Конспект внеклассного занятия «Правда и ложь» - Воспитание и внеурочная деятельность - Пед. деятельность в коррекционных ОУ - Каталог файлов - Факультет интерактивного обучения Моего университета

Тема: «Правда и ложь»

Цель занятия: дать понятие о правде и лжи, учить ребят говорить правду.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    ОРГ. МОМЕНТ:

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

Ребята, сегодня у нас очень интересная тема, я думаю вы мне поможете её обозначить после того, как Я прочитаю вам сказку о двух сестрах, которых звали Правда и Ложь.

За высокими горами, за зелёными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться.

Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесёт». Честный человек её не слушает, знай себе, трудится,

а ленивому - такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснёт. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа . Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. Уж и правда её корила и стыдила, а ей хоть бы что, знай, себе врёт и обманывает. Решил народ прогнать её вон.

С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живёт она с нами и ни кто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнёт для Лжи своё сердце, то она там и поселится и очень трудно будет от неё избавиться.

ВОПРОСЫ

О чем эта сказка? (О двух сестрах: Правде и Лжи)

Что вам больше всего понравилось в этой сказке? (Правда)

Почему?

Как вы думаете, Какова тема нашего урока?

Действительно, сегодня мы будем говорить о правде и лжи

В самые далекие времена эти понятия волновали народ, над их значениями думали великие мудрецы. Давайте и мы с вами попробуем разобраться, что же такое правда и что такое ложь?

ИГРА : Выбрать из списка слова, Близкие по значению. Дети поочередно выходят и сортируют слова в две колонки.

Слова: ПРАВДА ЛОЖЬ ИСТИНА НЕПРАВДА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ОБМАН ОТКРОВЕННОСТЬ ВРАНЬЁ ЧЕСТНОСТЬ ВРАКИ ПРИЗНАНИЕ

Итак, давайте попробуем определить, что такое правда.

Правда – это то, что соответствует действительности, истина.

А что такое ложь?

Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.

«Своей природе верен будь! – воскликнул Шекспир. – Не лги, говори, что ты думаешь и чувствуешь». В этом заключается основной принцип честности, но часто люди нарушают его. Каждый из вас наверное, слышал и от родителей, от учителей, что лгать плохо.

Но знаете ли вы, почему это делать нехорошо? Пытались ли вы разобраться, почему люди начинают лгать? С Какой целью они это делают?

Рассуждения детей : из лучших намерений, чтобы не огорчить родителей;

из трусости, опасаясь последствий;

из корыстных расчетов, стремясь что-то выгадать для себя;

по легкомыслию, нечаянно, не задумываясь, для чего они это делают.

    РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ. А сейчас поработаем в парах.

У вас на столах слова, клей и альбомный лист. Вам необходимо собрать из этих слов пословицу, и приклеить на альбомный лист.

Один раз солгал, в другой раз не поверят.

Кто сам врет, другим не верит.

Мир правдой держится.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь

Шило в мешке не утаишь

    Обсуждение ситуаций

1 Сейчас я прочитаю вам рассказ Л. Толстого «Мальчик и волк»

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал кричать: «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят: НЕПРАВДА! Как сделал он и два и три раза - И вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «сюда, сюда скорей! Волк!» Мужики подумали, что опять повсегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

ВОПОСЫ

О чем этот рассказ?

Как вы думаете, зачем мальчик всех обманывал?

Почему, когда на самом деле прибежал волк, никто не пришел на помощь мальчику?

Как обман мальчика отразился на судьбе стада?

КАКАЯ ПОСЛОВИЦА ИЗ НАШЕГО СПИСКА ПОДХОДИТ К ДАННОЙ СИТУАЦИИ? (Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят ).

-№2 Послушайте стих Я. ПОЛОНСКОГО

Вот-те на! Разбила чашку!

На кого бы мне солгать-

На Валерку иль на Машку?

Или просто убежать?

Лгать, хитрить и запираться-

Это плохо говорят.

Нет, уж лучше мне признаться,

Пусть немного побранят.

