Афоризмы про разум. Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями (Н

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

2017. Тематическое направление "Разуми

чувство". 11 класс

Тематическое направление «Разум и чувство»

Структура сочинения- рассуждения

1. Вступление.Определение и формулирование основной проблемы, которая будет

доказываться в главной части сочинения. Проще всего тему сочинения сформулировать в

виде вопроса. Например, тему «Темное царство» в драме А.Н. Островского «Гроза» мы

можем переформулировать так: «Каким представлено «темное царство» в драме А.Н.

Островского «Гроза»?» Проводим «расшифровку» темы по ключевым словам. Каждому

ключевому слову даём определение. После того как понятия определены, мы

формулируем свой тезис (главную мысль), который и будем аргументировать в основной

части сочинения.

2. Основная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство

главной мысли сочинения с учетом проблемы, поставленной во вступлении.

доказательств), аргументы(доказательства), примеры (с использованием литературного

материала), промежуточные выводы. Вы должны доказывать свой тезис, привлекая для

аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы

(лучше взять два), избирая свой путь использования литературного материала. Вы можете

показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового

анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа

произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной

темы. В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во

вступлении.

3. Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения;

перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным

во вступлении. Задача - подвести итоги рассуждений. Вы должны обобщить ваши выводы,

используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной

темы: если в ней были слова «проблема», «образ» т.д., повторите их в заключительных

выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют

друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.

Обратите внимание

Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который

только упомянут, но не проанализирован.

Сочинение будет неполным, если подобрать мало материала.

Произведение, которое вы используете как аргумент, пересказывать не нужно.

Необходимо написать собственные размышления и рассуждения по поводу того,

как данная проблема раскрывается в указанном вами произведении.

Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем

его спрашивают. В таком случае сочинение заслуживает неудовлетворительной

оценки («незачёт»).

Алгоритм работы над сочинением

Выбор и обдумывание темы сочинения.

Выявление ключевых слов темысочинения.

Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.

Определение главной мысли сочинения (мой тезис).

Подбор литературного материала.

Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного

наполнения, составление плана.

Написание текста сочинения на черновике.

Редактирование, переписывание сочинения на бланк.

Работа с орфографическим словарём.

Аргументы к сочинению

1.Не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (факты,

взятые из литературных (художественных, публицистических, научных)

источников;

2.факты из биографий писателей, учёных, художников, исторических и

общественных деятелей;

3.общеизвестные исторические факты;

4.результаты сопоставления фактов, логические умозаключения.

«Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших

составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и

поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в

сложном противоборстве, составляющемвнутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои

литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением

чувства и подсказкой разума».

Возможные формулировки тем сочинений

Почему всегда сложно сделать выбор между сердцем и разумом?

Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?

Когда «ум с сердцем не в ладу»? (Грибоедов А.С. «Горе от ума»)

Можно ли достичь некого равновесия (гармонии) между разумом и чувством?

Определение понятий

Из толкового словаря

«Разум –

1. способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы

развития мира,общества и сознательно находить целесообразные способы их

преобразования.

2. Сознание чего- н., взгляды, как результат определенного миропонимания».

«Чувства –

1.способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что- н.

зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

2. Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими

душевными и умственными способностями.

3.Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его

душевной жизни».

Слова- синонимы

Разум: ум, рассудок, интеллект, мыслительные способности, здравый смысл.

Чувства: ощущение, впечатление, душевный порыв, страсть, переживание, влечение,

увлечение.

