. Корреспонденты «Совершенно секретно» решили разобраться в истинной подоплеке грядущих перемен.

Высокопоставленный источник в ФСКН на условиях анонимности рассказал «Совершенно секретно», что еще в конце декабря 2014 года на стол президента Владимира Путина легли два письма с предложением ликвидации ФСКН и ФМС и передачи их полномочий структурам МВД.

«Автором первого письма стал глава Министерства финансов РФ Антон Силуанов, второе подписал Владимир Колокольцев, министр внутренних дел, рассказывает наш собеседник. - Обоснованием таких предложений стало сокращение, так называемая оптимизация бюджетных средств. В промежутке между 20 и 25 января этого года прошло оперативное часовое совещание с президентом, но решения принято не было. На мой взгляд, эти оба письма могли быть и кем-то инициированы, оба персонажа - «люди подневольные», Колокольцеву могли что-то пообещать, какую-то новую должность, может быть, даже место в Совете безопасности РФ.

С другой стороны, Минфин мог руководствоваться указом самого президента от 10 июля 2014 года по «оптимизации финансового обеспечения, повышения эффективности расходования бюджетных средств», но ведь бюджет на этот год уже утвержден. Экономические выгоды могут наступить только в 2017 году. А МВД могло руководствоваться тем, что если сократят наркоконтроль и ФМС, то их министерство не тронут, сэкономленные деньги помогут им избежать сокращения. Вообще в этой истории много неясного.

Взять, хотя бы, недавние публикации в СМИ о том, что в свободной продаже появились базы данных наркоманов от ФСКН - оперативники потом прошли по точкам продаж и ничего не нашли, да и если такие базы собираются, то только МВД, ФСКН занято сбором данных по обороту наркотиков, крупными наркокартелями, ОПГ и наркопритонами, единичными уличными наркоманами и торговцами занимается МВД. Потом пошли публикации о самоубийствах онкобольных и тоже с отсылкой к ФСКН, хотя наркосодержащие препараты не их дело - стало понятно, что публикации тоже кем-то инициированы… Все было подстроено так, чтобы негативные отзывы на ФСКН прошли до совещания».

Утверждение нашего источника о «подневольности» министра МВД подтверждается и другими фактами. По некоторым данным, рапорт Колокольцева с прошением об отставке написан вскоре после ареста его подчиненного, руководителя Управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции генерала Дениса Сугробова и лежит в недрах Администрации президента, ожидая своего часа.

По информации наших источников, не дождавшись реальной помощи от своего руководителя, Сугробов раскрыл представителям ФСБ весь механизм теневой деятельности своего подразделения и отношение к этому министра. Речь идет о масштабных банковских оферах, связанных с легализацией и отмыванием крупных денежных средств. Ответ на вопрос, почему глава МВД выступил за ликвидацию именно ФМС, может лежать в давней и широко известной нелюбви Управления собственной безопасности МВД к своим бывшим коллегам, перешедшим на работу в Миграционную службу. Впрочем, обо всем по порядку.

ФСКН VS ФСБ

Деятельность ФСКН, надо заметить, для многих - «тайна за семью печатями». Образованная в 2003 году на базе расформированной Налоговой полиции, официально служба должна была дать бой наркопреступности. Основной задачей Госнаркоконтроля, как еще называют ФСКН, было перекрытие крупных каналов поставки наркотиков в Россию и борьба с легализацией преступных доходов.

По негласному же распоряжению, предназначение ФСКН - дублировать некоторые функции ФСБ, а в определенных случаях - являться сдерживающим фактором для получивших широкие полномочия «чекистов».

Идеологом создания службы стал ближайший в то время соратник Владимира Путина, кадровый чекист, заместитель директора ФСБ и доверенное лицо на президентских выборах 2000 года, Виктор Черкесов. Знающий Владимира Путина еще по Ленинградскому управлению КГБ, Черкесов пользовался его серьезным доверием. Однако спустя четыре года с момента создания ФСКН, как говорят близкие к спецслужбам наблюдатели, руководитель Госнарконтроля не заметил, как его профессиональные задачи сместились исключительно в сторону борьбы со своими бывшими коллегами, высокопоставленными сотрудниками с Лубянки.

Роковую роль в судьбе Черкесова сыграло не столько оперативное сопровождение громкого уголовного дела по фактам контрабанды в Россию мебели из Европы, больше известного под названием «Три кита». И даже не тот факт, что в деле были замешаны генералы ФСБ, а то, что Виктор Черкесов нарушил главную заповедь «конторы» - ни при каких условиях «не выносить сор из избы».

После ареста своего подчиненного генерала Александра Бульбова, руководившего оперативным сопровождением дела «Трех китов», Виктор Черкесов выступил на страницах федеральных СМИ с критикой ФСБ и впервые во всеуслышание заявил о войне кланов российских силовиков. В этом водовороте событий пострадали обе конфликтующие стороны. Вместе с Черкесовым своих постов лишились тогдашний директор ФСБ Николай Патрушев и генеральный прокурор России Владимир Устинов.