ВОПРОСЫ

Что произошло?

Как девочка хотела поступить?

Почему девочка изменила свое решение?

Правильно ли она поступила?

КАКАЯ ПОСЛОВИЦА ПОДХОДИТ? (Лучше горькая правда чем сладкая ложь)

3 "Что легче?" В.А. Осеева Рассказ для детей про ложь

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.

Идут домой - боятся:

- Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

- Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него мама да и простила.

Какая пословица подходит?

Чему учит нас эта пословица?

Действительно, правду говорить легче, и если не лгать,то совесть не будет мучать

Игра « Правда или ложь» (Физминутка)

Дети выходят, по очереди читают высказывания (верные или неверные) и распределяют их по корзинкам «правда и ложь».

На березе растут шишки.

Волк может сидеть на дереве.

Зимой идет снег.

Если у рыбы хорошее настроение, она поет.

Если у мальчика хорошее настроение, он виляет хвостом.

Если дому становиться скучно, он идет гулять.

ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю.

Вчера был четверг.

Слоны умеют летать

Наша земля плоская.

Писатели пишут книги.

Петух играет на рояле.

На еле растут яблоки.

Ложь обычно используется в корыстных целях.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Ложь может приносить вред окружающим.

4 Ситуация

Яша поленился выучить стихотворение к празднику. Когда его попросили прочесть, то он не смог прочитать ни строчки.

Чтобы его не ругали,Яша соврал, что он потерял листочек со стихотворением на улице. Но когда дети выходили на улицу, листочек выпал из кармана курточки Яши. Его заметила девочка Валя.

-- Так вот же листочек со стихом! – воскликнула она.

-- Нет! Это записка бабушки, -- снова соврал Яша, пряча листок в карман.

Какая пословица подходит к данной ситуации,

Маленькая ложь за собою большую ведет

4. Закрепление

(Составление правил честного поведения)

Предлагаю вам составить правила честного поведения.

1) Сказал – сделай.

2) Не уверен – не обещай.

3) Ошибся – признайся.

4) Говори только то, что думаешь.

5) Не можешь сказать правду – объясни почему.

6) Поступай только честно.

Если вы будите соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами

Правда становится явной, как бы человек ни пытался ее скрыть. Только когда о ней узнают все, человеку, который солгал, становится вдвойне стыднее и неприятней. Поэтому всегда нужно говорить правду. Скрыв правду однажды, мы делаем только хуже самим себе и окружающим. Сказав же правду, мы испытываем облегчение на душе.

5. рефлексия.

Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш разговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов.

Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов Петрова Вера Ивановна

Правда – неправда

Правда – неправда

Дети старшего дошкольного возраста знают, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду Но страх наказания, чувство стыда заставляет детей иногда скрывать свои проступки. Сильное эмоциональное переживание притупляет знание о том, что врать нельзя.

Воспитатель на примерах старается показать детям, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке. Педагог объясняет детям, что особого осуждения заслуживает перекладывание вины на другого, ни в чем не повинного человека.

В ходе бесед по этой теме дошкольники осваивают такие понятия, как: «правда», «честность», и их противоположности: «неправда», «нечестность», «ложь», «обман».

Доброе дело – правду говорить смело (4–5 лет)

Воспитатель напоминает детям о том, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых.

Педагог начинает разговор с пословицы «Доброе дело – правду говорить смело», поясняет детям ее смысл. Затем читает рассказ С. Баруздина «За обедом».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Почему дети лгут? [Где ложь, а где фантазия] автора Орлова Екатерина Марковна

Глава 2 Какая правда скрывается за детской ложью? Начнем с себя Давайте с вами немного пофантазируем. Представим на минуту, что наша мечта сбылась и любимое чадо не только не опускается до откровенной лжи, но и не позволяет себе и малейшей нечестности. И…«Малыш, подойди,