Произведения

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Татьяна –ее муж - Онегин)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Пугачев- Гринев)

Л.Н.Толстой «После бала» (Иван Васильевич)

А.Н. Островский «Бесприданница» (Лариса)

И.С.Тургенев «Отцы и дети» (Одинцова)

А.Н. Островский «Гроза» (Катерина)

Л.Н. Толстой «Война и мир» (князь Андрей, Элен Курагина)

Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

А.И. Куприн «Олеся» (Иван Тимофеевич)

Л.Н. Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова)

Е. Замятин «Мы» (жители Единого государства)

И.А. Бунин «Легкое дыхание» (Ольга Мещерская)

А.И. Куприн «Олеся» (Олеся)

М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Маргарита)

М. Митчелл «Унесенные ветром» (Скарлетт)

Универсальные тезисы

Ребята, напоминаю, что приведённые ниже цитаты вы можете использовать как

эпиграфы к сочинению или тезисы к определенной теме.

Фирдоуси,персидский поэт и философ: «Пусть разум твой направляет дела. Он душу

твою не допустит до зла».

У. Шекспир,английский поэт и драматург эпохи Возрождения: «Видеть и чувствовать -

Н. Шамфор,французский писатель: «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя,

чем наши страсти».

Г. Флобер, французский писатель: «Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах

мы не вольны».

Л. Фейербах, немецкий философ: «Каковы отличительные признаки истинно

человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой

мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли -

энергия характера, сила чувства - любовь».

А.С. Пушкин, русский поэт и писатель: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».

Н.В. Гоголь,русский писатель: «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она

приобретается не иначе, как победой над страстями».

В.Г. Белинский,русский литературный критик 19 века: «Разум и чувство - двесилы,

равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой».

Л.Н. Толстой,русский писатель: «Каждое существо имеет органы, указывающие ему

место в мире. Для человека этот орган есть разум».

М.М. Пришвин,русский писатель: «Нравственность есть отношение силы разума к силе

чувства».

М.М. Пришвин,русский писатель: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум,

и есть разум, охлаждающий движение чувств».

Э.М. Ремарк,немецкий писатель: «Разум данчеловеку, чтобы онпонял: жить одним

разумом нельзя. Люди живут чувствами, адля чувств безразлично, ктоправ».

Ключевые слова по теме:«внутренний мир человека», «гармония разума и чувства»,

«внутренний конфликт», «нравственный выбор».

Универсальное вступление

Жизнь часто ставит человека перед выбором. Свое решение мы должны принять

развития мира, постигая смысл и связь явлений. Поэтому разум как рациональная

составляющая человеческого сознания дает нам возможность думать и действовать,

опираясь на логику и факты. Чувства иррациональны по своей сути, так как в их основе

лежат эмоции. Известный психолог Н.И. Козлов сравнивал разум с кучером, который

видит, куда нужно ехать повозке, запряженной лошадьми- желаниями. Если лошади бегут

по проторенной дороге, то вожжи можно ослабить. А если впереди перекресток, то нужна

крепкая рука кучера. Нужна воля.

Конечно же, это аллегория. Но смысл ее понятен: разум и чувство - важнейшие

составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки. На

мой взгляд,человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и

чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья.Чтобы доказать свою точку зрения,

обращусь к произведениям русской литературы…

Основная часть. Аргумент из литературы. Л.Н. Толстой. «Война и мир»

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого часто ставит своих героев перед выбором «между

велением чувства и подсказкой разума».

По мнению знатного вельможи екатерининского времени, князя Николая Андреевича

Болконского, «… есть толькодве добродетели: деятельность и ум». В семье Болконских

царит разум, а не чувства. Отправляя своего сына в действующуюармию, старый князь

даёт ему напутствие: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно

будет... А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет...

стыдно». Безусловно, Н.А. Болконский воспитывает своего сына в лучших традициях

русского дворянства: человек должен обладать чувством собственного достоинства,

беречь честь офицера, быть настоящим гражданином. Это всё верно. Но какой же путь

прошел Андрей Болконский? Был ли он счастлив? Давайте вспомним ключевые эпизоды

из жизни толстовского героя.

Наполеона, начало его карьеры. И князь Андрей мечтает о своем Тулоне: «Я хочу славы,

хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, я не виноват, что хочу этого, что

для одного этого я живу». К счастью, герой вскоре поймет ложность своей цели.