Пришедшие им на замену Александр Бортников в ФСБ, Виктор Иванов в ФСКН и Юрий Чайка в Генеральную прокуратуру должны были смягчить межклановые разногласия. Новому директору Госнаркоконтроля это почти удалось сделать.

ХУ ИЗ МИСТЕР ИВАНОВ?

Выходец из КГБ СССР, прошедший войну в Афганистане и дослужившийся до заместителя руководителя ФСБ России по экономической безопасности, Виктор Иванов долгое время оставался главным кадровиком Кремля (занимал должность помощника президента по кадровой политике).

На фото: ВИКТОР ИВАНОВ, ДИРЕКТОР ФСКН


В начале «нулевых» все были твердо уверены, что Иванов - человек Путина, он часто выступал от его имени на разных публичных мероприятиях. Ходила неподтвержденная, но и неопровегнутая легенда, что именно Виктор Петрович завербовал юного Владимира Владимировича в КГБ. Человек аналитического склада ума, цепкий, умеющий собирать информацию, причем зачастую даже слишком дотошно, и подбирать нужные кадры.

После назначения Путина главой ФСБ возглавил там сперва Управление собственной безопасности в должности заместителя директора. С 2000 года замглавы президентской администрации, ответственный за кадры. В 2002 году возглавил совет директоров только что созданного «Концерна ПВО «Алмаз-Антей», выпускающего зенитные ракетные комплексы С-300, а также курирует Главное управление по делам СНГ президентской администрации.

Именно по инициативе Иванова ликвидирована активно действующая Комиссия по помилованию при Президенте РФ, после чего количество помилованных президентом осужденных значительно сократилось. Некоторые политологи считают, что «по взглядам Виктор Иванов - государственник латиноамериканского типа». Виктор Иванов считается фактическим автором закона «О гражданстве РФ».

По мнению директора Института политических исследований Сергея Маркова, закон недостаточно либерален и содержит многочисленные возможности для злоупотреблений чиновниками и силовыми структурами. Говорят, что противостоял в бизнесе группе Суркова - Волошина и победителем не вышел.

Его появление в здании на Маросейке, 12 (центральное здание ФСКН России. - Прим. ред.) многие наблюдатели поначалу расценили как понижение статуса. Его возможности стали несопоставимы с теми, которыми он обладал, работая в Кремле. А зона ответственности куда более скромная и специализированная. Однако за прошедшие годы структура ФСКН при Иванове претерпела серьезные качественные и количественные изменения.

Сейчас уже не все вспомнят, как на заре своей деятельности ФСКН за короткий срок успела нажить достаточно врагов, причем не только в других «силовых» и гражданских госорганах, но и среди правозащитников. Уже в первый год своей работы наркоконтроль оказался в центре скандала из-за попыток уголовного преследования ветеринаров, которых обвиняли в торговле наркотиками (под этим наркополицейские понимали уколы анестетиков кошкам и собакам).

Потом ФСКН попала под огонь критики из-за попыток «разоблачения» врачей (хирургов, гинекологов), представителей химической промышленности. С приходом Виктора Иванова подобных историй стало значительно меньше. Численность сотрудников службы достигла 34,5 тысячи человек. Сюда вошли боевые антитеррористические подразделения и аналитическая служба, работающая в том числе и в сети Интернет, по поиску наркоторговцев, использующих электронное перечисление денежных средств. Так называемые электронные кошельки. А средний срок разработки преступных групп для возбуждения уголовного дела составил три-пять месяцев.

Да, на местах, то в Москве, то в регионах, сотрудники Госнаркоконтроля с подозрительным постоянством продолжают попадать в скандальные ситуации. Чего стоит хотя бы история, когда летом 2009 года в служебном кабинете в отделе ФСКН по Западному округу Москвы были обнаружены два тела сотрудников, скончавшихся, по некоторым данным, от передозировки наркотиками. А осенью 2013-го, снова в Москве, на севере столицы в машине обнаружили еще двух сотрудников Госнаркоконтроля в бессознательном состоянии со 100-килограммовым мешком гидропоники, таким же мешком афганского гашиша и мешком с амфетаминами.

Это серьезно ударило по репутации и имиджу всей службы, но сильная аппаратная позиция Иванова позволила на время сохранить равновесие.

Все изменилось с назначением в Министерство внутренних дел бывшего начальника Службы безопасности президента Виктора Золотова, ныне первого замминистра - командующего Внутренними войсками. Как отметил наш анонимный собеседник, подача в СМИ фактов, что к закрытию Госнаркоконтроля прикладывает руку Золотов - «активка» (на языке спецслужб - специальные мероприятия, имеющие своей целью оказание выгодного влияния на политику органов исполнительной и законодательной власти для решения стоящих перед хозяйствующим субъектом задач) и призвана сформировать общественное мнение.