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Глава 1 Дитя, которое принес вам аист, оказалось интровертом? Интроверсия: правда и вымысел В душе десятилетнего Мэтью мирно уживаются два разных ребенка. Он любит свой дом, своих собак, интересуется массой вещей, особенно ему нравится все, что связано с природой и

Из книги Времена Антона. Судьба и педагогика А.С. Макаренко. Свободные размышления автора Фонотов Михаил Саввич

Правда анкеты и правда человека Да, шли годы, а Макаренко оставался внутри «системы». Это, заметьте, через годы возбудило подозрительность некоторых потомков, которые уже в наше время стали допытываться: почему? Допытываются как раз те, которые ищут «всю правду» о

Из книги Образ жизни, который мы выбираем автора Фёрстер Фридрих Вильгельм

Из книги Тайм-менеджмент для мам. 7 заповедей организованной мамы автора Гончарова Света

Из книги Философские рассказы для детей от шести до шестидесяти лет автора Тарасов Владимир Константинович

Что делать, когда говорят или пишут в газетах, что скоро будет конец света?! Подруги говорят, что это правда, папа и мама говорят, что это глупости, а у меня из головы не выходит! Как мне быть? Для того, чтобы понять, как относиться к газетным «страшилкам» (и не только газетным)

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Из книги Антистресс для родителей [Ваш ребенок идет в школу] автора Царенко Наталья

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Правда «Это тебя не касается. Дай взрослым спокойно поговорить». Французская система воспитания настаивает, что дети должны знать только то, что напрямую их касается. Франсуаза Дольто, известный психоаналитик, считает, что даже новорожденные понимают все, что происходит

Воспитательный час: «Правда и ложь»

Цель: Объяснить воспитанникам, чем фантазия отличается ото лжи;

Чем фантазия отличается от правды; почему лгать плохо.

Задачи: Выяснить, к чему фантазия ближе - к правде или ко лжи; рассмотреть виды лжи, причины возникновения желания лгать.

Подготовительный этап:

Заранее подготовить листочки с ложными и верными высказываниями.

(Дети сидят не за партами.)

1.Организационный момент

Предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами.

Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить и конечно улыбнёмся друг другу.

2. Определение темы.

Начинаем наш разговор со сказки:

За высокими горами, за зелёными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесёт». Честный человек её не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснёт. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа. Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. Уж и правда её корила и стыдила, а ей хоть бы что, знай, себе врёт и обманывает. Решил народ прогнать её вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живёт она с нами и ни кто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнёт для Лжи своё сердце, то она там и поселится и очень трудно будет от неё избавиться.

О чём мы будем говорить?

Тема нашего разговора «Правда и ложь»

(Обсуждение определений «правда» и «ложь»)

Попробуем дать определение этим понятиям.

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою, правда, рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться?

Как научиться жить.

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

3. Раскрытие темы.

Обсудите и выберите из списка к каждому слову, близкие по значению слова, синонимы.

Что у вас получилось.

Что такое правда? Ложь?

В толковом словаре Ожегова этим понятиям даётся такое определение:

Правда – это то, что соответствует действительности, истина.

Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.

Игра « Правда или ложь»

Дети выходят к доске, по очереди читают высказывания (верные или неверные) и распределяют их по корзинкам «правда и ложь».

* На березе растут шишки.

* Волк может сидеть на дереве.

* Зимой идет снег.

* Иглы ели - видоизмененные листья.

* Если у рыбы хорошее настроение, она поет.

*Если у мальчика хорошее настроение, он виляет хвостом.

* Если дому становиться скучно, он идет гулять.

* ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

* ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю.

* Вчера был четверг.

* Наша земля плоская.

* Писатели пишут книги.

* Петух играет на рояле.

* На елке растут яблоки.

* Ложь обычно используется в корыстных целях.

* Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

* Ложь может приносить вред окружающим.

(Стихотворный персонаж ЖЕНЯ просит разобраться):

А Фантазия? Это правда или ложь?

Воспитатель предлагает детям взять листок, на котором написано слово «фантазия». Дети должны подумать, к чему это слово ближе - к правде или ко лжи.