Цитаты

  1. Внутренний конфликт: чувства против разума.
  2. Э.М. Ремарк: «Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами».
  3. Белинский: «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести».
  4. А.С. Пушкин: «Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле»
  5. М.М. Пришвин: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств».
  6. Пифагор: «Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь»
  7. Гоголь: «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победа над страстями»
  8. «Разуму не постичь надобностей сердца» Люк Вовенарг.
  9. Белинский: «Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге»
  10. Шиллер: «Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце». — Разве солнце светит мне сегодня для того, чтобы я раздумывал о вчерашнем дне?
  11. Толстой Лев» Война и Мир»: «Если допустить, что жизнь человеческая будет управляться только разумом, то уничтожится сама возможность жизни».

СОЧИНЕНИЕ

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

А.С.Пушкин

Разум и чувства. Могут ли они владеть человеком одновременно или это понятия, взаимно исключающие одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцией и прогрессом? На что способен бесстрастный разум, холодный расчёт? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор - что важнее: разум или чувство - ведётся с древности и у каждого человека свой ответ. «Люди живут чувствами». - утверждает Ремарк, однако тут же добавляет, что для того чтобы осознать это, необходим разум.

(ЭТО НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ)

Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества. На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума на человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и Мир» перед читателем предстают два типа героев. Это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов. С другой, надменная и расчётливая Элен Курагина, её брат - чёрствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от переизбытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером того, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера нетерпеливая молодость повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи. Ведь для неё, смешливой и юной, год ждать свадьбы с Андреем Болконским невероятно долго. Могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами, действительно, разворачивается настоящая драма в душе героини. Она оказывается перед нелёгким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелёгкий выбор. Лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная её нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи. После она сожалела о своём поступке, когда проанализировала его.

(ЧУВСТВАМИ ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК-1арг)

Именно чувство возвышенной и безграничной любви позволило воссоединиться с возлюбленным героине романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдаёт душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прилагаются к её колену. Отвергнув размеренную, обеспеченную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил своё счастье. (КОНТРАРГУМЕНТ)

Таким образом, высказывание Э. М. Ремарк совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, но это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная. Только чувства придают жизни непередаваемо яркие краски, оставляя непередаваемо наполненные воспоминания. Как сказал великий классик Л.Н.Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая будет управляться только разумом, то уничтожится сама возможность жизни». (Автор А.Третьякова)

Ещё ц итаты

Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным. Тит Лукреций Кар

Человек - это восприимчивое, чувствующее, разумное и рассудительное существо, стремящееся к самосохранению и счастью. Поль Анри-Гольбах

В природе разумных существ заложена способность чувствовать свои несовершенства; поэтому-то природа и дала нам стыдливость, то есть чувство стыда перед этими несовершенствами. Шарль Луи Монтескье

Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств. Франческо Патрици

В двадцать лет царит чувство, в тридцать - талант, в сорок - разум. Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Пусть каждый старается думать и говорить разумно, но откажется от попыток убедить других в непогрешимости своих вкусов и чувств: это слишком трудная затея. Жан де Лабрюйер

У каждого потемнеет в глазах, если он, стоя у края бездны, взглянет в ее глубину. Это - не страх, а естественное чувство, неподвластное разуму. Луций Анней Сенека

Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, - вот цепь разумной жизни. Август Платен

Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли - энергия характера, сила чувства - любовь. Людвиг Андреас Фейербах

Оппозиция Разум и чувства является очень интересной для рассуждения. Сочинение подобного типа логично начать с определения понятий разума и чувств. Такое начало позволит не отклониться от темы и находить признаки разума и чувств в тех героях, которые будут избраны для аргументации.

Хорошо для определений подходит словарь Д.Н. Ушакова.

"Разум - способность логически мыслить, постигая смысл (значения для себя, кого-то или чего-то ) и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. || Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания."