Напомним, что эта версия была озвучена одним из ведущих российских информационных агентств - «передача МВД полномочий ФСКН и ФМС обсуждается в Кремле по инициативе Виктора Золотова». В 1990-х годах Виктор Золотов был телохранителем мэра Петербурга Анатолия Собчака. Владимир Путин в это время занимал должность заместителя мэра города. С 2000 по 2013 год он возглавлял Службу охраны президента, а также являлся заместителем начальника ФСО. В 2013 году Золотов был переведен в МВД.

Как считается, Золотов входит в узкий доверенный круг Владимира Путина и претендует на пост главы МВД. Он хочет возглавить усиленное министерство, которому бы перешли функции двух федеральных служб.

Главный врач одной из столичных антинаркотических клиник Дмитрий Вашкин считает, что за последние годы ФСКН подтвердила свое право на существование: «ФСКН - структура, которая работает уже 12 лет и выполняет очень важную функцию. Это 30 тыс. человек, которые каждый день борются с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Причем делает это как на местном, так и на международном уровнях. Именно для этого ФСКН и создавалась. Даже если будет сформировано новое под-разделение на базе любой другой силовой структуры, на это уйдет время. И пока будут решаться бюрократические проволочки, люди начнут вступать в должности, механизм заработает, на рынок попадет огромное число наркотиков, что приведет к росту заболеваемости. Зачем ломать то, что и так работает достаточно хорошо?

Не так давно ФСКН расширила свои полномочия и взяла под контроль вопросы реабилитации наркозависимых. Когда в ФСКН начали разрабатывать нормы и правила, они попросили помощи у практиков - наркологов и реабилитологов. Например, наша клиника была приглашена в экспертный совет при Управлении ФСКН по Московской области. Туда выходим не только мы, а ряд руководителей реабилитационных центров и врачи нескольких клиник. Это правильный подход - спрашивать мнение специалистов!»

Депутат Государственной думы, коммунист Валерий Рашкин в интервью «Совершенно секретно», наоборот, выступает за ликвидацию ФСКН: «Когда еще в 2003 году рассматривался вопрос о новой структуре, которая возьмется за действенные меры против наркомании и наркоторговли, я был только «за». Но с каждым годом статистика наркопреступлений не уменьшалась, а увеличивалась. За прошедшие годы примерно в 2,3 раза возрос оборот наркотиков, произошел рост наркопотребителей. При этом возникли параллельные обязанности МВД и ФСКН, Прокуратуры и ФСКН, СК и ФСКН - получается, ФСКН не справляется?

Пошли межструктурные разборки. И тогда я в сентябре написал письмо президенту с просьбой рассмотреть ситуацию, при которой ФСКН не оправдала свои обязанности, а чиновников в ней много, это те кадры, которые не смогли обеспечить должную работу структуры, а мы им регулярно выплачиваем зарплаты, выделяем бюджет. Сотрудники ФСКН дискредитируют государство и спецслужбы бесконечными скандалами, связанными с коррупцией, употреблением наркотиков и рэкетом».

НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ?

Виктор Иванов не согласен с такой постановкой вопроса но, сам того не замечая, может повторить судьбу своего предшественника Виктора Черкесова. Идею вероятного присоединения Госнаркоконтроля к МВД он открыто называет «неправильной», деятельность своей структуры - «недооцененной», методики работы - «эксклюзивными», дела - «сложными», фактами и цифрами подтверждая, что его ведомство с момента создания «добилось немалых успехов в борьбе с крупными наркогруппировками, в том числе транснациональными». Иванов считает, что его ведомство структурно изменяется, успешно апробируя новые методы работы вместе с нарастающим «синтетическим цунами», грозившим еще больше увеличить количество наркоманов, увеличить преступность и терроризм в стране.

Поставщики вышли в Интернет, и его сотрудники стали ловить их там. Возникают постоянно новые химические формулы наркотиков - его спецы отслеживают их, а 30 января 2015 года верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации приняла федеральный закон, который предоставляет ФСКН России право запрещать новые психоактивные вещества. Набралось уже 700 новых наименований синтетики. Закон вступил в силу 14 февраля.

А в феврале проведены три крупные совместные операции Госнаркоконтроля с зарубежными коллегами - «Шанхайская паутина», «Карпаты» и «Черный банкир». В ходе последней был уничтожен интернет-магазин и склад готовых к продаже спайсов, курируемый гражданами Украины, которые, по их собственным словам, были завербованы в ходе Майдана, а вырученные от преступной деятельности деньги они хранили в банке украинского бизнесмена и чиновника Игоря Коломойского. И это уже не просто наркотические, но и политические дела.