(Вопросы для беседы:)

*Чем фантазия отличается от правды?

*Чем фантазия отличается ото лжи?

Некоторые люди путают фантазию и ложь

В чем отличие фантазии ото лжи?

*Кто людям более приятен: фантазер или лжец, и почему?

* Нужно ли учиться лгать?

* Нужно ли учиться фантазировать? *Всегда ли нужно говорить правду в глаза?

*Как вы понимаете утверждение: «Самый опасный человек - лжец»?

Как вы считаете, хорошо, или плохо фантазировать всю жизнь? (Ответы детей)

Способность фантазировать сохраняют на всю жизнь далеко не все люди. Многие так заняты собственными проблемами и неурядицами, что на такую вещь, как фантазия, у них просто нет времени. А люди, которым удалось сохранить способность фантазировать, обычно занимаются творческими профессиями: художники, музыканты, писатели. Их работа - создавать фантазийные иллюзии, и многие занимаются своим любимым делом всю жизнь.

Каждый из вас слышал и от родителей, от воспитателей, от учителей, что лгать плохо.

Но объясняли ли они вам, почему это делать нехорошо? Пытались ли с вами разобраться, почему люди начинают лгать?

(Ситуации из школьной жизни.)

Поговорим о ситуациях из школьной жизни. Как вы поступаете, если:

  • получили двойку;
  • потеряли сменную обувь;
  • опоздали на урок;
  • гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?
  • разбили красивую вазу?

А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?

Но у русского народа есть ещё одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому?

(Работа с пословицами)

О правде и лжи есть много пословиц. Думаю, вы с ними уже работали.

Предлагаю вам составить две пословицы и объяснить их смысл.

(Каждой группе даются две одинаковые пословицы)

Красива ложь, да от правды не уйдёшь.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Какие пословицы у вас получились? Зачитайте. Объясните их смысл.

А вы знаете пословицы о правде и лжи?

4. Подведение итога

Теперь вы знаете, что ложь бывает разной, что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду, намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.

5. Итог работы.

(Составление правил честного поведения.)

Предлагаю вам помочь составить правила честного поведения.

1) Сказал – сделай.

2) Не уверен – не обещай.

3) Ошибся – признайся.

4) Говори только то, что думаешь.

5) Не можешь сказать правду – объясни почему.

6) Поступай только честно.

Если вы будите соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою, правда, рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а будем, лишь

Правду говорить!

Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш разговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов.


Тема группового занятия: Правда и ложь.

Познакомить с понятиями “правда” и “ложь”; показать значимость честности; выяснить, каковы могут быть последствия лжи для человека, говорящего неправду;

Совершенствовать навыки культуры общения, развивать у учащихся мышление, речь, память, внимание;

Воспитывать такие нравственные качества личности, как честность, порядочность и справедливость.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, словари, бумажная кукла, цветик-семицветик.

Ход занятия:

Орг. момент:

Здравствуйте, мои друзья!
Снова вместе вы и я.
Вы настройтесь на работу
И послушайте меня.
Дам сейчас я вам заданье,
Чтобы цель определить
И в течение урока
Все задачи нам раскрыть.

Введение в тему.

Чтобы определить тему нашего занятия предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «Пиноккио».

Посмотрите и ответьте на вопрос «Что случилось с Пиноккио и почему?»

Просмотр фрагмента.

Что случилось с Пиноккио и почему? (у Пиноккио вырос огромный нос, т. к. он обманывал, говорил неправду - лгал.)

Ложь это положительное или отрицательное качество? (отрицательное)

А есть ли противоположность лжи? (правда)

Теперь вы можете сформулировать тему занятия. (Правда и ложь) слайд

На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою правда рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Как в этом разобраться?
Как научиться жить,
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?

Вот и Пиноккио просит нас помочь ему разобраться, чтобы его нос стал прежним.

Поможем?

Отправимся вместе с Пиноккио в поисках Правды. Слайд

Целеполагание.