"Чувства - способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. || Состояние, в к-ром человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. || Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни" Можно попроще: "Чувства - это то переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима (и скучна, можно будет добавить, если сочинение будет писаться по "Евгению Онегину" ) без переживаний. Для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием."

Словарь Д.Н. Ушакова может быть полезен пишущему и с позиции того, что каждое определение подкреплено цитатой из литературного произведения.

Сочинение может быть украшено раскрытием понятия через цитату или философское или религиозное учение. Для Разума и чувств можно предложить следующие:

"Я хотел понять, — вздохнул Бог, — не может ли разум сам выработать совесть. Я вложил в тебя только искру разума. Но она не выработала совести. Оказывается, сам ум, не омытый совестью, становится злокачественным . Так появился ты. Ты неудачный проект человека." (Фазиль Искандер "Сон о боге и дьяволе")

"Разум есть способность создавать принципы." (И. Кант).

"Мозг берет бразды правления, потому что душа вышла в отставку." (О. Шпенглер)

"Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородные свойства, которые расширили бы круг его жизни." (О. де Бальзак)

"Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств." М. Пришвин

В сочинении можно предположить, что общим между разумом и чувствами является то, что они определяют поступки человека. И тогда можно рассуждать о важности, искренности, правильности поступков человека, совершаемых на основе разума и основе чувств. Тема интересна тем, что можно поразмышлять о том, что важнее - разум или чувства, что нужно для их развития.

Мировая литература дает богатейший материал для рассуждения на тему чувств и разума. Если смотреть в хронологическом порядке, то это

Дж. Остин "Разум и чувства" (разум Элинор и чувства Марианны);

А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (разум Онегина и чувства Татьяны),

А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (всё в Принце - и разум, и чувства);

А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине" (работа и отношения Рэдрика Шухарта);

Ф. Искандер "Сон о боге и дьяволе" (см. цитату выше);

Дж. Мойес "До встречи с тобой" (разум Уилла и чувства Луизы).

1. Внутренний конфликт: чувства против разума
2. "Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами". Эрих Мария Ремарк
3. "Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести". В. Г. Белинский
4. "Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле". А. С. Пушкин
5. "Есть чувства, восполняющие и затемняющие Разум, а есть Разум, охлаждающий движение чувств". И. Пришвин
6. "Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь". Пифагор
7. "Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями". Н. В. Гоголь
8. "Разуму не постичь надобностей сердца". Вовенарг
9. "Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге". В. Г. Белинский
10. "Просвещённый Разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце". Ф. Шиллер
11. "Если допустить, что жизнь человеческая может управлять разумом, то уничтожится сама возможность жизни". Л. Н. Толстой

Список литературы:
1. Л. Н. Толстой. Война и мир. После бала. Смерть Ивана Ильича
2. И. С. Тургенев. Отцы и дети.
3. Н. Карамзин. Бедная Лиза
4. М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита. Записки юного врача. Собачье сердце
5. В. Гюго. Отверженные. Собор Парижской богоматери
6. Д. Фаулз. Коллекционер. Волхв
7. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание. Идиот. Кроткая
8. М. Алданов. Ключ. Бегство. Пещера.
9. В. Железников. Чучело
10. А. Алексин. Безумная Евдокия. Мой брат играет на кларнете
11. А. И. Куприн. Олеся. Гранатовый браслет
12. А. Островский. Гроза. Бесприданница

Возможные формулировки тем сочинений

1.Почему всегда сложно сделать выбор между сердцем и разумом?

3.Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?

5.Когда «ум с сердцем не в ладу»? (Грибоедов А.С. «Горе от ума»)

6.Можно ли достичь некого равновесия (гармонии) между разумом и чувством?

7. "Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге" (В.Г.Белинский).

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТЕЗИСЫ

Ребята, напоминаю, что приведённые ниже цитаты вы можете использовать как эпиграфы к сочинению или тезисы к определенной теме.