Помимо Приватбанка Коломойского, в оперативных материалах фигурируют американский банк «Ваковия» (Wachovia), American Express Bank и банк HSBC. Любопытная деталь, как только эти финансовые структуры появились в информационном пространстве в контексте отмывания денег от торговли наркотиками, по нашим данным, в адрес ФСКН посыпались депутатские запросы от примерно 30 российских народных избранников с просьбой прекратить расследование. Как говорится - выводы делайте сами.

ЗОЛОТОЙ ГАСТАРБАЙТЕР

Весной 2011 года в Федеральной миграционной службе России разгорелся серьезный скандал. Пресс-секретарь ФМС Константин Полторанин в интервью английской BBC сделал революционное заявление: «Будущее белой расы под угрозой. На кону стоит ее выживание, и в России этот вопрос ощутим». Спустя всего несколько минут после этих слов, многолетний начальник Полторанина Константин Ромодановский подписал приказ об увольнении неаккуратного на высказывания подчиненного.

А еще через год многолетний пресс-секретарь Ромодановского раскрыл «Совершенно секретно» множество тайных нитей, которыми управляются миграционные потоки в России. Скажем сразу: спустя четыре года после этих откровений ситуация изменилась только в деталях, но не в сути. Вот несколько наиболее ярких моментов из рассказа Константина Полторанина.

На фото: КОНСТАНТИН РОМОДАНОВСКИЙ, ГЛАВА ФМС


«На мой взгляд, главная и потаенная задача ФМС заключалась в том, чтобы создать определенные условия сбора теневых средств. Миграционным контролем в России непосредственно занимаются всего около 5 тысяч сотрудников. А в Москве и Московской области, через которые проходит треть общего миграционного потока, несут службу меньше тысячи человек!

Естественно, они не могут контролировать этот поток мигрантов и не контролируют. Зато такого количества сотрудников ФМС вполне достаточно для сбора теневых средств, с чем эта структура хорошо справляется. По оценке некоторых экспертов, ежегодно осваивается как минимум порядка 10 млрд долларов. Теневые средства миграционного рынка состоят из платы за получение визы, за оформление загранпаспортов и гражданства, за разрешение на работу и на временное проживание, вид на жительство и, конечно, штрафы за незаконно работающих мигрантов - все это большие деньги, которые извлекаются за счет «горловин» в бумагообороте ФМС.

Коллапс этой бюрократической машины был бы неизбежным при таком количестве сотрудников и нулевом развитии инфраструктуры. Система выйдет из строя, если попытаться должным порядком «оформить» даже миллион мигрантов. Поэтому существует лишь некая видимость деятельности, а на самом деле ФМС обслуживает крупные синдикаты в газовом секторе, нефтянке, торговле и так далее. Работники этих синдикатов трудятся на более или менее законных основаниях, а вот средний бизнес не имеет возможности легализовывать своих работников.

Думаю, только с Москвы они имели порядка 15-20 миллионов долларов налом каждый месяц. Так построена иерархия поборов. Понятно, чиновники из Миграционной службы не могут создать систему, по масштабам подобную «Почте России» или Сбербанку, и установить на каждом углу пункт приема документов. На крупного оператора, непосредственно связанного с ФМС, выходят мелкие фирмы-посредники. Они исполняют всю черновую работу, получая меньше десятой части от стоимости «услуги». Без посредников ФМС может работать с крупными строительными фирмами, на которых работают десятки тысяч гастарбайтеров. Диаспоры также являются основными операторами-посредниками.

Руководство ФМС создало систему, которая позволяет напрямую вывести на себя представителей таджикских, узбекских и киргизских гастарбайтеров. Твердых правил на рынке миграционных услуг не существует. Вышло очередное распоряжение директора об «ужесточении» - цена на паспорт или разрешение на работу выросла вдвое. Очередной генерал дачу строит - надо еще скинуться».

Между тем, по мнению наших источников, ФМС во главе с Константином Ромодановским, в отличие от ФСКН Виктора Иванова, расформирование грозит с малой долей вероятности. Но даже если это и произойдет, потери будут малоболезненными.

Пришедший в КГБ из 1-го Медицинского института, окончив высшие чекистские курсы в Минске, Ромодановский сначала работал в 5-м управлении КГБ СССР, а с 1992 года - в Управлении собственной безопасности ФСБ. По некоторым данным, в конце 1990-х над Ромодановским нависла опасность увольнения, но выручила пришедшая в ФСБ питерская команда. Интересный факт, в это самое время ставку на Ромодановского сделал именно Виктор Иванов, назначив Константина Олеговича первым замом начальника УСБ ФСБ. Его реальный карьерный взлет произойдет после знакомства с начальником Службы безопасности президента, с уже знакомым нам Виктором Золотовым.