В помощь Фея дала нам вопросы-подсказки, чтобы Пиноккио ничего не забыл. Но т.к. он в школу не ходил Пиноккио все перепутал. Все слова в предложениях слились. Нужно слова разделить, чтобы узнать какие вопросы-подсказки дала Фея.(у каждого на парте приложение 1)

Чтотакоеправда?

Чтотакоеложь?

Почемулюдилгут?

Какложьвлияетначеловека? слайд

Вот на эти вопросы мы и попробуем ответить в нашем путешествии «В поисках Правды».

Сегодня два понятия
Подробно разберем,
Правда и неправда
Мы в жизни их зовем

Словарная работа.

Попробуем дать определение этим понятиям.

На ваших столах набор слов. Обсудите в парах и подберите к каждому понятию «правда» и «ложь», близкие по значению слова. (Приложение 2)

Правда ложь

Истина неправда

Действительность обман

Честность вранье

Быль небылица

Справедливость

Что у вас получилось? Встретились ли непонятные, незнакомые слова? (Объяснение понятий совместно с детьми, опираясь на их знания)

Попробуйте при помощи этих слов дать полное определение что такое, правда? Ложь?

В толковом словаре Ожегова этим понятиям даётся такое определение:

* Правда – это то, что соответствует действительности, истина.

* Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.

Если обман это плохо, то зачем люди лгут и говорят неправду?

Работа над рассказом.

Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ В.А. Осеевой «Что легче?».

Послушайте внимательно и подумайте, почему мальчики сказали неправду? Слайд

"Что легче?" В.А. Осеева. Рассказ для детей про ложь.

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.

Идут домой - боятся:

Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тетка, да и простила.

Так почему мальчики сказали неправду? (боялись)

Кому легче было: кто солгал или сказал правду?

Как можно назвать мальчика, который сказал правду? (смелым, т. к. не побоялся)

Каким лучше быть? Почему?

Люди лгут, чтобы другие не узнали, не хотят признавать свою вину, неудачу и даже преступление. Они хотят, чтобы о них думали лучше. И эти все люди ведомы страхом. Поэтому, если вы будете говорить правду, вас будут считать человеком смелым, честным, с сильным и твердым характером. Такой человек никогда не возьмет чужого, всегда сознается и скажет правду. Это его главное отличие от лживого и нечестного человека.

Вот мы и ответили еще на один вопрос: «Почему люди лгут?»

Вы, ребята, все устали?
Мы немного отдохнём.

Физкультминутка.

Разотрите все ладошки,
Приготовьте для хлопков
Если правда – вы хлопаете,
Если ложь – то топаете.

Оля весело бежит
К речке по дорожке,
А для этого нужны
Нашей Оле… рожки
Оля ягодки берёт
По две, по три штучки,
А для этого нужны
Нашей Оле… ручки
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки,
А для этого нужны
Нашей Оле… сушки
Оля ядрышки грызёт,
Падают скорлупки,
А для этого нужны
Нашей Оле… зубки.

Пока мы с вами отдыхали, к нам пришла кукла Лиза. (Воспитатель показывает бумажную куклу, которая вся скомкана и измята). Слайд. С ней приключилась беда. Она была в другой школе. Ее там обижали, обманывали, обзывали. Посмотрите, на кого она стала похожа. Каждое лживое слово причинило ей боль.

Можем ли мы что-то изменить?

Как нам помочь ей? (пожалеть, сказать что-то приятное)

Давайте, попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать ее шрамы. Одно доброе слово – один разглаженный шрам.

Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она прежней, как была? Почему?

Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, обманывая, вы причиняете боль. А боль остается в душе еще очень долго и никакие комплименты и извинения не могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал «Словом можно убить». И я надеюсь, что прежде чем сказать неправду, или наговорить на кого-то, обозвать – вы хорошо подумаете, а не сделаю ли я больно этому человеку.

Кукла Лиза осталась очень вами довольна, в благодарность за это она дарит вам цветик-семицветик.