Фирдоуси, персидский поэт и философ: «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла».

У. Шекспир, английский поэт и драматург эпохи Возрождения: «Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить.

Н. Шамфор, французский писатель: «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти».

Г. Флобер , французский писатель: «Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны».

Л. Фейербах, немецкий философ: «Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли - энергия характера, сила чувства - любовь».

А.С. Пушкин, русский поэт и писатель: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».

Н.В. Гоголь, русский писатель: «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями».

Универсальное вступление

Жизнь часто ставит человека перед выбором. Свое решение мы должны принять «головой» или «сердцем». Разум - это способность логически мыслить, уяснять законы развития мира, постигая смысл и связь явлений. Поэтому разум как рациональная составляющая человеческого сознания дает нам возможность думать и действовать, опираясь на логику и факты. Чувства иррациональны по своей сути, так как в их основе лежат эмоции. Известный психолог Н.И. Козлов сравнивал разум с кучером, который видит, куда нужно ехать повозке, запряженной лошадьми-желаниями. Если лошади бегут по проторенной дороге, то вожжи можно ослабить. А если впереди перекресток, то нужна крепкая рука кучера. Нужна воля.

Конечно же, это аллегория. Но смысл ее понятен: разум и чувство - важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки. На мой взгляд, человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к произведениям русской литературы…

ПОДБОРКА СОЧИНЕНИЙ №1 по блоку «Разум и чувство»

Рене Декарт, французский философ, сказал: «Я мыслю – значит существую» («Cogito, ergo sum»). Следует ли из этого, что разум превыше чувства? Наверное, напротив, душевная деятельность человека существует только благодаря его сознанию, способности мыслить. Нам лишь кажется, что человек разделён на части и вечно борется внутри сам с собой: разум призывает к расчётливым поступкам, а сердце сопротивляется и действует по наитию. Но наше мышление есть атрибут души, ведь душа формирует нашу мысль. Есть ли этому предположению подтверждение в русской литературе?

В рассказе Антона Павловича Чехова «Студент» мы видим довольно тоскливый пейзаж весеннего вечера, постепенно превращающийся в угнетающую картину густых ночных потёмок. Студент духовной академии Иван Великопольский идёт «с тяги домой». Погода, ночь, холод, закоченевшие пальцы, голод - всё навевает Ивану тоску, его мысли безрадостны. Он представляет, что так же несчастны были люди и при Рюрике, и при Иване Грозном, и при Петре: нищета, болезни, невежество, тоска, мрак и угнетённость. Встретив на вдовьих огородах двух простых, деревенских женщин, он вдруг начинает рассказывать (в канун пасхи) историю апостола Петра. Хрестоматийное повествование рождает удивительный отклик в душах женщин. Василиса, продолжая улыбаться, вдруг заплакала: слёзы «…изобильные, потекли у неё по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слёз, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у неё стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». Такая реакция на его рассказ вновь заставила задуматься Ивана: что вызвало слёзы Василисы? Просто его умение рассказывать или неравнодушие к судьбе апостола Петра? «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух». Вот так неожиданно мысли превратились в чувство, остаток пути Иван шёл в состоянии невыразимо сладкого ожидания счастья, неведомого, таинственного, «и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Но так бывает не всегда. Подчас чувство рождает мысль, а мысль – действие. В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Лёгкое дыхание» главная героиня Оля Мещерская совершила проступок: она поддалась неведомому чувству влечения. Озорство ли, жажда ли приключения, обожающие ли взгляды друга отца - Алексея Михайловича, привели девочку к неправильному, глупому поступку, и вызвали мысли о своей греховности, преступности. «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» - напишет Оля в своём дневнике. Как и когда созрел у неё план самоуничтожения? Власть чувства привела героиню рассказа к страшному финалу. Смерть забрала саму женственность, красоту и то лёгкое дыхание, которого так не хватает в мире…