Именно тогда, в мае 2001 года, Ромодановскому поручают возглавить Службу собственной безопасности МВД. По оперативным данным, плохую службу Ромодановскому сослужили его деловые связи, в частности со скандально известным владельцем Черкизовского рынка Тельманом Исмаиловым. Создание в 2005 году ФМС и назначение Ромодановского ее руководителем явилось фактически спасательным кругом для генерала. Наши источники, утверждают, что хорошие отношения с Золотовым Ромодановский сохранил, и даже если его службу вольют обратно в МВД, у него есть все шансы остаться у руля миграционных потоков.

Бывший заместитель Ромодановского в ФМС Вячеслав Поставнин в разговоре с «Совершенно секретно» поддержал идею ликвидации службы и передачу ее полномочий обратно в МВД: «По статистике нелегальная миграция только увеличивается. Коррупция среди чиновников ФМС цветет буйным цветом. ФМС не справилась с возложенными на нее функциями. Не создана нормальная система управления процессами миграции, ради чего и создавалась эта служба. Новый закон «О патентах для иностранных рабочих» Москва сейчас забрала себе, поскольку на региональном уровне раздача патентов была бы исключительно исходя из финансовых соображений, а не из расчета необходимости и нужности. Вместо специалистов теперь милиционеры, гаишники, сотрудники служб безопасности. А они не умеют и не хотят заниматься социальными проблемами.

Паспортами и визами вместо них может спокойно заниматься МВД. Люди в ФМС перестали понимать предмет своей службы. Жаль, что миграция как явление, как процесс останется бесхозным при ликвидации ФМС, но он и сейчас бесхозный. А миграция - это явление массовое, социально опасное и непредсказуемое, если его не контролировать».


поделиться:

Эксперты оценили возможные последствия объединения силовых ведомств

Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральную миграционную службу (ФМС) могут лишить самостоятельности из-за финансового кризиса. С инициативой по возвращению этих служб в МВД выступил, по некоторым данным, Минфин. Окончательное же решение может быть принято президентом РФ уже в ближайшее время.

По мнению экспертов «МК», эта реформа может решить не только финансовые проблемы, но и улучшить оперативную работу.

Инициатива по расформированию служб стала актуальной в условиях кризиса. Таким образом планируется оптимизировать расходы бюджета на 30 млрд. рублей. При этом, предлагается уволить 27 тысяч аттестованных наркополицейских, а оставшихся 7 тысяч оперативников перевести в подразделения МВД. В случае же расформирования ФМС на работу в МВД могут перейти от 20 до 40 тысяч работников службы. Сотрудников ФСКН планируется перевести в уголовный розыск, а сотрудников ФМС - в состав нового паспортно-визового управления МВД.

При этом проблемами трудовой миграции будет заниматься Минтруда, а контролем за легальным оборотом наркотиков займется Минздрав.

Эксперты «МК» в целом восприняли эту новость положительно. По их мнению, у при существующей критике, у этой инициативы больше плюсов.

Антон Цветков, председатель комиссии по безопасности Общественной палаты РФ:

Я поддерживаю эту инициативу, потому что считаю это решение абсолютно правильным. На сегодняшний день к чему привело разделение этих структур?Общаясь с сотрудниками территориальных подразделений полиции по борьбе с наркотиками, я вижу то, что они не заинтересованы в системной разработке наркоторговцев. Они говорят: на это есть ФСКН. При этом в ФСКН считают, что им не пристало заниматься «розницей». Однозначно, такая ситуация требует изменения и подразделения по борьбе с наркотиками нужно усиливать. В полиции для этого есть все необходимое — оперативные службы, спецназ, информационные базы. С ФМС — тоже самое. У нас и сейчас нелегальных мигрантов гоняет полиция, а в ФМС говорят, что нет на это сотрудников. В моем понимании слияние этих структур разумно. К тому же тут есть дополнительные плюсы - у самих сотрудников ФСКН и ФМС при их переходе в МВД увеличится зарплата, а МВД преодолеет острую нехватку кадров — сегодня там не хватает участковых, сотрудников ППС, уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями. Но очень важно, чтобы при переходе не были прекращены те оперативные разработки, что уже ведутся и чтобы не потеряли работу профессиональные сотрудники. Чтобы не получилось так, что карьеристов и тех, кто заботится больше о себе, а не о работе — возьмут, а тех кому собой особо некогда заниматься — не возьмут. Это будет беда. Что касается возможного сокращения МВД, то этого, на мой взгляд, допускать нельзя ни в коем случае. Там и сегодня участковые «зашиваются», а ППС на улицах почти не видно.

Михаил Пашкин, председатель координационного совета профсоюза сотрудников полиции:

В этой затее есть как плюсы, так и минусы. Основной положительный момент заключается в том, что службы в составе МВД будут работать более оперативно. К примеру, у тех же участковых есть вся информация по нелегальным мигрантам. Тоже самое касается и наркотиков — у оперативников также немало информации по местным наркоманам.