На каждом лепестке ситуация. Если все ситуации мы решим правильно, то закончим наше путешествие.

Ситуации.

Как вы поступите если:

Получили двойку,

Разбили красивую вазу,

Опоздали на урок,

Не приехали в школу вовремя,

Потеряли сменную обувь,

Взяли чужие варежки,

Не выучили стихотворение.

Молодцы! Я надеюсь, что впредь вы будете говорить правду, не боясь, а ложь будете обходить стороной.

Рефлексия.

Давайте подумаем, а на все ли вопросы мы помогли ответить Пиноккио?

Давайте вспомним их. Слайд.

Что такое правда?

Что такое ложь?

Почему люди лгут?

Как ложь влияет на человека?

Мы ответили на все вопросы-подсказки, которые дала нам фея, но чтобы вернуть Пиноккио прежний облик нужно произнести волшебные слова, а т. к. эти слова волшебные – они зашифрованы. Ваша задача собрать их по букве, начиная с буквы «П» следуя по часовой стрелке.

- «Правду говори всегда» - хором.

Вот и вернулся к Пиноккио его прежний облик, я надеюсь, это будет для него хорошим уроком. Фрагмент мультфильма.

А мне хочется поблагодарить тех ребят, которые лучше всех потрудились в поисках Правды.

Вам понравился, ребята,
Необычный наш урок. Это всё запомни ты,
В жизни это примени.
Понравилось?
Вы истину мне расскажите,
Себя ложью не черните.
Подошёл к концу урок
Заливается звонок.
Дружно выйдем из-за парт
Глубоко вздохнём, вот так…