Разум и чувство… Что первично… Мне кажется, это вопрос для специалистов. Литература даёт варианты прочтения, описывает возможное развитие взаимоотношений разума и эмоции. Каждый выбирает по себе, чем руководствоваться, чему подчинять своё поведения: бежать на поводу у чувства к краю пропасти или спокойно, взвешенно определить план действия и поступить не в угоду чувству, но разумно, не разрушая свою правильную жизнь

ЧТО ПРАВИТ МИРОМ: РАЗУМ ИЛИ ЧУВСТВА? №2

На многие фундаментальные вопросы, возникающие вновь и вновь в каждом поколении у большинства думающих людей, нет и не может быть конкретного ответа, а все рассуждения и споры по этому поводу являются ничем иным, как пустой полемикой. В чем смысл жизни? Что важнее: любить или быть любимым? Что есть чувства, Бог и человек в масштабах вселенной? К рассуждениям этого рода относится и вопрос о том, в чьих же руках главенство над миром - в холодных пальцах разума или в крепких и страстных объятьях чувств? Мне кажется, что в нашем мире априори все органично, и разум может иметь какое-то значение лишь в совокупности с чувствами - и наоборот. Мир, в котором все подчиняется только разуму, утопичен, а полное главенство чувств и страстей человеческих приводит к излишней эксцентричности, импульсивности и трагедиям, какие описываются в романтических произведениях. Однако, если подходить к поставленному вопросу прямо, опуская всевозможные «но»,то можно прийти к выводу, что, безусловно, в мире людей, существ ранимых, нуждающихся в поддержке и эмоциях, управленческую роль берут на себя именно чувства. Именно на любви, на дружбе, на духовной связи и строится истинное счастье человека, даже если сам он активно это отрицает.

В русской литературе представлено множество противоречивых личностей, безуспешно отрицающих необходимость чувств и эмоций в своей жизни и провозглашающих разум как единственно верную категорию существования. Таким, например, является герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Свой выбор в сторону циничного и холодного отношения к людям Печорин сделал еще в детстве, столкнувшись с непониманием и отторжением со стороны окружающих его людей. Именно после того, как его чувства были отвергнуты, герой решил, что «спасением» от подобных душевных переживаний будет полное отрицание любви, нежности, заботы и дружбы. Единственным верным выходом, защитной реакцией Григорий Александрович выбрал умственное развитие: он читал книги, общался с интересными людьми, анализировал общество и « играл» с чувствами людей, тем самым возмещая собственный недостаток эмоций, однако это все же не помогло заменить ему простое человеческое счастье.В погоне за умственной деятельностью герой совершенно разучился дружить, а тот момент, когда в его сердце все же загорались искры теплого и нежного чувства любви, он насильно подавлял их, запрещая себе быть счастливым, пытался подменить это путешествиями и красивыми пейзажами, но в итоге потерял всякое желание и стремление жить. Получается, что без чувств и эмоций любая деятельность Печорина отражалась на его судьбе в черно-белых тонах и не приносила ему никакого удовлетворения.

В подобной ситуации оказался и герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Отличие Базарова от Печорина в том, что свою позицию по отношению к чувствам, творчеству, вере он отстаивал в споре, формировал собственную философию, построенную на отрицании и уничтожении, и даже имел последователя. Евгений упорно и небезрезультатно занимался научной деятельностью и все свое свободное время посвящал саморазвитию, однако фанатичное стремление уничтожить все, что не подвластно разуму, в тоге обернулось против него самого. Вся нигилистическая теория героя разбилась о неожиданно пришедшие чувства к женщине, и эта любовь не только наложила тень сомнения и смятения на всю деятельность Евгения, но и очень сильно пошатнула его мировоззренческую позицию. Выходит, что любые, даже самые отчаянные попытки уничтожить в себе чувства и эмоции являются ничем по сравнению с, казалось бы, незначительным, но таким крепким чувством любви.