Ведь почему в постсоветское время из состава МВД убрали ФСКН, ФМС, ФСИН, пожарных? Это было сделано для того, чтобы снизить уровень коррупции. В советское время МВД было неким монстром, который работал очень слаженно и результативно. КГБ в свою очередь отслеживал коррупционные связи в этом ведомстве. Стоит отметить, что КГБ отлично справлялся с поставленной задачей — брали всех нечистых на руку — и родственников высокопоставленных чиновников, и простых сотрудников.

Что сейчас? В МВД создали свою службу безопасности для борьбы с коррупцией. Но по моему мнению эта служба занимается не отловом нечестных полицейских, а избавлением от неугодных. Я боюсь, что при слиянии ФСКН и ФМС с МВД коррупция зацветет буйным цветом. Выход из этой ситуации — УСБ подчинить напрямую министру внутренних дел или переподчинить ФСБ. Тогда действительно начнут бороться с коррупцией и сажать.

Кстати, обратите внимание, наверняка эти разговоры о переходе ФМС и ФСКН в МВД обсуждались в верхах и раньше. Ведь неспроста эти ведомства последнее время стали так активно работать и проявлять себя. То ФМС с инициативой выйдет, то ФСКН со спайсами бороться начинает.

Источник РБК, близкий к руководству ФМС, ранее подчеркивал, что возражать будет и глава ФМС Константин Ромодановский. Собеседник РБК в Кремле отмечал, что никаких решений не принято.

Позднее в Кремле . Один из собеседников РБК в силовых структурах уточнял, что Путин поручил Совету безопасности дополнительно проработать предложение по упразднению ФМС. При этом, говорил источник, в СовбезеРомодановский может рассчитывать на поддержку своего сослуживца по управлению собственной безопасности ФСБ — нынешнего директора ФСКН Виктора Иванова, а также постоянного члена Совбеза Бориса Грызлова.

31 марта 2016 года о том, что Путин с Совбезом обсудит вопрос упразднения ФМС, . Собеседники издания рассказывали, что вопрос ликвидации ведомства был передан на доработку в Совбез в феврале 2016 года и на заседании может быть объявлено о его решении. Близкий к руководству ФМС источник сообщал, что основные функции ведомства могут передать ФСБ или МВД. Также он говорил, что предлагается установить для этих преобразований трехлетний переходный период. Собеседник отмечал, что главной причиной затеваемой реформы является необходимость экономии бюджетных средств.

ФМС стала самостоятельным подразделением в 2004 году, когда ведомство вышло из состава МВД. В последние годы в ФМС жаловались, что служба не входит в число правоохранительных органов и не обладает функциями, необходимыми для работы с мигрантами, объясняет собеседник РБК в ФМС. На прошлой неделе о недостатке полномочий на круглом столе в Общественной палате говорила замначальника отдела мониторинга департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС Надежда Воронина.

В компетенцию ФМС входили вопросы предоставления гражданства, выдача виз на въезд в Россию, оформление и выдача паспортов гражданам Российской Федерации, депортация и запрет на въезд для нарушителей миграционного законодательства. Руководство ведомства состоит из представителей силовых органов. Трое из восьми замов Ромодановского — выходцы из органов госбезопасности, как и он сам, еще трое — выходцы из МВД.

Президент фонда «Миграция XXI век», бывший замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин в разговоре с РБК заметил, что решение о слиянии ведомств напрашивалось давно, поскольку в последнее время часть функций миграционной службы получило Министерство внутренних дел. «ФМС исчерпала себя и упала, как созревшее яблоко, в объятия МВД», — рассказал Поставнин.

Статс-секретарь, первый заместитель руководителя ФМС Екатерина Егорова в разговоре с РБК уточнила, что решение о слиянии ведомств было предсказуемо, поскольку вопрос обсуждался в течение некоторого времени. Егорова заметила, что обсуждать технические детали слияния можно будет после публикации указа президента, который станет «отправной точкой для организации работы».

Тогда же можно будет говорить о том, произойдут ли сокращения сотрудников ФМС, подчеркнула Егорова. Основное направление слияния, по ее словам, задаст министр внутренних дел Владимир Колокольцев, а детали будут решаться на рабочем уровне. Судьбу нынешнего главы ФМС Константина Ромодановского будет решать Владимир Путин, уверена Егорова.

Судьба ФСКН

Вопрос о слиянии ФСКН и МВД также обсуждался больше года. Как РБК со ссылкой на источник, близкий к администрации президента, против ликвидации ФСКН был глава ведомства Виктор Иванов. Бывший заместитель руководителя администрации президента, Иванов долгое время старался отстоять право на существование службы, пытаясь расширить сферу влияния ведомства и расширить специфику работы.