Коррекционно-развивающее занятие по нравственному воспитанию С.В. Моргачева, воспитатель, МБОУ «Бейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Тема: «Правда и ложь». Задачи: 1.Уточнить и расширить знания детей о понятиях «правда» и «ложь». 2.Воспитание таких нравственных качеств, как «честность», «правдивость». 3. Коррекция речи. Развивать у учащихся мышление, память, внимание. Оборудование: мультимедиа, цветные конверты с разрезными пословицами, карточки со словами, смайлики (хорошее, плохое настроение). Ход занятия: 1). Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Снова вместе вы и я. Вы настройтесь на работу И послушайте меня. а). Эмоциональный настрой детей (выбор смайликов по настроению). Слайд 1 (смайлик) - Предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга. Круг - символ объединения. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, и конечно улыбнёмся друг другу. 2. Введение в тему. а). Упражнение на развитие логического мышления (работа в парах). - Ребята, у вас на столах, лежат конверты с заданием: -сложите пословицу из слов; -прочитайте и объясните смысл пословицы. Слайд 2 (пословицы) 1.Говоришь правду, правду и делай. 2.Лжи много, а правда одна. 3.Ложь человека не красит. 4.Правду, что шило, в мешке не утаишь. 5.Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. 6.Правду, как ни прячь, все равно наружу выйдет.(прочитать все пословицы) 3. Основная часть. Сообщение темы и целей занятия. - О чём все пословицы? (о правде и лжи) - Ребята, почему конверты у вас на столах разного цвета? Не догадываетесь? - О чём пословицы в синих конвертах? (о правде). Что чувствует человек, который говорит правду? (спокойствие, умиротворение…..), поэтому и цвет конверта приятный, спокойный. - О чём пословицы в красных конвертах? (о лжи).Что чувствует человек, который говорит неправду, лжёт?(беспокойство, тревогу…..), поэтому и цвет конверта яркий, беспокойный. - Назовите тему нашего занятия (ответы детей: правда и ложь). Правильно, тема занятия: «Правда и ложь» (Слайд3) - Сегодня мы поговорим о таких понятиях, как «правда» и «ложь», подберём к ним близкие по значению слова, поговорим о важных нравственных качествах человека, которые во все времена ценились, могут проявляться в реальной жизни, разберёмся, что же легче, говорить правду или лгать. - Как вы думаете, ребята, что такое правда? (ответы детей: правда - честность, искренность…..). (Слайд 4) - В словаре Ожегова ПРАВДА - это то, что соответствует действительности, истина.(дети повторяют определение) - Как вы думаете, ребята, что же такое ложь? (ответы детей: ложь - обман, неправда, враньё, выдумка …..). (Слайд 5) - В словаре Ожегова ЛОЖЬ - это намеренное искажение истины, неправда, обман.(дети повторяют определение) 1).Задание: на доске расположены слова «Правда» и «ложь», подобрать близкие по значению к ним слова и объяснить свой выбор. Искренность, обман, истина, выдумка, клевета, честность, притворство, откровенность, действительность, справедливость, враньё, неправда. - Молодцы! 2)- Послушайте стихотворение С. Михалкова «Находка». (Слайд 6) Я выбежал на улицу По мостовой пошел, Свернул налево за угол И кошелек нашел. Четыре отделения В тяжелом кошельке, И в каждом отделении Пятак на пятаке. И вдруг по той же улице, По той же мостовой Идет навстречу девочка С поникшей головой. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. Но тут беда случается, И я стою дрожа: Не нахожу в кармане я Любимого ножа. И вдруг я вижу девочка Идет по мостовой, Мой ножик держит девочка И спрашивает: Твой? Я нож беру уверенно, Кладу в карман его. Проходит мимо девочка, Не знает ничего. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. Я бросился за девочкой, и я догнал ее, и я спросил у девочки: - Твое? Скажи, твое? - Мое, - сказала девочка, Я шла, разинув рот. Отдай! Я так и думала, Что кто-нибудь найдет. - Какие чувства вызывает стихотворение?(чувство жалости к девочке..). Почему? А мальчика вам не жалко? - Почему мальчик сразу не отдал свою находку? - Как по вашему поступил мальчик?(честно) - Подумайте, что заставило мальчика поступить честно? (чувство стыда…) - Что бы выбрали вы: горькую правду или сладкую ложь? Почему? (Если не сказать правду, то будет стыдно. Ложь бывает сладкой, но она всегда наказуема. Правда всего сильней). ФИЗМИНУТКА (Слайд 7) Упражнение «Правда или нет?» Дети встают в круг и берутся за руки, педагог в центре. Он объясняет, если правда то, что говорит педагог, дети поднимают руки вверх и кричат: «Да!», если неправда, то опускают руки и кричат: «Нет!». В поле есть светлячки, правда? В море плавают рыбы, правда? Есть крылья у телёнка, правда? Есть клюв у поросёнка, правда? Есть вершина у горы, правда? Есть двери у норы, правда? Есть чешуя у петуха, правда? Есть листики у ёлки, правда? Есть книги на полке, правда? Есть у бабы Яги метёлка, правда? 4 .Закрепление (Слайд 8) а). Решение ситуаций. - Каждый знает, что ложь это плохо. Вы когда-нибудь говорили неправду? - Как вы поступите если:  Опоздали на урок.  Не приехали в школу вовремя.  Потеряли сменную обувь.  Взяли чужие рукавицы.  Не выполнили домашнее задание.  Нарушили дисциплину. - Молодцы! Я надеюсь, что вы чаще будете говорить правду, не боясь, а ложь будете обходить стороной. 5. Заключительная часть. Подведение итога занятия. Рефлексия - Назовите тему нашего занятия? - Какие качества в людях ценятся во все времена?(честность, правдивость) - Каждый выбрал для себя, как поступать в той или иной ситуации? - Правда и ложь, так же, как добро и зло ходят рядом. И порой трудно выбрать правильное решение. - В конце нашего занятия хотелось бы подарить вам Памятки с правилами честного поведения. (Слайд 9) Сказал - сделай. Не уверен - не обещай. Ошибся - признайся. Говори только то, что думаешь. Не можешь сказать правду - объясни почему. Поступай только честно. - Какое настроение у вас осталось после нашего занятия? (поменять или не поменять смайлик) (Слайд 10) - Понравилось ли вам наше занятие? - Молодцы! Спасибо за работу.