Наверное, сопротивление разума и чувств всегда было и будет в нашей жизни - такова суть человека, существа, которое " изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся". Но мне кажется, в этой совокупности, в этом противостоянии, в этой неопределенности и состоит вся прелесть человеческой жизни, весь её азарт и интерес.

СОЧИНЕНИЕ №3 по блоку «Разум и чувство»

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы, две

составляющие части внутреннего мира каждого человека. Обе эти силы

равно нуждаются друг в друге.Душевная организация человека очень сложная. Ситуации, которые происходят и случаются с нами, бывают самые разные. Одна из них-это когда чувства наши преобладают над разумом. Для другой ситуации характерно преобладание разума над чувствами. Бывает ещё и третья, когда у человека наступает гармония, это означает, что разум и чувства совершенно одинаково влияют на душевную организацию человека.

Тема разума и чувства интересна для многих писателей. Читая произведения мировой художественной литературы, в том числе и русской, мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о проявлении разных ситуаций в жизни героев художественных

произведений, когда происходит внутренний конфликт: чувства выступают против разума. Литературные герои очень часто оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Так, в повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» мы видим, как в бедную крестьянскую девушку Лизу влюбляется дворянин Эраст. Лиза безумно любит Эраста. Автор наблюдает за сменой Лизиных чувств. Смущение, грусть, безумная радость, беспокойство, отчаяние, потрясение- вот те чувства, которые переполнили сердце девушки. Эраст, слабый и ветреный, охладел к Лизе, он ни о чём не думает, безрассудочный человек. Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам даёт разум. Лиза надеется вернуть утраченное счастье, но всё напрасно. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, она забывает душу свою и бросается в пруд около Симонова монастыря. Девушка доверяет движениям своего сердца, живёт только «нежными страстями». Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Пылкость и горячность приводят её. к гибели. Читая повесть Н. М. Карамзина, мы убеждаемся в том, что «разум и чувства-это две силы, одинаково нуждающиеся друг в друге».

В романе Льва Николаевича Толстого можно найти несколько сцен и

эпизодов, касающихся данной темы. Любимая героиня Л. Н. Толстого, Наташа Ростова встретила и полюбила князя Андрея Болконского. После отъезда князя Андрея за границу Наташа долго очень грустила, не выходя из своей комнаты. Ей очень одиноко без любимого человека. В эти трудные дни в её жизни встречается Анатоль Курагин. Он смотрел на Наташу «восхищённым, ласковым взглядом». Девушка безоглядно увлеклась Анатолем. Любовь Наташи и Андрея была подвержена испытанию. Не сдержав данного обещания дождаться любимого, она предала его. Молода девушка слишком юна и неопытна в делах сердечных. Но чистая душа подсказывает ей, что она поступает нехорошо. Почему Ростова полюбила Курагина? Она увидела в нём близкого ей человека. Эта любовная история закончилась очень печально.


Разум дает человеку безграничные возможности. Этот природный дар необходимо культивировать и постоянно развивать – только в этом случае он станет мощным оружием против обуревающих нас страстей.

Преобладающие над разумом чувства нередко ведут к ошибкам, порой непоправимым. Но возникающими в душе чувствами сложно управлять, об этом знает практически каждый. Именно поэтому человеку свойственны глупые и необъяснимые поступки.

Мне кажется, что чувства должны гармонировать с разумом. Опираясь лишь на эмоции, можно натворить немало бед. В то же время ведущий по жизни холодный разум, исключающий чувства и желания, никогда не сделает человека по-настоящему счастливым.

Можно рассмотреть эту проблему на примере «Бедной Лизы» Николая Карамзина. Каждый из героев повести руководствовался в своих поступках тем, что оказывало на него большее воздействие.