В частности, последние годы ФСКН хотела монополизировать сферу реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Ведомство настаивало на выделении средств для реализации программы по реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Программа предполагает объединение под эгидой ФСКН около 500 существующих в России реабилитационных центров, которые, как планировалось, будут иметь возможность получать гранты от государства для помощи наркозависимым. Полномочия оказывать финансовую и организационную поддержку реабилитационных НКО ведомство получило в августе 2014 года указом Владимира Путина.

До создания в 2003 году ФСКН борьба с наркотиками находилась в ведении МВД. Этим занималось Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН). После расформирования были созданы антинаркотическое управление в структуре Главного управления уголовного розыска и спецотделы в регионах. Как писал «Коммерсантъ», после ликвидации ФСКН предполагается передать наркополицейских именно в подразделения угрозыска. Кроме того, обсуждается и возможность воссоздания ГУБНОН.

МОСКВА, 5 апр — РИА Новости. Во вторник стало известно о существенном расширении сферы ответственности российского министерства внутренних дел. Президент Владимир Путин сообщил, что сразу два ведомства — Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба — перейдут в ведение МВД. Кроме того, Путин объявил о создании в России на базе Внутренних войск МВД , которая будет бороться с терроризмом и организованной преступностью.

Расширение полномочий МВД

О переводе ФСКН и ФМС в систему министерства внутренних дел глава государства сообщил на встрече с главой МВД Владимиром Колокольцевым, руководителем ФСКН Виктором Ивановым, командующим Внутренними войсками МВД Виктором Золотовым и замглавы ФМС Екатериной Егоровой.

"Что касается борьбы с организованной преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков, то, как мы и говорили, одно из предложений мы реализуем: мы ФСКН переводим в систему МВД", — сказал Путин.

Президент отметил, что наркоконтроль "будет работать самодостаточно, самостоятельно, но в рамках Министерства внутренних дел", добавив, что "то же самое касается миграционной службы".

Повышение эффективности и сокращение штата

Эксперты считают такое решение оправданным и говорят, что перевод ФСКН и ФМС в систему МВД повысит эффективность работы этих ведомств.

"Учитывая, что все три организации постоянно должны друг с другом взаимодействовать, при переходе в одну структуру снизятся расходы на финансирование центрального аппарата. Также будет возможность более эффективно организовывать взаимодействие между службами", — сказал РИА Новости член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов ("Единая Россия").

Эксперт: создание Нацгвардии приведет к усилению конкретных фигур МВД О создании в России Национальной гвардии объявил Владимир Путин. Данное решение ориентированно на усиление позиций конкретных лиц, в том числе командующего Внутренними войсками МВД Виктора Золотова, считает Николай Миронов.

При этом, по его мнению, высвобожденные средства могут быть перераспределены на работу на местах, на обеспечение тех сотрудников, которые непосредственно раскрывают преступления, осуществляют миграционный контроль и борются с наркоторговлей.

В Общественной палате также поддержали решение президента.

"Я всегда открыто к этому призывал и поддерживаю решение президента. Мы в настоящее время проигрываем в борьбе с наркоугрозами. Президент услышал экспертов, услышал общество, услышал профессионалов и принял крайне верное решение. И я уверен, что эффективность в борьбе с наркотиками возрастет", — сказал РИА Новости председатель Комиссии по безопасности Общественной палаты Антон Цветков.

Пока неизвестно, как эти решения будут реализованы с организационной точки зрения, но эксперты уже заявили о возможном сокращении штата ведомств, которые перешли в систему МВД.

"Для сотрудников это будут оргштатные мероприятия, будут резать структурное штатное расписание, каких-то людей будут увольнять, — в первую очередь это коснется не рядовых сотрудников, которые как занимались своей работой, так и будут дальше ее делать, а в первую очередь коснется руководства", — сказал РИА Новости адвокат Александр Глушенков.

Создание Национальной гвардии

Еще одна важная новость для МВД — создание в России Национальной гвардии.

По словам Путина, новый федеральный орган исполнительной власти создается на базе Внутренних войск МВД. Он будет заниматься борьбой с терроризмом и организованной преступностью, в тесном контакте с МВД продолжит исполнять функции ОМОН и СОБРа.

"Мы зафиксируем это, как мы это и обсуждали с министром внутренних дел, не только в указе, но и в будущем федеральном законе с тем, чтобы не было никакого разнобоя, с тем, чтобы все работало четко и слажено", — сказал Путин.

"Очень рассчитываю, что войска Национальной гвардии будут также эффективно выполнять свои задачи, как это было до сих пор, и усилят свою работу на тех направлениях, которые считаются приоритетными", — добавил он.

Виктор Золотов возглавил Национальную гвардию России О создании Национальной гвардии на базе Внутренних войск МВД объявил президент России. Новый федеральный орган исполнительной власти будет бороться с терроризмом, преступностью, а также исполнять функции ОМОН и СОБРа.