Эрасту были свойственны низменные страсти: он проиграл в карты собственное имение, однако в какой-то момент разум одержал верх над страстями и подсказал герою простой выход из сложной ситуации. Исправить положение он мог женитьбой на богатой вдове. Поступок неблаговидный, но вполне логичный в его ситуации. Чистый расчет лишил его главной радости жизни – любви, но ради положения в обществе Эраст готов на такую жертву.

Лиза напротив полностью отдалась во власть сердечных чувств. Под их напором разум просто не в состоянии был дать совет молодой крестьянке.

Девушка напрочь забыла о социальном неравенстве с возлюбленным, а выгодную для себя партию отвергла без сожалений. Но в итоге чувства к Эрасту довели героиню до самоубийства, хотя Лиза всем сердцем была привязана к старенькой матери. В итоге ни одни из героев повествования не стал счастливым. Лиза умерла, сердце матери стонет от горя, а Эраст до скончания дней своих будет считать себя убийцей… Несмотря на прагматизм, молодой человек наделен совестью – это тоже важное чувство.

В итоге можно констатировать, что лишь согласие между разумом и душевными страстями способно помочь человеку в трудную минуту. Если руководствоваться только разумом или одними эмоциями - велика вероятность фатальной ошибки.

Обновлено: 2016-12-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Разум дает человеку безграничные возможности. Этот природный дар необходимо культивировать и постоянно развивать – только в этом случае он станет мощным оружием против обуревающих нас страстей.

Преобладающие над разумом чувства нередко ведут к ошибкам, порой непоправимым. Но возникающими в душе чувствами сложно управлять, об этом знает практически каждый.

Именно поэтому человеку свойственны глупые и необъяснимые поступки.

Мне кажется, что чувства должны гармонировать с разумом. Опираясь лишь на эмоции, можно натворить немало

бед. В то же время ведущий по жизни холодный разум, исключающий чувства и желания, никогда не сделает человека по-настоящему счастливым. Можно рассмотреть эту проблему на примере “Бедной Лизы” Николая Карамзина. Каждый из героев повести руководствовался в своих поступках тем, что оказывало на него большее воздействие.

Эрасту были свойственны низменные страсти: он проиграл в карты собственное имение, однако в какой-то момент разум одержал верх над страстями и подсказал герою простой выход из сложной ситуации. Исправить положение он мог женитьбой на богатой вдове. Поступок неблаговидный, но вполне логичный

в его ситуации. Чистый расчет лишил его главной радости жизни – любви, но ради положения в обществе Эраст готов на такую жертву.

Лиза напротив полностью отдалась во власть сердечных чувств. Под их напором разум просто не в состоянии был дать совет молодой крестьянке. Девушка напрочь забыла о социальном неравенстве с возлюбленным, а выгодную для себя партию отвергла без сожалений. Но в итоге чувства к Эрасту довели героиню до самоубийства, хотя Лиза всем сердцем была привязана к старенькой матери. В итоге ни одни из героев повествования не стал счастливым. Лиза умерла, сердце матери стонет от горя, а Эраст до скончания дней своих будет считать себя убийцей… Несмотря на прагматизм, молодой человек наделен совестью – это тоже важное чувство.

В итоге можно констатировать, что лишь согласие между разумом и душевными страстями способно помочь человеку в трудную минуту. Если руководствоваться только разумом или одними эмоциями – велика вероятность фатальной ошибки.


Другие работы по этой теме:

  1. Разум и страсти – две противоположности, не существующие друг без друга, потому что одна может породить другую. В некоторых случаях, требующих разумного решения, нужно заглушать...
  2. Чувства или разум? Вопрос старый как мир. Противостояние без конца и начала. Хотя если пойти дальше, то окажется, что чувства были намного раньше. Древний человек...
  3. Сколько лет стоит мир, столько и спорят разум и чувство. Что важнее. Этот вопрос во все времена занимал людей. Что для себя сделать приоритетным: разум...
  4. Чувства и разум всегда противоборствовали друг с другом. Тема этого противостояния популярна как в классической, так и в современной литературе. И неспроста: победа одного над...