Российские эксперты и парламентарии считают, что создание Национальной гвардии позволит объединить профессионалов в борьбе с терроризмом и оргпреступностью, а также создать эффективный инструмент в борьбе с этими проблемами.

По мнению депутата Госдумы от фракции "Единая Россия", бывшего сотрудника управления по борьбе с организованной преступностью МВД Кабардино-Балкарской Республики Адальби Шхагошева, гвардия может стать некой базой для быстрой реакции на любые проявления терроризма и организованной преступности.

"Это адекватная реакция на состояние дел в борьбе с терроризмом, в частности, с международным терроризмом и организованной преступностью. Категорически никогда нельзя разделять организованные преступные группы с действиями террористов. Именно террористические сети сегодня лучше всех организованы, и нет таких направлений в преступном мире, которые действуют более слаженно", — заявил парламентарий.

С этой точкой зрения солидарен первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. По его словам, решение о создании Национальной гвардии продиктовано необходимостью более эффективной координации усилий по борьбе с терроризмом.

"Для эффективной борьбы с ним необходима более четкая и слаженная координация усилий", — сказал он РИА Новости.

Клинцевич полагает, что к работе в Национальной гвардии будет привлечена "элита, лучшие из тех, кто готов сделать все для борьбы с терроризмом и преступностью".

"Полностью поддерживаю решение о создании нового органа, который эффективно займётся борьбой с терроризмом, оргпреступностью, распространением наркотиков, получив для этого новые полномочия", — заявил сенатор.

Подробнее о слиянии, разделении и переподчинении ведомств в России

С Министерством внутренних дел, как ожидается, расширит полномочия антинаркотического ведомства. Именно этого руководство ФСКН в лице добивалось долгие годы. Иванов, однако, был против передачи ФСКН в МВД, но упорно добивался, чтобы его ведомству разрешили заниматься реабилитацией наркозависимых в одностороннем порядке, т.е. объединить под своим началом реабилитационные центры страны. Реализовать программу так и не получилось, Министерство финансов отказалось спонсировать программу.

Помимо этого ФСКН добивалась принятия закона о службе, который бы разрешил ведомству выдавать бизнесу предписания о проведении мер по «недопущению незаконного оборота наркотиков». Законопроект так и остался только проектом.

Что же ожидает ведомство после присоединения к МВД? Во первых, как передает РБК , уже объявлено, что сотрудники ФСКН получат полномочия, которых не имели ранее. Однако, что это за полномочия, пока не сообщается.

Неизвестно также, ожидает ли ФСКН волна сокращений, и в какое подразделение МВД перейдут наркополицейские. По данным «КоммерсантЪ», скорее всего они будут числиться в подразделении угрозыска.

ФМС и ФСКН передадут в МВД: новые новости

ФМС, вышедшая из состава МВД в 2004 году, также долго боролась за свои права. Так, ведомство добивалось возможности проводить проверки среди юридических лиц, изымать разрешения на работу у руководителей компаний, нарушающих законодательство и даже применять оружие. Эти полномочия ведомству предоставлены не были.

Сейчас ведомство – на пороге очередной волны сокращений. Ожидается, что штат сократится примерно на 30%. При этом судьба руководителя ведомства пока не решена.

Между тем, то, что ФСКН и ФМС ликвидировали – это логично, считает Вячеслав Поставнин, президент фонда «Миграция XXI век». Что касается ФМС. То у него два пути развития: либо он превратится в своеобразный визовый центр при МВД, либо останется отдельным подразделением, существующим в структуре Министерства внутренних дел.

Хорошая антикризисная мера

Слияние ФМС и ФСКН в состав МВД, считают эксперты – хорошая антикризисная мера. Главным последствием такого решения станет оптимизация бюджета. Сэкономить получится порядка 30 млрд рублей, пишет МК .

Кроме того, теперь у представителей МВД и сотрудников Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков больше не будет поводов перекладывать ответственность друг на друга

«Общаясь с сотрудниками территориальных подразделений полиции по борьбе с наркотиками, я вижу то, что они не заинтересованы в системной разработке наркоторговцев. Они говорят: на это есть ФСКН. При этом в ФСКН считают, что им не пристало заниматься «розницей». Однозначно, такая ситуация требует изменения и подразделения по борьбе с наркотиками нужно усиливать. В полиции для этого есть все необходимое - оперативные службы, спецназ, информационные базы. С ФМС - тоже самое. У нас и сейчас нелегальных мигрантов гоняет полиция, а в ФМС говорят, что нет на это сотрудников. В моем понимании слияние этих структур разумно», - отмечает Антон Цветков, председатель комиссии по безопасности Общественной палаты РФ.

Того же мнения придерживается Михаил Пашкин, председатель координационного совета профсоюза сотрудников полиции. По его мнению, МВД начнет работать более оперативно после присоединения к ведомству ФСКН и ФМС.